Рабочая программа учебной дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование Региональная экономика, Стратегическое территориальное планирование»






Скачать 141.25 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование Региональная экономика, Стратегическое территориальное планирование»
Дата публикации09.07.2016
Размер141.25 Kb.
ТипРабочая программа
e.120-bal.ru > География > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»




Международный факультет управления

Кафедра экономики



УТВЕРЖДАЮ


Декан международного

факультета управления

______________П.Ф. Тарасенко

__________________ 2013 г.

Рабочая программа учебной дисциплины

«Региональное управление и территориальное планирование (Региональная экономика, Стратегическое территориальное планирование»


Направление подготовки: 081100 «Государственное и муниципальное управление»

Профиль подготовки:

Региональное управление

Квалификация (степень) выпускника: «Бакалавр»

Форма обучения: очная

Томск 2013

1. Цели освоения дисциплины

сформировать представление о причинах региональных различий в развитии страны, о роли региона в экономике страны, о роли природных ресурсов регионов в экономике страны. Провести территориальную привязку хозяйствующих субъектов базирующуюся на закономерностях, принципах и факторах размещения производительных сил.

Учебные задачи дисциплины:

  • приобретение студентами знаний о сущности, роли и функции региона в системе экономических отношений;

  • формирование у студентов понимания содержания региональной политики государства и её значения в стимулирование самостоятельного развития региона;

  • формирование навыков студентов во владении методами анализа социально-экономических процессов в регионе.


2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл Базовая (общепрофессиональная) часть» ФГОС-3 по направлению подготовки – «Государственное и муниципальное управление».

Для освоения курса необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра государственного и муниципального управления по следующим предметам: экономическая теория, муниципальные финансы, налоги и налогообложение, государственное регулирование экономики, математическая статистика.

Данная учебная дисциплина входит в систему дисциплин профессионального цикла, ориентированных на изучение хозяйственной деятельности в регионе и межрегиональные связи.

2.1 Область профессиональной деятельности бакалавров включает:

исполнение должностных обязанностей на должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий лиц, находящихся на государственных должностях и исполнения полномочий государственных органов,

на должностях муниципальной службы по обеспечению исполнения полномочий лиц, находящихся на выборных муниципальных должностях и исполнения полномочий органов местного самоуправления,

на должностях в государственных и муниципальных организациях и учреждениях,

на административных должностях в государственных и муниципальных предприятиях, в научно-исследовательских и образовательных организациях в сфере государственного и муниципального управления, в политических партиях, общественно-политических и некоммерческих организациях.

2.2. Объектами профессиональной деятельности выпускника являются процессы и отношения в:

  • государственных и муниципальных органах власти;

  • органах местного самоуправления;

  • государственных и муниципальных учреждениях и организациях;

  • институтах гражданского общества;

  • организациях общественного сектора;

  • некоммерческих организациях;

  • международных организациях и международных органах управления;

  • научно-исследовательских и образовательных организациях и учреждениях.



2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр по направлению подготовки Региональное управление готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • управленческой - разработка административных регламентов, проектов должностных регламентов государственных и муниципальных служащих;

  • аналитической - проведение анализа экономического состояния отраслей бюджетного сектора, отдельных организаций, определение экономических последствий подготавливаемых или принятых решений;

  • научно-исследовательской;

  • организации взаимодействия с внешней средой;

  • консультирование государственных, некоммерческих и хозяйственных организаций;

  • разработка программ социально-экономического развития федерального, регионального и местного уровня;



3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: «Региональная экономика и управление».

В процессе обучения данной дисциплины студент должен овладеть следующими компетенциями: общекультурные компетенции (ОК):

ОК-1

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

знать: основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления

уметь: анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне

владеть: методологией экономического исследования

ОК-4

способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем

знать: закономерности развития природы, общества и мышления

уметь: выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий

владеть: методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей

ОК-5

умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

знать: основные нормативные правовые документы

уметь: ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности

владеть: навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества

Профессиональные компетенции (ПК):

ПК-2

способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов

знать: методы построения эконометрических моделей объектов, явлений и процессов

уметь: рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели

владеть: современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне

ПК-4

способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач

знать: основы математического анализа, линейной алгебры, теории вероятностей и математической статистики, необходимые для решения экономических задач

уметь: применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования для решения экономических задач

владеть: навыками применения современного математического инструментария для решения экономических задач

ПК-8

способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей

знать: закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне

уметь: анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики и выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей

владеть: современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных

ПК-9

способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет

знать: методы построения эконометрических моделей объектов, явлений и процессов

уметь: - осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи

владеть: навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста на иностранном языке по проблемам экономики и бизнеса; современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных


В результате освоения дисциплины обучающейся должен:

Знать:

  • причины формирования иерархии регионов, специфику региональной конкуренции, принципы регионального управления;

  • взаимосвязи понятий субъект федерации - регион - страна - кооперация и интеграция между регионами и странами; мировая экономика - национальная экономика - региональная экономика; структура региональной экономики - региональный воспроизводственный процесс, региональный производственный комплекс;

  • этапы разработки и реализации государственной и региональной экономической политики;

  • функционирование СЭЗ.

Уметь:

  • выявлять проблемы экономического и социально характера при анализе деятельности региона, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

  • систематизировать и обобщать информацию по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты;

  • использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения различных задач;

  • понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;

  • работать со статистическими источниками, литературными источниками, нормативно-правовой базой;

Владеть:

  • специальной терминологией и лексикой

  • навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

  • навыками участия в научных дискуссиях;

  • навыками передачи экономических знаний в образовательном процессе

4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Региональная экономика и управление.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц 180 часов, в 5 семестре 108 часов; итоговый контроль экзамен; в 6 семестре 72 часа; итоговый контроль зачет.






п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

1

Региональная экономика как научная дисциплина

5




Л:4

СР:2

ПР:2

К:еженедельно

Коллоквиум, зачет

2

Научные методы исследования региональной экономики

5




Л:4

СР:6

ПР:4

К:еженедельно

Коллоквиум, зачет

3

Типы экономического пространства

5




Л:4

СР:1

ПР:4

К:еженедельно

Коллоквиум, зачет

4

Национальные территории как часть мирового экономического пространства

5




Л:6

СР:4

ПР:6

К:еженедельно

Коллоквиум, зачет

5

Регионы внутри страны.

5




Л:6

СР:1

ПР:6

К:еженедельно

Практические занятия, творческие задания, тесты




Ресурсный потенциал и экономика природопользования


5




Л:4

СР:2

ПР:4

К:еженедельно

Контрольная работа

7

Региональные рынки

6




Л:6

СР:4

ПР:4

К:еженедельно

Практические занятия, творческие задания, тесты

8

Базовые и инфраструктурные отрасли

6




Л:4




ПР:4

К:еженедельно

Практические занятия, творческие задания, тесты

9

Региональная политика и региональные программы

6




Л:4




ПР:6

К:еженедельно

Практические занятия, творческие задания, тесты

10

Регион - объект хозяйственной деятельности и управления. Организация управления экономикой региона.

6




Л:4




ПР:4

К:еженедельно

Контрольная работа

5. Образовательные технологии

Используемые образовательные технологии: лекции, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (дисциплина определяется по выбору обучающегося). Лекции читаются с использованием презентаций и интерактивной доски. Проведение семинарских занятий предусматривает обсуждение дискуссионных вопросов, разбор конкретных ситуаций сложившихся в регионе, под воздействием внешней среды; получение студентами самостоятельно информации на интернет-сайтах по заданию преподавателя, её обобщение, анализ и представление в виде докладов, рефератов, сообщений, домашнюю контрольную работу - исследование региона, его социально-экономической характеристики.

При проведении занятий применяются активные формы занятий (деловые игры, проектные методики, разбор конкретных ситуаций).

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля):

а) Основная литература:

  1. Андреев А.В. Основы региональной экономики: учебное пособие/ А.В.Андреев, Л.М.Борисова, Э.В.Плучевская М.: КНОРУС,2007.-336с.
  2. Белокрылова О.С. Региональная экономика и управление: учебное пособие/ О.С. Белокрылова Москва Альфа-М , 2011.-237с.

  3. Ермошина Г.П. Региональная экономика: учебное пособие/Г.П.Ермошина, В.Я.Поздняков Москва ИНФРА-М, 2012.-575с.


  4. Кистанов В.В. Региональная экономика России/ В.В. Кистанов М. Финансы и статистика, 2006.- 578с.

  5. Курнышев В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования/ В.В. Курнышев М.: Кнорус, 2010. - 255с.

  6. Региональная экономика: учебник для студентов вузов / Т. Г. Морозова [и др.]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 527 с.

  7. Фетисов Г.Г Региональная экономика и управление/ Г.Г Фетисов М. ИНФРА-М 2006.-415.


б) дополнительная литература:

  1. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики/ А. Г. Гранберг М. ГУВШЭ 2001-492 с.

  2. Дорошенко И. В. Региональная экономика и размещение производительных сил учебное пособие / И.В. Дорошенко М. Благовест-В 2006.-152с.

  3. Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление : учебное пособие/ Е.Г. Коваленко, Г. М. Зинчук, С. А. Кочеткова и др. СПб.: Питер , 2008.-288с.

Для изучения текущей экономической ситуации в регионах требуется обязательная работа с периодическими изданиями:

Журналы, сайты:

  1. Российский экономический журнал

  2. Региональная экономика теория и практика: научно-практический и аналитический журнал Газеты:

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Официальный сайт - www.gks.ru  

  2. Шишков М.К., Кормушин М.Ю., Сорокин А.А. Территориальное устройство России. – www.terrus.ru

  3. Континент Сибирь – [Электронный ресурс], режим доступа http://www.ksonline.ru, свободный

  4. Официальные сайты субъектов Российской Федерации, например Томская область - [Электронный ресурс], режим доступа http://lejkin.trecom.tomsk.ru/, свободный;

  5. Новосибирская область - [Электронный ресурс], режим доступа http://www3.adm.nso.ru/, свободный.

 
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки ____________________ .
Автор: Холодова Елена Иосифовна

Рецензент: Шимширт Наталья Дмитриевна
Программа одобрена на заседании методической комиссии МФУ

от ___________ года, протокол № ________.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование Региональная экономика, Стратегическое территориальное планирование» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Региональное управление и территориальное планирование»
Предмет региональной экономики, ее цели и задачи. Регион как целостная система. Региональная политика

Рабочая программа учебной дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование Региональная экономика, Стратегическое территориальное планирование» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Региональное управление и территориальное планирование»
Предмет региональной экономики, ее цели и задачи. Регион как целостная система. Региональная политика

Рабочая программа учебной дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование Региональная экономика, Стратегическое территориальное планирование» iconРегиональное управление и территориальное планирование
Направление подготовки бакалавра 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление»

Рабочая программа учебной дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование Региональная экономика, Стратегическое территориальное планирование» iconПрограмма дисциплины «Управление муниципальным экономическим развитием...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....

Рабочая программа учебной дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование Региональная экономика, Стратегическое территориальное планирование» iconПрограмма дисциплины «Территориальное стратегическое планирование»...
...

Рабочая программа учебной дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование Региональная экономика, Стратегическое территориальное планирование» iconВзаимосвязь социально-экономического и территориального планирования...
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ территориальное планирование это планирование развития территорий, в том числе

Рабочая программа учебной дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование Региональная экономика, Стратегическое территориальное планирование» iconВысшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и бакалавров по направлению 081100. 62...

Рабочая программа учебной дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование Региональная экономика, Стратегическое территориальное планирование» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Стратегическое планирование...
«Стратегическое планирование в логистике и международных транспортных перевозках»

Рабочая программа учебной дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование Региональная экономика, Стратегическое территориальное планирование» iconПрограмма дисциплины «Территориальное планирование и управление устойчивостью...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500....

Рабочая программа учебной дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование Региональная экономика, Стратегическое территориальное планирование» iconРабочая программа учебной дисциплины экономика, управление и планирование...
«Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (транспорт)»...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную