Рабочая программа по учебному предмету «География»






Скачать 419.23 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному предмету «География»
страница1/3
Дата публикации14.03.2016
Размер419.23 Kb.
ТипРабочая программа
e.120-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «География» для средней школы – 10 - 11 классы - составлена:

в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего среднего образования к результатам изучения учебного предмета «География», 2004 г.;

на основе программы курса географии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень), Москва 2011, автор – составитель В.П. Максаковский;

с учётом рекомендации инструктивно-методических писем департамента образования Белгородской области, Бел ИРО «О преподавании предмета «География» в общеобразовательных организациях Белгородской области» в 2014-2015 учебном году.

Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение географии в 10-11 классах отводится не менее 70 часов.

Календарным учебным графиком МБОУ «Харьковская средняя общеобразовательная школа» установлено в 10-11 классах 34 учебные недели.

В учебном плане МБОУ «Харьковская средняя общеобразовательная школа» на изучение предмета «География» в 10-11 классах средней школы отведено 68 учебных часов:

10 класс 1 часа в неделю, всего 34 часа;

11 класс 1 часа в неделю, всего 34 часа.

Данное распределение часов соответствует содержанию программы по географии под редакцией Максаковского В.П.

Данная рабочая программа для изучения учебного предмета «География» в 10-11 классах средней школы также рассчитана на 68 учебных часов. Рабочая программа предусматривает некоторые изменения:

Чтобы привести в соответствие учебную нагрузку и рабочую программу по географии в 10-11 классах, авторская программа уплотнена с 70 часов до 68 часов (по 34 часа в каждом классе)

В рабочую программу внесены изменения: изучение темы «Россия в современном мире» рекомендовано в 11 классе, а в рабочей программе отводится 2 часа в 10 классе. При составлении рабочей программы по географии в авторскую программу внесены следующие изменения: часть II «Региональная характеристика мира» полностью перенесена в 11 класс, что позволит учащимся более целостно представить географическую картину мира. Количество часов в рабочей программе темы 11 «Россия в современном мире» уменьшено на 3 часа в связи с тем, что данные о России приводятся во всех темах общей характеристики мира, включая текстовые карты и статистические материалы.

Настоящая рабочая программа и тематическое планирование предполагает использование учебно-методического комплекта:

1. В.П. Максаковский «Программы общеобразовательных учреждений. География 10 – 11 классы Базовый уровень» 2011год.

2. В.П. Максаковский География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций: базовый уровень / В.П. Максаковский. – 17-е изд. – М. Просвещение, 2009. – 397с: ил., карт.

3. Максаковский В.П. География. Рабочая тетрадь. 10 класс: пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений: базовый уровень / В.П. Максаковский. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 61 с.: ил., карт.

4. География 10 кл.: атлас. – 3-е изд. испр. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2011 – 40 с.: карт. ил.

5. Контурная карта. 10 класс. М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2014г.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, её роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов
Учебно-тематический план 10 класс

Содержание программы

Раздел, тема

Авторская программа

Рабочая программа

Практические

работы

Введение

1

1




Часть I. Общая характеристика мира










Тема 1.

Современная политическая карта мира

4

4

1

Тема 2.

Природа и человек в современном мире

6

6

1

Тема 3.

География население мира

6

6

1

Тема 4.

Научно-техническая революция и мировое хозяйство

7

7

1

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства

8

8




Раздел 5.

Россия в современном мире

3

2




Итого

35

34




Учебно-тематический план 11 класс


Содержание программы


Авторская

программа

Рабочая

программа

Практические работы

Часть 2. Региональная характеристика мира


30


29


3

Введение

-

1

-

Тема 6. Зарубежная Европа

6

6

-

Тема 7. Зарубежная Азия

10

8

1

Тема 8. Африка

4

4

1

Тема 9. Северная Америка

6

6

1

Тема 10. Латинская Америка

4

4

-

Часть 3.

Тема 12. Глобальные проблемы человечества

5

5

-

Итого

35

34

3



Тематическое планирование 10 класс



п/п

Наименование раздела и тем

Практические работы

Количество

часов

Введение (1 час)

1

География как наука. Традиционные методы географических исследований

Обучающая практическая работа «Анализ карт различной тематики. Обозначение на контурной карте основных географических объектов»

1

Часть I. Общая характеристика мира

Тема 1. Современная политическая карта мира (4 часа)

2

Формирование политической карты мира

1

3

Многообразие стран современного мира.

Обучающая практическая работа

«По политической карте мира определить страны, имеющие наибольшее число стран-соседей»

1

4

Государственный строй стран мира.

Итоговая практическая работа №1

Составление систематизированной таблицы «Государственный строй стран мира »

1

5

Понятие о политической географии и геополитике.

Тренировочная практическая работа «Используя средства массовой информации и ресурсы Интернета охарактеризовать; а) географию «горячих точек» на современной политической карте мира, б) географию самопровозглашённых (непризнанных) государств на этой карте»

1

Тема 2. Природа и человек в современном мире (6 часов)

6

Взаимодействие природы и общества

Обучающая практическая работа «Составление картосхемы размещения крупных месторождений полезных ископаемых и районы их выгодных территориальных

сочетаний».

1

7

Ресурсообеспеченность. Классификация природных ресурсов.

Итоговая практическая работа №2 «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира»

1

8

Минеральные и земельные ресурсы мира.

Водные и биологические ресурсы.

1

9

Ресурсы Мирового океана.

Космические и рекреационные

1

10


Загрязнение окружающей среды. Ресурсоведение и геоэкология

Тренировочная практическая работа

Обсуждения проблемы

«Средиземноморье в прошлом, настоящем и будущем. Ресурсы и экология » и пути её решения.

1

11

Итоговый урок по теме: «Природа и человек в современном мире»

1

Тема 3. География населения мира (6 часов)1

12

Численность и воспроизводство населения мира.

Обучающая практическая работа

«Объяснение процессов воспроизводства населения в двух регионах мира (по выбору)»

1

13

Состав населения мира.

Тренировочная практическая работа

«Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран мира»

1

14.

Размещение населения. Миграции.

Тренировочная практическая работа. «Объяснение причин миграционных процессов в пределах Европы. С. Америки и евроазиатского пространства.


1

15

Городское и сельское население. Население и окружающая среда.

Тренировочная практическая работа Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий по выбору

1

16

География населения как ветвь социально-экономической географии

1

17

Урок контроля теме: «Население мира».

Итоговая практическая работа №3

«Обозначение на контурной карте мира шести стран, на которые приходится 50% мирового населения»

1

Тема 4. Научно-техническая революция (7 часов)

18

Научно-техническая революция

Обучающая практическая работа «Характеристика основных направлений производства»

1

19

Мировое хозяйство.

Тренировочная практическая работа

Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства

(форма выполнения реферат и не менее 200 слов; картосхема)

1

20

Международная экономическая интеграция

1

21

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.

Тренировочная практическая работа

«Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся страны»

1

22

Основные модели мирового хозяйства

1

23


Факторы размещения мирового хозяйства.

Тренировочная практическая работа

«Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил»

(форма выполнения – таблица)

1

24

Итоговый урок по теме: «Научно-техническая революция»

1

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (8 часов)

25

Промышленность – ведущая отрасль мирового хозяйства.

Топливная промышленность

Обучающая практическая работа

«Характеристика одной из отраслей мирового машиностроения»

1

26

Электроэнергетика мира.

Тренировочная практическая работа

«Характеристика электроэнергетики мира»

1

27

Обрабатывающая промышленность. Горнодобывающая, металлургия и машиностроение.

Итоговая практическая работа № 4

«Составление систематизирующей таблицы «Группировка стран мира по уровню развития машиностроения»

1

28

Химическая, лесная, деревообрабатывающая и легкая промышленность. Промышленность и окружающая среда

1

29

География сельского хозяйства. «Зеленая революция»

1

30

Растениеводство мира.

Животноводство и рыболовство.

Сельское хозяйство и окружающая среда.

Тренировочная практическая работа «Определение стран – экспортеров основных видов сельскохозяйственной продукции»

1

31

Общая характеристика мирового транспорта. Сухопутный транспорт.

Водный и воздушный транспорт мира

1

32

Международные экономические отношения.

Тренировочная практическая работа «Определение основных направлений международной торговли, факторов определяющих международную специализацию»

1

Россия в современном мире ( 2 часа)

33

Россия на политической карте мира. Изменение географического положения Характеристика современных границ

1

34

Современное геополитическое положение России

Россия и страны. Содружества независимых государств.

Тренировочная практическая работа «Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденции их возможного развития»

1


Тематическое планирование 11 класс




п/п

Наименование раздела и тем


Количество

часов

Часть II. Региональная характеристика мира – 29 часов

Введение – 1 час

1


Многообразие стран мира.

Тренировочная практическая работа

«Составление плана-схемы типов стран по экономическому развитию»

1

Тема 6. Зарубежная Европа – 6 часов

2

Общая характеристика Зарубежной Европы

Обучающая практическая работа

«Характеристика государственного строя стран Зарубежной Европы»

1

3

Хозяйство Зарубежной Европы

Тренировочная

практическая работа «Выделение главных промышленных и сельскохозяйственных районов Европы»

1

4

Сельское хозяйство и сфера обслуживания




5

Географический рисунок расселения и хозяйства

Обучающая

практическая работа

«Составление экономико-географической характеристики одной из стран Европы»

1

6

Субрегионы и страны Зарубежной Европы

1

7

Обобщение по теме «Зарубежная Европа»

1

Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия – 8 часов

8

Общая характеристика стран Зарубежной Азии. Население

Обучающая практическая работа «Объяснение размещения основных густонаселённых районов Азии, сопоставление по этому показателю с Европой»

1

9

Хозяйство Зарубежной Азии

Итоговая практическая работа №1

«Обозначение на контурной карте стран Азии, различающихся по форме правления»

1

10

Китай

Тренировочная практическая работа

«Анализ картосхемы «Экономические зоны Китая»

1

11

Япония

Тренировочная практическая работа

«Территориальная структура хозяйства Японии»

1

12

Индия

Обучающая практическая работа «Составление схемы логических связей по теме: «Население Индии»

1

13

Австралия

Тренировочная практическая работа

«Составление краткой экономико- географической характеристики Австралии»

1

14.

Мини-проекты

1. Составление плана-проекта экскурсии по Пекину.

2. Составление плана-проекта экскурсии по Японии

1

15

Итоговый урок по теме: «Зарубежная Азия».

1

Тема 8. Африка – 4 часа

16

Общая характеристика Африки.

Тренировочная практическая работа

«Классификация стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми»

1

17

Общая характеристика хозяйства стран Африки

Итоговая практическая работа №2

«Классификация стран Африки по степени их

богатства полезными ископаемыми»

1

18

Субрегионы Африки.

Проектные работы

1. Строительство трансафриканских железнодорожных и транспортных магистралей.

2. Обводнение Сахары.

1

19

Южно-Африканская Республика

Тренировочная практическая работа

«Составить в тетради таблицу для сравнения Северной, Тропической Африки и ЮАР»

1

Тема 9. Северная Америка – 6 часов

20

Общая характеристика США.

Обучающая практическая работа

«Составление конспективно-справочной таблицы – Главные районы черной металлургии США»

1

21

Характеристика хозяйства США.

Итоговая практическая работа №3

Составление конспективно-справочной таблицы «Главные районы чёрной металлургии США»

1

22

География сельского хозяйства, транспорта и сферы обслуживания. Главные туристские районы

1

23

Макрорайоны США.

Тренировочная практическая работа

«Сравнительная характеристика макрорегионов США»

1

24

Экономико-географическая характеристика Канады

1

25

Урок контроля знаний то теме:

«Северная Америка»

1

Тема 10. Латинская Америка – 4 часа

26

Общая характеристика Латинской Америки

Тренировочная практическая работа

«Сравнительная характеристика

Аргентины, Мексики и Бразилии»

1

27

Общая характеристика и территориальная структура хозяйства Латинской Америки

1

28

Бразилия – самая большая страна Латинской Америки

1

29

Обобщение по теме: Развивающие страны мира»

Тренировочная практическая работа «Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки»

1

Часть III. Тема 12. Глобальные проблемы человечества – 5 часов

30

Глобальные проблемы человечества и их причины

Обучающая практическая работа

«Как написать реферат на тему «Глобальные проблемы человечества

1

31

Характеристика глобальных проблем

Защита рефератов по теме: «Глобальные проблемы человечества»

1

32

Экологические проблемы

Тренировочная практическая работа «Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества»

1

33

Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты

1

34

Обобщение «Мировое хозяйство»

1



Содержание программы учебного предмета

10 класс

Введение (1 ч) Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта — особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Статистический метод — один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистически материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных

Практические работы: 1.Анализ карт различной тематики, обозначение на контурной карте основных географических объектов.

2. Использование статистической информации разной формы и содержания; обработка, анализ и представление в графической и картографической форме.

Раздел 1. Современная политическая карта мира (4 часа)

Понятие о политической карте. Этапы формирования политической карты. Современная политическая карта мира. Влияние международных отношений на политическую кар­ту.

Типология стран мира. Политико-географическое положение страны (ПГП). Государственный строй. Международные организации. Геополитика.

Практические работы.

  1. Составление систематизированной таблицы «Государственный строй стран мира».

  2. Характеристика ГП страны и его изменения в пространстве.

  3. Обозначение на к/карте стран и их столиц (СНГ, «Большая семерка», ЕС, НАФТА, АСЕАН, ОПЕК, НАТО).

Раздел 2. Природа и человек в современном мире ( 6 часов)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Практические работы:

  • Составление картосхемы размещения крупных месторождений.

  • Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

  • Обсуждения проблемы «Средиземноморье в прошлом, настоящем и будущем. Ресурсы и экология» и пути её решения.

Раздел 3. Население мира ( 6 часов)

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Практические работы:

  1. Объяснение процессов воспроизводства населения в двух регионах мира (по выбору).

  2. Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран мира.

  3. 3.Объяснение причин миграционных процессов в пределах Европы. С. Америки и евроазиатского пространства.

  4. Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий по выбору.

  5. 5.Объяснение региональных и межотраслевых различий в занятости населения в сферах материального и нематериального производства.

Раздел 3. География мирового хозяйства (15 часов)

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету «География» iconПояснительная записка рабочая программа по учебному предмету «География»...
Рабочая программа по учебному предмету «География» разработана на основании авторской программы под редакцией В. В. Климанова, О....

Рабочая программа по учебному предмету «География» iconРабочая программа по учебному предмету «География»
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы учебного предмета «География» (9 класс) составляют

Рабочая программа по учебному предмету «География» iconРабочая программа по учебному предмету "Экономика" 10 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по учебному предмету "Экономика" для 10 класса составлена на основе авторской программы Автономова В. С. Азимова...

Рабочая программа по учебному предмету «География» iconРабочая программа по предмету «География России»
Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира» для 11-ых классов составлена на основе

Рабочая программа по учебному предмету «География» iconРабочая программа по учебному предмету «История Красноярского края»...
Онкретизирует содержание тем по учебному предмету, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность...

Рабочая программа по учебному предмету «География» iconРабочая программа по технологии по фгос (девочки)
Рабочая программа по учебному предмету "Технология" для учащихся5 класса составлена в соответствии с нормативными документами

Рабочая программа по учебному предмету «География» iconРабочая программа моусош №2 г. Буя по учебному предмету «обществознание...
Моусош №2 г. Буя по учебному предмету «обществознание (включая экономику и право)»

Рабочая программа по учебному предмету «География» iconРабочая программа По предмету «География» 11 класс
Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X – XI классы)

Рабочая программа по учебному предмету «География» iconРабочая программа по предмету «Региональная экономика»
Программа составлена на основе регионального компонент стандарта основного общего образования по учебному предмету «Экономика региона»...

Рабочая программа по учебному предмету «География» iconРабочая программа по предмету «Региональная экономика»
Программа составлена на основе регионального компонент стандарта основного общего образования по учебному предмету «Экономика региона»...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную