Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента стандарта общего образования






НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента стандарта общего образования
страница1/4
Дата публикации10.03.2016
Размер0.52 Mb.
ТипПояснительная записка
e.120-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3   4
c:\users\home\documents\scanned documents\рисунок (6).jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального компонента стандарта общего образования.

  • Примерной программы основного общего образования по географии.

  • Авторской программы И.И. Баринова, В.П. Дронов «География России»-8-9 классы // Программно – методические материалы / Составитель Е.В. Овсянникова. М.: «Дрофа» ,2008г.

Рабочая программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины.

Изучение географии в 9 классе основной школы направлено на достижение следующих целей:

  • приобретение обучающимися знаний по экономике регионов, размещению производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные;

  • изучение природно-ресурсного потенциала России;

  • анализ закономерностей, факторов и условий размещения производительных сил;

  • изучение отраслевой структуры экономики России;

  • знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями.

  • изучение территориально-административного и экономического районирование России, основных принципов районирования;

  • анализ внешнеэкономических связей, обоснование их роли в экономике России.

В курсе “География России. Хозяйство и экономические районы” для 9 класса рассматривается положение России в мировом хозяйстве в историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 –х. учебных часов в неделю,

Используемый УМК:

1. Дронов В. П., Ром В, Я. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2008.

2. Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа,2008

Дополнительная литература:

1. Алексеев А. А. География России. Природа и население – М.: Дрофа, 2007.

2. . Родионова И. А. Экономическая география России. – М.: Московский лицей, 2001.

3. Маерова Н. Ю. Уроки географии. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2004.

4. Интернет – ресурсы.

5. Мультимедийные обучающие программы:

География 9 класс. Экономика и население России.
Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Оценочные практические работы.

  1. Анализ административно-территориального деления России.

  2. Сравнение географического положения России с другими странами.

  3. Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России.

  4. Характеристика особенностей миграции. Направление миграции в России, их влияние на жизнь в стране

  5. Определение главных районов размещения предприятий трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения

  6. Характеристика угольного бассейна России.

  7. Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур.

  8. Определение главных районов животноводства.

  9. Определение разных видов районирования России.

  10. Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера.

  11. Сравнение ЭГП Западной и Восточной Сибири.

Содержание тем

Население и хозяйство России

9 класс (68 часов)

Общая часть курса(32часа)

Место России в мире (4 часа)
Содержание темы:

Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географический взгляд на Россию: её место в мире по площади территории, числу жителей, запасам и разнообразию природных ресурсов. Политической роли в мировом сообществе, оборонному потенциалу. Функции административно-территориального деления страны. Федерация и субъекты Федерации. Государственно-территориальные и национально-территориальные образования. Федеральные округа.

Географическое положение и границы России. Понятие «географическое положение», виды и уровни(масштаб) географического положения. Оценка северного географического положения России,. Географическое положение как фактор развития хозяйства. Государственные границы России , их виды и значение. Государственная территория России. Морские и сухопутные границы. Воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона России. Особенности границ России. Страны-соседи России.

Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России.

Особенности экономико-географического положения России, роль соседей первого порядка. Различия транспортно-географического положения отдельных частей страны. Роль Центральной и Западной Европы в формировании геоэкологического положения России. Сложность геоэкономического и геополитического положения страны.

Государственная территория России. Понятие о государственной территории страны, её составляющие. Параметры оценки государственной территории. Российская зона Севера. Оценка запасов природных ресурсов на территории России.

Население Российской Федерации (5 часов)

Исторические особенности заселения и освоения территории России. Главные ареалы расселения восточных славян. Основные направления колонизации Московского государства. Формирование и заселение территории Русского и Российского государства в 16-19 вв.

Численность и естественный прирост населения. Численность населения России. Переписи населения. Динамика численности населения. Демографические кризисы. Особенности естественного движения населения России. Половозрастная структура населения. Своеобразие в соотношении мужчин и женщин в России и определяющие это своеобразие факторы. Численность мужского и женского населения и его динамика. Прогноз численности населения.

Национальный состав населения России. Россия – многонациональное государство. Языковые семьи народов России. Классификация народов России по языковому признаку. Наиболее многонациональные районы страны. Религии , исповедуемые а России. Основные районы распространения разных религий.

Миграции населения. Понятие о миграциях. Виды миграции. Направление миграций в России, их влияние на жизнь страны.

Городское и сельское население. Городские поселения. Соотношение городского и сельского населения. Размещение городов по территории страны. Различия городов по численности населения и функциям. Крупнейшие города России. Городские агломерации. Урбанизация. Сельские поселения. Средняя плотность населения России. Географические особенности размещения российского населения. Основная зона расселения. Размещение населения в зоне Севера.

Географические особенности экономики России. (3 часа)

География основных типов экономики на территории России. Классификация историко-экономических систем, регионы России с преобладанием их различных типов. Особенности функциональной и отраслевой структуры хозяйства России.

Проблемы природно ресурсной основы экономики страны. Состав добывающей промышленности и её роль в хозяйстве страны. Назначение и виды природных ресурсов. Экологические ситуации и экологические проблемы России.

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития. Особенности постиндустриальной стадии развития. Понятия центра и полу периферии мирового хозяйства. Пути развития России в обозримой перспективе.

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (1 час)

Научный комплекс. Межотраслевые комплексы и их хозяйственные функции. Роль науки в современном обществе и России. Состав научного комплекса. География науки и образования. Основные районы, центры, города науки. Перспективы развития науки и образования.

Машиностроительный комплекс (3 часа)

Роль, значение и проблемы развития машиностроения. Ведущая роль машиностроительного комплекса в хозяйстве.

Главная задача машиностроения. Состав машиностроения, группировки отраслей по их роли и значению. Проблемы российского машиностроения.

Факторы размещения машиностроения. Современная система факторов размещения. Ведущая роль наукоёмкости. Влияние специализации и кооперирования на организацию производства и географию машиностроения.

География машиностроения. Особенности географии российского машиностроения. Причины неравномерности размещения российских предприятий.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)(3 часа)

Роль, значение и проблемы ТЭК. Состав, структура значение ТЭК в хозяйстве. Топливно-энергетический баланс. Основные проблемы Российского ТЭК.

Топливная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность: запасы, добыча. Использование и транспортировка нефти и природного газа. Система нефте-и газопроводов. География переработки нефти и газа. Влияние нефтяной и газовой промышленности на экологию. Перспективы развития нефтяной и газовой промышленности. Угольная промышленность. Запасы и добыча угля. Использование, значение, в хозяйстве. Способы добычи и стоимость угля. Воздействие на экологию. Перспективы развития.

Электроэнергетика. Объёмы производства электроэнергии. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Нетрадиционные источники энергии. Энергетические системы. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития электроэнергетики.

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества (6 часов)

Состав и значение комплексов. Понятие о конструкционных материалах. Традиционные и нетрадиционные материалы, их свойства.

Металлургический комплекс. Роль в хозяйстве. Чёрная и цветная металлургия. Особенности и объёмы производства. Факторы размещения. География металлургии. Основные металлургические базы. Влияние на экологию. Перспективы развития.

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Состав, место и значение отрасли. Отличие от других отраслей.

Факторы размещения предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности. Основные факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей химической промышленности. Химические базы и химические комплексы. Влияние на экологию, перспективы развития.

Лесная промышленность. Лесные ресурсы России, их география. Состав и продукция лесной промышленности, её место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития.

Агропромышленный комплекс (АПК) (3 часа)
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента стандарта общего образования iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента стандарта общего образования iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе
Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента стандарта общего образования iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе: фз-273 «Об образовании в рф»
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом Минобразования России №1089 от 5 марта...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента стандарта общего образования iconПояснительная записка рабочая программа по изучению истории в 6 классе...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ моин РФ от 05. 03. 2004г. №1089)

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента стандарта общего образования iconПояснительная записка рабочая программа по изучению истории в 9 классе...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ моин РФ от 05. 03. 2004г. №1089)

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента стандарта общего образования iconПояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 6 класс
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента стандарта общего образования iconПояснительная записка рабочая программа по географии 11 класса составлена...
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный Приказом Минобразования...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента стандарта общего образования iconПояснительная записка (Базовый уровень) ( 11 класс) Настоящая рабочая...
Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования,...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента стандарта общего образования iconРабочая программа по обществознанию (6 класс) пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента стандарта общего образования iconПояснительная записка. Данная рабочая программа составлена на основе
«Обществознание». Приказ министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную