Вто и междунароный рынок услуг






Скачать 127.14 Kb.
НазваниеВто и междунароный рынок услуг
Дата публикации05.03.2016
Размер127.14 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > География > Документы
 ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ (ГАТС).

            ВТО И МЕЖДУНАРОНЫЙ РЫНОК УСЛУГ

    ГАТС - второе главное приложение к Соглашению об образовании ВТО, содержит важнейшие принципы, которые составляют основу регулирования международной торговли услугами. До этого не существовало международных торговых правил, регулирующих сферу услуг: банковское дело, страхование, транспорт, телекоммуникации, туризм, строительство, телевидение. Каждая страна защищала свои интересы, руководствуясь собственными правилами и нормами. В ходе Уругвайского раунда ГАТТ (1986-1994 гг.) было достигнуто Соглашение о бездискриминационной торговле в сфере услуг, куда включены специальные положения, касающиеся финансовых услуг, воздушного транспорта, телекоммуникаций.

ГАТС состоит из 3 блоков, содержит 35 статей, объединенных в 6 разделов, и 4 приложения.

    В первом блоке излагаются взаимные обязательства стран-членов в сфере торговли услугами - предоставление режима наибольшего благоприятствования в отношении поставщиков услуг.

    Второй и третий блоки содержат соответственно списки начальных взаимоуступок по доступу на рынки услуг и приложения о специальном статусе отдельных секторов услуг.

   Это Соглашение содержит перечень всех видов услуг, кроме тех, поставка которых вызвана выполнением правительством функции управления, а также толкование различных терминов, связанных с рынком услуг («меры», «торговля услугами», «поставка услуг»).

        Термин «торговля услугами» включает:

  • услуги, предоставляемые с территории одной страны-члена на территорию другой страны-члена;

  • услуги, предоставляемые на территории одной страны потребителям любой другой страны (туризм);

  • услуги посредством присутствия учреждения или коммерческой организации одной страны на территории любой другой страны (банковские);

  • услуги, предоставляемые физическими лицами одной страны на территории любой другой страны (строительные проекты, инженерно-консультационные).

       Термин «поставка услуг» означает производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку услуг.

    Приложения ГАТС являются неотъемлемой частью и касаются отдельных видов услуг и связанных с ними вопросов: движения рабочей силы, временные меры по изъятиям из секторов финансовых услуг; телекоммуникаций; услуг воздушного транспорта.

        Приложения и принципы, сформированные в ГАТС, рассматриваются в качестве будущей основы формирования не только международной системы регулирования рынка услуг, но и национальных систем регулирования поставки услуг.

        Специфика данного документа заключается в том, что он касается не только традиционных торговых барьеров, но и инвестиций в сферу услуг, и определяет основные обязанности членов ВТО.

      В дополнение к Соглашению уже страны - члены ВТО подписали соглашение о либерализации рынка финансовых услуг (Женева, 1997 г.), которое вступило в силу в марте 1999 г. после ратификации. Оно предусматривает поэтапное снятие национальных ограничений на трансграничные потоки капиталов и действия иностранных компаний на внутренних рынках. Фактически, это открывает западным финансовым фирмам доступ на рынки развивающихся стран.

    СТРУКТУРА МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ

     Долгое время услуги, согласно Международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к «неторгуемым» товарам, т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услут была вовлечена в мирохозяйственный оборот и появился термин «торгуемые услуги», которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны.

В соответствии с руководством МВФ по составлению платежного баланса все торгуемые услуги подразделяются на 11 видов, в рамках которых существуют подвиды: транспорт (грузовой, пассажирский); поездки (деловые, личные); связь (почтовая, курьерская, телефонная и т.п.); строительство; страхование (рисков, личное); финансовые услуги (между резидентами и нерезидентами, брокерские услуги, обмен валют); компьютерные и информационные услуги; роялти и другие лицензионные платежи; другие бизнес-услуги (посредничество, лизинг, правовые, рекламные); лицензионные культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные, выставки); правительственные услуги.

     Услуги можно также классифицировать следующим образом .

 

 Виды услуг, реализуемых на мировом рынке

Социально-культурные

 

наука, научное обслуживание, образование, медицина, физическая культура, социальное     обслуживание,     искусство, культура, туризм, другие рекреационные услуги

Производственно-сбытовые

 

 

 

строительство, транспорт, связь, складское хозяйство, коммунальное обслуживание, торговля, реклама,  биржевые,  посреднические,   операции   с   недвижимостью, аренда, в том числе оборудования,

услуги по изучению рынков, контролю за качеством, послепродажное обслуживание

Социально-бытовые

 

бытовые услуги, общественное питание,

гостиничное обслуживание

Финансово-страховые

финансовые, банковские, страховые и т.н.

Профессиональные

 

 

консалтинг, инжиниринг, юридические,

бухгалтерские, информационно-вычисли-

тельные услуги

Услуги делятся также на:

        факторные услуги - платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата нерезидентов);

нефакторные услуги - остальные виды услуг (транспорт, путешествия и другие нефинансовые услуги).

        В документах Всемирной торговой организации выделяют следующие основные формы международной торговли услугами:

  • поставка услуг через границу (трансграничная торговля), когда торговля происходит с территории одной страны на территорию другой (международный транспорт, особенно морской и воздушный, радиостанции, спутники связи и т.п.).

         В данном случае           границу пересекает сама услуга, а не ее поставщики или потребитель;

  • перемещение потребителя услуг в страну их производителя (туризм, образование, медицина);

  • временное перемещение за границу физического лица - поставщика услуг (квалифицированных служащих ТНК или лиц определенных профессий: консультантов, инженеров, врачей, спортсменов, артистов);

  • коммерческое присутствие поставщика услуг на территории другой страны (банковское, страховые, аудиторские, рекламные и другие услуги).

 

   БАНКОВСКИЕ, СТРАХОВЫЕ, КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ

   ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕРНЕТ С РАЗВИТИЕМ СФЕРЫ УСЛУГ

  Поистине революционные преобразования в  сфере научно-информационных  услуг в мировой экономической системе несет с собой Интернет. На основе этой технологии услуги шагнули за пределы реального хозяйственного пространства. Примечательно, что  услугами связано само предназначение всемирной сети - реализация широчайшего спектра их видов в виртуальном мире: безгранично разжигается рыночное поле многих отраслей, утверждается принципиально новая модель обслуживания, технологически более совершенная, Экономически более эффективная.

Новый многоцелевой технологический механизм проходит начальную стадию развития, но уже определились его основные хозяйственные функции. Это - удовлетворение потребительского спроса на услуги "торговли и многих других отраслей. Реализация товаров и услуг через Интернет обходится, как правило, дешевле, чем через традиционные каналы, и при большем удобстве для потребителей, получающих возможность широчайшего выбора и производителей, и способов доставки услуг.

     В Интернет переносятся и функции обслуживания производственного спроса. Он действует в качестве посреднического механизма в установлении эффективных хозяйственных связей между фирмами всех стран и отраслей, а также в получении ими разнообразных услуг. Тем самым устраняются избыточные промежуточные звенья в хозяйственных цепочках, оптимизируются маршруты грузоперевозок, т. е. сокращаются немалые в экономике транзакционные издержки. Через Интернет проходят крупные потоки рекламы потребительского и производственного назначения, а также огромный массив информации самого разнообразного свойства.

Несмотря на впечатляющие темпы прироста (за 90-е гг. число пользователей услугами мировой сети выросло с 3 до 250 млн человек, а объемы электронной коммерции - до 10 млрд долл.) его экономическая роль пока несущественна.

Однако, оценивая новый технологический феномен, эксперты сходятся во мнении о его колоссальном хозяйственном потенциале, максимально полное раскрытие которого невозможно без создания соответствующих условий. Среди самых настоятельных - увеличение парка технических средств в распоряжении потребителей и повышение компьютерной грамотности населения, что критически важно для его бедных слоев и слаборазвитых стран; разработка принципов и нормативов правового регулирования хозяйственных отношений в принципиально новой рыночной среде, в том числе на наднациональном уровне. В Интернете особенно актуальны обеспечение прав личности, коммерческой тайны и т. д.

 МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ТЕХНОЛОГИЙ.  

     Возникновение и интенсивное развитие рынка технологий вызвано динамичным развитием экспорта и импорта технологий в мире.

     Субъекты - страны, фирмы, университеты и физические лица (ученые, специалисты).

   Объекты - результаты интеллектуальной собственности в овеществленной форме (оборудование, инструменты, машины, технологические линии) и неове-ществленной (документы, знания, опыт).

На международном уровне осуществляет деятельность Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), в рамках ВТО действуют ТРИПС, Комитет по передаче технологии ООН, Совещание специалистов по безопасности и технологии (СТЕМ) и др.

     Вопросы интеллектуальной собственности на мировом рынке

Основные вопросы интеллектуальной собственности на мировом рынке связаны с правовой защищенностью ее объектов

при коммерческой реализации технологий. Объектами охраны интеллектуальной собственности являются произведения науки, литературы, искусства и других видов творческой деятельности, а также открытия, изобретения, рационализаторские предложения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, экспертные системы, ноу-хау, торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания.

    Правовая охрана интеллектуальной собственности осуществляется как на уровне отдельных стран, так и на международном - Парижской конвенцией по охране промышленной собственности {1883 г.), Европейской патентной конвенцией (ЕПК, 1978 г.), Евразийской патентной конвенцией (1994 г.).

        Особенности реализации лицензионных соглашений

Торговля лицензиями - наиболее распространенная форма передачи научно-технических знаний на рынке технологий. Покупка лицензий снижает затраты на собственные НИОКР в 4-5 раз, а экономический эффект от использования лицензий покрывает затраты на их приобретение более чем в 10 раз. Лицензия - разрешение владельца технологии или прав промышленной собственности на использование изобретения, научно-технического достижений, технических знаний, опыта, секретов производства и т.д. в течение определенного срока за оговоренное вознаграждение. Различают лицензии на запатентованные разработки и беспатентные лицензии, когда новизна открытия или разработки не зарегистрирована в официальных учреждениях, которые наделены правом выдавать патент (документ, подтверждающий исключительное право авторства на изобретение на международном уровне).

     В зависимости от объема передаваемых покупателю лицензии прав выделяют:

  • простую лицензию, по договору которой разрешается использовать изобретение, но владелец технологии (лицензиар) оставляет за собой право как самостоятельного использования, так и выдачи аналогичных лицензий другим лицам;

  • исключительная лицензия. Предоставляет исключительные права на использование изобретения в оговоренных пределах, лицензиар не может выдавать аналогичные лицензии другим;

  • полная лицензия. Лицензиар уступает все права на использование изобретения в течение срока действия соглашения (применяется редко).

      Стоимость лицензионного соглашения зависит не от затрат на проведение научно-исследовательских работ, а от величины возможного дохода при использовании объекта лицензии. Существует три вида выплаты лицензионного вознаграждения: роялти (отчисления от дохода в течение всего периода действия соглашения); паушальный платеж (единовременный платеж); комбинированные платежи.

  ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

           ИНЖИНИРИНГОВЫМИ УСЛУГАМИ

   Инжиниринг - инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и объектов. В основе организации международной торговли инжиниринговыми услугами находится метод заказов работ на базе контракта, заключаемого между заказчиком и зарубежной инжиниринговой фирмой. Этот контракт имеет разные виды в зависимости от выбранного заказчиком способа осуществления проекта и характера услуг зарубежной фирмы. Выбор фирмы-исполнителя происходит в процессе переговоров или в ходе подрядных торгов (тендеров).

   Тендер - конкурсная форма проведения торгов, соревнование представленных претендентами оферт с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерной документации.

  МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ

    Международный туризм - специфическая отрасль (разновидность) услуг, международные перемещения людей или путешествия, представляющие собой специфическую категорию международной торговли. По своим признакам международный туризм напоминает трудовую миграцию, однако существенно различие в целях. Цель туризма - отдых и развлечение людей в ограниченный период времени, хотя в последнее время значительная часть специалистов совмещает деловые (служебные) поездки с отдыхом в других странах. Туристические услуги в международном товарообороте выступают неким «невидимым товаром», чья характерная особенность заключается в том, что он становится важным, а иногда и единственным источником дохода для многих развитых и развивающихся стран.

   Динамика и основные направления международного туризма

Группа развитых стран остается лидером в международных путешествиях. В 1995 г, 12 из 20 крупнейших экспортеров туризма в мире были из числа развитых стран.

Крупнейший из них - США, их доля в общемировых поступлениях от туризма увеличилась почти в 1,5 раза с 1970 (12%) по 1995 г. (19,3%), главным образом благодаря снижению курса доллара.

Далее идут Франция, Италия, Испания, Великобритания, Германия, Австрия, Швейцария.

Однако исключительно высокими темпами растет приток туристов в Китай, в 1980 г. туризм принес КНР 617 млн долл., а 1995 г. - более 7,8 млрд долл.

    В 90-е гг. в Западной Европе туризм более чем на 3/4 был внутрирегиональным (между самими развитыми странами). Частота прибытий туристов была относительно выше в средиземноморских странах из-за стремления жителей стран Северной Европы побывать в местах с более благоприятным климатом.

    За последнее десятилетие (с середины 80-х гг. XX в.) доля прибытий в Европу из США сократилась, а из Японии возросла. Большие возможности в области туризма, хорошо развитая инфраструктура, создание ЕС, открытие тумнеля под Ла-Маншем, расширение сети высокоскоростных железных дорог, строительство крупных тематических парков и растущая тенденция среди путешественников брать краткосрочные отпуска - все способствует устойчивому потоку в Западную Европу. В 1997 г. наибольшее число туристов приходилось на Францию (66,8 млн человек), Испанию (43 млн), Италию (34 млн). В остальных странах, в том числе Юго-Восточной Европы, за исключением Албании, наблюдалось увеличение количества приезжих туристов.

    Вырос туризм и в восточном Средиземноморье: в Турции - на 13,5%, на Кипре - на 5,6%, исключение - Израиль - 4,6%, в основном из-за политической нестабильности, угрозы терактов в последнее время (конец 90-х гг. - начало нового тысячелетия). Увеличилось количество путешествий в Северную Европу. В бывшей Югославии, которая в 1960-1970-х гг. получала огромные прибыли от туризма и обеспечивала за счет этой отрасли занятость, туризм замер в результате многолетней войны. Авианалеты стран НАТО в 1999 г,, уничтожившие много туристических объектов, породили на Балканах обстановку страха и неуверенности.

       Предложение услуг туризма зависит от емкости и качества средств размещения, инфраструктуры и др. Для международных путешествий особенно важны транспортные возможности, развитие которых требует крупных капиталовложений. Развитые страны традиционно имеют хорошо развитую инфраструктуру. Спрос на туризм в них стимулирует создание средств и объектов, предназначенных исключительно для этой цели.

      Роль индустрии туризма в экономике отдельных стран

В большинстве развивающихся стран рост индустрии туризма тормозят не недостатки инфраструктуры, а нехватка средств на развитие данной отрасли. В частности, в Африке, Южной и Западной Азии часто отсутствует прямое воздушное сообщение с основными центрами спроса на туристические услуги, а неудовлетворительное состояние дорожно-транспортной сети отражает низкий уровень социально-экономического развития в целом. В ряде стран Юго-Восточной Азии с динамично развивающейся экономикой и соответственно с более развитой инфраструктурой быстрый рост потоков туристов превышает ее возможности.

      Совершенствование транспорта и информационных технологий, в частности появление реактивных самолетов и внедрение автоматизированной системы бронирования (АСБ), коренным образом изменило международную индустрию туризма и снизило путевые расходы.

     В развитии туризма важнейшую роль играют правительства стран. Для преодоления нехватки инвестиционного капитала (особенно в развивающихся странах) они вводят стимулы для привлечения иностранных инвесторов и поощряют создание совместных предприятий. Для правительств развитых стран характерно стремление через международное сотрудничество более успешно отстаивать свои интересы на переговорах с крупными авиалиниями и туроператорами, обеспечить более гармоничное экономическое развитие региона и содействовать внутрирегиональному социально-культурному обмену все большего числа людей.

   Международный (въездной и выездной) туризм в России, его развитие

Доля России в международной торговле услугами поданным 1997 г. небольшая (0,9%), как, впрочем, и в предыдущие годы.

В конце 90-х гг., до кризиса 1933 г. экспорт услуг развивался быстрее, чем экспорт товаров. Первое место в балансе услуг РФ занимает иностранный туризм, приносящий стране свыше половины всех доходов от экспорта услуг.

Федеральный закон РФ № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 26.11.96 определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ, регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов РФ.

Данный закон устанавливает права и обязанности туриста, особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта, возможность объединения туроператоров и тура-гентов, а также туристов в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Законом предусматривается обеспечение безопасности туристов, страхование и защита интересов российских туристов за рубежом. Правовую основу в сфере международного сотрудничества в сфере туризма составляют международные договоры, заключаемые в соответствии с Федеральным законом от 15.07.95 № 101-ФЗ «О международных договорах РФ».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вто и междунароный рынок услуг icon80. Основные способы поставки услуг
Вто свой Перечень специфических обязательств как исходный, первоначальный уровень доступа на рынок соответствующих услуг, имея в...

Вто и междунароный рынок услуг iconВсемирная торговая организация: плюсы и минусы
Теперь все иначе 16 декабря 2011 года был подписан официальный протокол о принятии России в вто, чуть раньше министры стран-членов...

Вто и междунароный рынок услуг iconОтчет 1 hsbc: вступление россии во всемирную торговую организацию...
Исследование Всемирного Банка: благодаря членству России в вто в выигрыше окажутся отрасли-экспортеры, в проигрыше – некоторые секторы...

Вто и междунароный рынок услуг iconСергей тымма эксперт
Вто по различным вопросам, осуществляет экспертизу соответствия нормативно-правовых актов и других мер Российской Федерации правилам...

Вто и междунароный рынок услуг iconЗаседание круглого стола на тему "Возможна ли в России инновационная экономика?"
Впоследствии в инновационной экономике в мире сформировались институты, которые позволили распределить совместные финансовые и технологические...

Вто и междунароный рынок услуг iconВто, мы как-то уходим от конкретного ответа на простейший и очевидный...
Логика людей, которые добиваются принятия положительных решений по вступлению в вто российская экономика и так, мол, живет по правилам...

Вто и междунароный рынок услуг iconРабочая программа учебной дисциплины
Вто в сфере тарифного и нетарифного регулирования; развитие способностей к сравнительному анализу решений по международным торговым...

Вто и междунароный рынок услуг iconСми сдвоенный рынок товаров и услуг
Важнейшим положением, с которого начинается медиаэкономикс, является положение о том, что индустрия сми является нетрадиционной....

Вто и междунароный рынок услуг iconОсновные проблемы, с которыми столкнутся предприятия при вступлении России в вто
Вто продолжат действовать на основе имеющихся двухсторонних торговых соглашений с основными импортерами. Экспортные пошлины на нефть...

Вто и междунароный рынок услуг iconВопросы к зачету по курсу
Рынок информационных ресурсов, продуктов и услуг, его государственное регулирование






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную