Скачать 261.88 Kb.
|
РАЗВЕРНУТАЯ АННОТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ Наименование программы География Направление подготовки 021000.68 Руководитель программы: д.г.н., проф. Б.О. Гомбоев 1. Концепция магистерской программы Актуальность. Одной из основных целей устойчивого развития Бурятии как части Байкальского региона является обеспечение ее социально-экономического развития, которое в дальнейшем может обеспечить повышение уровня и качества жизни населения. Для решения поставленной цели необходимо обеспечение планирования и прогнозирования дальнейшего территориального развития хозяйства и общества. Необходима подробная разработка путей дальнейшего социально-экономического развития Бурятии, вплоть до подробного территориального планирования с составлением карт и схем развития территорий. На достижение вышеуказанных целей в первую очередь направлено принятие программ социально-экономического развития территорий, которые большей частью разрабатываются и принимаются экономистами. Однако по некоторым отзывам данные программы оставляют желать лучшего. О современной ситуации сложившейся в области разработки стратегий социально-экономического развития регионов профессор кафедры региональной политики и политической географии, заведующий лабораторией географии общества и региональной политики факультета географии и геоэкологии СПбГУ А.И. Чистобаев отозвался так: «Разработку стратегии развития регионов ныне осуществляют различные коллективы. Во главе их находятся лица, не имеющие соответствующего образования. Для них регион – всего лишь полигон для абстрактных построений, а региональная специфика (природная, демографическая, этноконфессиональная и пр.) не играет, по их мнению, существенной роли. Поэтому и стратегии по регионам выполняются по трафарету. Проанализировав некоторые из доступных нам стратегий, мы пришли к выводу о том, что ряд из них не имеет конструктивного значения, не будет полезен в практической работе». Получается, что региональные программы социально-экономического развития разработанные экономистами не учитывают всего комплекса факторов, влияющих на развитие территорий. Поэтому главенствующую роль в разработке подобных комплексных по своему характеру программ должна взять на себя экономическая география, для которой как раз характерны комплексные исследования, учитывающие разнообразные и взаимосвязанные факторы. Например, при планировании социально-экономического развития Республики Бурятия следует учитывать, что вся освоенная в хозяйственном отношении часть территории республики, представляет собой водосборный бассейн озера Байкал, и поэтому находится в условиях особого режима природопользования. В связи с этим на территории республики имеются определенные ограничения экономического развития, представляющие собой высокие экологические издержки. По некоторым оценкам ежегодные экономические потери Республики Бурятия, связанные с экологическими ограничениями хозяйственной деятельности, превышают 10 млрд. рублей в год, что сопоставимо с годовыми объемами инвестиций в экономику республики. Исходя из этого, при разработке программ социально-экономического развития необходим обязательный учет «байкальского фактора», его минимизация или соответствующая компенсация. Другими словами при разработке программ социально-экономического развития территории Байкальского региона необходим взаимосвязанный, комплексный учет ряда факторов, обеспеченности природными ресурсами и условиями, учет особенностей размещения предприятий и трудовых ресурсов, обеспечения экономической эффективности работы предприятий и конъюнктуры рынка, а также учет экологических требований, что возможно обеспечить только при применении комплексного экономико-географического подхода. Учет всех вышеуказанных требований может быть обеспечен путем проведения комплексного планирования развития территорий, увязанного с долгосрочным прогнозированием развития социально-экономической ситуации. Для работы в рамках данного научного направления необходима подготовка соответствующих специалистов в области экономической и социальной географии, способных проводить исследования, направленные на разработку планов социально-экономического развития административно-территориальных единиц, входящих в состав территории Байкальского региона. Данные специалисты должны также уметь разрабатывать соответствующую взаимосвязанную и законодательно обоснованную региональную политику развития территорий. В связи с этим кафедра экономической и социальной географии БГУ, обладая определенным образовательным и научным потенциалом (сотрудниками кафедры проводятся соответствующие научные исследования в данной области, в тесном сотрудничестве со специалистами Байкальского института природопользования СО РАН), разработала программу подготовки магистров по направлению «Экономическая и социальная география» в рамках основной образовательной программы «География». Цели. Цель магистерской программы: развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки. 2. Обоснование потребности в магистрах данного профиля. Область профессиональной деятельности магистров по направлению подготовки «География» включает: - научно-исследовательские, проектные, изыскательские, производственные, маркетинговые, экспертные, консалтинговые институты, бюро, центры, отделы, департаменты, фирмы, компании и др.; - федеральные и региональные органы охраны природы и управления природопользованием (министерство природных ресурсов и экологии РФ, другие природоохранные ведомства и учреждения); - федеральные и региональные учреждения Министерства регионального развития РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства экономического развития РФ, министерства промышленности и торговли РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, Министерства образования и науки РФ и подведомственных им федеральных служб и агентств; - органы власти и управления федеральных округов, субъектов РФ, муниципальных образований; - академические и ведомственные научно-исследовательские организации; - учреждения системы высшего и среднего профессионального образования, среднего общего образования, а также просвещения населения; - средства массовой информации; - общественные организации и фонды; - представительства зарубежных фирм. Все перечисленные направления научной, образовательной и управленческой деятельности требуют обязательного знания экономической, социальной, демографической, экологической, этноконфессиональной и прочих особенностей Российской федерации, Республики Бурятия и Байкальского региона. Этими знаниями в полной мере обладают магистры Географии, чья подготовка является комплексной экономико-географической, направленной на все сферы хозяйственной деятельности человека в их взаимосвязи между собой, с окружающей средой и с учетом природных особенностей региона. Поэтому магистры географии являются востребованными во всех вышеперечисленных сферах деятельности. 3. Научно-исследовательская работа выпускающей кафедры. В задачи НИР кафедры Экономической и социальной географии входит проведение фундаментальных и прикладных научных экономико-географических исследований, направленных на выявление и решение социально-экономических и эколого-экономических проблем регионов в целом и Байкальского региона в частности. Данные научно-исследовательские задачи решаются в ходе проведения исследовательских работ по основной научной теме кафедры – «Разработка методологических основ сбалансированного эколого-географического развития региона (на примере Байкальской природной территории)»; исследования, в рамках которой, сотрудниками кафедры проводятся ежегодно. Данное направление исследований является внутривузовским. Кроме того, научные исследования кафедры проводятся в рамках федеральных и межвузовских научно-исследовательских программ. В частности, сотрудниками кафедры в 2011 – 2012 гг. проводились исследования по таким темам, как: «Предпосылки, проблемы и геоинформационная основа формирования стратегии устойчивого природопользования в трансграничных регионах Азиатской России и сопредельных стран», а также: «Оценка социально-экономических и экологических следствий опустынивания Центральной Азии и разработка механизмов по их снижению». По проекту «Оценка социально-экономических и экологических следствий опустынивания Центральной Азии» в 2011 – 2012 гг. проводились совместные исследования в рамках договора о сотрудничестве между кафедрой экономической и социальной географии БГУ и Байкальским институтом природопользования БНЦ СО РАН, а также совместно с Иркутским институтом географии СО РАН, Монгольской Академией наук и Монгольским государственным университетом. Научные исследования кафедры носят как фундаментальный, так и прикладной характер. В рамках фундаментальных исследований, в 2012 – 2013 гг. сотрудниками кафедры проводились исследования, направленные на определение подходов эколого-экономической оценки процессов опустынивания территорий; разработку методов оценки взаимодействия природной среды и социально-экономических систем и др. В рамках проведенных фундаментальных исследований выполнялось также обоснование политики неистощительного природопользования и принципов формирования структур устойчивого природопользования в специфических условиях бассейновых геосистем, горных и степных трансграничных регионов. Совместно с научными учреждениями Монголии устанавливались причины опустынивания Центральной Азии и определялись методы рационализации природопользования, направленные на уменьшение экологических последствий хозяйственного освоения территорий. Полученные результаты научных исследований могут быть положены в основу конкретных рекомендаций по дальнейшей рационализации использования природных ресурсов Байкальской природной территории и трансграничной территории Республики Бурятия и Монголия. В ходе проведения прикладных экономико-географических исследований были получены результаты, которые могут стать основой решения многих социально-экономических, эколого-экономических, демографических проблем Байкальского региона. Сотрудники кафедры принимали участие в написании коллективной монографии: Бурятия = Buryatia: к 350-летию вхождения Бурятии в состав Российского государства: энциклопедический справочник. В 2 т. / Правительство РБ; Народный Хурал РБ; СО РАН; БИП; Фонд сохранения озера Байкал. – Улан-Удэ: ЭКОС, 2011 Результаты проведенных сотрудниками кафедры исследований также были опубликованы в виде разделов монографий, в виде статей в различных сборниках, в т.ч. входящих в список ВАК, а также доложены на научно-практических конференциях различного уровня. В своей научно-исследовательской работе кафедра экономической и социальной географии старалется сохранить актуальную региональную направленность комплексного исследования Байкальского региона, учитывающего все его особенности, и направленную в дальнейшем на разработку программ и планирование его социально-экономического развития. Данная региональная направленность постоянно реализуется в научной деятельности кафедры, которая является и продолжением образовательной деятельности, и ее основанием, и дополнением. Результатом научной деятельности кафедры являются различные рекомендации, ложащиеся в основу составления различных программ и планов территориального развития. Дальнейшие научные исследования кафедры должны быть направлены на планирование взаимоувязанного размещения конкретных объектов капитального строительства, пространственного положения планируемых к строительству объектов, с целью эффективного использования основного инвестиционного ресурса Бурятии – ее территории. На основе данного документа в дальнейшем могут разрабатываться долгосрочные планы территориального развития муниципальных образований Республики Бурятия, с учетом долгосрочного прогноза изменения экономической ситуации и существующих экологических требований. Это в свою очередь будет способствовать плановому и научно обоснованному социально-экономическому развитию территорий, на основе эффективного привлечения инвестиций под конкретное строительство промышленных объектов, развитие материально-технической и производственной базы, а также решению существующих социальных проблем путем повышения уровня доходов населения и соответственно уровня жизни. На базе Бурятского государственного университета, в ходе проведения научных исследований по данному направлению, сотрудниками кафедры экономической и социальной географии ведется разработка рекомендаций по корректировке региональной политики развития территории Республики Бурятия в частности, и Байкальского региона в целом, а также вносится свой вклад в дальнейшее проведение территориального планирования развития территорий и отдельных муниципальных образований с составлением соответствующих схем и картографических материалов. 4. Обеспеченность магистерской программы профессорско-преподавательским составом Кадровый потенциал кафедры представлен профессорско-преподавательским составом в количестве 9 человек, из которых: 2 доктора географических наук и 7 кандидатов географических наук. Профессорско-преподавательский состав:
5. Инновационные, активные технологии обучения Инновационные методы и технологии обучения согласно требованиям ФГОС к уровневой подготовке кадров ориентированы кроме знаниевого на деятельностный подход. Они направлены, в том числе, на воспитание творческой активности и инициативности студентов. В числе активных инновационных неимитационных методов применяемых в обучении можно перечислить следующие: проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция – пресс-конференция, лекция – беседа, лекция – дискуссия, лекция с разбором конкретной ситуации, лекция – консультация. Применяются также такие методы как тренинг, методы группового решения задач (метод Дельфи и др.). Среди имитационных методов применяются деловые игры (ролевые, имитационные), проектирование. При проведении занятий широко используются мультимедийные средства. Применяются также новые оценочные средства (БРС). 6. Практики В соответствии с ФГОС ВПО магистратуры по направлению подготовки 021000 География практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации данной магистерской программы предусматриваются следующие виды практик: научно-исследовательская и научно-производственная. Практики проводятся на выпускающей кафедре и в сторонних организациях (академические институты Бурятского научного центра СО РАН, отделы Министерства экономики РБ) или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. 7. Содержание программы и краткая характеристика учебного плана |
![]() | Под ред проф. А. Н. Ряховской. М.: Магистр,2009─333 с., 21 п л., 1000 экз Авторы: А. Н. Ряховская, д э н., проф Е. В. Арсенова, проф.,... | ![]() | Авторы: д и н., проф. Л. И. Бородкин и д э н., проф. С. К. Никитина (ответственные за выпуск), к э н., доц. Г. Д. Гловели, д э н.,... |
![]() | Авторы программы: д э н., проф. Иващенко Н. П., д э н., проф. Белолипецкий В. Г., к э н., доц. Федорова Ф. Ш., к э н., доц. Савченко... | ![]() | Руководитель программы: Атанов Николай Иванович, д-р экон наук, профессор кафедры экономики |
![]() | Г. П., заслуженный деятель науки рф, докт филос наук, проф.; Зинченко С. А., докт юрид наук, проф.; Игнатова Т. В., докт экон наук,... | ![]() | Авторы, хорошо разбираясь в этих проблемах, сформулировали 4 направления необходимых и возможных к реализации направлений деятельности,... |
![]() | Гоголева Татьяна Николаевна – руководитель группы, д э н., проф, зав кафедрой экон фак-та вгу, Воронеж | ![]() | Руководитель магистерской программы: Зинченко Алексей Павлович, член-корреспондент расхн, доктор экономических наук, профессор |
![]() | Программы непрерывного социально – экономического образования и воспитания учащихся 1-8 класс (научный руководитель и редактор программы... | ![]() | Присутствовали: д э н., проф. Гагарина Г. Ю., к г н., проф. Бельчук Е. В., д э н., доц. Чайникова Л. Н |