Программа Алексеев А. И., Ким Э. В., и др. «География России. Отечествоведение»






НазваниеПрограмма Алексеев А. И., Ким Э. В., и др. «География России. Отечествоведение»
страница1/6
Дата публикации14.07.2015
Размер0.69 Mb.
ТипПрограмма
e.120-bal.ru > География > Программа
  1   2   3   4   5   6
c:\users\user\desktop\рабочие программы\рабочие программы\сканы география химия\5.jpg

Пояснительная записка.

ЦЕЛЬ:
Формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства  нашей Родины, о месте  России в современном мире, воспитание гражданственности  и патриотизма учащихся, уважения  к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально – ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности  на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;

  • Сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

  • Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демократических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально – экономических проблем России и ее регионов;

  • Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

  • Развивать представления о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

  • Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

1. Закон об образовании.

2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12.2010 г.

4. Программа - Алексеев А.И., Ким Э. В., и др. «География России. Отечествоведение» 8-9 классы , М., «Дрофа», 2010 г.

5. Устав школы.

6. Учебный план для 8, 9 класса.

7. Учебники «География России» в 2 частях и для общеобразовательных учреждений под редакцией А.И. Алексеева, Москва, Дрофа, 2010г.


Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно – ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего образования в средней школе.

Образ России, формируемый у школьников, должен быть,  с одной стороны, целостным, а с другой – территориально – дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний и всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России). Учащиеся должны осознать, почувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие  ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство о разнообразии.

Осознание своей включенности в жизнь своей страны формируется у учащихся путем привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно – ориентированные вопросы и задания, связь, казалось бы, абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района или города.

Данный курс готовит учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению ориентироваться в окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени – экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориетироваться в ней, получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по – другому организовывать свою жизнь и т.д. Поэтому, с одной стороны, курс показывает стабильные черты географии России, а с другой – подводит учащихся к пониманию необходимости перемен. Последнее достигается за счет подачи материала в историко – географическом ключе (как население России реагировало на изменение условий жизни) и характеристики современной ситуации в различных отраслях хозяйства и регионах России.

Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На нем замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязи с ним. Это позволяет учащимся по – другому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.

«География России» изучается в 8 и 9 классах, и на изучение курса отводится по 2 часа в неделю. Структуризация материала производится следующим образом: в 8 классе – изучение географического положения, особенностей природы и населения России; в 9 классе – учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно – страноведческой характеристикой крупных регионов России.
Количество часов: всего 136 ч. ( 68 ч + 68 ч)

В 8 классе изучается первая часть курса «География России» — «Природа и население», которая состоит из введения и трех разделов: «Пространства России», «Природа и человек», «Население России». По сравнению с традиционным подходом по-новому раскрыт раздел «Природа и человек»: природа рассматривается не сама по себе, а как ресурс для хозяйства, как среда жизнедеятельности населения, условие его физического и нравственного здоровья. Содержание раздела существенно обновлено в соответствии с новыми научными представлениями.

Раздел «Население России» претерпел наибольшие изменения. Он существенно увеличен в объеме для решения следующих задач:

  • показать интегрирующую роль населения в системе «природа — люди — хозяйство»;

  • сформировать представление о географии России как о «географии жизни людей» на территории нашей страны;

  • подвести учащихся к ощущению себя и своей семьи частью населения России с его историческими судьбами и культурными традициями.

В 9 классе изучается вторая часть курса «География России» — «Хозяйство и географические районы», которая состоит из двух разделов: «Хозяйство России» и «Районы России».

Содержание программы включает ряд новых подходов.

При изучении раздела I «Хозяйство России» показывается тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства, рассматривается становление и развитие экономики страны, ее особенности; при характеристике отраслей и межотраслевых комплексов дается сравнение с мировыми показателями, другими странами и регионами.

Рассмотрение всех отраслей и межотраслевых комплексов дается с учетом произошедших изменений в хозяйственной и социальной жизни России.

Раздел II «Районы России» включает темы: «Европейская часть России» и «Азиатская часть России».

Среди новых направлений в содержании данного раздела необходимо выделить следующие:

  • формирование образов отдельных территорий, раскрытие их специфических черт за счет комплексной (физико-, экономико-, социально- и культурно-географической) характеристики;

  • углубление и расширение знаний об отраслях хозяйства в каждом районе. Дается более полная характеристика отраслей специализации данной территории. Это позволяет широко проводить аналогии, сравнения при изучении других районов.

В заключительной части учебника «Россия в мире» рассматриваются внешние экономические связи, особенности взаимоотношений соседних государств с Россией, раскрываются их существующие и перспективные хозяйственные и социальные связи.

Ставится также цель обобщить изученный материал на более высоком мировоззренческом уровне и подготовить учащихся к восприятию нового курса 10 класса «Экономическая и социальная география мира», дать логическое завершение курсу «География России».

Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др.).

География России изучается в 8 и 9 классах, на изучение курса в 8 и 9 классе отводится по 2 ч в неделю.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы : Программа - Алексеев А.И., Ким Э. В., и др. «География России. Отечествоведение » 8-9 классы , М., «Дрофа», 2010 г.

Виды и формы контроля

Оценочные практические работы в 8 классе:
№ 1. Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР.
№ 2. Определение разницы во времени отдельных территорий.
№ 3. Оценка особенностей географического положения России.
№ 1. Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа.
№ 2. Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации на примере своего края.
№ 3. (вариант 2) Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей.
№ 4. Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения.
№ 5. Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей, агроклиматическими картами.
№ 6. Обозначение на кон.карте крупных рек и озер.
№7. Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования.

№ 8 Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России.
№ 9. Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования.
№ 10. Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа соответствующей схемы.
№11. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах.
№12 Работа с картой и таблицами охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий.
№ 13. Работа с фрагментами карт и текстом учебника с целью выяснения влияния природных условий на расселение населения в разных природных зонах.
№ 1 Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации.
№ 2. Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве.
№ 3. Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-территориального деления России.
№ 4 Выделение на контурной карте главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания.
№5. Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определяющих своеобразие рисунка заселения территории.
№ 6. Нанесение на контурную карту городов – миллионеров, объяснение их размещения на территории страны.

Контрольные работы за 1, 2, 3, 4 четверти.

Виды и формы контроля :

Оценочные практические работы в 9 классе по курсу «География России»:

1. Чтение карты угольной промышленности (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов).
№ 2. Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства (на основе чтения карт).
№3 . Изучение особенностей внутриотраслевых отраслевых связей на примере машиностроения (любого крупного завода).
№4. Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности.
№ 5. Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт.
№6. Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов страны, в том числе своей местности на основе карт.
№7. Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным производством, сельским хозяйством и транспортом. Выделение группы отраслей, оказавших наибольшее воздействие на состояние окружающей среды, её качество.
№8.Выделение на к/к главных промышленных и сельскохозяйственных районов страны. Сравнение их размещения с главной полосой расселения и с благоприятным по природным условиям жизни населения положением территории.
№9. Составление географических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России (памятники природы, культурно-исторические объекты, национальные святыни России).
№10. Составление географического описания “путешествия” от Финского залива до Рыбинска -водным путем.
№11. Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (по выбору) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны.
№12. Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства.

Обобщение знаний по разделу «Хозяйство России». Контрольная работа

Обобщение знаний по теме «Европейская часть России» Контрольная работа.

Обобщение знаний по теме «Азиатская часть России» Контрольная работа

Обобщение знаний по разделу «Районы России» Контрольная работа
Содержание программы – 8 класс.

Количество часов: всего-68 часов, в неделю – 2 часа.

Введение (1 час)

Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Главная задача географии – выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой и изменяют её.
Уникальность географических объектов.
Разнообразие территории России.
География и краеведение.
Географический взгляд на мир.

Раздел 1. ПРОСТРАНСТВА РОССИИ (6 часов)

Россия на карте мира. Доля России в населении и территории мира, Европы и Азии.
Географическое положение и размеры территории, её протяженность. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации.
Границы России: сухопутные и морские. «Проницаемость» границ для связей с другими странами.
Положение России на карте часовых поясов.
Основные направления освоения и присоединения новых земель, формирование территории России в разных направлениях и на разных этапах. Современная территория РФ.
Основные этапы географического изучения территории: открытие, освоение земель, составление географических карт, описание, выявление географических закономерностей, преобразование территории. Источники географических знаний.
Сравнение особенностей ГП и размеров территории России с другими странами.
Влияние ГП и размеров территории на природу и хозяйственную деятельность населения.
Необходимость географических знаний в решении современных проблем.

Раздел II. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК - 36 часов.
Тема 1. Рельеф и недра России (4 часа).
Особенности рельефа территории России. Зависимость рельефа территории страны от геологической истории и тектонической структуры. Влияние рельефа на природу и жизнь людей.
Россия – страна обширных равнин и горных территорий. Разнообразие рельефа России – разнообразие условий жизни.
Изменения в рельефе од влиянием внешних и внутренних сил. Особая роль оледенений и текущих вод. Влияние деятельности человека на изменения в рельефе.
Закономерности размещения месторождений ПИ, их роль в хозяйственной деятельности. Место России в мире по запасам и добыче некоторых ископаемых; исчерпаемость минеральных ресурсов. Разработки месторождений и загрязнение окружающей среды.
Тема 2. Климат (6 часов).
Влияние климата на жизнь людей. Влияние ГП и рельефа территории на количество и распределение получаемого тепла. Россия – холодная страна.
Изменчивость климатических и погодных условий России под влиянием потоков воздуха с океанов (циркуляция атмосферы). Влияние размеров территории России на разнообразие климата.
Закономерности распределения температур и осадков по территории России. Самые жаркие и холодные районы.
Характеристика климатических поясов и областей России
Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Агроклиматические условия. Степень благоприятности природных условий для жизни населения. Значение прогнозирования погоды.
Агроклиматические ресурсы, обеспеченность ими разных районов страны.

Тема 3. Богатство внутренних вод России(3 часа).
Особая роль воды впри роде и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны.

Тема 4. Почвы – национальное достояние страны (4 часа).
Почвы и почвенные ресурсы. Почвы – основной компонент природы. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения.
Размещение основных типов почв.
Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв.
Почвы и почвенные ресурсы. Размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Тема 5. В природе все взаимосвязано (4 часа).
Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Природные и антропогенные ПТК.

Тема 6. Природно-хозяйственные зоны (10 часов)
Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно- хозяйственная зона.
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.
Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы.
Характеристики лесостепей, степей, полупустынь, пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.
Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов.

Тема 7. Природопользование и охрана природы (5 часа).
Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Природные и антропогенные ПТК. Природно-хозяйственное различие морей России.
Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники национальные и природные парки, памятники природы.

Раздел III. “НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ” - 25 часов.
Тема 1. Сколько нас – россиян? (2 часа)

Население России. Численность, естественное движение, типы воспроизводства.

Тема 2. Кто мы? (2 часа)
Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.

Тема 3. Куда и зачем едут люди? (4 часа)
Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции, причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Тема 4. Человек и труд (1 час).
Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы.

Тема 5. Народы и религии России (3 часа).
Народы и основные религии. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.

Тема 6. Где и как живут люди? (7 часов)
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения. Расселение людей, типы населенных пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации, её показатели. Причины роста городов. Отличие сельского и городского образа жизни.
Люди – главное богатство страны. Приумножение его. Человеческий потенциал как определяющая составная часть и условие дальнейшего развития и процветания России.

Повторение 3 часа

Резервное время 3 часа

Содержание программы – 9 класс.
Количество часов: всего-68 часов, в неделю – 2 часа.

РАЗДЕЛ 1. Хозяйство России. (20 часов)
Тема 1.Общая характеристика хозяйства. Географическое
районирование. (3 часа)
Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства – первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России. Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности индустриального пути развития России. Географическое районирование. Его виды. Природное и экономическое районирование России. Географические районы России. Административно – территориальное деление как один из видов районирования.

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы России. (16 часов)
Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблема развития. Сельское хозяйство, его основные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства. Животноводство и его структура. География животноводства.
Лёгкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География лёгкой и пищевой промышленности.
Лесной комплекс, его структура. Специфика лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса.
Топливно – энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России (нефтяная и газовая, угольная) промышленность. Элекроэнергетика.
Металлургический комплекс его значение в хозяйстве. Чёрная металлургия и цветная металлургия, их структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география чёрной и цветной металлургии.
Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны, отраслевой состав, связь с другими комплексами. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс (ВПК).
Химическая промышленность. Уникальность отрасли. Структура химической промышленности. Производство минеральных удобрений. Химия полимеров. Химическая промышленность и окружающая среда.
Инфраструктурный комплекс. Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта. Проблемы транспортного комплекса. Информационная инфраструктура. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.
Территориальное географическое разделение труда.

РАЗДЕЛ 2 Районы России. (45 часов)
Тема 1. Европейская часть России. (28 часов)

Районирование России.
Общая характеристика Европейской России (состав, историческое изменение, природные условия, ресурсы). Население и главные черты хозяйства.
Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Географические особенности областей Центрального района. Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмные районы. Северо-Западная район. Санкт-Петербургский, его основные этапы развития. Калининградская область.
Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Этапы освоения и заселения территории.
Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природно-хозяйственная граница. Этническая и культурная неоднородность района. Крупнейшие города района. (Казань, Самара, Волгоград), особенности ихэкономико – географического положения и этапы развития.
Северный Кавказ. Особенности географического положения, и разнообразие природы.Внутренняя неоднородность территории. Природно – хозяйственные зоны. Полезные ископаемые.Народы Северного Кавказа. Чёрное, Азовское и Каспийское моря , их природа и хозяйственное использование.
Географическое положение, природные условия и ресурсы Урала. Проблемы населения и трудовых ресурсов. География и проблемы современного хозяйства.

Тема 2 Азиатская часть России. (16 часов)

Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства.
Природа и ресурсы гор Южной Сибири.Полезные ископаемые. Климат и горные реки.
Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей.Северный морской путь и его значение.
Население Сибири. Этнический состав. Особенности «сибирских русских».
Хозяйственное освоение Сибири. Первые города: Тобольск, Мангазея. Этапы развития хозяйства и сдвиги в размещении населения. Изменения в хозяйстве после распада СССР. Географические различия в освоении территории. Зона Крайнего Севера.
Западная Сибирь. Особенности природы. Природно-хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Главная топливная база страны. Металлургия. ВПК. Сельское хозяйство.
Восточная Сибирь. Природные условия. Тектоника и полезные ископаемые, их выборочная разработка. Каскады ГЭС. Природно-хозяйственные зоны.
Байкал – жемчужина России. Происхождение озера, особенности байкальской воды. Хозяйственное использование и экологические проблемы Байкала в российской культуре.
Хозяйство Восточной Сибири. Гидроэлектроэнергетика, цветная металлургия. Лесной комплекс. ВПК. Сельское хозяйство. Экологические проблемы района.
Дальний Восток. Формирование территории. Границы с Китаем и Японией, их изменения. Природные условия и ресурсы. Разнообразие природы. Опасные природные явления.
Моря Тихого океана: Берингово, Охотское, Японское. Особенности природы и хозяйственное использование.
Население района. История заселения. Национальный состав. Местные народы.
Хозяйство района. Отрасли специализации. Транспортные связи.
Перспективы района.
Тема 3. Россия в мире – 1 час.
Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды. Современная внешняя торговля России.
Место России в мировой политике в различные исторические периоды. Россия и сопредельные страны.

2 часа резервное время

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения географии курса 8 – 9 класса ученик должен:

знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

  • географическое положение Приморского края,

  • основные этапы заселения и исследования территории края;

  • особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительности, животного мира, природных комплексов края и своей местности;

  • основные виды природных ресурсов, их размещение и возможности практического использования;

  • особенности населения, демографическую обстановку в крае;

  • отраслевую и территориальную структуру хозяйства, проблемы развития

хозяйства;

  • особенности взаимодействия человека и природы на территории края,

экологические проблемы;

  • положение на карте природных объектов, месторождении полезных ископаемых, крупнейших промышленных предприятий, городов.

уметь

  • выделять, описывать и объяснятьсущественные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  • составлятькраткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определятьна местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

  • использовать комплекс источников знаний для изучения природы, населения, хозяйства края;

  • определять по картам географическое положение края, административного района, своего населенного пункта;

  • объяснять особенности компонентов природы и природных комплексов;

  • описывать погоду по синоптической карте;

  • объяснять особенности населения, отраслевую и территориальную структуру хозяйства;

  • объяснять особенности жилища, трудовых навыков, видов хозяйственной деятельности, обычаев, возникших в результате адаптации человека к окружающей среде;

  • оценивать природные условия и ресурсы с точки зрения жизненных потребностей человека и его хозяйственной деятельности;

  • оценивать экологическую ситуацию в крае и последствия воздействием хозяйственной деятельности на окружающую среду;

  • оценивать экономико-географическую и социальную обстановку в Приморье;

  • прогнозировать изменения природных объектов под воздействием

человеческой деятельности;

  • прогнозировать тенденции развития края и своей местности.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:

  1. Для изучения географии по данной программе используется учебник для 8-9 класса «География России» в 2 частях, под редакцией А.В. Алексеева, допущен Министерством образования Р.Ф., М.: «Дрофа», 2010.

  2. Географический атлас 8-9 класс. – М.: Дрофа, 2008.

  3. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии 8 кл. / В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2009.

  4. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии 9 кл. / В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2009.

  5. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 кл. / В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2009

  6. Л.П. Полякова. Сборник заданий и упражнений по географии к учебнику «География России. 8-9 кл.» под редакцией А.И. Алексеева. 8 кл., М.: Экзамен, 2010

  7. Полякова Л.П.. Сборник заданий и упражнений по географии к учебнику «География России. 8-9 кл.» под редакцией А.И. Алексеева. 9 кл., М.: Экзамен, 2010

  8. Курашева Е.М. География России 8-9 кл. Схемы, таблицы, диаграммы./ Е.М. Курашева.- М.: Экзамен, 2010

  9. Малиновская С.А. география 9 класс поурочные планы к учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной/ С.А. Малиновская. Волгоград: Учитель, 2004

Малиновская С.А. география 8 класс поурочные планы к учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной/ С.А. Малиновская. Волгоград

Учебно-тематический план – 8 класс




Раздел. Тема.

Авторская программа, Количество часов

Рабочая программа, Количество часов



Введение.


1

1




Раздел 1. Пространства России.

7

6



Раздел 2. Природа и человек.

38

36


Тема 1. Рельеф и недра России.





4


Тема 2. Климат.

6



Тема 3. Богатство внутренних вод России.





3



Тема 4. Почвы – национальное достояние страны.




4



Тема 5. В природе всё взаимосвязано (ПТК).




4



Тема 6. Природно-хозяйственные зоны.




10



Тема 7. Природопользование и охрана природы.




5


Раздел 3. Население России.

16

25



Тема1. Сколько нас Россиян?

2



Тема2. Кто мы?

2



Тема3. Куда и зачем едут люди?

4




Тема 4. Человек и труд.

1




Тема 5. Народы и религии России

3




Тема 6. Где и как живут люди?

7




Обобщение знаний по курсу повторение

3




Резервное время

6

3

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа Алексеев А. И., Ким Э. В., и др. «География России. Отечествоведение» iconРабочая программа предмета «география»
Николина В. В., Алексеев А. И., Липкина Е. К. География. Программы образовательных учреждений. 6-9 классы. География. Природа и люди....

Программа Алексеев А. И., Ким Э. В., и др. «География России. Отечествоведение» iconУчебник Алексеев А. И. «География России. Хозяйство и географические районы»
Учебник Алексеев А. И. «География России. Хозяйство и географические районы», М: Дрофа, 2004

Программа Алексеев А. И., Ким Э. В., и др. «География России. Отечествоведение» iconРабочая программа по географии 10-11 класс
«География. Современный мир» 10-11 класс соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и составлена...

Программа Алексеев А. И., Ким Э. В., и др. «География России. Отечествоведение» iconРабочая программа по географии 10-11 класс Пояснительная записка
Государственная программа для общеобразовательных учреждений. География, 10-11 классы. Авторы: А. И. Алексеев, Е. К. Липкина, В....

Программа Алексеев А. И., Ким Э. В., и др. «География России. Отечествоведение» iconРабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе...
А. И. Алексеева//География 6-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений /сост. Е. В. Овсянникова. М. Дрофа, 2010. Количество...

Программа Алексеев А. И., Ким Э. В., и др. «География России. Отечествоведение» icon«Об изменениях в ким гиа-2012по истории по сравнению с ким гиа-2011»
В ким гиа в 2012 года по истории внесены значительные изменения по сравнению с ким предыдущих лет. Оптимизирована структура кодификатора...

Программа Алексеев А. И., Ким Э. В., и др. «География России. Отечествоведение» iconПриказ №42/1 от 20. 04. 2012г рабочая программа по курсу «География...
Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6–11 классы. М.: Дрофа, 2009. 128 с

Программа Алексеев А. И., Ким Э. В., и др. «География России. Отечествоведение» iconРабочая программа курса разработана на основе Программы по географии...
В. В. Николина. Используемый учебник: «География. Страны и континенты». 7 класс./под ред. А. И. Алексеева – М.: Просвещение, 2009....

Программа Алексеев А. И., Ким Э. В., и др. «География России. Отечествоведение» iconРабочая программа По предмету география России Класс 9
Программа составлена на основе авторской программы по географии «География России. Базовый уровень. 8-9 классы». Авторы Е. М. Домогацких,...

Программа Алексеев А. И., Ким Э. В., и др. «География России. Отечествоведение» iconРабочая программа курса «География России»
...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную