Вежливцева Елена Павловна






Скачать 67.06 Kb.
НазваниеВежливцева Елена Павловна
Дата публикации03.07.2015
Размер67.06 Kb.
ТипУрок
e.120-bal.ru > География > Урок
Вежливцева Елена Павловна,

учитель географии высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 24» , г.Северодвинск,

победитель конкурса лучших учителей РФ

в рамках ПНП «Образование» 2009 года
Тема урока: «Географическая карта»

(По учебнику классической линии: Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. География. Начальный курс. 6 класс)

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне. и я запомню.

Дай мне действовать самому –

и я научусь.

Древняя китайская мудрость.

Тип урока. Урок изучения нового материала.

Цель: - сформировать представление о географической карте как модели земной поверхности.

Задачи:

- узнать, что такое географическая карта, выделить существенные признаки понятия «географическая карта»;

- определить особенности изображения земной поверхности на географической карте (неизбежность искажений, масштаб, условные знаки, меридианы и параллели),

- развивать навыки работы с источниками географической информации,

- формировать умения ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом;

- формировать коммуникативные компетенции через работу учащихся в группах, развивать способности к учебно-исследовательской и творческой деятельности.

Средства обучения. Учебник, атлас, глобус, физическая карта полушарий, компас, презентация, электронное приложение.

Методы и формы учебной деятельности.

Самостоятельная работа школьников с учебником и атласом. Индивидуальная и групповая практическая деятельность школьников.

Основные понятия и термины. Географическая карта; условные знаки; масштаб; градусная сеть; меридиан; начальный меридиан; параллель; экватор.

Результат урока. Формирование представления о географической карте как модели земной поверхности.

Домашнее задание. § 9 учебника, задания устно

Презентация к уроку размещена на интернет-портале по адресу http://www.proshkolu.ru/user/elenavezhlivceva/file/2505264/

Ход урока:

Демонстрация слайда «Географическая карта»

Объявление темы, формулировка цели учениками:

    • Что мы знаем о карте и что хотим узнать?

Слайд «Цель и задачи»


Актуализация опорных знаний: Обсуждение в группах, ответы – каждая группа по одной особенности - и дополнения.

- Что мы можем узнать о Земле по глобусу? ( форму Земли, её размеры, расположение материков и океанов на её поверхности , положение земной оси и возможное движение вокруг неё)

- Какие недостатки имеет глобус? ( Нельзя видеть всю поверхность Земли одновременно)

- Такую возможность даёт географическая карта (демонстрация карты полушарий).

Слайд»Что такое географическая карта»

Моделирование определения понятия (работа в группе)

Задание: заполнить схему, используя текст учебника.


Географическая карта

Какое?

Что?

Где?

Каким образом?


Выступление одной из групп. Проверка группами правильности выполнения задания по слайду№4 с заполненной схемой.

- Когда же появились первые карты? Что они из себя представляли?

Демонстрация слайда «Историческая страничка»:

Карта «Мир по Эратосфену» (III век до н.э.) была довольно точным изображением земной поверхности, и по ней можно было вычислять расстояния между пунктами. В частности, на измерения по этой карте опирался Колумб, когда доказывал возможность сравнительно быстро достичь индию при движении из Европы на Запад.

На слайде также представлены карты Птолемея ( II век н.э.) и Меркатора (начало XVII века).

Постановка проблемы: Некоторые люди считают, что старыми картами пользоваться нельзя, т.к. там поверхность Земли изображена неточно. Давайте выясним, возможно ли избежать неточностей на географической карте. Итак, Земля – шар. Нужно изобразить поверхность на плоскости.

Эксперимент в группах: разрежем воздушный шарик по окружности, развернем половину. Чтобы разложить его на плоскости ровно, в один слой, придется сделать разрезы или растягивания. Рисунки на оболочке шарика окажутся измененными по форме и размерам, причем в разных участках поверхности шара величина искажения будет разной.

Вывод: на географических картах, в отличие от глобусов, неизбежно возникают искажения. Слайд №6 «Есть ли искажения на карте?»

– Поверхность Земли на картах и глобусах очень сильно уменьшена. Давайте узнаем, во сколько раз она уменьшена на карте и глобусе. Как это сделать? (С помощью масштаба) Слайд №7

Индивидуальная работа с атласом. Фронтальная беседа:

- Какой масштаб у карты полушарий?

- У глобуса?

- В каком случае изображение получилось мельче? (сильнее уменьшено)

При таком уменьшении многие объекты на поверхности нельзя различить и изобразить. Поэтому на картах объекты земной поверхности изображены условными знаками.

Мы знаем, что условные знаки есть и на плане, и на карте. Сравним знаки плана и карты. Слайд №8.

Найдите общее.(Какие знаки похожи -Озера. Болота, пески, реки. Отметки высот )

- А какие знаки есть на карте, но мы не встречали их на плане?

Обратите внимание: что на карте означает зеленый цвет? (высоту места) а на плане? (леса)

Демонстрация слайда «Легенда карты»: знаки могут быть в виде линий, контуров, штриховки, геометрических значков, букв и сочетаний букв и др. На старых картах знаки были рисованными. Теперь знаки графические – простые, не похожие друг на друга, отдаленно напоминающие изображаемый предмет.

Список всех условных знаков, которые использованы на карте – это легенда карты.

- Существует несколько видов географических карт. Групповая работа с текстом учебника. Задание: дополнить таблицу.

Слайд №10. «Виды географических карт»

По размерам территории

По масштабу

По содержанию

Карта полушарий

?




Физические

?

?

?

Демонстрация слайда №11«Виды географических карт». Проверка группой заполненной таблицы. Демонстрация экономической карты (так как нет в атласе 6 класса).

Работа в группах под руководством учителя. Сравним карты, различные по размеру изображаемой территории. Результаты оформим в виде таблицы. Слайд №12

« Сравнение карты России и карты полушарий»




Карта России

Карта полушарий

Размер изображенной

территории







Масштаб







Подробность

изображения поверхности







Слайд № 13« Сравнение карты России и карты полушарий». Проверка группами своей работы по заполненной на слайде таблице.

Вывод: – объясните причины отличий ( подробность изображения зависит от масштаба, чем сильнее уменьшено, тем меньше подробностей)

А теперь литературная страничка (слайд). Задание :каждой группе объяснить смысл одного высказывания:

•Микроскоп увеличивает, а карта уменьшает.

•Изучать географию без учебника трудно, а без карты – нельзя.

Меридианы и параллели на карте – это улицы и переулки в городе.(этого высказывания нет ни у одной группы)

•Карта – второй язык географии.

•Условные знаки – азбука карты.

Фронтальная беседа: Найдите на слайде высказывание, которое мы еще не объяснили. Это слова о меридианах и параллелях Давайте выясним, что означают эти слова.

И на плане, и на карте мы должны уметь определять направления. Какие четыре основных направления мы уже знаем? ( С,Ю,З,В)

Демонстрация слайда «Меридианы и параллели»

На карте и глобусе направление с севера на юг показывают линии, которые называются меридианы – т.к. они соединяют северный полюс и южный.

А направление с запада на восток показывают линии – параллели .Их так называют, потому что на глобусе они параллельны экватору.

Игра «Меридианы и параллели». Каждая группа с помощью компаса определяет направление на север и строится в колонну по одному лицом на север.

- Вы все построились на одном меридиане. А как построиться на параллели? (Лицом так же к северу, но встать рядом). Подробно всё о меридианах и параллелях вы узнаете на следующем уроке.

Подведем итоги. Задание каждой группе – вставить в текст пропущенные слова. См.слайд.

1.Географической картой называют … изображение поверхности Земли при помощи …

2.Масштаб карты 1:90 000 000 показывает, что изображение поверхности на карте в … раз … поверхности Земли.

3.Легенда карты – это список всех …, которые на ней использованы.

4.Меридиан показывает направление с … на …

5.Параллель показывает направление с … на …

Проверка группами своих текстов в ходе беседы. См слайд с ответами.

Оценка работы групп на уроке.

Каждый должен оценить работу группы, закрасив в таблице соответствующий кружок:5-красным. 4 – зеленым, 3- синим.

Для оценки учесть :

- Все ли работали хорошо, старались?

-Большинство ответов были правильными?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вежливцева Елена Павловна iconСведения об авторах Балдина Наталья Павловна
Балдина Наталья Павловна – старший преподаватель Новосибирского государственного университета, научный сотрудник Института экономики...

Вежливцева Елена Павловна iconБелка Елена Литературный редактор Найко Елена Дизайн, верстка Ула Сенкович Редактура Найко Елена
Ольга, Некрасова Лена, Рунгерд Яна, Ворон Ольга, Анакина Анна, Демин Михаил, Юррик, Senior Nikto, Танова Ильяна, Липова Марфа, Михайлов...

Вежливцева Елена Павловна iconАнохина Елена Михайловна
Анохина Елена Михайловна, к г н., доцент кафедры управления и планирования социально-экономических процессов экономического факультета...

Вежливцева Елена Павловна iconМаркова Елена Константиновна
Маркова Елена Константиновна, руководитель Управления Федеральной налоговой службы России по Ивановской области в период с марта...

Вежливцева Елена Павловна iconНужина Ирина Павловна, д э. н., профессор зав кафедрой экономики...

Вежливцева Елена Павловна iconГурова, Ирина Павловна. Мировая экономика: учеб для студентов, обучающихся...
Гурова, Ирина Павловна. Мировая экономика: учеб для студентов, обучающихся по специальности «Мировая экономика»/ И. П. Гурова. —...

Вежливцева Елена Павловна iconНаучная работа «Проект создания купола сортировочной горки»
Научные руководители – Ганеева Ольга Павловна, старший преподаватель кафедры «Управление эксплуатационной работой», Иргупс

Вежливцева Елена Павловна iconСведения об
Амосёнок Элла Павловна – кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства...

Вежливцева Елена Павловна iconВсем доброго дня, в студии Никита Кричевский. Как всегда, Елена Николаевна,...
Н. К.: Всем доброго дня, в студии Никита Кричевский. Как всегда, Елена Николаевна, счастливый обладатель накопительного элемента...

Вежливцева Елена Павловна iconЗаконодательного собрания Ленинградской области
Алексеева Надежда Павловна – начальник отдела контрольно-ревизионной работы муниципального казенного учреждения "Выборгский районный...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную