Рабочая программа предмета «география»






НазваниеРабочая программа предмета «география»
страница1/6
Дата публикации04.06.2015
Размер0.98 Mb.
ТипРабочая программа
e.120-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора Директор МБОУ Устанская СОШ

школы по УВР __________Кассирова Н.Н.

МБОУ Устанская СОШ Приказ № 98 от «05» сентября 2014 г.

___________Пухова М.В.

«31» августа 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

6 класс
Составитель: учитель географии первой квалификационной категории

Краева Юлия Михайловна


Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К. География. Программы образовательных учреждений. 6-9 классы. География. Природа и люди. 6 класс, Москва, издательство «Просвещение», 2010 год.

География. Природа и люди. 6 класс: учебник для образовательных учреждений / А.И.Алексеев, С.И. Болысов, В.В. Николина и др., под ред. А.И.Алексеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- 2-е изд. - Москва «Просвещение», 2009 г. – 192 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № 1 от «25»августа 2014 г.


2014-2015 уч.год

Пояснительная записка, 6 класс

Статус документа

Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе.

Рабочая программа составлена на основе программы по географии

Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К. «География. Программы образовательных учреждений», Москва, издательство «Просвещение», 2010 год.

Курс географии открывает 5-летний цикл изучения географии в школе. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание» начальной и основной ступени обучения.

Цели и задачи курса:

Основная цель географии 6 класса - формирование представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях; систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;

  • развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;

  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

  • научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;

  • включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.

  • приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

  • познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

  • научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное, показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения используется УМК, утвержденный приказом министерства образования науки Р.Ф.

1)Учебник: под редакцией А.И. Алексеева «География. Природа и люди. 6 класс» Учебник для образовательных учреждений, Москва, издательство «Просвещение», 2009 год.

2)Атласы, контурные карты

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 6 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю).

В рабочей программе в соответствии с требованиями обязательного минимума образования запланированы следующие виды контроля: фронтальные опросы, анализ источников географической информации, составление схем, ответы по таблицам, тестирование, анализ, написание практических работ, устные и письменные опросы, работа с дидактическими карточками. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и при необходимости проводить коррекцию знаний учащихся, готовить учащихся к итоговой аттестации.

Практических работ: 18

Обобщающее повторение в форме тестирования

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная.

Технологии: в процессе изучения предмета используются не только традиционные технологии, методы и формы обучения, но и инновационные технологии, активные и интерактивные методы и формы проведения занятий: объяснительно-иллюстративное обучение, технология проблемного обучения, развивающего обучения, интегрированного, дифференцированного обучения, развития критического мышления.

Методы: картографический, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, исследовательский, практический.

Средства обучения: УМК, методическое оснащение, учебно-наглядный комплекс.

Требования к результатам освоения учебного предмета

В результате изучения курса «География. Природа и люди» ученик должен:
      1) знать / понимать:
      значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей;
      результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий;
      основные источники географической информации, методы изучения Земли;
      географические следствия движений Земли вокруг своей оси, Солнца;
      различия между планом местности, картой, глобусом, современные способы создания карт;
      как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы;
      состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них;
      изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием человеческой деятельности;
      географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом;
      2) уметь: 
      показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте мира, карте океанов, глобусу географические объекты, обозначать и надписывать географические объекты на контурной карте;
      давать описание существенных признаков географических объектов и явлений;
      находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, статистических материалов, справочников, научно-популярной литературы, Интернета;
      приводить примеры: развития представлений человека о Земле; крупнейших по площади и населению стран; крупнейших рас и народов мира; крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности; адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды; влияния природы на формирование культуры людей; источников загрязнения сфер Земли; использования и охраны природных ресурсов;
      составлять: простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи; описание образа природных объектов; описание природных объектов по типовому плану; описание природных явлений и процессов (погода, климат, течение, природные зоны, тепловые пояса, ветры, природно-культурные и социально-экономические явления) по картам, наблюдениям, статистическим показателям;
      определять: на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород (в коллекции);
      применять: приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения простейших наблюдений за отдельными географическими объектами; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды, почвы, горных пород в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: статистических, картографических, геоинформационных;
      3) оценивать:
      роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично;
      универсальное значение природы.

Календарно-тематическое планирование по географии для 6 класса

№ п/п

Тема

Практические работы

Дата

Коррек

тировка

1.

Введение




3.09.14




2.

Что такое география и как мы ее будем изучать.




10.09.14




3.

Как люди открывали Землю?




17.09.14




4.

География сегодня.

1.Анализ источников географической информации.

24.09.14




5.

Мы во Вселенной.




1.10.14




6.

Солнечный свет на Земле.




8.10.14




7.

План и карта. Ориентирование на местности.

2.Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута.

15.10.14




8.

Земная поверхность на плане и карте.

3.Топографический диктант.


22.10.14




9.

Географическая карта.




29.10.14




10.

Градусная сеть.




12.11.14




11.

Географические координаты.

4.Определение с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений по карте.

19.11.14




12.

Как люди заселяли Землю.




26.11.14




13.

Расы и народы.

5.Нахождение на политической карте государства России и ее столицы.

3.12.14




14.

Земная кора - основная часть литосферы.




10.12.14




15.

Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

6.Изучение свойств горных пород.

17.12.14




16.

Движения земной коры.

7.Нанесение на карту районов размещения землетрясений и вулканов.

24.12.14




17.

Рельеф Земли. Равнины.

8.Описание по карте равнин и гор по плану.

14.01.15




18.

Рельеф Земли. Горы суши.

9.Нанесение на карту крупнейших гор и равнин.

21.01.15




19.

Гидросфера – водная оболочка Земли. Состав и строение гидросферы.




28.01.15




20.

Мировой океан.




4.02.15




21.

Воды океана.




11.02.15




22.

Реки – артерии Земли.

10.Описание реки и озера по плану.

18.02.15




23.

Озера, подземные воды и ледники.

11.Нанесение на карту крупнейших рек и озер мира.

25.02.15




24.

Состав и строение атмосферы.

12.Наблюдение за погодой. Составление и анализ календаря погоды.

4.03.15




25.

Тепло в атмосфере.

13.Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний календаря.

11.03.15




26.

Давление и ветер.

14.Построение розы ветров.

18.03.15




27.

Влага в атмосфере.




1.04.15




28.

Погода и климат.

15.Характеристика климата своей местности.

8.04.15




29.

Биосфера – живая оболочка. Биосфера – земная оболочка.




15.04.15




30.

Биосфера – сфера жизни.

16.Проект «Акции в окрестностях школы по сохранению биосферы».

22.04.15




31.

Географическая оболочка Земли.




29.04.15




32.

Природные зоны Земли.

17.Приспособление и жизнь людей в различных природных зонах.


6.05.15




34.

Культурные ландшафты.

18.Моделирование с помощью условных знаков возможных преобразований в участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения.

13.05.15




35.

Резерв – 1 час




20.05.15




Содержание программы учебного предмета

Материал сгруппирован в 9 тем. Краткая тема «На какой Земле мы живем» знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также методами изучения географии. Здесь же содержатся сведения об ученых, стоявших у истоков географии и выдающихся путешественниках прошлого. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. При изучении этой темы реализуются межпредметные связи с историей.

Материал темы «Земля как планета» не только сообщает учащимся основные сведения о солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и показывает как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Здесь же учащиеся знакомятся с условными линиями планеты: экватором, тропиками, полярными кругами. Материал данной темы носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.

Следующая тема «План и карта» знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении данного материала реализуются межпредметные связи с математикой. В частности это происходит при изучении масштаба и географических координат.

Тема «Человек на Земле» знакомит с расселением людей по планете, основными расами и народами, их языками.

Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, гидросферой, атмосферой, биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают материал исключительно насыщенным. Большое внимание в нем уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данной темы реализуются межпредметные связи с биологией, физикой, химией и зоологией.

Последняя тема «Географическая оболочка Земли» призвана обобщить сведения, изложенные в предыдущих темах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Здесь демонстрируется как из отдельных компонентов литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности.

Формы и средства контроля в 6 классе

Фронтальные опросы, анализ источников географической информации, составление схем, ответы по таблицам, тестирование, анализ, написание практических работ, устные и письменные опросы, работа с дидактическими карточками.

Географическая номенклатура, 6 класс

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская (Русская), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий,Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Острова: Гренландия, Исландия, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.

Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Аляска.

Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.

Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.

Рифы: Большой Барьерный риф.

Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.

Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.

Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.

Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.

Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония.

Перечень учебно-методических средств обучения, 6 класс

1. География. Природа и люди. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ (А.И.Алексеев, С.И. Болысов, В.В.Николина) под ред. А.И. Алексеева, М.: Просвещение, 2009.

2. В.В. Николина. География. Мой тренажер. 6 класс, М.: Просвещение,2011.

3. В.В. Николина. Методические рекомендации. 6 класс, М.: Просвещение, 2009.

4. В.В. Николина. Конструктор текущего контроля. 6 класс, М.: Просвещение, 2009.

5. Баранчиков Е.В., и др. География земли. 6 класс. Задания и упражнения. – М.: Просвещение, 2008.

6. Географический атлас, 6 класс.
Дополнительная литература:

 

1. Герасимова Т.П., Неклюдова Н.П. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2007.

2. За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2005.

3. Климанова О.А. География. Землеведение. - М.: Дрофа, 2008.

4. Дронов В.П., Савельева Л.Е.  География. Землеведение. - М.: Дрофа, 2008.

5. Крылова О.В. Физическая география. Начальный курс. 6 класс.  - М.: Просвещение, 2005 .

6. Рабочая тетрадь по географии. 6 класс/ под. ред. Сиротина В.И. -М.: Дрофа, 2007.
Интернет-ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

http://www.rgo.ru/ - Планета Земля

http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество

rgo.ru - "RGO.ru" географический портал Планета Земля. –

geo.1september.ru  - сайт "Я иду на урок географии" 

geo.1september.ru - газета "География" 

my-geography.ru   

afromberg.narod.ru  

geografia.ru - География.ру 

nature.worldstreasure.com  - "Чудеса природы"   

basni.narod.ru  "Странник" 

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа предмета «география» iconРабочая программа учебного предмета по географии (наименование учебного...
Рабочая программа учебного предмета «География» составлена в соответствии со следующими нормативными документами

Рабочая программа предмета «география» iconРабочая программа учебного предмета «География»
Рабочая программа учебного предмета «География» для X классов является структурным элементом Образовательной программы муниципального...

Рабочая программа предмета «география» iconРабочая программа по учебному предмету «География»
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы учебного предмета «География» (9 класс) составляют

Рабочая программа предмета «география» iconРабочая программа учебного предмета «География»
Федерального Закона от 29. 12. 2012 г. №273 – фз «Об образовании в Российской Федерации» п, ст. 28

Рабочая программа предмета «география» iconРабочая программа учебного предмета «География»
А. И. Алексеева по географии для уч-ся 6-9 кл. М., Просвещение, 2008. Количество часов 70 учебных часов, 2 часа в неделю. Рабочая...

Рабочая программа предмета «география» iconРабочая программа предназначена для планирования преподавания курса...
Цель рабочей программы учебного предмета география создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом...

Рабочая программа предмета «география» iconРабочая программа учебного предмета «Экономическая и социальная география мира»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 им. А. М. Денисова р п. Хвойная Новгородской...

Рабочая программа предмета «география» iconПояснительная записка Ведение рабочая программа обществознанию для...
Чебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Обществознание»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Рабочая программа предмета «география» iconПрограмма учебного предмета география (базовый уровень) Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса география являются

Рабочая программа предмета «география» iconРабочая программа по предмету «География России»
Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира» для 11-ых классов составлена на основе






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную