Селиверстов Дмитрий Креативная работа по связям с общественностью: Территориальный маркетинг Самарской и Пензенской областей. (2011)






Скачать 249.42 Kb.
НазваниеСеливерстов Дмитрий Креативная работа по связям с общественностью: Территориальный маркетинг Самарской и Пензенской областей. (2011)
Дата публикации17.04.2015
Размер249.42 Kb.
ТипЛитература
e.120-bal.ru > География > Литература


Селиверстов Дмитрий
Креативная работа по связям с общественностью:

Территориальный маркетинг Самарской и Пензенской областей.

(2011)

Содержание


Введение 3

Понятие территориального маркетинга 4

Территориальный маркетинг в России 8

Самарская область 9

Пензенская область 18

23

Заключение 24

Литература 25

Введение



Среди различных определений экономики XXI в., таких как, «сетевая» экономика, «инновационная», «символическая», есть понятие «экономика ценностей», то есть экономика, которая основывается на уникальных ценностных предложениях производителей клиенту (потребителю) и на способности государства, региона или компании избирать стратегическую роль в социальных, политических, социо-культурных процессах. Именно за счет этой роли она начинает приобретать свое клиентское поле, финансовые ресурсы и выстраивать, в конечном итоге, свою коммерческую деятельность. В этой модели экономики основополагающую роль играет такой инструмент, как бренд. Он позволяет инсталлировать различные логики поведения, логики потребления. Бренд добавляет определенную стоимость к товару. Вокруг бренда начинает формироваться бренд-сообщество, он начинает создавать свою суб-культуру. Понятие «бренд» может относится не только к компаниям. Особую роль играют страновые и разного рода территориальные бренды[1].

Если брендом умело воспользоваться, привлечь в хозяйственный оборот, если извлекать из этого актива доходы, они превысят стоимость добываемой нефти. При этом, бренд - ресурс, который потенциально может работать всегда. Более того, чем больше он работает, тем выше его стоимость.

Сейчас существует много технологий выстраивания самого бренда. Сам факт наличия каких-то ценностей – это еще не бренд. Бренд имеет свою структуру – шесть характеристик обычно выделяют: его индивидуальность, стратегическая миссия, которая захватывает воображение, ценности бренда, которые должны быть четко сформулированы, это принципы бренда, которыми руководствуется администрация территорий в общении с внешними контрагентами, с местным населением, это ассоциации, которые создают вокруг бренда ареол, некая легенда.

Понятие территориального маркетинга



Территориальный брендинг как самостоятельная разновидность маркетинга привлек внимание специалистов в 1970-х гг., но лишь в последние два десятилетия получил практическое применение на страновом уровне. В настоящее время наблюдается активное стремление стран, городов и провинций к целенаправленному созданию собственных брендов с привлечением профессиональных маркетинговых технологий.

Территориальный бренд страны/региона востребован при позиционировании территории в борьбе за инвестиции. Известно, что покупатель скорее обратит внимание на незнакомую марку вина, зная, что оно произведено во Франции; надпись «Сделано в Японии» автоматически повышает цену электроники по сравнению с аналогичными товарами из других стран; британские компании вызывают доверие партнеров благодаря сложившейся репутации Великобритании как страны солидных деловых традиций и высококачественной институциональной среды; тысячи мигрантов из разных стран ежегодно устремляются в США в надежде обрести там свою «американскую мечту». И точно так же территориальный бренд работает на региональном уровне в такой стране, как Россия, внутри которой наблюдается существенная конкуренция между регионами и городами за материальные и человеческие ресурсы развития.

В кризисных условиях конкуренция за инвестиции между российскими регионами, несомненно, будет обостряться. Победителей в этом соревновании ждет серьезный приз — выживание с минимальными потерями, сокращенный по сравнению с регионами-аутсайдерами период выхода из кризиса, быстрый и сильный старт нового роста и в перспективе — возможное закрепление на лидерских позициях в том или ином направлении будущего развития страны в целом. За эти перемены стоит побороться, поэтому сейчас — самое время пустить в ход такие нетрадиционные инструменты развития, как территориальный брендинг[2].

Отсутствие единого системообразующего процесса в регионе является главной проблемой не позволяющей скоординировать свои действия для интенсификации социально- экономического развития и получения такого синергетического результата, как рост конкурентоспособности региона в целом. В качестве такого процесса может быть использован маркетинговый процесс.

Маркетинговый процесс на территории (в регионе) – это разворачивающийся во времени комплекс мероприятий, интегрирующий самые разнообразные процессы как на территории (в регионе), так и за их пределами таким образом, чтобы создать условия для достижения субъектами маркетинга своих основных целей. Главная цель организации маркетингового процесса – обеспечение и поддержание конкурентоспособного состояния территории (региона) среди её ближнего и дальнего окружения за счёт использования имеющихся в её распоряжении ресурсов, среди которых безусловно лидирующую роль занимают интеллектуальные ресурсы.

Важнейшие субъекты регионального маркетинга: - органы управления и первые лица региона; - предприятия и организации, образующие регион; - предприятия и организации, обеспечивающие регион; - предприятия и организации, обслуживающие регион; - население региона.

В широком смысле региональный маркетинг рассматривается как деятельность фирм, ориентированная на тот или иной рынок: местный, национальный, «экспортный». В узком смысле региональный маркетинг связан с защитой интересов региона как целого и может осуществляться государственными, муниципальными, некоммерческими и коммерческими организациями.

Среди особенностей регионального маркетинга можно выделить следующие:

  1. Процесс выявления, создания и реализации условий для производства региональных товаров и услуг, а также продвижения и стимулирования спроса на совокупный ресурсный потенциал региона на рынке.

2. Комплекс мероприятий как внутри региона, так и за его пределами, направленный на обменные процессы между органами местного самоуправления и внешними и внутренними субъектами хозяйствования, то есть необходимо выгодно «продать регион» разным субъектам, имеющим там свои интересы (от бизнеса и инноваций до привлечения квалифицированной рабочей силы, туристов и т.д.) с целью активизации процесса его устойчивого развития.

3. Задача регионального маркетинга – выявление и учет общественных потребностей основных субъектов – потребителей региона; стимулирование полезных новых потребностей и интересов как общества в целом, так и отдельных социальных слоев и групп его населения[3].

В настоящее время перед большинством субъектов РФ стоит проблема повышения имиджа и инвестиционной привлекательности регионов, выделения приоритетных направлений развития, создания результативных программ межрегиональных взаимодействий.

Для нашей страны понятие территориального брендинга новое, только начинающее входить в моду. Между тем, в мире не раз доказана плодотворность применения брендового подхода к региональному развитию.

Созданные в последние годы документы стратегического планирования ряда субъектов Федерации свидетельствуют о постепенном осознании важности территориального маркетинга и брендинга. Так, Стратегия развития Томской области до 2020 г. предусматривает, в частности, такую задачу, как формирование благоприятного имиджа и обеспечение маркетинга инвестиционных возможностей региона на международном и российском рынках капиталов, однако не дает детализированного описания способов решения этой задачи. В числе механизмов реализации Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области до 2025 г. фигурирует «мощное и агрессивное брендирование региона на международном, федеральном уровне и в других субъектах Федерации с четким обоснованием и подтверждением основных конкурентных преимуществ Новосибирской области, с эффективной рекламной кампанией главных инвестиционных проектов, социальных инициатив, конкретных доказательств эффективно работающих схем и механизмов государственно-частного партнерства». Программа социально-экономического развития Пермского края на 2009 — 2012 гг. и на период до 2017 г. рассматривает «гордость за город, край» в числе инструментов развития человеческого потенциала региона. Определенная роль в развитии у населения края такой гордости отводится существующим брендам спорта и театральным брендам. Наиболее подробную разработку территориального брендинга содержит Программа развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005 — 2010 гг. В этом документе поставлена задача создания бренда Санкт-Петербурга, включающего пригороды, а также указаны направления позиционирования города как мирового туристического центра и перечислены эмоциональные характеристики такого позиционирования.

Территориальный маркетинг в России



Уже накопленный отечественный опыт территориального брендинга, далеко не всегда удачный, свидетельствует о сложности задачи, которая стоит перед специалистами, начинающими работать в этой сфере. Попытки механически приложить к решению таких задач стандартные подходы, отработанные в коммерческой сфере, часто не приносят ожидаемого результата, поскольку фундаментальным отличием территориальных брендов от брендов товарных, сервисных и корпоративных является их сложность, включение в общее видение множества факторов, иногда противоречивых. В идеале, территориальный бренд является зеркалом, объективно отражающим уникальные особенности территории, уровень ее развития и степень привлекательности. Практика показывает, что устойчивое существование фальшивых брендов, приукрашивающих реальность, невозможно, несмотря на любые усилия по их продвижению; в то же время мы сталкиваемся с многочисленными примерами устаревших, неадекватных территориальных брендов, в слишком большой степени зависящих от предшествующего периода исторического развития территорий. Существование таких брендов в нынешнем виде является очевидным тормозом развития соответствующих городов и регионов, так как они не отражают ни сегодняшнюю ситуацию на территории, ни, тем более, ее реальные перспективы и видение будущего. Столкнувшись с подобной проблемой, наиболее динамично развивающиеся регионы России, претендующие на роль «локомотивов роста», оказываются перед острой необходимостью ребрендинга.

Для исторически сложившихся образов российских регионов (которые лишь с некоторой натяжкой можно называть брендами), сформированных преимущественно в индустриальную эпоху, характерно построение по экономгеографическому принципу, т.е. ассоциирование с одной-двумя ведущими отраслями экономики или даже знаковыми предприятиями и компаниями (Якутия — добыча алмазов, «Алроса»), а также с природными особенностями региона (Бурятия — озеро Байкал), с выдающимся историческим и культурным наследием (Владимирская область) или административным значением (Москва).

Самарская область



Для старого бренда Самарской области определяющими факторами являлись индустриальный характер региона и связь с оборонным производством и исследованиями оборонного характера. Секретность, окружавшая во времена СССР деятельность многих предприятий, конструкторских бюро и НИИ, придала образу Куйбышевской области, сложившемуся в общественном сознании во второй половине XX века, существенный оттенок закрытости для «непосвященных». Однако в настоящее время малейший намек на закрытость отрицательно сказывается на конкурентоспособности территории. Кроме того, старый бренд не отражает современную структуру экономики области, в которой существенно возрастает доля отраслей, ориентирующих ее в направлении постиндустриального развития.

Тем не менее, речь не может идти о полном отказе от исторического бренда. Особенностью старого бренда Самарской области было то, что, начиная со второй четверти XX в., он формировался как несырьевой, основанный на высокотехнологичных и наукоемких отраслях — энергетике, машиностроении, химии, авиа- и автомобилестроении, ракетостроении, научно-технических разработках и образовании. В 1960-х гг. содержание бренда Самарской области обогатилось культурной составляющей: появление самодеятельного Грушинского фестиваля авторской песни и водного туристического маршрута «Жигулевская кругосветка» не только актуализировало природное наследие области, но и придало Самарской Луке (с расположенным здесь национальным парком) и региону в целом статус своеобразного духовного центра советской интеллигенции — территории свободы, куда сотни, а позднее и тысячи людей устремлялись каждое лето в надежде реализовывать свое стремление к творчеству и к общению с природой в кругу близких по духу и вне жестких идеологических рамок. Особый, несколько утопический оттенок технократического энтузиазма был в конце 60-х привнесен в образ Самарской области при создании на ее территории крупнейшего центра советского автопрома — Волжского автомобильного завода, рядом с которым возник Тольятти — новый город на берегу искусственного моря, задуманный как город будущего, населенный молодежью, съехавшейся со всей страны, чтобы это будущее построить[4].

Таким образом, сформировался общий характер бренда региона, который по-прежнему сохраняет актуальность и который необходимо преемственно развить в процессе ребрендинга. Новый бренд Самарской области должен нести образ высокоурбанизированной территории, сочетающей благоприятные экологические и социальные условия для жизни населения с широкими возможностями для экономического роста на базе современных технологий сервисно-инновационного типа.

Сегодня по большинству экономических и социальных показателей Самарская область опережает среднероссийский уровень и есть основания рассчитывать на сохранение этой тенденции в будущем, для нового бренда региона оправдан слоган «На шаг впереди».

Однако стоит отметить, что регион пока проигрывает по позиционированию в глазах внешней общественности, имидж Самарской области не является четко спозиционированным, говоря проще, регион не имеет своего узнаваемого лица для инвестора. Во многом это происходит потому, что регион обладает разнообразными ресурсами, и трудно выбрать какую-то одну ключевую линию самопрезентации, а также это вопрос выстраивания информационной политики. До 2000 года в области никто не уделял маркетингу региона, сопровождению и продвижению инвестиций должного внимания. Администрация области взяла эту роль на себя, создав рабочую группу по привлечению иностранных инвестиций. Параллельно активную консалтинговую деятельность на территории области развернули американские компании, представители французских деловых кругов, прежде всего в рамках программы Tacis-Finrus 9604 "Поддержка иностранных инвестиций в РФ". Самарская область стала одним из двух российских регионов - участников этого проекта. Для продвижения продукции самарских предприятий на экспорт открыто представительство Средне-Волжской торгово-промышленной палаты в земле Нижняя Саксония (Германия). Таким образом, активное сотрудничество администрации области с инвестиционными инфраструктурами региона дает основание полагать, что в перспективе Самарская область имеет все шансы стать центром деловой активности иностранных партнеров[5].

Самарской области стоит уделять больше внимания мероприятиям, проводимым на территории региона. Наблюдается тенденция увеличения числа реально работающих организаций с иностранными инвестициями, велика доля прямого инвестирования в нефтяной промышленности, строительстве, машиностроении и металлургии. Одной из положительных тенденций в иностранном инвестировании является инвестирование в сфере услуг: банковских, страховых, в сфере информационных технологий, что также говорит о высоком кадровом и потребительском потенциале. Индекс роста инвестиций в Самарской области в 2006 году превзошел общероссийский и составил более 15%. У Самарской области существует большой потенциал выстраивания межрегиональных связей, чему может способствовать не только выгодное территориально-географическое положение, но и высокий уровень развития коммуникаций. В последнее время при обсуждении инвестиционной привлекательности все чаще встает вопрос о политических рисках: с одной стороны, эксперты отмечают, что Самарская область постоянно находится в ситуации внутриполитической конкуренции, перманентных выборов; с другой стороны, неоспоримым преимуществом для иностранных инвесторов является региональное законодательство, предусматривающее льготы для иностранных инвесторов.

Географическое положение области открывает перед ней богатые возможности и, в частности, позволяет ей позиционироваться как «Перекресток дорог» и «Ворота в Сибирь и Среднюю Азию», а также претендовать на то, чтобы стать центром «Национальной темы «Волга».

В качестве содержательного наполнения нового бренда Самарской области могут рассматриваться следующие идеи и ценностные комплексы: «Самарская область — центр инженерной мысли и образования», «Самарская область — лидер становления сервисной постиндустриальной экономики»

Фактически формирование и поддержание жизнеспособного территориального бренда представляет собой бесконечный процесс, протекающий в неразрывной связи с развитием соответствующей территории. И, разумеется, необходимо в процессе брендинга региона учитывать тенденции развития страны в целом.

Согласно действующей Концепции долговременного развития Российской Федерации, в период после 2012 г. ожидается увеличение вклада в региональное развитие России новых, еще только формирующихся центров опережающего экономического роста, в число которых войдут агломерации и индустриальные центры Большого Поволжья. Нынешний кризис, несомненно, повлияет на сроки реализации этого сценария, но вряд ли окажется способен изменить саму тенденцию развития. Для ныне существующих территорий-лидеров, в число которых входит Самарская область в целом и Самарско-Тольяттинская агломерация в частности, такое развитие событий будет означать усиление конкуренции, а значит, привлекательный и гибкий территориальный бренд станет для них ощутимым преимуществом. Сознание этого должно подтолкнуть региональную администрацию к тому, чтобы уже сейчас всерьез заняться разработкой имиджевой политики области.

В частности, целесообразным представляется создание специализированного органа или подразделения администрации, перед которым будет поставлена задача осуществления аналитической и организационной работы по созданию современного бренда «Самарская область» и управлению им в общих рамках маркетинга территории. Разумеется, при разработке конкретных мероприятий не обойтись без профессиональной помощи крупного маркетингового агентства, имеющего опыт брендинга территорий.

В рамках построения единой имиджевой политики региона необходим аудит существующих товарных, корпоративных и территориальных брендов, а также определение перспективных направлений создания новых, которые могли бы встроиться в новый региональный бренд. Современные бренды Самарской области, известные во внешнем мире, — АвтоВАЗ и его продукция — автомобили «Жигули», «Лада» и «Нива», ракета-носитель «Союз», кондитерские изделия фабрики «Россия», продукты питания под торговой маркой «У Палыча», пиво «Жигулевское», Грушинский фестиваль авторской песни, военно-исторический фестиваль «Битва Тимура и Тохтамыша», Волга и Самарская Лука как культовая территория (природная и историческая), Степан Разин и волжские казаки, Сызранский кратер и др. — обладают в настоящее время неравноценной репутацией, в ряде случаев отягощенной различными проблемами, в том числе правового характера. Многие из них, в свою очередь, требуют ребрендинга. Однако само возникновение конфликтов вокруг некоторых исторических брендов, несомненно, является свидетельством их ценности и важности как части культурного наследия региона и компонентов его территориального бренда.

Оказание администрацией области поддержки в продвижении местных брендов послужит не только интересам развития соответствующих предприятий и отраслей экономики региона, но и развитию и укреплению единого территориального бренда Самарской области.

В современном общественном сознании недооцененным является историческое наследие Среднего Поволжья, относящееся к особому культурному типу, представляющему собой контактную зону, в которой веками протекали процессы интеграции разных народов, культур и цивилизаций. Здесь в большей степени, чем в центре страны, можно убедиться в евроазиатском характере России как государства и ощутить творческую силу, заключенную в слиянии разнородных начал.

Актуализации образа Самарского края как своего рода зеркала всего Российского государства, может способствовать использование арсенала современной массовой культуры, в частности, производство и продвижение на федеральные телеканалы художественного фильма или телесериала, посвященного историческим событиям, происходившим на территории области. Не говоря уже о колоритнейшем материале, связанном с историей волжского казачества и восстанием Степана Разина, в истории региона есть немало эпизодов гораздо более близких нам по времени, которые могли бы лечь в основу подобных произведений.

Еще одним перспективным направлением продвижения культурного потенциала региона могло бы стать сотрудничество с крупнейшими федеральными музеями с целью подготовки и показа в обеих столицах большой выставки, представляющей историческое наследие и культуру Самарского региона и Среднего Поволжья. Подобные выставки в последние годы уже были представлены в Государственном Историческом музее в Москве Ростовской областью («Донское наследие», к 70-летию образования области), Тюменской областью (к 60-летию области), Алтайским краем (к 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российской империи).

В качестве еще одного средства привлечения внимания культурного сообщества можно рассматривать конкурс на лучшее литературное произведение о Самарской области, объявленный областной администрацией. В данном случае важно, что речь не идет о конкурсе самодеятельного художественного творчества в рамках региона. Эффективность подобных мероприятий по продвижению территориального бренда в федеральном масштабе достигается только приданием конкурсу всероссийского характера с привлечением в состав жюри авторитетных деятелей культуры общенационального уровня и установлением солидного премиального фонда от администрации региона.

Удачным примером гражданской инициативы, оказавшей позитивное влияние на имидж региона, стала развернувшаяся в 2008 году общественная кампания в защиту уникального объекта культурного наследия — конструктивистской фабрики-кухни в Самаре. В сложившейся ситуации культурное сообщество Самарской области проявило себя как компетентное, активное и сплоченное, обладающее навыками цивилизованной гражданской активности, что в итоге и привело к успеху — здание, к которому удалось привлечь внимание общественности и специалистов не только в России, но и за рубежом, спасено от грозившего ему уничтожения. Характерно, что предметом этой громкой кампании стал памятник архитектуры именно XX века; в этом отразилась существенная «родовая черта» самарского бренда — его генетическая связь с культурным и духовным наследием периода индустриального развития страны, а также изначально присущий ему дух инновационности, авангардных поисков в области преобразования экономической, социальной и культурной реальности.

Новый бренд Самарской области должен интегрировать не только местные бренды и региональные символы, но и узнаваемые лица. В связи с этим важной составной частью ребрендинга должно стать представление на межрегиональном и федеральном уровне кадрового потенциала области: наиболее компетентных и эффективных руководителей регионального и муниципального уровня, лидеров предпринимательского сообщества, деятелей науки и культуры, лидеров гражданского общества.

Становление территориального бренда складывается не только из реализации программных мероприятий, направленных на достижение конкретных результатов в установленные сроки, но и включает в себя процесс диффузного распространения бренда, который в гораздо меньшей степени поддается контролю и централизованному управлению. Однако при квалифицированном подходе продвижение бренда возможно не только с помощью традиционных PR-технологий, но и с опорой на социальные связи внутри общества, на обмен информацией об уровне жизни, качестве управления и оказания государственных и муниципальных услуг жителям области, о деловом климате и т.д. Отсюда следует, что одним из способов брендинга территории является использование естественного процесса передачи впечатлений людьми, которые ее посетили. Непосредственное знакомство с территорией, завязывание знакомств и личных связей — эффективный инструмент повышения деловой и миграционной привлекательности региона. В этом отношении Самарской области следует обратить внимание на развитие туристической отрасли, причем не только на традиционные виды туризма, связанные с отдыхом, лечением и развлечениями, но и на деловой туризм, развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.

Успешное решение этой задачи невозможно без создания благоприятных условий для приезжих — удобной транспортной инфраструктуры, хороших отелей разных ценовых категорий, привлекательных объектов культуры, интересных событий, которые хочется посетить, и т.п. В этом отношении Самарской области еще есть над чем работать. Туристический бизнес жалуется на недостаток гостиничных мест, причем в особенности самого востребованного эконом-класса, недостаточно предложение прогулочных речных судов и даже туристических автобусов, гибнет и деградирует архитектурное наследие региона, расколы и скандалы преследуют даже такое знаковое культурное событие, как Грушинский фестиваль авторской песни.

Необходимым условием формирования привлекательного образа региона является изживание тех внутренних проблем, которые оказывают негативное влияние на бренд. Для Самарской области это прежде всего преступность, экологические проблемы и высокий уровень распространения ВИЧ-инфекции (второе место в России по распространенности среди населения). Безопасность и благоприятные условия для жизни и здоровья человека и для деловой активности являются серьезным конкурентными преимуществами, поскольку улучшение реальной ситуации в этих сферах и своевременное, адекватное отображение позитивных изменений в региональном бренде будут иметь следствием повышение инвестиционной и миграционной привлекательности области.

Имиджевая политика области может быть успешной только в случае ее направленности не только вовне, но и внутрь региона — на его население. В связи с этим реализуемые в настоящее время программы, направленные на развитие регионального патриотизма, повышение сплоченности и позитивного самовосприятия жителей области, должны быть скоординированы с продвижением нового бренда региона.

Развитие у жителей области чувства региональной идентичности и регионального патриотизма является неотъемлемой частью процесса брендинга. Именно региональный патриотизм может стать лучшим источником непрерывной подпитки территориального бренда не только общей поддержкой, но и новыми креативными решениями. При этом крайне важно отдавать себе отчет в том, что мнение населения о собственном регионе представляет собой естественную, неизбежную и неподкупную экспертизу территориального бренда с точки зрения его правдивости, соответствия реальности. Жители, от бизнесменов, контактирующих с партнерами за пределами региона, до пенсионеров, ведущих переписку с родственниками, и старшеклассников, выбирающих будущее место учебы, работы и дальнейшего проживания, являются практически неисчерпаемым ресурсом вирусного распространения сведений о реальном положении дел на территории. И никакие усилия самых высокопрофессиональных маркетологов, рекламистов и специалистов в области PR не смогут сделать для развития устойчивого положительного имиджа региона столько, сколько искренняя любовь жителей к своему краю, гордость своей принадлежностью к нему и готовность положительно отзываться о нем в общении с жителями других регионов.

Пензенская область



По оценкам ведущего рейтингового агентства «Эксперт РА», Пензенская область относится к группе регионов с умеренным уровнем инвестиционного риска и пониженным потенциалом (категория 3В1). Среди регионов России по инвестиционному риску область занимает 38-е место, по инвестиционному потенциалу – 48-е место. Наивысший рейтинг Пензенская область имеет по трудовой составляющей. Среди соседних регионов по этому показателю она уступает только Саратовской и Самарской областям. Высоко оценены и инновационные возможности области – 33-е место среди 89 субъектов Федерации[6].

Однако такое положение дел не совсем устроило власти Пензенской области и была разработана «Стратегия социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до2021 года)»[7]. Исходя из материалов инвестиционной стратегии Пензенской области можно рассмотреть SWOT-анализ региона. Кратко он представлен в следующей таблице:


В настоящий момент Пензенская область имеет типичный имидж для регионов Европейской части России с невысоким экономическим потенциалом и не обладает выраженными имиджевыми особенностями.

Одним из ключевых факторов такого восприятия Пензенской области является низкая интенсивность распространения информации об области на федеральном уровне:

  • область создает мало информационных поводов межрегионального значения;

  • не ведется систематическая работа по распространению новостных пресс-релизов;

  • в области не представлены ведущие информационные агентства и корреспонденты федеральных СМИ;

  • спектр рекламно-информационных и представительских материалов о Пензенской области ограничен.

Наличие слабых сторон будет сдерживать развитие области и, если не принимать меры по нейтрализации их влияния, то возможно развитие угроз. Однако анализ показывает, что, используя в полной мере имеющиеся сильные стороны, можно перекрыть негативное воздействие слабых сторон.

Сильные стороны характеризуются в первую очередь тем, что в области имеется развитый промышленный комплекс, высокие технологии и условия для расширения существующих и открытия новых производств. Вторая группа факторов, определяющая сильные стороны, - человеческий потенциал, обусловленный высоким образовательным уровнем, культурным и научным наследием. Эти сильные стороны как раз таки и должны стать основанием для формирования сильного и успешного бренда Пензенской области.

В целях стимулирования привлечения инвестиций на территорию области, пресечения нарушений при оформлении и продвижении инвестиционных проектов в различных инстанциях наиболее значимым бизнес-проектам, реализуемым на территории региона, выдается Патронажный Сертификат Губернатора, гарантирующий[8]:

  • неизменность экономических стартовых условий на всё время внедрения проекта;

  • установление норм ускоренной амортизации на оборудование, использование которого предусмотрено инвестиционным проектом;

  • предоставление юридическим и физическим лицам, получившим Патронажный сертификат, права на первоочередное прохождение соответствующих согласующих инстанций в государственных органах исполнительной власти и 50-процентную скидку при оплате предоставленных ему услуг, в том числе на разработку, экспертизу и продвижение инвестиционного проекта.

В целях создания позитивного инвестиционного имиджа и реализации перспективных инвестиционных проектов Пензенской области, начиная с 2007 года, в регионе проводятся Инвестиционные форумы. В них принимают участие представители российских деловых кругов и бизнеса, иностранных государств, органов исполнительной власти субъектов РФ.

В рамках форумов проходят выставки инвестиционных проектов муниципальных образований, предприятий и организаций Пензенской области. По итогам Форумов подписываются протоколы о намерениях и инвестиционные соглашения.

Развитие производственных предприятий наряду с применением указанных маркетинговых мероприятий в сфере развития инфраструктуры позволит повысить качество жизни населения и инвестиционную привлекательность ведущих отраслей города.

Таблица - Комплекс маркетинговых мероприятий по стратегии продвижения Пензенской области.

Мероприятия

Содержание

1.Создание благоприятного имиджа города Пензы и области


  • размещение в центральных изданиях имиджевых и презентационных материалов

  • постоянное сотрудничество с ведущими российскими и региональными информационными агентствами, а также печатными и электронными СМИ

  • модернизировать сайт деловой направленности, ориентированный преимущественно на внешних посетителей

  • подготовка и проведение в Пензе мероприятий межрегионального и федерального значений с участием представителей власти всех уровней

  • развитие бизнес – инфраструктуры для приема инвесторов и VIP-гостей




2. Продвижение территориального продукта на внешних рынках


  • брендинг торговых марок г. Пензы и Пензенской области

  • оказание поддержки предприятиям, выходящим на внешний рынок

  • увеличение информационной

составляющей продукции, выходящей на внешние рынки


3. Установление торговых, политических и экономических связей с другими городами и регионами и странами


  • целевой отбор мероприятий VIP-уровня, проводимых на международных, федеральных площадках и площадках ПФО, для персонального участия представителей власти

  • координация персональных контактов представителей власти и бизнес – элиты города с представителями других регионов и городов

  • проведение в Пензе специализированных мероприятий зарубежных стран

  • проведение презентаций потребностей и преимуществ Пензенской области, а также конкретных достижений

  • участие в тендерах в рамках проектов Всемирного банка, других зарубежных финансовых институтов и инвестиционных фондов




4.Поддержка установленных связей на долгосрочной основе


  • постоянный мониторинг внешних связей территории

  • устранение неблагоприятных факторов мешающих развитию долгосрочных отношений




5.Преодоление политических, экономических и законодательных барьеров во взаимоотношениях с другими территориями


  • совершенствование нормативно-правовой базы в сфере торговли и финансов

  • предоставление экономических льгот внешним агентам, при развитии регионально значимых проектов

  • обеспечение содействия внешним агентам на всех уровнях аппарата власти





Комплекс маркетинговых мероприятий по повышению конкурентоспособности области должен органично вписываться в стратегию развития. Реализация мероприятий должна осуществляться за счет использования комплексных мер финансирования. В число возможных источников входят:

  • Средства бюджета РФ и бюджета Пензенской области

  • Средства финансового рынка капитала

  • Банковские кредиты

  • Средства населения

  • Средства конечных потребителей

  • Собственные и заемные средства крупного бизнеса


Таким образом, можно сказать, что настрой пензенских властей достаточно оптимистичный, однако для создания бренда мало очертить круг мероприятий и источников финансирования. Необходима плодотворная работа на протяжении длительного периода времени и постоянный контроль со стороны высшего руководства области. И хотя стратегия реализуется уже несколько лет реальные результаты пока не видны, что может говорить либо о недостаточно профессиональном подходе, либо о том, что не прошло достаточно времени.

Заключение



Продемонстрированная в работе проблема, показывает нам в очередной раз насколько неэффективно работает наше местное самоуправление и региональные органы власти. Зачастую продвижение того или иного региона не требует особых усилий и финансовых вложений, однако делать все надо разумно, своевременно и качественно. Представленные области в целом дошли до края и дальше в таком ключе относительно развитые в промышленном и социальном плане регионы существовать не должны. Регионы за последние годы потеряли большой объем инвестиций, что не может кого-то обрадовать особенно в условиях мирового финансового кризиса, когда конкуренция за ресурсы ужесточается. Однако намеченные пути территориального маркетинга оставляют надежду на изменение ситуации. Данная проблема не нова для России и практически все субъекты РФ либо уже столкнулись с ней всерьез, либо их это ожидает в будущем. И пока не поздно руководителям различных регионов необходимо обращать внимание как на неудачи, так и на успех коллег по цеху в сфере территориального брендинга.

Стоит отменить, что процесс создания благоприятного имиджа достаточно сложен, а учитывая то, что наша страна сейчас реально столкнулась с проблемой нехватки квалифицированных кадров, ситуация усложняется в разы. Поэтому необходимо понять что эти проблемы, как и многие другие несут в себе комплексный характер, именно поэтому результаты от ребрендинга, вероятно придется ждать довольно долго.

Однако инвестиции в территориальный маркетинг рано или поздно оправдают себя, ведь более успешные западные страны как раз живут именно по этой модели, где бренд играет основополагающую роль.

Литература





  1. www.1rre.ru 24 декабря 2010 год

  2. www.advlab.ru 24 декабря 2010 год

  3. Развитие и экономический рост региона / В.И. Бархатов, Ю.Ш. Капкаев и др. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004

  4. www.fd.ru 20 декабря 2010 год

  5. www.old.rcb.ru 24 декабря 2010 год

  6. www.expert.ru 24 декабря 2010 год

  7. Концепция «Основные направления государственной информационной политики в пензенской области до 2010 года» (в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 29.04.2009 N 334-пП)

  8. Стратегия социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до2021 года)

  9. spb-venchur.ru/regions 25 декабря 2010 год



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Селиверстов Дмитрий Креативная работа по связям с общественностью: Территориальный маркетинг Самарской и Пензенской областей. (2011) iconКонцепция территориального маркетинга Алтайского края (2011)
...

Селиверстов Дмитрий Креативная работа по связям с общественностью: Территориальный маркетинг Самарской и Пензенской областей. (2011) iconКонтрольная работа по дисциплине «Работа с текстами в рекламе и связях с общественностью»
Для студентов заочной формы обучения (по направлению бакалавриата «Реклама и связи с общественностью»)

Селиверстов Дмитрий Креативная работа по связям с общественностью: Территориальный маркетинг Самарской и Пензенской областей. (2011) iconПрезидентской программы состоится в пятницу, 27 мая 2011 с 00 до...
Территориальный маркетинг и инвестиции: как выгодно представить свой регион на международном уровне?

Селиверстов Дмитрий Креативная работа по связям с общественностью: Территориальный маркетинг Самарской и Пензенской областей. (2011) iconОтчет отдела внешних связей и межрегиональных отношений Правительства...
Пензе состоялась встреча первого заместителя Председателя Правительства Пензенской области с представителями компании «Монитор Энерджи»...

Селиверстов Дмитрий Креативная работа по связям с общественностью: Территориальный маркетинг Самарской и Пензенской областей. (2011) iconПрограмма импортозамещения продукции в пензенской области на 2015-2017 годы
Министерство сельского хозяйства Пензенской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области,...

Селиверстов Дмитрий Креативная работа по связям с общественностью: Территориальный маркетинг Самарской и Пензенской областей. (2011) iconКорпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: мировой опыт и развитие в России
Ша и Канаде. Правда, оно в основном охватывало вопросы корпоративной филантропии, социального обеспечения собственного персонала,...

Селиверстов Дмитрий Креативная работа по связям с общественностью: Территориальный маркетинг Самарской и Пензенской областей. (2011) iconЗам начальника отдела по связям с общественностью
Механизм инновационного взаимодействия власти, вузов и бизнеса как фактор социально-экономического развития региона

Селиверстов Дмитрий Креативная работа по связям с общественностью: Территориальный маркетинг Самарской и Пензенской областей. (2011) iconЗакон пензенской области об инвестициях и государственно-частном партнерстве
Пензенской области, помимо предусмотренной федеральными законами, порядок ее оказания органами государственной власти Пензенской...

Селиверстов Дмитрий Креативная работа по связям с общественностью: Территориальный маркетинг Самарской и Пензенской областей. (2011) iconО стратегии социально-экономического развития самарской области на период до 2020 года
В целях формирования условий, обеспечивающих динамичное и устойчивое развитие экономики и социальной сферы в Самарской области, Правительство...

Селиверстов Дмитрий Креативная работа по связям с общественностью: Территориальный маркетинг Самарской и Пензенской областей. (2011) iconПриказ от 30 марта 2011 г. N 27 об образовании консультативного совета...
Губернатором Самарской области или органами исполнительной власти Самарской области и в целях осуществления оценки регулирующего...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную