Проблемы и пути решения осуществления мероприятий по устранению последствий негативного воздействия планируемой хозяйственной деятельности на состояние водных биоресурсов и среды их обитания






Скачать 203.86 Kb.
НазваниеПроблемы и пути решения осуществления мероприятий по устранению последствий негативного воздействия планируемой хозяйственной деятельности на состояние водных биоресурсов и среды их обитания
Дата публикации07.04.2015
Размер203.86 Kb.
ТипАнализ
e.120-bal.ru > География > Анализ
Проблемы и пути решения осуществления мероприятий по устранению последствий негативного воздействия планируемой хозяйственной деятельности на состояние водных биоресурсов и среды их обитания
Белоусов А.Н. – заслуженный работник рыбного хозяйства Российской Федерации,

Проект ПРООН/ ГЭФ/ Минприроды России «Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России»
Сохранение биоразнообразия – разнообразия видов животных и растений, ландшафтов и экосистем – актуальнейшая задача современности. Сохранение биоразнообразия не является просто новым направлением охраны природы, это – неотъемлемая составная часть концепции перехода человечества на принципы устойчивого развития и природопользования.

Роль России в сохранении биоразнообразия и поддержании биосферных функций очевидна, так как на ее территории сохраняется крупнейший массив экосистем и представлена значительная часть мирового видового разнообразия.

Вместе с тем, развитие различных отраслей отечественной экономики, в том числе, энергетического сектора, означает потенциальный, а во многих случаях уже реальный, рост угроз биоразнообразию, в том числе водных биоресурсов. Ежегодно объектами ведомственной и государственной экологической экспертизы являются более 5,5 тысяч проектов, реализация которых может оказать негативное влияние на водные биоресурсы и среду их обитания. При этом размеры возможного ущерба варьируют от 10 кг до 10 000 тонн.

Анализ международной теории и практики оценки и возмещения вреда природным ресурсам позволяет выделить следующие основополагающие принципы сохранения компонентов биоразнообразия в условиях техногенного и антропогенного воздействия на природные экосистемы:

  • Обязательство хозяйствующего субъекта по возмещению ущерба, причиненного им природным ресурсам, заставляет его в полной мере публично отражать внешние негативные эффекты своей деятельности, решения задачи количественной оценки реального или возможного ущерба природным ресурсам и формируемым ими услугам.

  • Оценка серьезности ущерба с учетом исходного состояния природных ресурсов, которое определяется на основании наилучшей имеющийся информации, как состояние, которое существовало бы, если экологический ущерб не был причинен.

  • Определение размера ущерба в натуральном и стоимостном выражении с учетом первичных, дополнительных и компенсационных мер по его восстановлению и/или возмещению. При этом стоимость восстановительных мер, должна быть эквивалентна определенной денежной ценности утраченных природных ресурсов и/или услуг – выбор «разумных» в стоимостном выражении вариантов восстановительных мер.

  • При разработке и осуществлении восстановительных и компенсационных мероприятий, не допускать их излишней регламентации и зарегулирования со стороны государственных органов, что автоматически снижает уровень ответственности хозяйственного субъекта за их результаты.

  • Обеспечение контроля осуществленных хозяйствующим субъектом восстановительных и/или компенсационных мероприятий со стороны государственных и общественных структур.

Применительно к рыбным запасам, в качестве практических мер осуществления компенсационных мероприятий в международной практике чаще всего использовались методы искусственного воспроизводства, а также меры, способствующие естественному воспроизводству, в частности лососевых рыб. При этом эффективность этих мероприятий напрямую связана со степенью изученности объекта разведения или восстановления, экологическимих условийями его обитания и особенностей поведения, технического состояния рыбоводного предприятия, уровня биотехники рыборазведения, соблюдения генетико-популяционных методов воспроизводства.

В советский период исторического развития России по мере становления управления рыбной отрасли и системы охраны и воспроизводства рыбных запасов (системы органов рыбоохраны), начиная с 1934 года, формировалась нормативная правовая база работ, связанных с сохранением рыбных запасов их биологического разнообразия в условиях комплексного использования водных объектов, ключевыми положениями которой можно считать:

  • Обязательное осуществление компенсационных мероприятий при невозможности избежать негативного влияния планируемой хозяйственной деятельности на состояние рыбных запасов и среды их обитания.

  • Осуществление компенсационных мероприятий до момента ввода хозяйственного объекта в эксплуатацию.

  • Выбор и осуществление компенсационных мероприятий на основе комплексных, скоординированных работ научно-исследовательских и проектных организаций различных ведомств и направлений деятельности в рамках разработки текущих и перспективных народнохозяйственных планов, программ развития отраслей и территорий, схем комплексного использования водных ресурсов. Уточнение в процессе разработки проектно-сметной документации объемов и стоимости компенсационных мероприятий, сроков их проведения, определение ответственные исполнителей.

  • Строительство рыбоводных и мелиоративных компенсационных объектов организациями и ведомствами, наносящими ущерб рыбным запасам, решение вопросов финансирования эксплуатации этих объектов за счет бюджетных средств, их передача в ведение специализированных организаций по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства – бассейновых управлений Главрыбвода Минрыбхоза СССР.

Выстроенная система нормативных правовых документов советского периода и практика их применения обеспечивали комплексное и эффективное осуществление восстановительных и компенсационных мероприятий, во многом соответствующее современным международным подходам к сохранению биоразнообразия.

С распадом СССР практически вся нормативная правовая база по организации и проведению компенсационных мероприятий, направленных на сохранение и воспроизводство рыбных запасов не подлежала исполнению или могла использоваться только частично в части расчетных методик.

Был утрачен принцип целевого использования компенсационных средств на проведение рыбоводно-мелиоративных работ, механизм аккумулирования средств на строительство рыбоводных заводов и проведения рыбохозяйственной мелиорации и, как следствие, комплексный подход к решению вопросов сохранения рыбных запасов при осуществлении хозяйственной деятельности на водных объектах рыбохозяйственного значения.

Вопросы сохранения рыбных запасов и среды их обитания находили свое отражение в отдельных положениях федеральных законов Российской Федерации «Об охране окружающей среды», «О животном мире», «Водный кодекс Российской Федерации», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» и ряде других.

Строительство новых и реконструкция действующих рыбоводных заводов и объектов рыбохозяйственной мелиорации осуществлялось в рамках ряда государственных программ, но масштабы и эффективность этих работ существенно отличались от показателей советского периода.

Системное решение вопросов сохранения рыбных запасовводных биоресурсов и среды их обитания стало возможным только с принятием Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» 6 глава (статья 50), которого посвящена сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Однако, в первой редакции (2004 года) многие нормы закона носили декларативный характер и не содержали реальных механизмов реализации.

На начальном этапе (2008 год) в действующем законодательстве Российской Федерации удалось предусмотреть проведение в целях компенсации ущерба, причиненного водным биоресурсам и среде их обитания, мероприятий по искусственному воспроизводству водных биоресурсов, осуществляемых юридическими лицам, индивидуальными предпринимателями.

Вместе с тем, осуществление хозяйствующими субъектами мероприятий по рыбохозяйственной мелиорации водных объектов для восстановления нарушенного состояния мест размножения, зимовки, нагула, путей миграции водных биоресурсов, акклиматизации (реакклиматизации) водных биоресурсов, а также по созданию новых, расширению или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий, в виду отсутствия необходимой нормативной правовой базы, не представлялось возможным.

Реальные возможности комплексного подхода к реализации компенсационных мероприятий сложились только к середине 2013 года, когда были приняты все предусмотренные действующим законодательством правовые документы по этому вопросу.

Законодательством Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 г. № 380 «О мерах по сохранению водных биоресурсов») предусмотрена ответственность хозяйствующего субъекта за осуществление за счет собственных средств мер по предотвращению и/или возмещению ущерба, причиняемого водным биоресурсам и среде их обитания (компенсационные мероприятия). Определены направления, порядки и правила их осуществления путем проведение работ по искусственному воспроизводству и акклиматизации водных биоресурсов, рыбохозяйственной мелиорации.

Однако сами документы (порядки и правила), перенасыщенные неоправданными бюрократическими процедурами, административными барьерами, не позволяют своевременно и эффективно осуществлять компенсационные мероприятия.

При разработке компенсационных мероприятий остро сказывается отсутствие необходимых нормативно-методических документов в области акклиматизации водных биоресурсов, рыбохозяйственной мелиорации, а также других альтернативных методов восстановления водных биоресурсов и среды их обитания.

Основные проблемы исполнения компенсационных мероприятий в современных условиях:



1. Ограниченный набор методов осуществления компенсационных мероприятий: искусственное воспроизводство и акклиматизация водных биоресурсов, рыбохозяйственная мелиорация.

Различная исторически сформированная нормативно-методическая база осуществления искусственного воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов, рыбохозяйственной мелиорации, не позволяющая составить равноценные альтернативные предложения по исполнению компенсационных мероприятий разными методами или их комплексом.

Если для работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов она практически исчерпывающая, то для акклиматизации и рыбохозяйственной мелиорации – практически отсутствует.

2. Формальный подход со стороны научно-исследовательских и проектных организаций к разработке и обоснованию компенсационных мероприятий, подготовке соответствующих разделов проектно-сметной документации.

Отсутствует детальная проработка компенсационных мероприятий, разработка обоснований альтернативных вариантов их осуществления, как в технологическом, так и стоимостном плане.

Несмотря на то, что оценка воздействия и размеры ущерба оцениваются по целому комплексу перечню показателей, аналогичный (комплексный) подход к исполнению компенсационных мероприятий практически не применяется.

Не учитывается наличие, техническое состояние и степень использования производственных мощностей рыбоводно-мелиоративных предприятий и организаций в том или ином регионе. Не обосновывается необходимость реконструкции и расширения действующих, и строительства новых производственных мощностей, не разрабатывается проектно-сметная документация проведения этих работ.

Формально, а зачастую субъективно, определяются стоимостные показатели исполнения компенсационных мероприятий, без учета времени их реализации (необходимость индексирования), особенностей налогообложения исполнителя, реальной себестоимости продукции. Во многих случаях расчетные показатели стоимости компенсационных мероприятий искусственно завышаются и не эквивалентны ценности теряемых водных биоресурсов, что влечет за собой неоправданные затраты, в том числе бюджетных средств, хозяйствующих субъектов на их осуществление.

3. Современные Правила искусственного воспроизводства водных биоресурсов и разработанные в их развитии нормативные документы перенасыщены неоправданными бюрократическими процедурами, создающими административные барьеры при их реализации.

Приемлемые для организаций и предприятий, осуществляющих исполнение государственного задания и государственного заказа по искусственному воспроизводству водных биоресурсов, они с большим трудом или вообще не исполнимы, при осуществлении компенсационных мероприятий со стороны хозяйствующих субъектов.

Так, несмотря на наличие согласования Росрыболовства (или его территориального органа) и условий осуществления хозяйственной деятельности на водных объектах рыбохозяйственного значения, хозяйствующий субъект может реально приступить к исполнению компенсационного мероприятия (при оформлении всех предусмотренных процедур) только через два года, в случае если для исполнения компенсационного мероприятия не требуется выделение водных биологических ресурсов.

В случае необходимости таких ресурсов – компенсационное мероприятие для хозяйствующего субъекта становится практически невыполнимым, ввиду невозможности наделить «нефтяника» или «газовика» квотами на добычу (вылов) водных биоресурсов в целях воспроизводства (аквакультуры), а его ответственность за вред (ущерб) причиненный водным биоресурсам и среде их обитания, остается не реализованной со всеми вытекающими последствиями.

Не выдерживают критики, положения нормативных документов о ежегодно утверждаемых планах и мероприятиях (в том числе компенсационных) по искусственному воспроизводству. Почти столетняя отечественная практика организации этих работ показывает, что результат от системных выпусков рыбоводной продукции может быть получен примерно через 8-10 лет.

4. Административным барьером, существенно затягивающим осуществление компенсационных мероприятий в виде рыбохозяйственной мелиорации, является положения пункта 7 «Порядка проведения рыбохозяйственной мелиорации водных объектов», утвержденного приказом Росрыболовства от 11.06.2009 № 501, которым определено, что вселение водных биоресурсов (растительноядных рыб) в целях уничтожения водной растительности (биологическая мелиорация) осуществляется в соответствии с порядком проведения акклиматизации водных биоресурсов.

Отсутствие условий воспроизводства и натурализации растительноядных рыб в водоемах Российской Федерации, за исключением реки Амур – ареала их обитания, научно установлен и ни у кого не вызывает сомнений, тем не менее процедура оформления необходимых документов по выпуску в водоемы растительноядных рыб – как объектов акклиматизации, может составить 2 года и более.

5. Предусмотренный «Методикой исчисления размера вреда, причинённого водным биологическим ресурсам» (утверждена приказом Росрыболовства № 1166 от 25.11.2011, зарегистрирована Минюстом России 5.03.2012 № 23404) «порог ответственности» хозяйствующего субъекта при показателе ущерба более 10 кг, существенно расширяет круг компенсационных мероприятий с выпуском незначительных объемов рыбоводной продукции от 1-10 тыс. шт. (до 90-95% общего количества компенсационных мероприятий), на документальное оформление которых у хозяйствующих субъектов просто «не доходят руки», а сложные в оформлении конкурсные процедуры не стимулируют необходимой заинтересованности рыбоводных хозяйств в исполнении этих работ.

Кроме того, разовые и небольшие по количеству выпуски рыбоводной продукции в естественные водные объекты однозначно не эффективны, отсюда возникает необходимость решения вопроса их систематизации (суммирования), а также аккумулирования средств на их осуществление.

6. Не соответствие обязанности осуществления компенсационных мероприятий профилю деятельности хозяйствующего субъекта - понуждение его со стороны Росрыболовства к осуществлению не профильной деятельности, и как следствие необходимость привлечения на конкурсной основе к организации и исполнению компенсационных мероприятий сторонних исполнителей – специализированных организаций и предприятий в области сохранения и воспроизводства водных биоресурсов. При этом сроки проведения конкурсных процедур достаточно длительны и, в большей части, не совпадают с производственными циклами рыбоводных хозяйств. Кроме того процесс выращивания жизнестойкой молоди целого ряда рыб занимает до 4-х лет, например двухгодовиков-покатников атлантического лосося, и не совпадает с корпоративными системами финансирования компенсационных мероприятий.

7. Осуществление многих компенсационных мероприятий сдерживается отсутствием в регионах необходимых производственных мощностей, реальных механизмов их создания и эксплуатации в рамках осуществления компенсационных мероприятий, при этом перенос выполнения компенсационных мероприятий на альтернативный водный объект даже в пределах одного рыбохозяйственного бассейна связан с дополнительными трудностями административного порядка (иногда непреодолимыми).

8. Отсутствие в целом ряде рыбохозяйственных бассейнов необходимого количества диких производителей необходимых для осуществления рыбоводных мероприятий по искусственному воспроизводству (осетровые виды всех бассейнов, атлантический лосось, муксун, нельма и др.), и как следствие необходимость формирования и содержания ремонтно-маточных стад, получаемый рыбопосадочный материал которых направлялся для исполнения компенсационных мероприятий.

Отсутствие специальных указаний о включении затрат на формирование и эксплуатацию ремонтно-маточных стад в целях обеспечения исполнения компенсационных мероприятий в сметы финансирования этих работ.

9. Современными нормативными документами не определена процедура оценки эффективности компенсационного мероприятия, механизма контроля ее осуществления и итогового документа ее подтверждающую, а главное административной ответственности хозяйствующего субъекта в случае невыполнения компенсационного мероприятия.

Меры, необходимые для решения перечисленных проблем:

1. В рамках статьи 45 Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» необходимо:

  • При разработке подзаконных актов, регламентирующих вопросы организации и осуществления искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, исключить все административные барьеры, препятствующие оперативному началу исполнения хозяйствующим субъектом или уполномоченным им лицом компенсационных мероприятий (не более 2-3 месяцев после получения соответствующего согласования Росрыболовства или его территориального органа).

  • Конкретизировать положения подзаконных актов, относящиеся к рекомендациям научных организаций, подведомственных Росрыболовству (во избежание коррупционных действий с их стороны, которые могут иметь место): кому, когда и на каких условиях они представляются. Обеспечить доступность этих рекомендаций для широкого круга лиц.

Справка: в целом, рекомендации должны содержать показатели объемов выпуска рыбоводной продукции, в том или ином рыбохозяйственном бассейне или отдельном водном объекте, исходя из основного лимитирующего фактора – состояния кормовой базы. Представляется целесообразным в рекомендациях отражать объемы выпуска молоди/личинок рыб по следующим основным категориям: планктонофаги, бентофаги, хищники, растительноядные, и в случае необходимости - объемы выпуска кормовых организмов.


  • Организовать разработку Реестра сведений, содержащих рекомендации территориальных, бассейновых управлений и научно-исследовательских организаций Росрыболовства, в части выбора альтернативных (в стоимостном и технологическом отношении) направлений мероприятий по восстановлению нарушаемого состояния водных биоресурсов.

Справка: основной задачей Реестра должно стать предоставление в режиме открытого доступа заинтересованным лицам информации (сведений) о практической возможности реализации, и доступных направлениях мероприятий, направленных на восстановление нарушаемого состояния водных биоресурсов.

Реестр размещается в открытом доступе, в том числе в сети интернет на официальных электронных страницах Федерального агентства по рыболовству, территориальных, бассейновых управлений и научно-исследовательских организаций, подведомственных Федеральному агентству по Рыболовству.

Предоставление информации, содержащейся в Реестре, в полном или частичном объеме для заинтересованных лиц не является платной услугой.

Реестр формируется по бассейновому и территориальному признаку на трехгодичный период.

Сведения (информация) в Реестре дифференцируется по водным объектам рыбохозяйственного значения, производственным мощностям и водным биоресурсам - объектам искусственного воспроизводства.

Реестр состоит из двух взаимосвязанных частей: «часть 1. Реестр Возможности» и «часть 2. Реестр Плана».

Часть 1 Реестра содержит следующие сведения (информацию):

-производственные и иные мощности, используемые в целях искусственного воспроизводства водных биоресурсов;

-виды водных биологических ресурсов - объектов искусственного воспроизводства с указанием выпускаемой стадии и навески стадии;

-календарные сроки выпуска стадий водных биологических ресурсов - объектов искусственного воспроизводства;

-название водных объектов и/или их частей, конкретизацию возможных мест зарыбления;

-сведения о приемной емкости водных объектов и о возможностях перспективного увеличения приемной емкости водных объектов.

Часть 2 Реестра содержит аналогичные Части 1 сведения с учетом принятого и утвержденного ежегодного Плана проведения мероприятий по искусственному воспроизводству водных биоресурсов.

Основные преимущества Реестра:

с позиции хозяйствующего субъекта:

предоставление Реестра в открытом доступе позволит снять избыточные административные барьеры и дублирующие процедуры. При планировании намечаемой деятельности позволит заблаговременно оценить возможность реализации намечаемых восстановительных мероприятий и даст возможность взвешенного, объективного выбора направления компенсационного мероприятия, а не «формального» декларативного подхода к исполнению ответственности за восстановление нарушаемого состояния водных биоресурсов;

с позиции государственных органов:

-предоставление реестра в открытом доступе не приводит к конфликту интересов и убирает возможную коррупционную составляющую при принятии управленческих решений в части выбора направления осуществления компенсационных мероприятий, разработки и согласования соответствующей документации;

-анализ «картины в целом» позволит избежать «перекоса» в сторону одного конкретного производственного предприятия и/или объекта воспроизводства, даст возможность принимать обоснованные оперативные управленческие решения в части утверждения компенсационных мероприятий.

2. В целях оперативного осуществления работ по искусственному воспроизводству и акклиматизации водных биоресурсов, рыбохозяйственной мелиорации в целях осуществления компенсационных мероприятий оптимизировать систему планирования и организации деятельности федеральных государственных учреждений и предприятий, подведомственных Росрыболовству, а именно:

  • Предусмотреть для них разработку и утверждение перспективных (до 10 лет) планов/мероприятий по искусственному воспроизводству водных биоресурсов и заключение на период до 10 лет договоров на искусственное воспроизводство водных биоресурсов.

  • Предусмотреть выделение им на 10 лет ресурсного обеспечения (квот для целей аквакультуры) в соответствии с современным состоянием производственных мощностей и технологическими требованиями выращивания (изъятия для целей акклиматизации или при проведении рыбохозяйственной мелиорации) того или иного вида водных биоресурсов, в расчете на 100% их освоения.

  • Устанавливать, в условиях сокращения бюджетного финансирования, государственное задание по выпуску молоди в размере не более 60-70% производственной мощности, с целью использования освободившихся площадей для выращивания рыбопосадочного материала в рамках осуществления компенсационных мероприятий.

3. В целях расширения направлений компенсационных мероприятий:

  • Внести изменения в постановление Правительства от 29.04.2013 № 380 «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания», а именно, дополнения п. 2 данного постановления следующим подпунктом - «мониторинг водных биоресурсов и среды их обитания для оценки влияния на них осуществляемой деятельности с целью определения целесообразности, направлений и объемов проведения компенсационных мероприятий их эффективности».

При этом установив, что проведение мониторинга водных биоресурсов и среды их обитания, а также мониторинга эффективности компенсационных мероприятий являются является неотъемлемой частью осуществления хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы, и не могут заменять собой полностью или частично компенсационные мероприятия.

  • Разработать предложения по научно-методическим основам (руководствам) организации и осуществления установленных (искусственное воспроизводство и акклиматизация водных биоресурсов, рыбохозяйственная мелиорация), а также возможных дополнительных направлений проведения компенсационных мероприятий, обеспечивающим, в частности улучшение экологической обстановки водного объекта и условий воспроизводства водных биоресурсов (работы по ликвидации несанкционированных свалок, ремонту очистных сооружений, внедрению ресурсосберегающих и безопасных технологий).

4. Включить в документы, регламентирующие проведение работ по искусственному воспроизводству и акклиматизации водных биоресурсов, рыбохозяйственной мелиорации, положения об обязательном проведении оценки их эффективности путем мониторинга показателей водной биоты, установить круг лиц ответственных за исполнение этих работ и порядок их финансирования и проведения.

5. Внести изменения в приказ Росрыболовства от 11.06.2009 № 501 «Об утверждении Порядка проведения рыбохозяйственной мелиорации водных объектов» исключив из него пункт 7, которым определено, что вселение водных биоресурсов в целях уничтожения водной растительности (растительноядных рыб) осуществляется в соответствии с порядком проведения акклиматизации водных биоресурсов.

Конкретизировать работы, попадающие под действие пункта 8 вышеуказанного Порядка. Исключить действие названного пункта на работы незначительной мощности (по объему и/или площади) и определенного типа (установку малых стационарных якорей, пригрузов искусственных сетных и иных нерестилищ и др.).

6. Продолжить работу по совершенствованию «Методики исчисления размера вреда, причинённого водным биологическим ресурсам» в контексте принятых после ее выхода постановлений Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380 и от 30.04.2013 № 384, а также опыта ее применения в 2012-2013 гг.

Организовать на базе ФГУП «ВНИРО» постоянно действующий семинар по научно-методическим проблемам исчисления размера вреда, причинённого водным биологическим ресурсам и разработке мер по его предотвращению и/или компенсации.

7. Провести проработку правовых основ разработки Порядка осуществления компенсационных мероприятий – как самостоятельного нормативного правового документа, а также вопросов создания и функционирования «Фонда сохранения биоразнообразия водных биоресурсов», ответственного централизованного органа по принятию и реализации решений оперативного и эффективного осуществления компенсационных мероприятий в масштабах страны.

Справка: основная цель создания и деятельности Фонда состоит в обеспечении стабильного долгосрочного и своевременного финансирования компенсационных мероприятий, в обеспечении надежного и прозрачного порядка функционирования, отчетности и осуществлении здравой практики принятия управленческих решений, направленных на сохранение водных биоресурсов и среды их обитания в условиях комплексного использования водных объектов.
При этом Фонд может являться не только финансово-управленческим механизмом, а также служить в качестве:

  • полезного регулярно проводимого форума, в котором принимают участие различные заинтересованные стороны, такие как центральные и местные органы власти, неправительственные общественные организации, частные структуры, международные доноры, граждане и др. для обсуждения и разрешения важных вопросов, связанных с охраной окружающей среды и рациональным природопользованием;

  • ключевого фактора в развитии национальной стратегии и политики в области охраны окружающей среды и сохранения биоразнообразия, регулирующего механизма при решении этих вопросов на межрегиональном уровне;

  • источника технических экспертов, которые могут работать как с государственными, так и частными структурами для разработки гибких и эффективных подходов к управлению в области сохранения и рационально использования водных биоресурсов;

  • ответственного централизованного органа по принятию и реализации решений оперативного и эффективного осуществления компенсационных мероприятий в масштабах всей страны.

Источниками финансирования Фонда должны стать:

  • средства, предназначенные на осуществление компенсационных мероприятий, добровольно передаваемыеперечисляемые Фонду ответственными хозяйствующими субъектами с соответствующими обязательствами и гарантиями по их исполнению;

  • гранты, благотворительные взносы и пожертвования;

  • бюджетные средства;

  • другие законодательно установленные источники.

Как финансово-управленческий механизм Фонд позволит решить целый ряд существующих сегодня проблем реализации компенсационных мероприятий, а именно:

  • освободить хозяйствующие субъекты от несвойственной им административной деятельности в области организации и исполнения компенсационных мероприятий;

  • обеспечить решение проблемы возмещения «незначительных ущербов» путем объединения (суммирования) средств, для системных выпусков рыбоводной продукции или проведения комплексных рыбоводно-мелиоративных мероприятий в определенных рыбохозяйственных бассейнах или водных объектах;

  • осуществлять (завершать) компенсационные мероприятия в случае завершения строительства хозяйственного объекта и прекращения финансирования субъекта хозяйственной деятельности;

  • обеспечить долговременное планирование в не зависимости от политических и хозяйственных приоритетов, сокращений бюджета и средств на реализацию государственных программ;

  • проводить работы по формированию и эксплуатации ремонтно-маточных стад осетровых, лососевых и сиговых рыб на предприятиях всех форм собственности, с целью использования рыбопосадочного материала для осуществления компенсационных мероприятий;

  • осуществлять комплексные исследования по влиянию различных направлений хозяйственной деятельности на состояние водных биоресурсов и среду их обитания, разработке научно-методических руководств по проведению и оценке эффективности компенсационных мероприятий.


Ключевым вопросом создания и функционирования Фонда, является разработка правового механизма передачи законодательно установленной персональной ответственности хозяйствующего субъекта перед государством за своевременное и эффективное проведение компенсационных мероприятий стороннему исполнителю – Фонду.
8. Повысить требования ведомственной и государственной экологической экспертизы, в части разработки и осуществления эффективных компенсационных мероприятий, формализовать эти требования в специальном нормативном документе.

9. Определить меры административной ответственности хозяйствующего субъекта в случае неисполнения им компенсационных мероприятий.

Осуществление указанных комплексных мер, позволит исключить неоправданные административные барьеры, обеспечит более оперативное решение вопросов осуществления компенсационных мероприятий, будет способствовать их эффективному исполнению.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблемы и пути решения осуществления мероприятий по устранению последствий негативного воздействия планируемой хозяйственной деятельности на состояние водных биоресурсов и среды их обитания iconРазработка предложений по совершенствованию нормативной правовой...
«Вопросы сохранения биоразнообразия в политике и программах энергетического сектора России»

Проблемы и пути решения осуществления мероприятий по устранению последствий негативного воздействия планируемой хозяйственной деятельности на состояние водных биоресурсов и среды их обитания iconВ 2011 году по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление»
Цели, результаты, проблемы социально-экономических реформ в современной России и основные пути их решения с учетом воздействия мирового...

Проблемы и пути решения осуществления мероприятий по устранению последствий негативного воздействия планируемой хозяйственной деятельности на состояние водных биоресурсов и среды их обитания iconСоциально-экономические проблемы современной россии и пути их решения
Следовательно, в данной работе можно поставить такие цели, как рассмотреть дифференциацию доходов населения России и оценить состояние...

Проблемы и пути решения осуществления мероприятий по устранению последствий негативного воздействия планируемой хозяйственной деятельности на состояние водных биоресурсов и среды их обитания iconСоциально-экономические проблемы современной россии и пути их решения
Следовательно, в данной работе можно поставить такие цели, как рассмотреть дифференциацию доходов населения России и оценить состояние...

Проблемы и пути решения осуществления мероприятий по устранению последствий негативного воздействия планируемой хозяйственной деятельности на состояние водных биоресурсов и среды их обитания iconПроект «Команда губернатора: Ваше будущее» Идея на тему: «Коррупция...
В последнее десятилетие в России наблюдается преобладание неформальных способов регулирования общественных отношений, что во многом...

Проблемы и пути решения осуществления мероприятий по устранению последствий негативного воздействия планируемой хозяйственной деятельности на состояние водных биоресурсов и среды их обитания iconЭкспертные заявления о предварительных материалах оценки воздействия...
Экспертные заявления о предварительных материалах оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности ОАО...

Проблемы и пути решения осуществления мероприятий по устранению последствий негативного воздействия планируемой хозяйственной деятельности на состояние водных биоресурсов и среды их обитания icon"Основной закон Финляндии"
Целью демократии является обеспечение каждому права участвовать в общественной деятельности и развитии среды обитания

Проблемы и пути решения осуществления мероприятий по устранению последствий негативного воздействия планируемой хозяйственной деятельности на состояние водных биоресурсов и среды их обитания iconО концепции городской целевой среднесрочной программы
Москвы качественной питьевой водой, восстановления и охраны источников питьевого водоснабжения, защиты окружающей природной среды...

Проблемы и пути решения осуществления мероприятий по устранению последствий негативного воздействия планируемой хозяйственной деятельности на состояние водных биоресурсов и среды их обитания iconЧем отличается воздействие человека на природу от воздействия на неё животных?
Критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных...

Проблемы и пути решения осуществления мероприятий по устранению последствий негативного воздействия планируемой хозяйственной деятельности на состояние водных биоресурсов и среды их обитания icon2 Промышленное использование водных ресурсов
Общая характеристика водных ресурсов. Состояние водопользования в России






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную