Методические рекомендации преподавателям по подготовке к областному этапу олимпиады по географии обучающихся средних профессиональных учебных организаций в 2014-2015 учебном году Цели областного этапа олимпиады






Скачать 84.66 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации преподавателям по подготовке к областному этапу олимпиады по географии обучающихся средних профессиональных учебных организаций в 2014-2015 учебном году Цели областного этапа олимпиады
Дата публикации05.04.2015
Размер84.66 Kb.
ТипМетодические рекомендации
e.120-bal.ru > География > Методические рекомендации
Методические рекомендации

преподавателям по подготовке к областному этапу олимпиады по географии обучающихся средних профессиональных учебных организаций

в 2014-2015 учебном году

  1. Цели областного этапа олимпиады.

Целями областного этапа олимпиады обучающихся средних профессиональных образовательных организаций по географии (далее – Олимпиада) являются:

- стимулирование интереса обучающихся к географии;

- выявление и развитие у обучающихся творческих способностей в области

географии;

- отбор обучающихся, которые могут представлять свое учебное заведение на

последующих этапах Олимпиады;

- популяризация географии как науки и учебного предмета.

2. Особенности Олимпиады по географии, которые необходимо учесть при подготовке к олимпиаде.

География как наука и предметная область отличается рядом особенностей. Прежде всего, это специфика объекта изучения – земной поверхности и ее

территориальной дифференциации, обусловленной действием как природных, так и

социально-экономических факторов. Вследствие этого география использует синтез знаний и методологических подходов, относящихся как к естественным, так и к общественным наукам. Наряду с этим, отличительной чертой географии является пространственный подход, предполагающий проекцию всей изучаемой совокупности объектов и явлений (естественных и социально-экономических) на территорию. При этом основополагающий в географии пространственный подход основан на полимасштабности, или изучении территории на разных таксономических уровнях: от локального и регионального до глобального.

Перечисленные особенности определяют специфику построения учебного курса

географии, принципом которого является последовательный охват территории мира и

изучение тем по принципу «от общего к частному».

Все эти особенности необходимо учесть при подготовке к Олимпиаде.

Задания различаются в олимпиаде по сложности и по видам заданий. Теоретические задания ориентированы на программный материал 8-11 классов: Природа России.

Население и хозяйство России. Мировая хозяйственная система. В содержание заданий включен краеведческий материал. Природа и хозяйственная деятельность Кемеровской области.

3. Характеристика содержания областного этапа Олимпиады.

Областной этап Олимпиады состоит из трех туров: теоретического, аналитического и практического. Все этапы письменные. На выполнение заданий теоретического тура (15 тестовых заданий) рекомендуется отвести до одного академического часа (45 мин) . Аналитический тур Олимпиады включает 5 заданий и на его выполнение рекомендуется отвести один академический час (45 мин).

Практический тур включает 3 задания и на его выполнение отводится один академических часа (45 мин).

Использование атласов не предусмотрено.

Всего в трех турах Олимпиады 23 задания. Общее время проведения Олимпиады три астрономических часа (135 мин)
Целью теоретического тура Олимпиады является проверка знания обучающимися географической номенклатуры, основных терминов, понятий, определений, изучаемых в курсе физической и экономической географии, а также знания географии своего родного края (включая особенности географии близлежащей местности, города и т.д.).

Оценка ответов участников Олимпиады определяется по многобальной шкале (максимально 15 баллов).

Аналитический тур включает типы задач, ориентированные на выявление у обучающихся аналитических навыков: задачи на знание особенностей расположения различных географических объектов, пространственного рисунка ареалов распространения различных природных явлений, типов растительности, видов хозяйственной деятельности и т.д.; задачи на определение логических цепочек и причинно-следственных связей (например, взаимосвязей компонентов ландшафта и хозяйственной деятельности). Задачи на сопоставление (перебор, выборку в соответствии с заданными критериями) различных географических объектов, территорий, стран и т.п.

В условиях задачи может содержаться требование рассчитать расход электроэнергии в определенном географическом объекте, свой ответ аргументировать. Заполнить таблицу по взаимосвязи природных ландшафтов и сельскохозяйственной специализации. Определить для определенных стран продукты экспорта. Дать описание природному явлению и т д. Оценка ответов определяется по многобальной шкале (максимально 10 баллов)

В практическом туре предлагаются задания на определения соответствия даты, имени знаменитых в географии людей и места определенного события, связанного с этим человеком. Знание природы своего края и применение человеком ее особенностей в своей деятельности. Задания на знание экономических объектов и их размещения.

Оценка ответов определяется по многобальной шкале (максимально 9 баллов).

Максимальное количество баллов при выполнении трех туров -34.

В случае несогласия участника с выставленной ему оценкой за выполнение заданий областного этапа Олимпиады участник вправе подать заявление на апелляцию. Апелляция проводится по правилам, установленным Порядком проведения

Олимпиады обучающихся.
4. Образцы (примеры) заданий Олимпиады областного этапа.
Теоретические задания для областного этапа Олимпиады.
Тема: Природа России:

1 .Выберите самое большое по площади озеро России

А) Ладожское Б) Онежское В) Ханка Г) Байкал
2. Выберите полуостров, где находится самая крайняя восточная точка России:

А) Кольский Б) Ямал В) Гыданский Г) Чукотский
3) Из перечисленных выберите нефтяное месторождение

А) Ачикулатское Б)Полуночное В) Халиловское Г) Мамонтовское
4. Составьте пары правильных ответов:

А) уголь Б) железная руда В) мрамор

1. метаморфическое 2. магматическое 3. Осадочное

Тема: Хозяйство России:

5.Выберите город, расположенный ближе других к Санкт-Петербургу:

А) Великий Новгород Б) Вологда В) Уфа Г) Томск
6. Выберите языковую группу, к которой относятся татары:

А) иранская Б) тюркская В) славянская Г) юкагирская

7. Выберите типы субъектов РФ, в основу выделения которых положен государственно-территориальный принцип:

А) республика Бурятия Б) республика Мордовия В) республика Коми Г) Магаданская область

8. Выберите город Кемеровской области, в котором находится Южно-Кузбасская ГРЭС:

А) Новокузнецк Б) Мариинск В) Таштагол Г) Калтан

9. Выберите экономический район, отраслями специализации которого является

черная и цветная металлургия, машиностроение, лесная, химическая, нефтехимическая и горно-химическая, добыча и переработка нефти и газа.

А) Центральный Б) Дальневосточный В) Уральский Г) Западно-Сибирский

Тема: Политическая карта мира:

10.Среди стран Южной Европы выберите государство с элементами федерации и конфедерации:

А) Албания Б) Босния и Герцеговина В) Италия Г) Португалия
11 Выберите государство, являющееся монархией:

А) Россия Б) Германия В) Испания Г) Китай

Тема: Мировое хозяйство:

12.Выберите правильное утверждение о постиндустриальных странах:

А) которые по всем параметрам развития промышленности занимают в мире передовые позиции;
Б) страны, которые потерпели поражение в конкурентной борьбе и перестроили экономику на торговлю и предоставление посреднических услуг;
В) Страны, у которых закончились запасы сырья и они находятся в стадии поиска новых источников существования:
Г) Страны, достигнувшие такого высокого уровня промышленного развития и такой производительности труда, при котором имеют возможность развивать опережающими темпами сферу услуг, которая в свою очередь способствует научно-техническому прогрессу. 
Аналитические задания для областного этапа Олимпиады:
13. Для сельского хозяйства характерна зональная специализация. Заполните таблицу. Приведите для каждой природной зоны примеры растениеводства и живоноводства:


Природная зона

Продукция растениеводства

Продукция животноводства

лесотундра







Тайга







Пустыня и полупустыня








14. Расход электроэнергии на уличное освещение населенных пунктов зависит от времени, на которое его приходится включать в темное время суток. Города: Владимир, Челябинск, Мурманск, Волгоград. В каком из перечисленных городов 1 ноября будет наибольший расход электроэнергии, а в каком наименьший? Свой ответ аргументируйте.

15. Определите характерные для указанных государств продукты экспорта :

( нефть, бокситы, золото, калийные соли)

ЮАР__________, Ямайка_________, Белоруссия_________, Нигерия_________

16. Найдите соответствие между изображенными на флагах государств мира растениями и животными и следующими государствами: Канада, Кирибати, Ливан, Шри-Ланка.

Растения и животные, изображенные на гербах: кедр, птица фрегат, клен, лев
Задания практического тура для областного этапа Олимпиады:
17 Соотнесите достопримечательности и города в которых они находятся:

А) часы «Бин Бен»; Ипатьевский монастырь; церковь Сант-Иньяцио; храм Святого Семейства; собор Василия Блаженного.

Б) Москва, Лондон, Барселона, Рим, Кострома.

достопримечательности

города


18. Перечислите города Кемеровской области в порядке их образования: от самого старого

до молодого.
5. Материально-техническое обеспечение областного этапа этапов Олимпиады

Материально-техническое обеспечение Олимпиады включает:

помещения (классы, кабинеты), в которых участники при выполнении заданий

могли бы сидеть по одному за партой;

помещение для проверки работ;

оргтехнику (компьютер, принтер, копир) и бумагу для распечатки заданий;

листы для ответа;

Письменные принадлежности.

Участникам Олимпиады запрещено пользоваться во время выполнения заданий тетрадями, справочной литературой, учебниками, атласами, любыми электронными устройствами, служащими для передачи, получения или накопления информации.
6. Список литературы и ресурсов в сети Интернет для использования при

подготовке к областному этапу Олимпиады.

Основные источники (сборники олимпиадных задач и методические пособия)

  1. Всероссийская олимпиада школьников по географии. Методическое пособие. /

Сост. А.С. Наумов. – М.: АПК и ППРО, 2005

  1. Кунха С., Наумов А.С. Как готовиться к олимпиаде по географии. По

материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской олимпиады. М.: Аст: Астрель,

2008.

  1. Наумов А.С. География. Олимпиады. М.: Дрофа, 2011.


Дополнительные источники (публикации отдельных подборок задач, словари,

справочники, учебные пособия)

1. Амбурцев Р.А., Богачев Д.В., Жеренков А.Г., Даньшин А.И., Исаченко Г.А.,

Кириллов П.Л., Лев И.А., Лобжанидзе А.А., Лысенко А.В., Мазеин Н.В., Наумов А.С., ПанинА.В., Соколова К.А., Усков В.А. Всероссийская олимпиада школьников по географии.Задания третьего (тестового) тураГеография в школе, № 8, 2013. - с. 42-44.
2. Амбурцев Р.А., Богачев Д.В., Жеренков А.Г., Даньшин А.И., Исаченко Г.А.,

Кириллов П.Л., Усков В.А., Лев И.А., Лобжанидзе А.А., Лысенко А.В., Мазеин Н.В., Наумов А.С., Панин А.В., Соколова К.А. Задания тестового тура и анализ ответов школьников. География и экология в школе XXI века, № 6, 2013. - С. 69-73.
3. Баринова И.И., Наумов А.С. XII Всероссийская олимпиада школьников по

географии: заключительный этап География и экология в школе XXI века, № 6, 2013. - С. 35-41.

Статистическая и иная справочная информация для составления заданий в сети

Интернет

1. Бюро цензов США // URL: http://www.census.gov/population/international/data/

2. Всероссийская перепись населения 2010 г. // URL:

http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm.

3. География. Географический портал // URL: http://www.geo2000.nm.ru/

4. Геологическая служба США // URL: http://minerals.er.usgs.gov/minerals/pubs/

5. «Демоскоп» (демографические данные): URL: http://demoscope.ru/weekly/pril.php

6. Климатограммы по всему миру // URL: http://www. www.klimadiagramme.de

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации преподавателям по подготовке к областному этапу олимпиады по географии обучающихся средних профессиональных учебных организаций в 2014-2015 учебном году Цели областного этапа олимпиады iconО проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников...
«Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» и на основании приказа управления образования администрации...

Методические рекомендации преподавателям по подготовке к областному этапу олимпиады по географии обучающихся средних профессиональных учебных организаций в 2014-2015 учебном году Цели областного этапа олимпиады iconО проведении муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2015-2016 учебном году
Кабардино- балкарской Республики от 16. 10. 2015г. №944 «О проведении муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в кбр...

Методические рекомендации преподавателям по подготовке к областному этапу олимпиады по географии обучающихся средних профессиональных учебных организаций в 2014-2015 учебном году Цели областного этапа олимпиады iconО проведении регионального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2014-2015 учебном году
Российской Федерации от 18 ноября 2013 года №1252, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14. 11. 2014...

Методические рекомендации преподавателям по подготовке к областному этапу олимпиады по географии обучающихся средних профессиональных учебных организаций в 2014-2015 учебном году Цели областного этапа олимпиады iconО подготовке и проведении школьного этапа всероссийской олимпиады...
Комитет по образованию администрации муниципального образования Богородицкий район

Методические рекомендации преподавателям по подготовке к областному этапу олимпиады по географии обучающихся средних профессиональных учебных организаций в 2014-2015 учебном году Цели областного этапа олимпиады iconО проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2014 2015 учебном году
В связи с болезнью учащихся в период проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

Методические рекомендации преподавателям по подготовке к областному этапу олимпиады по географии обучающихся средних профессиональных учебных организаций в 2014-2015 учебном году Цели областного этапа олимпиады iconПриказ от 24 сентября 2014 года №110-шк «О проведении школьного этапа...
На основании приказа уо брянской городской администрации от 18. 09. 2014 года №183 «О проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады...

Методические рекомендации преподавателям по подготовке к областному этапу олимпиады по географии обучающихся средних профессиональных учебных организаций в 2014-2015 учебном году Цели областного этапа олимпиады iconО проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по...
Российской олимпиаде школьников», на основании письма Министерства образования №6307 от 08. 09. 2009 г. «Методические рекомендации...

Методические рекомендации преподавателям по подготовке к областному этапу олимпиады по географии обучающихся средних профессиональных учебных организаций в 2014-2015 учебном году Цели областного этапа олимпиады icon«Итоги школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников мбоу сош №46 в 2014-2015 учебном году»

Методические рекомендации преподавателям по подготовке к областному этапу олимпиады по географии обучающихся средних профессиональных учебных организаций в 2014-2015 учебном году Цели областного этапа олимпиады iconПрика з
Об организации и проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2014-2015 учебном году

Методические рекомендации преподавателям по подготовке к областному этапу олимпиады по географии обучающихся средних профессиональных учебных организаций в 2014-2015 учебном году Цели областного этапа олимпиады iconПроведения Открытой международной Интернет-олимпиады для студентов...
Участие во II (региональном) туре Открытой международной Интернет-олимпиады принимают победители I (вузовского) этапа олимпиады






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную