Рабочая программа по географии (базовый уровень)






Скачать 229.26 Kb.
НазваниеРабочая программа по географии (базовый уровень)
страница1/2
Дата публикации28.03.2015
Размер229.26 Kb.
ТипРабочая программа
e.120-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов

Управление образования администрации

Городского округа Орехово-Зуево








УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ №25 с УИОП

__________Н.В.Матвеева

«____» _________2012 год



Рабочая программа

по географии

(базовый уровень)

9 класс

Составитель: Терехова Вера Сергеевна,

Учитель географии вторая категория

2012 г.
Содержание.


  • пояснительная записка;

  • основное содержание;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • календарно-тематическое планирование;

  • перечень учебно-методического обеспечения.


Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 8-9 классов составлена на основе Примерных стандартов второго поколения по географии, основного общего образования.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

В 8-ом классе изучается физическая география «Природа России», а в 9-ом классе экономическая география «Население и хозяйство России». Эти два курса географии взаимно дополняют друг друга. Знания, полученные на уроках географии в 8-ом классе, являются дополнением при изучении географии в 9-ом классе.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Природа России», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей. Закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства. Об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Целями изучения географии в основной школе являются:
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

•понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному.

Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию.
Цель курса 9 класса: Создать у учащихся целостное представление о своей Родине, познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.
Задачи:

• приобретение обучающимися знаний по экономике регионов, размещению производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные;

• изучение природно-ресурсного потенциала России;

• анализ закономерностей, факторов и условий размещения производительных сил;

• изучение отраслевой структуры экономики России;

• знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями.

• изучение территориально-административного и экономического районирование России, основных принципов районирования;

• анализ внешнеэкономических связей, обоснование их роли в экономике России.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы без изменений. Программа составлена с учетом примерной программы по географии и стандарта основного общего образования по географии.





Наименование раздела и тем

Кол-во

часов

1.

Введение.

1

2.

ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

28

3

РАЙОНЫ РОССИИ

32

4.

РОССИЯ В МИРЕ

2

5.

Заключение

1

6

Резерв

4




Итого:

68


Основное содержание
ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 8–9 КЛАССОВ

Раздел «География. Россия: природа, население, хозяйство» (В.П. Дронов, Л.Е. Савельева) 136 учебных часов

Раздел «География. Россия: природа, население, хозяйство» является центральным в системе школьного географического образования и открывает широкие возможности для реализации межпредметных связей с другими школьными предметами. Его основа — комплексная географическая характеристика России через триаду «природа — население — хозяйство». Раздел завершает страноведческий компонент базового географического образования. Он опирается на знания, усвоенные учащимися при изучении предыдущих географических разделов. Важнейшая методологическая особенность данного раздела — его огромный мировоззренческий и воспитывающий потенциал, огромная роль в формировании гражданской идентичности, патриотизма, духовной и нравственной сферы учащихся.

Главная цель раздела «География. Россия: природа, население, хозяйство» — сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения. Он помогает учащемуся осознать себя гражданином и патриотом России, усвоить идеалы и ценности патриотизма, гражданского общества, сформировать уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.

Для достижения этой цели изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

• сформировать у учащихся знания и представления о России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные, социально-экономические и экологические процессы;

• сформировать представления о географических особенностях природы, населения и экономики России в целом, ее отдельных хозяйственных звеньев и районов;

• сформировать представления о географических аспектах современных социально-экономических и экологических проблем страны;

• продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих активному и социально-ответственному поведению в российском пространстве;
9 КЛАСС 68 учебных часов

ВВЕДЕНИЕ — 1 ч

Тема 1. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ — 28 ч

Особенности хозяйства России. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны. Секторы хозяйства и динамика соотношений между ними. Межотраслевые комплексы. Факторы и условия размещения предприятий. Территориальная структура хозяйства, ее основные элементы и типы. Основная зона хозяйственного освоения. Изменения территориальной структуры хозяйства в перспективе.

Географическое положение России как фактор развития хозяйства. Влияние на хозяйство северного, транспортного, соседского, геополитического и геоэкономического положения России.

Человеческий капитал и качество населения России. Человеческий капитал, его доля в национальном богатстве страны. Оценка и географические различия качества населения. Перспективы развития человеческого капитала России.

Трудовые ресурсы и экономически активное население России. Соотношение понятий трудовые ресурсы и экономически активное население. Безработица. Основные сферы занятости населения. Перспективы развития рынка труда.

Природно-ресурсный капитал России. Доля природно-ресурсного капитала в национальном богатстве страны. Место России в мировых запасах природных ресурсов. Геологическая изученность России. Основные черты географии природных ресурсов. Перспективы использования природно-ресурсного капитала России.

Производственный капитал. Доля производственного капитала в национальном богатстве России, его современное и перспективное распределение по территории страны.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Динамика структуры потребления топливно-энергических ресурсов.

Газовая промышленность. Место России в мировых запасах и добыче природного газа. География его запасов и добычи в стране. Основные сферы использования природного газа. География основных газопроводов. Влияние газовой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Нефтяная промышленность. Место России в мировых запасах и добыче нефти. География ее запасов и добычи в стране. Основные сферы использования нефти. География основных нефтепроводов. Влияние нефтяной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Угольная промышленность. Место России в мировых запасах и добыче угля. География его запасов и добычи в стране. Основные сферы использования угля. Влияние угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Электроэнергетика. Место России в мире по производству электроэнергии. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Нетрадиционные возобновляемые источники энергии. Энергосистемы. Влияние электроэнергетики на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Машиностроение. Значение в хозяйстве, объем производства, состав. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей машиностроения. Перспективы развития отрасли.

Черная металлургия. Значение в хозяйстве, объем производства, состав. Особенности производства, факторы размещения предприятий. География производства черных металлов. Влияние черной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Цветная металлургия. Значение в хозяйстве, объем производства, состав. Особенности производства, факторы размещения предприятий. География производства тяжелых и легких цветных металлов. Влияние цветной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Химическая промышленность. Значение в хозяйстве, объем производства, состав. Особенности производства, факторы размещения предприятий. География химической промышленности. Влияние химической промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Лесная промышленность. Значение в хозяйстве, объем производства, состав. Особенности производства, факторы размещения предприятий. География лесной промышленности. Влияние лесной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Сельское хозяйство. Значение в хозяйстве, объем производства. Отличия от других отраслей хозяйства. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Состав сельского хозяйства. Влияние сельского хозяйства на окружающую среду. Растениеводство и животноводство: объемы производства продукции, география основных направлений, перспективы развития.

Пищевая и легкая промышленность. Агропромышленный комплекс. Значение в хозяйстве, объем производства, состав. Особенности производства, факторы размещения предприятий. География пищевой и легкой промышленности, их влияние на окружающую среду. Перспективы развития отраслей. Состав агропромышленного комплекса.

Транспорт. Значение в хозяйстве. Виды транспорта, их доля в транспортной работе. Транспортные узлы и транспортная система. Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства. География железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта: уровень развития и особенности, основные магистрали, морские бассейны и речные системы, влияние на окружающую среду и перспективы развития.

Связь. Значение в хозяйстве. Виды связи и уровень их развития. География связи. Перспективы развития отрасли.

Наука и образование. Значение в хозяйстве. Уровень развития. География и перспективы развития науки и образования.

Жилищное хозяйство. Величина жилого фонда России. Уровень развития жилищного хозяйства страны, особенности его географии. Перспективы развития.

Практические работы. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям. Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России.

Составление характеристики одного из нефтяных (угольных) бассейнов по картам и статистическим материалам.

Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Определение по картам и эколого-климатическим показателям районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Тема 2. РАЙОНЫ РОССИИ — 32 ч

Европейская и Азиатская части России. Территория, географическое положение, особенности природы, природных ресурсов, населения и хозяйства.

Характеристика районов России: Европейский Север, Европейский Северо–Запад, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Площадь, население, состав района. Особенности его физико– экономико–географического и геополитического положения.

Особенности природы: характер поверхности, климат, внутренние воды, природные зоны, природные ресурсы.

Население: численность, естественный прирост и миграции. Размещение населения. Народы и религии. Занятость и доходы населения.

Хозяйство: место района в производстве валового регионального продукта. Особенности хозяйства и подрайоны. География важнейших отраслей промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг. Экологические проблемы и перспективы развития района.

Практические работы.

Анализ разных видов районирования России.

Сравнение географического положения районов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.

Выявление и анализ условий для развития хозяйства районов, регионов.

Анализ взаимодействия природы и человека на примере одного из районов.

Тема 3. РОССИЯ В МИРЕ — 2 ч

Россия и мировое хозяйство. Внешнеэкономические связи. Роль России в мировой торговле. Состав импортной и экспортной продукции. Основные внешнеторговые партнеры. Перспективы внешней торговли.

Россия и мировые транспортные коридоры. Мировые транспортные коридоры. Россия в системе формирующихся транспортных коридоров мира. Перспективы улучшения транспортно–географического положения страны.

Практические работы.

Анализ показателей внешней торговли России с различными странами мира по статистическим данным.

Заключение
Резерв времени — 5 ч


Календарно-тематическое планирование учебного материала

по географии надомное обучение


Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в неделю

Программа

9 кл.

1 час

34 часа

Программа по географии для 9 класса общеобразовательных учреждений География. Россия: природа, население, хозяйство. К комплекту учебников, созданных под руководством В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, Москва «Просвещение», 2010 г.

Учебник 9 класс. География. Россия: природа, население, хозяйство. В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, Москва «Просвещение», 2009 г.


Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства России.
— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты :

— овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по географии (базовый уровень) iconРабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе...
Сборник нормативных документов География. – М.: Дрофа, 2004 г. На основании примерных программ морф, содержащих требования к минимальному...

Рабочая программа по географии (базовый уровень) iconПояснительная записка рабочая программа для 10 11 классов составлена...
Примерных стандартов по географии. Стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., примерной...

Рабочая программа по географии (базовый уровень) iconРабочая программа по географии 10-11 класс Для реализации в 10 -11 классах
Примерных стандартов по географии. Стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., примерной...

Рабочая программа по географии (базовый уровень) iconРабочая программа по географии для 10 класса (базовый уровень) Программа разработана на основе
Программа разработана на основе авторской программы к учебнику В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10...

Рабочая программа по географии (базовый уровень) iconРабочая программа Предмет: География
Примерных стандартов по географии. Стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., примерной...

Рабочая программа по географии (базовый уровень) iconРабочая программа по географии для 10-11-х общеобразовательных классов...
...

Рабочая программа по географии (базовый уровень) iconРабочая программа по географии для 10-11 классов «Экономическая и социальная география мира»
Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. 6-10 кл. Базовый уровень/ Под ред. И. В. Душиной. М.: Дрофа,...

Рабочая программа по географии (базовый уровень) iconРабочая программа по географии (базовый уровень) для 10 класса учителя...
«Средняя общеобразовательная школа села Нижний Искубаш» Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Рабочая программа по географии (базовый уровень) iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании:...
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...

Рабочая программа по географии (базовый уровень) iconДанная рабочая программа «География. Россия: природа, население,...
Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень, приказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г.)






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную