Департамент образования города Москвы
Юго-Западное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Школа №109»
Утверждаю:
Директор ГБОУ Школа №109
______________ Ямбург Е.Ш.
Рабочая учебная программа
по географии для 9-го класса
курс «География России. Хозяйство и географические районы »
Составитель:
Ульянова Т.В.
учитель географии
высшей квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа основного курса по географии для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по географии (2006 год), рекомендованной Министерством образования и науки РФ
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), в том числе предусмотрены 10 практических и 3 контрольных работы.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.
Рабочая программа по географии в 9 классе конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала девятиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернета статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Учебники: В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе. География России. Книга 2. Хозяйство и географические районы. 9 класс. М. Дрофа., 2009г.
.
Изучение географии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
В соответствии со стандартом общего образования изучение географии направлено не только на достижение учебных целей освоения знаний, овладения ОУН, но и формирование ключевых метапредметных компетенций:
Учебно-познавательные компетенция -
Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства, владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Сюда входят умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой, инструктивными карточками; оформить результаты своей деятельности (построение диаграмм, графиков, таблиц, создание презентаций); использование практических работ, самостоятельное выполнение различных творческих работ;
Коммуникативная компетенция–
формирование компетентности в общении; умение слушать; вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество…
Информационная компетенция –
Умение работать с литературой и различными источниками информации (географическая карта, энциклопедия, словари, СМИ, Интернет и т.д.) Требования к уровню подготовки учащихся: Знать/понимать:
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством России;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации и округа; особенности населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
Уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная. В программе запланированы внеаудиторные занятия (тематические и обучающие экскурсии).
Для реализации задач курса «География», используются современные образовательные технологии: личностно-ориентированное и проблемное обучение. Основными методами являются частично - поисковый, исследовательский и репродуктивный. В конце каждой темы полученные знания контролируются контрольной работой. На начало, и конец учебного года осуществляется административный контроль, который проводится в форме вводного и итогового тестирования учащихся. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№
|
Название темы
|
Содержание темы
|
| Введение (1 час)
|
|
| Хозяйство России. (19 часов)
| Особенности развития хозяйства России. Вторичный сектор экономики. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Машиностроение. Химическая промышленность. Металлургия. Лесная промышленность. Пищевая промышленность. Легкая промышленность. Третичный сектор экономики
География социальной сферы. География наук. География коммуникаций.
|
3.
| География крупных регионов России (46 часов)
|
Районирование России. Районы и крупные регионы России.
Экономическое районирование. Центральный район. ЭГП. Природные условия и ресурсы. История развития. Центральная Россия. Состав, географическое положение, природные ресурсы. Население и трудовые ресурсы Центральной России. Население и хозяйство Центрального района. Экономика Центральной России. Москва – административный, культурный и научный центр России. Узловые районы Центральной России. Центрально-Черноземный район. Северо-Западная Россия. Калининградская область. Европейский Север. Природа. Народы. Хозяйство Европейского Севера. Северный Кавказ. ГП, природные условия и ресурсы, население Северного Кавказа. Хозяйство Северного Кавказа. Поволжье. ГП, природные условия и ресурсы, население Поволжья. Хозяйство Поволжья. Урал. ЭГП, природные ресурсы, население. Хозяйство и проблемы Урала. Восточный макрорегион. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток
| 4.
| Резерв времени. (2 час)
| Резервное время используется для обобщения и систематизации знаний по темам или для корректировки плана в течение года.
| ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ География 9 класс, 68 часов Учебный комплект для учащихся:
1. География России. Хозяйство и экономические районы. 9 класс под редакцией В.П.Дронова
2. Атлас «География 9 класс». М.: Дрофа, 2013
3. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. География России. 9 класс/ И.И.Баринова, В.Г. Суслов – М.: Экзамен, 2013
Д/з
| НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА
ТЕМА
| ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ | повторить
мат-л
| 1.Россия на карте мира. Природа и население.
(повторение материала 8 класса)
|
| лекция
| 2.Отраслевая структура хозяйства, секторы хозяйства
|
|
| 3.Стартовая административная работа за курс 8 класса
|
|
§1
| Вторичный сектор экономики
4. Топливно-энергетический комплекс.
|
| §2
| 5. Угольная промышленность
| Составление характеристики
одного из угольных бассейнов по картам
и статистическим материалам.
| §2
| 6. Нефтяная и газовая промышленность
|
| §3
| 7. Электроэнергетика
|
| §4
| 8. Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества
| Группировка отраслей
по различным показателям.
| §5
| 9. Металлургия. География черной металлургии
|
| §6
| 10. География цветной металлургии
|
| §7
| 11. Химическая промышленность.
|
| §8
| 12. География химической промышленности
|
| §9
| 13. Лесная промышленность
|
| §10
| 14. Машиностроение
| Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
| §11
| 15. География машиностроения.
|
| §12
| 16. Пищевая и легкая промышленность
|
|
| 17. Зачет по теме: Вторичный сектор экономики
|
|
§13
| Третичный сектор экономики — отрасли, производящие разнообразные услуги
18. Состав и значение третичного сектора экономики
|
| §14
| 19. Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт.
|
| §15
| 20. Другие виды транспорта. Связь
|
| §16
| 21. Сфера обслуживания. Наука
|
| §17
| 22. Жилищное и рекреационное хозяйство
|
|
| 23. Повторение по теме: Третичный сектор экономики
|
|
§18
| География крупных регионов России. Районирование России
24. Зачем районировать территорию страны?
| Анализ разных видов районирования России.
|
§19
| Европейская Россия (Западный макрорегион)
25. Общая характеристика Европейской России
| Анализ экономических карт
для определения типов
территориальной структуры хозяйства.
| §20
| 26. Европейский Север. Факторы формирования района
|
| §21
| 27. Природа Европейского Севера
|
| §22
| 28. Население и хозяйственное освоение Европейского Севера
|
| §23
| 29. Хозяйство Европейского Севера
|
| §24
| 30. Северо-Западный район. Факторы формирования района
|
| §25
| 31. Природа Северо-Запада
|
| §26
| 32. Население и хозяйственное освоение Северо-Запада.
| Составление экономико-географической
характеристики района
по различным источникам
географической информации
| §27
| 33. Хозяйство Северо-Запада
|
| §28
| 34. Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов Северо-Запада
|
| §29
| 35. Центральная Россия. Факторы формирования района
|
| §30
| 36. Природа Центральной России
|
| §31
| 37. Население и хозяйственное освоение Центральной России.
|
| §32
| 38. Московская столичная агломерация
|
| §33
| 39. Хозяйство Центральной России
|
| §34
| 40. Европейский Юг. Факторы формирования района
|
| §35
| 41. Природа Европейского Юга. Население и хозяйственное освоение
|
| §36,37
| 42. Хозяйство Европейского Юга
| Составление туристического маршрута
по различным источникам
географической информации
| §38,39
| 43. Поволжье. Факторы формирования района, природа
|
| §40
| 44. Население и хозяйственное освоение Поволжья
|
| §41
| 45. Хозяйство Поволжья
|
| §42, 43
| 46. Урал. Факторы формирования района
|
| §44
| 47. Население и хозяйственное освоение Урала
|
| §45
| 48. Хозяйство Урала
| Составление
экономико-географической характеристики
промышленного узла
по различным источникам
географической информации
|
| 49. Рубежный контроль по теме: Европейская Россия (Западный макрорегион)
|
|
§46
| Азиатская Россия (Восточный макрорегион)
50. Азиатская Россия. Общая характеристика
|
| §47
| 51. Западная Сибирь. Факторы формирования района
|
| §48
| 52. Природа Западной Сибири
|
| §49
| 53. Население и хозяйственное освоение Западной Сибири
|
| §50
| 54. Хозяйство Западной Сибири
| Составление
картограмм и картодиаграмм
на основе данных статистики
| §51
| 55. Север Восточной Сибири. Факторы формирования района
|
| §52
| 56. Природа Севера Восточной Сибири
|
| §53
| 57. Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири
|
| §54
| 58. Хозяйство Севера Восточной Сибири
|
| §55
| 59. Южная Сибирь. Факторы формирования района
|
| §56,57
| 60. Кузнецко-Алтайский подрайон. Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны
|
| §58
| 61. Дальний Восток. Факторы формирования района
|
| §59
| 62. Природа Дальнего Востока
|
| §60,61
| 63. Население и хозяйство Дальнего Востока.
| Составление картосхемы по различным источникам географической информации
| Повторить материал
| 64.Обобщение по теме: Азиатская Россия (Восточный макрорегион)
|
|
| 65. Итоговая административная работа
|
|
| 66-68. Резерв времени
Итого: контрольных работ -3
практических работ -10
|
| |