Сиротин В. И. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл






Скачать 193.34 Kb.
НазваниеСиротин В. И. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл
Дата публикации24.03.2015
Размер193.34 Kb.
ТипПрограмма
e.120-bal.ru > География > Программа
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Берёзовская средняя школа»

Волчихинского района Алтайского края

«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель МО Директор школы:

___________ /Пиксайкина Е.И./ ___________/Чибрикина Т.А./

Протокол №__1__ от Приказ №_128____ от

«____26__»______26____2013г «___26__»____08______2014г

Рабочая программа

по географии для10 класса

средней ступени обучении

(базовый уровень)

на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа составлена на основе

Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. География.- Москва: Дрофа,2010г.
Составитель: Пиксайкина Елена Ивановна

учитель географии

первой квалификационной категории

п. Берёзовский 2013г

Пояснительная записка.
Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X – XI классы), рекомендованная письмом МЩиН РФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263.

  • Авторская программа: Сиротин В.И. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 2004.

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Курс «География » в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.

Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.

Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать свою будущую жизнь с географической наукой.

Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

• воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

Место предмета в базисном учебном плане

Используются такие формы обучения, как лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, зачет, практикум. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;

  • методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;

  • методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;

  • — обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

  • — владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частичнопоискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета

68 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м – 1 час в неделю, 11-м – 1 час в неделю, но по фактическим срокам

выполнение программы в 10 классе возможно только в объёме 33 часов, по причине неполной учебной недели 02.11.2013г.. Сроки реализации программы 01.09.2013г. – 31.05.2014г.

Структура курса

В структурном отношении курс состоит из введения и 2 разделов: «Географическая карта мира», «Многоликая планета»,



№ п/п

Тема

Количес.

часов

1

Географическая карта мира

25

2

Многоликая планета

9




Итого

34


Календарно-тематическое планирование « География » 10 класс

( 1час в неделю)




урока

Тема урока

Виды деятельности обучающихся (прак-тические ,лаборато-рные,контрольные

работы и др

Планируемые образовательные результаты изучения темы

Сроки проведения

Д/задание

по плану

фактически




РАЗДЕЛ I. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА – 25часов












Географическая наука. Методы географических исследований. Источники географической информации.




Знать/понимать основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований.

Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений.

07.09




*1. Стр.8-12




Природа и человек в современном мире.












Значение природной среды для человека.




Влияние природной среды на антропологические характеристики человека, его образ жизни, хозяйственную деятельность. История взаимоотношений природы и человека. Классификация природных ресурсов по характеру использования. Территория как главный ресурс для экономического развития. Особенности пространства Мирового океана.

14.09




*3.стр.18-23



Природные условия и природные ресурсы – основа экономического развития




21.09




*2.стр.13-18



География природопользования.




28.09




*4.стр.23-28



Урок обобщения темы «Природа и человек в современном мире.»




05.10




Стр.28




Население мира.












Численность, воспроизводство, половой и возрастной состав населения.




Динамика численности населения мира в XX-XXI вв. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика и её основные виды. Возрастная структура населения. Основные особенности размещения населения. Урбанизация и её основные этапы и их специфика . Миграция населения. Расовый состав и его региональные особенности. Классификация народов мира по языковому принципу. Мировые религии. Уровень и качество жизни как основные критерии, определяющие условия жизни людей. Богатые и бедные страны мира.

12.10




*5.стр.29-36



Географический рисунок мирового расселения.




19.10




*6.стр.36-43



Человечество – мозаика рас и народов.




26.10




*7.стр.43-47



Современная география религий.




16.11




*8.стр.47-53



Уровень и качество жизни населения.




23.11




*9.стр.53-58



Урок обобщения темы «Население мира.»




30.11




Стр.58




География мирового хозяйства.












Особенности развития современного мирового хозяйства.




Понятия о всемирном хозяйстве; основные этапы его развития. факторы формирования всемирного хозяйства. Научно-технический прогресс и НТР. Глобализация как всемирный процесс и её проявления. Факторы размещения хозяйства и их характеристика. Типы промышленных районов Страны мира во всемирном хозяйстве. Экономические показатели, определяющие место страны. ВВП и ВНП. Географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей. Уровень развития отраслей хозяйства.

07.12




*10.стр.59-67



Факторы размещения хозяйства




14.12




*11.стр.67-72



«Кто есть кто» в мировой экономике.




21.12




*12.стр.72-77



Мировое аграрное производство.




11.01




*13.стр.78-82



Горнодобывающая промышленность.




18.01




*14.стр.82-87



Обрабатывающая промышленность.




25.01




*15.стр.87-92



Непроизводственная сфера.




01.02




*16.стр.92-95



Мировая транспортная система.




08.02




*17.стр.95-104



Современная информационная экономика.




15.02




*18.стр.104-109



Современные мирохозяйственные связи.




22.02




*19.стр.110-116



Внешняя торговля товарами.




01.03




*20.стр.116-120



Международные финансовые отношения.




15.03




*21.стр.120-127



Международный туризм.




22.03




*22.стр.127-133



Урок обобщения темы «География мирового хозяйства.»




05.04




Стр.134

РАЗДЕЛ II. МНОГОЛИКАЯ ПЛАНЕТА










Географический облик регионов и стран мира.-2 часа












Общая характеристика регионов и стран мира. Геополитический образ мира.




Общую характеристику региона и стран мира. Геополитический образ мира.

12.04




*23*24.стр.136-149

Зарубежная Европа.-7часов












Зарубежная Европа в современном мире.


Географическая картина зарубежной Европы. Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: главные черты. Политическая карта. Государственный строй. Природные ресурсы и условия: большие внутренние различия. Природные предпосылки для развития промышленности, сельского, лесного хозяйства, транспорта, туризма и рекреации. Выделение благоприятных и неблагоприятных черт ЭГП Европы.

Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Основные черты национального и религиозного состава; обострение межнациональных противоречий в ряде урбанизации, субурбанизация. Крупнейшие городские агломерации . Западноевропейский тип города. Формировать представление о хозяйстве стран, ознакомиться с особенностями отраслевого состава промышленности. Формировать представление о сельском хозяйстве.. Главные финансовые центры. Главные районы туризма. Географический рисунок расселения и хозяйства. " Высокоразвитые районы. Старопромышленные районы тяжелой индустрии. Отсталые аграрные районы. Районы нового освоения. Влияние международной интеграции на территориальную структуру хозяйства.

19.04




*25стр.150-158



Внутренние различия в Европе. Северная Европа. Норвегия :природная среда в жизни человека




26.04




*26стр.159-164



Средняя Европа. Германия – «экономический локомотив Европы»


03.05




*27 стр.164-170



Средняя Европа . Многоликая Франция.


10.05




*28 стр.171-148



Средняя Европа. Великобритания: от традиций до современности.


17.05




*29 стр.178-184



Южная Европа. Венгрия – страна на перекрёстке Европы.


24.05




*30 стр.184-189



Восточная Европа. Венгрия – страна на перекрёстке. Обобщение темы «Зарубежная Европа»




31.05




*31 стр.190 - 196

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины: экономическая и социальная география, метод, географическая среда, природно-ресурсный потенциал, экологическая емкость, лесистость, марикультура, глобальные проблемы человечества, воспроизводство населения, демографический взрыв, теория демографического перехода, демографическая политика, депопуляция, нация, народ, народность, дискриминации, экономически активное население, демографическая нагрузка, урбанизация, субурбанизация, агломерация, мегаполис, миграции населения, уровень жизни, мировое хозяйство, международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда, научно-техническая революция (НТР), «зеленая революция», монокультура, политическая карта, страна, государство, унитарное государство, федеративное государство, монархия, республика, валовый внутренний продукт (ВВП), политическая география, геополитика, внешнеторговый оборот, регионалистика, страноведение, регион;

  • традиционные и новые методы географических исследований: сравнительный, описательный, картографический, исторический, математический, метод географического моделирования; геоинформационные системы (ГИСы) и др.;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения, а также особенности размещения и территориальные сочетания земельных, лесных, рекреационных, ресурсов Мирового океана;

  • численность и динамику изменения населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику, наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения;

  • различия в уровне и качестве жизни населения в отдельных регионах и странах мира;

  • основные направления внешних и внутренних миграций;

  • проблемы современной урбанизации;

  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей (нефтегазовая, угольная, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая, легкая), традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности;

  • географическую специфику отдельных регионов (Зарубежная Европа и Азия, Северная и Латинская Америка, Африка, Австралия и Океания) и стран (Франция, Германия, Африка, Великобритания, страны Балтии, Китай, Япония, Индия, Казахстан, США, Канада, Мексика, Бразилия, Австралия, Египет, Нигерия, ЮАР и другие, в том числе по выбору учителя), их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;

  • географические аспекты глобальных проблем человечества (экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая и сырьевая проблемы, а также сохранение мира на Земле, преодоление отсталости развивающихся стран, проблемы Мирового океана и мирного освоения космоса;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • описывать мировые экономические связи, причины экономической интеграции стран мира, роль транснациональных компаний и банков;

  • сопоставлять географические карты различной тематики для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства регионов и стран мира;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения влияния природных и социально-экономических факторов на особенности размещения населении Земли; направлений современных миграций населения; размещения основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира; особенностей состава, структуры, специализации хозяйства отдельных регионов и стран мира; различий в уровне экономического развития; причин возникновения и обострения, взаимосвязи глобальных проблем человечества;

  • прогнозирования темпов роста народонаселения Земли в целом и в отдельных регионах и странах мира; тенденций изменения возрастного состава населения по данным об изменения прироста населения; основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.


Понятия, определения,номенклатура.

Определения и понятия

Номенклатура

Монархии


Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Бахрейн, Бруней, Бутан, Иордания, Камбоджа, Катар, Кувейт, Малайзия, Непал, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Лесото, Марокко, Свазиленд, Тонга.

Федерации


Россия, ФРГ, Бельгия, Швейцария, Австрия, Сербия и Черногория, Малайзия, Бангладеш, Мьянма, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты, Нигерия, Эфиопия, ЮАР,  США, Канада, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Австралия (Австралийский Союз).

Внутриконтинентальные страны


Швейцария, Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия, Монголия, Непал, Афганистан, Боливия, Парагвай, Мали, Чад, Нигер, ЦАР, Замбия, Зимбабве, Ботсвана, Уганда и др.

Развитые страны:

-«Большая семерка»,

малые европейские страны, внеевропейские страны (с переселенческим капитализмом)


- США, Франция, ФРГ, Италия, Великобритания, Япония, Канада, Россия

- Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Австрия, Швейцария, Монако …

- Австралия, ЮАР, Израиль

Развивающиеся страны:

Ключевые,

Новые индустриальные, Нефтеэкспортирующие, Наиболее отсталые страны мира.


- Мексика, Индия, Бразилия

- Корея, Филиппины, Гонконг, Сингапур

- Иран, Ирак, Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар и др.

- Афганистан, Непал, Бутан и др.

Страны, добившиеся независимости после Второй мировой войны:

Азия:



- Корея, Вьетнам, Индонезия, Иордан, Ливан, Сирия, Филиппины, Индия, Пакистан, Мьянма, Израиль, Шри-Ланка, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Кипр, Кувейт, Йемен, Мальдивы, Сингапур, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Бангладеш, Бруней, Восточный Тимор.

Африка:


- Ливия, Тунис, Судан, Гана, ЦАР, Гвинея, Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Габон, Бенин, Камерун, ДР Конго, НР Конго, Мавритания, Мали, Мадагаскар, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сомали, Того, Чад, Сьерра-Леоне, Танзания, , Алжир, Бурунди, Руанда, Уганда, Кения, Замбия, Малави, Гамбия, Ботсвана, Лесото, Маврикий, Свазиленд, Экваториальная Гвинея, Гвинея-Бисау, Мозамбик, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи,  Коморские острова, Ангола, Сейшельские острова, Джибути, Зимбабве, Намибия, Эритрея.

Америка:

Гайана, Барбадос, Багамы, Гренада, Суринам, Доминика, Сент-Люсия,  Сент-Винсент и Гренадины, Белиз, Антигуа и Барбуда, Сент-Китс и Невис.

Океания:

Науру, Тонга, Фиджи, Папуа—Новая Гвинея Соломоновы острова, Тувалу, Кирибати, Вануату, Федеративные штаты Микронезии (Каролинские острова), Маршаловы острова, Палау.

Европа:

Мальта.

Крупнейшие городские агломерации мира:




Токио, Мехико, Мумбаи, Сан-Паулу, Нью-Йорк, Москва и др.

Десять мировых центров:


Северная Америка, Западная Европа, Китай и др.

Страны –лидеры по промышленному производству в мире:

США, Китай, Япония, Германия, Россия и др.

Великие горнодобывающие страны мира:

США, Канада, Австралия, ЮАР, Россия, Китай, Бразилия, Индия.

Страны с узкой специализацией по добыче сырья:


Медные руды: Чили, Перу, Замбия.

Олово: Малайзия.

Бокситы: Гвинея, Ямайка.

Фосфориты: Марокко.


Учебно-методический комплекс
Программа:С.В.Курчина. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 класс. – М.: Дрофа, 2010.

Базовый учебник: А.П.Кузнецов, Э.В.Ким.Учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений: «География». М.: Дрофа, 2013.

Методические пособия для ученика:Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира: 10 класс.» – М.: Дрофа, 2012.

Экономическая и социальная география мира: 10 класс. Атлас. - М.: Картография, 2012.

Учебно-методические пособия для учителя:Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки – М.: Вако, 2011.

Максаковский В.П. Методическое пособие, 10 класс. – М.: Просвещение, 2004.

Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. Доп. главы. -М.: Дрофа, 1999, 2003

Петрова Н.Н. Новый образовательный стандарт - оценка качества подготовки выпускников средней школы - М: Экзамен, 2006.

Электронные издания: Географическая энциклопедия: Страны мира.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии. 10 класс. Диск

Презентации к урокам

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сиротин В. И. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл iconТематическое планирование изучения курса «География мира» в 11 классе
Сиротин В. И. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 класс. – М.: Дрофа, 2004

Сиротин В. И. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл iconРабочая программа по географии 11 класс, общеобразовательный уровень
Составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. География 6 – 11 классы. Программы для основной и средней школы....

Сиротин В. И. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании программы...
Рабочая программа составлена на основании программы для общеобразовательных учреждений, география 6-11 класс, под редакцией И. И....

Сиротин В. И. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл iconГеография, страноведение
«География Земли» (VI-VII классы), авторской программы: Климанова О. А., Кли манов В. В. Программа курса «География. Землеведение»...

Сиротин В. И. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл iconПояснительная записка Рабочая учебная программа курса «География...
«География России. Природа» составлена на основе Примерной программы для образовательных учреждений География 6-9 кл под редакцией...

Сиротин В. И. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл iconСиротин В. И. География. Программы для общеобразоват учреждений. 6-11 кл
Рассмотрено на заседании Утверждаю: методического объединения учителей директор школы

Сиротин В. И. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл iconПриказ №42/1 от 20. 04. 2012г рабочая программа по курсу «География...
Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6–11 классы. М.: Дрофа, 2009. 128 с

Сиротин В. И. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл iconДушина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География....
...

Сиротин В. И. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл iconСиротин В. И. География. Программы для общеобразоват учреждений. 6-11 кл
...

Сиротин В. И. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл iconРабочая программа курса «География России»
...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную