2012 департамент труда и занятости населения города москвы






Название2012 департамент труда и занятости населения города москвы
страница1/6
Дата публикации24.03.2015
Размер0.66 Mb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6










ПРОГНОЗ

баланса трудовых ресурсов города Москвы

на очередной 2013 год и плановый период 2014-2015 годов

2012

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СОДЕРЖАНИЕ:

Страница

Аналитическая записка по результатам прогноза баланса

трудовых ресурсов города Москвы на 2013 год и плановый

период 2014-2015 годов ……………………………………………………




3

Приложение 1: Прогноз баланса трудовых ресурсов города

Москвы на очередной 2013 год и плановый

период 2014-2015 годов…………………………………..



18

Приложение 2: Методика расчета прогнозных показателей

баланса трудовых ресурсов города Москвы ……………



19


Аналитическая записка

по результатам расчета прогноза баланса трудовых ресурсов

города Москвы на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов
На основании  статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»,  постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2011 № 440 «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов» и постановления Правительства Москвы от 08.02.2012 № 33-ПП «Об утверждении положения о Департаменте труда и занятости населения города Москвы» Департаментом труда и занятости населения города Москвы разработан прогноз баланса трудовых ресурсов города Москвы.

Актуальность разработки такого прогноза обусловлена необходимостью решения ряда проблем.

Так, остается открытым вопрос обеспечения отраслей экономики квалифицированными кадрами, как для России в целом, так и для Москвы в частности. Одна из главных причин - демографический кризис в нашей стране, связанный с тотальным старением населения. К межуровневому и междисциплинарному дисбалансу между спросом и предложением на рынке труда России в ближайшее время может добавиться катастрофическая нехватка трудовых ресурсов как таковых. Для предотвращения любого вида дефицита на рынке труда требуется наличие системы управления формированием квалифицированных кадров на уровне региона и отрасли, которая будет своевременно реагировать на происходящие в экономике и обществе изменения. Любое управление начинается с процесса планирования, для которого необходимо наличие количественных и качественных прогнозных параметров рынка труда и трудовых ресурсов. Именно это позволит регулировать сбалансированность экономики для развития региона заданными темпами.

Баланс трудовых ресурсов Москвы представляет собой результат комплексного изучения состава и использования трудовых ресурсов региона, который объединяет всю имеющуюся информацию о московском рынке труда. Баланс трудовых ресурсов раскрывает не только источники формирования рабочей силы, но и отражает основные связи и пропорции в распределении трудовых ресурсов по отраслям экономики и видам экономической деятельности.

Баланс трудовых ресурсов представляет собой таблицу (Приложение 1), которая включает два взаимосвязанных раздела. В первом разделе баланса показываются ресурсы, во втором – их распределение. Прогноз баланса трудовых ресурсов строится по указанной схеме, с учетом прогноза социально-экономического развития города Москвы на соответствующий период. При этом при разработке прогноза баланса трудовых ресурсов на основе результатов расчета численности трудовых ресурсов в прогнозном периоде и распределения трудовых ресурсов в прогнозном периоде делается оценка сбалансированности трудовых ресурсов в прогнозном периоде.

В основе прогноза баланса трудовых ресурсов города Москвы лежит Методика разработки прогноза баланса трудовых ресурсов, утвержденная Приказом Минздравсоцразвития России от 29.02.2012 № 178н, прогнозные показатели стратегии и программ социально-экономического развития города Москвы, а также государственные Программы комплексного развития административных округов города Москвы (2012−2016 гг.).

Исходные данные для формирования прогноза баланса трудовых ресурсов города Москвы

Основой для формирования прогноза баланса трудовых ресурсов города Москвы являются данные отчетного баланса трудовых ресурсов, формируемых Мосгорстатом, а также следующие источники:

  • форма Минэкономразвития России 2П «Основные показатели, представляемые для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на период до 2014 года» по городу Москве;

  • форма Росстата «Обследование населения по проблемам занятости»;

  • форма Росстата «Среднесписочная численность и начисленная заработная плата работников по видам экономической деятельности»;

  • Таблицы 7, 8 формы статотчетности № 1-т (годовая) по городу Москва;

  • форма федерального статистического наблюдения по форме №2-Т «Годовые статистические отчеты о численности иностранной рабочей силы» (Росстат);

  • форма федерального статистического наблюдения по форме № МО-3 «Распределение мигрантов в возрасте 14 лет и старше по причинам смены места жительства и уровню образования» (Росстат);

  • форма федерального статистического наблюдения по форме № МР-1 «Распределение мигрантов в возрасте 14 лет и старше по обстоятельствам, вызвавшим необходимость смены места жительства и территориям прибытия и выбытия» (Росстат);

  • форма федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» (Росстат);

  • форма федерального статистического наблюдения № 1-Т (проф) «Сведения о численности и потребности предприятий в работниках по профессиональным группам» (Росстат);

  • формы отчетности Росстата «76 РИК»;

  • формы Росстата «ВПО-1», «СПО-1», «3-Профтех»;

  • статсборники Росстата «Регионы России. Социально-экономические показатели» и Мосгорстата «Социально-экономическое положение г.Москвы в январe – декабре» (Информационно-аналитический доклад), Краткий статистический справочник «Москва в 1992-2010гг.»;

  • статистический бюллетень Росстата «Предположительная численность населения Российской Федерации до 2030 года»;

  • первоочередные государственные программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.);

  • программы комплексного развития административных округов города Москвы (2012-2016 гг.).


Методика расчета прогнозных показателей баланса трудовых

ресурсов города Москвы

Методика расчета прогнозных показателей баланса трудовых ресурсов города Москвы разработана по заказу Департамента труда и занятости населения города Москвы Центром бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета в рамках Государственного контракта от 30.05.2012 № 2-2/12 на оказание услуг по разработке методики расчета прогноза баланса трудовых ресурсов города Москвы (приложение 2).

Методика прогноза баланса трудовых ресурсов города Москвы разработана на базе имеющегося российского и зарубежного опыта в части построения математических моделей, позволяющих рассчитывать параметры рынка труда с учетом специфики региона на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу.

В основе методики расчета прогноза баланса трудовых ресурсов города Москвы используются подходы, рекомендованные в Методике разработки прогноза баланса трудовых ресурсов утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.02.2012 № 178н, а также методики расчета Центра бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета.

Методика расчета базируется на прогнозе показателей, заложенных в стратегии и программах социально-экономического развития города Москвы, в том числе основных показателей, представляемых для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (для субъектов Российской Федерации) по форме 2П. Также в методике расчета прогноза баланса трудовых ресурсов города Москвы учтены последствия влияния государственных программ комплексного развития административных округов города Москвы (2012-2016 гг.) и текущее состояние рынка труда, демографического развития и системы профессионального образования.

Характеристика текущего состояния рынка труда и сферы занятости населения города Москвы

В первом полугодии 2012 параметры экономического развития города Москвы демонстрируют положительную динамику относительно аналогичного периода прошлого года.

Величина валового регионального продукта в сопоставимых основных ценах в 2012 году (по оценке) составит 103,4 % от уровня 2011 года. Индекс промышленного производства в первом полугодии 2012 года составил 102,5 % против аналогичного периода 2011 года.

Численность занятых экономической деятельностью в среднегодовом исчислении в 2011 году составила 6479,7 тыс. чел., в 2012 году (оценка) численность занятых экономической деятельностью составит 6478,1 тыс. чел.

В структуре среднесписочной численности населения в декабре 2011 года на работников организаций, занимающихся оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, приходилось 25,2 %, операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг – 16,8 %, доля работников строительных организаций равнялась 12,7 %, обрабатывающих производств – 9,2 %.

Несмотря на принимаемые Правительством Москвы меры по ограничению привлечения иностранных работников на региональный рынок труда и попыток сокращения доли иностранной рабочей силы в численности занятого населения города в 2011 году до 3,2 %, что соответствовало бы примерно 200 тыс. чел., численность трудовых мигрантов, по информации Мосгорстата, в 2011 году составила 735,6 тыс. чел., из которых 219,1 тыс. чел. официально работающие по найму, остальные - без разрешений и патентов.

В 2011 году по сравнению с предыдущим годом на 17,9 % сократилась среднегодовая численность граждан, признанных в установленном порядке безработными. По состоянию на конец декабря 2011 года их списочная численность составила 40,6 тыс. чел., а уровень зарегистрированной безработицы - 0,65 % от численности экономически активного населения. Среднегодовой показатель численности зарегистрированных безработных в 2011 году составил 45,1 тыс. человек, а среднегодовой уровень зарегистрированной безработицы - 0,7 % от экономически активного населения.

Коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда города Москвы являлся одним из самых низких показателей в Российской Федерации и составлял на 1 января 2012 года 0,41.

По оценке в 2012 году по сравнению с 2011 годом существенно сократилось число обращений граждан в службу занятости за содействием в поиске подходящей работы.

Средний уровень трудоустройства, в расчете от численности граждан, обратившихся в службу занятости за содействием в поиске подходящей работы, существенно увеличился.

Как следствие уровень регистрируемой безработицы на 1 октября 2012 года составил 0,5 % от экономически активного населения города Москвы.
Прогноз развития рынка труда и сферы занятости населения города Москвы на очередной 2013 год и плановый период 2014-2015 годов

Прогноз баланса трудовых ресурсов включает следующие показатели, отражающие наличие трудовых ресурсов и их распределение.

Ресурсная часть баланса трудовых ресурсов:

  • численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте;

  • численность иностранных трудовых мигрантов;

  • численность работающих граждан, находящихся за пределами трудоспособного возраста, в том числе: численность пенсионеров старше трудоспособного возраста и подростков моложе трудоспособного возраста.

Распределительная часть баланса трудовых ресурсов:

  • численность занятых в экономике всего и по разделам ОКВЭД;

  • численность населения, не занятого в экономике:

- численность учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от работы;

- численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости;

- численность прочих категорий населения, не занятого в экономике.
Ресурсная часть прогноза баланса трудовых ресурсов города Москвы

Согласно методике расчета численность трудовых ресурсов в прогнозном периоде определяется исходя из численности постоянного трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, работающих лиц за пределами трудоспособного возраста и численности иностранных трудовых мигрантов в прогнозном периоде.

В табл. 1 представлена ресурсная часть прогноза баланса трудовых ресурсов города Москвы до 2015 г.
Табл. 1 Ресурсная часть прогноза баланса трудовых ресурсов города  Москвы до 2015 г., тыс. чел.

п/п

Наименование показателя

2013

2014

2015

2012

2011

Очередной год

Первый год планового периода

Второй год планового периода

Справочно

текущий год

отчетный год

I

Численность трудовых ресурсов (сумма строк 1-3)

9394,92

9349,83

9307,09

9442,52

9492,80

в том числе:

 

 

 

 

 

1

Трудоспособное население в трудоспособном возрасте

8303,50

8295,20

8286,90

8311,81

8320,13

2

иностранные трудовые мигранты

650,01

611,01

574,35

691,50

735,64

3

работающие граждане, находящиеся за пределами трудоспособного возраста (сумма строк 3.1-3.2)

441,41

443,62

445,84

439,21

437,03

в том числе:

3.1

пенсионеры старше трудоспособного возраста

439,23

441,43

443,64

437,04

434,87

3.2

подростки моложе трудоспособного возраста

2,18

2,19

2,20

2,17

2,16


Как видно из табл. 1, численность трудовых ресурсов города Москвы в  2015 г. по сравнению с 2011 г. уменьшится на 185,7 тыс. чел., или на 2,0 %.

Закономерно, что основную часть в численности трудовых ресурсов в текущем 2012 г. занимает трудоспособное население в трудоспособном возрасте – 88,0 % в общей совокупности (рис.1).


Рис. 1. Структура ресурсной части баланса трудовых ресурсов города Москвы, 2012 г.
Необходимо отметить, что базой формирования трудоспособного населения является общая численность населения.

В ретроспективном периоде среднегодовая численность населения города Москвы постоянно увеличивалась и в 2011 году (согласно данным Росстата с учетом Всероссийской переписи населения 2010 года) составила 11 577,0 тыс. чел. По прогнозу в 2015 году она составит 11 785,0 тыс. чел. В 2011 году численность рожденных за последние годы наконец-то превысила численность умерших и сразу на 12,7 тыс. чел. Ожидается, что до 2015 года эта тенденция сохранится, и численность рожденных будет больше на 10-11 % относительно умерших.

Однако в течение 2012-2015 годов из-за демографического кризиса предыдущего десятилетия будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте – ежегодно в среднем примерно на 8-9 тыс. чел.

В состав работающих граждан, находящихся за пределами трудоспособного возраста, согласно методике включается численность работающих пенсионеров старше трудоспособного возраста и численность работающих подростков моложе трудоспособного возраста. В составе данной категории трудовых ресурсов основную часть представляют работающие пенсионеры - порядка 99,7 % от общей совокупности.

Согласно разработанному прогнозу, число работающих пенсионеров старше трудоспособного возраста будет увеличиваться, что будет вызвано следующими причинами. С одной стороны - переходом из трудоспособного в нетрудоспособный возраст большого количества населения города Москвы, с другой стороны - с учетом социально-экономической обстановки пенсионеры вынуждены продолжать свою трудовую деятельность.

Доля работающих подростков моложе трудоспособного возраста в суммарной численности работающих граждан, находящихся за пределами трудоспособного возраста, составляет 0,3 %.

Динамика подростков, занятых в экономике, на протяжении 2000-2010 гг. имела тенденцию к росту, что связано, как с общим ростом численности населения, так и повышением уровня экономической активности населения в целом и подростков в частности. Предполагается, что данная тенденция сохранится и на перспективу. Кроме того, в росте численности молодежи, занятой в экономике, играет роль и тот факт, что межрегиональные мигранты, приезжающие на учебу в город Москву часто вынуждены подрабатывать, чтобы обеспечить себе средства к существованию.

Согласно методике, численность иностранных трудовых мигрантов, функционально зависима от среднесписочной численности работников, обеспечивающих функционирование экономики Москвы и производство валового регионального продукта. Из-за уменьшения численности населения в трудоспособном возрасте численность российских работников в общей численности работников, обеспечивающих функционирование экономики города, уменьшается.

В 2011 году, согласно данным Мосгорстата, численность трудовых мигрантов достигла беспрецедентного числа – 735,6 тыс. чел., что составило 16,5 % от среднесписочной численности работников Москвы (4 459,4 тыс. чел.). Согласно прогнозным оценкам в 2012 году и в последующих годах по экспертным оценкам ожидается снижение численности трудовых мигрантов на рынке труда города Москвы. Курс, озвученный Правительством Москвы, - оптимизация численности трудовых иностранных мигрантов, в первую очередь сокращение численности нелегальной ее составляющей. В 2015 году по прогнозам ожидается приток 574,4 тыс. иностранных трудовых мигрантов в город Москву.

Рис. 2. Численность иностранных трудовых мигрантов в городе Москве, тыс. чел.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2012 департамент труда и занятости населения города москвы iconН. В. Локтюхина, С. А. Фатеев Департамент труда и занятости населения города Москвы, г. Москва
За последние годы предложено немало оригинальных подходов к прогнозированию по этому направлению [1–3], разработаны рекомендации...

2012 департамент труда и занятости населения города москвы iconОтчет по мониторингу ситуации на рынке труда города Москвы Положение...
В рамках определения отраслей города Москвы, имеющих на рынке труда наиболее важное значение, будут приняты во внимание следующие...

2012 департамент труда и занятости населения города москвы icon«Центр занятости населения города Калуга» куда пойти учиться?
Материалы собраны и уточнены сотрудниками отдела профессиональной ориентации, соцадаптации и профобучения центра занятости населения...

2012 департамент труда и занятости населения города москвы iconПостановление от 20 апреля 2012 г. N 162-пп о признании утратившими...
В соответствии с Законом города Москвы от 8 июля 2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы", в целях приведения правовых актов...

2012 департамент труда и занятости населения города москвы iconПостановление от 20 апреля 2012 г. N 162-пп о признании утратившими...
В соответствии с Законом города Москвы от 8 июля 2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы", в целях приведения правовых актов...

2012 департамент труда и занятости населения города москвы iconОб утверждении государственной программы города москвы "стимулирование...
В целях повышения темпов экономического развития города Москвы Правительство Москвы постановляет

2012 департамент труда и занятости населения города москвы iconПриказ от 1 марта 2012 г. N 36 (в ред приказа Департамента финансов...
Утвердить Перечень структурных подразделений Департамента финансов города Москвы, ответственных за предоставление показателей по...

2012 департамент труда и занятости населения города москвы iconРынок труда и деятельность областной службы занятости населения в 2008 году д ата
Разместил: отдел программ занятости и рынка труда управления гсзн кировской области, контактный телефон (8332) 50-29-33

2012 департамент труда и занятости населения города москвы iconРынок труда и деятельность областной службы занятости населения за 9 месяцев 2008 года д ата
Разместил: отдел программ занятости и рынка труда управления гсзн кировской области, контактный телефон (8332) 50-29-33

2012 департамент труда и занятости населения города москвы iconЗакон города москвы от 5 июля 1995 года n 13-47 "о территориальном делении города москвы"
...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную