Программа «Учебная и исследовательская деятельность школьников на Байкале»






Скачать 176.05 Kb.
НазваниеПрограмма «Учебная и исследовательская деятельность школьников на Байкале»
Дата публикации22.03.2015
Размер176.05 Kb.
ТипПрограмма
e.120-bal.ru > География > Программа




Программа

«Учебная и исследовательская деятельность школьников на Байкале»

на базе Экологического образовательного центра

Байкальского музея ИНЦ СО РАН
для 5-11 класса
Е.Н. Кузеванова, Н.Е. Вотякова, В.И. Галкина, А.В. Глызин,

Р.Н. Жданова, К.Н. Клименко, Н.В. Мотовилова, В.В. Пастухов,

Е.В. Сальва, В.В. Смирнов, Т.Л. Трошкова, А.А. Этингова, В.А. Фиалков
Байкальский музей Иркутского научного центра Сибирского отделения

Российской академии наук

664520, Иркутская область, Иркутский район, пос. Листвянка,

ул. Академическая, 1

МОУ СОШ № 7

664013, г. Иркутск, ул. Ледовского, 17
Пояснительная записка

Предлагаемая Программа разработана для обеспечения принципа единства теории и практики в спецкурсах по байкаловедению для учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений (Е.Н. Кузеванова, Н.В. Мотовилова «Байкаловедение. Программа спецкурса для учащихся 5-6,7 классов общеобразовательных учреждений», учебник Е.Н. Кузевановой «Байкаловедение. Живой мир Байкала. Человек и Байкал, 6,7 класс», учебник Е.Н. Кузевановой, В.Н. Сергеевой «Байкаловедение. Байкал от древних времен до наших дней, 5 класс», Программа учебного курса Н.В, Мотовиловой, Н.В. Емельяновой, В.В. Третьяковой «Живая природа Байкала», 10-11класс, «Программа по байкаловедению для факультативных занятий в средней школе. 6-9 классы» О.Г. Пеньковой).

В соответствии со статьей 2 и 7 Закона РФ «Об образовании», статьями 71 и 72 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды», статьями 5, 6 и 7 Закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Иркутской области», в государственном образовании достойное место начинает занимать региональный компонент экологического образования. Он направлен на формирование экологического мировоззрения населения в рамках тезиса: «Думай глобально, действуй локально», что, в конечном итоге, является одной из фундаментальных основ устойчивого развития.

Регион – это крупная географическая территория, в которую входит одно или несколько административных образований, так, Байкальский регион включает в себя Иркутскую и Читинскую области и Республику Бурятия.

Региональным компонентом образования в Байкальском регионе является байкаловедение – комплекс знаний о природе, ресурсах и рациональном использовании крупнейшего и уникального географического объекта мирового уровня - озера Байкал и Байкальской природной территории. Байкаловедение является междисциплинарным курсом, в котором объединены знания географии, биологии, экологии, химии, физики, экономики, истории, литературы и вопросы правоведения, имеющие прямое отношение к Байкальскому региону.

В Байкальском регионе формирование у молодежи комплекса знаний о Байкале, природоохранного сознания, жизненных установок, традиций и навыков, ориентированных на устойчивое развитие, является особенно актуальным по следующим причинам:

1. Озеро Байкал – Участок всемирного природного наследия ЮНЕСКО, рекреационный и стратегический водный ресурс, уникальный объект научных исследований и объект национальной гордости России.

2. Освоение ресурсов озера Байкал и Прибайкалья будет определять экономическое и социальное развитие Сибири, что особенно актуально в связи с решением Правительства России о создании на Байкале особых экономических зон туристско-рекреационного типа федерального значения.

Концепция Программы

Основными принципами Программы являются непрерывность образования, цикличность, натуралистический подход, единство теории и практики и опора на ресурсный потенциал Экологического образовательного центра, Байкальского музея ИНЦ СО РАН и озера Байкал.

Программа рассчитана на 5-11 классы и ориентирована на решение задач непрерывного экологического образования, включающего основные возрастные группы населения. Система непрерывного экологического образования в Иркутской области строится на региональных особенностях Байкальской территории, и в рамках байкаловедения направлена на достижение следующих задач:

Дошкольное образование. Эмоциональное восприятие образа Байкала как самого большого и древнего озера в мире, с драгоценной питьевой водой и с уникальными обитателями. Формирование первых навыков природоохранного поведения.

Начальная школа. Закрепление знаний об исключительности озера и его обитателей, умение находить проблемы, связанные с неправильным поведением людей на природе, на Байкале.

5,6 и 7 классы. Детализация знаний о географии, геологии и истории формирования Байкала, методах его изучения, о разнообразии его обитателей, их взаимовлиянии и воздействии хозяйственной деятельности. Умение решать задачи по снижению влияния человека на природу.

8-11-ый класс. Освоение методов экспериментальной работы с природными объектами. Получение общих знаний о природных ресурсах, их использовании и природоохранном законодательстве Байкальского региона. Первичная профориентация, поиск «своего места» среди востребованных профессий, связанных с рациональным использованием, охраной и восстановлением природных ресурсов.

Высшее образование. Специализация образования на основе более детального изучения географии, биологии, экологии, экономики и права Байкальского региона. Изучение экономических потребностей региона и связанных с ними профессий. Подготовка курсовых и дипломных работ и прохождение курсовой и преддипломной практики на базе Экологического образовательного центра Байкальского музея ИНЦ СО РАН.

Профессиональные кадры, административные органы управления: повышение образования, в области экологической, экономической и социальной составляющих устойчивого развития Байкальского региона, переквалификация кадров на востребованные профессии, связанные с рациональным использованием, охраной и восстановлением природных ресурсов.

Предлагаемая Программа состоит из двух этапов:

Этап 1. Практикум по курсу «Байкаловедение». 5-7 класс.

Этап 2. Курс «Эколог-исследователь ». 8-11 класс.

Применение Программы возможно также, при определенной адаптации, для младших школьников и для студентов.

Ожидаемые результаты

Программа будет:

  • стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний о Байкале и окружающей природной среде Байкальского региона;

  • усиливать эмоциональную составляющую восприятия материала;

  • обеспечивать развитие исследовательских навыков и умений;

  • способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть последствия хозяйственной деятельности человека;

  • вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды;

  • стимулировать формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края;

  • влиять на развитие гражданской позиции, на природоохранную и природосберегающую культуру будущей профессиональной деятельности молодежи.

Формы и методы работы

Формы работы: полевые исследования и экскурсии, лабораторные занятия, изучение и применение на практике методов отбора проб живых организмов, изучение структуры и функции живых организмов с помощью методов микроскопии и компьютерной техники, фотографирование и подготовка учебных видеофильмов. Планирование и постановка эксперимента, постановка и проверка рабочей гипотезы. Оформление и защита результатов работы.

Методы работы: устные, письменные, наглядные и практические.

Цели Программ

1. Внедрение практических форм и методов работы, обучение алгоритмам научно-исследовательской работы.

2. Развитие и укрепление экологической составляющей национально-регионального компонента учебного плана в образовательных учреждениях Байкальского региона.

3. Формирование творческой личности с гражданской позицией, природоохранной и природосберегающей культурой.

Задачи

  • обучение школьников практической и экспериментальной работе с природными объектами;

  • адаптация современных методов описания и исследования объектов природы и экосистем применительно к практике экологического образования и байкаловедения;

  • активизация саморазвития и самообразования детей через вовлечение в практическую учебную и исследовательскую деятельность;

  • использование «натуралистических» методов в преподавании.

Формы контроля

Контроль и закрепление знаний по 1 этапу Программы проводится в виде уроков-игр, мини-олимпиад, творческих зачетов, конкурсов. Использование объектов природы (наземные растения; водные мелкие организмы - водоросли, моллюски, ракообразные и т п.; коллекций постоянных препаратов, гербариев растений, мхов, водорослей, записей голосов птиц и т.п.).

Контроль и оценка знаний и умений учащихся по 2 этапу Программы проводится по результатам защиты «научно-исследовательских» проектов. Итоговая оценка защиты проектов является интегральной характеристикой всего комплекса знаний, умений и навыков, полученных в течение курса.

Содержание Программы

I ЭТАП

«Практикум по байкаловедению»

Курсы построены в соответствии со структурой учебников Е.Н. Кузевановой и программы спецкурсов по байкаловедению Е.Н. Кузевановой и Н.В. Мотовиловой для 5 и 6,7 классов.

Распределение учебного времени: теоретические занятия (лекции) – не более 10 %, практические занятия в лабораторных условиях, в полевых условиях – 80%. конкурсы по итогам курса - 10 %.

Общий объем учебных часов курса - 24 часа в год. Курсы проводятся на базе Экологического образовательного центра БМ ИНЦ СО РАН, по 6 часов в день, всего 4 учебных дня. Для прохождения курса возможен выезд в осенние или весенние каникулы или в летнее время в рамках проведения экологического лагеря.
Первый этап Программы состоит из 2 разделов:

Раздел 1. «Байкаловедение: Байкал от древних времен до наших дней», 5 класс.

Раздел 2. "Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале", 6-7 класс.

Содержание практических занятий курса «Практикум по байкаловедению»





Название раздела

Место и форма проведения занятий

Количество часов

Раздел I. Курс «Байкаловедение: Байкал от древних времен до

наших дней»

1.

Байкал как феномен природы.

Компьютерный класс, экскурсия на берег Байкала.

1 час

2.

История исследований Байкала.

Компьютерный класс, экспозиция музея.

1 час

3.

Кто и как изучает Байкал (палеонтологические, геологические, биологические, химические, космические методы исследований).

Компьютерный класс, экспозиции музея, выезд на научно-исследовательском судне для изучения методов отбора проб.

Знакомство с полевыми методами и оборудованием для исследований.


2 часа

4.

Геологическое происхождение Байкала. Этапы формирования Байкальской котловины, изменения растительного и животного мира.

Компьютерный класс, экспозиция Музея. Описание и анализ геологического обнажения.

Построение геологической шкалы развития озера Байкал

3 часа

5.

Строение впадины Байкала. Горное окружение. Строение берегов, подводных склонов и дна Байкала. Острова, заливы, бухты, соры.


Компьютерный класс, электронные карты и схемы, экспозиция Музея, экскурсия для изучения береговой линии Байкала и горных отрогов Приморского хребта.

Экскурсия для изучения горных пород и минералов.

Изготовление макетов впадины Байкала.

3 часа

6.

Климат и погода на Байкале. Гидрологические, гидрофизические, метеорологические характеристики озера Байкал.


Компьютерный класс, экспозиция Музея.

Гидрометеорологические наблюдения на Байкале.

Занятия с приборами на берегу озера и на площадке у метеостанции в истоке р. Ангары.

Ведение гидрометеорологического дневника.

2 часа

7.

Вода Байкала и минеральные воды Прибайкалья.


Компьютерный класс, экспозиция Музея.

Сравнение вкусовых качеств различных вод Байкальского региона.

Экскурсия на завод по бутылированию байкальской воды.

Составление технологического цикла бутылирования воды.

2 часа

8.

Виртуальное путешествие «Листвянка - Ушканьи острова».


Знакомство с системой видеонаблюдений за нерпой. Наблюдения за поведением нерп на Ушканьих островах в режиме «он лайн».

Компьютерный класс, работа с электронными картами и маршрутом «Листвянка-Ушканьи острова».

2 часа

Раздел II. Курс «Байкаловедение. Живой мир Байкала. Человек и Байкал»

1.

Особо охраняемые территории. Прибайкальский национальный парк. Байкало-Ленский заповедник. Особенности наземной растительности и животного мира. Мир птиц.

Экскурсия в дендропарк и по экологической тропе.

Компьютерный класс, использование микроскопов, фотографирование микроструктуры растительных препаратов.

2 часа

2.

Влияние человека на озеро Байкал.

Компьютерный класс. Работа с фотоматериалами и видеофильмами.

Дендропарк, берег озера Байкал- работа по определению влияния человека на берег озера и на водную среду. Выполнение различных задач по оценке влияния человека на природу Байкала.

2 часа

3.

Высшие водные растения на Байкале.


Экскурсия в дендропарк. Знакомство с высшими водными растениями притоков озера Байкал.

Компьютерный класс. Работа с микроскопами и определителями растений. Зарисовки и фотографирование растений. Составление альбомов с описанием внешнего вида и морфологических

приспособлений водорослей к условиям обитания.

2 часа

4.

Тайны жизни подводного мира Байкала. Мир водорослей. Крупные донные водоросли – макрофиты.

.

Ознакомление с методами отбора проб крупных донных водорослей с берега Байкала и с научно-исследовательского судна.

Зарисовки и фотографирование растений. Изучение строения водорослей с помощью микроскопов. Составление альбомов с описанием внешнего вида и морфологических приспособлений водорослей к условиям обитания.

2 часа

5.

Тайны жизни подводного мира Байкала. Мир водорослей. Планктонные водоросли.



Ознакомление с методиками отбора проб планктонных водорослей с научно-исследовательского судна.

Зарисовки и фотографирование водорослей. Изучение строения водорослей с помощью микроскопов. Составление альбомов с описанием внешнего вида и морфологических приспособлений водорослей к условиям обитания

2 часа

6.

Тайны жизни подводного мира Байкала. Байкальские губки. Моллюски. Гаммариды. Зоопланктон. Планарии.


Ознакомление с методиками отбора живых проб с берега Байкала и с научно-исследовательского судна.

Работа с микроскопами, микроскопическая съемка живых объектов.

Фиксация проб и подготовка учебных препаратов. Составление базы данных фотографий с описанием отдельных видов.

4 часа

7.

Рыбы Байкала.

Живая экспозиция рыб в аквариумах, компьютерный класс. Освоение методики определения возраста рыб.

Работа с микроскопами в компьютерном классе. Фотографирование

объектов под микроскопом.

2 часа

8.

Нерпа Байкала.

Живая экспозиция нерп в аквариумах.

В компьютерном классе работа с фотоматериалами и видеофильмами.

Ознакомление с видами рыб, составляющих основной рацион нерпы.

2 часа








ВСЕГО ЧАСОВ:

34 часа

По результатам курса учащиеся будут знать:

- методы отбора и сохранения биологических проб из озера Байкал;

- методы изучения геологического прошлого и современные методы изучения

озера Байкал;

Учащиеся будут уметь:

- использовать знания на практике по географии, геологии и климату озера

Байкал;

- определять виды растений, животных и птиц по определенным признакам;

- определять и решать природоохранные задачи.

Учащиеся получат навыки:

- работы с микроскопом, включая фото- и видеосъемку микроскопических

объектов с сохранением результатов на постоянный носитель памяти.

II ЭТАП

Курс «Эколог-исследователь».

Курс направлен на развитие знаний, умений и навыков исследовательской работы по экологии и байкаловедению для школьников 8-11 классов.

Объем курса 18 часов в год. Из них - 4 часа - теоретическая часть, в которой учащимся будут даны представления об организации научной , 10 часов - экспериментальная работа. 4 часа - оформление результатов работы для участия на научно-практических конференциях, в конкурсах.

Время проведения занятий: возможен выезд 3-4 раза в течение учебного года, или один раз на 4 дня, или 3-4-дневные занятия в летнее время в экологическом лагере.

По теме курса «Эколог-исследователь» учащимся предлагается приблизительный перечень тем для проведения исследований:

  1. Изучение особенностей горных пород и минералов побережья Южного Бай-

кала.

  1. Изучение особенностей погодных условий на Южном Байкале.

  2. Определение качества воды притоков и прибрежной части Южного Байкала.

  3. Изучение технологического цикла бутылирования байкальской воды.

  4. Изучение лекарственных растений Прибайкальского национального парка.

  5. Создание атласа растительности дендропарка Байкальского музея на основе

зарисовок и фотографий растений.

  1. Оценка состояния хвойных пород на побережье Южного Байкала.

  2. Описание флоры дендропарка Байкальского музея.

  3. Изучение особенностей обитания байкальских птиц

  4. Оценка влияния туризма на побережье озера Байкал.

  5. Мониторинг качества воды в прибрежной части Байкала.

  6. Мониторинг притоков озера Байкал.

  7. Комплексная оценка антропогенной нагрузки на побережье озера Байкал.

  8. Изучение видового состава высших водных растений озера Байкал.

  9. Создание атласа некоторых высших водных растений прибрежно-дельтовых водотоков Байкала (на основе собственных рисунков и фотографий).

  10. Изучение видового состава макрофитов озера Байкал.

  11. Создание атласа макрофитов озера Байкала (на основе собственных рисунков и фотографий).

  12. Изучение роли макрофитов в экологии прибрежной полосы Байкала.

  13. Изучение экологических типов водорослей озера Байкал.

  14. Создание атласа некоторых доминирующих водорослей озера Байкала (на основе собственных рисунков и фотографий).

  15. Изучение роли водорослей в трофических связях.

  16. Изучение видового состава байкальских губок.

  17. Создание атласа байкальских губок озера Байкала (на основе собственных рисунков и фотографий).

  18. Изучение роли байкальских губок в трофических связях Байкала.

  19. Создание атласа-определителя байкальских моллюсков озера Байкала (на основе собственных рисунков и фотографий).

  20. Изучение роли байкальских моллюсков в трофических связях Байкала.

  21. Создание атласа-определителя байкальских гаммарид озера Байкала (на основе собственных рисунков и фотографий).

  22. Изучение роли байкальских гаммарид в экосистеме озера Байкал.

  23. Создание атласа-определителя основных представителей зоопланктона озера Байкала (на основе собственных рисунков и фотографий).

  24. Изучение роли байкальского зоопланктона в трофических связях озера Байкал.

  25. Создание атласа байкальских планарий озера Байкала (на основе собственных рисунков и фотографий).

  26. Изучение роли байкальских планарий в трофических связях Байкала.

  27. Создание атласа байкальских ручейников озера Байкала (на основе собственных рисунков и фотографий).

  28. Изучение роли байкальских ручейников в трофических связях прибрежной

полосы Байкала.

  1. Изучение байкальских фильтраторов и их роли в самоочищении озера Байкал.

  2. Изучение байкальских организмов-«санитаров» и их роли в самоочищении

озера Байкал.

  1. Изучение видового разнообразия байкальских рыб.

  2. Сравнение морфологических признаков байкальского омуля и сига.

  3. Сравнительная характеристика черного и белого хариусов.

  4. Сравнительная характеристика желтокрылки и длиннокрылки.

  5. Сравнительная характеристика большой и малой голомянок.

  6. Изучение поведенческих особенностей байкальской нерпы в естественных и

искусственных условиях.

  1. Изучение жизненного цикла байкальской нерпы.

  2. Изучение особенностей питания байкальской нерпы.

По итогам курса «Эколог-исследователь» у школьников будут сформированы следующие знания, умения и навыки:

- знание методов постановки экспериментальной работы;

- закрепление на практике знаний, умений и навыков, выработанных в резуль-

тате обучения курсам «Байкаловедение» для 5, 6-7 классов;

- умение работать с научной литературой, обобщать научные данные, ставить

научную задачу;

- владение навыками оформления экспериментальной работы;

- развитие навыков самостоятельных исследований байкальской природы и

природоохранных проблем.

Список литературы

Закон Иркутской области «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Иркутской области». – Иркутск, 2003. - N 86-оз.

Кузеванова Е.Н. Байкаловедение. Живой мир Байкала. Человек и Байкал.- Иркутск, 2008. – 224 с.

Кузеванова Е.Н., Сергеева В.Н. Байкаловедение: Байкал от древних времен до наших дней.- Иркутск, 2009. – препринт.

Кузеванова Е.Н., Мотовилова Н.В. Байкаловедение (программа спецкурса для учащихся 5-6,7 классов общеобразовательных учреждений). – Иркутск, 2003. – 64 с.

Кузеванова Е.Н. Байкаловедение как региональный образовательный компонент устойчивого развития Байкальского региона // Проблемы естественно-научного образования. – Иркутск, 2007. – С. 80-82.

Мотовилова Н.В., Емельянова Н.В., Третьякова В.В. Живая природа Байкала. – Иркутск, 2006.

Пенькова О.Г. Программа по байкаловедению для факультативных занятий в средней школе. 6-9 классы. – Иркутск, 2002.

Федеральный закон РФ "Об охране окружающей среды". - 10.01.2002 г. - N 7-ФЗ.

Федеральный закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992. - N 3266-1.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Учебная и исследовательская деятельность школьников на Байкале» iconДля участия в конкурсе студентам необходимо
Выбрать «Конкурс на повышенную стипендию» учебная деятельность, научно-исследовательская деятельность, общественная, культурно-творческая,...

Программа «Учебная и исследовательская деятельность школьников на Байкале» iconVii трифоновские чтения
Научно-практическая конференция школьников «Истоки: исследовательская деятельность школьников в контексте современной науки». Ученические...

Программа «Учебная и исследовательская деятельность школьников на Байкале» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Коммерческая деятельность»...
Коммерческая деятельность [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. 40 с

Программа «Учебная и исследовательская деятельность школьников на Байкале» iconИркутскстат: жители Приангарья в этом году активней всего пользовались...
На Байкале намерены построить новые причалы, чтобы активизировать туристическую деятельность

Программа «Учебная и исследовательская деятельность школьников на Байкале» iconКонкурс методических разработок Номинация «Лучший урок экологии»
Урок разработан с учетом использования модели «1: 1» или byod. Учебная деятельность способствует воспитанию активных граждан общества...

Программа «Учебная и исследовательская деятельность школьников на Байкале» iconСтатьи
Техникуме осуществляется на основе соответствующих Положений и имеет планово-отчетный характер. Данная деятельность включала два...

Программа «Учебная и исследовательская деятельность школьников на Байкале» iconНаучно-исследовательская работа студентов университета выполняется...
Научно-исследовательская деятельность студентов (нидс) является важной составной частью образовательного процесса мгту. Концепцией...

Программа «Учебная и исследовательская деятельность школьников на Байкале» iconПоложение о структурном подразделении
Научно-исследовательская деятельность института экономики и менеджмента

Программа «Учебная и исследовательская деятельность школьников на Байкале» iconСтатья Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе...
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной...

Программа «Учебная и исследовательская деятельность школьников на Байкале» iconРабочая учебная программа дисциплины «Экономика торговли»
Программа одобрена (рассмотрена) на заседании кафедры «Экономика, организация и коммерческая деятельность»






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную