Инвестиционный климат в Республике Бурятия: проблемы и пути решения






Скачать 112.6 Kb.
НазваниеИнвестиционный климат в Республике Бурятия: проблемы и пути решения
Дата публикации13.03.2015
Размер112.6 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > География > Документы
Инвестиционный климат в Республике Бурятия:

проблемы и пути решения

(итоги 2013 года и задачи на 2014 год)

Стратегический приоритет экономической политики – это инвестиционная сфера. Наши усилия сегодня в максимальной степени должны быть направлены создание благоприятного инвестиционного климата для мобилизации внутренних инвестиционных ресурсов и увеличения притока внешних инвестиций в республику, которые позволят нам модернизировать региональную экономику, повысить ее конкурентоспособность и обеспечить тем самым лучшие условия жизни для наших граждан.

По результатам рейтинговой оценки эффективности деятельности органов власти субъектов Российской Федерации Республика Бурятия по сводному индексу показателя «Инвестиции в основной капитал на душу населения» за 2010-2012 годы вошла в двадцатку регионов-лидеров.

Вместе с тем в 2013 году как в целом по Российской Федерации, Сибирскому федеральному округу, так и на территории большинства российских регионов динамика инвестиционной деятельности была напряженной и характеризовалась определенным снижением инвестиционной активности и оттоком капитала (темп роста инвестиций по России в 2013 году – 99,8% к 2012 г. (оценка Росстата), в СФО - 90,5 %, в РБ – 92,7%). Это обусловлено нестабильной ситуацией в мировой политике и экономике, завершением реализации крупных федеральных инфраструктурных проектов – Олимпийский Сочи, саммит АТС во Владивостоке и пр., на которые, кстати, работали и некоторые наши предприятия. По предварительным данным, госинвестиции в России сократились в 2013 г. примерно на 20%. Кроме того, завершили либо сократили свои инвестиционные программы крупные российские бизнес-структуры: в газовой отрасли (в частности «Газпром»), угольной отрасли и металлургическом производстве (из-за неблагоприятной ценовой конъюнктуры на мировых рынках - падения цен на уголь, цветные металлы, в т.ч. алюминий), в электроэнергетике и производстве цемента (завершается цикл масштабного строительства новых мощностей). Завершение в 2013 году инвестиционной фазы крупных частных и бюджетных инвестиционных проектов актуально и для республики (в сфере добычи полезных ископаемых, энергетики, транспорта и т.д.).

Являясь частью российского экономического пространства, Бурятия не могла не ощутить на себе макроэкономические тенденции. Реальный сектор республики в значительной степени представлен региональными филиалами холдингов, вертикально-интегрированных структур российского уровня, которые в 2013 году проводили политику сдерживания своих инвестиционных программ, переоценки проектных рисков с целью создания «подушки безопасности», что напрямую отражается на перспективах и объемах финансирования региональных инвестиционных проектов.

Статистика подтверждает, что в качестве основных сдерживающих факторов в инвестиционной деятельности российские, и в частности, республиканские предприниматели называют: недостаток собственных финансовых средств, неопределенность экономической ситуации в стране, сложный механизм получения кредитов, инвестиционные риски, недостаточный спрос на продукцию и высокий процент коммерческого кредита. Недостаток собственных средств обусловлен, в свою очередь, снижением у организаций прибыли как источника инвестиций вследствие роста производственных затрат организаций, в том числе, на покрытие растущих тарифов естественных монополий, а также из-за дороговизны заемных средств и ограниченной доступности долгосрочного кредитования.

Вследствие этих и других специфических причин, объем инвестиций в 2013 году в Бурятии составил 39,6 млрд.рублей, что ниже уровня 2012 года. Аналогичная ситуация сложилась и в девяти из 12 субъектов СФО, в том числе у наших соседей - Иркутской области (снижение инвестиций - 89,1% к 2012 г.) и Забайкальском крае - 66,4%.

В числе крупных проектов, которые реализовывались в 2013 году: строительство промышленного предприятия по отработке Хиагдинского месторождения урана методом подземного выщелачивания ОАО «Хиагда», увеличение темпов производственной деятельности ОАО «Разрез Тугнуйский», освоение Коневинского золоторудного, Окино-Ключевского буроугольных месторождений, подготовка к освоению Инкурского вольфрамового, Жарчихинского молибденового месторождений. Завершилась реконструкция четвертого энергоблока на Гусиноозерской ГРЭС. Завершилась инвестиционная фаза проекта по строительству свинокомплекса «Восточно-Сибирский» в Заиграевском районе. Осуществлялось техническое перевооружение Улан-Удэнского мясоперерабатывающего комбината «Бурятмяспром», «Бурятхлебпром», «Молоко». Продолжилась модернизация Улан-Удэнского авиационного завода, Улан-Удэнского ЛВРЗ. Активно шло строительство объектов инфраструктуры ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» и др.

В 2013 году в развитие туристской особой экономической зоны продолжилась реализация мероприятий по привлечению резидентов и строительству необходимой инфраструктуры.

В истекшем году для того, чтобы резиденты могли строить свои объекты, были приложены значительные усилия для завершения создания объектов инженерной инфраструктуры на участке «Турка». Можно с уверенностью сказать, что данный участок готов.

В июле 2013 года на строительные площадки вышли резиденты ООО «Сибирь-Капитал», ООО «Байкал Инвест» и ООО «Интерра» для строительства своих туристских объектов. В 2014 году к ним присоединятся еще 2 компании.

Для дальнейшего развития особой зоны проведен конкурс и начата разработка проекта планировки территории участка «Горячинск», а также корректировка проекта планировки территории участка «Пески».

Продолжается развитие участка «Гора Бычья»: разработан проект планировки, заключен договор аренды участка с резидентом, начаты изыскательские работы и проектирование подъездной дороги.

В 2013 году список резидентов пополнился: на заседании Экспертного совета Минэкономразвития России принято решение о подписании соглашений об осуществлении туристско-рекреационной деятельности на участках «Турка» и «Бухта Безымянная» с ООО «Байкал Монета Технолоджи» (участок «Турка»), ООО «Экомир».

В 2014 году основными задачами будут формирование Перечня объектов инженерной инфраструктуры с учетом участка «Горячинск», начнется проектирование объектов горнолыжной инфраструктуры участка «Гора Бычья».

Планируется ввести в эксплуатацию маяк, причальные и берегоукрепительные сооружения на участке «Турка», досугово-образовательный центр в с.Турка, а также завершить строительство важного объекта внешней инфраструктуры особой экономической зоны - ВЛ 220 кВ «Татаурово-Горячинск-Баргузин».

Будут завершены: корректировка ППТ участка «Пески», разработка ППТ участка «Горячинск» и начаты строительные работы на данных участках.

На участке «Гора Бычья» будут проводиться изыскательские работы и разработка проектно-сметной документации для объектов горнолыжной инфраструктуры.

Важной задачей станет определение резидентов для оставшихся свободных участков ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» и утверждение Перечня объектов инженерной инфраструктуры на 2014-2020 годы.
Для стабилизации ситуаций в инвестиционной сфере и формирования положительной динамики инвестиций Правительством Республики Бурятия в 2013 году осуществлен комплекс мер по созданию организационных, финансовых, инфраструктурных и институциональных предпосылок для привлечения инвесторов и создания для них максимально благоприятного климата.

В прошедшем году нам удалось полностью внедрить Региональный инвестиционный стандарт. Это ключевой проект Агентства стратегических инициатив, работающего под патронажем Президента России, по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах, включающий 15 лучших инвестиционных практик наиболее экономически успешных регионов. Стандарт дает реальную возможность бизнесу влиять на решения власти на базе реализованной в республике эффективной экспертной коммуникационной площадки, сформированной из представителей регионального предпринимательства и делового сообщества.

В рамках этой работы утверждена Инвестиционная стратегия Республики Бурятия на период до 2020 года, которая становится основным руководящим документом, определяющим перспективы инвестиционного развития Республики Бурятия на долгосрочную перспективу. Стратегия должна стать рабочим, мобильным документом, в котором будут с учетом меняющихся реалий и потребностей инвесторов своевременно актуализироваться задачи, мероприятия, проекты и так далее.

Для инвесторов принята Инвестиционная декларация республики, которая устанавливает основные принципы и условия взаимовыгодного сотрудничества с Правительством республики в целях содействия в эффективной реализации и продвижении инвестиционных проектов и инициатив на территории Республики Бурятия. Инвестиционная декларация вошла в список лучших российских практик внедрения Стандарта, регулярно обновляемый Агентством стратегических инициатив.

Для выработки предложений, рекомендаций по активизации инвестиционной деятельности, уменьшению административных барьеров создан Совет при Главе Республики Бурятия по улучшению инвестиционного климата, в который вошли помимо республиканских органов исполнительной и законодательной власти представители территориальных органов федеральных структур, тем или иным образом влияющих на деловой климат, руководители общественных организаций различных сфер предпринимательства. С 2014 года Совет начнет свою работу.

В рамках утвержденных в 2013 году регламентов по сопровождению инвестиционных проектов в режиме «одного окна» продолжает работу специализированная некоммерческая организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами «Фонд регионального развития Республики Бурятия». Сейчас на сопровождении у Фонда находятся 14 инвестиционных проектов общей стоимостью порядка 21,7 млрд.руб., еще 28 проектов находятся в стадии проработки. Фондом сформировано в прошлом году 13 инвестиционных площадок площадью 121 га для реализации инвестиционных проектов, разработано 9 бизнес-планов, проведен ряд презентационных мероприятий. На базе Фонда организована работа переговорной площадки в формате В2В, на которой в 2013 году проведен ряд бизнес-миссий с представителями Германии, Италии, Китая, Польши, Кореи.

Не останутся без внимания и проекты в сфере малого предпринимательства. В качестве ответственного за сопровождение предпринимательских проектов определен ГБУ РБ «Информационно-методический центр» (далее - ИМЦ). Для организации оперативной работы по продвижению проектов исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия разработаны и утверждены регламенты взаимодействия с Фондом и ИМЦ.

В целях продвижения инвестиционного потенциала Республики Бурятия запускается новая версия Инвестиционного портала Республики Бурятия, на которой размещена разработанная в 2013 году Интерактивная инвестиционная карта Республики Бурятия. Карта для удобства инвесторов в интерактивном режиме отображает информацию о предлагаемых к реализации инвестиционных проектах, объектах инженерной и транспортной инфраструктуры, объектах жилищно-коммунального хозяйства, сетей телекоммуникации, природных ресурсах и объектах туризма.

Для более полной информированности инвесторов в рамках внедрения Инвестстандарта был также сформирован План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры из 62 инвестиционных проектов, которые также отражены на интерактивной карте. Для реализации указанных проектов построено 137 объектов инфраструктуры, в том числе 60 объектов транспортной и 46 объектов социальной и общественной инфраструктуры. В 2013 году общий объем финансирования создания объектов инфраструктуры составил 10,1 млрд. руб. На ней же размещены

В 2014 году в республике планируется к реализации около 40 инвестиционных проектов на сумму около 30,0 млрд.руб.

В республике созданы все необходимые механизмы ГЧП: принят закон о ГЧП, создан Региональный инвестиционный фонд, ведется работа с финансовыми институтами развития России, с крупнейшими коммерческими банками, в 2013 году создана Корпорация развития РБ, которая должна заработать в 2014 году и стать одним из инструментов привлечения средств на реализацию проектов, разрабатываются схемы планируемых к реализации проектов ГЧП. В целом планируется продолжение работы по всем направлениям в сфере развития государственно-частного партнерства.

Продолжится работа по разработке схем планируемых к реализации проектов государственно-частного партнерства: по строительству Пансионата для престарелых и инвалидов в Республике Бурятия, по строительству Ледового Дворца и аквапарка в г. Улан-Удэ, по созданию корейско-российского медицинского диагностического центра в городе Улан-Удэ на условиях ГЧП и др.

Необходимо отметить, что по проектам ГЧП ведется активное взаимодействие с крупными коммерческими банками по привлечению средств на реализацию проектов ГЧП. В рамках подписанных соглашений о сотрудничестве и взаимодействии отрабатывается возможность участия в проектах ГЧП Сбербанка России, Группы ВТБ, Внешэкономбанка, Газпромбанка.

Инструменты ГЧП в перспективе могут быть использованы при решении проблем обеспечения недорогим арендным жильем населения с невысоким уровнем дохода (социальный найм).

В 2013 году общий объем государственной поддержки из республиканского бюджета, предоставленной организациям, реализующим инвестиционные проекты в рамках заключенных инвестиционных соглашений, составил 181,6 млн.рублей, в том числе в форме налоговых льгот - 98,8 млн.рублей, в форме субсидий на компенсацию процентных ставок по кредитам – 82,8 млн.рублей.

Меры господдержки в 2014 году будут расширены. Так, в рамках реализации Федерального закона о налоговом стимулировании создания новых производств на территории Дальнего Востока и Байкальского региона Забайкалья, принятого в 2013 году по поручению Президента России, на февральской сессии Народного Хурала РБ был принят региональный закон, устанавливающий для новых региональных инвестиционных проектов в дополнение к обнулению федеральной части налога на прибыль на 10 лет также обнуление и региональной его части на первые 5 лет с момента получения первых доходов и ее снижение до 10% на последующие 5 лет. С 2014 года, после того как будет принят регламент предоставления указанных льгот, мы сможем рассматривать заявки организаций, имеющих намерения по созданию новых перспективных производств в республике. Рассчитываем, что этот шаг станет реальным стимулом для инициации новых проектов.

Президентом России перед регионами поставлены жесткие цели - увеличить инвестиционную составляющую в общем объеме ВРП до 25% в 2015 году и до 27% к 2018 году.

Для этого мы планируем задействовать все необходимые инструменты, которые имеются на сегодняшний день.

Основными задачами на 2014 год станут:

  1. реализация мероприятий и проектов, предусмотренных Инвестиционной стратегией до 2020 года;

2) повышение доступности энергетической, транспортной, коммуникационной и социальной инфраструктуры;

3) развитие институциональных условий ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности, в частности, должна заработать созданная в 2013 году ОАО «Корпорация развития Республики Бурятия», которая является одним из инструментов привлечения средств на реализацию проектов;

4) сокращение административных барьеров, в том числе в сфере подключения к энергосетям, в сфере строительства, повышение информационной открытости органов власти;

5) реализации на территории Республики Бурятия нового проекта Агентства стратегических инициатив «Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в российских регионах»;

6) вовлечение муниципальных образований в работу по улучшению инвестиционного климата на местах и в частности создание институтов по работе с инвесторами по «принципу одного окна»;

7) создание условий для предоставления новых налоговых льгот инвесторам, реализующим новые крупные инвестиционные проекты в рамках принятого на февральской сессии соответствующего республиканского закона;

8) завершение создания инженерной инфраструктуры участка «Турка», начало проектирования и строительства объектов инфраструктуры участка «Гора Бычья», завершение разработки проекта планировки участка «Горячинск» и корректировки проекта планировки участка «Пески»;

9) оценка эффективности расходования бюджетных средств в рамках реализации Государственных программ Республики Бурятия

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инвестиционный климат в Республике Бурятия: проблемы и пути решения iconПравительство республики бурятия постановление от 13 февраля 2013 г. N 55
Бурятия, изучения общественного мнения населения Республики Бурятия об общественно-политической ситуации в Республике Бурятия, о...

Инвестиционный климат в Республике Бурятия: проблемы и пути решения iconРеспублике Бурятия Министерство образования и науки Республики Бурятия...
Методические рекомендации подготовлены под руководством Уполномоченного по правам ребенка в Республике Бурятия Т. Е. Вежевич, доктора...

Инвестиционный климат в Республике Бурятия: проблемы и пути решения iconПравительство республики бурятия постановление
Одобрить проект закона Республики Бурятия «О величине прожиточного минимума пенсионера в Республике Бурятия на 2015 год» и внести...

Инвестиционный климат в Республике Бурятия: проблемы и пути решения iconЗакон Республики Бурятия от 14 марта 2007 года №2073-iii «О зонах...
Республики Бурятия от 29 сентября 2009 года №1127-iv комиссией Народного Хурала Республики Бурятия по противодействию коррупции рассмотрен...

Инвестиционный климат в Республике Бурятия: проблемы и пути решения iconПути и способы её решения
Бездеятельность приводит к потере квалификации, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам. Поэтому...

Инвестиционный климат в Республике Бурятия: проблемы и пути решения iconСписок кандидатов заверен постановлением Избирательной комиссии Республики...
Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва, выдвинутый Региональным отделением в Республике Бурятия Политической партии «Российская...

Инвестиционный климат в Республике Бурятия: проблемы и пути решения iconСтатья подготовлена для круглого стола на тему «Проблемы и методические...
В статье рассматривается внешние и внутренние проблемы успешного освоения информатики и пути их решения

Инвестиционный климат в Республике Бурятия: проблемы и пути решения iconПравительства Республики Бурятия от 07. 02. 2014 №39 Инвестиционная...
Настоящая стратегия является основным руководящим документом, определяющим принципы реализации инвестиционной политики в Республике...

Инвестиционный климат в Республике Бурятия: проблемы и пути решения iconКонкурентоспособность и инвестиционный климат
Факторный анализ развития информационно-коммуникационных технологий в регионах Приволжского федерального округа

Инвестиционный климат в Республике Бурятия: проблемы и пути решения iconО проведённой работе по рассмотрению на районных межведомственных...
Житочного минимума трудоспособного населения 29. 06. 2012 года между Правительством Республики Бурятия, Объединением организаций...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную