Рабочая программа по географии 10-11 класс Пояснительная записка






Скачать 304.26 Kb.
НазваниеРабочая программа по географии 10-11 класс Пояснительная записка
страница1/4
Дата публикации07.03.2015
Размер304.26 Kb.
ТипРабочая программа
e.120-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4
Рабочая программа по географии 10-11 класс

Пояснительная записка

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

Государственная программа для общеобразовательных учреждений. География, 10-11 классы.  Авторы: А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В. В. Николина. М.: Просвещение, 2009

Учебник: В.П. Максаковский. География (базовый уровень) М.: Дрофа, 2010.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах.

Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов. Резервное время, при этом, составляет 3 часа (в 10м классе) и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов (География мирового хозяйства, Регионы и страны мира) или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.

Изменения внесенные в программу: в календарно тематическом планировании отражена тема, предусмотренная стандартом, но не входящая в примерную программу по географии: «Научно-техническая революция»; данный материал  позволяет понять особенности мирового хозяйства, поэтому в календарно тематическом планировании на изучение этой темы отводится 4 часа.

 Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда

труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

В содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

•        Приобретение знаний практико-ориентированных, экономических, экологического направления.

•        Овладение способами деятельностей: познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.

•        Освоение компетенций: ключевых, общепредметных и предметных

(коммуникативной, учебно-познавательной и рефлексивной).

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование и расширение круга общих учебных умений, навыков и способов деятельности, которые являются необходимым условием развития и социализации школьников. Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения для описания географических объектов и явлений. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие исторические и экономико-географические особенности развития мира и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития географических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих систем, существующих в современном мире.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Основные функции программы:

1. Развивающая.

2. Просветительская (информационная).

3. Профилактическая (предупреждение возможных трудностей в учебе, общении).

4. Коррекционная (помощь в преодолении трудностей).

Практические работы

Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».

Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени.

Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира.

Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.

Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.

Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира.

Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой восьмерки».

Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.

Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата.

Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем.

Составление характеристики Канады.

Учебно-методический комплект / Литература

Программа




Примерная программа для среднего (полного) общего образования)  Базовый уровень.

Основная литература

Базовый учебник

Максаковский В.П.  Учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений: «Экономическая и  социальная география мира». М.: Просвещение, 2009.




Методическое пособие для ученика

Экономическая и социальная география мира: 10 класс.  Атлас. - М.: Картография, 2008.

Инструмент по отслеживанию результатов

работы




Амбарцумова Э.М.  Тематический контроль, 10 класс. – М.: Интеллект – Центр, 2007.

Баранчиков Е.В. –Тесты к учебнику В.П. Максаковского, 10 класс.  – М.: Экзамен, 2006.

Баранчиков Е.В. –Тесты, 10 класс. – М.: Экзамен, 2009.

Гдалин Д.А., Гладкий Ю.Н., Махов С.И.  «Конструктор» текущего контроля, 10-11 кл.: пособие для учителей ОУ – Просвещение, 2009 (Полярная звезда)

Гладкий Ю.Н., Николина В.В.  Мой тренажер: 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2008.

Илькевич Т.Н. Тесты:  разноуровневые задания, 10-11 кл. – Минск: Юнипресс, 2004.

Лиознер В.Л. - Новые тесты по географии - М.: Дрофа, 2002 .

 Макарова Т.Д., Спирин В.В. - Итоговое тестирование: 9-10 кл. - М., 1999.

Макарцева Л.В. Проверочные работы, 10 класс.  – Саратов: Лицей, 2004.

Моргунова А.Б. Тесты для уч-ся 9-11 кл. – Волгоград: Учитель, 2007.

Сагитов Ф. С. Тестовые задания, 10 класс.  - М.: Генжер, 2002.

Сагитов Ф. С. Тесты для подготовки к экзаменам: 9-10 кл.-М.: Издат - школа, 1999.

Севастьянова Л.И., Масленникова А.С. Тестовый контроль, 10 класс.  - М.: Просвещение, 1999.

 Симагин Ю.А., Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные тесты, 10-11кл.-М.: Дрофа, 2002.

Симагин Ю.А., Сиротин В.И. Тестовые работы, 10 класс. - М.: СпортАкадемПресс, 2001.

Сиротин В.И., Симагин Ю.А. Экономическая и социальная география России и мира: тесты – М.: Дрофа, 2009.

Фромберг А.Э. Практические и проверочные работы. 10 класс.  – М.: Просвещение, 2003.

Элькин Г.Н. Тесты , 10 класс. – С-Пб: Паритет, 2005.

Учебно-методические пособия

для учителя




Ануфриева О.И. Поурочные планы по уч. В.П. Максаковского (в 2 ч.) - Волгоград: Учитель, 2004

Баринова И.И., Суслов В.Г. Рабочая тетрадь с комплектом к/к - М.: Экзамен, 2009.

Болотникова Н.В. Рабочие программы по географии. 10-11 кл. – М.: Глобус, 2008.

Верещагина Н.О., Сухоруков В.Д.  Поурочные разработки. 10-11 кл.: пособие для учителей ОУ – Просвещение, 2009 (Полярная звезда)

Гдалин Д.А., Гладкий И.Ю. Методическое пособие: Глобальная география - М.: Дрофа, 2002.

Глушкова В. Г., Симагин Ю.А. Тесты и задания - М.: Владос, 2000.

Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки – М.: Вако, 2006.

Карасёв С.А. Политическая карта:  Методические  рекомендации. - Саратов: Лицей, 2002.

Кузнецов А.Н. Методическое  пособие: Население и хозяйство мира - М.: Дрофа, 1999.

Лиознер В.Л., Митрофанова И.Б. Поурочные разработки, 10 класс.  - М.: Экзамен, 2006.

Максаковский В. П.  Рабочая тетрадь, 10 класс. – М.: Просвещение, 2006.

Максаковский В.П. Методическое пособие, 10 класс.  – М.: Просвещение, 2004.

Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. Доп. главы. -М.: Дрофа, 1999, 2003.

Родионова И. А., Холина В.Н. Политическая карта мира-М.: Уникум-центр, 1998.

Родионова И.А., Холина В.Н. Население и мировое хозяйство - М.: Уникум-центр, 1997.

Родионова И.А. Страны мира: ЭГХ. - М.: Уникум-центр, 1996, 1998.

Романова А.Ф. Экономическая и социальная география  мира в вопросах и ответах. - Волгоград: Учитель, 2007.

Сиротин В.И. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации - М.: Дрофа, 2001.

Смирнова М.С. Уроки географии, 10 класс.  – М.: Дрофа, 2005.

Фромберг  А.Э.  Подготовка к устной итоговой аттестации, 11 кл. – М.: Экзамен, 2006.

Фромберг А.Э. Экономическая  и социальная география, 9 -11 кл. -М.: Олма-Пресс, 2000

Холина В.Н., Наумов А.С., Родионова И.А. Справочное пособие (атлас) – М.: Дрофа, 2006.

Шатных А.В. Методические  разработки уроков в 10 кл. - М.: Школьная Пресса, 2002.

Элькин Г.Н. Экономическая и соц. география. Методическое  пособие - СПб.: Паритет, 2002.

Дополнительная

литература




Костинский Г.Д. США. Справочник. - М.: Первое сентября, 2002.

Кузнецов А.П. За страницами учебника географии. Кн. для уч-ся. - М: Просвещение, 2000.

Максаковский В.П. и др. География: пособие для поступающих в ВУЗы - М.: Дрофа, 2006.

Просвещение, 1999.

Самые популярные курорты Европы. Справочник. – М.: Вече, 2004.

Электронные издания




Географическая энциклопедия:  Страны мира.

Путеводитель: Вокруг света.

Страны мира (справочные сведения + таблицы)

Туристический атлас мира Кирилла и Мефодия, 2004 г.

Уроки географии (Кирилла и Мефодия) – 10  класс

Распределение материала по содержательным линиям.

Тема 1. Человек и ресурсы Земли (10 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся







Знать

Уметь

Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человека с природной средой на протяжении его истории. Сельскохозяйственная и промышленная революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду. Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология. Различные виды природных ресурсов их характеристика. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика.

Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.

Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.

Тема 2. География населения мира (5 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

 обучающихся







Знать

Уметь

Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв. Теория и фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Демографическая политика. Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Языковой состав. Возрастной и половой состав населения мира. Половозрастная пирамида. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда. Средняя плотность населения Земли. Города – главная форма расселения людей. Урбанизация, агломерация, Мегалополис. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. География международных миграций.

Численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.

Определять и сравнивать по разным источникаминформации географические тенденции развития природных, социально - экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по географии 10-11 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка к программе по географии 11 класс рабочая программа...
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по географии, утвержденного Приказом Минобразования РФ

Рабочая программа по географии 10-11 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по географии для 11 класса...
В. П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира» 10 класс, М. Просвещение 2011

Рабочая программа по географии 10-11 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа во Всеобщей истории
Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л....

Рабочая программа по географии 10-11 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по географии России 9 класс Пояснительная записка Курс «География России»
Данная программа предполагает изучение в 8 классе природы России, а в 9 классе – ее населения и хозяйства, таким образом, реализуется...

Рабочая программа по географии 10-11 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по географии 10 класс. Пояснительная записка
Локальный нормативный акт «Положение о рабочей программе» мбоу «Чегандинская сош» приказ №85 от 16. 08. 2013

Рабочая программа по географии 10-11 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по географии 8 класс Пояснительная записка
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03....

Рабочая программа по географии 10-11 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка География 11 (трехгодичный) класс Статус документа...
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г

Рабочая программа по географии 10-11 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по технологии 6 класс пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Техноло­гия. 6 класс (вариант для мальчиков)»

Рабочая программа по географии 10-11 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по географии 11 класса Пояснительная записка 11 класс
Программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по крупным разделам...

Рабочая программа по географии 10-11 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании программы...
Рабочая программа составлена на основании программы для общеобразовательных учреждений, география 6-11 класс, под редакцией И. И....






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную