Скачать 225.46 Kb.
|
Международные демократические организации (ЛАГ, ОИК, ССАГПЗ) и региональные проблемы Ближнего Востока 1945-1991 ОглавлениеОглавление 2 Введение 3 Глава 1. Лига арабских государств 6 1.1. Характеристика организации 6 1.2. ЛАГ и региональные проблемы 7 Глава 2. Организация «Исламская Конференция» 9 2.1. Характеристика организации 9 2.2. Структура ОИК 10 2.3. Роль организации в решении региональных проблем 12 Глава 3. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива 15 3.1. История создания ССАГПЗ. Основные направления интеграции 15 3.3. Страны ССАГПЗ в системе региональной безопасности 18 Заключение 23 Список использованных источников 25 ВведениеАрабский регион раскинулся от Атлантического до Индийского океана и насчитывает около 290 млн. жителей1. В середине XX века получившими независимость арабскими государствами двигало желание играть весомую роль в международных отношениях, стать полюсом силы не только среди развивающихся стран, но и в целом на мировой арене. Оно оформилось в юнионистских стремлениях некоторых арабских лидеров, нашедших свое отражение в идее панарабизма. Создание в марте 1945 г. Лиги арабских государств /ЛАГ/, ставшей крупнейшей межарабской организацией, лишь обозначило общие цели арабского сообщества. Для решения стратегических задач требовалось создание других, более глубинных по целям и задачам интеграционных объединений. В 50-70-е гг. концепция панарабизма была весьма популярна. Пользовавшиеся широкой народной поддержкой, харизматические лидеры ряда арабских стран предпринимали попытку к созданию союзных государств. В разные годы Египет, Сирия, Ливия, Судан, Тунис пытались объединиться на многосторонней или двусторонней основе. Середина 70-х годов XX века подвела черту под первым этапом попыток объединения арабских стран. Серьезным ударом по идее создания общеарабского единства стало подписание Египтом сепаратного мира с Израилем в 1979 г. За соглашение с "врагом арабов номер один" Египет почти на десять лет был изгнан из арабского сообщества. Страну пирамид исключили из ЛАГ и ОИК. А столица ЛАГ была переведена из Каира в Тунис. Большинство арабских стран разорвало с Египтом дипломатические отношения. И хотя к концу 80-х гг. президенту Мубараку удалось вернуть страну в число лидеров арабского мира, в еще не построенном здании под названием "арабское единство" появилась серьезная трещина2. Региональные организаций Ближнего Востока — Организации Исламская Конференция (ОИК), Лиги арабских государств (ЛАГ), Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) имеют большой весь в регионе и непосредственно влияют на принятие тех или иных политических решений. В этой связи представляется актуальным рассмотрение роли региональных международных организаций в решении важнейшей региональных проблемы Ближнего Востока в период 1945-1991 года. Объектом исследования выступают региональные организаций Ближнего Востока — Организации Исламская Конференция (ОИК), Лиги арабских государств (ЛАГ), Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Предметом исследования является связь этих организация и региональных проблем Ближнего Востока 1945-1991. Целью написания курсовой работы является изучение международных демократические организации (ЛАГ, ОИК, ССАГПЗ) и региональные проблемы Ближнего Востока 1945-1991. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Теоретической и методологической базой при написании курсовой работы являлись труды таких учёных, как по проблемам работы Организации Исламская Конференция (ОИК), Лиги арабских государств (ЛАГ), Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) и решении региональных проблем в период 1945-1991 года. В курсовой работы использованы литература, статьи в научных журналах и периодической печати, нормативно-правовые акты, интернет-сайты. Глава 1. Лига арабских государств1.1. Характеристика организацииЛига арабских государств (ЛАГ) (араб. جامعة الدول العربية) — международная организация, объединяющая более 20 арабских и дружественных им неарабских стран3. Создана 22 марта 1945 года. Высший орган организации — Совет Лиги, в котором каждое из государств-членов имеет один голос, штаб-квартира Лиги находится в Каире. Соглашение о создании ЛАГ подписали 22 марта 1945 в Каире 7 стран: Египет, Ирак, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия, Трансиордания (ныне — Иордания) и Йемен. Позже к ЛАГ присоединились Ливия (1953), Судан (1956), Марокко и Тунис (1958), Кувейт (1961), Алжир (1962), Южный Йемен (1967, в 1990 объединился с Северным Йеменом), Бахрейн, Катар, Оман и Объединенные Арабские Эмираты (1971), Мавритания (1973), Сомали (1974), Джибути (1977), Коморские Острова (1993). В 1976 в ЛАГ была принята Организация освобождения Палестины (ООП), с 1988 года представляющая в Лиге Государство Палестина. Ныне функционирующая система Лиги арабских государств в соответствии с Пактом ЛАГ и дополняющих его документов включает в себя следующие подразделения: 1. Совет Лиги; 2. Постоянные комитеты; 3. Объединенный Совет обороны; 4. Экономический Совет; 5. Генеральный секретариат; 6. Специализированные организации (агентства) и институты. вырезано Их статус такой же, как статус главных (рабочих) комитетов Генеральной Ассамблеи ООН, функционирующих во время рабочих сессий Генеральной Ассамблеи ООН. Нетрудно заметить, что такого органа как Совет Лиги (с точки зрения представленных ему полномочий) в ООН не существует. Совет Лиги является единственным высшим органом в своей организации4. 1.2. ЛАГ и региональные проблемыВажное место в политической жизни Ближнего и Среднего Востока принадлежит Лиге арабских стран, являющейся в соответствии с Уставом ООН региональной организацией и прилагающей много усилий для укрепления мира в этом районе и, следовательно, во всем мире. Велико значение Лиги арабских стран и в деле полного освобождения арабских стран от метрополий5. Сегодня арабские народы стремятся найти орудие, посредством которого можно было бы объединить их цели и стремления, направленные на достижение независимости и консолидацию, без какого-либо вмешательства. Сегодня арабское единство стало общенародным требованием, вышедшим за пределы одной страны. В этих условиях Лига арабских стран может и должна стать важнейшим орудием арабских народов на пути их полного освобождения, ибо она создана не только для того, чтобы поддерживать мир и безопасность в районе Ближнего и Среднего Востока, способствовать мирному разрешению конфликтов в этом районе6, но и обеспечить устойчивое социально-экономическое развития и сотрудничество7. С целью разрешения актуальных проблем, затрагивающих интересы арабских стран, в рамках ЛАГ образуются специальные комитеты ("Комитет 8-ми" по положению на оккупированных Израилем территориях, "Комитет 3-х" по Ливану, "Комитет 3-х" по ближневосточному урегулированию, "Комитет 7-ми" по Ливии, "Комитет по Иерусалиму", "Комитет 7-ми" по Ираку и т.д.). вырезано Глава 2. Организация «Исламская Конференция»2.1. Характеристика организацииОрганизация «Исламская Конференция» (ОИК) — международная организация исламских стран. Основана 25 сентября 1969 года на Конференции глав мусульманских государств с целью обеспечения исламской солидарности в социальной, экономической и политической сферах, борьбы против колониализма, неоколониализма и расизма и поддержки Организации освобождения Палестины. Статус наблюдателей имеют Босния и Герцеговина, Центральноафриканская республика, Российская Федерация, а также Национально-освободительный фронт Филиппин Моро и ряд организаций (ООН, Движение неприсоединения и др.). Штаб-квартира организации находится в Джидде (Саудовская Аравия). Организация Исламская Конференция является самой крупной и наиболее влиятельной официальной правительственной мусульманской международной организацией. В настоящее время объединяет 57 стран с населением около 1,2 млрд человек. Первоначально в ее состав входили 25 государств Азии и Африки и Организация Освобождения Палестины. Цели создания ОИК:
Руководящие органы ОИК: встреча королей, глав государств и правительств (саммит), конференция министров иностранных дел, генеральный секретариат и вспомогательные органы (Статья 3 Устава ОИК)8. Встреча королей, глав государств и правительств (саммит) определяет общую политику мусульманских государств. Подобные встречи проводятся раз в три года. Конференция министров иностранных дел проводится ежегодно. При необходимости созываются внеочередные конференции. Генеральный секретариат является исполнительным органом ОИК. Главой секретариата является Генеральный секретарь, который избирается конференцией Министров иностранных дел на четырехлетний срок. Полномочия Генерального секретаря могут быть продлены только один раз. У генерального секретаря четыре заместителя: по политическим вопросам, по науке и технологиям, по экономическим вопросам, по социальным, культурным и информационным вопросам. Помимо заместителей есть директор кабинета, который организует чисто техническую работу секретариата. вырезано * Исламская ассоциация судовладельцев * Исламский центр развития торговли * Исламский фонд развития * Исламский суд справедливости * Исламская организация по вопросам образования, науки и культуры9 Таким образом, ОИК является одной из крупнейших мусульманских организация, целью которой является сотрудничество в военной и социально-экономической сферах. 2.2. Структура ОИКОрганизация Исламская конференция стала основным органом межгосударственного сотрудничества в рамках исламского мира. Несмотря на то, что основным толчком к созданию ОИК стало поражение арабских армий в «Шестидневной войне», в Хартию данной организации были внесены цели, связанные с укреплением солидарности государств исламского мира, укреплением сотрудничества мусульманских стран в экономической, политической, социальной и культурной сферах, координацией их действий на международной арене, защитой независимости и национальных прав всех народов, исповедующих ислам и т.д. В Хартии указаны также принципы взаимодействия членов данной организации, призванные способствовать реализации перечисленных целей: принцип равенства всех государств, входящих в состав организации, уважение независимости и территориальной ценности стран-членов Конференции, отказ от использования силы или угрозы силой в разрешении различных вопросов, возникающих в отношениях между исламскими странами и др. Говоря о структуре ОИК, необходимо отметить, что она изначально была построена с учетом специфики политической культуры стран исламского мира, а также с учетом различия в политических режимах, установленных в них. Согласно учредительным документам ОИК высшим органом данной организации является Конференция монархов, глав государств и правительств, созываемая раз в три года10. вырезано В то же время решение важнейших вопросов развития и сотрудничества стран исламского мира передавалось Конференции министров иностранных дел стран-членов Организации, в задачи которой входит принятие ответственных решений, касающихся «генеральной линии» политики ОИК, отслеживание выполнения принятых решений и проверка их эффективности, обсуждение финансовых вопросов, а также координация действий стран, входящих в Организацию, в соответствии с ее целями и принципами. Такое положение вещей вызвано тем, что инициаторы создания Исламской Конференции старались «застраховать» данную организацию от влияния противоречий между авторитарными харизматическими лидерами исламских (в частности арабских) стран на процесс развития их сотрудничества. Поручение решения важнейших политических вопросов министрам иностранных дел, являющихся в большинстве своем образованными, квалифицированными и опытными дипломатами и политиками, уменьшало возможность сведения обсуждения данных вопросов к соревнованию амбиций и претензиям лидеров отдельных мусульманских государств на доминирование в рамках исламского мира. Другой особенностью структуры Организации Исламская Конференция является обилие специальных комитетов и институтов, как временных, так и постоянных, которые возглавляются, как правило, главами государств, входящих в Организацию11. В качестве структурных единиц такого рода необходимо отметить Комитет по проблемам Иерусалима12, играющий основную роль в определении политики ОИК в отношении ближневосточного конфликта, Постоянный финансовый комитет, определяющий финансовую политику Организации и обеспечивающий финансирование ее мероприятий, а также Исламский комитет по экономическим, социальным и культурным проблемам. Отметим также, что в разное время в рамках Исламской конференции был создан целый ряд фондов, центров и агентств, призванных координировать деятельность правительственных, общественных и частных организаций стран исламского мира в различных сферах (транспорт, научные исследования и т.д.), а также аккумулировать средства для их развития (Фонд исламской солидарности, Международный центр исламского образования, Исламский совет гражданской авиации и др.) вырезано 2.3. Роль организации в решении региональных проблемНесмотря на серьезные противоречия между членами данной Организации в политической и экономической областях, ОИК демонстрирует широкомасштабную политическую активность, особенно возросшую в конце ХХ столетия, когда в мире возникли серьезные конфликты на конфессиональной основе. В течение периода 1980-90-х гг. данная организация в той или иной форме принимала, или пыталась принять участие в разрешении таких серьезных конфликтов, как индо-пакистанский, косовский, а также конфликты в Афганистане и Чечне13. ОИК обладает широким спектром фондов и финансовых подразделений, призванных оказывать содействие развитию экономики исламских стран, что делает данную Организацию привлекательной, в частности, для новых независимых государств. Документы свидетельствуют, что в большинстве случаев надежды многих стран на финансовую помощь со стороны исламских финансовых институтов, являющихся частью структуры ОИК, были оправданными. Кроме того, надежды на поддержку ОИК питают мусульманские народы, не обладающие государственным статусом, такие, как крымские татары и косовские албанцы. Сами же члены Исламской Конференции неоднократно в течение периода 1980-90-х гг. выражали готовность оказать необходимую поддержку, как в одностороннем порядке, так и в сотрудничестве с другими международными организациями, а также в сотрудничестве с государствами, обладающими авторитетом на мировой арене. вырезано Таким образом, в качестве выводов по второй главе можно отметить, что данная Организация играет и будет играть заметную роль в современных международных отношениях, т.к. повышение политической активности исламских стран, усиление угрозы «исламского экстремизма и религиозно-политических течений исламского толка, направления развития новых независимых мусульманских государств и многое другое будут зависеть, в частности, от того, какую позицию в их отношении займет международная организация, претендующая на то, чтобы стать центром политической жизни исламского мира. В свою очередь, поддержка перечисленных политических сил может обеспечить ОИК, по крайней мере, временный подъем ее значения на международной арене и усиление ее влияния на мировые политические процессы14. Глава 3. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива3.1. История создания ССАГПЗ. Основные направления интеграцииНеобходимость объединения и интеграции в арабском мире не ослабла. Однако серьезным образом была пересмотрена база этого объединения. От идеологии панарабизма вслух никто открещиваться не стал, однако стало ясно, что более реальной представляется интеграция на основе одинакового видения странами своих долгосрочных политических и экономических целей, их возможностей и ресурсов. Арабские мир к 70-м гг. уже довольно четко разделился на страны с социалистической и капиталистической ориентацией, что, безусловно, исключало консолидацию на одной лишь идее общеарабского объединения. "Локомотив" межарабской интеграции 50-60-х гг. - Египет - при президенте Анваре Садате совершил крутой поворот в сторону Запада, выбрав путь либерализации экономики, и приступил к осуществлению политики "инфитаха" /открытых дверей/15. Решение о создании ССАГПЗ (Совета Сотрудничества Арабских Государств персидского Залива) было принято на совещании министров иностранных дел в Эр-Рияде в 1981 году16. Создание Совета Сотрудничества было подготовлено многолетней деятельностью аравийских монархий в области экономики и информации, а после "исламской" революции в Иране и событий в Мекке (в ноябре-декабре 1979 г. фундаменталистская группировка Джухаймана аль-Отейби захватила священную мечеть в Мекке) – и в сфере безопасности. вырезано В повестке дня встречи в Эр-Рияде фигурировал вопрос дальнейшей экономической интеграции стран-членов Совета. Со времени создания ССАГПЗ сделано немало в этой области. Страны региона реализовали 326 совместных проектов общей стоимостью 21 млрд долл., растет число совместных проектов, финансируемых странами ССАГПЗ17. По данным Генерального секретариата этой организации, в настоящее время осуществляется 405 таких проектов, суммарная стоимость которых оценивается в 20 млрд долл. Основную их долю составляют проекты в области торговли, затем следуют промышленные объекты, строительные и сельскохозяйственные проекты. Тем не менее, их экономика продолжает в значительной степени зависеть от экспорта. В связи с этим некоторые наблюдатели отмечали потребность в повышении уровня взаимодополняемости экономик аравийских монархий, имея в виду необходимость сделать их более независимыми от промышленно развитых стран. Ряд совместных экономических проектов имеет важное стратегическое значение. Оборудование портов, строительство нефтепроводов к побережью Омана, Красного моря и через территорию Турции и Иордании18, стандартизация нефтяных сооружений и нефтехимических заводов, создание единой системы газо- и водоснабжения можно отнести и к пассивным обороночным мерам (в случае угрозы или совершения агрессии против одной из стран, её система жизнеобеспечения сможет функционировать за счёт общей сети). Для успешного развития в области промышленности было намечено достижение следующих первоочередных целей: ускорение процесса индустриализации в каждой из стран, увеличение доли обрабатывающей промышленности, содействие притоку национальных кадров и т.п. вырезано Были предприняты меры по либерализации взаимной торговли. Страны ССАГПЗ договорились о введении беспошлинной торговли сельскохозяйственными и промышленными товарами национального производства. Договор вступил в силу с 1 марта 1983 г., однако по требованию ряда стран-членов было дано разрешение на взимание пошлин с семи наименований товаров19. Государства ССАГПЗ последовательно принимали меры, направленные на создание таможенного союза. Уже достигнут определенный прогресс в создании единой системы таможенных тарифов, а это главное условие, поставленное ЕС для отмены или снижения 6-процентной пошлины на экспортируемый из Залива алюминий. В предварительном плане страны ССАГПЗ договорились, что общий уровень таможенных тарифов будет установлен в пределах 8 – 10%, при том понимании, что государства-члены оставляют за собой право взимать повышенную пошлину при импорте отдельных товаров в целях защиты внутренних производителей, но с условием выплаты компенсации государствам, несущим от этого потери, через совместно финансируемый фонд. вырезано Во время 29-го саммита стран-членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), который проходил в Маскате, было принято решение о создании единого валютного союза. Вопрос о стране, в которой будет находиться штаб-квартира единого Центрального банка, будет решен в ближайшие пять месяцев. Создание единого валютного совета рассматривается как очередной шаг на пути формирования единой финансовой системы20. В конце XX - начале XXI все чаще стали говорить о расширении ССАГПЗ, в который со времен могут вступить находящиеся по соседству Ирак и Йемен. Однако очевидно, что для того, чтобы не оказаться на периферии этой организации, этим странам прежде предстоит довольно долгий период преодоления отсталости и выход на показатели, сопоставимые с показателями нынешних членов ССАГПЗ. 3.3. Страны ССАГПЗ в системе региональной безопасностиБезопасность региона Персидского залива является неотъемлемой частью современной системы международной безопасности и международных отношений в целом. Это обусловлено его важным значением как одного из крупнейших месторождений "черного золота" в мире. Используя метод "экономической и политической включенности", можно четко определить границы региона Персидского залива, это – государства-члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) — Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Королевство Саудовская Аравия, с одной стороны, и Ирак, Иран — с другой. Йемен, географически также расположенный на Аравийском полуострове и граничащий с Саудовской Аравией и Оманом, в силу отсутствия на настоящий момент экономической и политической вовлеченности в дела региона не рассматривается как его составляющая. Важно подчеркнуть, что одни исследователи подразумевают под национальной безопасностью стремление государства защищать свои ценности от внешних угроз (под безопасностью в данном случае понимается способность государства быть сильнее, чем его противники), другие аналитики обращают внимание на достижение экономического могущества (согласно данному пониманию проблем безопасности, любая угроза экономике является одновременно угрозой безопасности государства)21. До последнего времени основное внимание ведущих государств мира уделялось военной безопасности. Однако с 1960-х годов началось постепенное осознание политиками и обществом в целом, что угрозы существованию человеческой цивилизации исходят не только от ядерного и другого оружия массового поражения, но и от самой деятельности человека. Отсюда подлинная безопасность в наше время может быть обеспечена только как комплексная, охватывающая все сферы общественной жизнедеятельности государства, общества и личности. В политике безопасности должна предусматриваться система мер, блокирующая причины всех видов опасности, с которыми столкнулось человечество22. вырезано Таким образом, можно выделить самые главные направления обеспечения безопасности стран ССАГПЗ: 1. разрешение двусторонних и многосторонних споров между странами внутри региона; 2. безопасность стран — участниц организации ССАГПЗ от внутрирегиональной агрессии со стороны Ирака и Ирана; 3. нефтяная безопасность (устранение угрозы ценового диктата со стороны стран — импортеров нефти); 4. безопасность международного мореплавания в водах Персидского залива как основного канала доставки сырой нефти и нефтепродуктов23. Очевидно, что наибольший интерес в нашем исследовании представляет п. 2, поскольку обеспечение военной безопасности представляет собой, главным образом, возможность противостояния потенциальному агрессору и его сдерживание соответствующими методами. Прежде всего, необходимо определить акторов, влияющих на региональную безопасность зоны Персидского залива. Я. В. Черкасский считает, что целесообразно разделить действующих в регионе государств-субъектов на три категории24. Первые две из них включают в себя эндогенные региону государства, дифференцированные по степени их влияния на дела региона: — великие региональные державы (прежде всего Ирак, Иран и, в некотором отношении, Королевство Саудовская Аравия); — малые региональные державы (Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ и Оман). Третья категория включает в себя державы внешнего уровня, интересы которых затрагивают вопросы региональной безопасности Персидского залива. До крушения биполярной системы, господствовавшей в международных отношениях более полувека, таковыми государствами являлись США и СССР, а после 1991 г. — лишь США. Необходимо упомянуть также о британском, французском, турецком влиянии в регионе, в равной степени, как и о второстепенной роли Египта и Сирии — государств, зачастую занимающих противоречивую позицию по вопросам региональной безопасности Персидского залива25. Нельзя не отметить и особой позиции Ирана в вопросе обеспечения стабильности в регионе. Тегеран по-прежнему стремится к системе региональных отношений, в которой не было бы места одностороннему доминированию США. Отсутствие такой доминанты в Заливе с большой долей вероятности позволило бы ему играть центральную роль. Поскольку задачей является анализ роли ССАГПЗ в региональной безопасности, то акторов можно разделить на три другие категории – блок стран ССАГПЗ, Иран, Ирак, а также внешние силы, влияющие на обеспечение военной безопасности данной региональной группировки. В данном случае страны ССАГПЗ выступают в качестве одного из акторов на региональной арене международных отношений, являясь, соответственно, одним из "полюсов силы" в регионе. Таким образом, выделены различные уровни (несомненно, не все) национальной безопасности стран-членов ССАГПЗ, важнейший из которых - обеспечение внешней безопасности и её военной составляющей. Несомненно, что роль стран ССАГПЗ в системе региональной безопасности в основном определяется их ролью в международном разделении труда. Безопасность самих стран и региона в целом непосредственным образом влияет и на экономическую безопасность развитых стран, экономика которых во многом зависит от экспорта энергоресурсов из зоны Персидского залива26. Таким образом, регион не может быть изолирован от системы международной безопасности и влияния внерегиональных сил. Реально отсутствие консенсуса по вопросам регионального порядка привело к ситуации "нестабильной стабильности". С одной стороны, все основные игроки в Заливе принципиально расходятся в своих подходах, но, с другой, - доминирующая роль США и их союзников не позволяла до последнего времени нарушить "статус-кво"27. Таким образом, можно сделать выводы по третьей главе. В 1981 году шесть монархий Аравийского полуострова - Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Оман, Катар и Бахрейн - объединились в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива /ССАГПЗ/. Это региональное объединение на сегодняшний день является самым успешным в арабском мире. В него входят передовые в экономическом отношении страны, которые благодаря колоссальным запасам нефти и газа развивают экономику, субсидируют большие средства в социальную сферу. Вместе с тем по таким ключевым экономическим показателям как ВВП и доход на душу населения, страны ССАГПЗ весьма существенно оторвались от остальных арабских стран. "Заливные" государства все чаще выступают в роли доноров и спонсоров менее развитых арабских собратьев. Развитие экономических связей между странами-членами ССАГПЗ происходит гораздо интенсивней, чем с другими арабскими странами. С 1985 по 1996 гг. объем внутригрупповой торговли ССАГПЗ возрос в 2 раза. Безусловным ядром ССАГПЗ является Саудовская Аравия, сосредоточившая не только большую часть экономико-ресурсного потенциала среди стран-участниц, но и большой политический вес в арабском мире и за рубежом. Страны ССАГПЗ сотрудничают и в вопросах обеспечения безопасности в регионе. ЗаключениеНа основании изученного материала можно сделать выводы о роли международных демократических организаций (ЛАГ, ОИК, ССАГПЗ) в региональных проблемах Ближнего Востока в период 1945-1991 г.г. Арабский регион, раскинувшийся от Атлантического до Индийского океана, и насчитывающий около 290 млн. жителей, идет к объединению неторопливыми шагами. Сотрудничество мусульманских государств на трансрегиональном уровне, начавшее развиваться еще в первой половине ХХ века, к настоящему времени достигло достаточно высокого уровня, несмотря на очевидные противоречия, существующие в отношениях между многими исламскими странами. Важная роль в деле обеспечения мира и сотрудничества по разным направлениям между государствами принадлежит международным организациям и, в частности, региональным организациям, созданным в соответствии с Уставом ООН - для разрешения вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности в определенных районах земного шара. Современное международное право поощряет, как гласит Устав ООН, "применение мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений...". В регионе Ближнего Востока действуют различные организации, но наибольшее влияние имеют ЛАГ, ОИК, ССАГПЗ. Вместе с тем каждая организация обладает своей спецификой в решении проблем региона. Так, деятельность ЛАГ направлена на решение военно-политических вопросов. Расширение экономического сотрудничества и поднятие уровня развития экономики является приоритетной задачей ССАГПЗ, осуществляющая широкий спектр социально-экономических программ. Более того, ССАГПЗ занимается вопросами безопасности в регионе, имея весь на международной арене. Наиболее весомой организацией является ОИК, которая участвует в решении различных региональных проблем, имея вес на международной арене. По причине затянувшегося на более чем полвека арабо-израильского конфликта, роста социально-экономических проблем в большинстве арабских стран, в последние годы все чаще стали звучать нотки ностальгии по идее панарабизма. Список использованных источниковЛитература
Интернет-источники
1 Багдасаров С.Б., Чавушьян А.Н. Военный и военно-экономический потенциал стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1998 2 Первин Мамед-заде. Арабский Восток: проблемы интеграции и вызовы современного мира. Доклад А.С.Заикина/Под ред. Д.Ю.Столярова http://www.humanities.edu.ru/db/msg/45485 от 1.12.2003 3 Официальный сайт ЛАГ http://www.arableagueonline.org/las/index.jsp 4 Ближний Восток. Политико-экономический справочник. М., 1996 5 Актуальные проблемы Ближнего Востока. – М.: ИИиБВ, 1998 6Егорин А. З., Абдель-Хамид Х. А. Война за ближневосточный мир. – М.: "Восточная литература", 1998 7 Аль-Саад, С. М. Лига арабский стран как региональная организация: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук /С. М. Аль-Саад ;. -М.,1966 8 Устав ОИК Принят в 1972 году http://www.oic-oci.org/ 9 Бажанов Е.П. Актуальные проблемы международных отношений. Т.1-3. М., 2001- 2002. 10 Бажанов Е.П. Актуальные проблемы международных отношений. Т.1-3. М., 2001- 2002. 11 Бажанов Е.П. Актуальные проблемы международных отношений. Т.1-3. М., 2001- 2002. 12 Официальный сайт ООН. Статус Иерусалима http://www.un.org/russian/peace/palestine/jerusalem/part3.htm 13 Балашов А., ОИК: Институциональный дизайн и основные направления развития // Ислам в современном мире http://www.islam.ru/pressclub/analitika/okinde/ 14 Балашов А., ОИК: Институциональный дизайн и основные направления развития // Ислам в современном мире http://www.islam.ru/pressclub/analitika/okinde/ 15 Карпенко Е. А. Военная стратегия стран ССАГПЗ и проблемы безопасности зоны Персидского залива http://www.humanities.edu.ru/db/msg/35612 16 Устав ССАГПЗ. Утвержден 25 мая 1981 г. // www.gcc-sg.org 17 Жданов С.В. Арабские страны в мировой экономике. М., 2006 18 Жданов С.В. Арабские страны в мировой экономике. М., 2006 19 Карпенко Е. А. Военная стратегия стран ССАГПЗ и проблемы безопасности зоны Персидского залива http://www.humanities.edu.ru/db/msg/35612 20 Жданов С.В. Арабские страны в мировой экономике. М., 2006 21 Ближний Восток: проблемы региональной безопасности (Сборник статей). М., 2000 22 Путилин Б.Г. Национальная и международная безопасность// http://www.ovsem.com/user/nazmb/ 23 Политическая история государств Азии и Северной Африки. XX век. – Т. 2. – М.: Издательство Магистр, 1996 24 Черкасский Я. В. Региональная безопасность Персидского залива// Белорусский журнал международного права и международных отношений, №4, 2002. 25 Егорин А.З. Война за мир на Ближнем Востоке. М., 1995 26 Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия. М., 1999. 27 Карпенко Е. А. Военная стратегия стран ССАГПЗ и проблемы безопасности зоны Персидского залива http://www.humanities.edu.ru/db/msg/35612 |
![]() | Дрейер О. К., Лось Б. В., Лось В. А. Глобальные проблемы и Третий мир: Общемировые и региональные процессы развития. М., 1991 | ![]() | «Мировая политика», «Международные отношения (на английском языке)», «Международные отношения на постсоветском пространстве», «Международное... |
![]() | Детерминированные циклы: модель мультипликатора-акселератора и временные лаги (лаг Робертсона, лаг Лундберга). Недостатки модели.... | ![]() | |
![]() | Региональные проблемы защиты персональных данных : материалы II региональной науч практ конф., 20 апр. 2010 г., г. Брянск / под ред.... | ![]() | Металл ближнего востока в контексте социально-экономических и культурных процессов (энеолит – средний бронзовый век) |
![]() | Международные экономические отношения", а также курсов "Международные транспортные перевозки", "Международные валютно-кредитные отношения",... | ![]() | России, странах СНГ и за рубежом, обсуждение актуальных проблем преподавания восточных языков, истории, политики и культуры народов... |
![]() | В системе ООН действуют международные организации, деятельность которых осуществляется по 4 основным направлениям | ![]() | Международные организации как постоянно действующая форма международного сотрудничества в сфере сохранения окружающей среды |