Африке и национальные интересы России Аналитический доклад Москва декабрь 2012






НазваниеАфрике и национальные интересы России Аналитический доклад Москва декабрь 2012
страница1/8
Дата публикации05.03.2015
Размер0.68 Mb.
ТипДоклад
e.120-bal.ru > География > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8







Трансформационные процессы

на Ближнем Востоке и в Северной

Африке

и национальные интересы России

Аналитический доклад

Москва

декабрь 2012



СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие





1. Предпосылки смены режимов и основные вехи политических перемен в 2011 –2012 гг.



2. Российские интересы на Ближнем Востоке и

в Северной Африке





Заключение





Предисловие
Положение на Ближнем и Среднем Востоке имеет стратегически важное значение для России как с точки зрения обеспечения национальной безопасности и продвижения наших внешнеполитических интересов, так и в плане развития экономического сотруд­ничества с государствами этого региона. За десятилетия плодотворного, насыщенного, многоаспектного диалога с большинством ближне- и средневосточных стран у России сложились теплые, дружественные, взаимоуважительные, а кое с кем и доверительные отношения. Причем это относится к государствам, не просто не питающим симпатии друг к другу, но исторически разделенным глубоким рвом противоречий и даже вражды. В этих условиях Москва становилась для многих на Ближнем и Среднем Востоке желанным собеседником, способным непредвзято оценить и подсказать конструктивное решение самых сложных проблем.

Особая роль России на Ближнем и Среднем Востоке, тем не менее, не всем нравится, и есть влиятельные силы – и региональные, и внерегиональные, заинтересованные в существенном ослаблении военно-политических и экономических позиций Москвы в этом исключительно сложном, взрывоопасном, богатом природными ресурсами районе земного шара.

В последние два года по многим арабским государствам прокатилась волна народных выступлений, которые либо привели к смене государственного руководства (Египет, Тунис, Ливия, Йемен), либо серьезно обострили внутриполитическую ситуацию (Сирия, Бахрейн, Иордания, Саудовская Аравия, Алжир, Марокко). При всем кажущемся сходстве этих событий и процессов (СМИ, транслируя однотипный видеоряд, окрестили их «арабской весной») для экспертного сообщества очевидна специфика каждой арабской страны, к которой привлечено общественное внимание.

Каковы предпосылки и возможные последствия произошедшей на Ближнем Востоке дестабилизации? Как будет выстраиваться новая система власти? Насколько реальна возможность укрепления позиций радикального исламизма? Сузится ли в регионе сфера российского влияния или для нашей страны возникнут новые возможности? Авторы представленного аналитического доклада проанализировали различные аспекты формирования ситуации в регионе, разработали сценарии развития событий для некоторых стран, а также сформулировали консолидированные рекомендации для соответствующих российских государственных структур по проведению оптимальной стратегии в различных сценариях развития событий.
1. Предпосылки смены режимов и основные вехи политических перемен

в 2011 –2012 гг.
Произошедшие за последние два года события в Тунисе, Ливии, Египте, Йемене, Сирии можно оценить как начало нового этапа в развитии Арабского Востока в целом. Завершается длительная, почти полувековая эпоха, начало которой было положено антиколониальными и антимонархическими революциями, в результате которых к власти пришли молодые реформаторы – как правило, выходцы из армейских кругов. Осуществленные в последующие десятилетия преобразования были для тех времен впечатляющими и носили в целом прогрессивный характер. Ускоренными темпами шло государственное и военное строительство, были проведены индустриализация и реформирование архаичного сельского хозяйства, на более высокую ступень развития были поставлены образование, система здравоохранения, крепло межарабское единство. В результате существенно вырос уровень благосостояния населения, увеличилась продолжительность жизни, сократилось отставание этих стран от экономически развитых государств.

Однако к концу прошлого столетия прежняя модель развития себя исчерпала, отчетливо проявились признаки политического и социально-экономического застоя. В области государственного управления утвердились авторитаризм, клановость, семейственность, коррупция. Оппозиционные партии и институты гражданского общества занимали маргинальные позиции или попросту находились под запретом. В сфере экономики возросшее демографическое давление на рынок труда сочеталось с начавшимся исчерпанием финансовых и материальных ресурсов для динамичного экстенсивного роста, а современные наукоемкие производства так и не были созданы.

Современное развитие ситуации в странах Арабского Востока не было заранее предсказано ни отечественными, ни зарубежными аналитиками. Социальный взрыв стал неожиданным и для представителей правящих элит. Лидеры исламистов тоже были застигнуты врасплох. Многие из них отсиживались в Лондоне или Париже и не сразу осознали, что реально происходит в их родных странах. Те же из них, кто находился в эпицентре событий, например «Братья-мусульмане» в Египте, первоначально предпочли придерживаться выжидательной тактики.

Многие эксперты обратили внимание на то, что в происходивших событиях были активно задействованы передовые информационные и коммуникационные технологии. Практически все студенты и молодая интеллигенция в арабских странах пользуются Интернетом, а телевизор и мобильный телефон сейчас, как правило, присутствуют даже в самом бедном доме. Социальные сети «Твиттер» и «Фейсбук», которыми пользуются десятки миллионов представителей арабской молодежи, а также арабоязычные каналы зарубежного телевидения сыграли весьма существенную роль в распространении демонстрационного эффекта. Бесконечные передачи о богатой и беспечной жизни в Европе и США круглосуточно воздействовали на общественное сознание, формировали негативное представление о местных правителях, в том числе президентах и национальных лидерах, не выполнявших свои предвыборные обещания, которые они давали на протяжении последних 20–30 лет.

Очевидно, что региональные элиты не смогли приспособиться к стремительно менявшейся внутриполитической обстановке, адекватно оценить значимость общественных настроений и уловить зарождавшиеся тенденции, спрогнозировать их развитие. Сирийский опыт передачи верховной власти в рамках правящей семьи с использованием демократического антуража – в качестве альтернативы народным восстаниям – не получил распространения в арабских государствах. Длительный период авторитарного правления способствовал накоплению политической усталости и недовольства политикой ведущих руководителей Туниса, Египта, Ливии, Йемена, Сирии, Иордании и ряда других арабских стран.

Основной вопрос, которым задаются эксперты в связи с переменами на Арабском Востоке: кто сумеет в конечном итоге взять под контроль народные возмущения и какой путь выберут страны, избавившиеся от власти прежних авторитарных режимов?

В этой связи необходимо принимать в расчет тот факт, что население в арабских государствах неоднородно. Наряду с ростом числа сторонников гражданского общества есть немало людей, не готовых к демократизации. В результате обострения внутриполитической борьбы и отсутствия позитивных экономических сдвигов может возникнуть идеологический вакуум, который постараются заполнить исламисты. Приход к власти в Египте Мухаммеда Мурси по результатам президентских выборов в 2012 г. – тому убедительное подтверждение.

Специфика событий в Ливии состояла в том, что в этой стране велика роль регионально-племенных факторов, которые смещают линию противостояния в сферу этноклановых и региональных противоречий. После свержения Каддафи началось перераспределение рычагов политической и экономической власти между лидерами наиболее многочисленных и влиятельных ливийских племен, стремящихся прибрать к рукам возможно большую часть «властного пирога», оставшегося от прежнего режима. В этой ситуации можно прогнозировать усиление центробежных тенденций вплоть до распада страны на три части или формирования децентрализованной ливийской конфедерации.

Несмотря на усилия США и Евросоюза по демократизации арабских режимов, вряд ли стоит рассчитывать на то, что в скором времени страны региона будут развивать те формы парламентской демократии, которые соответствуют западным понятиям об этом институте государственного управления. Представляется, что в ближайшей перспективе они будут по-прежнему искать свой особый путь дальнейшего развития, который сохранит типичные для Востока элементы коррупции, клановости, авторитарности, непотизма и т.п. Не исключено, что новые режимы будут склонны к сепаратизму, отказу от прежних межгосударственных договоренностей со своими арабскими соседями, стремлению контролировать без согласования с окружающими странами природные ресурсы. На этом фоне не следует исключать перспективу уменьшения роли и значения основных региональных организаций (ЛАГ, ОАПЕК, ОИК).

В целом изменение политических режимов и систем государственного управления в направлении демократизации займет немало времени. В арабском мире это может быть только эволюционный процесс. «Революции» здесь легко начинаются, но могут длиться очень долго. В настоящее время у новых лидеров нет четкого представления о трансформации модели общественного устройства и ее будущих очертаниях.

Особого внимания при оценке развития ситуации в этой части мира заслуживает экономическое положение ближневосточных государств. Хозяйственная конъюнктура в арабских странах, несмотря на отмеченные выше элементы экономического застоя, не явилась главным поводом для начала народных волнений. До начала мирового финансово-экономического кризиса некоторые арабские государства (например, Египет) демонстрировали достаточно высокие по сравнению с предыдущим периодом темпы прироста ВВП (при сохранении серьезных структурных дисбалансов), не было удручающим состояние государственных финансов, в целом стабильно рос экспортный потенциал. Последовавший мировой кризис арабские страны пережили легче, чем их западные партнеры и новые индустриальные государства, что было связано с сохранением государственного контроля над финансовой системой и невысокой степенью глобализации экономики большей части арабского мира. Экспортеры энергоносителей выиграли от высоких цен на свое сырье.

Побудительным мотивом для народных выступлений стало не резкое нарушение социально-экономической стабильности, а отсутствие заметных перемен к лучшему и ощущения возросшей экономической выгоды, что усилило разочарование, особенно у представителей так называемого «среднего класса». Иными словами, возник разрыв между ожиданиями роста благосостояния и реальностью. Несмотря на снижение темпов роста и острые финансовые проблемы развитых стран – членов ОЭСР, сократить разрыв в уровнях развития между ними и арабским миром так и не удалось. Западный жизненный уровень и соответствующие потребительские стандарты, информация о которых легко доступна населению ближневосточных стран, вызывают болезненную реакцию у многих его представителей.

Парадоксальное на первый взгляд сочетание относительного экономического благополучия и выплеснувшегося на улицы народного гнева объясняется не только политическими причинами, но и сохранением ставших уже традиционными для этой части мира системных социально-экономических проблем и дисбалансов.

Лишь странам, специализирующимся на добыче углеводородов, удавалось повышать жизненный уровень населения и минимизировать экономическую составляющую оппозиционных настроений. Так, до февральских событий 2011 г. ВВП на душу населения в Ливии, рассчитанный по паритету покупательной способности, составлял 13,8 тыс. долл. США – что в два с лишним раза больше, чем в Египте, и в полтора раза больше, чем в Тунисе. Ливия занимала первое место среди государств Африки по уровню человеческого развития и по продолжительности жизни – 77 лет. По данным ежегодного Доклада ООН о человеческом развитии за 2011 год, Ливия входила в число государств с высоким индексом человеческого развития.1 Продукты питания стоили дешево; транспорт и бензин были практически бесплатные; все жители Ливии были обеспечены бесплатным жильем.

Рассматривая влияние внешних факторов на последние события в регионе, многие эксперты пытаются преувеличить их значение. Существует несколько интерпретаций этого влияния.

Во-первых, главная конспирологическая версия состоит в стремлении стран НАТО – прежде всего США, Великобритании и Франции – сместить неугодные Западу ближневосточные режимы, направить социальный протест в русло утверждения в регионе западных моделей демократии, а в итоге установить свой жесткий контроль над природными ресурсами арабских стран. Распространено мнение, что «именно по такому сценарию была разрушена Союзная Республика Югославия и создано квази-государство Косово, осуществлено военное вторжение в Афганистан и Ирак. При молчаливом согласии большинства государств, при нерешительности сильных держав следующей в этом списке может оказаться практически любая страна мира, не вписанная в либеральную матрицу и имеющая хоть какие-то полезные ресурсы».2 Безусловно, «западный фактор» оказывает серьезное влияние на формирование политической ситуации на пространстве, которое сейчас часто принято называть Большим Ближним Востоком. Однако в Египте американская поддержка оппозиционеров сдерживалась необходимостью в сохранении египетско-израильского баланса сил. Таким образом, для получения всеобъемлющего и адекватного представления о протекающих в регионе трансформационных процессах необходимо учитывать и другие факторы.

Арабские монархии (в первую очередь – стран ССАГПЗ) являются движущей силой перерастания ближневосточных «революций» в контрреволюции, а именно утверждения на региональном уровне власти консервативных суннитских монархических режимов.3 Опасения аравийских монархов очевидны, но говорить о суннитском монархическом заговоре, на наш взгляд, пока рано. Это – во-вторых.

В-третьих, в дестабилизации отдельных арабских режимов заинтересованы Турция и Саудовская Аравия, стремящиеся к региональному лидерству. С этим утверждением трудно спорить, однако побочные негативные для этих двух стран последствия «революций» могут помешать реализации их региональных амбиций.

В целом процессы на Ближнем Востоке имеют явно различимую самостоятельную динамику. Вместе с тем, они не изолированы от внешнего влияния. Перечисленные факторы зарубежного воздействия способны как ускорять наметившиеся перемены, так и создавать новые внутриарабские и международные противоречия. В любом случае причины кризиса на Ближнем Востоке и в Северной Африке не стоит трактовать упрощенно. «Они – не поверхностные, а фундаментальные, затрагивающие и базис, и надстройку общества…».4

Насколько ход реальных событий в Тунисе, Ливии, Египте, Йемене и Сирии после начала «арабской весны» соответствовал приведенным теоретическим построениям?

Во всех перечисленных странах, кроме Сирии, смена элит сопровождалась формированием новой системы государственного управления, которая могла бы положить конец эпохе авторитарного правления и начала демократизации.

В Тунисе политический хаос, возникший после бегства из страны президента Бен Али, завершился первыми после январских событий многопартийными выборами в Национальный учредительный совет 23 октября 2011 г. На них уверенно победила исламская партия «Ан-Нахда» (89 из 217 мест). Остальные места поделили восемь партий, среди которых наибольший вес получили: «Конгресс за республику», «Народная петиция», «Ат-Такаттуль». Депутаты избрали президентом страны главу левоцентристской партии «Конгресс за республику» Мансефа аль-Марзуки. Представителям «Ан-Нахда» достались посты премьер-министра, министров иностранных дел, внутренних дел, юстиции. Таким образом, процесс урегулирования будет контролироваться партийной коалицией, в которой прочные позиции заняли исламисты.

Похожая ситуация наблюдалась в Египте. В январе 2012 г. впервые после отставки Мубарака прошли выборы в Народное собрание. Вопреки ожиданиям молодежных партий и движений, организовавших выступления против прежнего режима, они на выборах потерпели провал. Две трети депутатских мандатов получили исламисты – «Партия свободы и справедливости» (политическое крыло движения «Братья-мусульмане») и салафистская партия «Ан-Нур». Во втором туре 60-летний М. Мурси, председатель «Партии свободы и справедливости» - получил более 13 миллионов голосов избирателей, что составило 51,7% от общего числа проголосовавших. Экс-премьер Ахмед Шафик, считавшийся преемником режима Мубарака, получил на миллион голосов меньше, или 48,3%. В первом же выступлении в качестве президента страны М. Мурси пообещал начать реформу коррумпированных институтов власти, поставить государство «на исламскую основу» и добиться широкого применения норм шариата.5 Усиление позиций исламистских политических сил в этой стране не только ставит под вопрос будущее американо-египетских и египетско- израильских отношений, но и оказывает большое влияние на расстановку политических сил в других арабских странах.

Возобновление народных волнений в Египте в ноябре 2012 г. продемонстрировало начало кризисной фазы в переходном процессе. Вместо ожидаемой широкими массами либерализации политической жизни президент М. Мурси издал конституционную декларацию, направленную на введение норм авторитарного режима правления. Не имея опыта государственного управления, не пользуясь поддержкой половины населения страны, армии и значительной части мусульманского духовенства, египетский президент попытался получить исключительные властные полномочия. Египетское общество оказалось расколотым по конфессиональному и социальному принципам и вопросу о дальнейшем политическим развитии страны. Декларация разобщила общество на два лагеря: исламистов в лице «Братьев- мусульман», а также поддержавших их салафитов и других религиозных течений, с одной стороны, и гражданской оппозиции – с другой. Политический кризис начал негативно сказываться на экономике, что в свою очередь усиливает недовольство оппозиционных сил. Таким образом, предложенный новыми египетскими властями вариант реформирования страны на основе исламизации и возвращения к авторитаризму стал пробуксовывать уже в самом начале перестройки системы государственного управления.

Созданный в Ливии Переходный национальный совет (ПНС) переживает острый кризис. Хотя Совет получил международную поддержку, внутри страны его позиции неустойчивы и особенно слабы на западе и юге Ливии. Аналитики отмечают, что Ливия сейчас разделена по нескольким направлениям: имеются разногласия между разными региональными элитами и вождями племен, намечается противостояние между исламистами и секуляристами, сохранилась вражда между новыми властями и сторонниками прежнего режима.

Затяжной внутриполитический кризис в Йемене частично был преодолен после подписания 23 ноября 2011 г. примирительного соглашения между президентом страны Салехом и оппозицией. Власть перешла к вице-президенту А. Хади. В декабре того же года было создано новое переходное коалиционное правительство национального единства Бассандавы, в котором посты поровну поделили представители находившейся у власти партии «Всеобщий народный конгресс» и оппозиции. Бывший президент Салех покинул страну. 21 февраля 2012 г. в Йемене состоялись досрочные президентские выборы. За неимением других кандидатов свое назначение на посту временного главы государства официально закрепил бывший вице-президент Абд-Раббу Мансур Хади. Выборы ознаменовали завершение эры Али Абдуллы Салеха, который бессменно руководил Йеменом в течение последних 33 лет. После подведения итогов народного волеизъявления и инаугурации задачей А. Хади, срок полномочий которого истечет через два года, станет создание новой конституции государства и организация свободных выборов.

В Сирии конфликт, как и ожидалось, перешел в затяжную стадию. Правительственные войска и вооруженная оппозиция несут серьезные потери. Постоянно растет число жертв среди гражданского населения. За полтора года противостояния десятки тысяч сирийских беженцев осели в Ираке, Ливане, Турции и Иордании. Продолжается интенсивная инфильтрация боевиков и поставки ору­жия оппозиции. Однако, как и в начале конфликта, основным вопросом остается по-прежнему следующий: насколько далеко противоборствующие стороны могут зайти в схватке за Сирию?

Сирийские власти предприняли ряд мер, направленных на частичную трансформацию существующего режима. 19 апреля 2011 г. правительство отменило режим чрезвычайного положения. В феврале 2012 г. прошел референдум по конституции. По официальным данным, в референдуме приняли участие 8 млн. сирийцев (60 % избирателей), из которых 89,4 % проголосовали за новую конституцию.

«В Москве рассматривают состоявшийся референдум как важный шаг на пути реализации осуществляемого сирийским правительством курса преобразований, направленных на превращение Сирии в современное демократическое государство, расширение прав и свобод ее граждан», – так оценил прошедший в Сирии референдум МИД России.6 В новой конституции нет статьи о «руководящей роли в государстве и обществе» правящей ныне Партии арабского социалистического возрождения («Баас»). Новая конституция ограничивает президентское правление семью годами с возможностью выдвигать свою кандидатуру два раза, однако не принимает в расчет прошлые сроки. Теоретически 46-летний Башар Асад получает возможность законно остаться у власти до 2028 г. Выборы отныне должны быть обязательно альтернативными, а голосование – прямым, а не через одобрение кандидатуры на референдуме, как было ранее.

Между тем, сирийский кризис продолжает набирать силу, как на национальном, так и международном уровне. 24 февраля 2012 г. на встрече «группы друзей Сирии» в Тунисе более 60 стран открыто перешли на сторону оппозиции, признав ее законным представителем сирийского народа. В Катаре в ночь с 11 на 12 ноября лидеры сирийских оппозиционных фракций подписали финальное соглашение о создании объединённой коалиции. В неё согласился войти и Сирийский национальный совет. Объединённую коалицию возглавил известный исламский проповедник шейх Ахмад Моаз Аль-Хатиб. Чтобы избежать путаницы с уже существующим Сирийским национальным советом, объединённая оппозиция решила назвать себя «Национальной коалицией сирийских революционных сил и оппозиции». Западные страны из «Группы друзей Сирии» сразу же признали объединённую оппозицию «единственным и легитимным» представительством сирийского народа. «Главные» спонсоры сирийских повстанцев – Катар и Саудовская Аравия призвали международное сообщество снабжать оппозиционеров оружием, а США и Евросоюз продолжают ужесточать санкции против Сирии.

В противовес этому, Россия заняла твердую позицию, суть которой состоит в невмешательстве во внутренние дела Сирии, содействии началу мирного диалога между сирийскими властями и оппозицией, сбалансированном подходе ко всем вовлеченным в конфликт силам. На специальном заседании Совета Безопасности ООН 4 февраля 2012 г. Россия, а также Китай наложили вето на предложенный ЛАГ и поддержанный западными державами проект резолюции по Сирии. Это вызвало резкую критику со стороны США и ЕС, членов ССАГПЗ, которые пригрозили ухудшением российско-арабских отношений.

Исходя из географической протяженности Ближнего Востока, мозаичности его политических и социально-экономических систем, разной степени остроты проблем, существующих в различных странах региона, очевидно, необходимо при разработке сценариев развития ситуации выделить ряд стран и ключевых проблем, сценарии трансформации которых могут быть применимы к большинству ближневосточных государств. Это – Ливия, Сирия, проблема урегулирования палестино-израильского конфликта, перспективы исламизации региона, проблемы обеспечения стабильного и сбалансированного экономического роста. Такая работа была проведена в Центре ближневосточных исследований Института международных исследований МГИМО (У) МИД России, а результаты ее опубликованы в докладе «Ближний Восток: возможные варианты трансформационных процессов» (2012 г.).7 Наиболее существенные перемены в жизни региона (произошедшие и прогнозируемые) рассматриваются в следующем разделе через призму российских государственных интересов.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Африке и национальные интересы России Аналитический доклад Москва декабрь 2012 iconКнигоиздание в России Состояние, тенденции и перспективы развития...
Доклад подготовлен Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям...

Африке и национальные интересы России Аналитический доклад Москва декабрь 2012 iconУчебно-методическое пособие С. В. Кортунов, доктор политических наук...
Обосновываются основные условия, влияющие на состояние безопасности, определяется геополитическое, геостратегическое и геоэкономическое...

Африке и национальные интересы России Аналитический доклад Москва декабрь 2012 iconАналитический доклад об исполнении Указов Президента РФ от 7 мая 2012 года №596 №606

Африке и национальные интересы России Аналитический доклад Москва декабрь 2012 iconМосковский государственный институт электроники и матемптики (технический университет )
В данной работе мною будут рассмотрены теоретические и практические аспекты темы, изучающей национальные интересы России

Африке и национальные интересы России Аналитический доклад Москва декабрь 2012 iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
На тему Национальные интересы России в интеграционных процессах на Азиатско-Тихоокеанском регионе

Африке и национальные интересы России Аналитический доклад Москва декабрь 2012 iconМетодика выбора города россии для открытия административного центра...
Страховое дело: Ежемесячный аналитический журнал: М.: Редакция «Анкил», 2012. №10 – 11

Африке и национальные интересы России Аналитический доклад Москва декабрь 2012 iconА. Климов Православный социализм и западный капитализм. Национальные интересы 2009 №2

Африке и национальные интересы России Аналитический доклад Москва декабрь 2012 iconДоклад в 2012 году Федеральная антимонопольная служба начала работать...
Отчетный доклад Кабардино-Балкарского уфас россии по результатам работы в 2012 году

Африке и национальные интересы России Аналитический доклад Москва декабрь 2012 iconДоклад о состоянии делового климата в России в 2012 году Москва Март 2013 г. Оглавление
Динамика макроэкономических показателей в 2012 г оказалась ниже прогнозируемых значений. Экономический рост замедлился, сохраняется...

Африке и национальные интересы России Аналитический доклад Москва декабрь 2012 iconДля обсуждения на конференции предлагаются следующие вопросы: Национальные...
Инион ран состоится II международная научно-практическая конференция «Перспективы скоординированного социально-экономического развития...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную