 
Пояснительная записка
к рабочей программе по изучению географии в 11 классе
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений География10-11 классы.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 11 класса предусматривает обучение географии в объеме 34 часа (в неделю 1 час).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения географии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по географии.
Структура рабочей программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников. А также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развивать у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
Овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально – экономических и геоэкологических процессов и явлений;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важней шимми географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
Воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
Использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков. Овладение ими универсальными способами деятельности.
Особое место в требованиях к уровню подготовки выпускников на базовом уровне занимает рубрика «Уметь», которую включены требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.
Формирование умений предусматривает также применение разнообразных источников географической информации, а также географические характеристики регионов и стран мира; таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены практико-ориентированные умения, необходимые, например, для понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные Федеральным компонентом государственного стандарта.
Практически все практические работы являются этапами комбинированных уроков и являются оценочными.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой, атласом, источниками дополнительной географической информации, ресурсами Интернета.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен:
Знать/ понимать
Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
Географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
Особенности современного геополитического и геоэкологического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
Уметь
Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
Сопоставлять географические карты различной тематики.
Учебно-методическое обеспечение
Учебник: Гладкий Ю. Н., Николина В. В.География. Современный мир.10-11 класс. Базовый уровень. - М.:Просвещение
2. Гладкий Ю. Н., Николина В. В.География. Мой тренажер. 10-11 класс.-М.: Просвещение, 2011.
Дополнительная литература:
1.Кузнецов А. П. Население и хозяйство мира /А. П. Кузнецов.- М.:Дрофа,2004.
2. Контрольно-измерительные материалы. География. / Сост. Жижина Е.А..- М.: ВАКО,2012
3. Эртель А.Б География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы.- Ростов н/Д: Легион,2012
Оборудование:
Компьютер.
Мультимедиапроектор.
Интерактивные карты, таблицы
Учебное электронное пособие. Уроки географии Кирилла и Мефодия. ООО « Кирилл и Мефодий», 2005.
Ресурсы Интернета.
1. ru.wikipedia.org - раздел "География" в энциклопедии Википедия (свободная энциклопедия).
2. geo.1september.ru - сайт "Я иду на урок географии"
3. rgo.ru - "RGO.ru" географический портал Планета Земля.
4. geoport.ru - "GeoPort.ru" Страноведческий портал.
5. bookz.ru - электронная библиотека
Календарно – тематическое планирование по географии 11 класс. 34 часа по 1 часу в неделю.
№ п/п
| Раздел, тема урока
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к знаниям и умениям
| Вид контроля
| Оборудование
| Домашнее задание
| Дата проведения
| план
| факт
|
| Политическая карта мира 4 часа
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Формирование политической карты мира
| Вводный урок
| Понятие «политическая карта
мира». Периоды формирования
политической карты мира.
Современная политическая карта
мира. Количественные и
качественные сдвиги на карте мира.
Многообразие стран на
политической карте мира.
Государство – главный объект
политической карты. Территория и
границы государства. Форма
правления. Государственный строй.
Формы государственного строя.
Типы государств. Главные критерии
типологии. Основные типы стран на
политической карте мира.
Политическая география и
геополитика. Политическая
организация мира. 4Политическая
организация мира. ООН – массовая
и авторитетная международная организация. Россия в зеркале
геополитики.
| Знать/понимать:
Этапы
формирования
политической
карты мира,
формы
правления,
государственный
строй, типологию
стран на
политической
карте мира.
Уметь: Составлять
развернутый план
доклада,
сообщения, строить
диаграммы,
таблицы, графики
на основе
статистических
данных и делать на
их основе выводы, составлять презентации, участвовать в обсуждении проблемных вопросв
|
|
| §20
|
|
| 2
| Государство – главный объект карты
| Практикум
| 1Составление систематизирующей таблицы «Государственный
строй мира»
|
| §21
|
|
| 3
| Типы государств и политическая география
| Практикум
| 1 Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени.
|
| §22, 23
|
|
|
| Регионы и страны 24 часа
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4
| Как поделить земное пространство?
| Лекция с элементами беседы
|
|
|
|
| §31
|
|
| 5
| Центры экономической мощи и «полюсы» бедности
| Комбинированный
|
|
|
|
| §32
|
|
|
| Англоязычная Америка 3 часа
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6
| США
| Практикум
| США. Территория. Географическое положение. При-родные условия и ресурсы. Государственный строй. Особенности населения. Экономика США – витрина рыночной экономики. Ведущее место в мировой эко-номике. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса. Главные отрасли сельского хозяйства. Транспортная система США. Внешнеэкономические связи. Внутренние различия.
Канада. Особенности территории. Особенности развития экономики. Высокоразвитые регионы. Регионы нового освоения. Малоосвоенные территории.
| Знать: Ресурсообеспеченность отдельных стран Англоязычной Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий Уметь составлять:Комплексную географическую характеристику стран Англоязычной Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.й.
| 1 Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой семерки».
|
| §33
|
|
| 7
| Экономика США
| Комбинированный
| Фронтальный опрос
|
| §33
|
|
| 8
| Канада
| Практикум
|
|
| 1 Составление характеристики Канады.
|
| §34
|
|
|
| Латинская Америка 2 часа
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9
| Латинская Америка
| Лекция с элементами беседы
| Географическое положение. Панамский канал и его значение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика: современные экономические преобразования, структура экономики, отрасли ее специализации. Регионы Латинской Америки: Карибский, Атлантический, регион Андских стран. Особенности их развития
| Знать: Ресурсообеспеченность отдельных стран Латинской Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
Уметь составлять:
Комплексную географическую характеристику стран Латинской Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия
|
.
|
| §35
|
|
| 10
| Регионы Латинской Америки
| Комбинированный
| Фронтальный опрос , анализ карт
|
| §36
|
|
|
| Зарубежная Европа 7 часов
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11
| Западная Европа
| Комбинированный
| Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности урбанизации. Крупнейшие городские агломерации. Традиции культуры.
Экономика: промышленность, ее главные отрасли и их география, крупнейшие промышленные центры. Высокоэффективное сельское хозяйство. Транспорт. Мировые центры туризма.
Состав региона. Природные условия и ресурсы. Особенности населения региона. Экономика. Специализация экономики. Внутренние различия.
Постсоветский регион. Образование СНГ. Другие межгосударственные объединения. Особенности и проблемы развития промышленности, сельского хозяйства.
| Знать:Ресурсообеспеченность отдельных стран Западной Европы, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
Уметь составлять:
Комплексную географическую характеристику стран Западной Европы: таблицы, картосхемы. Знать:
Ресурсообеспеченность отдельных стран региона, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
Уметь составлять:
Комплексную географическую характеристику стран Центрально-Восточной Европы: таблицы, картосхемы.
| Анализ карт, фронтальный опрос
|
| §37
|
|
| 12
| Германия
| Комбинированный
| Анализ карт, фронтальный опрос
|
| §38
|
|
| 13
| Великобритания
| Комбинированный
| Анализ карт, фронтальный опрос
|
| §39
|
|
| 14
| Франция
| Комбинированный
| Анализ карт, фронтальный опрос
|
| §40
|
|
| 15
| Италия
|
| Анализ карт, фронтальный опрос
|
| §41
|
|
| 16
| Центрально – Восточная Европа
| Комбинированный
| Анализ карт, фронтальный опрос
|
| §42
|
|
| 17
| Постсоветский регион
| Лекция с элементами беседы
| Анализ карт, фронтальный опрос
|
| §43
|
|
|
| Зарубежная Азия 5 часов
|
|
|
|
|
|
|
|
| 18
| Зарубежная Азия
| Объяснение нового материала
| Географическое положение. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население. Этническое разнообразие, урбанизация. Родина мировых религий. Особенности культуры. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Китай. Япония. Особенности стран.
Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Население. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Отрасли промышленности и сельского хозяйства.
| Уметь составлять: Комплексную географическую характеристику стран Зарубежной Азии.
Комплексную географическую характеристику стран Южной Азии.
| Анализ карт, фронтальный опрос
|
| §44
|
|
| 19
| Китайская Народная Республика
| Комбинированный
| Анализ карт, фронтальный опрос
|
| §45
|
|
| 20
| КНР – уровень экономического развития
| Лекция с элементами беседы
| Анализ карт, фронтальный опрос
|
| §45
|
|
| 21
| Япония
| Практикум
| 1 Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии
|
| §46
|
|
| 22
| Юго-Восточная Азия
| Комбинированный
| Анализ карт, фронтальный опрос
|
| §47
|
|
| 23
| Южная Азия
| Комбинированный
| Анализ карт, фронтальный
|
| §48
|
|
|
| Африка 2 часа
|
|
|
|
|
|
|
|
| 24
| Юго-Западная Азия и Северная Африка
| Комбинированный
| Состав региона. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Урбанизация. Особенности развития экономики. Мощная нефтедобывающая промышленность. Регион – мировой центр туризма. Внутренние различия.
Преобладающие религии. Отрасли сельского хозяйства и промышленности. ЮАР – единственное экономически развитое государство Африки.
| Знать: Ресурсообеспеченность отдельных стран региона, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
Уметь составлять:
Комплексную географическую характеристику стран Юго-Западной и Северной Африки; таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
Комплексную географическую характеристику стран Тропической Африки и ЮАР.
| Анализ карт, фронтальный опрос
|
| §49
|
|
| 25
| Тропическая Африка и ЮАР
| Комбинированный
| Анализ карт, фронтальный опрос
|
| §50
|
|
| 26 - 27
| Австралия и Океания 2 часа
| Практикум
| Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.
| Знать: Ресурсообеспеченность отдельных стран региона, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений.
Уметь составлять:
Комплексную географическую характеристику стран Австралии и Океании.
| 1 Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученных результатов
|
| §51
|
|
| 22
| Обобщение по теме Регионы и страны
| Актуализация знаний
|
|
| Тестирование
|
| §31-51
|
|
|
| Глобальные проблемы человечества 5 часов
|
|
|
|
|
|
|
|
| 29
| Глобальные проблемы
| Лекция с элементами беседы
| Понятие о глобальных проблемах человечества. Классификация глобальных проблем. Глобалистика. Роль географии в изучении глобальных проблем.
Проблема отсталости стран. Продовольственная проблема. Проблема здоровья и долголетия. Энергетическая и сырьевая проблема. Экологические проблемы и устойчивое развитие общества.
|
Знать:Экологические ситуации в отдельных странах и регионах; тенденции и пути развития современного мира, выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества
| Эвристическая беседа
|
| §52
|
|
| 30
| Отсталость, голод, болезни
| Лекция с элементами беседы
| Эвристическая беседа
|
| §53
|
|
| 31
| Энергетическая и сырьевая проблемы
| Лекция с элементами беседы
| Эвристическая беседа
|
| §54
|
|
| 32
| Экологическая проблема
| Лекция с элементами беседы
| Эвристическая беседа
|
| §55
|
|
| 33
| География современного мира
| Лекция с элементами беседы
| Эвристическая беседа
|
| §52-55
|
|
| 34
| Резерв
|
|
|
|
|
|
|
|
| |