Управление отходами






Скачать 385.42 Kb.
НазваниеУправление отходами
страница1/4
Дата публикации21.01.2015
Размер385.42 Kb.
ТипАнализ
e.120-bal.ru > География > Анализ
  1   2   3   4

Управление отходами



Современное состояние проблемы

Экологические проблемы, связанные с образованием, хранением, использованием и утилизацией отходов являются одними из основных в природоохранной деятельности в силу своего комплексного характера. С одной стороны, эти проблемы присущи практически всем сферам деятельности человечества, а с другой, они оказывают воздействие на все сферы окружающей среды – почву, атмосферу, водные ресурсы и в целом на всю природу и жизнь общества.

При анализе проблем, связанные с отходами в регионе следует учитывать следующие специфические основные особенности, влияющие на трансграничные аспекты:

1) Значительная часть территории региона представляет собой высокогорную экологическую систему, особо уязвимую к природному и антропогенному воздействию;

2) Территория региона в значительной степени подвержена воздействию стихийных бедствий, таких как землетрясения, оползни, сели, паводки, прорывоопасные озера, камнепады, обвалы, подтопления, снежные лавины;

3) Кроме обычных проблем использования и образования отходов, в регионе существует проблема отходов, доставшихся по «наследству» от советской горнодобывающей и горноперерабатывающей промышленности. В регионе сосредоточено большое количество хранилищ отходов переработки полиметаллических и радиоактивных руд (см.схемы). Существует постоянная угроза возможных экологических катастроф в следствие разрушения хранилищ, расположенных в районах с высокой сейсмичностью и активностью оползневых процессов. Размеры возможных экологических катастроф огромны, с охватом территорий Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и бассейна Аральского моря.
Ооснование выявленных проблем

Анализ современного состояния с отходами требует учета общих изменений в экономике. Начиная с 1991 года, в экономике республик региона начался спад, прекратившийся только после 1995 года. Это спад сопровождался структурными изменениями, в основном характеризующимися более быстрым падением производства промышленности и относительным ростом в сфере торговли и услуг. Следует отметить, что этот спад происходил на фоне непрерывного роста численности населения (несмотря на увеличившуюся миграцию из республики) и одновременно при росте численности трудоспособного населения, т.е. он в основном объясняется болезнями перехода республики на рыночные экономические отношения. Проведенный анализ состояния выявил следующие основные проблемы:

- в регионе отсутствуют мусороперерабатывающие заводы, что особенно актуально для республик, не имеющих резерва свободных территорий для размещения новых полигонов твердых отходов и расширения существующих;

- имеющиеся хранилища бытовых отходов (точнее будет их назвать свалками) редко отвечают санитарным требованиям. На большинстве хранилищ не организована мойка транспортных средств после разгрузки. Не проводится ежедневная засыпка и уничтожение отходов, борьба с возгоранием хранилищ;

- особую тревогу вызывает отсутствие централизованных полигонов для захоронения токсичных промышленных отходов;

- не установлен качественный состав отходов;

- отсутствует четкая отчетность, которая к тому представляется нерегулярно;

- практически не внедряются малоотходные и безотходные технологии по утилизации и повторному использованию отходов;

- не проводятся мероприятия по устранению потенциальной опасности хранилищ радиоактивных отходов и отходов металлургической промышленности, накопленные ранее. На территории республик находится более 130 объектов с отходами горнодобывающих отраслей, которые содержат радионуклиды, вредные для здоровья соли тяжелых металлов (кадмий, свинец, цинк), а также токсичные вещества, используемые в качестве реагентов при переработке и обогащении руд. К числу последних относятся цианиды, кислоты, силикаты, нитраты, сульфаты и т.п. Занимая значительные площади, эти хранилища оказывают отрицательное влияние на окружающую среду даже после консервации, во многих случаях не проведенной или проведенной не в соответствии с современными требованиями.

Наряду с хвостохранилищами в регионе накоплено огромное количество отвалов механически раздробленных горных пород и некондиционных руд, в разной степени подверженных перемещению ветром, водой и гравитационными силами. В этих отвалах захоронены такие загрязняющие вещества как ртуть, сурьма, флюорит, свинец, мышьяк, цианиды, соли тяжелых металлов. Многие отвалы не рекультивированы.
Анализ коренных причин выявленных проблем

Для ЦАР можно выделить следующие коренные причины:

1). Неэффективная законодательная и нормативно-методическая база на национальном уровне и ее отсутствие на региональном уровне

В странах региона еще не принят базовый закон, регулирующий обращение с отходами.

Региональные правовые документы практически отсутствуют вследствие недостаточного регионального сотрудничества в этой области. В силу сложного экономического положения в регионе отсутствуют отраслевые научно-исследовательские организации, способные разрабатывать нормативные и правовые акты с учетом специфических его особенностей, что фактически приводит к использованию нормативов, заимствованных у других стран, а также компилированных правовых актов. В настоящее время в регионе фактически отсутствует нормирование отходов по подобию нормирования выбросов и сбросов. Имеющиеся нормативные акты скорее отражает фактическое состояние дел, чем накладывает на предприятия какие-либо ограничения по обращению с отходами.

Эффективность инспекций государственных органов недостаточна вследствие низкого уровня технического оснащения этих органов. Практически полностью отсутствуют мобильные средства оперативного контроля состава отходов.

В управлении отходами (как собственно и в других сферах) действуют неэффективные экономические механизмы. Действующий в настоящее время в регионе принцип «загрязнитель платит» предполагает плату за размещение отходов. Однако, установлен крайне низкий уровень нормативов платы за загрязнение окружающей среды, официально объясняемой заботой о выживании хозяйствующих субъектов. В итоге, эти платежи не оказывают существенного влияния на стимулирование природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов к внедрению малоотходных и безотходных технологий, так как им экономически гораздо выгоднее платить за загрязнение, чем затрачивать средства на минимизацию отходов, строительство очистных сооружений, установок утилизации отходов, благоустройстве полигонов хранения отходов и т.д..

2). Недостаточное планирование и управление

Переход от жесткой административно-плановой системы управления экономикой к экономике рыночного типа определи отсутствие четкой системы планирования и управления с переходом к во многом стихийному развитию. Эта проблема касается практически всех отраслей промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Нельзя сказать, что попытки планирования не предпринимаются. Однако, декларируемые разработанные планы во многом расходятся с фактическим развитием. Например, отсутствие планируемого и предполагаемого развития промышленности и сельского хозяйства, привело к значительной миграции населения республик в столицы. Что в свою очередь, привело к стихийному размещению участков индивидуального, частного строительства, в разрез с ранее принятыми градостроительными решениями, с нарушением функционально-планировочной организации городской среды, учитывающей экологические особенности.

3). Недостаточная финансовая база

Недостаточная финансовая база является следствием длительного переходного периода в экономике. Недостаток финансирования привел ко многим отрицательным последствиям. Недостаточно или полностью не финансируются крупные природоохранные мероприятия. Кроме того, недостаточно финансируется деятельность государственных природоохранных органов. Фактически средства выделяются только на поддержание текущей деятельности.

4). Недостаточный уровень экологического образования и слаборазвитая инфраструктура

Понимание необходимости устойчивого развития в контексте здоровья и стабильности экосистемы как у общественности, так и в государственных органах республик конечно имеется. Как уже выше отмечалось оно даже документально определено во многих программных документах, утвержденных на самом высоком уровне. Однако, когда возникает вопрос о выборе конкретных действий, приоритет практически всегда отдается решению экономических и социальных проблем. Вероятно, подобная ситуация является следствием полного отсутствия экологического образования в регионе до 1991 года и его недостаточным уровнем в настоящее время.

5). Слабое или недостаточное вовлечение общественности

Общественность недостаточно информирована об экологических проблемах по следующим причинам:

1. Коммерчески,е независимые средства массовой информации предполагают сообщение материала пользующегося максимальным интересом потребителей, а экологическая информация таковой не является;

2. Некоммерческие, независимые средства массовой информации практически отсутствуют по причине отсутствия стабильных источников финансирования их деятельности;

3. Государственные средства массовой информации финансируются крайне скупо и не обеспечивают общественности широкого доступа к экологической информации.

Участие общественности в решении экологических проблем недостаточно, как по причинам отмеченным выше, так и по причине нечеткой регламентации форм этого участия в Законе «Об охране окружающей среды».

6). Переселение населения и растущая безработица. Неполная занятость

Переселение населения из мелких населенных пунктов в крупные, и растущая безработица привели к появлению многих экологических проблем. Наиболее существенная – увеличение нагрузки на службы удаления отходов в крупных населенных пунктах и до этого справлявшейся с ситуацией недостаточно удовлетворительно.
Анализ основных источников

II.3.1. Промышленные отходы

Промышленное хозяйство региона за последние 30 лет претерпело во многом общие для всех государств СНГ изменения. После периода постепенного подъема и относительного благополучия до 1991 года, последовал резкий спад продолжившийся до 1996 года. Это подтверждается и последовательным сокращением численности занятых в промышленности, несмотря на введение неполного рабочего дня и других замаскированных форм сокращения занятости.

После 1996 года наблюдается некоторая стабилизация экономического состояния на сравнительно низком уровне. Особенно сильно спад затронул перерабатывающие отрасли промышленности, т.е. кроме общего спада, в последние годы экономика республик претерпела существенные структурные изменения - в первую очередь это увеличение доли добывающих отраслей по сравнению с перерабатывающими, т.е. фактически произошла деиндустриализации стран. При настоящей экономической настоящей ситуации трудно ожидать каких-либо кардинальных изменений, так как добывающая отрасль промышленности привлекает наибольшие инвестиции в силу наименьших временных рисков.

Среди отходов других отраслей промышленности наибольший объем составляет зола и золошлаковые отходы энергетического комплекса.

В 1999 году по республикам промышленные отходы распределены следующим образом (млн. т):

Казахстан 92.0

Кыргызстан 48.0

Таджикистан 1.6

Туркменистан 0.16

Узбекистан 27.0

Таблица по промышленным отходам за 1999 год (млн. т.)



Из этого распределения нетрудно выделить республики с развитой горнодобывающей промышленностью. Тенденция роста промышленных отходов проявляется во всех республиках, что свидетельствует о явно недостаточном вовлечении промышленных отходов во вторичную переработку и использование.

Основные промышленные источники отходов региона приведены в Таблице1

II.3.2. Муниципальные отходы

В настоящее время сбор и вывоз муниципальных отходов проводится в основном по заявочной системе. Как и ранее, очистка большинства селитебных зон осуществляется в период проведения месячников благоустройства с подключением сил и средств всех предприятий и общественности.

Несмотря на рост численности населения и количества предприятий малого и среднего бизнеса объемы вывозимых отходов в последние годы сокращается.

Аналогичная картина наблюдается и с вывозом снега, смета с улиц и т.д., что очевидно, показывает на ухудшение функционирования системы сбора отходов, а не на действительное уменьшение объема их образования.

Объемы образующихся муниципальных отходов по республикам в 1999 году (млн. т):

Казахстан 4.63

Кыргызстан 2.637

Таджикистан 3.0

Туркменистан 1.1

Узбекистан 1.9

Таблица по бытовым отходам за 1999 год (млн. т.)



Резкое различие в объемах отходов между республиками объясняется различными системами их учета или их отсутствием и использованием в этих случаях экспертных оценок. В целом можно отметить для всех республик тенденцию роста образования муниципальных отходов и сокращение объема их вывоза.

Сведения по муниципальным отходам в разрезе городов региона представлены в Таблице 2.

Рост количества бытовых отходов, усложнение их химической природы приводят к возрастанию опасности для здоровья людей и окружающей среды. Традиционным решением проблемы отходов являются такие методы как организация безопасных свалок и мусоросжигание. Однако, несмотря на широкое распространение, эти методы не удовлетворяют требованиям сегодняшнего дня. Применяемые методы борьбы с отходами оказываются не приемлемыми для поддержания экологической безопасности.

Основные недостатки и трудности при сборе и транспортировке муниципальных отходов:

- парк специальных автомобилей, вывозящих мусор, устарел;

- обеспеченность контейнерами недостаточная;

- наблюдаются случаи несанкционированного вывоза и сброса отходов предприятиями и населением на не предназначенные для этого территории;

- в виду значительного роста городского населения устарели нормы накопления бытовых отходов;

- тарифы за вывоз отходов меньше, чем себестоимость его вывоза, что исключает возможность собственного обновления технических средств и не стимулирует улучшение качества работы;

- на территории населенных пунктов отмечаются стихийные свалки, ликвидация которых требует больших затрат.

Основные проблемы хранения бытовых отходов:

- эксплуатационные площади большинства полигонов эксплуатируются больше проектных сроков;

- большинство полигонов построено без соблюдения технических и санитарных норм безопасности;

- на полигонах работает недостаточное количество техники, а имеющаяся устарела;

- отсутствие средств на захоронение отходов и скудный бюджет полигонов позволяют в настоящее время лишь с трудом поддерживать сброс и утрамбовку вывозимых отходов. Не проводится постоянная межслойная изоляция отходов. Не проводится дезинсекция и дератизация. Имеется доступ посторонних лиц к сортировке и разборке мусора.

II.3.3. Сельскохозяйственные отходы

Сельское хозяйство за последние 10 лет претерпело во многом общие для экономик региона изменения. Однако, спад в сельском хозяйстве был не таким значительным, как в промышленности, а в последние годы наблюдается устойчивый рост, повлекший и рост объемов образующихся отходов.

Отличительной особенностью проблемы отходов сельского хозяйства является тот факт, что их наличие, в общем-то, не является проблемой для республик и они полностью утилизируются в самом сельском хозяйстве в виде корма скоту или органических удобрений, что весьма необходимо для бедных гумусом почв региона.

Объемы образующихся сельскохозяйственных отходов 1999 году (млн. т):

Казахстан 77.0

Кыргызстан 12.0

Таджикистан 10.0

Туркменистан нет данных

Узбекистан нет данных
Таблица по сельскохозяйственным отходам за 1999 год (млн. т.)



Отсутствие единой системы учета образования сельскохозяйственных отходов привело к использования для некоторых республик оценок их объемов.

II.3.4. Радиоактивные отходы

Накопление значительного количества радиоактивных отходов на территории республики явилось следствием деятельности горнодобывающих и перерабатывающих предприятий урановой промышленности, ведущейся с конца 40-х годов. Имеющиеся места захоронения радиоактивных отходов, в основном законсервированных источников ионизирующего излучения еще не исчерпали своих мощностей.

II.3.5. Военные отходы

Согласно официальным сообщениям Министерств обороны на территориях республик отсутствуют специфические военные отходы. Имеющиеся отходы подпадают под категорию бытовых отходов и обрабатываются аналогично бытовым отходам населения.
Оценка трансграничных аспектов

Опасность трансграничного загрязнения отходами существует в основном для хранилищ отходов цветной металлургии и хранилищ радиоактивных отходов, расположенных в бассейнах рек Сыр-Дарья, Зеравшан и Чу.
Оценка риска здоровью

Отходы на здоровье население влияют не непосредственно, а через распространение содержащихся в них вредных веществ с почвой, водой и воздухом, а также при попадании в организм вместе с пищей. Их влияние несомненно, однако, выделение составляющей загрязнения окружающей среды на фоне действия многих других факторов, например, социально-экономические условия, всегда представляло определенные трудности.

Особую тревогу в этом плане вызывают хранилища отходов горнорудного и химического производств. Местные медики давно сообщали, что уровень заболеваемости раком в районах расположения этих хранилищ очень высок. Повышена доля детей рождающихся с выраженными отклонениями. У многих жителей окрестных населенных пунктов более вероятны генетические изменения, которые могут отразится на будущих поколениях. К сожалению, отсутствуют точные сведения о риске здоровью, в виду недоступности данных об уровнях загрязнения и количестве специфических заболеваний в районах расположения уранодобывающих и перерабатывающих предприятий.
Необратимости изменения в окружающей среде и оценка социально-экономического риска

Горные экосистемы чрезвычайно чувствительны к антропогенному воздействию и порою деятельность человека может привести к необратимым последствиям.

Площади, занятые под законсервированные и действующие хранилища промышленных отходов незначительны. Несмотря на это, эти территории выведены из хозяйственного оборота надолго. Кроме того, хранилища часто расположены в ущельях, в непосредственной близости от горных рек, привлекательных как для поселения так и для хозяйственной деятельности. При строительстве хранилищ отходов часто изменяется устойчивость прилегающих склонов к оползням, нарушается режим поверхностных и грунтовых вод. Полностью изменяется своеобразный ландшафт, представляющий во многих случаях уникальную ценность. Размещение хранилищ приводит к полному уничтожению начального биоразнообразия и, в лучшем случае, через продолжительное время замене его на другие виды.

Размещение хранилищ без достаточной изоляции от загрязнения грунтовых вод (что особенно характерно для ранее действовавших предприятий) приводит к невозможности пользования местными месторождениями грунтовых вод на десятки лет, что вынуждает местное население пользоваться водой из отдаленных источников, доставляемой с большими затратами. Сами хранилища нуждаются в постоянном контроле и регулярном производстве профилактических и ремонтных работ по укреплению дамб, восстановлению обводящих каналов и т.д., что также непроизводительно отвлекает средства местных бюджетов.

Местное население, проживающее в районах размещения отходов всегда испытывает определенный дискомфорт от ожидания возможных разрушений и связанных с ними отрицательных экологических последствий, так как значительная часть территории региона подвержена воздействию природных катастроф. Это в значительной степени способствует усилению процессов внутренней миграции.

Основные захоронения/хранилища отходов региона представлены на схемах и в Таблице 3.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Управление отходами iconКонтро л ьная ра б ота №2 по дисциплине «Основы экологии и энергосбережения»
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь осуществляет меры по реализации единой государственной...

Управление отходами iconКонцепция обращения с твёрдыми коммунальными (бытовыми) отходами в Ульяновской области Преамбула
Концепция основывается на требованиях международного, российского и областного законодательства и направлена на реализацию государственной...

Управление отходами iconРеестр действующих лицензий на осуществление деятельности в области...

Управление отходами iconКраткий реферат
Разработка долгосрочной целевой инвестиционной программы обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Челябинской области,...

Управление отходами iconЗаконодательного Собрания Краснодарского края
Утвердить Концепцию обращения с отходами производства и потребления на территории Краснодарского края до 2020 года (прилагается)

Управление отходами iconГеоэкологические проблемы и пути их решения в сфере обращения с твердыми...
...

Управление отходами icon«Опыт Швеции в сфере городского планирования, устойчивого развития,...
Целью проекта является расширение международных экономических связей и установления деловых контактов между субъектами малого и среднего...

Управление отходами iconИнформация о предприятиях имеющих лицензию на обращение с опасными...
Ооо «Спецтехника» г. Нижняя Тура, ул. 40 лет Октября,36 тел./факс: 8(34342) 2-14-38. Директор Мартемьянов В. В. Лицензия оп-54-002315...

Управление отходами iconУчебно-методический комплекс для направления 38. 03. 02 “Менеджмент”...
«Антикризисное управление», «Инвестиционный менеджмент», «Корпоративное управление», «Управление проектами»

Управление отходами iconУправление диверсификацией инновационной медиа-компании
Специальность: 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную