Пояснительная записка Данная программа составлена на основе программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.: авторская программа по географии. 6-10 кл.\






НазваниеПояснительная записка Данная программа составлена на основе программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.: авторская программа по географии. 6-10 кл.\
страница1/3
Дата публикации25.02.2015
Размер0.5 Mb.
ТипПояснительная записка
e.120-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.: авторская программа по географии .6-10 кл.\Под редакцией В.И. Сиротина - М.:Дрофа ,2008.

В объёме 1час в неделю, всего 35 часов.

Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.

Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.

Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать свою будущую жизнь с географической наукой.

Цели и задачи курса:

Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира. Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:

•S освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов; S овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа

природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений; •S развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

•S сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для

целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях; •S развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран; S формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;

•S вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно

добывать информацию географического характера по данному курсу; S нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-

экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; ^ воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.

Курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Таким образом, предлагаемый курс географии можно назвать курсом географии для всех, вне зависимости от выбранного профиля обучения.

Содержание курса «География мира» дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования. В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах (1 час в неделю).

Используются такие формы обучения, как лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, зачет, практикум. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно- поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;

  • методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;

  • методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно- иллюстративного, частичнопоискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Используемые формы и способы проверки и оценки результатов деятельности: устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос), контрольные, самостоятельные, практические работы; выполнение тестовых заданий, географических диктантов. Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе. При оценке учитываются глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок.

Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе - теоретических знаний и приемов самостоятельной работы. Курс состоит из введения и 8 разделов: «Современная политическая карта мира», «Природа и человек в современном мире», «Население мира», «НТР и мировое хозяйство», «География мирового хозяйства», «Регионы и страны мира», «Современные глобальные проблемы человечества».

Учебно-тематический план:


раздела

Наименование разделов

Всего часов

Кол-во практичес ких работ

10 класс




Введение. Современные методы географических исследований.

1

-

1.

Современная политическая карта мира.

4

2

2.

Природа и человек в современном мире.

6

1

3.

Население мира

7

3

4.

НТР и мировое хозяйство

6

-

5.

География мирового хозяйства

11

3




ИТОГО:

35

9

11 класс

6.

Регионы и страны мира

27

3

7.

Россия в современном мире

3

-

8.

Современные глобальные проблемы человечества.

4

1




ИТОГО:

34 +1 резерв

4

Итого:

70

13







В программу внесены следующие изменения:

    1. Раздел «Природа земли» сокращен до 6 часов (вместо 8 часов) в связи с тем, что тема «Географическая оболочка, ее границы, составные части, свойства, этапы формирования» не предусмотрена Стандартом, при этом нужно учесть, что данная проблематика затрагивается при изучении географии в предшествующих классах.

    2. В рабочую программу включена тема, предусмотренная Стандартом, но не входящая в примерную программу по географии: «Научно-техническая революция»; данный материал позволяет понять особенности мирового хозяйства, поэтому на ее изучение в календарно-тематическом планировании отводится 6 часов.

    3. За счет резервного времени увеличено количество часов на изучение раздела «Регионы и страны мира» - на 7 часов, в связи с повышенным интересом учащихся при изучении данного раздела, всего по календарно-тематическому планированию - 27 часов.

В соответствии с методическими рекомендациями В.П. Максаковского в рабочей программе:

      1. Выделен раздел «Политическая карта мира» в начале курса, а не в составе раздела «Регионы и страны мира» (4 часа).

      2. Сокращен до 3 часов раздел «Россия в современном мире». Это связано с тем, что данные о России приводятся во всех темах общей характеристики мира, включая текстовые карты и статистические материалы в таблицах «Приложений». Таким образом, место России в современном мире изучается на протяжении разделов № 2 - 7 и отдельно в разделе 8 «Россия в современном мире» (3 часа).

      3. Уменьшено количество часов на изучение раздела «Население мира» - на 3 часа, всего по календарно-тематическому планированию - 7 часов.

Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Содержание программы

10 класс

(35 часов, 1 час в неделю)

Введение (1 час)

Предмет и структура экономической и социальной географии мира, уровни и методы её изучения. Основные источники географической информации. Различные виды карт и методы работы с ними. Картографический метод в исследовании процессов и явлений. Н.Н. Баранский и А.И. Витвер - основоположники отечественной экономической и социальной географии зарубежных стран. Методы географического сравнения территорий. Количественные и качественные характеристики территории. Аэрокосмические методы географических исследований. Метод моделирования. Геоинформационные системы.

Практическая работа: Анализ карт различной тематики. Раздел 1. Современная политическая карта мира (4 часа)

Политическая карта мира. Основные этапы формирования современной политической карты мира. Количественные и качественные изменения на политической карте мира в новейший период. Многообразие стран современного мира. Основные критерии выделения различных типов стран. Дифференциации стран современного мира: географическая, политическая; экономическая и социальная. Типы стран современного мира. Крупнейшие станы мира по площади территории и численности населения. Виды стран по географическому положению: приморские, внутриконтинентальные, полуостровные, островные, страны - архипелаги. Типология стран по уровню экономического развития. Политическая география. Государственное устройство стран. Зависимые (колонии) и независимые (суверенные) страны. Страна. Государство. Виды стран по формам правления (монархия, республика, государство Британского Содружества) и административно-территориальному устройству (унитарные, федеративные, конфедерация). Виды монархий (конституционные, абсолютные, теократические) и республик (президентская и парламентская). Геополитика. Международные отношения. "Горячие точки" планеты. Проблема сохранения мира и борьбы с международным терроризмом. Международные организации и их виды: универсальные, политические, военные и экономические. Крупнейшие универсальные, политические и военные международные организации: ООН, ОБСЕ, ЛАГ, ОАГ, НАТО. Страны - члены НАТО. Движение Неприсоединения. Неприсоединившиеся и нейтральные страны. Анализ политико-географического положения стран и регионов мира.

Страны и народы как основные объекты изучения школьной географии. Основные части света. Сущность понятий «Новый Свет», «Старый Свет».

Практические работы: 1. Типы стран современного мира. 2. Характеристика ПГП страны (по выбору уч- ся)

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Данная программа составлена на основе программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.: авторская программа по географии. 6-10 кл.\\ iconПояснительная записка рабочая программа для 10 11 классов составлена...
Примерных стандартов по географии. Стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., примерной...

Пояснительная записка Данная программа составлена на основе программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.: авторская программа по географии. 6-10 кл.\\ iconРабочая программа по географии для 10-11-х общеобразовательных классов...
...

Пояснительная записка Данная программа составлена на основе программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.: авторская программа по географии. 6-10 кл.\\ iconПояснительная записка Данная программа составлена на основе примерной...
Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать...

Пояснительная записка Данная программа составлена на основе программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.: авторская программа по географии. 6-10 кл.\\ iconПояснительная записка Данная программа составлена на основе примерной...
Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать...

Пояснительная записка Данная программа составлена на основе программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.: авторская программа по географии. 6-10 кл.\\ iconПояснительная записка Данная программа составлена на основе примерной...
Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать...

Пояснительная записка Данная программа составлена на основе программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.: авторская программа по географии. 6-10 кл.\\ iconА. П. Прокудин Приказ № от г
...

Пояснительная записка Данная программа составлена на основе программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.: авторская программа по географии. 6-10 кл.\\ iconРабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство»
...

Пояснительная записка Данная программа составлена на основе программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.: авторская программа по географии. 6-10 кл.\\ iconРабочая программа по географии 10-11 класс Для реализации в 10 -11 классах
Примерных стандартов по географии. Стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., примерной...

Пояснительная записка Данная программа составлена на основе программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.: авторская программа по географии. 6-10 кл.\\ iconУтверждено
Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. Данная программа опубликована в учебном издании «Примерная...

Пояснительная записка Данная программа составлена на основе программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.: авторская программа по географии. 6-10 кл.\\ iconПояснительная записка География 11 (трехгодичный) класс Статус документа...
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную