МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Факультет Финансово-экономический Кафедра Финансов и кредита
УТВЕРЖДАЮ
Декан финансово- экономического факультета
___________С.К. Ешугова
«_____»__________ 20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине В.В. 3.2. Финансовая среда и предпринимательство
по направлению
подготовки бакалавров 080100.62 Экономика
по профилю подготовки Финансы и кредит
Квалификация (степень)
выпускника Бакалавр
Форма обучения Очная, заочная
Майкоп
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по направлению (специальности) 080100.62 Экономика Составитель рабочей программы:
кандидат экономических наук, доцент
|
|
| Мальцева Е.С.
| (должность, ученое звание, степень)
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры Финансов и кредита
(наименование кафедры)
Заведующий кафедрой
«___»________20__г.
|
|
|
Пригода Л.В.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Одобрено учебно-методической комиссией факультета
(где осуществляется обучение) «___»_________20__г.
Председатель
учебно-методического
совета направления (специальности)
(где осуществляется обучение)
|
|
|
Пригода Л.В.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Декан факультета
(где осуществляется обучение)
«___»_________20__г.
|
|
|
Ешугова С.К.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«___»_________20__г.
|
|
|
Гук Г.А.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Зав. выпускающей кафедрой
по направлению (специальности)
|
|
|
Пригода Л.В.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
1. Цели и задачи освоения дисциплины Целью дисциплины «Финансовая среда и предпринимательство» состоит в формировании у студентов научного экономического мышления, умения анализировать предпринимательские риски, принимать оптимальные решения по их минимизации.
Задачи курса : сформировать знания будущего бакалавра, подготовить творческую личность, способную понимать тенденции и закономерности развития финансовой среды предпринимательства в условиях высокого уровня конкурентной борьбы в масштабах страны и отрасли в том числе.
В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести фундаментальные знания в сфере управления инвестициями, овладеть основными приемами и методами инвестиционного менеджмента на предприятии.. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина входит в перечень курсов вариативной части профессионального цикла ООП.
Она имеет предшествующие логические и содержательно-методические связи с дисциплинами базовой части профессионального цикла «Теория отраслевых рынков», «Рынок ценных бумаг», «Инвестиции», а также сопутствующие связи с дисциплинами «Долгосрочная финансовая политика предприятия», «Краткосрочная финансовая политика предприятия».
Дисциплина направлена на изучение сферы экономических отношений, связанных с управлением финансами коммерческой организации, формирование глубоких теоретических знания и практических навыков по вопросам повышения эффективности управления финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов в условиях конкурентной борьбы, а также освоение методологии и методики принятия решений в условиях неопределенности.
Знания, полученные в ходе изучения дисциплины, обеспечивают изучение таких дисциплин как «Финансовые рынки», «Страхование инвестиций», «Оценка стоимости бизнеса». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);
способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);
способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
сущность, функции и основные принципы организации и функционирования предпринимательского предприятия, его информационное обеспечение;
современное законодательство, нормативные документы и методические материалы, регулирующие на предпринимательскую деятельность;
практику формирования политики управления предпринимательскими рисками предприятия;
основы организации управления предпринимательской деятельностью на предприятиях;
формирования инвестиционных ресурсов с учетом рисков;
основную отечественную и зарубежную литературу по теоретическим и практическим вопросам управления предпринимательской деятельности предприятия.
Уметь:
анализировать информационные и статистические материалы по оценке предпринимательской привлекательности предприятия, используя современные методы и показатели такой оценки;
использовать современные методики оценки эффективности управления предпринимательскими рисками, включая инвестиционные проекты и финансовые рыночные инструменты;
использовать современное программное обеспечение для разработки и реализации управленческих решений, а также оценки их эффективности.
Владеть навыками:
эффективного построения функционально ориентированных схем управления предпринимательской деятельностью на предприятии с учетом рисков;
оценки эффективности и выбора наиболее целесообразных проектов при управлении производственно финансовой и хозяйственной деятельностью предприятия.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов). Объем дисциплины и виды учебной работы ОФО
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 7
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 72/2
| 72/2
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 36/1
| 36/1
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
|
|
|
| Семинары (С)
| 36/1
| 36/1
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 36/1
| 36/1
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
|
|
|
| Расчетно-графические работы
| 9/0,25
| 9/0,25
|
|
|
| Реферат
| 9/0,25
| 9/0,25
|
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
2. Проведение мониторинга, подбор и анализ статистических данных
|
9/0,25
9/0,25
|
9/0,25
9/0,25
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
зачет
|
+
|
+
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 108/3
| 108/3
|
|
|
|
Объем дисциплины и виды учебной работы ЗФО
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 7
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 12/0,3
| 12/0,3
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 6/0,15
| 6/0,15
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
|
|
|
| Семинары (С)
| 6/0,15
| 6/0,15
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 96/2,7
| 96/2,7
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
|
|
|
| Расчетно-графические работы
| 18/0,5
| 18/0,5
|
|
|
| Реферат
| 18/0,5
| 18/0,5
|
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
2. Проведение мониторинга, подбор и анализ статистических данных
|
30/0,85
30/0,85
|
30/0,85
30/0,85
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
зачет
|
+
|
+
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 108/3
| 108/3
|
|
|
|
5. Структура и содержание дисциплины 5.1. Структура дисциплины ОФО
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
|
|
| Изучение существующей предпринимательской среды
| 1-2
| 4
| 4
|
| 4
| Обсуждение докладов
|
| Модели оценки предпринимательской среды
| 3-4
| 4
| 4
|
| 4
| Блиц-опрос
|
| Понятие риска, принципы и критерии его формирования
| 5-6
| 4
| 4
|
| 4
| Тестирование
|
| Предпринимательский риск и состояние экономики
| 7-8
| 4
| 4
|
| 4
| Тестирование
|
| Основные факторы, влияющие на предпринимательский риск
| 9-10
| 4
| 4
|
| 4
| Тестирование
|
| Классификация рисков, принципы и критерии
| 11-12
| 4
| 4
|
| 4
| Блиц-опрос
|
| Методы оценки предпринимательских рисков
| 13-14
| 4
| 4
|
| 4
| Тестирование
|
| Риск банкротства как основное проявление финансовых рисков
| 15-16
| 4
| 4
|
| 4
| Блиц-опрос
|
| Анализ и оптимизация предпринимательских рисков
| 17-18
| 4
| 4
|
| 4
| Обсуждение докладов
|
| Промежуточная
аттестация
| 18
|
|
|
|
| Зачет в устной форме
|
| ИТОГО:
|
| 36
| 36
|
| 36
|
|
5.2. Структура дисциплины ЗФО
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
|
| Изучение существующей предпринимательской среды
|
| 1
|
|
| 10
|
| Модели оценки предпринимательской среды
|
| 1
|
|
| 10
|
| Понятие риска, принципы и критерии его формирования
|
| 1
|
|
| 10
|
| Предпринимательский риск и состояние экономики
|
| 1
| 1
|
| 12
|
| Основные факторы, влияющие на предпринимательский риск
|
| 1
| 1
|
| 10
|
| Классификация рисков, принципы и критерии
|
| 1
| 1
|
| 12
|
| Методы оценки предпринимательских рисков
|
|
| 1
|
| 10
|
| Риск банкротства как основное проявление финансовых рисков
|
|
| 1
|
| 12
|
| Анализ и оптимизация предпринимательских рисков
|
|
| 1
|
| 10
|
| Промежуточная
аттестация
Зачет в устной форме
|
|
|
|
|
|
| ИТОГО:
|
| 6
| 6
|
| 96
|
|