Скачать 74.92 Kb.
|
ТЕМА Международные валютно-кредитные и финансовые организации
Вопрос 1. Роль международных валютно-кредитных и финансовых организаций (МВКФО) в глобальной экономике. МВКФО обеспечивают международное сотрудничество в валютно-кредитной и финансовой сферах. Они же формируют институциональную структуру в этих сферах. Цели МВФКР: - межгосударственное регулирование валютно-кредитной и финансовой сфер; - разработка и принятие коллективных решений; - координация политики национальных государств в валютно-кредитной и финансовой сферах. Противоречия в деятельности МВКФО: - обеспечение интересов, прежде всего, группы развитых стран; - защита интересов транснационального бизнеса, часто противоречащая интересам национальных государств; - непротиводействие спекулятивным тенденциям в глобальной экономике; - противодействие политике национальных государств, направленной на использование возможностей государства для ускорения темпов экономического развития. Классификация МВКФО:
- формальные, создаваемые на основе межгосударственных договоров; - неформальные, создаваемые для согласования интересов и разработки рекомендаций. 2) по типу деятельности: - осуществляющие валютно-кредитные и финансовые операции с использованием собственных и заемных ресурсов; - обеспечивающие разработку международных соглашений, обмен информацией между странами; сбор статистических данных; проведение научных исследований; - сочетающие выполнение всех перечисленных функций (например, МВФ). 3) по характеру деятельности: - глобальные; - региональные. Вопрос 2. Международный валютный фонд (МВФ). Создан в соответствии с решением Бреттон-Вудской конференции в 1944 г., начал функционировать в 1946 г. В момент основания сходило 39 государств, в 2010 г. – 185 государств. МВФ – специализированная организация ООН, но ООН практически не влияет на деятельность МВФ. Деятельность регулируется Уставом МВФ. Здесь определены цели МВФ: - содействие международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере; - содействие расширению международной торговли; - обеспечение стабильности валют; - содействие в организации международных расчетов и устранении валютных ограничений; - предоставление кредитов странам-членам для устранения дефицита в платежных балансах. Капитал МВФ формируется из взносов стран-членов. Размер взноса определяет долю (квоту) страны в капитале МВФ и определяется при вступлении страны в МВФ. Размер квоты зависит: - от объема ВВП страны; - от объема текущих операций платежного баланса; - от объема золотовалютных резервов страны. Квота страны-члена МВФ определяет: - количество голосов страны в МВФ; - объем возможного привлечения кредитов МВФ; - объем получаемых SDR при их очередном распределении. Капитал МВФ пересматривается раз в 5 лет, одновременно пересматриваются и квоты стран-членов. Доля РФ в капитале МВФ составляет 2,79%. Квоты состоят на 25% из резервных валют и на 75% - из национальной валюты страны-члена. СДР (SDR) – счетная единица, используемая в рамках МВФ. Одновременно это и резервный актив, эмитируемый МВФ и распределяемый среди стран-участниц в зависимости от квот в капитале МВФ. Стоимость СДР рассчитывается на основе корзины валют, которая состоит из доллара, евро, фунта стерлингов и йены. Эимссия наличных СДР не осуществляется. Использование СДР: Развитые страны обязаны покупать СДР у стран, испытывающих проблемы с платежным балансом, и расплачиваться СКВ, что позволяет странам-держателям СДР получать средства в СКВ. За такой обмен страны, купившие СДР в обмен на СКВ, получают процентные платежи от стран, обменявших СДР. Для кредитования наряду с собственным капиталом МВФ использует заёмные ресурсы, т.е. берет кредиты у развитых стран. До сего дня МВФ не привлекал кредиты частных банков. Кредиты МВФ. Они носят целевой характер и предоставляются для финансирования дефицитов платежных балансов и обеспечения макроэкономической стабильности. Кредиты МВФ оформляются в виде операции СВОП: страна-заемщик выкупает у МВФ СКВ за свою национальную валюту с обязательством выкупить в будущем свою национальную валюту. Кредит МВФ обычно предоставляется траншами. Формы получения ресурсов МВФ: - получение резервной доли (первый кредитный транш); - получение кредитных долей, в том числе: - кредиты «стенд-бай»; - механизм расширенного кредитования; - специальные кредитные механизмы. Получение резервной доли (первый кредитный транш): Резервная доля – средства, которые страна может получить у МВФ в первоочередном порядке для покрытия дефицита платежного баланса. Резервная доля – превышение квоты страны над суммой национальной валюты этой страны на счете МВФ. Следовательно, получение этих ресурсов означает отзыв страной средств в СКВ, внесённых в качестве своей квоты в МВФ. Кредитные доли – это кредиты, которые страны-члены могут получить у МВФ сверх резервной доли. Но доступ стран к кредитным ресурсам всё же ограничен. Предоставление кредита оформляется операцией СВОП. Объем валюты конкретной страны в активах МВФ не может превышать 200% квоты этой страны, включая 75% квоты, вносимой в национальной валюте. Следовательно, сумма кредита, предоставляемого конкретной стране, не должна превышать 125% её квоты (200%-75%). Только экстренные случаи позволяют нарушить эти правила. В рамках договоренностей о резервных кредитах стенд-бай МВФ открывает странам-членам кредитные линии на срок до 3 лет для финансирования дефицитов платежных балансов. Условием открытия кредитной линии является обязательство страны следовать рекомендациям в макроэкономической политике, выработанных экспертами МВФ. Механизм расширенного кредитования используется, если у страны возник устойчивый дефицит платежного баланса, вызванный структурными факторами. В этом случае кредит предоставляется в большем объеме и на более длительный срок, чем кредит стенд-бай. Страна обязуется выполнять требования стабилизационной программы, в противном случае очередной транш займа страна не получит. Специальные кредитные механизмы включают в себя: - механизм компенсационного кредитования; - механизм кредитования дополнительных резервов; -экстренная помощь; - механизм экстренного финансирования; - механизм поддержки торговой интеграции. Указанные механизмы применяются в специфических случаях возникновения дефицитов платежного баланса, а именно: - резкое снижение экспорта; - отток капитала из страны; - стихийные бедствия; - угроза остановки международных расчетов; - отрицательные последствия для развивающихся стран либерализации внешней торговли. Последствия действия стабилизационных программ МВФ не всегда можно оценить как однозначно положительные. Стабилизационные программы предполагают жесткую рестрикционную денежно-кредитную и бюджетную политику стран-заёмщиков. Результатом этих программ может явиться проникновение иностранного капитала в финансовый и сырьевой секторы экономики стран-заёмщиц и стагнация развития современных отраслей. В результате программ МВФ в ряде стран разразился кризис: Россия (1998 г.), Бразилия (1999 г.), Аргентина (2001 г.). Вопрос 3. Международные банковские организации. Группа Всемирного банка (ВБ). Является специализированным учреждением ООН и включает в себя Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и 4 учреждённые им международные финансовые организации: - Международную ассоциацию развития (МАР) - Международную финансовую корпорацию (МФК) - Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГАИ) - Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Международный банк реконструкции и развития (МБРР) создан одновременно с МВФ в 1944 г. Призван решать следующие задачи: - оказание странам-членам содействия в реконструкции и развитии экономики; - содействие частным инвестициям; - содействие росту международной торговли. Капитал банка состоит из уставного и заемного капитала. Заемный капитал формируется за счет размещения облигаций на мировом рынке ссудного капитала. Доля России в уставном капитале – 2,85%. Уставный капитал формируется на основе подписки стран-членов на акции. Сейчас оплачено около 6% уставного капитала, остальная часть может быть востребовала в случае острой необходимости. МБРР предоставляет кредиты странам-членам, могут кредитоваться частные компании под государственную гарантию. Сначала МБРР кредитовал преимущественно инфраструктурные проекты, позже – социальные проекты. Сейчас в основном МБРР перешел от финансирования проектов к программам. Цели таких программ: - уменьшение участия государства в экономике; - отмена ограничений в отношении иностранного капитала. Россия присоединилась к группе Всемирного банка в 1992 году. В настоящее время головная организация группы ВБ - Международный банк реконструкции и развития - финансирует в России девять инвестиционных проектов на общую сумму 596 миллионов долларов (2013 год). Сейчас действует Стратегия партнерства Всемирного банка с Российской Федерацией. Международная ассоциация развития предоставляет кредиты странам с самым низким показателем ВВП на душу населения. Международная финансовая корпорация оказывает поддержку частному сектору. Многостороннее агентство гарантирования инвестиций страхует прямые инвестиции в развивающиеся страны от некоммерческих рисков (национализация, военные действия, гражданские беспорядки). Банк международных расчетов (БМР). Создан в 1930 г. на основе межправительственного соглашения 6 европейских стран. Является международным банком центральных банков (создан в форме акционерного общества, акционерам выплачиваются дивиденды; с 2002 года правом владения акциями БМР обладают только центральные банки). Цели БМР: - содействие сотрудничеству центральных банков; - выполнение функций банка- агента при проведении операций банков-членов. Основной источник ресурсов – депозиты центральных банков в резервных валютах. Банк России участвует в БМР с 1996 года. Операции и функции БМР: - осуществляет прием депозитов центральных банков в резервных валютах; - предоставляет краткосрочные кредиты центральным банкам; - является агентом центральных банков при операциях на валютном рынке; - содействует развитию международных расчетов; - организует совместные интервенции центральных банков в целях стабилизации курсов резервных валют; - осуществляет наблюдение за функционированием еврорынка. |
![]() | Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учеб для вузов/ред. Л. Н. Красавина. 3- е изд., перераб. М.: Финансы и статистика,... | ![]() | Ноу впо «Институт международных экономических отношений». Международные расчеты и валютно-кредитные отношения |
![]() | Бабурина Н. А. Международные валютно-кредитные отношения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ![]() | Международные экономические отношения", а также курсов "Международные транспортные перевозки", "Международные валютно-кредитные отношения",... |
![]() | Международная торговля как ведущая форма мирохозяйственных связей. Международное движение капитала. Международный кредит. Международные... | ![]() | Радион М. А. Международные валютно-кредитные отношения [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 88... |
![]() | «Анализ рисков и экономическая безопасность», «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения» | ![]() | «бакалавр». Профили: «Финансы и кредит»», «Государственные и муниципальные финансы», «Корпоративное управление», «Страхование», «Мировая... |
![]() | Работа выполнена на кафедре «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения» фгобувпо «Финансовый университет при Правительстве... | ![]() | Работа выполнена на кафедре «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения» в фгобувпо «Финансовый университет при Правительстве... |