Скачать 250.02 Kb.
|
![]() Открытое акционерное общество «ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТР УРОВНЯ ЖИЗНИ » Центр послевузовского и дополнительного профессионального образования «Принято» «Утверждаю» Решение Ученого совета Генеральный директор «28» июня 2012г. д.э.н. В.Н.Бобков Протокол № 2 «2» августа 2012г. Программа кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» для специальности: 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика труда)» Москва 2012 г. Содержание II. Содержание кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» 5
Дисциплина «История и философия науки», выполняя по отношению к научной деятельности, прежде всего, методологическую функцию, является необходимым познавательным инструментом для аспирантов, которые по окончании своего обучения должны написать кандидатскую диссертацию. В результате изучения данного курса аспирант должен приобрести следующие компетенции: Знать:
Уметь:
Приобрести следующие навыки:
II. Содержание кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»2.1. Общие проблемы философии науки Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки. Философия науки как философская дисциплина, ее социокультурное значение. Предмет, основные концепции философии науки. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Эволюция подходов к анализу науки. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Тема 2. Наука и вненаучное знание. Проблемы дисциплинарного строения современного научного знания. Структура научного знания (системный подход). Научное и вненаучное знание. Ценность научной рациональности. Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Классификация наук. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества: наука как мировоззрение, наука как производительная сила. Научное знание как сложная развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни познания, критерии их различения. Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Методы научного познания и их классификация. Тема 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. Генезис науки и проблема периодизации ее истории. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Средневековая наука. Формирование опытной науки в новоеропейской культуре. Декартовская и ньютоновская научные программы. Главные этапы становления науки на рубеже 19 – 20 вв. Революция в естествознании. Становление неклассической науки. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук. Становление социальных и гуманитарных наук. Тема 4. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Динамика научного знания: модели роста. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач. Общие закономерности развития науки. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука. Тема 5. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. 2.2. Философские проблемы социально-гуманитарных наук Тема 1. Основные исследовательские программы СГН, Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. Субъект социально-гуманитарного познания. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры научного знания: социология, экономика, политология, наука о культуре. Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Натуралистическая исследовательская программа. Антинатуралистическая исследовательская программа. Особенности общества и человека, его коммуникаций и духовной жизни как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в СГН. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках. Индивидуальный субъект, его форма существования. Включенность сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования СГН. Коллективный субъект, его формы существования.Научное сообщество как субъект познания. Коммуникативная рациональность. Тема 2. Жизнь как категория наук об обществе и культуре. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А. Бергсон, В. Дильтей, философская антропология). Ограниченность применения естественно-научных методов, причинных схем в СГН. Познание и «переживание» жизни — основное содержание художественных произведений. История — одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль и др.). Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия, осуществления жизни. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время. Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте (М.М. Бахтин). Введение понятия хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик. Тема 3. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы Коммуникативность (общение ученых) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социокультурной природы научного познания. Научные конвенции (соглашения, договоренности) как необходимость и следствие коммуникативной природы познания. Моральная ответственность ученого за введение конвенций. Индоктринация как одно из следствий коммуникативности науки. Тема 4. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности СГН. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности СГН. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании. Принципы «логики социальных наук» К. Поппера. Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Объяснение — функция теории. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как «органону наук о духе» (В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер). Герменевтика — наука о понимании и интерпретации текста. Интерпретация как общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании. Тема 5. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. Рациональное, объективное, истинное в СГН. Классическая и неклассическая концепции истины в СГН. Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения СГН. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Релятивизм, психологизм, историзм в СГН и проблема истины. Вера и знание, достоверность и сомнение, укорененность веры как «формы жизни» (Л. Витгенштейн) в допонятийных структурах. Диалектика веры и сомнения. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (Л. Витгенштейн). Вера и верования - обязательные компоненты и основания личностного знания, социального опыта, «образцов» и установок, апробированных в культуре. Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания. «Философская вера» как вера мыслящего человека (К. Ясперс). 2.3. История экономических учений Тема 1. История экономических учений как наука. Экономическая мысль в рабовладельческой и феодальной эпохе. Экономические воззрения меркантилистов. Предмет истории экономических учений. Задачи курса. Изучение и сопоставление различных теоретических и методологических подходов решения хозяйственных задач. Методы историчности и системного анализа. Критерии периодизации истории экономической мысли и различные варианты классификации экономических теорий. Экономическая мысль Египта, Вавилона, Индии, Китая и других стран с азиатским способом производства как часть науки об управлении государством. Отражение экономической мысли древнеегипетского («Речение Ипусера») и древневавилонского (законы царя Хаммурапи) царств. Экономическая мысль Китая в трудах Конфуция (V в. до н.э.). Экономические взгляды древнегреческих философов. Особенности трактовок разделения труда, сущности и функции денег у Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Экономическая мысль Востока в средние века. Экономические советы Ли Гоу в трактате «План обогащения государства, план усиления армии, план успокоения народа» (ХI век, Китай). Особенности экономического хозяйствования в эпоху первоначального накопления капитала. Меркантилисты. Предмет и метод. Создание учения о богатстве страны и путях его умножения. Особенности раннего и позднего меркантелизма. Возникновение количественной теории денег. Историческое значение меркантелизма. Тема 2. Становление и развитие классической политэкономии. Физиократы. Исторические условия возникновения классической политэкономии. Особенности перехода от меркантилизма к классической политэкономии в Англии. Основы трудовой теории стоимости. Труд источник богатства. Возникновение классической политической экономии во Франции. П. Буагильбер - родоначальник французской классической школы. Физиократы. Общая характеристика идей физиократизма. Роль объективных законов («невидимой руки») в формировании экономических отношений между людьми. «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смита. Трудовая теория стоимости. Анализ разделения труда в мануфактуре. Учение о классах. Трактовки стоимости, заработной платы, прибыли, ренты. Теория денег. Характеристика капитала и его структуры. Учение о воспроизводстве. Экономический либерализм А. Смита. Роль свободного рынка как регулятора производства. Экономическая политика государства. Анализ государственного бюджета и государственного долга. Принципы налогообложения. Эпоха промышленного переворота и её отражение в трудах Д. Рикардо. Роль свободной торговли в регулировании обращения золота, колебании цен, установлении экономического равновесия. Программа регулирования системы денежного обращения в Англии. Представители классического направления. Ж.Б.Сей , Т. Мальтус и Дж.С. Миль. Тема 3. Экономические концепции социалистов-утопистов и представителей экономического романтизма. Предпосылки возникновения и общая характеристика теорий утопического социализма Ш.Фурье, К.Сен-Симона, Р. Оуэна. Первые представители утопического социализма. Экономические учения западноевропейских социалистов-утопистов начала ХIX в. Критика экономики свободной конкуренции в трудах Ш. Фурье, К. Сен-Симона, Р. Оуэна. Проекты экономического реформирования общества. Разработка концепции социалистической организации общества в трудах социалистов-рикардианцев У. Томпсона, Дж. Грея, Дж. Брея, Т. Годскина. Представители теории «экономического романтизма»: С. Сисмонди и П.Ж. Прудон. Тема 4. Историческая школа в экономической теории. Зарождение и основные направления теории маржиналистов. Причины возникновения и основные положения теории. Защита национальной специфики хозяйства. Государственные институты. Старая историческая школа и новая историческая школа. Влияние морали, этики и религиозных воззрений на экономику. Основные представители: В.Рошер, Б.Гильдебранд, К.Книсс., Г.Шмоллер,Карл Бюхер, Луйо Брентано, М.Вебер, В.Зомбарт. Предпосылки возникновения маржинализма. Применение функционального анализа, средств математики, предельных экономических показателей и системного подхода. Родоначальники маржинализма Г. Госсен и К. Менгер. «Австрийская школа» Г. Госсен, К. Менгер, О. Бем-Баверк, Ф. Визер. Разработка концепции «предельной полезности», закон «насыщения потребностей», «хозяйства Робинзона». Понятие блага. Обмен. Выгода. Основные работы. «Математическая школа». У. Джевонс, Л. Вальрас, В. Парето. Применение математического аппарата к анализу экономических явлений. Кривая спроса и предложения. Кривая безразличия. Закон распределения доходов. Тема 5. Современные доктрины экономической мысли Западногерманский неолиберализм. Понятие неолибарализма. Ордолиберализм. Концепция "социального рыночного хозяйства". В. Ойкен о типах экономических систем. Роль государства в "социальном рыночном хозяйстве". Экономические взгляды Л.Эрхарда и Ф. Хайека. Американский монетаризм. Чикагская школа монетаризма. Вклад монетаризма в экономическую мысль. Экономические взгляды М. Фридмена. Современный этап развития неолиберализма. Причины возникновения и основная идея неоклассического синтеза. Сочетание трудовой теории стоимости и теории предельной полезности. Сочетание анализа на микро и макро уровне. Широкое применение математических методов. Поиск компромисса между разными школами и экономическими направлениями. Самуэльсон, «Экономикс». «Главные вопросы» экономики. Конкуренция как основной механизм регулирования пропорций общественного производства. Экономический максимум и экономическое равновесие. Теория предпочтений. Основные направления развития экономической теории конца XX века. 2.4 Вопросы для подготовки к кандидатским экзаменам для аспирантов по истории и философии науки (для всех отраслей науки):
постнеклассической).
2.5 Вопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки для экономических наук:
III. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература
Дополнительная литература
Интернет-ссылки
IV. Допуск и сдача кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» 4.1. Последовательность сдачи кандидатского экзамена Сдача кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» состоит из двух этапов. На первом этапе аспиранту (соискателю) на базе прослушанного курса по истории экономических наук или самостоятельного изучения историко-научного материала, в соответствии с требованиями ВАК Министерства образования РФ, необходимо представить реферат по истории экономических наук. Тема реферата выбирается самим аспирантом или соискателем. При этом необходимо руководствоваться примерным списком тем рефератов, а также тематикой диссертационного исследования. Тема реферата согласовывается аспирантом (соискателем) с научным руководителем диссертации и после представления в центр послевузовского и дополнительного профессионального образования утверждается генеральным директором открытого акционерного общества «Всероссийский центр уровня жизни» (ОАО «ВЦУЖ»). Первичную экспертизу подготовленного по истории экономических наук реферата проводит научный руководитель, а также специалист по истории экономических наук, прошедший повышение квалификации по дисциплине «История и философия науки», который предоставляет короткую рецензию на реферат (приложение №1) и выставляет оценку по системе «зачтено - не зачтено». При наличии оценки «зачтено» аспирант (соискатель) допускается ко второму этапу. Второй этап предусматривает сдачу аспирантом (соискателем) устного экзамена по философии науки и по философским (методологическим) проблемам экономических наук экзаменационной комиссии. Кандидатский экзамен принимается по билетам, включающих по два теоретических вопроса из перечня данной программы. Таким образом, оценка ответа аспиранта (соискателя) складывается из двух составляющих: оценки реферата и оценки устного ответа на экзамене. Аспирант (соискатель) обязан сдать в центр послевузовского и дополнительного профессионального образования ОАО «ВЦУЖ» реферат, оформленный в соответствии с указанными ниже требованиями не позднее, чем за две недели до предполагаемой даты кандидатского экзамена. 4.2 Требования к реферату по курсу «История экономических наук» Реферат должен быть самостоятельной работой, показывающей способность автора разбираться в вопросах истории научной дисциплины, которой он занимается, в ее философских проблемах. Философские идеи, пересказанные своими словами, мысли других авторов и цитаты должны иметь указания на источник (ссылки должны быть оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению ссылок в диссертационном тексте). Прямое заимствование без указания источника недопустимо. Структура реферата должна быть следующей: 1. Титульный лист реферата (приложение №2).
6. Список использованной литературы со ссылками на Интернет-ресурсы. Реферат должен быть набран в текстовом редакторе Word for Windows (версия 6.0, 7.0), шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, межстрочный интервал 1,5; границы – слева 3 см, с остальных сторон по 2 см. Объем реферата от 20 до 25 страниц. Нумерация страниц сквозная. Оформление реферата предполагает наличие обложки. Реферат должен быть тем или иным способом сброшюрован. 4.3 Примерная тематика рефератов по истории экономических наук (экономика труда) 1. Эволюция экономики труда в советский период. 2. Концепции и школы, относящиеся к экономике труда. 3. Экономика труда в классической политической экономии. 4. Формирование представлений об экономике труда как науке. 5. Тейлоризм и его применение в современных условиях. 6. Экономическая теория труда. 7. Особенности функционирования глобального рынка труда. 8. Современные подходы к теории труда. 9. Эволюция теоретических взглядов на содержание понятия «вознаграждение за труд». 10. История организации заработной платы в России. 11. Особенности рыночного механизма оплаты труда: от индустриального до постиндустриального общества. 12. История тарифной системы как основы организации заработной платы. 13. Возникновение и развитие бестарифной модели организации оплаты труда в России. 14. Исторические параллели в трудах Ф.Тейлора, А.К.Гастева и П.М.Керженцова. 15. Возникновение и развитие науки об организации труда. Приложение №1 Рецензия (заполняет специалист по истории экономических наук) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка: _____________________________ Специалист по истории экономических наук ______________________ ________________________ _______________ ________________________ должность, ученая степень, ученое звание подпись инициалы и фамилия _____________ 201__ г. При оценке реферата преподаватель исходит из следующих критериев:
Приложение №2 ![]() Открытое акционерное общество «ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТР УРОВНЯ ЖИЗНИ » Центр послевузовского и дополнительного профессионального образования Специальность: 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (экономика труда) К сдаче кандидатского экзамена по истории и философии науки допущен: Руководитель центра послевузовского и дополнительного профессионального образования _________ ___ ________ ___ ____________ 201_ г. РЕФЕРАТ по истории экономических наук на тему: __________________________________________________________________ Аспирант (соискатель) ___________________ ________________________ подпись инициалы и фамилия _____________ 201__ г. СОГЛАСОВАНО Научный руководитель, ________________________ _______________ ________________________ должность, ученая степень, ученое звание подпись инициалы и фамилия ___ _____________ 201__ г. ОЦЕНКА ____________________ Специалист по истории экономических наук ________________________ _______________ ________________________ должность, ученая степень, ученое звание подпись инициалы и фамилия ___ _____________ 201__ г. План реферата
|
![]() | Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана для аспирантов и соискателей всех научных специальностей | ![]() | ... |
![]() | Настоящая программа ориентирована на подготовку соискателей ученой степени кандидата наук, занимающихся научно-исследовательской... | ![]() | Настоящая программа ориентирована на подготовку соискателей ученой степени кандидата наук, занимающихся научно-исследовательской... |
![]() | Настоящая программа ориентирована на подготовку соискателей ученой степени кандидата наук, занимающихся научно-исследовательской... | ![]() | «О профориентационной работе в сгэу. О выполнении плана мероприятий по подготовке к приему в 2013 году, утвержденного решением ученого... |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ![]() | Общие проблемы философии науки. Философия социально-гуманитарных наук. История педагогики |
![]() | Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе... | ![]() | Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе... |