Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет философии
Программа дисциплины ГЕОПОЛИТИКА:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
для направления 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра
Автор программы: Матвейчев О.А., к.филос.н., Matveichev_OA@gov.ru
Одобрена на заседании кафедры практической философии «___»__________ 20 г
Зав. кафедрой А.Ф. Филиппов Рекомендована секцией УМС «Философия» «___»____________ 20 г
Председатель Е.Г. Драгалина-Черная Утверждена УС факультета философии «___»_____________20 г.
Ученый секретарь ____________________ ________________________ [подпись] Москва, 2013
1 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100.62 Философия подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Практическая риторика».
Программа разработана в соответствии с:
Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по философии;
Образовательной программой 030100.62 «Философия».
Рабочим учебным планом университета по направлению 030100.62 «Философия», утвержденным в 2011 г.
2 Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Геополитика: история и современность» являются формирование у студентов устойчивых представлений об истории и теории геополитики, позволяющих более глубоко анализировать суть мировых процессов, а так же формирование философского типа мышления, обеспечивающего ориентацию человека в условиях современной динамики общественных процессов.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать крупнейшие политические учения прошлого и современности и применять их к сложившейся на сегодняшний день геополитической ситуации в мире, а кроме того, интерпретировать их учение в широком философском контексте и с точки зрения новейших историко-философских исследований.
Уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, обладать способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы.
Владеть навыками аналитико-синтетической мыслительной деятельности, в рамках которой описывается, представляется и преобразуется мыслимое содержание, и на основе которой строятся далее другие целеполагающие и целереализующие виды деятельности.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение
использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и
экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
(формируется частично)
| ОНК-1
| - распознает актуальные социально-значимые проблемы в социальной и культурной жизни;
- применяет концепции и подходы социологии культуры для объяснения явлений и процессов социальной жизни и интерпретации эмпирических кейсов;
- оценивает образцы научной аргументации в научных текстах и публичных выступлениях.
| лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях
| Владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и
убедительно оформить результаты мыслительной деятельности
(формируется частично)
| ИК-1
| - демонстрирует способность представления материала;
- владеет способностью оппонирования на основе построения критической аргументации.
| дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»)
| Способность использовать знание и понимание проблем человека в современном мире,
ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного диалога
(формируется частично)
| СЛК-6
| - распознает основные философские и культурные проблемы в конкретных эмпирических кейсах;
- представляет связи между конкретными научными объяснениями и фундаментальными философскими проблемами и альтернативами.
| лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях
| Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и
современных проблем социальной философии (сущность, структура и функционирование общества, механизмы
и формы социальных изменений, принципы исторической типологии общества)
(формируется частично)
| ПК-3
| - распознает основные социологические подходы к анализу культуры;
- использует теоретический ресурс описаний различных концепций социологии культуры для интерпретации конкретных эмпирических кейсов;
- интерпретирует явления социальной и культурной жизни с опорой на аппарат социологии культуры.
| лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях
| Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и
современных проблем эстетики (история эстетических учений, основные категории эстетики, эстетическое и
художественное творчество)
(формируется частично)
| ПК-7
| - распознает основные философские и культурные оппозиции в образцах научного описания искусства и массовой культуры.
| лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях
| Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и
современных проблем философских проблем естественных, технических и гуманитарных наук (основные
философские проблемы физики, математики, биологии, истории и др.)
(формируется частично)
| ПК-10
| - воспроизводит ключевые положения основных концепций и подходов социологии культуры;
- представляет связи между основными проблемами социологии и существующими подходами к анализу культуры.
| лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях
| Знание различных методов научного и философского исследования и умение их
использовать в профессиональной деятельности
(формируется частично)
| ПК-11
| - распознает концепции социологии культуры и методы социологического исследования в представленных образцах научно-практической аргументации;
- использует социологические методы исследования для анализа и описания явлений и процессов культурной жизни.
| лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях
| Владение методами и приемами логического анализа, умение работать с научными
текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями
(формируется частично)
| ПК-12
| - демонстрирует способность подбора релевантной библиографии по выбранной теме;
- владеет профессиональной терминологией в области социологии культуры, достаточной для чтения научной литературы по теме, в том числе первоисточников;
- интерпретирует представленные образцы аргументации на предмет валидности, релевантности, логической консистентности и полноты.
| лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях
|
|