1. Главные направления этической мысли I -ой половины XIX в






Скачать 210.54 Kb.
Название1. Главные направления этической мысли I -ой половины XIX в
Дата публикации01.03.2015
Размер210.54 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Философия > Документы
Глава 11. Человек бунтующий

1. Главные направления этической мысли I-ой половины XIX в.

- Утилитаризм.

- Позитивизм.

2. Нигилизм.

- Макс Штирнер.

- Артур Шопенгауэр.

- Фридрих Ницше.

3. Анархизм.

4. Коммунизм.

5. Расизм.

6. Значение нигилизма.

1. Главные направления этической мысли I-ой половины XIX в.

Христианская этика к началу XIX в. была повержена потрясениями, вызванными Французской революцией 1789-1793 гг. Ее основополагающий принцип «любовь к ближнему» казалось бы, утонул в крови, пролитой террором во Франции и общеевропейскими войнами, развязанными Наполеоном. Наступивший век стал временем торжества материализма, который пытался дать ответ на вопрос, какими принципами должны руководствоваться люди в отношениях между собой? Среди множества ответов на него можно отметить главные - от провозглашения необходимости борьбы за всеобщее счастье, до уничтожения классов или наций, мешающих жить. Рассмотрим их подробнее.

- Утилитаризм

Философское направление утилитаризма сложилось под влиянием трудов английского философа Иеремии Бентама. Его последователи стали людьми, которые заложили начала либерализма и отчасти повлияли на возникновение социализма.

Иеремия Бентам (1748-1832) всю свою философию основал на двух принципах: "принципе ассоциации" и "принципе наибольшего счастья". Бентам утверждал, что добро есть наслаждение или счастье - он использует эти слова как синонимы, - а зло есть страдание. Из всех возможных состояний наилучшим является то, в котором наслаждение максимально превышает страдание. Не трудно заметить, что истоки его философствования ведут к Эпикуру. Бентам не только утверждал, что добро вообще есть счастье, но и что каждый индивидуум всегда стремится к тому, что считает своим собственным счастьем. Дело законодателя устанавливать гармонию между общественными и личными интересами.

Человека надо наказывать по законам уголовного права, для того чтобы предотвращать преступления, а не потому, что мы ненавидим преступника. Более важно, чтобы наказание было неизбежным, чем чтобы оно было суровым. В его время в Англии за многие совсем небольшие проступки подвергали смертной казни. Это привело к тому, что присяжные часто отказывались признать преступника виновным, так как считали наказание чрезмерным. Бентам выступал за отмену смертной казни за все преступления, кроме самых тяжких, и еще при его жизни уголовный кодекс был смягчен в этом отношении. Идеи Бентама развил Джон Стюарт Милль. Они оказались привлекательными для значительной части интеллигенции и стали базовыми для становления английского и европейского либерализма.

- Позитивизма

Идеи атеистов французского Просвещения получили во Франции свое научное оформление в виде философской системы, названной позитивизмом. Родоначальником позитивизма считается французский философ Огюст Конт (1798-1857), один из основоположников не только позитивизма, но и социологии. Его основные идеи изложены в работах «Курс положительной философии» (1830-1842) и «Дух позитивной философии». Для Конта в науке главным являются твердые, несомненные, устойчивые факты, поэтому задачей науки является сбор и систематизация таких фактов, но не рассуждения об их причинах, так как ни религия, ни философия их не могут зачастую объяснить. Поэтому в науке слово «почему» следует заменить словом «как». Структуру философии раскрывает «энциклопедический закон», который устанавливает классификацию наук. В «Курсе позитивной философии» иерархия наук, в которой находит свое выражение «энциклопедический закон», выглядит следующим образом: 1)математика, 2) астрономия, 3) физика, 4) химия, 5) физиология (биология), 6) социальная физика (социология). С исторической точки зрения, по Конту, предложенная им иерархия отражает порядок последовательного возникновения наук. Таким образом, классификация выстроена по принципу движения наук от более древних к более новым. Позитивизм тем самым считает, что все подлинное положительное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения. Философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет смысла, а значит и права на существование. Главным лозунгом позитивизма является утверждение, что каждая наука — сама себе философия. Этот вывод позитивистов создал опасный прецедент, длящийся до наших дней, когда каждый специалист, в узкой сфере научных знаний, слабо разбирающийся в других отраслях знания начинает расширительно толковать полученные им результаты исследований. Для некоторых из них слово «философ» стало синонимом неспециалиста. С легкой руки позитивистов зоологи стали исследовать мораль и делать по результатам таких исследований выводы, представляемые как выдающиеся научные открытия.

По мнению французского философа, в обществе будущего политику станет определять мораль. В основе позитивистской морали — принцип альтруизма (термин введен Контом). Альтруизм предполагает возвышение общественных интересов над личными, выступает «принципом всеобщей любви». Позитивистская мораль усматривает ценность людей не в том, что они — неповторимые отдельные существа, а в том, что они — различные части единого социального организма. Девиз позитивистской морали — «жить для других». Очень гуманные взгляды Конта на мораль основываются еще на античных, подхваченных просвещением утопических утверждениях, что разум, знание и мораль синонимы. Еще Сократ говорил, что безнравственное поведение является результатом незнания человеком добродетелей. Только в ХХ столетии, пережив две мировые войны, человечество, поставив себя на грань ядерного уничтожения, развело эти понятия. Христианство с момента возникновения утверждало, что вера выше знания. Веру необходимо понимать не только как поклонение Богу, но и выполнение его нравственного закона.

Знание, разум, не облагороженные верой – убеждением в обязательности исполнения нравственных норм становятся просто опасными для человечества, потому что могут служить антигуманным целям. В качестве примеров могут служить идеология фашизма с его геноцидом других народов, создание ядерного оружия, возникновение опасности экологической катастрофы и многие другие. Однако такая трактовка соотношения веры, разума и знания не принимается позитивистами.

Материалист Конт понял ущербность своей философской системы, из которой исключался человек и его внутренний, духовный мир. В последние годы своей жизни он выступил с обоснованием религии Человечества. Конт провозгласил, что «Человечество есть истинное Великое Существо», «которое навсегда заменило понятие Бога». Жрецами Человечества выступают философы-позитивисты, а «наука приобретает истинно — священный характер, как систематическое основание всеобщего культа». Культ Человечества, по Конту, требует введения новых общественных празднеств и обрядов, прославления великих людей, введения нового, «позитивистского» календаря. Позитивная философия должна превратиться в «окончательную религию». Конт ярко демонстрирует шаткость материалистической мировоззренческой позиции. Отрицая религию, выработанную в течение тысячелетий, он предлагает придумать искусственную религию, для того чтобы воплотить в жизнь христианский принцип «всеобщей любви».

Идеи материалистов просвещения и позитивистов пользовались чрезвычайной популярностью и широко влияли, в первую очередь на студенческую молодежь, которая несла их во все слои общества. Эти идеи способствовали тому, чтобы в Европе возникли философские воззрения, в которых на первое место приходит не любовь, а ненависть к людям.

2. Нигилизм

Если у романтика мы находим рудименты благородных чувств, которые скрашивают его эгоизм, то в начале 19 столетия появляется холодный и расчетливый тип, для которого нет ничего святого, и называется он – нигилист. Человек, приверженный нигилизму, имеет и соответствующее мировоззрение. Убийственную характеристику дал ему в толковом словаре В.И. Даль. Он записал, что «нигилизм безобразное и безнравственное ученье, отвергающее всё, чего нельзя ощупать». Современный философский словарь даёт ему следующее определение: «О нигилизме можно говорить в двух смыслах. В метафизическом нигилизме речь идёт об абсолютном ничто: имеется в виду, что нет и не существует неких неизменных оснований, т.е. нет ни вечного Бога, ни вечного бытия... Если нет неизменного бытия или «Бог умер», то нет ничего кроме становления, нет чёткого критерия истинности. Отсюда - «все дозволено» (Ф. Достоевский)…Следствием метафизического нигилизма является нигилизм этический. Отрицание вечного Бога или Бытия влечёт за собой разрушение всех прочных критериев различения добра и зла, всеобщего морального закона. Все идеалы оказываются исторически относительными, как предрассудки, иллюзии или идеологические клише». Нигилизм порождает два типа отношений к окружающему миру и людям. Первым является отказ от возвышенных, прежде всего, духовных устремлений и нацеленность на гедонизм - удовлетворение сиюминутных желаний. Вторым типом нигилистического отношения к миру является стремление к разрушению. Такой нигилизм поистине страшен, так как порождает радикализм и экстремизм. Если метафизический нигилизм вёл к отрицанию Бога, религии и церкви, этический отрицал идеалы, ценности и мораль, а на их основе вырастал нигилизм политический, который отвергал семью, государство, право и частную собственность, на страже которой они стояли». [84]

Для того, чтобы стать нигилистом, необходимо быть убежденным атеистом. В своих философских откровениях де Сад, еще не знакомый с самим термином выступает как вполне сформировашийся нигилист, бравирующий своим атеизмом. Хотя основоположником философского нигилизма принято считать М. Штирнера, но маркиз жил и писал раньше.

- Макс Штирнер

К предтечам нигилизма относят, прежде всего, немецкого философа Макса Штирнера (настоящее имя Каспар Шмидт) (1806-1856), который считается глашатаем идей анархизма, экзистенциализма, постмодернизма задолго до их официального признания. В своей книге «Единственный и его собственность», опубликованной в 1845 году, он провозглашает, что «идеи отечества, нравственности, законности, благочестия, богобоязни, общие для разных людей, для человеческих масс, довлеют над человеком, сковывают его свободу. Они не более чем призраки…Человек должен преодолеть призраки, освободиться от них, утверждая себя в качестве собственника мира предметного и мира духовного. Для этого необходимо вернуться к самому себе, реабилитировать свой естественный эгоизм и индивидуализм, научившись отдавать предпочтение личному перед «духовным». С позиций гуманного эгоизма Штирнер критикует и либерализм и социализм».[84. 1238] Он считает, что либерализм тиранию феодальной эпохи подменяет тиранией законов, написанных с целью подчинения людей власти денег. Социалисты, по его мнению, добившись отмены собственности, сделают всех людей нищими перед лицом высшего собственника – государства. Сломать существующее социальное устройство, можно по мысли Штирнера не революцией, которая рождает новую государственность, а восстанием индивидуумов. Восстание, а точнее бунт, о котором говорит Штирнер, полностью оправдывает преступление. «Порвать со священным, а ещё лучше разорвать священное, - это, возможно, станет всеобщим устремлением. Речь идёт не о новой близящейся революции, а о могучем, надменном, бесцеремонном, бесстыдном и бессовестном преступлении». [85] Философствования Штирнера преступают все границы морали. Он считает, что в таком восстании совершенно свободных индивидуумов, не будет ни преступлений, ни грехов, а, соответственно, ни грешников, ни преступников. Такой эгоист имеет право на всё, в том числе и на убийство. Остатки совести Штирнера подсказывают единственное ограничение убийства: «Убивать их, но не мучить». Штирнер понимает, что право на убийство, предоставленное каждому, приведёт к коллективному самоубийству и хаосу. В итоге этого восстания: «Тебя (немецкий народ) похоронят. Вскоре твои братья, другие народы, последуют за тобой. Когда все они уйдут, человечество будет погребено, и на его могиле Я, его наследник, наконец-то буду смеяться». [85. 168]

В нашей стране любят цитировать слова о русском бунте «бессмысленном и беспощадном», как слепой и стихийной ярости темного и невежественного народа. Трудно понять не менее бессмысленные и беспощадные философствования цивилизованного европейца, призывающие человечество к всеобщему уничтожению. Альбер Камю сказал: «Как только человек подвергает Бога моральной оценке, он убивает Бога в самом себе». [85. 166] Смеяться на могиле уничтоженного человечества не может просто человек. На это способен только демон. Философия Ницше появилась не на пустом месте. Альбер Камю считает, что именно Штирнер являлся его предтечей.

Другим человеком философия которого оказала разрушающее влияние на этику был – А. Шопенгауэр.

- Артур Шопенгауэр (1788—1860) — немецкий философ-иррационалист, тяготевший к немецкому романтизму и к мистике. Шопенгауэр оспаривал само понятие разума, введя в него бессознательно-иррациональные моменты. Интеллект, сам того не сознавая, функционирует не по своему рациональному плану, но по указаниям воли, которая признается единой энергетической основой всех личных воль и самого объективного мира: для него интеллект — это лишь орудие воли к жизни, как когти и зубы зверя. Интеллект утомляется, а воля неутомима. Реальна только одна космически холодная сатанинская воля, которая проявляется во всем течении событий Вселенной: мир — только зеркало этого воления, выступающее как представление. Мир, по Шопенгауэру, нелеп, а вся история мира — это история бессмысленных метаний воли, когда она вынуждена пожирать самое себя, так как кроме нее ничего нет. Мир мыслился им как воля и представление. Таким образом, волюнтаризм является основным и универсальным принципом всей философии мыслителя. Интуиция — это первый и важнейший вид знания. Весь мир рефлексии в конечном счете покоится на интуиции. По Шопенгауэру, истинно совершенным познанием может быть только созерцание, свободное от всякого отношения к практике и интересам воли.

Этика Шопенгауэра безотрадно пессимистична. Страдание присуще жизни неотвратимо. То, что называют счастьем, имеет всегда отрицательный, а не положительный характер и сводится лишь к освобождению от страданий, за которым должны последовать новое страдание либо томительная скука. Из признания доминирующей роли страдания следует сострадание в качестве важнейшего этического принципа. Противоборствующим состоянием духа, препятствующим страданию, является состояние полного отсутствия желания. Симптом этого — переход к полному аскетизму. Отрицание христианства и восхищение Буддой лежат в основе его этических взглядов.

- Фридрих Ницше (1844—1900) — немецкий философ, яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма, иррационализма и ненависти к людям. Свое завершённое выражение этический нигилизм нашёл в философии Ф. Ницше, который «обозначает словом «нигилизм», заимствованным у Тургенева, явление, связанное с переоценкой высших ценностей, именно тех ценностей, которые только и наполняют смыслом все действия и стремления людей. В это слово Ницше вкладывает следующий смысл: «нет больше ничего, во имя чего следует жить и к чему надо было бы стремитья».

Ницше не любил Ч. Дарвина, но переносил его идеи о борьбе за существование животных на жизнь человеческого общества. В человеке он подчеркивал биологическое начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения телесных образований, в первую очередь инстинктов. Каждый человек по-своему конструирует мир, исходя из своих индивидуальных особенностей: у каждого в голове — своя индивидуальная мифология в условиях его стадного бытия.

Ницше отвергает принципы демократии и исторического прогресса: он противопоставляет им любовь к судьбе; он отвергает также идеи равенства и справедливости как «разлагающие цельность человеческой природы». Ницше развивает элитарную концепцию абсолютного господства «высшей касты» — тех «немногих», которые «имеют право» воплощать счастье, красоту и добро, господствовать над подавляющим большинством — серостью, которую не общество, а сама природа будто бы предназначила к тому, чтобы быть «общественной пользой».

Ницшеанский образ «сверхчеловека» воплощает его критику морали. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. Образ «сверхчеловека» — это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти».

После появления работ Ф. Ницше нигилисты, к какому бы движению они не примыкали, получили пророка, который подводил философскую базу под их разрушительные теории. Ницше узаконил в сознании людей не просто возможность, а необходимость использования насилия в качестве инструмента для достижения поставленных целей. Он обосновал закономерность использования «права сильного», тем самым открыв путь возвращения к первобытной, языческой морали.

Своим главным врагом он считает Иисуса Христа и христианство. Его отношение к Христу наполнено маниакальной ненавистью. Своё главное произведение, в котором он обрушивается на христианство, с демонической яростью, называется «Антихрист. (Проклятие христианству)». Это упоминание о присутствии в сознании Ницше демонологии не случайно, так как ещё в 1883 году в одном из писем Ницше пишет: «Угодно ли Вам услышать одно из новых моих имён? В церковном языке существует таковое: я есмь… Антихрист». [84. 49]Человек, объявляющий себя Антихристом, не делает этого спонтанно.

Бертран Рассел сумел разглядеть связь сатанизма Байрона и дьявольской воли Шопенгауэра с маниакальной ненавистью к Христу Ницше. Провозглашая себя Антихристом, то есть противником Христа, Ницше не скрывает и своего идеала. Вот что он пишет в своей работе «ECCE HOMO»: «Заратустра не оставляет здесь никаких сомнений; он говорит: познание добрых, «лучших» было именно тем, что внушило ему ужас перед человеком; …он не скрывает, что его тип человека есть сравнительно сверхчеловеческий тип, сверхчеловечен он именно в отношении добрых, добрые и праведные назвали бы его сверхчеловека дьяволом…» [86]

3. Анархизм

Нигилистические идеи разрушения старого мира оформились в виде идеологических учений раньше, чем человечество узнало о теории Ч.Дарвина. Анархизм стал первым идеологическим движением, строившимся на нигилистических принципах. Хотя он не совершил в истории таких масштабных и громких преступлений подобно фашизму и коммунизму, но в течение двух столетий оказывал немалое влияние на формирование мировоззрения у молодёжи, особенно студенческой.

Анархизм не однороден. Попытаемся очень кратко рассказать о его некоторых направлениях. Впервые анархические взгляды были изложены английским проповедником Вильямом Годвином в 1793 году. Своему учению о праве, государстве и собственности он ещё не дает имени анархизма, но уже не боится этого слова. «Анархия – это страшное зло, но деспотизм ещё ужаснее. Там, где анархия убила сотни людей, деспотизм поглотил много миллионов жертв и этим лишь поддерживает невежество, порок и нищету; анархизм кратковременное зло, деспотизм почти бессмертен» [87] - писал Годвин в своём труде. По его мнению, высшим законом является всеобщее благо. Для его осуществления необходимо уничтожить право и государство. Его мысли по данному вопросу имеют весьма привлекательную основу. «Из несметного количества правовых предписаний вытекает их сомнительность. Эти предписания даны для того, чтобы каждый простой человек знал, в каком он положении; но не смотря на это, самые лучшие юристы бывают различного мнения об исходе какого-нибудь дела». [87. 47] Самое любопытное заключается в том, что по своей сути слова Годвина справедливы, так как юридическое крючкотворство в законодательной системе либерального государства достигает такой степени, что истину, которую призвано защищать право, зачастую бывает невозможно установить и выигрывает юридический спор не тот, кто прав, а тот, кто более изворотлив и богат.

Отрицая право, Годвин отрицает и государство. Он считает, что «Общество родилось в силу наших потребностей, государство же благодаря нашим недостаткам. Общество – во всяком случае, благо, государство – в лучшем случае, - неизбежное зло». [87. 50]

Другим важнейшим элементом, который в течение тысячелетий разделял людей на диаметрально противоположные группы, являлась собственность. Годвин считает, что всеобщее благо требует её уничтожения, а богатства должны распределяться по справедливости. Он провозглашает идею «равенства в собственности». При таком состоянии «работа должна бы была стать до того лёгким бременем, что сделалась бы полезным телесным упражнением и отдохновением. Каждый человек стал бы вести простой, но здоровый образ жизни». [87. 59]

Годвин считает, что духовный прогресс повлечёт за собой и нравственный, что пороки людей, вызываемые страхом перед законами и государством, нищетой и бедностью, исчезнут как по мановению волшебной палочки. «Никто не был бы врагом своего соседа, так как не было бы предметов раздора; и, таким образом на троне восседало бы человеколюбие, следуя указаниям разума». [87. 60]

Главным средством осуществления намеченных планов по мысли Годвина является убеждение. Те, кто первыми познал истинный путь к светлому будущему, должны убедить в этом своих знакомых и близких, те своих и, в конце концов, все люди будут вовлечены в общее дело. Подобная утопическая вера не учитывала ни законов социального развития людей, ни психологических законов развития личности и служила для создания иллюзий, уводивших от реальности.

Русские анархисты второй половины XIX начала XX столетия М. Бакунин и П. Кропоткин стояли на тех же позициях по отношению к праву, государству и собственности, что и их предшественники. Бакунин и Кропоткин твёрдо стояли на позиции необходимости свершения социальной революции. Тот и другой свою веру в будущее человечества основывали в надежде на развитие науки и знаний, которые автоматически сделают людей лучше. Вот, что по этому поводу писал Бакунин: «По своему происхождению человек – зверь, двоюродный брат гориллы… Таким образом, наше животное существование уже позади нас, впереди же – человеческое; свет человечности, который один только в состоянии просветить нас и согреть, освободить, поднять, сделать нас свободными, счастливыми и побратать нас…». [87. 118] Удивительно нелепые измышления. «Зверь, двоюродный брат гориллы», отвергнув мораль и духовность, попадет в поток «света человечности». Откуда возьмётся этот свет? Как он может зажечься в душе гориллы?

В течение XIX столетия анархизм как идеологическое движение стремительно эволюционировал. От гуманистических идеалов своих основателей он вырождается до человеконенавистнической идеологии Штирнера и американского анархиста Веньямина Р. Тукера, который считал, что «Для каждого человека высшим законом является его выгода… Моя выгода – это всё то, что целесообразно для меня. Она охватывает не только низшие, но и высшие формы себялюбия… «Анархисты абсолютно отрицают идею нравственной зависимости, естественного права и обязанностей. Сила – единственное мерило для наших естественных потребностей. Каждый человек…имеет право убивать или порабощать других людей и подчинять себе весь мир, если только он имеет нужную для этого силу». [87. 229-230]

4. Коммунизм

Следующим массовым движением нигилизма стал коммунизм, который добивался революционного изменения мира путем уничтожения собственности, государства, религии, морали и моногамной семьи. «Манифест коммунистической партии», в котором К.Маркс и Ф.Энгельс изложили основные идеи коммунистического движения, был напечатан в феврале 1848 года.

Карл Маркс (1818—1883)— немецкий философ, автор теории диалектического и исторического материализма, наиболее полный и последовательный выразитель материализма. В марксистской теории принцип материализма увязан с революционным движением, сокрушением капитализма и построением нового — социалистического и коммунистического общества. Маркс в основном разрабатывал проблемы экономики, социально-философские вопросы и вопросы истории философии.

В процессе разработки марксизма он переработал идеалистическую диалектику в материалистическую. Идеальное для Маркса — отражение материального в голове человека, свойство высокоорганизованной материи.

Центральным положением марксизма является теория прогрессивного развития общества, вызванного постоянным развитием производительных сил и ведущая к смене общественно-экономических формаций, когда на смену старой, не обеспечивающей ускоренный рост производства приходит новая, дающая более широкий простор для развития производительных сил. Эта теория заимствует принципы развития закона эволюции Ч. Дарвина, объясняющего, что более сильные и здоровые особи и виды живых существ вытесняют старые и слабые. В обществе людей борьба классов выступает как естественный процесс, обеспечивающий поступательное движение к прогрессу. На основании ее Маркс развил идею неизбежности смены капитализма социализмом на базе государственной собственности и диктатуры пролетариата, провозгласив сен-симоновский принцип социализма «от каждого по способностям, каждому по труду» и коммунизма «от каждого по способностям, каждому по потребностям».

Для обоснования своей социально-экономической теории развития общества К. Маркс вместе с Ф. Энгельсом создает материалистическую философию: диалектический и исторический материализм, фундаментом которой был идеализм Гегеля и материализм Л. Фейербаха.

Фридрих Энгельс (1820—1895)— немецкий философ-материалист, сподвижник и друг К. Маркса. Обобщал достижения естествознания, анализировал диалектические процессы в природе. Разрабатывал идею об объективной и субъективной диалектике. Придерживался теории классов и классовой борьбы, резко критиковал капитализм, особенно стадию первоначального накопления.

Критика политической экономии.

По Марксу, источником прибыли капиталиста и одновременно источником роста общественного капитала в целом и общественного богатства вообще является прибавочный труд — труд, который присваивается капиталистом и лишь частично возмещается рабочему в виде зарплаты. «Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют».

Б. Рассел считает, что современный материализм является по существу диалектическим и не нуждается больше ни в какой философии, стоящей над прочими науками. И тогда из всей прежней философии самостоятельное существование сохраняет еще учение о мышлении и его законах — формальная логика и диалектика. Все остальное входит в положительную науку о природе и истории. Маркс и Энгельс, создав диалектический и исторический материализм фактически уничтожили философию, она перестала заниматься глобальными проблемами бытия (онтологии) и человека (антропологии).

Последователи марксизма - В.И. Ленин и другие особый упор делали на его «научность» и «объективность». Если это так, то по каким причинам коммунизм потерпел катастрофическое поражение и переживает глобальный кризис. Из некогда мощной системы, в которую входило полмира, осталось несколько стран, да и те используют в развитии своей экономики капиталистические принципы. Почему научная система не подтвердила своей объективности?

Представляется, что причина того, что коммунизм не прошел проверки временем и практикой заключается в ущербности его этики. В том, что в его теории материализм причудливым образом переплетается с идеализмом. Сама идея построения на земле Рая путем удовлетворения материальных потребностей людей является смесью материализма и идеализма, хотя на самом деле это чистая утопия. О невозможности насытить материальные потребности человека знали все великие мудрецы древности. Будда считал, что человеческие желания – источник страданий. Сократ добродетели ставил выше богатства. Христос, призывая к себе «труждающихся и обремененных», не обещал их даже накормить, а говорил «придите ко мне и я успокою вас». Это самое «Царство Небесное» он находил внутри самого человека: «Царство Небесное внутрь вас есть». То есть человеку нужен душевный комфорт и понимание своего предназначения, а не погоня за эфемерным призраком все большего богатства. Древние прекрасно понимали, что духовное совершенствование несовместимо со стремлением к материальным благам, но этого не поняли «ученые» марксисты. Их предупреждали великие утописты, которые описывая общество будущего, не писали о всеобщем богатстве и изобилии, а строили планы всеобщего равенства и духовного совершенствования людей.

Кроме того, коммунисты избрали главным средством построения нового общества, заимствованное в язычестве насилие. Именно насилие сыграло с ними злую шутку. Лозунг российских большевиков «железной метлой загоним человечество в социализм» не мог быть базой для консолидации общества. Как только в СССР начались процессы демократизации, и насилие ослабело, начался распад государства. В этот период не нужна была борьба против диссидентов, а, следовательно, их героизация. Государство должно было на определенных условиях их свободно выпускать туда, где им било лучше, чтобы они могли потом сравнивать. Ярчайшими примерами являются А. Солженицин и Э. Лимонов, которые вернувшись в Россию стали горячими патриотами Советского Союза.

Сегодня в российском обществе чувствуется глубочайшая ностальгия по прошлому. Да, в стране не хватало колбасы и джинсов, но была высочайшая культура и духовность, которые были разрушены начавшейся погоней за богатством. Кто же выиграл эту гонку? Наиболее аморальные типы. А подавляющему большинству населения достались жалкие крохи, более того они больше потеряли, чем приобрели.

Порочность марксизма и коммунизма заключаются в теории классовой борьбы, которая не оставляет людям выбора. Ленинский лозунг «кто не с нами, тот против нас» толкал совершенно нейтральных людей на противостояние большевикам. Вместо того, чтобы объединять единомышленников, большевики своей политикой порождали все новых врагов. Вместо здорового соревнования между старыми и новыми общественными отношениями они вводили смертельную борьбу. Чего стоит лозунг: «уничтожить кулачество как класс», который породил миллионы врагов советской власти. Дарвиновский закон уничтожения слабых, которые должны своими телами удобрить почву для роста нового, не сработал среди людей. Соревнование систем должно было проходить не в форме смертельной борьбы, а путем достижения успехов в науке, образовании, социальном обеспечении. В этих направлениях СССР добился выдающихся успехов, но сегодня Россия все растеряла. Причем такое соревнование нужно было использовать и во внутренней политике, хотя бы при той же коллективизации, доказывая преимущества колхозов не при помощи высылки кулаков, а хозяйственными успехами.

В первой половине ХХ в. у коммунистов было необычайно много сторонников на Западе среди интеллигенции и рабочих, которые под влиянием политики КПСС позже изменили свои взгляды.

5. Расизм

Расизм, исходивший из отрицания устоявшихся религиозных представлений о человеке, как об образе и подобии Бога, тоже вырос из нигилизма и дарвинизма. Идейный основатель расизма - французский граф Артюр Гобино в 1853-1855 годы публикует свой объемистый труд под названием «Очерк о неравенстве человеческих рас».

Идеи расизма и ницшеанства легли в основу появившегося в начале ХХ столетия фашизма, который опираясь на теорию Дарвина утверждал, что в силу эволюции человеческие расы по-разному приспособлены к борьбе за существование, а, следовательно, наиболее приспособленные имеют право утверждать свою волю для менее приспособленных.

6. Значение нигилизма

Нигилизм стал источником, из которого возникли три идеологии: анархизм, коммунизм и расизм, которые почти два столетия разрушают европейскую цивилизацию. В коммунистическом гимне «Интернационал» сказано: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем, мы наш, мы новый мир построим». История подтверждает, что с первой частью этой задачи они блестяще справились, а вот решить вторую пока не смогли.

О влиянии нигилизма на новейшую историю Европы немецкий философ Карл Ясперс сказал следующее: «Нигилизм, бессильный вначале в своих отдельных проявлениях, становится со временем господствующим типом мышления. В настоящее время представляется даже возможным, что всё наследие прошлого, начиная с осевого времени, будет утеряно, что история человечества от Гомера до Гете будет предана забвению. Это звучит как предвидение, грозящее человечеству гибелью. Во всяком случае, очевидно одно: ни предвидеть, ни представить себе, что в таких условиях произойдёт с человеком, невозможно. В настоящее время мир подвержен обаянию такого философствования, которое ищет истину в нигилизме…» [88]

В XIX столетии материалистическая философия, в основе которой лежал марксизм, окончательно сформировала задачи по будущему революционному переустройству мира, главными из которых были:

1. Уничтожение частной собственности

2. Уничтожение государства

3. Уничтожение религии

4. Уничтожение морали

5. Уничтожение семьи

Если подвести итог сделанному за 150 лет, то окажется, что многие, из перечисленных задач, успешно решены к нашему времени. Самым удивительным является преемственность между античной, марксистской и современной либеральной философией. Либералы, подхватили задачи, поставленные Марксом, и реализует их в совершенно новых условиях, без диктатуры пролетариата и коммунистической партии.

Заключение.

Торжество атеизма и материализма в общественном сознании интеллигенции XIX века привело к уничтожению представлений о «человеке гуманном», на смене которому приходит «человек бунтующий». Не случайно в этом столетии Европу сотрясают революции и войны, не виданные ранее по масштабам, но это только прелюдия для последующих потрясений. «Человек бунтующий» только примеряется к перестройке мира, создавая новый взгляд на общество, в котором нет места жалости и состраданию к ближним, так как закон эволюции знает только целесообразность.

Английские утилитаристы говорят о борьбе за всеобщее счастье и благополучие, но от их слов веет фальшью, такие разговоры никак не мешают отцу и сыну Миллям, виднейшим деятелям утилитаризма, служить Ост-Индской компании, подвергавшее безжалостной колониальной эксплуатации население Индии.

84. Всемирная энциклопедия. Философия. М.: Минск, 2001. С. 699.

85. Альбер Камю. Бунтующий человек. М. Политиздат, 1990. С. 167-168.

86. Ницше Ф. Соч.: в 2 т. М.: Изд-во Мысль, 1990. Т.2. С. 765-766.

87. Поль Эльцбахер. Суть анархизма. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. С. 45.

88. Ясперс К. Смысл и назначение истории: М.: Политиздат, 1991. С. 146.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Главные направления этической мысли I -ой половины XIX в iconУтверждены
Становление научного обществознания. Обществоведческая проблематика в истории античной и средневековой мысли. Воззрения на общество...

1. Главные направления этической мысли I -ой половины XIX в iconУтверждены
Становление научного обществознания. Обществоведческая проблематика в истории античной и средневековой мысли. Воззрения на общество...

1. Главные направления этической мысли I -ой половины XIX в iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Целью курса является ознакомление студентов политологов с эволюцией отечественной политической мысли в период с второй половины XIX...

1. Главные направления этической мысли I -ой половины XIX в iconПрограмма вступительных испытаний (собеседования) по обществознанию...
Становление научного обществознания. Обществоведческая проблематика в истории античной и средневековой мысли. Воззрения на общество...

1. Главные направления этической мысли I -ой половины XIX в iconАнглийский дискурс и повседневность русской провинции (по материалам...
Тамбовской губернии, обозначены основные аспекты этой темы, определены условия и этапы ее интерпретации на протяжении пяти десятилетий....

1. Главные направления этической мысли I -ой половины XIX в iconПрактикум Эволюция российской экономической науки
Какие главные черты были присущи русской экономической мысли, отличавшие ее от западной?

1. Главные направления этической мысли I -ой половины XIX в iconЛитература Русская литература первой половины XIX

1. Главные направления этической мысли I -ой половины XIX в iconРабочая программа дисциплины «история россии второй половины XIX века»
Хисамутдинова Р. Р. д и н., проф., зав кафедры методики преподавания истории, права и обществознания

1. Главные направления этической мысли I -ой половины XIX в iconФилософия немецкого и русского анархизма второй половины XIX века (Сравнительный анализ учений)
Ведущая организация: Балтийский государственный технический университет (военмех) им. Д. Ф. Устинова

1. Главные направления этической мысли I -ой половины XIX в iconО фундаментальных экономических науках, или история с экономической...
Вследствие этого в середине XIX века в самостоятельную отрасль знания выделилась экономическая история, а к 80-м годам XIX века от...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную