Королева Г. Э. Экономика: 10-11 классы: проектирование учебного курса: методические рекомендации






Скачать 157.31 Kb.
НазваниеКоролева Г. Э. Экономика: 10-11 классы: проектирование учебного курса: методические рекомендации
Дата публикации20.01.2015
Размер157.31 Kb.
ТипМетодические рекомендации
e.120-bal.ru > Экономика > Методические рекомендации
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №619 КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


«СОГЛАСОВАНО»

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МО

«_____» _________ 201__г.

«ПРИНЯТО»

Решением Педагогического совета
ПРОТОКОЛ №_____

От «____»________201__г.

«УТВЕРЖДЕНО» Директор

ГБОУ СОШ №619

Калининского района

Санкт-Петербурга

______________И.Г.Байкова
Приказ №_______

От «____»________201__г.


Рабочая программа по экономике
Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень) (Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений / Сост. Л.Н. Поташева. – М.: Вита-Пресс, 2008 с.19-24; авторской программы Королева Г.Э. Экономика: 10-11 классы: проектирование учебного курса: методические рекомендации. – М.: Вентана – Граф, 2010)

Предмет: Экономика

Класс: 11б

УМК: Г.Э.Королева Экономика. М., Вентана-Граф


Клиницкий Артем Игоревич

Педагогический стаж – 3 года

Квалификация: 1 категория

Пояснительная записка
Рабочая программа по экономике составлена примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень) (Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений / Сост. Л.Н. Поташева. – М.: Вита-Пресс, 2008 с.19-24; авторской программы Королева Г.Э. Экономика: 10-11 классы: проектирование учебного курса: методические рекомендации. – М.: Вентана – Граф, 2010)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Королевой Г.Э, Бурмистровой Т.В. «Экономика. 10-11 классы». Учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений .М.: Вентана Граф , 2012. -192 c. - ISBN 978-5-360-1906-5, ISBN 978-5-360-02438-5.

Программа рассчитана на 34 часа на 1 год обучения (1 час в неделю в течение года). Программой предусмотрено проведение 6 практических и 6 контрольных работ Введение дополнительного часа на изучение экономики является обоснованным, так как изучение экономики является частью теоретической и практической подготовки старшеклассников к ЕГЭ по обществознанию, практико-ориентированные уроки способствуют формированию ценностных установок и функциональной экономической грамотности учащихся.

Изучение экономики направлено на достижение следующих целей:

  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

  • воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

  • освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Содержание предмета «Экономика» представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере.

Основные содержательные линии:

  • человек и фирма;

  • человек и государство;

  • экономика домашнего хозяйства.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.

Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Содержание предмета обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета экономика являются

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Контроль за деятельностью учащихся предполагается осуществлять при помощи контрольных вопросов, при выполнении практических работ, индивидуальных заданий, тестов, экономических диктантов. Тематический контроль предполагается проводить после изучения крупных тем и по окончании курса, на тематический контроль отводятся специальные уроки. Виды контроля знаний, умений, навыков: стартовый, текущий, тематический, итоговый (согласно Уставу и положению о системе оценивания в "Гимназии №1").
Требования к уровню достижений учащихся по окончании изучения курса:

Знать:

Функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;

Уметь:

приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для:

получения и оценки экономической информации;

составления семейного бюджета;

оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Учебно-тематический план

11б класс



п/п

Тема

Количество часов

В том числе

Практические

работы

Контрольные работы

1

Экономика и проблема выбора

2







2

Экономические системы

1

1




3

Рынок (спрос, предложение, рыночное равновесие, конкуренция)

6

1

1

4

Фирма

5

1




5

Рынок труда и его особенности

2

1




6

Семейная экономика

1




1

7

Предмет макроэкономики

1







8

ВВП, его структура и динамика

2




1

9

Экономический рост и развитие. Экономический цикл.

2




1

10

Деньги, инфляция, банковская система

3




1

11

Роль государства в экономике

3




1

12

Занятость и безработица

2

1




13

Элементы международной экономики

2




1

14

Основные проблемы экономики России

1

1




15

Резерв учебного времени

1










Итого

34

6

6

















Содержание тем учебного предмета
Тема 1. Экономика и экономическая наука - 2 часа

Что изучает экономическая наука. Микро и макроэкономика. Потребности. Блага. Свободные (неэкономические) и экономические блага. Товары и услуги. Классификация благ. Субъективный характер потребностей. Факторы, влияющие на формирование потребностей. Ограниченность благ. Производство. Продукт. Факторы производства и факторные доходы. Выбор и альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей как пример экономической модели. Закон возрастающих альтернативных затрат. Производственные возможности.

Тема 2. Экономические системы - 2 часа

Главные вопросы экономики: что производить? Как производить? Для кого производить? Натуральное хозяйство. Разделение труда. Специализация и ее преимущества, обмен.

Экономическая система как способ согласования экономической деятельности людей в условиях разделения труда.

Типы экономических систем. Традиционная экономика. Централизованная экономика. Рыночная экономика. Экономическая система как способ согласования экономической деятельности людей в условиях разделения труда. Случаи несостоятельности рынка. Смешанная экономика. Общественные блага и внешние эффекты. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода.

Тема3. Рынок - 6 часов

Рынок одного товара. Спрос. Величина спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Принцип убывающей предельной полезности, эффект замещения и эффект дохода. Факторы спроса и сдвиги кривых спроса.

Графическое отображение изменений спроса и изменений величины спроса.

Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.

Кривая предложения. Факторы предложения и сдвиги кривых предложения. Графическое отображение изменений предложения и изменений величины предложения.

Рыночное равновесие

Равновесная цена. Равновесное количество. Равновесная выручка. Рыночное равновесие. Равновесие на рынке и его графическое отображение. Нарушение рыночного равновесия.

Анализ рыночной ситуации с помощью кривых спроса и предложения.

Конкуренция и ее виды. Основные рыночные структуры

Конкуренция. Факторы, влияющие на степень конкуренции (количество продавцов, возможность проникновения на рынок, однородность товара, доступность информации о спросе и предложении товаров на рынке) Совершенная конкуренция.

Монополистическая конкуренция.

Методы ценовой и неценовой конкуренции. Патенты и торговые марки.

Олигополия. Особенности формирования цены на олигопольном рынке. Механизмы согласования цен фирмами-олигополистами «лидерство в ценах» «издержки+прибыль», прямой сговор.

Монополия. Преимущества монополии для продавца. Недостатки монополии для потребителей и общества в целом. Естественная монополия. Экономически и неэкономические барьеры для входа конкурирующих фирм на рынок. Монопсония. Антимонопольная политика.

Практическая работа «Анализ рыночной ситуации с помощью кривых спроса и предложения»


Тема 4. Фирма - 5 часов

Формы организации бизнеса. Индивидуальная деятельность. Хозяйственные товарищества и общества. Акционерное общество.

Фирма. Роль и цель фирм в экономике. Мелкие и крупные фирмы, их преимущества и недостатки. Основные организационные формы бизнеса в России. Индивидуальная деятельность, хозяйственные товарищества и общества, кооператив. Акционерное общество. Сравнительные преимущества и недостатки отдельных форм бизнеса. Основные источники финансирования бизнеса.

Капитал. Физический капитал. Финансовый капитал. Инвестиции. Основные способы финансирования инвестиций (использование собственных либо заемных средств). Внутренние и внешние источники финансирования. Виды ценных бумаг. Акция. Номинал акций. Контрольный пакет акций. Облигация. Различие между акцией и облигацией. Надежность и доходность ценных бумаг.

Фондовый рынок (Рынок ценных бумаг). Рыночная цена (курс) акции. Факторы, влияющие на курс акции. Ликвидность ценных бумаг. Фондовая биржа. Биржевые спекуляции. Фондовый индекс. Рыночная цена фирмы. Предпринимательство и менеджмент. Маркетинг.

Экономика фирмы. Производство и производительность труда. Издержки. Виды издержек: постоянные, переменные, средние. Выручка. Прибыль. Максимизация прибыли.

Предельные издержки. Предельная выручка. Использование предельных величин в экономическом анализе

Особенности распределения прибыли различных видов фирм. Дивиденд. Различие между дивидендом и процентом.

Особенности прекращения деятельности фирм различных видов. Банкротство.

Бизнес-план предприятия.

Элементы бизнес-плана: сфера деятельности предприятия, рынки сбыта продукции, конкуренция, план маркетинга, план производства, финансовый план.

Практическая работа: «Решение задач на определение издержек, выручки, прибыли фирмы»

Тема 5. Рынок труда и его особенности - 1 час

Особенности рынка труда. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда.

Факторы, влияющие на ситуацию на рынке труда (демографические и социальные). Экономически активное население. Заработная плата. Ставка заработной платы, Повременная и сдельная оплата труда. Условия труда. Производительность труда. Факторы производительности труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.

Практическая работа анализ текста «Факторы производительности труда»

Тема 6. Семейная экономика – 1 час

Рациональный потребитель. Потребительский выбор. Суверенитет потребителя. Роль информации в процессе потребительского выбора. Реклама. Защита прав потребителя. Семейный бюджет. Источники доходов (заработная плата, доходы от сбережений, доходы от собственности, трансферты). Расходы семьи. Основные статьи расходов семьи. Неравенство доходов и его причины. Реальные и номинальные доходы. Черта бедности. Закон Энгеля. Кривая Лоренца. Индекс Джини. Меры социальной поддержки.

Сбережения. Формы сбережений (накопление, банковские вклады, вложения в ценные бумаги). Доходность и надежность сбережений. Страхование.

Практические работы «Составление семейного бюджета», «Построение кривой Лоренца»; «Составление бизнес – планов» (защита бизнес – планов)

Тема 7. Предмет макроэкономики – 1 час

Вопросы макроэкономики. Макроэкономические агенты и их экономические цели. Макроэкономические рынки. Экономический кругооборот.

Тема 8. Валовой внутренний продукт (ВВП), его структура и динамика – 2 часа

Измерение ВВП. Конечные и промежуточные блага. Структура ВВП по источникам доходов и направлениям использования. Уровень благосостояния. Номинальный и реальный ВВП. Амортизация. Величина ВВП на душу населения.

Тема 9. Экономический рост и развитие. Экономический цикл. 2 часа

Экономический рост. Содержание экономического роста. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Измерение экономического роста.

Темпы экономического роста. Цели экономического роста. Основные показатели уровня благосостояния. Индекс человеческого развития. Величина ВВП на душу населения. Индекс человеческого развития.

Экономические циклы. Причины и виды экономического цикла. Фазы экономического цикла (подъем, спад, депрессия, оживление) Кризис. Объективный характер и неизбежность экономических циклов.

Тема 10. Деньги, банки, инфляция - 3 часа

Деньги. Возникновение денег, их свойства и функции. Виды денег. Качества денег. Ликвидность. Денежные агрегаты.

Инфляция. Сущность инфляции. Уравнение обмена Фишера. Типы и виды инфляции. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Стагфляция. Дефляция. Дезинфляция. Инфляционные ожидания. Скрытая инфляция. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства. Практическая работа анализ текста экономического содержания по теме социально-экономические последствия инфляции.

Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков (привлечение вкладов, выдача кредитов, осуществление расчетов, дилерские функции). Процент. Безналичные расчеты.

Банковские услуги потребителям. Виды вкладов. Вклад до востребования (текущий вклад). Срочный вклад. Потребительский кредит. Залог. Кредитные и дебетные карточки. Монетарная политика (денежно-кредитная) Банка России. Банковские резервы. Норма обязательных резервов. Другие финансовые институты: паевые и инвестиционные фонды, страховые компании.

Тема 11. Роль государства в экономике – 3 часа

Функции государства в экономике. Законодательное регулирование. Обеспечение экономического роста. Стабилизация экономики. Частные и общественные блага. Внешние эффекты Предоставление общественных благ. Государственный бюджет. Государственные доходы и расходы. Дефицит и профицит государственного бюджета. Основные методы покрытия дефицита государственного бюджета (сокращение расходов бюджета; повышение налогов; денежная эмиссия; заимствования на внутреннем и внешнем рынке; продажа активов государства). Государственный долг. Проведение социальной политики. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика.

Практическая работа «Анализ текста экономического содержания по теме «Функции государства в экономике».

Этапы развития налогообложения. Налоги. Функции налогов: фискальная, регулирующая, контрольная, социальная, поощрительная. Элементы налога: субъект налога, объект налога, налоговая база. Основные источники доходов государства. Виды налогов. Прямые налоги. Подоходный налог. Косвенные налоги. Налог на добавленную стоимость. Акцизы. Отчисления на соцстрахование. Системы налогообложения. Пропорциональное, прогрессивное, регрессивное налогообложение. Кривая Лаффера. Налоговые льготы.

Практическая работа составление таблиц «Виды налогов»; «Системы налогообложения»

Тема 12. Занятость и безработица - 2 часа

Безработица. Структура населения страны. Рабочая сила. Причины и виды безработицы. Уровень безработицы. Естественный уровень безработицы. Экономические последстви я безработицы. Государственная политика в области занятости.

Практическая работа «Анализ текста экономического содержания по теме «Экономические последствия безработицы»

Тема 13. Элементы международной экономики - 2 часа

Международная торговля. Экономические причины международной торговли. Абсолютное преимущество. Факторы абсолютного преимущества. Сравнительное преимущество. Экспорт. Импорт. Сальдо внешней торговли.

Современные тенденции развития мирового хозяйства. Государственная политика в области внешней торговли. Протекционизм. Импортные пошлины. Демпинг. Торговые барьеры. Всемирная торговая организация (ВТО).

Валюта. Валютные курсы. Валютный рынок. Покупательная способность валют. Паритет покупательной способности. Валютные интервенции. Девальвация и ревальвация. Конвертируемость валют.

Современные тенденции развития мирового хозяйства. Международное экономическое сотрудничество. Экономическая интеграция и ее основные этапы и формы (таможенный союз, общий рынок, экономический союз). Международные экономические организации (Всемирный банк, Международный валютный фонд).

Тема 14. Основные проблемы экономики России – 1 час

Эволюция экономических систем. Становление современной рыночной экономики России. Основные проблемы экономики России и экономическое развитие регионов. Экономическая политика России. Россия в мировой экономике. Экономические реформы. Перестройка экономики. Либерализация цен. «Шоковая терапия» Приватизация.

Экономические институты и их функции (регулирующие, посреднические, информационные). Создание институтов рыночной экономики. Структурные сдвиги в экономике.

Составление таблицы «Экономическое развитие регионов»

Резерв учебного времени – 1 час

Литература и средства обучения
Литература для учителя

Королева Г.Э, Бурмистрова Т.В. «Экономика. 10-11 классы». Учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений .М.: Вентана Граф , 2012. -192 c.

Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. Кн. 1. - М.: Вита-Пресс, 2006.

Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе. Кн. 2. - М.: Вита-Пресс, 2006

Чуканова М.М. Учебно-тематическое планирование курса «Введение в экономику». -

М.: Вита-Пресс, 2009.

Мультимедийные обучающие программы 1С.

Литература для обучающихся Экономика: 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., дораб. и доп./ Г.Э.Королева, Т.В. Бурмистрова. - М.: Вентана - Граф, 2012



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Королева Г. Э. Экономика: 10-11 классы: проектирование учебного курса: методические рекомендации iconКоролевой Г. Э. Экономика: 10-11 классы: проектирование учебного...
Примерной программы основного общего образования на базовом уровне по экономике, и авторской программы– Королевой Г. Э. Экономика:...

Королева Г. Э. Экономика: 10-11 классы: проектирование учебного курса: методические рекомендации iconПояснительная записка планирование составлено на основе: Федерального...
...

Королева Г. Э. Экономика: 10-11 классы: проектирование учебного курса: методические рекомендации iconМуниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение Константиновская...
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы «Экономика. 10-11 классы». Автор Г. Э. Королева. Программа обеспечивается...

Королева Г. Э. Экономика: 10-11 классы: проектирование учебного курса: методические рекомендации iconМетодические рекомендации для изучения учебного курса “Археология” учебная программа курса
Методические рекомендации для изучения учебного курса “Археология”

Королева Г. Э. Экономика: 10-11 классы: проектирование учебного курса: методические рекомендации iconМихаил Васильевич «экономика»
Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями Государственного стандарта и Программой учебного курса «Экономика»...

Королева Г. Э. Экономика: 10-11 классы: проектирование учебного курса: методические рекомендации iconИнновации в туризме Методические рекомендации кострома
Методические рекомендации предназначены для практических занятий студентов специальности 100400 «Туризм», изучающих дисциплину «Инновации...

Королева Г. Э. Экономика: 10-11 классы: проектирование учебного курса: методические рекомендации iconМетодические рекомендации к программе учебного курса «Исто­ рия отечественного...
Методические рекомендации к программе учебного курса «Исто­рия отечественного и зарубежного киноискусства» (гос-2002). — Ека­теринбург:...

Королева Г. Э. Экономика: 10-11 классы: проектирование учебного курса: методические рекомендации iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины «планирование...
Гос впо по специальности 080507. 65 Менеджмент организации, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №234 эк...

Королева Г. Э. Экономика: 10-11 классы: проектирование учебного курса: методические рекомендации iconСамостоятельная работа студента в условиях дистанционного обучения методические рекомендации
Методические рекомендации предназначены для обучающихся и для организаторов учебного процесса

Королева Г. Э. Экономика: 10-11 классы: проектирование учебного курса: методические рекомендации iconКоролева Г. Э. Экономика: 10-11 классы
...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную