Скачать 180.52 Kb.
|
Утверждена Законом Республики Алтай «О республиканской целевой программе «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Республики Алтай до 2015 года» Республиканская целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Республики Алтай до 2015 года» 1. Паспорт
2. Общие положения Республиканская целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Республики Алтай до 2015 года» разработана в соответствии с Федеральным законом от 30.04.1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», Федеральным законом от 20.07.2000 года № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 года № 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации», распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 года № 536-р «Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.11.2007 года № 1639-р «Комплекс первоочередных мер по подготовке и проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира», распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.11.2007 года № 1661-р «Концепции федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года» (далее – Концепция федеральной целевой программы). Программа направлена на социально-экономическое обустройство территорий традиционного проживания коренных малочисленных народов в Турочакском, Кош-Агачском, Майминском, Улаганском и Чойском районах Республики Алтай. Социально-экономическое развитие территорий традиционного проживания коренных малочисленных народов является основой процесса формирования этнокультурной среды. 3. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом В Республике Алтай особое место занимают проблемы ее коренных малочисленных народов – тубаларов, челканцев, кумандинцев, теленгитов и шорцев, которые включены в перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Коренные малочисленные народы Республики Алтай, насчитывающие, согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 года 5803 человека, представляют особые этнические группы, условия и образ жизни которых имеют существенную специфику. В Турочакском, Чойском, Кош-Агачском, Улаганском и части Майминского районов, занимающих почти 60 процентов территории республики, проживают коренные малочисленные народы Республики Алтай, являющиеся носителями самобытных культур, промыслов, традиций и языка. Из-за сложной социально-экономической обстановки как в целом по России, так и в Республике Алтай продолжает ухудшаться социальное положение этих народов. Коренные малочисленные народы, достаточно хорошо приспособленные к жизни в суровых климатических условиях, с трудом адаптируются к изменившимся социально-экономическим условиям, продолжают утрачивать свои этнические, культурные традиции и язык. Замена традиционных форм природопользования, видов занятий и промыслов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов республики промышленным освоением, а затем упадок этих отраслей подорвали основы их хозяйственной, культурной и духовной жизни. В прежние годы совхозы, колхозы, леспромхозы осуществляли градообразующие функции в социально-экономическом развитии сельской местности, в том числе территорий традиционного проживания коренных малочисленных народов. С ликвидацией данных предприятий и организаций значительная часть коренных малочисленных народов потеряла работу и оказалась практически без средств к существованию, что в свою очередь вызвало миграцию местного населения в другие места проживания, в основном в городскую местность, из-за чего районы лишаются трудоспособного населения. В результате промышленного освоения нарушился экологический баланс районов проживания коренных малочисленных народов, особенно в этом плане пострадали районы бывших интенсивных лесозаготовок – Турочакский, Чойский и Майминский (места проживания кумандинцев, тубаларов, челканцев и шорцев). Между тем, суровые природно-климатические условия делают ресурсы пастбищных угодий ограниченными, что не позволяет увеличивать в большом количестве поголовье скота. Данное обстоятельство, а также низкий уровень развития социальной и производственной инфраструктуры, удаленность от экономически развитых центров и транспортных магистралей привели к тяжелому социально-экономическому положению теленгитов Улаганского и Кош-Агачского районов, отнесенных к территориям, приравненным к местностям Крайнего Севера. Исторический уклад жизни кочевников-скотоводов Кош-Агачского и Улаганского районов в условиях высокогорья способствовал этнической изоляции теленгитов, сохранению своего диалекта, самосознания, традиционного уклада жизни в отличии от других представителей коренных малочисленных народов Республики Алтай. В новых социально-экономических условиях остается острой проблема занятости и трудоустройства молодежи, при этом большинство из них занимаются собирательством: сбором дикоросов (корни, орех и др.), лекарственно-технического сырья, рыболовством, добычей зверя и птицы. Ухудшаются жилищные и социально-бытовые условия жизни коренных малочисленных народов. Наибольший удельный вес населенных пунктов республики с ветхим жилищным фондом и не обеспеченных централизованным электроснабжением, водоснабжением, телефонной связью и транспортным сообщением, приходится на территории традиционного проживания коренных малочисленных народов. Существенно отстает от необходимого уровня материально-техническая оснащенность фельдшерско-акушерских пунктов, растет уровень заболеваемости, смертности, в том числе детей в возрасте до 1 года. Сельское население испытывает острый недостаток в квалифицированной медицинской помощи. На фоне проблем повседневной жизни национально-культурные проблемы отошли на второстепенный план. В условиях постепенного размывания национальной специфики обостряется проблема сохранения этнических традиций и культурного наследия малых народов. Подавляющее большинство сельских домов культуры, библиотек, школ, детских садов, фельдшерско-акушерских пунктов размещены в нетиповых зданиях, многие находятся в аварийном состоянии либо требуют капитального ремонта. Культурная жизнь давно утратила традиционный характер, стали забываться фольклор, не получают развития народные художественные промыслы. Сложившаяся система образования на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов испытывает трудности в сохранении исторического наследия и развитии национальной самобытности, традиций и языка каждого народа, в связи с недостатком инструментов этнокультурного и духовного возрождения коренных малочисленных народов Республики Алтай. Возрождение и дальнейшее развитие коренных малочисленных народов Республики Алтай невозможно без государственной поддержки. Сложность и своеобразие проблем требует согласованных действий всех уровней власти и их активного сотрудничества с общественностью коренных малочисленных народов Республики Алтай. Разработка настоящей Программы вызвана необходимостью комплексного решения широкого спектра вопросов социально-экономического, этнокультурного и духовного развития коренных малочисленных народов Республики Алтай, формирования положительных тенденций в ходе реализации Программы и достижения необходимого уровня социально-экономического и этнокультурного развития коренных малочисленных народов Республики Алтай. Проблемы восстановления природно-ресурсного потенциала и системы регулирования его использования, проблемы хозяйственного развития территорий проживания коренных малочисленных народов, проблемы занятости и социального развития в сочетании с традиционным укладом составляют единый взаимоувязанный комплекс задач, которые успешно могут быть решены только на основе принципов программно-целевого метода, использование которого позволит: обосновать приоритетность мероприятий Программы, а также необходимый объем их финансирования; учесть многофакторность и взаимосвязь проблем и наметить оптимальные способы их комплексного решения; предложить эффективные механизмы реализации Программы; обеспечить методическое единство подходов и на этой основе концентрацию и наиболее рациональное использование бюджетных и привлеченных средств. 4. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы Цели и задачи Программы сформированы в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы, основными направлениями региональных программ государственной национальной политики, установленными в Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1996 года № 909, исходя из необходимости государственной поддержки в реализации интересов народов в социально-экономической и духовной сферах. При этом поставленные цели, задачи, мероприятия Программы направлены на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми индикаторами и показателями. Целью настоящей Программы является содействие социально-экономическому, этнокультурному и духовному развитию коренных малочисленных народов Республики Алтай. Реализация цели Программы позволит решить ряд вопросов социально-экономического, этнокультурного и духовного развития коренных малочисленных народов Республики Алтай и должно послужить фундаментом для формирования положительных тенденций и достижения необходимого уровня экономического, социального и культурного развития коренных малочисленных народов Республики Алтай. Для достижения цели Программы предполагается решить ряд следующих задач: 1) в социально-экономическом развитии территорий традиционного проживания коренных малочисленных народов Республики Алтай обеспечить улучшение условий проживания населения. Реализация данной задачи будет осуществляться путем создания развитой социальной и инженерной инфраструктуры в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Республики Алтай, что должно удовлетворить потребность населения в получении качественного медицинского обслуживания, дошкольного, общего и среднего образования, условий развития традиционного хозяйствования и традиционных промыслов и увеличения занятости населения с созданием материальной базы, что в конечном итоге улучшит условия проживания населения в данной местности; 2) духовное возрождение и культурное развитие этносов коренных малочисленных народов Республики Алтай с формированием условий для осуществления культурно-образовательных мероприятий. Реализацию данной задачи предполагается осуществить через оказание государственной поддержки в создании центров национальной культуры, музея и мемориального комплекса в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Республики Алтай, которые будут способствовать взаимообогащению многонациональной российской культуры и этнокультуры коренных малочисленных народов, а также расширению сферы реализации этнокультурных проектов в Республике Алтай. Программа реализуется в один этап в 2009-2015 годы. 5. Система программных мероприятий Все программные мероприятия, направленные на социально-экономическое обустройство коренных малочисленных народов Республики Алтай, а также на духовное возрождение и культурное развитие этносов коренных малочисленных народов Республики Алтай, сгруппированы по разделам, ориентированным на достижение целей, подкреплены необходимыми источниками, объемами финансирования и отражены в приложении 1 к Программе. 6. Ресурсное обеспечение Программы Мероприятия Программы реализуются за счет планируемых средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Алтай и планируемых средств местных бюджетов (по согласованию) согласно приложению 2 к Программе. Общий объем финансирования Программы составляет 1005917 тыс. рублей, в том числе: за счет планируемых средств федерального бюджета 504793 тыс. рублей; за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай 431730 тыс. рублей; за счет планируемых средств местных бюджетов (по согласованию) 69394 тыс. рублей. Объемы финансирования мероприятий Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при принятии закона Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на очередной финансовый год и плановый период и при утверждении бюджетов муниципальных образований. 7. Механизм реализации Программы Государственным заказчиком Программы является Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай. Важнейшим элементом реализации Программы является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки Программы. В связи с этим ход реализации Программы ежеквартально анализируется на основе оценки результативности мероприятий Программы, достижения ее целевых индикаторов. Принятие управленческих решений в рамках Программы осуществляется с учетом информации, поступающей от органов местного самоуправления в Республике Алтай. Государственный заказчик Программы и органы местного самоуправления в Республике Алтай осуществляют совместные действия по организации финансирования мероприятий, предусмотренных Программой. Государственный заказчик Программы осуществляет следующие функции: организует текущее управление реализацией Программы; разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты Республики Алтай, необходимые для выполнения Программы; подготавливает поквартальную разбивку целевых индикаторов оценки эффективности реализации Программы на очередной год; организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения; организует мониторинг хода реализации Программы; осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы; согласовывает утверждаемые органами местного самоуправления в Республике Алтай титульные списки строек; несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы; обеспечивает координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Алтай и органов местного самоуправления в Республике Алтай по подготовке и реализации мероприятий Программы, а также осуществляет анализ и контроль рационального и эффективного использования планируемых средств федерального бюджета, средств республиканского бюджета Республики Алтай и планируемых средств местных бюджетов (по согласованию); ежеквартально обобщает и анализирует статистическую отчетность по реализации Программы и представляет в Правительство Республики Алтай доклад о ее выполнении; подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы. Средства федерального бюджета, планируемые в Программе на реализацию мероприятий, выделяются в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы. Финансирование Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай осуществляется в соответствии с Законом Республики Алтай от 27 ноября 2007 года № 50-РЗ «О предоставлении местным бюджетам субсидий из республиканского бюджета Республики Алтай», постановлением Правительства Республики Алтай от 26 ноября 2007 года № 258 «Об утверждении порядка предоставления, распределения и расходования субсидий местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Алтай». 8. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации Обязанности по реализации Программы, достижению конечного результата и эффективному использованию денежных средств, выделяемых на выполнение Программы, возлагается на Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай. Контрольные проверки хода реализации Программы в части капитальных вложений осуществляет Министерство финансов Республики Алтай с участием Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай и Министерства регионального развития Республики Алтай. Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели, согласовывает сроки и затраты по программным мероприятиям, объемы и источники финансирования, механизм реализации Программы, состав исполнителей. Министерство регионального развития Республики Алтай ведет учет и осуществляет хранение документов, касающихся капитальных вложений по Программе, направляет в Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом, справочную информацию о реализации Программы. 9. Оценка социально–экономической и экологической эффективности целевой Программы В результате реализации Программы предусматривается создание условий, способствующих решению проблем коренных малочисленных народов Республики Алтай, а именно инженерного обустройства мест их традиционного проживания, обеспечения доступности получения качественного образования, повышения уровня медицинского и культурного обслуживания, обеспечения занятости населения и развития промышленного производства продукции на сырьевом рынке, а также обеспечения объема товарооборота путем увеличения объемов кредитования традиционных видов деятельности. Реализация Программы будет способствовать: повышению уровня жизни, обновлению основных систем жизнеобеспечения, улучшению здоровья, сокращению потерь рабочего времени, связанных с заболеваемостью; укреплению и совершенствованию информационного и культурно-образовательного пространства, подготовке кадрового потенциала, сохранению духовных и национально-культурных традиций коренных малочисленных народов Республики Алтай; экономическому развитию территорий традиционного проживания на основе развития традиционных форм хозяйствования и рационального использования многообразия природных ресурсов и хозяйственных возможностей территорий традиционного проживания коренных малочисленных народов Республики Алтай. Реализация программных мероприятий связанных: - с развитием инженерной и социальной инфраструктур окажет благоприятное влияние на жизнедеятельность коренных малочисленных народов, которое будет способствовать улучшению социальных условий проживания сельского населения в целом; - с культурно-духовным возрождением коренных малочисленных народов будет способствовать приобщению к национальным культурным ценностям, содействию сохранения и развития народных промыслов и ремесел, приумножению исторического и культурного наследия своего народа, участию в культурном сотрудничестве народов, этнических и религиозных общин. Ожидаемым результатом реализации Программы является: обеспечение общедоступного бесплатного дошкольного, начального, общего, среднего (полного) образования; обеспечение общедоступного качественного медицинского обслуживания; обеспечение бесперебойного энергоснабжения населения, объектов социальной сферы и жилищно-коммунальной сферы сельской местности; обеспечение постоянного транспортного сообщения между населенными пунктами; развитие региональных культурных связей, молодежных и общественных инициатив, расширение сферы реализации этнокультурных проектов в Республике Алтай; развитие традиционных форм хозяйствования и традиционных промыслов и увеличение занятости населения с созданием производственной базы; стимулирование увеличения объемов товарооборота и объемов кредитования традиционных форм хозяйствования и традиционных промыслов. |
![]() | Конституцию Республики Алтай и провозглашаем ее Основным Законом Республики Алтай | ![]() | В соответствии со статьей 12 Конституционного закона Республики Алтай "о правительстве Республики Алтай" Правительство Республики... |
![]() | ... | ![]() | ... |
![]() | О внесении изменения в подпункт 17 пункта 5 раздела II закона Республики Алтай «о стратегии социально-экономического развития Республики... | ![]() | Алтай, определенные законодательством Российской Федерации и Республики Алтай, в рамках исполнения которых реализуется цель деятельности... |
![]() | ... | ![]() | Республики Алтай о стратегии социально-экономического развития Республики Алтай (о внесении изменений в Закон Республики Алтай о... |
![]() | В соответствии со статьями 169 и 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 5 Закона Республики Алтай от 27 ноября 2007... | ![]() | Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Алтай "Развитие здравоохранения" |