Программа дисциплины Экономика труда  для направления 080100. 62 «Экономика»






Скачать 230.37 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Экономика труда  для направления 080100. 62 «Экономика»
Дата публикации19.02.2015
Размер230.37 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
e.120-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины










Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет Экономики

Программа дисциплины
Экономика труда


для направления 080100.62 «Экономика»

подготовки бакалавра


Авторы программы: Петрова Елена Алексеевна, EAPetrova-micro@yandex.ru
Одобрена на заседании кафедры экономической теории « 30 » августа 2013 г.
И.о. зав. кафедрой _____________________ А.Ю.Редькина


Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___»_____________2013 г.
Председатель ________________________ Г.Е. Володина


Пермь, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.62 Экономика, изучающих дисциплину «Экономика труда».

Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом ГОБУ ВПО НИУ-ВШЭ от 02.07.2010 г., № 15;

  • Образовательной программой 080100.62 Экономика подготовки бакалавра;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080100.62 Экономика, утвержденным в 2013 г.


2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Экономика труда» по направлению подготовки 080100.62 Экономика является:

2.1. В области обучения: подготовка к организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской и научно-исследовательской деятельности в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня, а также к продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре.

2.2. В области воспитания личности: формирование необходимых менеджеру социальных и личностных качеств: гражданственности, толерантности, общей культуры, ответственности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникативности, умению работать в команде, лидерских качеств.


3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:

  • О круге вопросов и практических проблем, изучаемых современной экономикой рынка труда;

  • Об особенностях и закономерностях становления и развития рынков труда в России и других странах;



    Уметь:

  • использовать освоенный инструментарий макро- и микроэкономического анализа для исследования функционирования рынка труда и поведения его основных субъектов;



    Иметь навыки:

  • Принятия решений и оценивания их последствий в сфере труда и занятости;



В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен использовать знания о работе с коллективами людей и отдельными работниками в управленческой деятельности

ПК-5

Анализирует информацию, обобщает данные в соответствии с базовыми знаниями и структурой курса, применяет знания о работе с коллективами людей и отдельными работниками в управленческой деятельности

Кейсы

Способен активно участвовать в реализации программы организационных изменений

ПК-7

Взаимодействует с другими студентами или преподавателями при решении сложных задач, обосновывает свой выбор при решении поставленных задач, представляет информацию последовательно, структурировано, демонстрирует полученные базовые знания на контрольных мероприятиях, доказывает с помощью теоретических аргументов свою позицию

Кейсы

Владеет современными технологиями управления персоналом

ПК-10

Применяет знания о работе с коллективами людей, оценивает полученные результаты

Кейсы

Способен к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций

ПК-11

Анализирует информацию, взаимодействует с другими студентами или преподавателями при решении сложных задач, доказывает с помощью теоретических аргументов свою позицию

Кейсы

Способен анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса

ПК-32

Анализирует данные в соответствии со знанием микроэкономики, представляет информацию последовательно, структурировано, применяет знания микроэкономики при решении задач, обосновывает свой выбор при решении поставленных задач, демонстрирует полученные базовые знания на контрольных мероприятиях

Практические задания

Знает экономические основы поведения организаций, имеет представление о различных структурах рынков, анализ конкурентной среды отрасли

ПК-33

Интерпретирует данные в соответствии со знанием теории отраслевых рынков, применяет знания теории отраслевых рынков при решении задач, обосновывает свой выбор при решении поставленных задач

Практические задания

Способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях

ПК-34

Интерпретирует данные в соответствии со знанием экономической статистики, представляет информацию последовательно, структурировано, применяет знания экономической статистики при решении задач, оценивает полученные результаты

Практические задания

Способен проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования

ПК-44

Интерпретирует данные в соответствии со знанием финансового менеджмента, представляет информацию последовательно, структурировано, применяет знания финансового менеджмента при решении задач, демонстрирует полученные базовые знания на контрольных мероприятиях

Практические задания

Способен оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности

ПК-50

Интерпретирует данные в соответствии со знанием экономической теории, представляет информацию последовательно, структурировано, доказывает с помощью теоретических аргументов свою позицию

Кейсы, практические задания



4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу и части базовых дисциплин.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Экономическая теория и институциональная экономика

  • Экономическая статистика

  • Финансовый менеджмент



Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

    Основные понятия раздела «Экономика» (экономические блага, экономические ресурсы, предложение труда, спрос на труд, занятость, безработица, человеческий капитал). Статистические показатели (экономически активное население, экономически неактивное население, уровень безработицы, уровень занятости). Типы рыночных структур.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Основы предпринимательства

  • Управление человеческими ресурсами


5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Рынок труда и трудовая структура населения

12

2

2

-

8

2

Предложение труда и его факторы

16

3

3

-

10

3

Спрос на труд

16

3

3

-

10

4

Человеческий капитал и качество рабочей силы

14

3

3

-

8

5

Заработная плата и причины дифференциации заработков

14

3

3

-

8

6

Дискриминация на рынке труда

12

2

2

-

8

7

Трудовая мобильность

12

2

2

-

8

8

Безработица и поиск работы

12

2

2

-

8




Всего часов

108

20

20

-

68


6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)

Контрольная работа










7

Письменная работа 80 минут, решение задач

Итоговый

Зачет












зачет

Зачет в письменной форме, 80 минут.



6.1Критерии оценки знаний, навыков



Студент должен уметь воспроизводить, анализировать информацию, логически верно, аргументировано и ясно строить письменную речь; использовать освоенный инструментарий макро- и микроэкономического анализа для исследования функционирования рынка труда и поведения его основных субъектов.

Основными критериями оценки работы на семинаре служат активное участие в дискуссиях, докладах, групповых работах, посещение, выполнение домашних заданий.
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

6.2Порядок формирования оценок по дисциплине



Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность студентов при обсуждении кейсов, правильность решения задач на семинарах. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем и называется - Оаудиторная.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 2/3* Отекущий + 1/3* Оаудиторная

где О текущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП:

Отекущий = n1· Ок/р,

при этом n1 = 1.

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.
Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезультирующая = 0,6* Онакопленная + 0,4*·Оэкз/зач

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический.

7Содержание дисциплины


Раздел 1. Экономика труда

Тема 1. Рынок труда и трудовая структура населения

Предмет экономики труда. Особенности труда как объекта исследования. Отечественные и мировые традиции изучения экономики труда. Источники информации о социально-трудовой сфере. Классификация трудовой структуры населения. Занятость. Экономически активное и экономически неактивное население. Занятое и безработное население. Трудовые ресурсы. Рынок труда и его особенности. Субъекты рынка труда. Спрос и предложение на рынке труда. Заработная плата как «цена труда». Изменения в занятости (отраслевой структуры, демографической структуры) как результат функционирования рынка труда. Локальные рынки труда.

Количество часов аудиторной работы: 4.

Количество часов самостоятельной работы: 8 (на выполнение заданий по текущему контролю – 4, подготовки к семинарским и практическим занятиям – 4).
Тема 2. Предложение труда и его факторы

Предложение труда и формирование рабочей силы. Принятие решения о выходе на рынок труда: влияние предпочтений и нетрудового дохода. Резервная заработная плата. Предложение труда и его детерминанты. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность предложения труда. Индивидуальное и рыночное предложение труда. Предложение труда с учетом производства в домашнем хозяйстве. Особенности предложения труда женщин и мужчин, молодых и пожилых работников. Сверхурочная работа и вопросы ее регулирования. Анализ вторичной занятости. Предложение труда с учетом фиксированных затрат, связанных с работой. Влияние налогообложения и социальных программ на предложение труда. Особенности предложения труда в российской экономике.

Количество часов аудиторной работы: 6.

Количество часов самостоятельной работы: 10 (на выполнение заданий по текущему контролю – 5, подготовки к семинарским и практическим занятиям – 5).
Тема 3. Спрос на труд.

Спрос на труд как решение об оптимальной численности занятых на предприятии. Спрос на труд в краткосрочном и долгосрочном периодах. Эффект замещения и эффект масштаба. Спрос на труд фирмы, отрасли и рынка. Эластичность спроса на труд. Перекрестная эластичность спроса на труд. Законы производного спроса. Спрос на взаимозаменяемые и взаимодополняемые виды труда. Влияние квазипостоянных издержек на структуру персонала. Особенности спроса на труд в российской экономике.

Количество часов аудиторной работы: 6.

Количество часов самостоятельной работы: 10 (на выполнение заданий по текущему контролю – 5, подготовки к семинарским и практическим занятиям – 5).
Тема 4. Человеческий капитал и качество рабочей силы

Качество рабочей силы. Понятие человеческого капитала. Элементы человеческого капитала и способы его накопления. Принятие индивидуального решения об инвестициях в образование: анализ выгод и издержек. Методы оценки эффективности инвестиций в образование: чистая приведенная стоимость и внутренняя норма окупаемости. Спрос и предложение на рынке инвестиций в образование. Использование уравнения Дж. Минцера для оценки нормы отдачи от инвестиций в образование. Образование как сигнал на рынке труда. Роль диплома. Особенности подстройки рынка труда специалистов. Общий и специфический человеческий капитал. Инвестиции фирмы в человеческий капитал. Профессиональная подготовка.

Количество часов аудиторной работы: 6.

Количество часов самостоятельной работы: 8 (на выполнение заданий по текущему контролю – 4, подготовки к семинарским и практическим занятиям – 4).

 
Тема 5. Заработная плата и причины дифференциации заработков

Доход и его виды. Структура доходов населения. Заработная плата как основа доходов домохозяйств. Причины различий в заработной плате. Неоднородность работников: различия в уровне накопленного человеческого капитала и неконкурентные группы на рынке труда. Разнородность рабочих мест: условия труда, различия в статусе, возможность получения социальных благ. Компенсационные различия в заработной плате. Нормативы по безопасности труда и компенсационные выплаты. Роль государства в установлении норм по безопасности труда: оценка эффективности. Определение оптимальной структуры вознаграждения за труд: выбор «заработная плата – социальный пакет». Несовершенная конкуренция на рынке труда: ограничения мобильности работников, дискриминация, деятельность профсоюзов и монопсоний. Особенности отраслевых, профессиональных, региональных различий в заработной плате в российской экономике. Тенденции неравенства в заработной плате. Проблема бедности в современной экономике. Направления деятельности государства в решении вопросов снижения неравенства доходов.

Количество часов аудиторной работы: 6.

Количество часов самостоятельной работы: 8 (на выполнение заданий по текущему контролю – 4, подготовки к семинарским и практическим занятиям – 4).
Тема 6. Дискриминация на рынке труда.

Дискриминация на рынке труда: понятие и основные виды. Склонность работодателей к дискриминации. Дискриминации на монопсоническом рынке. Несовершенная информация и статистическая дискриминация. Виды дискриминации: различия в заработной плате, в условиях найма, в возможности выбора профессии. Профессиональная сегрегация и ее измерение. Дискриминационные различия в заработной плате и способы их измерения. Роль сегрегации в формировании разрыва в заработной плате. Влияние дискриминации на экономическую эффективность. Антидискриминационная политика на рынке труда: цели, направления и инструменты.

Количество часов аудиторной работы: 4.

Количество часов самостоятельной работы: 8 (на выполнение заданий по текущему контролю – 4, подготовки к семинарским и практическим занятиям – 4).
Тема 7. Трудовая мобильность.

Принципы классификации форм трудовой мобильности. «Несоответствие» между работником и рабочим местом как причина трудовой мобильности. Шоки спроса на труд и мобильность работников. Заработная плата как стимул к смене работы. Межфирменная мобильность, текучесть и увольнения. Территориальная мобильность. Детерминанты индивидуального решения о миграции. Внутренняя и внешняя миграция. Основные миграционные потоки в России и в мире: направления и интенсивность. Влияние миграции на социально-экономическое положение территории-донора и территории-реципиента. Государственное регулирование трудовой миграции.

Количество часов аудиторной работы: 4.

Количество часов самостоятельной работы: 8 (на выполнение заданий по текущему контролю – 4, подготовки к семинарским и практическим занятиям – 4).
Тема 8. Безработица и поиск работы.

Безработица: проблемы определения и измерения. Уровень безработицы. Безработица как динамическая характеристика рынка труда. Структура и длительность безработицы. Виды безработицы: фрикционная, структурная, циклическая, сезонная. Причины безработицы. Безработица и вакансии: напряженность на рынке труда. Продолжительность безработицы и поиск работы. Факторы длительности безработицы. Жесткость заработной платы. Гистерезис и объяснение устойчивой безработицы. Инфляция и безработица. Влияние безработицы на социально-экономическое развитие. Тенденции и структура безработицы в переходных экономиках.

Количество часов аудиторной работы: 4.

Количество часов самостоятельной работы: 8 (на выполнение заданий по текущему контролю – 4, подготовки к семинарским и практическим занятиям – 4).
Литература по разделу:

  1. И. М. Алиев, Н. А. Горелов, Л. О. Ильина. Экономика труда. - Издательство: Юрайт, 2013.

  2. Эренберг Р., Смит Р. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. – Гл. 1-10, 12, 15.

  3. Колосницына М.Г. Экономика труда: Учебное пособие для студентов бакалавариата экономических вузов. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998; М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. – Гл. 1-7, 11, 12.

  4. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда (экономическая теория труда): Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – Гл. 1-5, 7, 8.

  5. Гимпельсон В., Капелюшников Р., Лукьянова А. Спрос на труд и квалификацию в промышленности: между дефицитом и избытком. WP3/2007/03. – М.: ГУ ВШЭ, 2007.

  6. Капелюшников Р.И. Российская модель рынка труда: что впереди? // Вопросы экономики, 2003, № 4, с. 83-100.

  7. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. – М.: ГУ-ВШЭ, 2001. – Гл. 3.

  1. Гимпельсон В. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда // Вопросы экономики, 2004, №3, с.76-94.

  2. Гимпельсон В.Е. Нужны ли нашей промышленности квалифицированные работники? История последнего десятилетия. WP3/2010/04. – М.: Издательский дом Государственного университета – Высшей школы экономики, 2010.

  1. Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И., Лукьянова А.Л. Уровень образования российских работников: оптимальный, избыточный, недостаточный? WP3/2010/09. – М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010.


Формы и методы контроля по разделу 1 «Экономика труда», применяемые учебные технологии:
Для проведения лекционных занятий могут использоваться рабочая тетрадь и презентации.
На семинарских занятиях используются следующие методы обучения:

  1. Решение расчетных задач;

  2. Обсуждение практических ситуаций с предварительной подготовкой докладов по группам;

  3. Доклады студентов.

  4. Кейсы.


На контрольных работах проверяется:

  1. Знание теории;

  2. Умение решать задачи;

  3. Умение применить теорию для решения упрощенных практических ситуаций.



8Образовательные технологии


Программа предусматривает проведение семинарских занятий, на которых решаются расчётные задачи, использующие теоретический материал, данный на лекциях; проводится обсуждение и анализ упрощенных практических ситуаций с применением активных методов обучения, отрабатываются навыки выступления и дискуссии во время докладов студентов.

На семинарских занятиях используются следующие методы обучения:

  1. Решение расчетных и качественных задач;

  2. Обсуждение практических ситуаций с предварительной подготовкой докладов по группам.

  3. Доклады студентов.

  4. Кейсы

На каждом семинарском занятии студент получает домашнее задание. Выполнение его является обязательным. Студенту рекомендуется следующая схема подготовки домашнего задания:

  1. изучить лекционный материал;

  2. прочитать основную и дополнительную литературу;

  3. решить заданные задачи;

  4. при затруднениях сформулировать вопросы преподавателю.

Рассмотрение практических ситуаций предполагает работу в группе из 4-7 человек. Группа вырабатывает мнение по заданному вопросу, используя предоставленные данные. На семинарском занятии один или два выступающих в течение 10 минут защищают позицию группы. Другие группы задают вопросы и дискутируют.

При подготовке доклада необходимо обсудить с преподавателем перечень используемой литературы, предоставить напечатанный доклад за день до семинарского занятия.

Самостоятельная работа студентов включает в себя освоение теоретического материала на основе лекций, основной и дополнительной литературы, публикаций в периодических изданиях; подготовку к семинарским занятиям в индивидуальном и групповом режиме. Советы по самостоятельной работе с точки зрения использования литературы, времени, глубины проработки темы и др., а также контроль за деятельностью студента осуществляется во время индивидуальных консультаций.

Целью преподавателя является стимулирование самостоятельного, углублённого изучения материала курса, хорошо структурированное, последовательное изложение теории на лекциях, отработка навыков решения задач и системного анализа ситуаций на семинарских занятиях, контроль знаний студентов.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля



Примерные вопросы/ задания для контрольной работы по разделу курса «Экономика труда»:

  1. Население условной страны составляет 10 млн. чел., из которых 68% находится в возрасте экономической активности. Численность экономически неактивного населения в возрасте экономической активности – 1,3 млн. человек. Уровень безработицы - 5%. За определенный период времени количество рабочих мест возросло на 10%, все они были заняты работниками. Это позволило найти работу, в том числе, 22,5 тыс. чел. “отчаявшимся” в возрасте экономической активности, 50 тыс. пенсионерам и 250 тыс. домохозяек. Решил ли такой рост рабочих мест проблему безработицы? Если нет, то каков новый уровень безработицы?




  1. Предположим, что государство предлагает отменить досрочные пенсии (для военных, занятых во «вредных» отраслях). Оцените, как эта мера может сказаться на уровне занятости, безработицы, экономической неактивности среди выходящих досрочно на пенсию и других групп населения.




  1. Фирма производит и продаёт некий продукт на конкурентном рынке по цене 10$ за штуку. Производственная функция имеет вид: , где Q – объём производства продукции в месяц; L – количество работников. Ставка заработной платы (w) составляет 1000$ в месяц. Определите, сколько работников наймёт фирма? Сколько работников будет нанимать фирма при увеличении ставки заработной платы с 1000$ до 1300$?




  1. Григорий Андреевич, размышляя о будущем, делит свою жизнь на три периода. Если ничего в жизни не менять, то за первый период он заработает $50000, за второй период - $60000, а за третий - $70000. Однако, если пройти обучение в первый период, заплатив за него $20000, в будущем можно рассчитывать на увеличение доходов: во втором периоде заработок составит $100000, в третьем - $120000. Следует ли Григорию Андреевичу пойти учиться, если его индивидуальная норма дисконтирования составляет 10%? Рассчитайте внутреннюю норму окупаемости этого проекта.

9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Назовите источники информации о социально-трудовой сфере и трудовой структуре населения.

  2. Укажите особенности трудовой структуры населения в России и других странах.

  3. Дайте определение экономически активному и экономически неактивному населению.

  4. Какие группы лиц не входят в состав экономически активного населения.

  5. Докажите, что для фирмы, максимизирующей прибыль, которая принимает заработную плату заданной, кривая спроса на труд имеет отрицательный наклон.

  6. Покажите графически, как рост минимальной заработной платы отражается на занятости на конкурентном рынке труда и в случае монопсонии.

  7. Как Вы думаете, в каком периоде – краткосрочном или долгосрочном – спрос фирмы на труд является более эластичным. Обоснуйте свой ответ.

  8. Какие факторы влияют на уровень участия в рабочей силе.

  9. От чего зависит оптимальное количество часов работы.

  10. Как резервная заработная плата влияет на решение о выходе на рынок труда.

  11. Эффект дохода и эффект замещения при изменении заработной платы.

  12. Вторичная занятость и сверхурочная работа

  13. Отличия спроса на труд в краткосрочном и долгосрочном периодах.

  14. Объясните действие эффекта замещения и масштаба при увеличении цены на труд.

  15. Объясните действие законов производного спроса.

  16. Как изменяется спрос на взаимозаменяемые и взаимодополняемые виды труда при росте ставки заработной платы.

  17. Какие издержки относятся к квазипостоянным, и чем они отличаются от переменных издержек.

  18. В чём состоят особенности определения равновесия на рынке монопсонии.

  19. Оцените последствия для рынка труда при введении минимальной заработной платы.

  20. Как определить эффективность инвестиций в человеческий капитал на основе метода чистой приведенной стоимости и внутренней отдачи.

  21. Определите черта общих и специфических инвестиций в человеческий капитал.

  22. В чём проявляется оценка образования как сигнала на рынке труда.

  23. Эмпирические исследования показывают, что в молодости люди чащ склонны менять специальность, профессию. Как этот факт объясняется с позиций теории человеческого капитала. Проиллюстрируйте свой ответ графически.

  24. Фирма устанавливает определённый уровень эффективной заработной платы для своих работников. Допустим, спрос на продукцию фирмы вырос. Как изменится уровень эффективной заработной платы.

  25. Какое влияние повышение возраста выхода на пенсию может оказать на уровень и структуру безработицы.



10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1 Базовый учебник


  1. И. М. Алиев, Н. А. Горелов, Л. О. Ильина. Экономика труда. - Издательство: Юрайт, 2013.

10.2 Основная литература


  1. Колосницына М.Г. Экономика труда: Учебное пособие для студентов бакалавриата экономических вузов. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. – 240 с.; М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. – 240 с.

  2. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда (экономическая теория труда): Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 400 с.

  3. Эренберг Р., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. – 800 с.

  4. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 01.02.2002 (с изменениями и дополнениями)



10.3 Дополнительная литература


  1. Гимпельсон В. Политическая экономия российского рынка труда // Зарплата и расплата: проблемы задолженности по оплате труда. – М.: Моск. Центр Карнеги, 2001. – С. 16-53 (Электронная версия: http://pubs.carnegie.ru/books/2001)

  2. Гимпельсон В.Е. Предприятия обрабатывающей промышленности на рынке труда: индикаторы приспособления. WP3/2010/01. – М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010.

  3. Капелюшников Р.И. Конец российской модели рынка труда? WP3/2009/06. – М.: Изд. дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2009.

  4. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. – М.: ГУ-ВШЭ, 2001. – Гл. 4.

  5. Кабалина В.И. Трудовая мобильность: организационные, институциональные и социально-структурные факторы // Социологический журнал, 1999, № 3/4, с. 20-35.

  6. Колосницына М.Г., Суворова И.К. Международная трудовая миграция: теоретические основы и политика регулирования // Экономический журнал Высшей школы экономики, 2005. № 4.

  7. Кларк С. Российский рынок труда // Экономическая социология, 2001, №3, Том 2, С. 90-103 (Электронная версия: www.ecsoс.msses.ru)

  8. Леманн Х., Муравьев А. Институты и результаты функционирования рынка труда: что говорит опыт переходных экономик (на англ. яз.). WP3/2010/08. – М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010.

  9. Мироненко О.Н. Влияние законодательства о защите занятости на кадровую политику предприятий. WP15/2009/07. – М.: Изд. дом Государственного университета – Высшей школы экономики, 2009.

  10. Нестандартная занятость в российской экономике / Под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. – 400 с.

  11. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.



10.4 Справочники, словари, энциклопедии


  1. The New Palgrave Dictionary of Economics. Second Edition. Eds. Steven N. Durlauf and Lawrence E. Blume. Palgrave Macmillan, 2008.

  2. The New Palgrave Dictionary of Economics Online. Palgrave Macmillan. http://www.dictionaryofeconomics.com/

10.5 Программные средства


Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства: Microsoft Office (Excel, Word, Power Point).

10.6 Дистанционная поддержка дисциплины


Работа в системе LMS.

11Материально-техническое обеспечение дисциплины


На лекциях возможно использование мультимедийного проектора при наличии презентаций и др. наглядных материалов. Возможно использование программных продуктов для проведения тестирования.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины Экономика труда  для направления 080100. 62 «Экономика» iconПрограмма дисциплины Экономика труда  для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....

Программа дисциплины Экономика труда  для направления 080100. 62 «Экономика» iconПрограмма дисциплины экономика персонала для направления 080100....
Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь знания в области микроэкономики в объеме дисциплины «Микроэкономика», экономики...

Программа дисциплины Экономика труда  для направления 080100. 62 «Экономика» iconПрограмма дисциплины Экономика и политика стран и регионов для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 “Экономика”...

Программа дисциплины Экономика труда  для направления 080100. 62 «Экономика» iconПрограмма дисциплины Институциональная экономика Для направления 080100. 62 «Экономика»
Для направления 080100. 62 «Экономика», специальности: 080105. 65 «Финансы и кредит», 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,...

Программа дисциплины Экономика труда  для направления 080100. 62 «Экономика» iconПрограмма дисциплины «Бизнес-планирование инноваций» для направления 080100. 68 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 080100. 68 Экономика, обучающихся...

Программа дисциплины Экономика труда  для направления 080100. 62 «Экономика» iconПрограмма дисциплины «Экономика недвижимости» для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»...

Программа дисциплины Экономика труда  для направления 080100. 62 «Экономика» iconПрограмма дисциплины «Экономика миграций» для направления/ специальности 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....

Программа дисциплины Экономика труда  для направления 080100. 62 «Экономика» iconПрограмма дисциплины «Экономика недвижимости» для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»...

Программа дисциплины Экономика труда  для направления 080100. 62 «Экономика» iconПрограмма дисциплины «Экономика недвижимости» для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»...

Программа дисциплины Экономика труда  для направления 080100. 62 «Экономика» iconПрограмма дисциплины «Аграрная экономика» для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 4 курса направления 080100....






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную