Скачать 0.82 Mb.
|
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА Программа дисциплины по специальности «мировая экономика» МОРОЗОВ В.П. к.э.н., доцент PЭA им. Г.В.ПЛЕХАНОВА МОСКВА 2006 СОДЕРЖАНИЕ I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ……3 II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН…………………………………. 4 III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА …………..………….……. 5 IV. ТЕСТЫ ПО ТЕМАМ КУРСА …………………………….. 23 V. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ КУРСОВЫХ РАБОТ И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ…………………………….………31 VI. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……...34 VII. ГЛОССАРИЙ……………………………………………….. 37 VIII. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ (РАЗДАТОЧНЫЙ) МАТЕРИАЛ………………………………………………………. 44 I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ. 1. Цель дисциплины – дать студентам знания о мировой экономике (МЭ) как о целостной системе, включающей экономики всех стран мира, связанные между собой международными экономическими отношениями (МЭО) в соответствии с государственным стандартом тематического содержания дисциплины «мировая экономика» для обучающихся по специальности «мировая экономика». 2. Задачи дисциплины – научить студентов понимать и выявлять закономерности и тенденции развития мировой экономики, основные факторы, под влиянием которых они формируются; четко определять место и роль конкретной национальной экономики и групп стран в мировом хозяйстве и возможности их воздействия на глобальные экономические и политические процессы. 3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника. В условиях глобализации мирового хозяйства (МХ), углубления международного разделения труда (МРТ) и воздействия этих процессов на национальные экономики, в том числе и на российскую, данная дисциплина занимает одно из ведущих мест в формировании профессионала-экономиста. МЭ как дисциплина тесно связана с общеэкономическими дисциплинами – отечественной историей, макро- и микроэкономикой, а также со специальными дисциплинами – статистикой, внешнеэкономической деятельностью, экономикой предприятия и др. 4. Цель проведения практических занятий – углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения специальной научной литературы. 5. Самостоятельная работа студентов – обязательная составная часть процесса обучения. Результат самостоятельной работы учитывается при оценке участия студентов в практических занятиях (текущая успеваемость), а также при рубежном контроле и итоговой оценке знаний на зачете или экзамене. 6. Требования к уровню освоения содержания курса. Студент должен знать и понимать основные закономерности и тенденции развития современного мирового хозяйства, его отраслевую, организационную и функциональную структуру, роль международного разделения в процессах глобализация мирового хозяйства, истоки глобальных проблем и пути их решения, особенности социально-экономического развития отдельных стран и регионов; оценивать место России в современном мировом хозяйстве. На основе полученных знаний и приобретенных навыков аналитического подхода уверенно оперировать полученными знаниями и применять их в разных деловых ситуациях для принятия решений по актуальным и текущим вопросам экономической деятельности. Программа рассчитана на 120 учебных часов, в том числе 52 часа –аудиторных (34 часа – лекционных и 18 – семинары) и 68 часов самостоятельной работы. II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН–– распределение часов по темам и видам работ. Таблица 1
ФОРМА КОНТРОЛЯ – ЭКЗАМЕН. III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА (основные положения тем и контрольные вопросы ) Тема 1. Предмет и задачи дисциплины. Современное мировое хозяйство (МХ): понятие, структура, субъекты. Предмет и структура дисциплины и ее задачи, место в системе экономических дисциплин. Основные подходы к определению понятий мировая экономика (МЭ), мировое хозяйство (МХ) и международные экономические отношения (МЭО), содержание понятий. Формирование МХ на основе сложных, противоречивых отношений и процессов, взаимодействия различных стран. Процесс вхождения национальных хозяйств в мировое хозяйство обусловлен взаимной заинтересованностью субъектов МХ в развитии мирового хозяйства и объективной необходимостью для стран развития межстрановых экономических связей. Функционирование мирового хозяйства основывается на универсальных экономических законах: стоимости, экономии времени (производительности труда), закон углубления разделения труда, а также закон соответствия спроса и предложения. Объектом в мировой экономике и международных экономических отношениях являются непосредственно товары, услуги, капитал, рабочая сила на мировых рынках, а также другие факторы производства, мирохозяйственные связи и их формы. Основные тенденциями формирования мирового хозяйства как экономической целостности – интернационализацию мировых производительных сил и глобализацию мировой экономики. Структура мирового хозяйства: функциональная, отраслевая, социально-экономическая. Важнейшие элементы мирового воспроизводственного процесса – производство, обмен и торговля, денежное обращение и движение капитала, потребление. Субъекты МХ: государство, международные экономические организации, частные предприятия и фирмы – крупные (МНК, ТНК, ТНБ и т.д.), мелкие и средние. Взаимосвязь субъектов и их место в системе МЭ. Вопросы для обсуждения
Контрольные вопросы
Тема 2.Международное разделение труда и процессы глобализации МХ. Международное разделение труда (МРТ) – объективная основа развития МЭ: понятие, виды, тенденции к расширению и углублению. Международное разделение труда как движущая сила развития производственных, инвестиционных, кредитно-финансовых, научно-технических, торговых и других мирохозяйственных связей. Основные направления и сферы мирохозяйственной деятельности, в рамках которых происходит хозяйственная специализация и кооперация стран: международная торговля; международная специализация производства и научно-технических работ; научно-техническое сотрудничество; информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами; международное перемещение капитала и рабочей силы; деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем. Формы и стадии МРТ. Место и роль отдельных стран и групп стран в МРТ. Основной тенденцией современной мировой экономики – глобализация, под которой понимаются возрастание объемов и разнообразия мирохозяйственных связей, сопровождающиеся нарастанием экономической взаимозависимости стран мира. Являясь логическим продолжением интернационализации, определяет уровень международных экономических отношений. Ведущие движущие силы и основные направления процесса глобализации. Место и роль отдельных стран и групп стран в процессе глобализации. Формы и методы наднационального и межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей. Роль международных и межстрановых организаций в регулировании экономических процессов в МХ. Международное экономическое право и его роль в развитии МХ и МЭО. Вопросы для обсуждения 1.Роль МРТ в развитии мировой экономики. 2. Общее и особенное в участии развитых и развивающихся стран в МРТ. 3. Основные формы процесса глобализации. 4. Фактор геополитики в МРТ и МЭО. 5. Глобальные системы регулирования международных экономических связей. Контрольные вопросы 1. Какие факторы лежат в основе выбора направления и формы участия страны в МРТ? 2. Какова институциональная структура современного мирового хозяйства? Назовите его основные субъекты – участники МРТ. 3. Какие группы стран взаимодействуют в системе мирового хозяйства и МРТ? Раскройте особенности развития их межгосударственных связей.. 4. Охарактеризуйте основные изменения в отраслевой структуре мировой экономики в ходе процесса глобализации.. 5. Что представляет собой процесс глобализации мировой экономики? Чем он вызван? В чем его проявления? Каковы его последствия? 6. Каково воздействие глобализации на положение национальных государств в мировой экономике? 7. Каково влияние глобализации на международные экономические отношения? 8. Как участвует России в регулировании процессов в мировой экономике? Тема 3.Классификация стран по экономическому потенциалу и уровню социально-экономического развития Основные критерии и показатели, характеризующие состояние и динамику развития МХ. Основные макроэкономические показатели международного сопоставления развития стран (ВВП, ВНП, Национальный доход, Национальное богатство, Индекс развития человека). Национальное богатство – совокупность ресурсов страны, составляющих необходимое условие производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей. Использование других страновых показателей сопоставления – объем (стоимостной и физический) выпуска продукции и услуг базовых отраслей, инвестиции в основной капитал, инфляция и реальные располагаемые денежные доходы, социальное положение населения, внешнеторговый оборот и платежный баланс, золото-валютные резервы, внешняя задолженность, и др. Политические и социальные критерии развития. Применяемые в мировой практике классификационные системы: Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК); Стандартная международная торговая классификация ООН (СМТК); Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС); Классификатор основных продуктов (КОП). Общая классификационная схема деления мировой экономики: экономические системы – страны и группы стран, выделяемые на основе использования международными организациями различных показателей, критериев и рейтингов.. Экономическая система как сочетание надстроечных и базовых элементов, взаимодействие которых определяется экономической политикой государства и внешними факторами развития мировой экономики и международных отношений. Типология экономических систем : капиталистическая экономическая система ( рыночная, социально – ориентированная, корпоративная и др. ), социалистическая, экономическая система переходного периода, экономические системы развивающихся стран – новые индустриальные страны (НИС), наименее развитые страны (НРС) и другие типы стран . Классификация стран по концепции ООН: развитые страны с рыночной экономикой, развивающиеся страны, страны с переходной экономикой (пост-социалистические) страны. Деление ЮНКТАД развивающихся стран по : объему ВВП на душу населения, показателям экспорта, экономическому положению, уровню внешней задолженности, географической принадлежности. Классификация стран по МВФ: развитые экономики (включают некоторые новые индустриальные страны), возникающие (формирующиеся) рынки и другие развивающиеся страны. Рейтинги стран по конкурентоспособности их экономик, проводимые Всемирным экономическим форумом. Центры и Периферия в МХ. Современные геоэкономические мирохозяйственные связи: «Север-Юг», «Восток-Запад», «Юг-Юг»; их состояние и тенденции развития. Вопросы для обсуждения
Контрольные вопросы
|
![]() | Программа дисциплины «Мировая экономика» составлена в соответствии с требованиями министерства образования Российской Федерации | ![]() | Рабочая программа дисциплины по специальности 08. 00. 14 «Мировая экономика». – М.: Финансовый университет, 2012. – 26 с |
![]() | Учебная программа дисциплины «Мировая экономика» разработана для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» | ![]() | Целью изучения дисциплины «Мировая экономика» является формирование знаний о сущности всемирного хозяйства, его ресурсах и основных... |
![]() | Переходная экономика [Текст]: рабочая программа дисциплины для студентов специальности 080102. 65 «Мировая экономика» очной и заочной... | ![]() | Управление и организация внешнеэкономической деятельности [Текст]: рабочая программа дисциплины для студентов специальности 080102.... |
![]() | Рабочая программа дисциплины «Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности» составлена в соответствии с государственным... | ![]() | «менеджмент» квалификация бакалавр. Изучение предмета предусмотрено учебным планом специальности. Курс «Мировая экономика» основывается... |
![]() | Введение в специальность [Текст]: рабочая программа дисциплины для студентов специальности 080102. 65 «Мировая экономика» очной и... | ![]() | К освоению основной образовательной программы подготовки аспиранта по специальности 08. 00. 14 Мировая экономика допускаются все... |