Скачать 371.92 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Экономический факультет УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе, проф. ______________________Елина Е.Г. «____» _________________ 20___ г. Рабочая программа дисциплины Мировая экономика и международные экономические отношения Направление подготовки Экономика Профиль подготовки Экономика предпринимательства Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов 2011 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» являются: формирование у студентов комплексного и научного представления об основах, закономерностях и современных тенденциях развития рыночной экономики в отдельных странах, регионах и в мировом хозяйстве в целом; приобретение ими практических навыков анализа характерных черт и особенностей различных компонентов мировой экономики, факторов, влияющих на успешное осуществление экономической политики или, наоборот, блокирующих ее реализацию и ведущих к кризисам, безработице, ухудшению социально-экономического положения населения; ознакомление с текущими экономическими проблемами отдельных стран, регионов и мирового хозяйства в целом, отражающими современные реалии международных экономических отношений; выработка способности к обобщению мирового опыта адаптации национальных экономик к изменившимся экономическим и политическим условиям воспроизводства, анализу положения и перспектив развития экономики России во взаимосвязанном и взаимозависимом мире. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Мировая экономика и международные экономические отношения» входит в цикл гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (Б1). Преподавание дисциплины осуществляется в 5 и 6 семестрах. Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 часов. В условиях интернационализации мировой экономики, углубления международного разделения труда эта дисциплина занимает ведущее место в формировании профессионала-экономиста. Она логически и содержательно-методически связана с другими дисциплинами цикла ГСЭ («Микроэкономикой», «Макроэкономикой», «Историей экономических учений» и др.), создавая определенную фактологическую и методологическую базу для их изучения. Освоение мировой экономики и международных экономических отношений подразумевает постоянную работу по изучению и анализу экономических, финансовых, административно-организационных и прочих инструментов, способствующих экономическому росту, прогрессивным изменениям в национальной и мировой экономике, повышению производительности труда, выработке способности публично представлять собственные и уже известные научные результаты, что, в свою очередь, развивает навыки межличностного общения и межличностных отношений, способности противостоять идеологическому манипулированию, что получит дальнейшее развитие на любых занятиях профессионального цикла и во время учебных и производственных практик. Изучение мировой экономики и международных экономических отношений в рамках бакалавриата предполагает формирование знаний о становлении и сущности мирового хозяйства; выработку системного подхода к анализу международного разделения труда как движущей силы развития мирохозяйственных связей; осмысление процесса глобализации экономической деятельности как качественно нового этапа либерализации хозяйственной жизни, его позитивные и негативные последствия для развитых и развивающихся стран; уяснение теории и оценки современных концепций развитого мирового хозяйства. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» происходит формирование у обучающегося следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
В результате освоения дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» обучающийся должен: Знать: – основные теоретические положения и ключевые концепции всех разделов дисциплины; – направления развития мировой экономики и международных экономических отношений; – систему показателей, характеризующих экономический потенциал стран для определения их места в мировой экономики; – формы и методы международной конкуренции; – механизмы международного разделения труда и современные тенденции его развития; – вопросы ресурсного обеспечения развития мировой экономики; – экономические аспекты решения современных глобальных проблем; – проблемы национальных экономик отдельных стран и регионов с точки зрения взаимоотношений мирового экономического авангарда и мировой периферии; – геоэкономические проблемы России в условиях интенсивной интеграции ее в систему мирохозяйственных связей; – теоретические и методологические основы обеспечения внешнеэкономической безопасности России. Уметь: – осуществлять эффективный поиск информации и работу с разноплановыми источниками; – критически анализировать источники информации; – реферировать и аннотировать тексты; – логически верно, ясно и аргументировано строить речь; – использовать методы экономического анализа в своей профессиональной и организационно-социальной деятельности; – осмысливать мировые экономические процессы и явления в их динамике и взаимосвязи, соотносить общие процессы и отдельные факты; – выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций на международном и мировом уровнях, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; – в письменной и устной форме логично оформлять результаты своих исследований, отстаивать свою точку зрения. Владеть: – категориальным аппаратом мировой экономики на уровне понимания и свободного воспроизведения; – методикой расчета наиболее важных экономических показателей, важнейшими методами анализа количественных и качественных характеристик положения страны и важнейших отраслей мировой экономики; – навыками работы с экономической литературой, информационными источниками, учебной и справочной литературой по проблемам мировой экономики; – приемами ведения дискуссии и публичных выступлений; – пониманием многовариантности мирового процесса экономического развития и правомерностью существования различных точек зрения; – потребностью в постоянном продолжении образования. 4. Структура и содержание дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 часов.
Содержание учебной дисциплины Раздел I. Мировая экономика, закономерности и тенденции ее развития |
![]() | Название дисциплины – «Мировая экономика и международные экономические отношения» | ![]() | Основу программы подготовки к сдаче вступительных экзаменов по специальности 08. 00. 14. «Мировая экономика» составили ключевые положения... |
![]() | Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентами очной формы обучения... | ![]() | Основу настоящей программы составили ключевые положения следующих дисциплин: «Мировая экономика», «Международные экономические отношения»,... |
![]() | Программа курса предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика». Студент должен до начала изучения... | ![]() | Учебно-методическое пособие по дисциплине "Мировая экономика и международные экономические отношения" – спб.: Изд спбГУ, 2011. –... |
![]() | Изучение дисциплины базируется на знаниях таких дисциплин, как «Макроэкономика», «Деньги, кредит, банки», «Мировая экономика и международные... | ![]() | Программа курса предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика». Студент должен до начала изучения... |
![]() | Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Менеджмент»... | ![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный... |