Скачать 1.94 Mb.
|
УТВЕРЖДАЮ Ректор Самарского государственного университета ______________ И.А. Носков Программа стратегического развития Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет» Наименование программы: «Программа развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет» на 2011–2012 годы» Раздел 1 Миссия Самарского государственного университета СамГУ выступает в качестве важнейшего института развития общества в Самарском регионе, является интегрирующим центром разработки и реализации стратегии развития инновационной экономики и социокультурной сферы Самарской области. Разрабатывает и внедряет новые технологические проекты, инициирует новые виды деятельности. Включение университета в разработку и внедрение фундаментальных научных исследований и инновационных проектов, создает предпосылки для эволюции вуза в форпост науки – системообразующего лидера высшего профессионального образования, обеспечивающего расширение воспроизводства интеллектуальной элиты и реализацию инновационного сценария экономики России и Самарской области. При разработке программы учитывались мировые тенденции развития, а также ситуация, сложившаяся в российской экономике и Самарском регионе. Несмотря на высокий научно-образовательный потенциал система высшего профессионального образования региона все еще не соответствует потребностям развития инновационной экономики Самарской области в части: - качества подготовки специалистов с новыми знаниями, компетенциями, способных разрабатывать и внедрять новые технологи, востребованные на внутреннем и внешнем рынках, внедрять и коммерциализировать их в условиях производства; - эффективности научно-исследовательской и инновационной деятельности, конкурентоспособности ее результатов; - уровня предпринимательской подготовки специалистов для сферы экономики; - эффективных связей с академической и отраслевой российской наукой, бизнес-сообществами, мировой образовательной системой, инвестиционной и интеллектуальной привлекательности. Реализация программы позволит внести существенные изменения в процесс развития высшей школы в регионе и создать качественно новую систему профессионального образования Самарского региона в целом. Стратегической целью программы развития университета является формирования в Самарской области научно-образовательного и инновационного центра, ядром которого станет университет. Это обеспечит лидерство университета в области естественных и гуманитарных наук, его вхождение в число мировых образовательных и интеллектуальных центров. Раздел 2 Самарский государственный университет был организован в 1918 году приказом Комитета Членов Всероссийского Учредительного собрания от 10 августа 1918 года №216 и Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 19 января 1919 года и работал до 1927 года. Университет стал центром экономического, научного и культурного всего региона Среднего Поволжья, на базе которого сформировалась вся система высшего образования Самарской области. Университет был вновь открыт в 1969 году в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 14 декабря 1966 года №940Ю, постановлением Совета Министров РСФСР от 21 декабря 1966 года №1006 и приказом Министра высшего и среднего специального образования РСФСР от 31 декабря 1966 года №719. В настоящее время Самарский государственный университет представляет является одним из ведущих классических университетов Приволжского федерального округа. Среди его выпускников министры областного правительства, ректоры вузов, судьи, прокуроры различного уровня, руководители высокотехнологичных предприятий и структур крупного бизнеса. За последние годы в университете открыты социологический и психологический факультеты, факультет экономики и управления, факультет довузовской подготовки, факультет второго высшего образования (специальный факультет). В настоящее время в состав университета входят 10 факультетов, на которых обучается около 12 тысяч студентов и работает около полутора тысяч преподавателей и сотрудников. В его структуре Научная библиотека, издательство "Самарский университет" , Ботанический сад, Учебно-методическое управление, Управление научных исследований, Информационно-вычислительный и Информационно-аналитический центры, медиацентр, Центр повышения квалификации и переподготовки специалистов, Учебный центр предаттестационной подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов и руководящих работников предприятий и организаций, поднадзорных Федеральной службе по технологическому, экологическому и атомному надзору, Научно-исследовательский институт социальных технологий, Центр содействия трудоустройству выпускников. Университет имеет филиал в г. Тольятти. В университете издаются два журнала, вошедших в перечень ведущих научных журналов и изданий ВАК, - Вестник Самарского государственного университета (гуманитарная серия и естественнонаучная серия, периодичность 4 номера в год), Физика волновых процессов и радиотехнических систем (периодичность 4 номера в год). Университет издает также Юридический аналитический журнал, Самарский земский сборник, журнал «Теоретическая физика» и газету "Самарский университет". Полная информация о структуре деятельности Самарского государственного университета содержится на официальном сайте www.ssu.samara.ru. Деятельность университета за последние два года велась по следующими приоритетным направлениям, определенным в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, Самарской области и достижениями ученых Самарского государственного университета. 1. Математика и информационно-телекоммуникационные системы: научные исследования, интегрированные с подготовкой кадров высокой квалификации в области математического анализа, теории функций и приближений, прикладной математики, в сфере информационных технологий и информационной безопасности, соответствующих современным требованиям информационного общества, компьютерного моделирования биологических и химических процессов, моделирования процессов в ближнем космосе, процессов управления и принятия решений, логистики, внедрения в муниципальные и областные органы власти и управления информационных программ и систем для создания территориальных планов и геоинформационных систем. 2. Фундаментальные и прикладные исследования в сфере высоких технологий, включая индустрию наносистем и материалов: организация научных исследований и подготовка высококвалифицированных специалистов на основе интеграции фундаментальной науки, образования, промышленного производства и бизнеса в области взаимодействия излучения с веществом, теоретической физики, физика высоких энергий, квантовой оптики, лазерной физики, физики металлов, механики деформируемого твердого тела, радиофизики и радиоэлектроники, теплофизики, твердоплавкой электроники и нанотехнологий; взаимосвязи между составом, строением и свойствами химических соединений, органической, неорганической и аналитической химии, физики и химии экологически чистых источников энергии, биохимии. 3. Живые системы и рациональное природопользование: подготовка на базе интеграции фундаментальной науки и современных образовательных технологий специалистов в сфере охраны окружающей среды и выявления природных ресурсов в Самарском регионе, биологии, экологии, эколого-биологических исследований фаунистических комплексов, интродукции и акклиматизации растений; в сфере изучения деятельности биологических систем и механизмов их регуляции, физиологии человека и животных, микробиологии, радиобиологии, биотехнологий и биологических нанотехнологий. 4. Диалог власти и общества как средство достижения единства нации, сотрудничества культур и социального партнерства: изучение фундаментальных основ и прикладных аспектов социогуманитарного знания и разработка на этой основе междисциплинарной каденции «Диалога власти и общества», выявление специфики диалога власти и общества в период эволюции и проявления социальных кризисов и войн (экстремальные ситуации), в том числе на примере истории и культуры этносов населяющих Самарскую область и Юго-восток Европейской России, поведение молодежи в условиях экстрима, анализ проблем межнационального и речевого общения в этнических сферах и медиа-коммуникациях, изучение миграционных потоков и межэтнических отношений в стране и регионе, методологическая, аналитическая, прогностическая деятельность по обеспечению стабильности межэтнических отношений в Самарском регионе. В рамках приоритетных направлений деятельности СамГУ за последние два года были решены следующие задачи:
В результате решения этих задач в настоящее время в Самарском государственном университете реализуется 19 направлений подготовки бакалавров, 23 направления подготовки специалистов. В настоящее время в СамГУ прошли процедуру лицензирования 18 магистерских программ по 10 направлениям подготовки, что больше, чем в других вузах Самарской области. В вузе реализуются 44 программы послевузовского профессионального образования (аспирантуры). В Самарском государственном университете функционирует 8 советов по защите докторских и кандидатских диссертаций. Объем финансирования фундаментальных научных исследований из внешних источников увеличился c 15,2 млн. рублей в 2008 году до 36,4 млн. рублей в 2010 году. Об уровне фундаментальных исследований в Самарском государственном университете свидетельствует тот факт, что по результатам мониторинга научно-публикационной активности российских вузов, проведенном Высшей школой экономики по заказу Общественной палаты Российской Федерации в октябре 2010 года, СамГУ занял 29 место среди всех российских вузов, 15 место среди классических университетов и с очень большим отрывом первое место среди вузов Самарской области. Объем исследований по хозяйственным договорам составил за два последних года года 30 млн. рублей. В течение двух лет в составе Управления научных исследований был организован Инновационный центр, основной задачей которого является внедрение фундаментальных разработок ученых СамГУ на предприятиях и научных учреждениях Российской Федерации, а также создано два малых инновационных предприятия - "Современные технологии" и "Промышленная безопасность". Разработана и реализуется программа обмена преподавателями и магистрантами Самарского государственного университета и Университета Юлиуса-Максимилиана г. Вюрцбурга (Германия). В рейтинге вузов Российской Федерации по средним баллам ЕГЭ, составленном Высшей школой экономики по заказу Общественной палаты Российской Федерации в октябре 2011 года, Самарский государственный университет занял 9 место среди классических университетов сразу после Южного федерального университета и второе место среди вузов Самарской области, уступив только Самарскому государственному медицинскому университету. В Самарском государственном университете за последние два года открыты кафедра этнологии и межнациональных отношений и Межвузовский музейный центр. Внешняя среда, в которой функционирует Самарский государственный университет, обладает следующими характеристиками. В Самарской области реализуется Стратегия социально-экономического развития до 2020 года (постановление Правительства Самарской области от 9.10.2006 № 129). В настоящее время разработан проект Стратегии развития до 2030 года. В документах определена миссия региона, согласно которой Самарская область – «локомотив роста», опорный центр России на южном и восточном направлениях. В регионе реализуется стратегия инновационного развития с учетом существующих комплексов машиностроения, химии, транспорта, образования, а также уникального природного комплекса Самарская Лука. Приоритетными направлениями устойчивого развития Самарской области как современного развивающегося региона являются:
В долгосрочной перспективе Самарская область имеет возможность войти в число пяти российских регионов нестоличного статуса с наибольшим уровнем ВРП на душу населения. Стратегическими векторами развития Самарской области являются развитие человеческого капитала и обеспечение экономического роста. Самарская область – один из немногих регионов России, в котором есть почти все условия, чтобы стать субъектом Федерации, создающим региональную инновационную систему как инструмент опережающего движения к постиндустриальному обществу, хотя эти условия нуждаются в активизации с помощью мер региональной политики. Главным направлением стратегии, реализуемой Правительством Самарской области в промышленной сфере, является развитие высокотехнологичных кластеров на базе традиционных и новых отраслей специализации, формирование инновационного профиля экономики области. Наиболее мощные и перспективные конкурентоспособные кластеры Самарской области – авиационно-космический, автомобильный, нефте-химический, научно-образовательный. Именно эти высокотехнологичные кластеры являются центрами стратегического роста региона. Вместе с тем Самарская область является одним из ведущих аграрных регионов России. Особенностью самарского агропромышленного комплекса является наличие развитой пищевой и перерабатывающей промышленности, обеспечивающей комплексную переработку сельскохозяйственного сырья и выпуск конкурентоспособной продукции, которая вместе с аграрным сектором образует агроиндустриальный кластер. Основой аграрного потенциала области являются плодородные почвы – чернозёмы четырёх видов. Их высокая продуктивность предопределяет сельскохозяйственный характер освоения территории Самарской области. Наряду с существующими кластерами планируется активизировать на территории области развитие новых кластеров, среди них:
В регионе создан целый ряд элементов инфраструктурной поддержки инновационного предпринимательства – Средневолжский региональный инновационный научный центр, Государственный венчурный фонд поддержки малого предпринимательства в научно-технической сфере, Самарский научно-инновационный центр «Перспектива», Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области а также ряд бизнес-центров. В Самарском регионе исторически сложился сложный этноконфессиональный состав, кроме того в последние годы очень сильно проявляет себя миграция трудовых ресурсов. В этой ситуации чрезвычайно важной задачей является установление диалога власти и общества как средства достижения единства нации, сотрудничества культур и социального партнерства. Самарский регион представляет собой крупный научный центр. В нем функционирует более 10 научно-исследовательских учреждений Российской академии наук, среди которых Самарский филиал физического института РАН им. П.Н. Лебедева, Институт экологии Волжского бассейна РАН, Институт систем обработки изображений РАН и др. Эти учреждения нуждаются в научных кадрах с фундаментальной научной подготовкой и во многом ориентированы на выпускников Самарского государственного университета. В Самарской области работают отделения ряда отраслевых академий – Поволжское отделение Российской инженерной академии, Поволжское отделение Академии технологических наук, Поволжское отделение Академии космонавтики, Поволжское отделение Академии проблем качества, Поволжское отделение Академии социологических наук и другие. Самарская область является крупнейшим образовательным центром Поволжья, на ее территории работает 16 государственных высших профессиональных учебных заведений, 14 негосударственных. Кроме того, в промышленных организациях области функционирует свыше 100 подразделений НИОКР. Система образования и науки Самарской области сталкивается с теми же проблемами, с которыми сталкиваются эти системы во всех промышленно развитых странах. В этих странах в фазе постиндустриального технологического уклада происходит смена базисных инноваций или так называемых технологий широкого применения. По-видимому, развитие предыдущих технологий широкого профиля - информационных -исчерпало свой потенциал роста, и для будущих долгосрочных экономических подъемов необходимо освоение новых направлений. К новым базисным инновациям относятся нано-, био-, информационно-коммуникативные (квантовые, оптические, ДНК-компьютеры, лазерные телевизоры, безэкранные дисплеи и др.), когнитивные технологии, которые получили название NBIC-технологий. Эффективность внедрения новых технологий зависит от наличных ресурсов и запаса накопленных знаний, поэтому во всем мире вопросам образования уделяется столь пристальное внимание. Высшее образование должно быть реформировано так, чтобы оно стало основой нового этапа инновационного развития экономики. Именно это надо иметь в виду при формировании учебных программ, планировании набора студентов, создании новых дисциплин и специализаций. Однако высшая школа пока не отвечает на эти вызовы. Более того она даже отстает во внедрении тех же информационных технологий, уже освоенных бизнесом, т.е уже не новых. Вузы испытывают трудности и в переходе на прогрессивные формы работы с новой генерацией студентов ("поколение М"). Так, например, преподаватели математики и инженерных дисциплин во всем мире оказывают наибольшее сопротивление развитию методов e-learning. Новые формы работы со студентами необходимо внедрять более быстро, т.к. скоро придется иметь дело с еще более передовым поколением, освоившим информационные технологии с 4-5 летнего возраста. Еще одной задачей высшей школы является использование глобальных образовательных ресурсов в рамках развития глобальной инновационной системы. В этой связи выходят на первый план мобильность и обмен студентами, международное исследовательское сотрудничество, приглашение иностранных ученых и преподавателей с целью повышение результативности исследовательской работы и повышение качества образовательных процессов до уровня мировых стандартов. Перед российской системой высшего образования кроме проблем, характерных для мировой системы образования, стоят проблемы, порожденные переживаемым Российской Федерацией этапом очередной модернизации. Проводимая в настоящее время модернизация принципиально отличается от предыдущих российских модернизаций. Модернизация, проведенная Петром I, касалась в основном системы управления и породила мощный слой чиновничества. Советская модернизация была направлена на развитие промышленных технологий и привела к возникновению научно-технической интеллигенции. Современная ситуация характеризуется тем, что количество задач, требующих нестандартных и нетривиальных решений постоянно возрастает, решение же типовых задач все больше осуществляется за счет компьютеров. Это ставит перед системой образования задачу развития креативности как универсальной компетентности личности. Креативность как сформированная компетентность обеспечивает человеку возможность самостоятельного целеполагания, опережающего самообучения, выбора средств для достижения поставленных целей, выработки критериев для оценки эффективности решения задач. Таким образом, продуктом новой модернизации должны быть люди с инновационным стилем мышления. Касаясь готовности системы образования Самарского региона к решению перечисленных выше задач, следует отметить, что вузы Самарской области имеют, как правило, техническую, педагогическую, медицинскую направленность подготовки и являются по сути узкоспециализированными образовательными учреждениями, не имеющими большой традиции выработки новых фундаментальных знаний о природе, обществе и человеке. Исключением является Самарский государственный университет, поэтому участие самарских вузов в процессах модернизации может быть полноценно осуществлено только во взаимодействии с классическим университетом. Еще одной проблемой является тот факт, что современные тенденции развития производства и внедрения на них NBIC-технологий требуют специалистов с фундаментальным образованием. Т.е. технические вузы не могут полностью удовлетворить потребности современной производственной сферы. Это связано со спецификой образовательных программ, реализуемых в этих вузах, в которых фундаментальные дисциплины - математика, физика, химия, биология занимают небольшое место. Таким образом, и в этом направлении модернизации роль классического Самарского государственного университета является ведущей. Исходя из стратегии развития Самарского региона на основе кластерной политики как основы инновационного развития, тенденций развития социальной сферы региона и опираясь на российские и мировые тенденции в сфере высшего образования, можно прогнозировать следующие долгосрочные факторы, влияющие на образовательную, научно-исследовательскую и инновационную сферы Самарской области:
При рассмотрении вопроса о роли учреждений высшего профессионального образования в реализации Стратегии развития Самарской области и переходу на новые базисные NBIC-технологии в промышленности и новые образовательные технологии в образовании следует отметить особую роль классического Самарского государственного университета и отметить ряд его важных конкурентных преимуществ по сравнению с другими вузами. Важнейшей социально-экономической задачей стратегического значения Самарского региона является развитие и вывод промышленных кластеров на более высокий уровень с целью повышения их конкурентоспособности на международных рынках производства и услуг. Мировые тренды показывают, что такое развитие возможно только на основе внедрения результатов фундаментальной науки в производство и управление. Самарский государственный университет является безусловным лидером по фундаментальным исследованиям, ведущим к NBIC-технологиям, и подготовке специалистов с фундаментальным образованием в Самарской области, способным к инновационному стилю мышления, поэтому его участие в развитии кластерной политики региона является принципиальным, и во многом будет определять ее успешность. Решение задач социально-экономического развития и успешной социальной политики невозможно без мониторинга социально-трудовой сферы отдельных предприятий, организаций и территорий, включающего анализ качества трудового потенциала, уровня социальной напряженности, уровня жизни. Самарский государственный университет является региональным лидером в такого рода исследованиях. Самарский регион является многонациональным и многоконфессиональным, кроме того, в последние годы очень сильно проявляет себя миграция трудовых ресурсов. Самарский государственный университет является ведущим вузом региона, в котором на фундаментальном и междисциплинарном уровне изучаются перечисленные выше гуманитарные проблемы. Участие СамГУ в решении этих задач Самарского региона также является определяющим. Самарский государственный университет является единственным вузом с классическим набором университетских направлений подготовки фундаментальной направленности. Многие из них являются уникальными для Самарской области - 010100 Математика, 010700 Физика, 020201 Биология, 030701 Международные отношения, по другим лидерство СамГУ в регионе не может оспариваться - 020100 Химия, 030500 Юриспруденция, 031000 Филология, 040101 Социальная работа, 040200 Социология. Кроме того, структура образовательных программ такова, что ее неотъемлемой частью является научная работа студентов, т.е. подразумевает подготовку студентов к работе в научно-исследовательских учреждениях, а также в предприятиях инновационного типа. Как видно, перечисленные долговременные тренды регионального развития дают очевидные конкурентные преимущества Самарскому государственному университету на рынке труда Самарской области. Эти преимущества позволяют ему позиционировать себя как одного из основных, а по многим сегментам рынка фактически единственным поставщиком образовательных услуг. Так, Самарский государственный университет является ведущим региональным центром по подготовке научно-педагогических кадров, включая кадры высшей квалификации, для вузов Самарской области. Уже и сейчас кафедры физики, математики, химии, биологии, иностранного языка во всех вузах Самарской области в большой степени укомплектованы выпускниками СамГУ, и в связи с перечисленными трендами можно прогнозировать усиление данной тенденции. В связи с развитием сети т.н. профильных и специализированных общеобразовательных учреждений появилась потребностях в специалистах, способных реализовать соответствующие профили и специализации на высоком научном уровне. В СамГУ уже сейчас ведется подготовка магистров для работы в таких школах, по-видимому, данная тенденция будет нарастать и в дальнейшем. Самарский государственный университет является безусловным региональным лидером при подготовке специалистов для органов охраны правопорядка, органов надзора, судебной власти, адвокатуры. Классический университет является первым вузом в Самарской области, начавшим подготовку специалистов по направлениям "Социальная работа" и "Социальная педагогика" , и до сих пор сохраняет лидирующие позиции на соответствующем сегменте рынка труда. В связи со сложными социально-экономическими процессами, сопровождающими процессы модернизации производства можно прогнозировать рост потребностей в специалистах такого профиля. Самарский государственный университет является вузом, интегрированным в социально-экономическое пространство, образовательную, научную и инновационную структуру Самарского региона. Так, Самарский государственный университет выполняет проект подготовки Энциклопедии Самарской области по заказу Министерства образования и науки Самарской области, регулярно выполняет проекты по заказу Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды. По заказу Правительства Самарской области Университет с 1995 года проводит мониторинг социально-трудовой сферы предприятий, организаций и территорий. Университет с 2004 года сопровождает Областной конкурс "Молодой ученый" для студентов, аспирантов и молодых ученых Самарской области. СамГУ ежегодно организует городские и областные олимпиады для школьников по математике, физике, химии, биологии, информатике и другим предметам. Самарский государственный университете проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по договорам с ведущими предприятиями Самарской области - ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс", СПП РАН, ФГУП КБ "Арсенал" им. М.В.Фрунзе, РГНТД, ООО "Самарский ИТЦ", ООО "Новые технологии", СНИЦ "Перспектива", ГСУ при ГУВД Самарской области, Самарской областной библиотеки, Избиркома Самарской области, Самараводоканал, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" и другимии организациями и учреждениями. В 2011 году Самарский государственный университет включен в программу ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс" по разработке малых спутников. Однако следует признать, что в силу исторических причин материально-техническая и инфраструктура Самарского государственного университета отстала от современных требований . Для повышения уровня фундаментальной подготовки специалистов для нужд учреждений науки, производства и системы образования требуются большие финансовые вложения в развитие материально-технической базы учебного и научно-исследовательского процесса СамГУ. Следует также отметить, что несмотря на то, что Самарский государственный университет ведет научные исследования, фактически, по всем приоритетным направлениям развития науки, технологи и техники Российской Федерации, он отстает по степени коммерциализации научных разработок, внедрении их в производство и социальную сферу и требует развития инновационной инфраструктуры. При решении этих проблем Самарский государственный университет будет играть еще большую роль в развитии всех сфер деятельности Самарского региона. |
![]() | Приложение Перечень мероприятий и проектов Программы с ожидаемыми результатами | ![]() | Программа развития Дальневосточного государственного гуманитарного университета направлена на решение данной задачи |
![]() | Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования | ![]() | Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Брянский государственный... |
![]() | Государственный учительский институт, в 1954 г на его основе был открыт Южно-Сахалинский государственный педагогический институт,... | ![]() | Бийский технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального... |
![]() | Центра устойчивого развития Севера Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального... | ![]() | Северный филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский... |
![]() | «московский государственный университет технологий и управления имени к. Г. Разумовского» | ![]() | Березниковский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования... |