Предложения по экологической модернизации России путем совершенствования существующего законодательства






Скачать 119.67 Kb.
НазваниеПредложения по экологической модернизации России путем совершенствования существующего законодательства
Дата публикации11.02.2015
Размер119.67 Kb.
ТипЗакон
e.120-bal.ru > Экономика > Закон
Предложения по экологической модернизации России путем совершенствования существующего законодательства
В настоящее время в Российской Федерации формируется новый экономический механизм хозяйствования и, соответственно, новый экономический механизм природопользования. Для суперресурсной страны это очень важно. Дело в том, что существующий экономический механизм не стимулирует рациональное природопользование и поэтому нужен новый механизм.

Под экономическим механизмом природопользования понимается совокупность плановых, финансовых, административных и других мер, которые стимулируют природопользователя делать природоохранную деятельность неотъемлемой частью своей хозяйственной деятельности.

Экологическое законодательство определило систему платежей за использование природных ресурсов: разовые, регулярные, карательные и компенсационные.

Основная цель введения платности – стимулировать рациональное природопользование. Основное их назначение – формировать финансы страны и региона. Вне рассмотрения оставались и последствия экономического развития в виде различного рода загрязнений, деградации окружающей среды и ресурсов. Не изучалось и обратное влияние, обратные связи между экологической деградацией и экономическим развитием, состоянием трудовых ресурсов и качеством жизни населения. Специалист в области системного анализа К. Боудинг назвал такую модель «фронтальной экономикой».

Модель фронтальной экономики, игнорирующей экологические последствия, характерна для двух технологических укладов – доиндустриального с его натуральным хозяйством и индустриального с рыночной системой хозяйства.

Постиндустриальная рыночно-регулируемая экономика избирает экономическое развитие с учетом охраны окружающей среды.

И лишь следующий этап развития, с информационным технологическим укладом (ноосфера), с рыночно-плановым механизмом в экономике, соответствует типу устойчивого социально-экономического и экологического развития.

К третьему, высшему на сегодня варианту экономического развития, постиндустриальному, относят высокоразвитые страны мира (Япония, Германия, Канада и др.). В рамках концепции охраны окружающей среды этим странам удалось добиться определенной экологической стабилизации. Хотя и тут во главу угла по-прежнему ставят интересы экономики, но учет экологического фактора уже признается необходимым, так как деградация природной среды существенно замедляет экономический рост.

Анализ эколого-экономической ситуации в РФ, которая по всем параметрам соответствует зоне экологического бедствия, позволяет отнести ситуацию ко второму «сценарию»: фронтальная экономика с индустриальной технологией и рыночным хозяйством.

Российская Федерация обладает огромным и разнообразным по своему видовому составу природно-ресурсным потенциалом, что позволяет успешно развивать базовые отрасли экономики – топливно-энергетический комплекс, черную и цветную металлургию, химическую промышленность, лесоперерабатывающую отрасль, стройиндустрию. Однако развитие данных отраслей пагубно влияет на состояние окружающей среды, поскольку техногенная нагрузка на природные экологические системы постоянно увеличивается. По степени выбросов отходов в окружающую среду к наиболее опасным отраслям относятся цветная и черная металлургия, электроэнергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, угольная, химическая, нефтехимическая, лесная, нефтедобывающая и некоторые другие виды промышленности. В связи с этим, возникает необходимость ускоренного решения одной из главных проблем – обостряющейся ресурсно-экологической обстановки.

По разным оценкам, на территории России скопилось от 80 до 140 млрд. тонн отходов, и ежегодно их количество возрастает еще на 7-10 млрд. тонн. Количество отходов растет в геометрической прогрессии и обгоняет уровень развития производства. Сиюминутное получение дохода, особенно в отдаленных районах, где контроль ослаблен, наносит непоправимый ущерб в целом экосистемам, регионам и территориям. Большинство российских производственников работают, руководствуясь старыми нормами, продолжают неэффективно перерабатывать сырье и материалы, создают отходы производства, несоизмеримые с объемами выпускаемой продукции. Кроме того, отходы не только занимают пространство и засоряют окружающую среду, но и представляют собой колоссальный и, главное, возобновляемый источник «полезных ископаемых». Экономика некоторых регионов работает по принципу «черного ящика», где на «входе» природные ресурсы, а на «выходе» готовая продукция и отходы. И поскольку продукции не хватает, то, не заглядывая в «черный ящик», мы добавляем к «входу» еще больше природных ресурсов. На самом же деле, чтоб изменять ситуацию в экологии, нужно открыть «черный ящик» и разобраться, в чем наши проблемы.

Этот сложившийся экономико-экологический тип развития народного хозяйства в некоторой степени ставит целый ряд ограничений: экологических, инвестиционных и социальных.

Так, колоссальный износ промышленного, транспортного и очистного оборудования (80-90 %) ведет к опасности возникновения крупных техногенных аварий, экологических катастроф и делает невозможным безопасное развитие экономики без учета экологического фактора.

Для поддержания техногенного, природоэксплуатирующего комплекса требуется все большее количество инвестиций. Затраты неуклонно растут, однако их эффективность падает. Увеличивается диспропорция между выходом готовой продукции и затрачиваемыми на это средствами. Поэтому на поддержание экологического баланса и природоохранные мероприятия средств не остается.

Наличие корреляционной зависимости между загрязнением природной среды и заболеваемостью населения тоже ни у кого не вызывает сомнений, но приоритетное финансирование природоразрушающих производств приводит к «ущербной» реализации социальных программ.

Возникает проблема сохранности природной среды и одновременного обеспечения устойчивого роста экономики, включая развитие потенциально опасных с экологической точки зрения отраслей промышленности. Нужен продуманный механизм, обязывающий производителя непосредственно либо через соответствующие организации, базируясь на законодательной ответственности, решать проблему отходов и доводить это до логического конца.

Во-первых, существующая законодательная база не позволяет стимулировать физических и юридических лиц, занятых в сфере обращения с отходами, а также принимать адекватные меры к рискам, наносящим ущерб окружающей среде. В силу нечеткого правового регулирования и несовершенства механизма стимулирования плательщиков к выполнению природоохранных мероприятий действующая система платежей за загрязнение окружающей среды не выполняет в полной мере ни фискальных, ни регулирующих функций. А система налогообложения природопользователей не создает в должной степени условия для стимулирования рационального недропользования.

Во–вторых, ресурсом обеспечения природосбережения может стать освобождение субъектов предпринимательства, направляющих свою прибыль на развитие своей деятельности, связанной со сбором, переработкой и утилизацией хотя бы бытовых отходов, от уплаты большинства налогов, путем предоставления им налоговых льгот (как, например, в развитых европейских странах предприятия, заботящиеся о соблюдении экологических норм при производстве продукции, получают налоговые льготы; также, предприятия, внедряющие экологически чистые технологии, на период внедрения освобождаются от налогов или получают частичные дотации на закупку того же оборудования), о чем нужно сделать соответствующие поправки и изменения в Налоговом кодексе РФ.

Реализация данной идеи кроется в следующем: необходимо начать решение проблемы с поиска тех резервов и нерационально используемых хозяйственных и финансовых ресурсов (экономических потерь), которые можно по-хозяйски вовлечь в полезный оборот, экономически стимулируя это вовлечение на всех уровнях управления экономикой, и на государственном законодательном – в первую очередь.

Одним из таких национальных проектов, не требующих для своего осуществления выделения больших финансовых ресурсов со стороны государства, реализуемых в большей степени за счет внутренних инвестиционных ресурсов субъектов предпринимательства, как правило, по их инициативе, могло бы стать внесение ряда изменений и дополнений в действующее налоговое законодательство.

Таким образом, актуальнейшей проблемой развития страны в долгосрочной перспективе становится достижение повсеместного природосбережения, недопущение возникновения ресурсно-экологических проблем, возможности устранения негативных последствий прошлого хозяйствования.

Включение стратегии природосбережения в осуществление социально-экономического развития страны потребует от власти следующих активных решений и действий:

1) уточнения и конкретизации целей долгосрочного социально-экономического развития (формулирования ясной национальной идеи);

2) формирования эффективной структуры отраслей экономики;

3) создания действенного правового механизма, ориентирующего экономические действия на создание результатов, обеспечивающих рост удовлетворения рациональных, а не расточительных (престижных) потребностей отдельных слоев населения минимально возможными удельными затратами хозяйственных ресурсов.

Автор убеждена в том, что любой субъект законодательной инициативы в стране, особенно депутаты Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных органов ее субъектов в лице публичных политиков, может в порядке данной инициативы обратиться со следующими предложениями в Правительство и Федеральное Собрание Российской Федерации.

Общие предложения

Необходимо решать проблемы природосбережения путем организационно-экономических мер,подкрепленных экономическими стимулами в законодательных актах.

В большинстве природоохранных законов есть записи о том, что для экономического стимулирования природосбережения субъектов хозяйствования, экономно расходующих природное сырье или занимающихся экологическим бизнесом, предусматриваются различные стимулы со стороны государства, в том числе по уплате налогов. Но при изучении норм части 2 НК РФ ни по одному российскому налогу такие льготы не прописаны, хотя можно безболезненно освободить от уплаты всех налогов (кроме единого социального) организации, занимающиеся сбором, утилизацией, переработкой всевозможных бытовых и производственных отходов, ныне загрязняющих и засоряющих огромные территории населенных пунктов, лесов, полей, пустошей и т.п. Высвободились бы коммунальные службы от этой работы, социально-обездоленные слои населения (бомжи, безработные, пенсионеры, студенты, учащиеся) смогли бы быть заняты первичным сбором макулатуры, пластмасс, металлических и иных отходов.

ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ статья 14:

В данной статье есть следующая запись:

Статья 14. Методы экономического регулирования в области охраны окружающейсреды.

1. К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относит:

предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды.

Водный кодекс РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ содержит в п. 2 статьи 20 положение о том, что «плата за пользование водным объектом устанавливается на основе принципов», особенно следует отметить «принцип стимулирования экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов».

ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" статья 24:

1. Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется посредством:

понижения размера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в процессе которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;

применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.

Внести в налоговый кодекс РФ часть вторая (в ред. от 05.04.2010г.) следующие изменения и дополнения:

Глава 21.

  1. В п.2 ст.149:

«Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации» включить следующий абзац:

27) «проведение работ (оказание услуг) организациями, занимающихся сбором, утилизацией, переработкой всевозможных бытовых и производственных отходов, загрязняющих и засоряющих территории населенных пунктов, лесов, полей, пустошей и т.п. »

2. В п.1. ст.150 «Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации» следует включить следующий абзац:

15) «оборудования, технологии и расходные материалы, предназначенные для обеспечения природосбережения на всех уровнях хозяйствования и быта населения».
Глава 23.

3. В ст. 217 «Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц» следует включить абзац:

49) «вознаграждения, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации физическим лицам, за оказание им содействия в проведении природоохранных и иных природосберегающих мероприятий».

Следует также отметить необходимость внесения в законодательство нормы об освобождении от ввозных таможенных пошлин торговых операций, связанных с ввозом и эксплуатацией оборудования, технологий, расходных материалов, непосредственно предназначенных для обеспечения природосбережения на всех уровнях хозяйствования и быта населения.

Таможенный кодекс Российской Федерации №61-ФЗ от 28.05.2003 в ст.319 отмечает «случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются»

П.2.ст. 319 «Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если:

1) в соответствии с законодательством Российской Федерации или настоящим Кодексом:

  • товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами;

  • в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.

В связи с вышеуказанным положением в федеральный закон от 10.11.2006 N 191-ФЗ "О таможенном тарифе" следует включить в ст.35 «От пошлины освобождаются» следующий абзац:

«торговые операции, связанные с ввозом и эксплуатацией оборудования, технологий, расходных материалов, непосредственно предназначенных для обеспечения природосбережения на всех уровнях хозяйствования и быта населения».

Кроме того, необходимо отметить следующее, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в статье 5 содержит следующее положение: « К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление».

Статья 4 ФЗ от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 30 декабря 2008 г.) к лицензируемым видам деятельности относит: «виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием».

П.1 Ст. 1. Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 30 декабря 2008 г.) определяет отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.2 данной статьи «действие настоящего Федерального закона не распространяется на следующие виды деятельности:

использование природных ресурсов, в том числе недр, лесов, объектов растительного и животного мира.»

П 3.ст.17 определяет, что введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Поэтому считаю необходимым, внести дополнения в ст.17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", которое будет выглядеть следующим образом:

Статья 17. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

105) использование природных ресурсов, в том числе недр, лесов, объектов растительного и животного мира.

2. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливается перечень работ и услуг по следующим видам деятельности:

9)эксплуатация и использование природных ресурсов, в том числе недр, лесов, объектов растительного и животного мира.

Данные предложения не требуют больших финансовых затрат. Для их реализации необходимы лишь твердая политическая воля государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и их огромное желание сделать нашу страну и ее население благополучными на многие годы.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Предложения по экологической модернизации России путем совершенствования существующего законодательства iconОбразовательные ресурсы по экономике, праву, менеждменту и др
России путем совершенствования информационного обеспечения учебного, учебно-методического и научного процессов на основе новых информационных...

Предложения по экологической модернизации России путем совершенствования существующего законодательства iconВсеобщая конфедерация профсоюзов
В государствах-участниках содружества независимых государств и предложения по улучшению экологической обстановки

Предложения по экологической модернизации России путем совершенствования существующего законодательства iconА. В. Винобер Фонд поддержки развития биосферного хозяйства и аграрного...
В статье представлены концепции и ориентиры социально-экологической модернизации и развития биосферного хозяйства России

Предложения по экологической модернизации России путем совершенствования существующего законодательства iconУниверситет
Определение экономической эф­фективности модернизации тепловозов и совершенствования организации их ремонта

Предложения по экологической модернизации России путем совершенствования существующего законодательства iconОбращение председателя Торгово-промышленной палаты Республики Таджикистан...
Мы активно работаем по привлечению бизнеса к государственно-частному партнерству, выступаем платформой по обсуждению актуальных вопросов...

Предложения по экологической модернизации России путем совершенствования существующего законодательства iconРазработка бизнес-моделей с целью совершенствования использования...
России, связанных с Северным Морским Путем, изучение функциональной и процессной компоненты деятельности предприятий, активов атомной...

Предложения по экологической модернизации России путем совершенствования существующего законодательства iconПрограмма проведения вступительных испытаний в магистратуру по направлениям:...
Рыночное предложение. Цена и величина предложения. Неценовые факторы изменения предложения. Эластичность предложения

Предложения по экологической модернизации России путем совершенствования существующего законодательства iconМетоды поддержки в условиях ускоренной модернизации основных фондов предприятия
Это безусловные факты, определяющие нынешнее экономическое положение страны и обусловившие повышенный интерес государства и российского...

Предложения по экологической модернизации России путем совершенствования существующего законодательства iconТема 4: россия на переломе. От СССР к россии
...

Предложения по экологической модернизации России путем совершенствования существующего законодательства iconЧепурина М. Н., Киселевой Е. А. Киров, «аса», 2010 Микроэкономика:...
Рыночное предложение. Цена и величина предложения. Неценовые факторы изменения предложения. Эластичность предложения






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную