Ю. В. Андреева экономическая география стран сва






Скачать 228.48 Kb.
НазваниеЮ. В. Андреева экономическая география стран сва
Дата публикации10.02.2015
Размер228.48 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
e.120-bal.ru > Экономика > Основная образовательная программа

Ббакалавриат

Министерство образования и науки Российской Федерации
Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса
Институт международного бизнеса и экономики
Кафедра мировой экономики и международных отношений
Ю.В. Андреева

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ СТРАН СВА


Рабочая программа учебной дисциплины




Основная образовательная программа

031900.62 «Международные отношения»


Владивосток

Издательство ВГУЭС

2014





ББК 66.4 (0)


Рабочая программа учебной дисциплины «Экономическая география стран СВА» составлена в соответствии с требованиями ООП: 031900.62 «Международные отношения» (бакалавриат) на базе ФГОС ВПО.

Составитель: Ю.В. Андреева, старший преподаватель кафедры мировой экономики и международных отношений

Утверждена на заседании кафедры МЭМО от 2.04.2014 г., протокол №7, редакция 2014 г.

Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС.


© Издательство Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса, 2014

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность дисциплины «Экономическая география стран Северо-Восточной Азии» обусловлена тем, что в результате глобализации усиливается значение территориальной организации и размещения производительных сил зарубежных государств. В силу географического положения Дальний Восток является «контактной зоной» по обеспечению экономического и социально-культурного сотрудничества России со странами СВА. В связи с этим, получение комплексных знаний и представлений о размещении производительных сил в Северо-Восточной Азии позволит будущему специалисту в области международных отношений эффективно осуществлять практическую деятельность и успешно выстраивать коммуникационные стратегии при взаимодействии с партнерами в СВА.

Дисциплина «Экономическая география стран Северо-Восточной Азии» позволяет студентам, обучающимся по направлению 031900.62 «Международные отношения», в рамках одного предмета получить представления о экономико-географических, социально-экономических, внешнеэкономических особенностях стран СВА, а также овладеть практическими навыками определения потенциала стран региона по основным макроэкономическим показателям.

В программе дисциплины «Экономическая география стран СВА» среди объектов рассмотрен как регион в целом, так и отдельные страны СВА. В связи с тем, что объем курса ограничен, выбор изучаемых стран определялся 1) их местом и ролью в регионе 2) степенью экономического, политического и культурного сотрудничества с Россией. Данный курс является междисциплинарным и аккумулирует знания в области географии, экономики, истории, политологии, культурологии и социологии.

1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1.1 Цели освоения учебной дисциплины
Целью освоения дисциплины «Экономическая география СВА» является формирование пространственного экономического мышления студентов, основанного на фундаментальном изучении мирового хозяйства и его регионов, звеньями которого являются национальные хозяйства отдельных стран, связанных между собой международным разделением труда и всемирными экономическими отношениями.

Задачи дисциплины:

- сформировать максимально полные и адекватные представления о теоретических основах, принципах и особенностях экономической географии;

- выработать системный взгляд на экономико-географическую организацию страны как результата взаимодействия ее территориальных элементов социально-экономического и природного характера;

- сформировать умения по анализу основных макроэкономических показателей стран региона СВА;

- развить навыки анализа взаимодополняемости стран региона на основе навыков работы с географическими картами, статистическими и аналитическими материалами экономико-географической направленности.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами)

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 031900.62 «Международные отношения» учебная дисциплина «Экономическая география стран СВА» входит в число дисциплин по выбору гуманитарного, социального и экономического цикла ООП. Данная дисциплина базируется на компетенциях, полученных при изучении дисциплин «Политология», «Экономика», «Глобальные проблемы современности». Дисциплина является базовой для изучения следующих учебных курсов: «Международная интеграция и международные организации», «Современные международные отношения».

1.3Компетенции обучающегося. формируемые в результате освоения учебной дисциплины



Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

ОК-1 - умением системно мыслить, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умением выявлять международно-политические и дипломатические смыслы проблем

ОК-10 - способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы

Таблица - Формируемые знания, умения, владения

Наименование ООП

Цикл/раздел

Коды компетенций

Знания, Умения, Владения



031900.62 Международные отношения



Б.1

ОК-1

Знания:

- основных философских понятий и категорий, закономерностей развития природы, общества и мышления

- экономико-географических особенностей, современного состояния экономических систем стран СВА

Умения:

- выявлять и давать характеристику рекреационных ресурсов отдельных стран СВА, на базе которых развивается как международные, так и внутренние региональные отношения

Владение:

- навыками самостоятельного поиска информации, работы со специальной литературой, использования информационных технологий

- навыками публичных выступлений

ОК-10

Знания:

- социально значимые проблемы и процессы

Умения:

- анализировать социально значимые процессы и проблемы в СВА


1.3 Основные виды занятий и особенности их проведения
Объем и сроки изучения дисциплины:

Курс читается для бакалавров первого года обучения. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часа. Из них 34 часов аудиторной работы, 38 часов самостоятельной работы.

Промежуточная аттестация по дисциплине – экзамен.

Для реализации компетентностного подхода изучение дисциплины проводится с использованием интерактивных лекций, проблемных семинаров, групповых дискуссий. Во время изучения дисциплины предполагается составление каждым студентом аналитического обзора – характеристики экономико-географического потенциала любой страны СВА и публичная презентация проекта с использованием PowerPoint. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 45 % процентов аудиторных занятий.
1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине

Контроль успеваемости осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний бакалавров.

Для аттестации бакалавров по дисциплине фонды оценочных средств включают: расчетные задания, тесты, проблемные ситуации для ведения дискуссий.

Текущий контроль и отчетность предполагает:

- проверку уровня самостоятельной подготовки студента при выполнении индивидуального задания;

- проведение коллективной дискуссии по проблемным аспектам экономической географии;

- проведение тренинга;

- тестирование по отдельным разделам дисциплины;

- написание аналитического обзора-характеристики;

- создание индивидуальной презентации и ее защита на семинарском занятии.

Промежуточный контроль проводится в форме экзамена – выполнение тестового задания.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Темы лекций
Тема 1. Экономическая география как наука. Цели и задачи курса. Политическая карта региона Северо-Восточной Азии. Экономико-географические характеристики региона Северо-Восточной Азии

Предмет учебной дисциплины «экономическая география (ЭГ)».

Территориальная организация производства. Международное географическое разделение труда (МГРТ) и интернационализация хозяйственной жизни.

Особенности формирования территориально-экономической структуры хозяйства стран Северо-Восточной Азии.(2 часа)
Тема 2. Экономическая география Китая: экономико-географическое положение и размещение производительных сил

Физико-географические особенности Китая. Природные ресурсы. Характеристика основных отраслей экономики по секторам.

Динамика народонаселения Китая. Территориальное размещение населения. Проблемы урбанизации в КНР. Демографическая политика. Национально-территориальное размещение населения, рынок труда и проблемы занятости.

Экономическое районирование КНР. Особенности развития экономических районов КНР. Региональная специфика особых экономических зон. (2 часа)
Тема 3. Экономическая география Японии

Обеспеченность природными ресурсами. Характеристика основных отраслей экономики Японии.

Тенденции народонаселения. Проблемы урбанизации в Японии. Старение населения: причины, проблемы, перспективы. Территориальное размещение населения. Иностранная рабочая сила в Японии.

Экономическое районирование Японии. Экономико-географическая характеристика районов и подрайонов. Региональная экономическая политика в Японии. (2 часа)
Тема 4. Экономико-географическая характеристика Республики Корея

Физико-географические характеристики Республики Корея. Природные ресурсы. Характеристика основных отраслей экономики.

Особенности размещения населения. Сельское и городское население. Половозрастная структура населения. Рынок труда и проблемы занятости. Национальная политика в Республике Корея.

Экономико-географическое положение Республики Корея. Территориальное размещение производительных сил. Экономическое районирование Республики Корея. Региональная политика Республики Корея. (2 часа)
Тема 5. Экономическая география Корейской Народно-Демократической республики

Физико-географические характеристики КНДР. Обеспеченность природными ресурсами. Характеристика основных отраслей экономики по отраслям.

Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения. Особенности размещения населения. Рынок труда и проблема занятости.

Размещение производительных сил. Экономические районы КНДР. Территориальная структура хозяйства. Экономическая политика в отношении регионов КНДР. (2 часа)
Тема 6. Экономико-географическая характеристика Тайваня

Природно-географическая характеристика страны. Размещение природных ресурсов. Характеристика основных отраслей экономики.

Динамика народонаселения. Территориальное размещение населения. Проблема урбанизации. Рынок труда и миграция трудовых ресурсов.

Размещение производительных сил. Территориальная структура хозяйства. Малый и средний бизнес Тайваня. Специфика свободных экономических зон. Особенности региональной политики Тайваня. (2 часа)
Тема 7. Экономическая география Монголии

Природно-географическая характеристика страны. Ресурсный потенциал.

Демографическая ситуация и миграция населения. Половозрастная структура населения. Территориальное размещение населения. Рабочая сила и рынок труда в Монголии. Проблема занятости.

Территориальное размещение производительных сил. Базовые отрасли экономики. Региональная экономическая политика Монголии. (2 часа)
Тема 8. Геотранспортные проекты с Северо-Восточной Азии

Экономико-географическая характеристика региона в свете глобальных евроазиатских транспортных проектов. Международные транспортные коридоры в Северо-Восточной Азии. Место России и Дальнего Востока России в реализации геотранспортных проектов СВА. (4 часа)

2.2. Перечень тем практических занятий
Тема 1. Предмет экономической географии. Международное географическое разделение труда. Экономико-географическая характеристика региона Северо-Восточной Азии

Предмет МЭО. Международное разделение труда и интернационализация хозяйственной жизни. Особенности территориального размещения производства. Размещение ресурсов в странах региона СВА. Особенности структуры хозяйства в странах СВА. Социально-экономическая характеристика региона СВА. (2 часа) Семинар
Тема 2. Экономическая география КНР

Демографические тенденции современного Китая. Демографическая политика КНР. Экономическое районирование КНР. Особые экономические зоны КНР. Автомобильная промышленность Китая: проблемы и перспективы. Экологическое регулирование в Китае. (2 часа) Семинар
Тема 3. Экономическая география Японии

Демографическая ситуация. Проблема старения населения: пути решения. Формы урбанизации. Проблема неравномерного развития регионов. Экономические районы Японии: основные экономико-географические характеристики. Экономическая политика в отношении регионов. Экологическая ситуация в Японии: проблемы и пути их решения. Технополисы Японии. (2 часа) Семинар
Тема 4. Экономическая география Республики Корея

Демографическая ситуация: структура и размещение населения. Отраслевая структура экономики. Экономические районы Республики Корея. Региональная экономическая политика Республики Корея. Экологическая ситуация и экологическая политика в Республике Корея. (2 часа) Семинар
Тема 5. Экономико-географические особенности КНДР

Ресурсные особенности КНДР. Особенности экономического развития КНДР. Демографические проблемы страны: пути решения.

Экономическое районирование КНДР. Основные статьи экспорта и импорта КНДР. Главные внешнеторговые партнёры КНДР. (2 часа) Семинар
Тема 6. Экономическая география Тайваня

Специфика экономического развития Тайваня. Малый и средний бизнес как основа развития экономики. Влияние географии на экономическое районирование Тайваня. Стратегия развития Тайваня в 21-м веке. Китай и Тайвань: основы экономического сотрудничества. (2 часа) Семинар
Тема 7. Экономическая география Монголии

Движущие силы развития экономики Монголии. Основные направления региональной политики Монголии. Специфика частного предпринимательства в Монголии. Сельское хозяйство как основа развития экономики Монголии. Размещение население и урбанизация. (2 часа) Семинар
Тема 8. Транспортные и инфраструктурные проекты СВА

Регион в инфраструктуре международных коридоров. Отношение стран СВА к международным транспортным проектам. Экологические особенности реализации геотранспортных проектов в СВА. Основные партнеры стран СВА в сфере международного сотрудничества в области реализации евроазиатских проектов. Роль ДВ РФ в реализации стратегии развития транспортных коридоров в СВА. (2 часа) Семинар
3 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

При изучении дисциплины предусмотрено применение инновационных технологий обучения, таких как интерактивные лекции, семинары в диалоговом режиме, работа в команде для решения практических задач, тренинги, выступления с презентациями результатов индивидуальной работы.

Самостоятельная работа бакалавров предполагает подготовку к дискуссиям и тренингам в аудитории, выполнение групповых работ, написание аналитического обзора-характеристики экономико-географического потенциала одной из стран СВА (по выбору студента) и публичная презентация проекта с использованием PowerPoint.
4 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине

В рамках изучения дисциплины «Экономическая география стран СВА» предполагается, что студенты готовят аналитический обзор-характеристику экономико-географического потенциала одной из стран СВА (по выбору студента). На аудиторном занятии студент должен представить результаты работы в форме презентации. Ниже приведена примерная структура работы:

Ведение (общая характеристика страны, ее место и роль в СВА).

Основная часть:

  1. Физико-географические характеристики страны

  2. Природно-рекреационные ресурсы

  3. Народонаселение

  4. Территориальное размещение производительных сил

  5. Экономическое районирование

  6. Характеристика основных отраслей экономики

  7. Производственная и транспортная инфраструктуры

  8. Особенности выстраивания коммуникации с представителями изучаемой страны.

Заключение-экспертиза: перспективы и проблемы развития регионального взаимодействия изучаемой страны с соседними странами региона СВА
4.2 Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины

При работе с учебными пособиями и другими источниками информации в процессе подготовки к аудиторным занятиям и к зачету студенты должны воспользоваться следующим списком контрольных вопросов.

  1. Объект, предмет, цели и задачи экономической географии как науки.

  2. Политическая карта региона Северо-Восточной Азии. Экономико-географические характеристики региона Северо-Восточной Азии

  3. Основные объекты экономической географии.

  4. Основа международного географического географического разделения труда.

  5. Основные критерии классификации стран на политической карте мира.

  6. Основные этапы формирования политической карты мира XX-XXI вв.

  7. Основные особенности формирования территориально-экономической структуры хозяйств стран Северо-Восточной Азии.

  8. Комплексная экономико-географическая характеристика Китая: экономико-географическое положение и размещение производительных сил.

  9. Основные отрасли экономики КНР по секторам.

  10. Динамика и структура народонаселения в КНР.

  11. Особенности территориального размещения производительных сил в КНР.

  12. Экономические районы КНР.

  13. Комплексная экономико-географическая характеристика Японии: экономико-географическое положение и размещение производительных сил.

  14. Природно-ресурсный потенциал Японии.

  15. Особенности размещения населения, его структуры и динамики в Японии.

  16. Направления региональной экономической политики в Японии.

  17. Экономические районы Японии.

  18. Комплексная экономико-географическая характеристика Республики Корея: экономико-географическое положение и размещение производительных сил.

  19. Демографические тенденции в Республике Корея.

  20. Территориальная структура хозяйства в Республике Корея.

  21. Особенности развития каждого экономического района Республики Корея.

  22. Отраслевая структура экспорта и импорта Республики Корея.

  23. Комплексная экономико-географическая характеристика Корейской Народно-Демократической Республики: экономико-географическое положение и размещение производительных сил.

  24. Основные районы размещения природных ресурсов в КНДР.

  25. Особенности демографической ситуации в КНДР.

  26. Природно-ресурсный потенциал КНДР.

  27. Экономические районы КНДР.

  28. Комплексная экономико-географическая характеристика Тайваня: экономико-географическое положение и размещение производительных сил.

  29. Базовые характеристики основных отраслей экономики Тайваня.

  30. Особенности урбанизации и размещения населения на Тайване.

  31. Основные отличительные черты развития малого и среднего бизнеса Тайваня.

  32. Направления региональной политики на Тайване.

  33. Комплексная экономико-географическая характеристика Монголии: экономико-географическое положение и размещение производительных сил.

  34. Основные характеристики ресурсного потенциала Монголии.

  35. Специфика базовых отраслей экономики Монголии.

  36. Принципиальные направления региональной политики Монголии.

  37. Особенности территориального размещения населения в Монголии.

  38. Комплексная характеристика геотранспортных проектов Северо-Восточной Азии

  39. Основные причины появления планов создания евроазиатских транспортных коридоров.

  40. Основные евроазиатские транспортные проекты: место в реализации этих проектов стран СВА.

  41. Проблемы более широкого использования региональных транспортных коридоров.

  42. Интересы России в международных и региональных транспортных проектах.




    1. Методические рекомендации по организации СРС

Обязательным условием успешного изучения дисциплины является самостоятельная работа студентов вне аудитории. Студенты должны работать с рекомендованными источниками информации, находить в них ответы на контрольные вопросы, приведенные в пункте 4.2 данной программы, готовиться к обсуждениям проблемных вопросов дисциплины на практических занятиях, выполнять индивидуальные задания. Индивидуальные задания включают подготовку индивидуального аналитического обзора-характеристики экономико-географического потенциала одной из стран СВА (по выбору студента) и презентации проделанной работы на практических занятиях перед аудиторией.
4.4 Рекомендации по работе с литературой

В учебном пособии «Социально-экономическая география зарубежного мира», подготовленного под руководством профессора В.В. Вольского, дана усовершенствованная и наиболее полно аргументированная типология стран мира; рассматриваются процессы формирования региональных цивилизаций и макрорегионов, особенностей культур народов и стран; объективно и всесторонне анализируется действие рыночного механизма в географии населения и хозяйства мира; предлагается расширенный географический анализ современных процессов транснационализации, глобализации и регионализации.

В учебном пособии Кузьбоджиева Э.Н. «Экономическая география и регионалистика (история, методы и перспективы размещения производительных сил)» изложены теории и методы размещения производительных сил, географические основы экономического развития России, проблемы исследования и регулирования развития страны и регионом.

Мироненко Н. С. в учебном пособии «Введение в географию мирового хозяйства. Международное разделение труда» показывает радикальную смену факторов роста и развития мирового хозяйства: естественно-географических условий, ресурсов, благоприятного географического положения, на выходящие на первый план факторы информационно-технологического и гуманистического содержания. С географических позиций рассматриваются классификация основных международных экономических связей, ряд методик межгосударственного сопоставления уровней международного разделения труда, транснационализации, глобализации и конкурентоспособности.

В учебном пособии «Экономическая и социальная география зарубежных стран», написанного под руководством Гладкого Ю.Н. освещаются принципы и методы регионализации современного социально-экономического пространства, приводятся обзорные и развернутые характеристики основных регионов и стран зарубежного мира.
5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1 Основная литература


  1. Желтиков В.П. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Желтиков. - 5-е изд.,доп. и перераб. - М. : Дашков и К*, 2012. - 380 с.

  2. Козьев И.А., Кузьбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика: учебное пособие для студентов вузов / И. А. Козьева, Э. Н. Кузьбожев. - 2-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 334 с.

  3. Лимарев П.В. Экономическая и социальная география зарубежного мира: Европа / П. В. Лимарев, Ю. А. Лимарева. - М. : Дело и Сервис, 2011. - 192 с.

  4. Горохов С.А. Общая экономическая, социальная и политическая география: учебное пособие для студентов вузов / С. А. Горохов, Н. Н. Роготень. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 271 с.


5.2 Дополнительная литература


  1. Максаковский, В.П. Географическая картина мира: в 2-х кн.. Кн. 1: Общая характеристика сира/В.П. Максаковский. – М.: Дрофа, 2003. – 496 с.

  2. Максаковский, В.П. Географическая картина мира: в 2-х кн.. Кн. 2: Общая характеристика сира/В.П. Максаковский. – М.: Дрофа, 2004. – 496 с.

  3. Альенде, К. Самые знаменитые места мира / К. Альенде, Ф. Амальфи, Т. Гомес ; [пер. с исп. Л. М. Матюхин, Н. В. Матюхина]. - АМ. : БММ, 2010. - 224 с.

  4. Воскресенский, А.Д. Политические системы и политические культуры Востока. 2-е изд. перераб. и доп. - М: ACT: Восток-Запад, 2007. - 829 с.

  5. Желтиков. В.П.Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Желтиков. - 5-е изд.,доп. и перераб. - М. : Дашков и К*, 2012. - 380 с.

  6. Смирнов, Е.Н. Введение в курс мировой экономики (экономическая география зарубежных стран): учебное пособие для студентов вузов / Е. Н. Смирнов. - 2-е изд.,перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2009. - 416 с.




Периодические издания

1. Россия в АТР

2. Проблемы Дальнего Востока

3. Мировая экономика и международные отношения

4. Восток. Афро-азиатские общества: история и современность

5. Япония сегодня

6. Вестник Дальневосточного отделения РАН

7. GEO

5.3 Полнотекстовые базы данных

1. Архивы журналов издательства SAGE Publications

2. Научная электронная библиотека e-library.ru

3. Электронно-библиотечная система BOOK.ru

4. Электронная библиотека Издательского дома Гребенников

5. Полнотекстовые электронные базы данных компании East View Information Services

6.Университетская библиотека online

7. ProQuest Research Library
5.4 Интернет ресурсы:

1. Ойкумена. Регионоведческие исследования / Филиал Владивостокского государственного университета экономики и сервиса в г. Находке. – Режим доступа: http://www.ojkum.ru/

2. Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития / Институт Востоковедения РАН. – Режим доступа: http://elibrary.ru/title_about.asp?id=26783

3. The Annals of Regional Science / Spriger-Verlag. – Режим доступа: http://elibrary.ru/title_about.asp?id=1898

4. http://www.inosmi.ru/ – переводы и обзоры информационно-аналитических материалов иностранных СМИ в режиме реального времени

5. http://www.vokrugsveta.ru/ - познавательный портал
6 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) программное обеспечение: не требуется

б) электронные полнотекстовые базы данных научной библиотеки ВГУЭС

в) техническое и лабораторное обеспечение – аудитория с мультимедийным оборудованием.
7 СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ
Административно-территориальное деление (АТД) – система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления.

«Большая восьмерка» (G8), группа Восьми – международный клуб, объединяющий правительства Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции и Японии. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (с участием Европейской комиссии), в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.

«Большая двадцатка» (G20), группа Двадцати – формат международных совещаний министров финансов и глав центральных банков, представляющих 20 экономик. В неё входят: Аргентина, Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия (ФРГ), ЕС, Индия, Индонезия, Италия, Канада, КНР, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Франция, Турция, ЮАР, Южная Корея (республика Корея), Япония.

БРИКС – неофициальное название пяти крупнейших стран с развивающимися рынками (Бразилия, РФ, Индия, Китай, ЮАР).

Географические условия – условия территория, определяемые её географическим положением, в т. ч. местными (для рассматриваемой территории) особенности климата, рельефа, населения, хозяйства и т. п.

Географическое пространство (геопространство) – совокупность отношений между географическими объектами, расположенными на конкретной территории и развивающимися во времени.

Геополитическое положение страны – это оценка местоположения страны на политической карте мира, по отношению к государствам – центрам мировой политики.

Ёмкость территории - возможность расширения хозяйственной деятельности на данной площади как без крупных дополнительных затрат на ее благоустройство, главным образом путем интенсификации, комплексного использования освоенных ресурсов, так и с дополнительными капитальными затратами на обустройство и вовлечение в хозяйственное использование новых ресурсов (потенциальная емкость территории).

Земельные ресурсы – все земли в пределах страны и мира, входящие по своему назначению в следующие категории: сельскохозяйственные, населенных пунктов, несельскохозяйственного назначения (промышленности, транспорта, горных выработок и т. п.).

Лесные ресурсы (лесной фонд) – часть земельного фонда Земли, на которой произрастает или может произрастать лес, он является частью биологических ресурсов.

Международное разделение труда (МРТ) – специализация хозяйства отдельных стран мира на производстве определенных видов продукции и услуг, которыми они обмениваются (торгуют). МРТ служит объективной основой интернационализации хозяйственной жизни и фундаментом мирного сосуществования государств.

Минеральное сырье (минерально-сырьевые ресурсы) – это все пригодные для употребления вещественные составляющие литосферы, используемые в хозяйстве как минеральное сырье или источники энергии. Минеральное сырье может быть рудным, если из него извлекаются металлы, или нерудным, если извлекаются неметаллические компоненты (фосфор и т.д.) или используются как строительные материалы.

Модели размещения населенных пунктов – модели пространственных группировок населенных пунктов. Выделяют следующие виды размещения: линейная, агломерационная, равномерная. Линейная: размещение населенных пунктов предопределяется транспортными магистралями, вдоль которых они и располагаются. Агломерационная: скопление населенных пунктов вокруг крупного города. Равномерная: населенные пункты выполняют функции центров обеспечения товарами и услугами равномерно размещенного сельского населения.

Политико-географическое положение – положение ее по отношению к другим государствам, проводящим миролюбивую политику, или к очагам международной напряженности, международным союзам, к районам региональных конфликтов, к военным базам.

Природно-ресурсный потенциал – совокупность природных ресурсов территории, которые могут быть использованы в хозяйстве с учетом достижений науки и техники, важнейший хозяйственный фактор, одно из качеств, по которому оценивается ЭГП.

Природные ресурсы – это тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества в форме непосредственного участия в материальной деятельности.

Природные условия – это тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил существенны для деятельности человеческого общества, но непосредственно не участвуют в материальной производственной деятельности людей.

Производительные силы – совокупность субъективных и объективных факторов производства, направленных на преобразование природы в целях удовлетворения человеческих потребностей.

Регионализация – 1)процесс повышения роли регионов в жизни общества; 2)процесс объединения усилий государств какого-либо региона в решении их социально-экономических, военно-политических, духовных, национальных и других проблем. Р. может приводить к возрождению старых или образованию новых цивилизационных центров.

ТГП (транспортно-географическое положение) – вид ЭГП, важнейшая его составная часть; положение города, района (региона) или страны по отношению к транспортной сети, сети транспортных узлов и потоков.

Территориальная организация народного хозяйства – пространственное сопряжение и взаимодействие отраслевых, межотраслевых и территориально-производственных комплексов, инфраструктуры и непроизводственной сферы, основанное на рациональном использовании природных, материальных и трудовых ресурсов, а также экономии затрат по преодолению несоответствий во взаимном размещении источников сырья, топлива, энергии, мест производства и потребления готовой продукции.

Топливно-энергетические ресурсы – запасы топлива и энергии в природе, которые при современном уровне техники могут быть практически использованы человеком для производства материальных благ.

ШОС – региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана.

ЭГП – положение какого-либо экономико-географического объекта по отношению к другим экономико-географическим объектам, имеющим для него хозяйственное значение. ЭГП страны в широком смысле- это положение государства на экономической карте мира по отношению к другим странам-центрам мировой экономики.

Экономическая география – общественно-географическая наука, изучающая территориальную организацию экономической жизни общества, законы и закономерности его развития.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ю. В. Андреева экономическая география стран сва iconЮ. В. Андреева экономическая география стран сва
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономическая география стран сва» составлена в соответствии с требованиями ооп: 031900. 62...

Ю. В. Андреева экономическая география стран сва iconПрограмма дисциплины «Экономическая география стран мира» для направления 080100. 62 "Экономика"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080100. 62 «Экономика»...

Ю. В. Андреева экономическая география стран сва iconРабочая программа дисциплины Регионалистика и экономическая география...
Экономическая география и регионалистика (экономическая и социальная, соци­ально-экономическая (общественная) география) учебная...

Ю. В. Андреева экономическая география стран сва iconРоссийской федерации
Выходцев А. М. Экономическая и социальная география мира. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...

Ю. В. Андреева экономическая география стран сва iconАннотация Курс «Экономическая география»
«Экономическая география» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин рабочего учебного плана, является дисциплиной выбора и...

Ю. В. Андреева экономическая география стран сва iconПроблемы развития атомной энергетики по курсу «Социально-экономическая...
Курсовая работа на тему Проблемы развития атомной энергетики по курсу «Социально-экономическая география зарубежных стран»

Ю. В. Андреева экономическая география стран сва iconПроблемы развития атомной энергетики по курсу «Социально-экономическая...
Курсовая работа на тему Проблемы развития атомной энергетики по курсу «Социально-экономическая география зарубежных стран»

Ю. В. Андреева экономическая география стран сва iconУчебника «География: экономическая и социальная география мира» 10(11) класс
Задания разработан для учащихся 10(11) класса. Материал подготовлен на основе учебника «География: экономическая и социальная география...

Ю. В. Андреева экономическая география стран сва iconРабочая программа по географии «экономическая и социальная география мира»
Кузнецова А. П. Экономическая и социальная география мира (География. 6-11 классы/ сост. Е. В. Овсянникова- м., «Дрофа», 2010 г.),в...

Ю. В. Андреева экономическая география стран сва icon021000. 62 направление «география» профиль: Рекреационная география и туризм
Аннотация к рабочей программе дисциплины б. 29 «Экономическая и социальная география мира»






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную