Организационно-экономический механизм управления муниципальным жилищно-коммунальным комплексом






Скачать 335.2 Kb.
НазваниеОрганизационно-экономический механизм управления муниципальным жилищно-коммунальным комплексом
страница1/3
Дата публикации10.02.2015
Размер335.2 Kb.
ТипАвтореферат
e.120-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3




На правах рукописи


Герасимов Тимур Александрович
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ


Специальность:

08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством

(экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами сферы услуг)
Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Уфа – 2010

Диссертационная работа выполнена в секторе экономико-математического моделирования Учреждения Российской академии наук «Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН» (ИСЭИ УНЦ РАН).

Научный руководитель: доктор экономических наук,

профессор Гайнанов Дамир Ахнафович
Официальные оппоненты: доктор экономических наук,

профессор

Зайнашева Зарима Гафаровна
кандидат экономических наук,

Сакаева Эльвира Зинуровна
Ведущая организация: ФГОУ ВПО

«Российский государственный

университет туризма и сервиса»

Защита состоится «31» мая 2010 г. в «1400» часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.290.01 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Уфимская государственная академия экономики и сервиса» (ГОУ ВПО УГАЭС) по адресу: 450078, г. Уфа, ул. Чернышевского, 145, ауд. 703.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Уфимская государственная академия экономики и сервиса».
Автореферат разослан «30» апреля 2010 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета А.И. Хисаева

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Сфера услуг – важнейшая часть национального хозяйства, включающая совокупность различных по назначению, характеру, применению и свойствам услуг. Жизненно важным элементом сферы услуг являются жилищно-коммунальные услуги (далее – ЖКУ). Жилищно-коммунальные услуги – это доводимые до потребителя услуги по ресурсоснабжению, управлению и обслуживанию жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры с целью создания комфортных условий проживания населения, осуществления жизнеобеспечения и поддержания необходимого санитарно-гигиенического состояния конкретного территориального образования. Жилищно-коммунальные услуги входят в систему российского жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ), их качество и эффективность определяют уровень развития российского ЖКХ.

Муниципальный жилищно-коммунальный комплекс (далее – муниципальный ЖКК) – один из элементов российского ЖКХ, производственно-хозяйственный многопрофильный и многофункциональный комплекс, выполняющий различные виды работ и предоставляющий жилищно-коммунальные услуги в целях обеспечения удовлетворения потребностей, соответствующих современному жизненному уровню населения конкретного муниципального образования.

Несмотря на длительный период реформирования российского ЖКХ и значительные изменения механизмов управления жилищно-коммунальным комплексом, остается проблемой низкое качество и эффективность ЖКУ. Для решения данной проблемы:

1) требуются существенные изменения в организационной структуре управления муниципальным жилищно-коммунальным комплексом, поскольку в настоящее время одним из исполнителей жилищно-коммунальных услуг в муниципальном ЖКК является управляющая жилищная организация;

2) необходим экономически обоснованный размер оплаты жилищно-коммунальных услуг, то есть та величина денежных средств, которая сопоставима с фактическим потреблением ЖКУ, что немаловажно в условиях кризисных явлений в российской экономике;

3) требуется проведение мероприятий по модернизации объектов муниципального жилищно-коммунального комплекса и формирование механизма стимулирования ресурсосбережения вследствие наличия в данном комплексе жилищного фонда с высокой степенью износа и значительной величиной потерь ресурсов;

4) необходима система мониторинга деятельности управляющих жилищных организаций, а также система, позволяющая стимулировать данные организации к получению наибольшего результата, что приведет к повышению эффективности функционирования муниципального ЖКК;

5) расширены возможности участия органов местного самоуправления в формировании организационно-экономического механизма управления муниципальным ЖКК вследствие принятия нормативно-правовых актов, предоставившим данным органам более широкие полномочия.

В связи с этим особую актуальность представляет формирование организационно-экономического механизма управления муниципальным жилищно-коммунальным комплексом.

Степень разработанности проблемы. Исследованиями различных аспектов формирования организационно-экономического механизма управления муниципальным жилищно-коммунальным комплексом занимаются многие российские и зарубежные ученые, в трудах которых заложены теоретические и методологические основы данной проблемы в области:

- формирования и совершенствования механизмов управления жилищно-коммунальным комплексом (Е.Ю. Фаерман, С.Р. Хачатрян, Л.Н. Чернышев, В.М. Локтионов, М.Д. Шапиро, И.П. Петров, Д.В. Лифшиц, Ю.Ю. Галямов, В.К. Попов, Р.В. Бабун, А.Л. Шушарин, И.А. Башмаков, Д.Г. Родионов, А.Н. Кириллова, Д.В. Чвилев и др.);

- предоставления жилищно-коммунальных услуг в муниципальных образованиях (Ю.Г. Ветров, С.Н. Найден, Д.В. Лифшиц и др.);

- организационных форм жилищно-коммунальных комплексов (Н.П. Бочаров, А.И. Деева, Л.Н. Мастерова, Р.В. Бабун, Н.В. Сазонов, О.Г. Бежаев, В.П. Шевлякова и др.);

- повышения эффективности жилищно-коммунальных услуг посредством реализации программ по ресурсосбережению (Е.Ю. Фаерман, С.Р. Хачатрян, Д.В. Лифшиц, Л.А. Ермолин и др.);

- социальной значимости жилищно-коммунальных услуг (С.Б. Сиваев, С.Г. Певницкий, Е.Н. Жильцов, Е.В. Егоров, В.Н. Казаков, Н.А. Восколович, З.Г. Зайнашева и др.).

Вместе с тем анализ степени научной разработанности темы диссертационного исследования позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на наличие большого числа работ и публикаций в области построения организационно-экономических механизмов управления, не разрешена проблема формирования организационно-экономического механизма управления муниципальным жилищно-коммунальным комплексом с учетом демонополизации жилищно-коммунальной сферы.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является исследование методических и методологических аспектов организационно-экономического механизма управления муниципальным жилищно-коммунальным комплексом, направленного на повышение качества жилищно-коммунальных услуг и эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства, и разработка практических рекомендаций по управлению муниципальным жилищно-коммунальным комплексом в современных условиях.

Поставленная цель определила решение следующих задач:

- анализ особенностей функционирования муниципального жилищно-коммунального комплекса и выявление путей формирования организационно-экономического механизма управления данным комплексом в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства;

- определение предложений по совершенствованию организационной структуры управления муниципальным ЖКК с учетом наличия в нем нового исполнителя жилищно-коммунальных услуг – управляющей жилищной организации;

- разработка методики расчета требуемого объема услуг, предоставляемых управляющими жилищными организациями муниципального ЖКК;

- формирование механизма стимулирования ресурсосбережения в муниципальном жилищно-коммунальном комплексе;

- построение системы оценки деятельности управляющих жилищных организаций муниципального ЖКК.

Область исследования соответствует специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами сферы услуг) по пункту: 15.103. «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка».

Объектом исследования выступает муниципальный жилищно-коммунальный комплекс.

Предметом исследования является система организационно-экономических отношений по поводу предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Теоретической и методологической основами исследования явились положения экономической теории, теории услуг, теории управления и менеджмента. Кроме того, были использованы нормативно-правовые акты, касающиеся управления жилищным комплексом и регулирования правоотношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Достоверность результатов диссертации подтверждена корректным применением положений экономической теории, теории управления и менеджмента; согласованностью с экономической сущностью протекающих в объекте исследования процессов; логической и экономической интерпретируемостью полученных выводов и рекомендаций; внедрением результатов диссертационного исследования.

Информационную базу исследования составили данные Росстата, нормативно-правовые акты федеральных, региональных органов власти и органов местного самоуправления, ресурсы глобальной сети Интернет.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:

1. Предложена система формирования организационно-экономического механизма управления муниципальным ЖКК, позволяющая обеспечить высокую эффективность управления данным комплексом и включающая: проектирование организационной структуры управления муниципальным ЖКК; разработку методики расчета требуемого объема жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых управляющими жилищными организациями муниципального ЖКК; формирование системы ресурсосбережения; разработку системы оценки деятельности управляющих жилищных организаций.

2. Предложена децентрализованная организационная структура управления муниципальным ЖКК, отличающаяся от существующих выделением координационного элемента и внесением существенных изменений в схему взаимодействия субъектов комплекса на основе делегирования исполнительному органу муниципального образования в сфере ЖКХ полномочий в области: распределения финансовых ресурсов, направляемых на поддержку управляющих жилищных организаций; создания конкурентных отношений в сфере управления муниципальным ЖКК; передачи муниципального жилищного фонда в управление жилищным организациям; мониторинга и контроля деятельности исполнителей ЖКУ.

3. Разработана методика расчета требуемого объема ЖКУ, предоставляемых управляющими жилищными организациями муниципального ЖКК, позволяющая обеспечить баланс между нормативным предоставлением и фактическим потреблением жилищно-коммунальных услуг посредством регулирования величины потребления ресурса на единицу объекта муниципального жилищного фонда в зависимости от фактической стоимости ЖКУ на единицу площади муниципального жилищного фонда.

4. Предложен механизм стимулирования ресурсосбережения субъектов муниципального ЖКК, заключающийся в комплексной реализации мероприятий по энергоресурсоаудиту, внедрению систем приборного учета и привлечению средств на ресурсосбережение. Механизм отличается от существующих процедурой распределения экономического эффекта между собственниками объектов муниципального ЖКК, кредиторами Фонда внедрения приборного учета и управляющими жилищными организациями, включающей направление указанного эффекта на сервисное обслуживание и технический аудит, что позволяет снизить величину ресурсоемкости муниципального жилищно-коммунального комплекса.

5. Построена индикативная система оценки деятельности управляющих жилищных организаций муниципального ЖКК, основанная на динамической модели «потенциал – ресурсы – результат», позволяющая осуществить распределение финансовых ресурсов между управляющими жилищными организациями пропорционально общему показателю деятельности каждой из данных организаций, а внутри каждой управляющей жилищной организации – в соответствии с оптимизационным распределением.

Практическая значимость диссертационного исследования. Полученные автором результаты исследования позволят государственным органам управления и органам местного самоуправления определить приоритеты реформирования муниципального жилищно-коммунального комплекса, принять решения по вопросам формирования экономической мотивации субъектов ЖКХ. Индикативная модель оценки деятельности управляющих жилищных организаций позволит определить направления совершенствования продукта жилищно-коммунального хозяйства – жилищно-коммунальных услуг, а именно повысить их качество и эффективность.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе подготовки кадров по специальности «Государственное и муниципальное управление» при изучении дисциплин «Разработка управленческих решений», «Система государственного и муниципального управления», а также на курсах повышения квалификации муниципальных служащих.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на следующих конференциях: Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы экономики, управления и юриспруденции» (Мурманск, 2007); IV Международная научно-практическая конференция «Проблемы управления экономикой в трансформируемом обществе» (Пенза, 2007); VI Международная научно-практическая конференция «Опыт и проблемы социально-экономических преобразований в условиях трансформации общества: регион, город, предприятие» (Пенза, 2008); II Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем» (Уфа, 2008).

Были получены следующие авторские свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ: «Программа моделирования системы индикативной оценки деятельности управляющих жилищных организаций муниципального образования» – № 2008614687, зарегистрировано
29.09.2008 г.; «Программа расчета экономического эффекта для поставщика энергоресурсов муниципального жилищно-коммунального комплекса – № 2008614736, зарегистрировано 02.10.2008 г.

Результаты диссертационной работы использованы:

- управляющей жилищной организацией – ООО «ЖЭУ-52» на конкретном управляемом жилищном фонде ГО г. Уфа Республики Башкортостан;

- в процессе деятельности Гарантирующего поставщика и Агента ресурсоснабжающей организации ОАО «Башкирэнерго» – ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана»;

- при чтении лекционного курса и проведении практических занятий по дисциплинам «Система государственного и муниципального управления», «Разработка управленческих решений» для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» в ГОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет»,

что подтверждается соответствующими актами.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 16 работ общим объемом 3,80 п.л., в том числе 4 статьи – в журналах, входящих в перечень рецензируемых изданий ВАК. Автору принадлежат 3,64 п.л.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Содержание работы изложено на 212 страницах машинописного текста, содержит 34 рисунка, 19 таблиц, 2 приложения. Список литературы включает 113 наименований.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы диссертационной работы, анализируется состояние ее разработанности, определяется объект, предмет, формулируется цель и задачи исследования, рассматривается его методологическая, нормативно-методическая и информационная база, приведены основные результаты работы и их новизна, показана практическая значимость и дана информация об апробации работы.

В первой главе рассмотрены особенности функционирования муниципального ЖКК, а именно изучены понятие и структура муниципального ЖКК, специфика его продукта. Также в рамках данной главы определено состояние современного российского ЖКК и обозначена необходимость его реформирования, рассмотрен международный опыт развития жилищно-коммунальной сферы. В заключении рассмотренной главы обоснованы принципы, методы и основные направления формирования организационно-экономического механизма управления муниципальным ЖКК.

Во второй главе подробно описаны мероприятия, с помощью которых осуществляется формирование организационно-экономического механизма управления муниципальным ЖКК. Выявлена необходимость совершенствования организационной структуры управления муниципальным ЖКК вследствие демонополизации управления в жилищно-коммунальной сфере и предложена организационная структура управления муниципальным ЖКК, приспособленная к новым условиям. Осуществлено формирование основ управления муниципальным рынком жилищно-коммунальных услуг, рассмотрена проблематика управления муниципальным рынком ЖКУ и предложена методика расчета требуемого объема ЖКУ.

Третья глава посвящена описанию реализации организационно-экономического механизма управления муниципальным ЖКК, включающего следующие составляющие: разработку механизма стимулирования ресурсосбережения в муниципальном ЖКК; формирование экономической мотивации ресурсосбережения субъектов муниципального ЖКК посредством участия в проекте по ресурсосбережению; разработку методики оценки потенциала саморазвития муниципального ЖКК; построение системы индикативной оценки деятельности управляющих жилищных организаций муниципального ЖКК.

В заключении обобщены полученные результаты выполненного диссертационного исследования, сделаны выводы по основным направлениям работы.


2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ,

ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
2.1. Система формирования организационно-экономического механизма управления муниципальным ЖКК
Муниципальный ЖКК – производственно-хозяйственный многопрофильный и многофункциональный комплекс, выполняющий различные виды работ и предоставляющий жилищно-коммунальные услуги в целях обеспечения удовлетворения потребностей, соответствующих современному жизненному уровню населения конкретного муниципального образования. Основные элементы муниципального ЖКК представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Элементы муниципального ЖКК
К исполнителям жилищно-коммунальных услуг муниципального ЖКК относятся управляющие жилищные, ресурсоснабжающие и обслуживающие организации, осуществляющие функции по управлению, ресурсоснабжению и обслуживанию объектов муниципального жилищно-коммунального комплекса. Управляющая жилищная организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления. К объектам муниципального жилищно-коммунального комплекса относят непосредственно муниципальный жилищный комплекс, муниципальный коммунальный комплекс и инфраструктуру муниципального ЖКК.

Исполнительные органы местного самоуправления в сфере ЖКХ являются субъектами в структуре функционирования муниципального жилищно-коммунального комплекса, осуществляющими функции по регулированию, координации и мониторингу деятельности исполнителей ЖКУ данного муниципального ЖКК.

Наличие в муниципальном жилищно-коммунальном комплексе такого исполнителя ЖКУ, как управляющая жилищная организация, образованной вследствие реформирования жилищно-коммунального хозяйства и демонополизации системы управления муниципальным ЖКК, требует со стороны исполнительного органа муниципального уровня власти в сфере ЖКХ необходимость координации деятельности управляющих жилищных организаций, ее регулирование, повышение ее эффективности, мониторинг показателей их деятельности (рис. 2).

Необходимость координации деятельности

Рис. 2. Система формирования организационно-экономического механизма управления муниципальным ЖКК
Указанные функции определяют необходимость постановки задач по формированию организационно-экономического механизма управления муниципальным жилищно-коммунальным комплексом, а именно: построение организационной структуры управления муниципальным ЖКК; разработка методики расчета требуемого объема жилищно-коммунальных услуг; формирование механизма стимулирования ресурсосбережения субъектов муниципального ЖКК; построение индикативной системы оценки деятельности управляющих жилищных организаций муниципального жилищно-коммунального комплекса.
2.2. Организационная структура управления муниципальным ЖКК
Наличие в муниципальном ЖКК управляющей жилищной организации требует соответствующих изменений в организационной структуре управления. Существующую организационную структуру управления муниципальным ЖКК, состоящую из планово-финансового, инженерно-технического и ремонтного блоков, предлагается дополнить подразделением, осуществляющим взаимодействие с управляющими жилищными организациями данного муниципального ЖКК (рис. 3).

Рис. 3. Предложения по совершенствованию существующей

организационной структуры управления муниципальным ЖКК
Одним из вариантов является следующий: в структуре Управления ЖКХ муниципального образования предлагается создать отдел финансового обеспечения (ОФО), распределяющий финансовые средства, определяющий приоритеты их использования и включающий в себя следующие отделы:

- отдел мониторинга и координации деятельности субъектов муниципального ЖКК (ОМК), осуществляющий контроль за деятельностью ресурсоснабжающих и обслуживающих предприятий, формирующий политику ресурсосбережения и оказывающий поддержку управляющим жилищным организациям;

- отдел формирования договорных отношений в муниципальном ЖКК (ОФДО), занимающийся реализацией договорных отношений в муниципальном ЖКК и формированием конкурентной среды в муниципальном ЖКК;

- отдел по передаче жилищного фонда в управление (ОПФУ), осуществляющий передачу объектов муниципального ЖКК и контроль за переданными объектами, координирующий свою деятельность с Комитетом по управлению муниципальной собственностью (рис. 4).

Построение такой организационной структуры управления не потребует увеличения фонда заработной платы, привлечения новых специалистов, переобучения работающих специалистов, так как будет осуществлено перераспределение штатных единиц во вновь создаваемые отделы.

Рис. 4. Организационно-экономическая схема взаимодействия субъектов муниципального ЖКК после внедрения координационного элемента
Распределение полномочий в соответствии с разработанной структурой управления позволит осуществить более четкое формирование системы договорных отношений в муниципальном жилищном секторе; эффективное распределение материальных средств, направленных в жилищно-коммунальную сферу; учет объектов муниципального жилищного фонда и инженерных сетей; систему индикативной оценки эффективности деятельности управляющих жилищных организаций.

Предложенная организационная структура управления муниципальным ЖКК имеет следующие достоинства:

- высокая оперативность управления вследствие наличия координационного элемента, осуществляющего взаимодействие непосредственно с управляющими жилищными организациями;

- отчетность Управления ЖКХ за используемые материальные средства путем введения функции контроля в Управление финансов;

- целенаправленное финансирование программ в муниципальном ЖКК.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организационно-экономический механизм управления муниципальным жилищно-коммунальным комплексом iconОрганизационно – экономический механизм управления инновационным...
Организационно – экономический механизм управления инновационным развитием предприятия

Организационно-экономический механизм управления муниципальным жилищно-коммунальным комплексом iconМодуль 1: «организация и управление жилищно-коммунальным комплексом»
Перед тем как приступить к написанию и оформлению контрольной работы, необходимо

Организационно-экономический механизм управления муниципальным жилищно-коммунальным комплексом iconОрганизационно-экономический механизм и методическое обеспечение...
Организационно-экономический механизм и методическое обеспечение управления государственным имуществом региона

Организационно-экономический механизм управления муниципальным жилищно-коммунальным комплексом iconОрганизационно-экономический механизм управления внутрихозяйственными экономическими отношениями

Организационно-экономический механизм управления муниципальным жилищно-коммунальным комплексом iconТема 13. Административно-правовая организация в отраслях
Управление промышленным комплексом. Организационно-правовая система государственного управления промышленным комплексом. Органы государственного...

Организационно-экономический механизм управления муниципальным жилищно-коммунальным комплексом iconОрганизационно-экономический механизм управления устойчивым развитием университета
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Организационно-экономический механизм управления муниципальным жилищно-коммунальным комплексом iconПредложения по экологической модернизации России путем совершенствования...
Ции формируется новый экономический механизм хозяйствования и, соответственно, новый экономический механизм природопользования. Для...

Организационно-экономический механизм управления муниципальным жилищно-коммунальным комплексом iconОрганизационно-экономический механизм комплексного управления жилищным фондом
Специальность 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,...

Организационно-экономический механизм управления муниципальным жилищно-коммунальным комплексом iconНациональный Конгресс
«Современные подходы к модернизации и управлению жилищно-коммунальным хозяйством»

Организационно-экономический механизм управления муниципальным жилищно-коммунальным комплексом iconМетодические основы повышения эффективности управления жилищно коммунальным хозяйством города
...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную