Программа вступительного междисциплинарного экзамена в магистратуру по направлению
080100 «Экономика»
(образовательная программа «Экономика фирмы и отраслевых рынков») Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 080100 «Экономика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «бакалавр экономики» и предназначена для проверки соответствия знаний и сформированных компетенций предъявляемым стандартом требованиям.
1 Требования к профессиональной подготовке бакалавров и специалистов
К участию во вступительных испытаниях в магистратуру по направлению 080100 «Экономика» по образовательной программе «Экономика фирмы и отраслевых рынков» допускаются лица, имеющие квалификацию бакалавра или специалиста, подтвержденную соответствующими документами государственного образца.
Конкурсный отбор осуществляется на основе вступительного междисциплинарного экзамена, позволяющего оценить, обладает ли поступающий компетенциями бакалавра экономики согласно ФГОС третьего поколения. Предпочтительными для поступления являются следующие направления подготовки бакалавров: экономика, менеджмент, торговое дело.
Выпускник по направлению подготовки «Экономика» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:
а) общекультурными:
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу;
- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;
- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
б) профессиональными:
- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые
для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
- способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы;
- способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;
- способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;
- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;
- способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта;
- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.
2 Перечень вопросов вступительного междисциплинарного экзамена
Раздел 1 Экономическая теория
1 Основы экономической теории
Эволюция предмета экономической теории. Экономические системы. Экономический выбор. Экономическая эффективность. Экономические институты в рыночной экономике. Собственность: формы, причины и условия трансформации форм собственности. Формы и методы вмешательства государства в экономику. 2 Рыночный механизм
Рынок как экономическая категория. Границы рынка: теоремы А.Смита и Коуза. Структура и инфраструктура рынка. Рыночный механизм и его элементы. Эластичность спроса и предложения: сущность и практическая значимость.
Эволюция взглядов на равновесие в экономике. Равновесные модели в статике и динамике. Особые случаи рыночного равновесия. Стабильность рыночного равновесия. Паутинообразная модель рыночного равновесия. Государственное регулирование рынка. Асимметрия рынка. 3 Теория потребительского выбора
Теория потребительского поведения. Формирование индивидуального и рыночного спроса. Оценка благосостояния потребителя. Поведение потребителя в условиях неопределенности. Риск как экономическая категория.
4 Предпринимательская деятельность. Теория производства
Предпринимательская деятельность: сущность, организационно-экономические формы. Специализация, кооперация и концентрация. Условия и перспективы развития мелкого, среднего и крупного бизнеса.
Производственная функция. Технологическая и экономическая эффективность производства. Эффективное производство в краткосрочном и долгосрочном периоде. Траектория развития. Динамика и минимизация производственных издержек. Определение экономически эффективного способа производства. 5 Экономическая конкуренция
Экономическая конкуренция: механизм действия и функциональная роль Совершенная конкуренция и ее эффективность. Рынок и предприятие в условиях совершенной конкуренции в коротком и длительном периодах. Рынок монополии. Особенности ценообразования. Регулирование деятельности монополии. Монополистическая конкуренция. Роль неценовой конкуренции. Проблемы эффективности. Олигополия. Модели поведения участников рынка. Ценовая координация и неценовая конкуренция на рынке олигополий. 6 Рынок факторов производства
Экономическое равновесие на рынке ресурсов. Условия максимизации прибыли и минимизации издержек. Эффект дохода и эффект объема выпуска. Экономическая рента. Рынок труда: особенности ценообразования, влияние профсоюзов. Рынок капитала. Дисконтированная стоимость капитальных вложений. Рынок природных ресурсов (земли) и земельная рента.
7 Провалы рынка
Провалы рынка и необходимость государственного регулирования. Минимальные и максимальные границы государственного вмешательства. Государственное регулирование экономики в свете кейнсианства и неоконсервативных концепций. Трансакционные издержки и теорема Коуза. 8 Основные макроэкономические показатели и их измерение
Методология макроэкономического анализа. Общественное воспроизводство: сущность и модели. Основные макроэкономические показатели, принципы и способы их оценки. Индексы цен. 9 Совокупный спрос и совокупное предложение
Совокупные спрос и предложение, краткосрочное и долгосрочное макроэкономическое равновесие. Последствия экономических шоков. Экономический рост: сущность, эффективность и качество. Модели экономического роста. 10 Экономическая нестабильность
Теории экономических циклов. Особенности экономических кризисов 90-х гг. ХХ века и начала XXI века в России. Инструменты и эффективность антикризисной политики государства.
Рынок труда в классической, неоклассической и монетарной теориях. Экономические издержки безработицы. Экономическая политика государства в области занятости. Система социальной защиты. Особенности безработицы в России.
Инфляция: сущность, экономические издержки. Кривая Филлипса. Кейнсианская антиинфляционная политика. Монетарная программа. Инфляционный процесс в России. 11 Потребление и сбережения домашних хозяйств, инвестиции предприятий
Модели потребительского спроса: кейнсианская модель, «загадка Кузнеца», модель межвременного замещения И. Фишера, модель жизненного цикла, модель перманентного дохода.
Инвестиции. Взаимосвязь инвестиций и национального дохода. Равновесный объем национального производства. Крест Кейнса. Парадокс бережливости Изменение равновесного уровня национального производства. Мультипликационный эффект. Рецессионный и инфляционный разрывы. Государственные и совокупные расходные. Мультипликатор инвестиций. Эффект вытеснения. Акселерация. 12 Фискальная политика государства
Фискальная политика государства: сущность, виды, инструменты, эффективность. Дефицит и профицит государственного бюджета. Сбалансированный бюджет и его мультипликатор. Государственный долг. Управление государственным долгом. 13 Денежный рынок
Теоретические модели спроса на деньги. Денежные агрегаты. Структура денежной массы и денежной базы. Денежная мультипликация. Денежно-кредитная политика: сущность, виды, инструменты, эффективность. 14 Модель IS-LM и макроэкономическая политика государства
Исходные условия и основные параметры модели IS-LM. Краткосрочный и долгосрочный периоды. Совместное равновесие на товарном и денежном рынках. Кредитно-денежная и бюджетно-налоговая политика в модели IS-LM. Кейнсианский передаточный механизм. Эффективность кредитно-денежной политики. Воздействие бюджетно-налоговой политики на равновесный уровень национального дохода. Взаимодействие кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики в модели IS-LM. Кривая совокупного спроса и модель IS-LM. 15 Международная экономика и теория мировой торговли
Закономерности развития мирового хозяйства и его особенности в эпоху глобализации. Теории абсолютных (А. Смит) и относительных (Д. Рикардо) преимуществ в мировой торговле. Концепция Э. Хекшера и Б. Олина. Парадокс В. Леонтьева.
Спрос, предложение и равновесный уровень цен на мировом рынке. Выигрыш мирового хозяйства от внешней торговли. Внешнеторговый мультипликатор. Торговая политика государства. Платежный баланс: сущность, структура, взаимосвязь счетов. Теория паритета покупательной способности национальной валюты. Системы валютного курса. Мировой рынок ссудных капиталов
Раздел 2 Экономика фирмы
1 Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности
Сущность предпринимательской деятельности. Классификация предприятий в соответствии с критериями: форма собственности, ответственность за результаты хозяйственной деятельности, степень риска. Размер предприятия: малые предприятия и их роль в экономике.
Организационно-правовые формы предприятий и предпринима-тельской деятельности. Понятие юридического лица.
Предприятие как основное звено экономики, его производственные и рыночные связи. Цели и задачи функционирования предприятия. Движущие мотивы экономического развития предприятия 2 Среда функционирования предприятия: внешняя и внутренняя
Состав и значение внешней среды для деятельности предприятия. Факторы внешней среды прямого и косвенного воздействия. Роль государственного воздействия на результаты функционирования предприятия. Производственные и рыночные связи предприятия. 3 Продукция предприятия, ее конкурентоспособность.
Конкуренция, конкурентные силы, конкурентные преимущества. Виды преимуществ. Снижение затрат как стратегия конкурентного преимущества. Конкурентоспособность продукции. Конкурентный успех и его показатели. Ценовая политика предприятия в условиях конкуренции 4 Производственный капитал предприятия
Сущность основного и оборотного капитала. Классификация, структура и оценка основных фондов. Износ и амортизация основных фондов. Суть и значение ускоренной амортизации. 5 Трудовые ресурсы на предприятии: состав, характеристика, оплата труда.
Персонал предприятия. Категории производственного персонала. Планирование численности и состава персонала. Показатели эффективной деятельности персонала. Формы и системы оплаты труда. 6 Организация производства: производственный процесс и принципы его организации, типы, формы и методы организации производства
Системная концепция организации производства. Основные понятия производственного процесса. Виды и состав производственных процессов. Стадии и операции. Классификация производственных процессов. Основные принципы организации производственных процессов. Организация производственного процесса во времени и пространстве.
Специализация производственных систем, концентрация производства, комбинирование и кооперирование производства. Понятие, виды, показатели и результаты использования различных форм организации производства.
Сущность индивидуального, партионного, поточного методов организации производственных процессов. Особенности и основные признаки организации поточного производства. 7 Производственная структура предприятия
Понятие производственной структуры предприятия. Факторы, оказывающие влияние на формирование производственной структуры: характер выпускаемой продукции и ее номенклатура, масштаб производства, уровень специализации и кооперирования. Формы специализации промышленного производства: предметная, подетальная, стадийная или технологическая. 8 Управление предприятием: организационная структура и механизм управления
Понятие организационной структуры управления предприятием. Вертикальное и горизонтальное разделение труда в управлении. Линейная, функциональная, линейно-функциональная, проектная структура управления. 9 Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия
Инновационная деятельность как процесс. Общая характеристика инноваций: сущность, свойства, классификация. Жизненный цикл принятия технологий. Основные группы потребителей на рынке инновационных продуктов/ услуг. Понятие интеллектуальной собственности и оценка её стоимости. Источники финансирования инновационной деятельности. Инвестиции: сущность, основные виды. Капитальные вложения. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности. Инструментарий анализа инвестиционных проектов. Действия теории изменения ценности денег во времени. Понятие коэффициента дисконтирования и его использование в проектных расчетах. Основные критерии оценки эффективности инвестиционных проектов. 10 Доходы и расходы предприятия
Понятие издержек и себестоимости. Классификация затрат по элементам затрат и статьям расходов. Группировка затрат. Структура себестоимости. Показатели себестоимости. Пути снижения себестоимости продукции.
Валовая прибыль, балансовая прибыль, прибыль от реализации, порядок формирования и использования. Чистая прибыль. Фонды, образуемые из прибыли, их использование. Налогооблагаемая прибыль. Налоговые ставки, льготы. Показатели эффективности деятельности предприятия: рентабельность продукции, прибыльность капитала, фондоотдача, оборачиваемость капитала. 11 Учет и отчетность, аналитическая деятельность на предприятии
Баланс активов и пассивов как основной документ, отражающий финансово-экономическое положение предприятия. Структура активов и пассивов. Счет прибылей и убытков. Основные балансовые соотношения: сумма активов и долгов на рубль собственного имущества, оборотные активы на рубль основных средств, ликвидность активов. Счета бухгалтерского учета и движение активов.
Организация контроля и учета использования активов на предприятии. Учет и анализ прямых потерь, чрезмерных расходов, недобора выручки. Принципы организации контроля, и аналитической деятельности на предприятии.
Основные направления внутреннего аудита в каждой из сфер хозяйственной деятельности: реализации, снабжении, производстве, инвестициях.
12 Методология планирования в рыночной экономике
Сущность внутрифирменного планирования в свободных рыночных отношениях. Использование системы прогрессивных нормативов, передовых стандартов, научных положений и экономических целей.
Виды и содержание внутрихозяйственного планирования. Основные классификационные признаки видов планирования: содержание планов, уровень управления, методы обоснования, время действия, сфера применения, стадии разработки, степень точности и др. временная ориентация идей планирования: реактивное, инактивное, преактивное, интерактивное. Планирование как процесс практической деятельности.
Принципы и методы внутрифирменного планирования. Классические принципы планирования: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность. Общеэкономические принципы: системность, целенаправленность, комплексность, оптимальность, эффективность, научность, приоритетность, сбалансированность, занятость, директивность, самостоятельность, равнонапряженность, конкретность, динамичность, риск и др.
Функции и структура плановых служб на предприятии. Организационная структура департамента экономики и финансов.
3 Список рекомендуемой литературы
Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008
| Ильин А.И. Планирование на предприятии: учебник. – Мн.: Новое знание. 2008
| Микроэкономика: практический подход: учебник /под ред. А.Г. Грязновой. – М.: КноРус, 2008
| Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория. Полный курс MBA: учебник. – М.: Эксмо, 2009
| Экономика предприятия (фирмы): учебник /под ред. В.Я. Позднякова, В.М. Прудникова. – М.: Инфра-М, 2008
| Экономическая оценка инвестиций: учебник /под ред. М.И. Римера. – СПб.: Питер, 2009
|
Содержание
1 Требования к профессиональной подготовке бакалавров и специалистов 1
2 Перечень вопросов вступительного междисциплинарного экзамена 4
Раздел 1 Экономическая теория 4
Раздел 2 Экономика фирмы 8
3 Список рекомендуемой литературы 13
|