Скачать 81.19 Kb.
|
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УКРАИНЕ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ INNOVATION ACTIVITY IN UKRAINE AND FOREIGN COUNTRIES Ольховникова А.О.,Кравченко А.А. Olkhovnikova Anastasiya, Kravchenko Alyona Гуржий Н.Н Gurzhiy N. к.е.н., доц. кафедры логистики и организации Запорожский национальный университет, г.Запорожье, Украина Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме инновационного развития Украины. В данной статье анализируется и сравнивается инновационная деятельность в Украине и в постиндустриальных странах. Приводится ряд примеров видения инновационной политики в других странах. Путем рассуждений и результатов исследований определен комплекс действий и мер, направленных на обеспечение и развитие инновационной деятельности в Украине. The article discusses innovation development of Ukraine. This article analyzes and compares the innovation activity in Ukraine and in the post-industrial countries. There are some examples of the vision of innovation policy in other countries. As a result of researches in the article there were suggested actions and measures aimed to ensure the policy in Ukraine. Инновационная деятельность является одним из главных условия модернизации и развития экономики стран. Традиционные отрасли производства во многом исчерпали как экстенсивные, так и интенсивные возможности своего развития. Сегодня в промышленно развитых странах мира основным фактором экономического роста становятся не капитал и средства производства, а знания и новые идеи, обеспечивающие выпуск интеллектуальной, конкурентоспособной продукции высокого качества [1]. Поэтому в экономике таких ведущих стран мира как США, Япония, стран Европейского союза и ряда стран Юго-Восточной Азии, преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг и развитой индустрией знаний. Результаты инновационного развития и национальной экономики в целом зависят от общей государственной инновационной политики, степени накопленного научного и научно-технического потенциала, развития национальной инновационной системы, от формирования и использования региональных инновационных комплексов и стратегий (региональной инновационной среды или региональных инновационных систем), которые во многом определяют конкурентоспособность предприятий промышленности, от накопленных человеческих, финансовых и естественных ресурсов и других показателями [3]. Исследованию путей и проблем инновационного развития экономики посвящены научные работы украинских ученых, таких как В. Александрова, О.Амоша, В.Геец, М.Долишний, Е.Лапко, Ю. Макогон, Б.Малицький, А. Мокий, В.Соловьев, Л.Федулова, Ю.Шкворець и других. Целью данной статья является исследование и сравнения инновационной деятельности в Украине и в постиндустриальных странах. Удельный вес организаций, занимающихся разработкой и использованием новшеств в Украине невелик. Прирост ВВП за счет новых технологий составляет примерно 0,7%, тогда как в развитых странах этот показатель достигает 60 - 80%. В 2012 гг. на инновации в Украину тратилось 3% средств. Объем инновационной продукции в Украину составил 6,7% . Природные ресурсы, климатические условия, размер страны не влияют на инновационную деятельность. Сравним уровень инновационной деятельности в Украине и других странах рис.1. ![]() Рис. 1. Удельный вес предприятий, внедряющих инновационные технологии в %, в разных странах мира. [4] К сожалению, в Украине в отличие от постиндустриальных стран, инновационная деятельность сталкивается с рядом проблем, прежде всего связанных с экономическим развитием страны и отсутствием активной поддержки со стороны государства. Анализ состояния развития инновационной деятельности в Украине показывает, что за последние годы свыше 80 % промышленных предприятий не занимаются инновационной деятельностью. Показательно удельного веса реализованной инновационной продукции в Украине снизился с 6,7 % в 2007 г. до 3,8 % в 2011 г. Удельный вес предприятий, которые внедряли инновации в Украине с 2007-2011 незначительно увеличился с 11,5% до 12,8% [6]. На инновационную деятельность промышленными предприятиями Украины в 2011 г. было израсходовано по направлениям[6]: - внедрение новых технологических процессов в 2011 г. 2510 ед.(в 2009 - 1893 ед.); - в 2011 г. освоено производство инновационных видов продукции в количестве 3238 ед., в то время как в предыдущие пять лет, этот показательно был значительно ниже. - производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрение новых методов их производства. Затраты осуществлялись лишь в 2006 г. - 15,5% и 2005 г. - 17,5%. В последующие годы наблюдается отсутствие развития данного направления инновационной деятельности в промышленной экономике; В 2012 г было выделено 7270,6млн. грн. на выполнение научных и научно-технических работ, из них 3064,0 млн. грн. из госбюджета. Сегодня свыше 90% продукции, которая производится в Украине, не имеет соответствующего научно- технологического обеспечения и это значительно снижает конкурентоспособность на мировом рынке отечественной продукции. Международные эксперты признают, что рейтинг украинской экономики в целом является достаточно низким, а именно:
Как показывает опыт развитых стран, участие государства в процессе инновационной деятельности значительно способствует эффективному внедрению инноваций во всех сферах деятельности. В Украине существует ряд законом, которые регулируют инновационную деятельность, а именно: закон Украины "Об инвестиционной деятельности", "О научной и научно-технической деятельности", "О научной и научно-технической экспертизе", "О специальном режиме инновационной деятельности технологических парков", "О приоритетных направлениях развития науки и техники", "О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине", "О государственной регуляции деятельности в сфере трансфера технологий", "О научных парках", "О государственно - частном партнерстве", другие нормативно правовые акты, которые регулируют общественные отношения в отмеченной сфере. В соответствии с данными законами, государственная поддержка может быть представлена путем предоставления: частичного 50% или безпроцетного кредитования, частичной компенсации процентов, оплаченных субъектами инновационной деятельности банкам и другим финансовым учреждениям за кредитование приоритетных инновационных проектов в течение первой половины срока реализации приоритетного инновационного проекта, грантов, целевых субсидий, государственных заказов на инновационную продукцию, передача имущества в лизинг, финансирование за счет средств государственного или местных бюджетов с частью государственного финансирования, которая не превышает треть стоимости приоритетного инновационного проекта. На реализацию инновационной деятельности в разных странах выделяется различные доли расходов на исследования и разработки в валовом национальном продукте. Так, лидером является Швейцария, затем идут Германия, далее Япония, Швеция, Южная Корея и США. По объему финансирования НИР и ОКР в число лидирующих стран мира входят Япония, Германия, Швеция, Швейцария, Южная Корея и США. Ко второй группе «стран высокой технологии» относятся Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, ряд других европейских стран и Тайвань. Развитие инновационной экономики в Японии и Германии берет свое начало в период после Второй мировой войны. В Германии уже в 1950-х гг. активно поддерживается инновационная деятельность. Так, уже в 1970-х гг. начали возникать первые венчурные фонды, направленные на развитие инновационных компаний в сфере малого бизнеса, в то время как в Украине они появились только в начале XX1 века. Швейцарское правительство реализует программы, направленные на переход государства от индустриальной экономики к экономике, основанной на знаниях, начиная с 1950-х годов. В 1999 году во Франции был принят Закон об инновациях и научных исследованиях. Суть данного закона заключалась в модернизации национальной инновационной системы для более эффективной коммерциализации научно-исследовательского потенциала. Инновационное развитие США начинается после Второй мировой войны. Массово создаются исследовательские университеты, и как результат обеспечение интеграции образования и науки в реальный сектор экономики. Рассмотрим инновационную деятельность зарубежных стран более подробно на примере западноевропейских стран. Одной из главных особенностей западноевропейской научно-технической политики, начиная с 80-х годов ХХ века, стало государственное регулирование крупномасштабных программ на международном (преимущественно межъевропейском) уровне. К основным направлениям инновационной политики, осуществляемой странами, входящими в Евросоюз, относятся:
На 2012-2013 гг. определено приоритетным направлением государственной политики в сфере информатизации согласно актам Президента Украины, Кабинета Министров Украины и Верховной Рады Украины развитие проекта «Система электронного правления». Эта полтика направлена на замену документооборота органов исполнительной власти из бумажной формы в электронную. Прежде всего, это сохранение электронных баз данных, возможность архивации документов, внедрение доступных административных услуг, минимизация времени доступа к базам данных и сбора разной информации. В будущем это позволит значительно сэкономить расходы бюджетных средств на дублирование всевозможных информационных ресурсов. На сегодняшний день систем была удачно протестирована. С июля 2013 года систему планируется ввести в промышленную эксплуатацию. Под конец 2013 год каждое ведомство и министерство Украины должны разработать свои системы документооборота и адаптировать их к уже существующей главной системе. В последние несколько лет в Украине наблюдается положительная тенденция развития инновационной сферы, в основном в этой области заинтересованы промпредприятия. Использование высокотехнологического оборудования, повышение качества продукта позволяет многим предприятиям выходить на новые рынки. Вопрос экологии в Украине, а особенно в восточной части, является одним из главных на сегодняшний день. В связи с устаревшими технологиями, которые применяются на производстве, выбросы в атмосферу, воду, грунт значительны. Инвестиции в инновационную деятельность, позволят не только увеличить ВВП страны, но обеспечить экологически чистое будущее. Литература
|
![]() | Яранцев Олег Алексеевич – старший преподаватель кафедры всеобщей истории и истории России Северо-Восточного государственного университета... | ![]() | Статья посвящена экономическому положению нефтяного и газового сектора и его роли в экономике России. В статье рассмотрено значение... |
![]() | Статья посвящена анализу факторов и причин развития промышленности в России в настоящее время. Рассматривается влияние инновационного... | ![]() | На сегодняшний день инновационная политика в России слабо развита и требует активного рассмотрения. Поэтому на верхних уровнях власти... |
![]() | И все же определенные трудности в этих странах на сегодняшний день присутствуют, и вызвано это, в первую очередь особенностями экономического... | ![]() | Ная инновационная система. При анализе инновационного процесса выделяется работа co знанием: его генерация, передача (трансфер),... |
![]() | Лауреат премии Президента Украины для молодых ученых, в н с. Института экономики и прогнозирования нан украины | ![]() | Аннотация: Данная статья посвящена вопросу развития туристских дестинаций. В статье приведены условия успешного развития дестинаций,... |
![]() | Научно-исследовательском институте развития профессионального образования Департамента образования г. Москвы по проблеме «Экспериментальная... | ![]() | Цель курса «Модели управления в тнк» заключается в обосновании единого методологического подхода к управлению государственной и... |