Кисловодский гуманитарно-технический институт
Кафедра экономики и управления на предприятии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ История экономических учений
Специальность:
080502.65 – «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»
Кисловодск
2012
Кисловодский гуманитарно-технический институт
Программа дисциплины «История экономических учений» для студентов экономического факультета, специальность – 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»
Кисловодск
2012
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе Гочияева Р. Ш.
«___» «_____________» 20 г.
Составитель: кандидат экономических наук Незнамова Л.А
Рецензенты: кандидат экономических наук, доцент Гочияев К.Б.
Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» для студентов экономического факультета по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)». – Кисловодск: Издательский отдел КГТИ, 2012г. – 24 с.
Рабочая программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования ОПД.Ф.03 Кафедра экономики и управления на предприятии
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры от «___» «____________» 2012 г. Зав кафедрой
Минимальные требования к содержанию дисциплины по стандарту ОПД.Ф.03: особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В. Чаянова в изучении крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).
Цели и задачи дисциплины.
Неотъемлемой составной частью экономической подготовки специалистов в области экономики и управления является учебный курс «История экономических учений». Его изучение – важное подспорье для выявления объективных закономерностей развития мировой и отечественной экономики.
Цели преподавания «Истории экономических учений»:
способствовать формированию экономического мышления студентов,
расширить и углубить их экономические знания,
формировать профессиональные умения анализировать экономические явления и процессы современной жизни.
Для этого необходимо решение следующих задач:
помочь студентам усвоить социально-экономические предпосылки появления изучаемых экономических школ, идеи крупнейших экономистов мировой и отечественной экономической науки,
рассмотреть на семинарских занятиях главные произведения ведущих ученых - экономистов,
обратить внимание на развитие экономической науки в России, на вклад российских ученых в мировую экономическую науку,
использовать межпредметные связи с экономической теорией, историей, историей экономик.
Цели и задачи изучения дисциплины
Цели изучения студентами истории экономических учений:
-знакомство с концепциями наиболее известных экономистов различных эпох и стран;
-изучение трактовок экономических категорий и законов у различных представителей экономической науки;
-понимать историю экономических учений как исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей, концепций, представленных в теориях отдельных экономистов, теоретических школах и направлениях;
формирование критического, альтернативного экономического мышления;
Задачи изучения учебной дисциплины:
-Познакомиться с основными школами и направлениями истории экономических учений, судьбами и взглядами крупнейших как зарубежных, так и российских ученых, которые внесли вклад в историю экономической науки;
-Понимать объективные закономерности развития мировой и отечественной экономики;
-Сформировать у будущих управленцев эрудицию и умение свободно ориентироваться в экономических теориях, сравнивать альтернативные теоретические подходы и принимать самостоятельные решения по практической реализации отдельных практических задач;
-Знать категориальный аппарат, отражающий историю экономических учений.
Требования к уровню освоения дисциплины.
Изучив «Историю экономических учений», студенты
должны знать:
-содержание основных экономических школ и направлений;
-взгляды крупнейших экономистов как прошлого, так и современности, как зарубежных, так и российских ученых;
-основные этапы развития экономической науки ;
-основные понятия учебной дисциплины;
-характерные особенности методов экономического анализа различных школ и направлений экономической науки.
должны уметь:
анализировать сильные и слабые стороны различных экономических теорий;
работать с первоисточниками, энциклопедиями, хрестоматиями;
дать характеристику наиболее известных экономических теорий.
Формы и методы проведения учебных занятий.
В учебном процессе дисциплины используются лекционная форма занятий, семинарские и практические занятия, тестовые формы обучения.
В рамках изучения дисциплины предусматривается выполнение письменных работ и докладов согласно предложенным темам и требованиям, изложенным в методических рекомендациях.
Промежуточный контроль – выполнение практических ситуаций (предоставление отчетов), тестовые формы оценки, устные ответы.
Итоговый контроль – устный опрос/тест.
Распределение часов по темам и видам занятий.
Общая трудоемкость дисциплины
№ п/п
| Виды занятий
| Дневная форма обучения (5 лет), 1 курс, 2 семестр.
| Заочная форма обучения (6 лет), 2 курс
| 1.
| Лекции
| 34 часов
| 6 часов
| 2.
| Практические занятия
| 16 часов
| 6 часов
| 4.
| Самостоятельная работа
| 58 часов
| 98 часов
| 5.
| Контрольная работа
| -
| V
| 6.
| Форма контроля
| экзамен
| экзамен
|
Расчет учебных часов по видам занятий дисциплины «История экономических учений» для студентов очной формы обучения
№№ п/п
| Темы курса
| Количество часов
| Сам. раб.
| Всего часов
| Лекции, час.
| Семина-ры, час.
| Всего
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1.
| Введение. Возникновение экономической мысли. Экономическая мысль Античности и Средневековья
| 2
| -
| 2
| 8
| 10
| 2.
| Первые экономические школы: меркантилизм, физиократы
| 2
| -
| 2
| 6
| 8
| 3.
| Классическая школа политической экономии
| 4
| 2
| 6
| 8
| 14
| 4.
| Марксизм
| 4
| 2
| 6
| 6
| 12
| 5.
| Неоклассическое направление
| 4
| 2
| 6
| 4
| 10
| 6.
| Австрийская школа
| 4
| 2
| 6
| 6
| 12
| 7.
| Кейнсианство
| 4
| 2
| 6
| 4
| 10
| 8.
| Монетаризм
| 4
| 2
| 6
| 4
| 10
| 9.
| Институционализм
| 2
| 2
| 4
| 4
| 8
| 10.
| Русская экономическая мысль конца 19-20 веков
| 4
| 2
| 6
| 8
| 14
|
| Итого
| 34
| 16
| 50
| 58
| 110
|
Расчет учебных часов по видам занятий дисциплины «История экономических учений» для студентов заочной формы обучения
№№ п/п
| Темы курса
| Количество часов
| Сам. раб.
| Всего часов
| Лекции, час.
| Семина-ры, час.
| Всего
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1.
| Введение. Возникновение экономической мысли. Экономическая мысль Античности и Средневековья
| 1
| -
| 1
| 10
| 11
| 2.
| Первые экономические школы: меркантилизм, физиократы
| 1
| -
| 1
| 10
| 11
| 3.
| Классическая школа политической экономии
| 1
| -
| 1
| 10
| 11
| 4.
| Марксизм
| -
| 1
| 1
| 10
| 11
| 5.
| Неоклассическое направление
| 1
| -
| 1
| 10
| 11
| 6.
| Австрийская школа
| -
| 1
| 1
| 10
| 11
| 7.
| Кейнсианство
| 1
| 1
| 2
| 10
| 12
| 8.
| Монетаризм
| -
| 1
| 1
| 10
| 11
| 9.
| Институционализм
| -
| 1
| 1
| 8
| 9
| 10.
| Русская экономическая мысль конца 19-20 веков
| 1
| 1
| 2
| 10
| 12
|
| Итого
| 6
| 6
| 12
| 98
| 110
|
Содержание дисциплины.
|