Скачать 192.97 Kb.
|
Лекция II.1. Страны Азии в 20-30 гг. XX в. Борьба за экономическую самостоятельность Турции, Ирана, Афганистана и прогресс в социальном развитии. При изучении экономического, социального и политического развития Турции, Ирана и Афганистана в 20-е годы важную роль играет анализ проведенных буржуазными националистами преобразований государственного строя, модернизации экономических основ, администрации, права, культуры и быта, а также рассмотрение внутриполитических процессов в этих странах в 30-х годах и появившихся тогда реакционных тенденций в политике правящих кругов (жестокое подавление рабочего и крестьянского движений, запрещение коммунистических партий, национальный гнет).
Эти стремления отвечали национальным интересам, что позволило лидерам буржуазии объединить в антиимпериалистической борьбе широкие слои населения под знаменем национализма. В идеологических и политических построениях буржуазии и либеральных помещиков учитывалась социальная психология крестьянства, использовались религиозные традиции и вековые обычаи народа.
*** Организация политической власти в освободительных странах Становление независимого турецкого государства происходило, также как и в других странах Азии, в условиях ожесточенной борьбы против сил внутренней и внешней реакции.
Сравнивая процессы «стабилизации» политической независимости Турции с аналогичными явлениями в Афганистане, следует отметить четко проявившуюся двойственность и непоследовательность в политике правящих кругов Афганистана.
Таким образом, цели Амануллы-хана роднили его в известной мере с буржуазными националистами Турции, однако возможность их реализации требовала в условиях Афганистана особых форм и методов. Определяющим в развитии национально-освободительного движения в Афганистане было то, что в целом оно развивалось еще в рамках феодально-националистического типа и являлось переходным к буржуазно-националистическому.
Наиболее последовательно интересы буржуазного развития страны выражала интеллигенция, преимущественно аристократическая по своему социальному происхождению, но еще в меньшей степени связанная со старым способом производства, чем новое сардарство. В условиях кланового сепаратизма, племенных вольностей афганцев-кочевников и крайней слабости зарождающейся буржуазии королевская власть могла выступать в течение определенного периода в качестве силы, стремящейся сохранить равновесие между феодальными и буржуазными элементами, силы, заинтересованной в ликвидации отсталости и укреплении государства, а, следовательно, расчищающей, хотя и в ограниченной степени, путь для становления новых производственных отношений. Стремление монархической власти в Афганистане подняться выше интересов помещичьей аристократии было характерно и для других стран Азии, где рождение новых капиталистических отношений уже начало подрывать их позиции, но буржуазия была еще слишком слаба, чтобы взять власть в свои руки. В 1923 г. была принята первая конституция независимого Афганистана «Основной закон управления Афганистана», впервые в истории этой страны гарантировавшая афганцам некоторые основные гражданские права, и сохранившая в стране монархию. Специфической чертой Ирана было то, что к власти там в середине 20-х годов пришел блок помещиков и торговой буржуазии, опиравшийся на армию. Национальной промышленной буржуазии в то время в Иране почти не было, а формировавшийся рабочий класс имел уже некоторый опыт классовой борьбы.
Под давлением армии в феврале 1925 г. меджлис назначил Реза-хана главнокомандующим, а в октябре 1925г. принял решение о низложении правившей в то время Каджарской династии. Вскоре было созвано Учредительное собрание, которое провозгласило Реза-хана (декабрь 1925 г.) наследственным шахом Ирана под именем Реза-шах Пехлеви. Важнейшим фактором политической независимости Ирана было упрочение его международных позиций с целью ослабить влияние западных держав на экономику страны. Важным направлением политики нового шахского правительства стали первые попытки в середине 20-х гг. ограничить деятельность Англо-Иранской нефтяной компании. Поскольку основным противовесом политике империалистических держав был Советский Союз, то характер отношений Ирана с СССР, равно как и любой другой страны Азии, в значительной мере определял успехи его независимого развития. Реза-хан не был сторонником тесного сближении с СССР в таких масштабах, как Турция и Афганистан. Однако по ряду вопросов Иран опирался на добрососедскую политику Советского Союза.
Хотя под давлением англичан и американцев меджлис отказался утвердить его, в Иране было создано торговое представительство СССР и по инициативе СССР между обеими странами стали налаживаться нормальные экономические отношения.
*** Упрочение политической власти буржуазных националистов в 20-е годы осуществлялось в острой борьбе с архаичными пережитками в общественной жизни. Особенно упорное сопротивление реформам оказывало духовенство.
Успеху деятельности консерваторов способствовала слабая социальная дифференциация и где социальные противоречия усугублялись национальными.
С другой стороны, буржуазные националисты стремились приспособить религию к нуждам современного буржуазного общества. При проведении своей политики они обращались к религиозным традициям общества, что помогало идеологам буржуазии овладевать умами огромных масс населения. Поскольку необходимость реформы религии была важнейшей задачей государственной политики, то клерикальная оппозиция становилась довольно-таки устойчивым фактором внутренней жизни освободившихся стран.
Для мусульманской Турции, хранительницы самых реакционных мусульманских институтов - это было поистине революцией в области общественно-политической жизни. Кемалисты показали на практике, как надо поступать с отжившими феодальными институтами. Аманулла-хан, использовавший ислам для укрепления своего положения, выступавший к тому же как высший духовный глава, также осуществил ряд мер по ограничению экономических и политических позиций духовенства: вакуфные земли были переданы в казну, а муллы получили постоянные приходы и жалованье от государства; были урезаны полномочия духовенства в области судопроизводства и просвещения. Эти преобразования, как и развитие светского образования, вызвали злобу мулл и улемов, формированию в их среде антиханских настроений. В условиях Афганистана преодолеть сопротивление духовенства было значительно труднее, чем в Турции. Однако несмотря на рост оппозици, Аманулла-хан продолжал осуществлять свои преобразования. В Иране Реза-шах в целях укрепления буржуазно-помещичьего государства провел в 1927 и 1929 гг. через меджлис законы о новом уголовном и гражданском кодексах, ограничив тем самым сферу деятельности духовенства. Оценивая реформы в области культуры и быта, проводившиеся в 30-е гг. Реза-шахом, следует отметить, что они носили половинчатый характер. *** Особое внимание обращает на себя экономическая политика правящих групп в Турции, Иране и Афганистане. Стремление к ликвидации отсталости и к экономической самостоятельности проявилось в названных государствах, прежде всего в создании собственной, главным образом, государственной промышленности. Были сделаны шаги по пути уничтожения остатков средневековой натуральной замкнутости сельского хозяйства и создания благоприятных условий для развития товарных отношений и внутреннего рынка.
Сравнительный анализ экономического положения Турции, Ирана, Афганистана свидетельствует о том, что эти страны подошли к 20-м годам с различными уровнями социально-экономического и культурного развития, общественно-политической активности масс, дифференциации общества. Данное обстоятельство и определило глубину, типы, формы и эффективность общественной эволюции, а, в конечном итоге, - стабильность политической системы и экономики освободившихся стран.
Национальная буржуазия выдвинула в качестве, основного принципа своей экономической политики «этатизма» - от французского слова «еtаtе» - государство). Этот принцип требует особого рассмотрения. Этатизм предусматривал государственное вмешательство в экономику, поощрение частного национального капитала и прямое развитие государственного капитализма в промышленности и транспортном строительстве. Необходимость вмешательства государства в экономику обусловлена экономической отсталостью Турции. Важное значение имело также то обстоятельство, что национальная буржуазия, предпочитала вкладывать свои капиталы в те отрасли экономики, которые приносили более высокие прибыли, стремилась использовать для строительства национальной промышленности государственный аппарат и государственный бюджет. Без помощи государства национальная промышленность не могла окрепнуть, устоять против натиска иностранного капитала.
Меры Реза-шаха способствовали росту как частных, так и государственных предприятий преимущественно текстильных и по переработке сельскохозяйственного сырья. *** При анализе экономического развития Ирана, равно как Афганистана и Турции, важно выявить степень взаимосвязи национальной буржуазии с помещичьими кругами. Такая взаимосвязь снижала прогрессивность буржуазии, приводила порой к половинчатости и поверхностности проводимых мероприятий. Данное обстоятельство особенно отчетливо проявилось в аграрной политике буржуазных националистов. Во всех изучаемых странах реформы сельского хозяйства исходили практически не из интересов крестьян, а были рассчитаны на обновление помещичьего земледелия на условиях рыночных отношений.
Однако главная социальная проблема не была решена: помещичье землевладение оставлялось в Турции неприкосновенным и основная масса крестьянства продолжала оставаться без земли. Наряду с этим усиливалась их зависимость от ростовщиков. Государственная кредитная система обслуживала лишь помещиков и небольшую прослойку зажиточных крестьян.
Законом закреплялась частная собственность на землю.
Были приняты и некоторые другие меры, ограничивавшие хозяйственную и политическую самостоятельность племен и подчинившие их центральной власти. Все это вызвало серьезное недовольство ряда племен, использованное консерваторами, которые использовали в своих целях племенные, патриархальные связи. В войне за независимость Аманулла-хан опирался на племенную аристократию и их влияние в обществе, теперь он терял эту социальную опору в реализации своих планов. Трагедией Амануллы-хана было то, что он стремился форсировать модернизацию общества без учета влияния на массы патриархальных и племенных институтов. Этим объясняется начальная судьба большей части его прогрессивных начинаний.
В 1927-1928 гг. Аманулла-хан совершил длительную зарубежную поездку, посетив СССР, Индию, Египет, Турцию, Иран другие страны. По возвращении он пытался расширить свою реформаторскую деятельность, однако столкнулся с недовольством самых различных социальных слоев. Осенью 1928 г. консерваторы организовали восстание, которое привело к падению младоафганского правительства, но после длительной борьбы к власти пришел Надир-шах, который продолжал политику Амануллы-хана, но другими, более умеренными методами. Внутренняя политика не претерпела существенных изменений и после смерти Надир-шаха в 1933 г. с приходом к власти его сына - Мухаммед Захир-шах. *** Реформы пришедших к власти в Турции национальной буржуазии, в Иране - блока либеральных помещиков и торговой буржуазии, в Афганистане - нового сардарства, тесно связанных с торговым земледелием и торговым предпринимательством носили объективно прогрессивный характер, но они не смогли прочно утвердить новые производственные отношения и ликвидировать архаизмы в общественной жизни. Это предопределило длительный и мучительный симбиоз традиционного восточного общества с современными тенденциями в политике правящих кругов. Промышленное строительство в странах Азии развивалось крайне медленно, частный капитал медленно перемещался в промышленность, так как значительно большие выгоды приносила торговля, особенно внешняя, где оборот капитала осуществлялся значительно быстрее.
Политическая ситуация в освободившихся странах в 20—30-е годы продолжала оставаться весьма сложной. Это было связано в значительной мере с неразвитостью социального законодательства, фактическим отсутствием демократизма в политике правящих групп. Тяжелым, было положение рабочего класса. До 1936 г. в Турции и Иране не было трудового законодательства.
Идеологи капитализма рассчитывали, что политика этатизма способна «создать гармонию» в отношениях труда и капитала в условиях частного предпринимательства. В деятельности правительств изучаемых стран были сходные черты, что объяснялось сходством классового характера правящих группировок. При этом в Иране новые землевладельцы играли доминирующую роль в правящем помещичье-буржуазном блоке и буржуазные реформы проводились в основном их руками.
*** Этатистская политика при господстве буржуазно-помещичьего блока, приобретавшая характер государственной помощи частному сектору, укрепляла экономические и политические позиции верхушки буржуазии, интересы которой толкали ее на компромиссы с европейским капиталом на условиях, нередко противоречивших интересам государства. Западные страны продолжали рассматривать Турцию как важный рынок сбыта своих промышленных товаров, а также, как поставщика сельскохозяйственного и стратегического сырья.
Англия дала согласие на пересмотр конвенции после того, как Турция обещала оказать помощь в случае нападения Италии на английский флот в Средиземном море.
Поворот во внешней политике был обусловлен, во-первых, отходом турецкой буржуазии от национально-революционной, антиимпериалистической политики кемализма; во-вторых, усилением в рядах буржуазии соглашательских элементов, тянувших страну на сближение с Западом; в-третьих, ростом финансовой и экономической зависимости от Англии и Германии. Наконец, все это совпало с тяжелой болезнью, фактическим отходом от дел, а затем и смертью Кемаля Ататюрка. Изменения внешнеполитического курса Ирана выразилось прежде всего в том, что Реза-шах стал явно стремиться к пересмотру отношений с Советским Союзом.
В годы, предшествовавшие второй мировой войне, империалистические державы не прекращали попыток политически и экономически подчинить и Афганистан. Особую активность проявляли гитлеровская Германия и Италия. При этом афганские правящие круги, идя на известное расширение отношений с державами «оси», надеялись использовать обострившиеся межимпериалистические противоречия в своих интересах.
В 1932 г. в разгар мирового экономического кризиса СССР предоставил Турции значительный кредит в долларах на исключительно льготных условиях - без процентов и с последующей оплатой турецкими товарами. При советской помощи были построены текстильные комбинаты в Кайсере и Назиллии. |
![]() | Лекция Национальная политика советского государства: теория и практика вопроса | ![]() | Зачет ставится в том случае, если студент набирает 4 и более баллов по 10-ти балльной системе |
![]() | В фокусе: развитие международных отношений в современных геополитических условиях | ![]() | Умк по дисциплине «Правоведение» разработан кафедрой правосудия, прокуроского надзора и криминалистик юш двфу для студентов не юридических... |
![]() | Лекция: Деятельность международных организаций в сфере информационной безопасности 11 | ![]() | Суть математического моделирования (ММ) заключается в замене изучаемого объекта (процесса) адекватной математической моделью и последующем... |
![]() | Надеюсь, для последующих лекций нам удастся найти зал побольше. А некоторые лекции мы хотим вообще сделать публичными, чтобы на них... | ![]() | Лекция Кризисы и преобразования в странах Западной Европы и США (1970 – 1980-е гг.) |
![]() | Лекция профессора Ван Шаогуана Великое преобразование: двойственность перемен в Китае | ![]() | Лекция Государственное управление как система. Правовое и организационное обеспечение государственного |