Скачать 0.52 Mb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Майкопский государственный технологический университет» Кафедра экономики и управления на предприятии Программа государственного экзамена по специальности 080502 Экономика и управление на предприятии (транспорт) Майкоп 2012 УДК 338.47:656.13 ББК 65.9(2)37 П - 78 Программа рекомендована к печати учебно-методическим советом инженерно-экономического факультета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Майкопский государственный технологический университет» Рецензент: доктор экономических наук, профессор Ю.Х. Гукетлев Программу составили доктор экономических наук, профессор Богомолова Е.С., кандидат экономических наук, доцент Индрисов А.С., кандидат экономических наук, доцент Машинина Н.Г., старший преподаватель Хацац Л.Д. П-78 Программа государственного экзамена по специальности 080502 Экономика и управление на предприятии (транспорт) очной и заочной форм обучения. – Майкоп: ИП Магарин О.Г., 2012. – 22 с. В программе рассматривается содержание вопросов итогового междисциплинарного экзамена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 080502 Экономика и управление на предприятии (по отраслям). Программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятии (транспорт)» очной и заочной форм обучения. Содержание Общие положения………………………………………………………………….. 1. Экономика транспорта и экономика автотранспортного предприятия ………………………………………………………………………. 2. Планирование и анализ деятельности автотранспортного предприятия ….. 3. Менеджмент и маркетинг на автотранспорте………………………………… 4. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения………… Литература………………………………………………………………………….. Общие положения В соответствии с Законом РФ «Об образовании» итоговая аттестация выпускников, завершающих обучение по программам высшего профессионального образования в высших учебных заведениях, является обязательной. Итоговая аттестация на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденного постановлением Госкомвуза РФ от 25.06. 1994г. № 3 и Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 080502 Экономика и управление на предприятии (по отраслям) от 2.09.2000г. № 686 состоит из аттестационных испытаний, которые включают государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы. Целью проведения государственного экзамена является комплексная проверка остаточных знаний по общепрофессиональным, специальным дисциплинам и дисциплинам специализации, а также оценка соответствия этих знаний требованиям Государственного образовательного стандарта. В связи с данной целью задачами проведения государственного экзамена являются следующие положения: - констатация современных направлений, особенностей и социально-экономических перспектив развития транспортного комплекса РФ, Республики Адыгея и их предприятий; - рассмотрение теоретических и практических основ, принципов, методов и закономерностей функционирования автотранспортного предприятия в рыночных условиях хозяйствования; - изложение законодательных, нормативно-правовых актов, регламентирующих производственно-хозяйственную, финансово-экономическую деятельность предприятия, а также рассмотрение стандартов унифицированной системы организационно-распорядительной документации автотранспортного предприятия. Государственный экзамен проводится в виде междисциплинарного экзамена по следующим блокам дисциплин: - экономика транспорта и экономика автотранспортного предприятия; - планирование и анализ деятельности автотранспортного предприятия; - менеджмент и маркетинг на автотранспорте; - организация автомобильных перевозок и безопасность движения. Организационная форма проведения экзамена, по решению государственной экзаменационной комиссии, может осуществляться в виде тестирования, устных ответов на вопросы билета или смешанной форме. При проведении экзамена в устной форме по билетам, составленным в соответствии с программой итогового междисциплинарного экзамена, экзаменационный билет включает три вопроса. Экзаменационной комиссией оценивается ответ на каждый вопрос. При этом учитывается полнота ответа, его соответствие программе, логичность изложения, соблюдение норм литературного языка, характер и количество существенных и несущественных ошибок. Ответ на каждый вопрос экзаменационного билета оценивается одним из следующих баллов: «5» (отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно). Оценка «5» (отлично) ставится, если:
Оценка «4» (хорошо) ставится, если:
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если:
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если:
Общая оценка за экзамен выводится как средняя арифметическая по трем вопросам с округлением до целого балла. Продолжительность итогового междисциплинарного экзамена не должна превышать 30 минут на одного студента в соответствии с Положением о порядке планирования и распределения учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Майкопский государственный технологический университет». 1. Экономика транспорта и экономика автотранспортного предприятия Характеристика и классификация автотранспортных предприятий. В системе автомобильного транспорта РФ предприятия и организации различаются назначением, формой собственности, размерами. В зависимости от назначения предприятия разделяются на три типа: - автотранспортные (эксплуатационные); - автообслуживающие; - авторемонтные. Автотранспортные предприятия (АТП) являются наиболее распространенным типом предприятий автомобильного транспорта. Они выполняют главную задачу транспорта – осуществляют перевозки грузов и пассажиров. В зависимости от вида перевозок АТП подразделяются на грузовые, пассажирские, специальные (коммунального обслуживания, медицинской помощи), смешанные (грузоперевозки). Автообслуживающие предприятия – это автосервисные предприятия, терминалы, автозаправочные станции (АЗС), автовокзалы, гаражи-стоянки. Автосервисные предприятия выполняют работы по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, принадлежащего юридическим и физическим лицам. К авторемонтным предприятиям относятся агрегатно-ремонтные и шиноремонтные заводы и мастерские, аккумуляторные станции, специализированные мастерские и цеха. Заводы и мастерские специализируются на капитальном ремонте полнокомплектных автомобилей или отдельных агрегатов одного или двух типов. Малые предприятия и индивидуальное предпринимательство на автомобильном транспорте. Малые предприятия с численностью работников до 100 чел. на автомобильном транспорте получили развитие с начала рыночных реформ и в настоящее время выполняют значительный объем работ как на перевозках грузов и пассажиров, так и в сфере автотранспортных услуг. Основными достоинствами малого бизнеса являются: обеспечение мобильности, глубокой специализации и разветвленной кооперации производства; предоставление широкого спектра услуг в условиях быстрой дифференциации и индивидуализации потребительского спроса; осуществление и внедрение технологических, технических и организационных новшеств. Организационно-правовые формы автотранспортных предприятий. В зависимости от организационно-правовой формы предприятия автомобильного транспорта могут быть товариществами, обществами, унитарными предприятиями, производственными кооперативами. Понятие хозяйственных товариществ и обществ. Общество с ограниченной ответственностью как самая распространенная форма коллективного предпринимательства на автомобильном транспорте. Учредительными документами ООО являются учредительный договор, подписанный его учредителям и утвержденный ими устав. Уставный капитал ООО составляется из стоимости вкладов его участников. Высшим органом ООО является общее собрание его участников. Особенности акционерного общества, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Виды АО (открытые и закрытые). Понятие унитарного предприятия как коммерческой организации, не наделенной правом собственности на имущество этой организации. Особенности унитарного предприятия (принцип унитарности, неделимость имущества, единоличность управления). Союзы, ассоциации и другие формы объединений, членами которых являются предприятия различных форм собственности, индивидуальные предприниматели, выполняющие перевозки грузов и пассажиров, транспортно-экспедиционные и автосервисные услуги. Организационно-производственная структура АТП. Типы организационных структур управления (ОСУ): линейная, функциональная, линейно-функциональная и др. ОСУ предприятием в значительной мере зависит от списочного состава автопарка, его назначения, вида перевозок и т.д. Организационная структура управления крупным и средним АТП может включать экономическую, коммерческую, техническую и хозяйственную службы. В состав экономической службы входят плановый отдел, отдел труда и заработной платы, бухгалтерия. Коммерческая служба выполняет маркетинговую работу и организует процесс перевозок и пассажиров. Задачей этой службы на АТП является получение прибыли путем своевременного выполнения транспортных услуг для каждого заказчика и эффективного использования транспорта. Коммерческому директору подчиняются расчетный отдел, отдел маркетинга, начальник отдела эксплуатации, начальник колонн. Техническая служба АТП организует работу по поддержанию транспортных средств в технически исправном состоянии, развивая для этого производственную базу и осуществляя материально-техническое снабжение. Функции технической службы: организация технической подготовки подвижного состава, оперативное планирование ТО и ТР подвижного состава, автошин; проведение технического учета и отчетности по ПС, шинам и другим производственным фондам; организация МТС, хранение, выдача и учет топлива, запчастей; разработка и реализация организационно-технических мероприятий. Экономическая сущность основных фондов автомобильного транспорта. Понятие основных фондов как материально-вещественных ценностей, действующих в неизменной натуральной форме в течение длительного периода времени и утрачивающие свою ценность по частям. Производственные и непроизводственные основные фонды. Классификация основных фондов здания предусматривает следующие группы :сооружения (инженерно-строительные объекты, обслуживающие производство); передаточные устройства (электросети, теплосети); машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы, устройства и лабораторное оборудование; вычислительная техника; транспортные средства (внутри- и внепроизводственные); инструменты и приспособления стоимостью свыше 50 минимальных размеров оплаты труда; производственный и хозяйственный инвентарь и др. Амортизация основных фондов. Методы начисления основных фондов. Амортизация как процесс переноса стоимости основных фондов на стоимость предоставляемых услуг. Назначение амортизационных отчислений (денежное выражение части стоимости основных фондов0, которые служат источником воспроизводства средств труда. Виды амортизационных отчислений (на полное восстановление, на капитальный ремонт). Амортизационные отчисления по основным средствам (кроме зданий, сооружений и передаточных устройств со сроком службы свыше 20 лет) можно начислять линейным и нелинейным методами. Содержание ускоренной амортизации. Субъекты малого предпринимательства могут начислять амортизацию основных производственных средств по удвоенной норме и списывать дополнительно в виде амортизации до 50% их первоначальной стоимости, если срок полезного использования объекта составляет более трех лет. Нормы амортизационных отчислений по подвижному составу. Показатели технико-экономического состояния и использования основных фондов АТП. Для оценки технико-экономического уровня основных производственных фондов АТП рассчитывают следующие показатели: - коэффициент обновления; коэффициент выбытия; коэффициент износа; коэффициент годности. Все показатели использования основных фондов АТП могут быть объединены в три группы: показатель экстенсивного использования основных производственных фондов, отражающие уровень использования их по времени; показатель интенсивного использования основных фондов, отражающие уровень использования по мощности (производительности); показатель интегрального использования основных производственных фондов, учитывающие совокупное влияние всех факторов – как экстенсивных, так и интенсивных. Обобщающий показатель эффективности использования основных фондов является фондоотдача, которая строится на соотношения стоимости выручки (реализованных услуг) к стоимости производственных основных фондов. Значение фондоемкости как величины обратной фондоотдаче. Оценка стоимости основных фондов транспортного предприятия. Учет и планирование основных фондов ведутся в натуральной и денежной формах. При оценке основных фондов в натуральной форме устанавливаются число машин, их производительность, мощность, размер производственных площадей и другие количественные величины. Эти данные используются для расчета производственной мощности предприятий, планирования производственной программы, резервов повышения выработки. С этой целью ведутся инвентаризация и паспортизация оборудования, учет его выбытия и прибытия. Содержание видов оценок основных фондов, связанных с длительным участием их, и постепенным изнашиванием в процессе производства, изменением за этот период условий воспроизводства по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости. Первоначальная стоимость основных производственных фондов – это сумма затрат на изготовление или потребление фондов, их доставку и монтаж. Она применяется для определения нормы амортизации и размеров амортизационных отчислений. Восстановительная стоимость – это затраты на воспроизводство основных фондов в современных условиях; как привило, она устанавливается во время переоценки фондов. В процессе эксплуатации основные фонды изнашиваются и постепенно теряют свою первоначальную (восстановительную) стоимость. Остаточная стоимость основных фондов, представляющая собой разность между первоначальной или восстановительной стоимостью и суммой их износа. Виды износа – физический и моральный. Сущность, состав оборотных средств транспортного предприятия. Вещественным содержанием оборотных фондов являются те средства производства, которые целиком потребляются в каждом производственном цикле, полностью изменяют свою натуральную форму. Оборотные средства предприятия выступает в форме мобильных (текущих) активов предприятия. Оборотные средства (текущие активы) включают следующие элементы:) производственные запасы товаров, материальных ценностей и затраты; дебиторская задолженность; краткосрочные финансовые вложения; денежные средства. По принципу организации оборотные средства можно подразделить на нормируемые и ненормируемые средства. К нормируемым оборотным средствам относят производственные запасы, расходы будущих периодов, незавершенное производство, если таковое имеется, готовая продукция (характерна для предприятий общественного питания). Ненормируемые средства – денежные средства и средства в расчетах. Нормирование оборотных средств. Значение нормирования оборотных средств (эффективное использование ОС, рациональное использование их источников формирования, соблюдение режима экономии). Нормирование производственных запасов. Элементы нормы запаса: транспортный, текущий и страховой запас. Этапы нормирования оборотных средств (определение по группам ТМЦ нормы запаса в днях; определение однодневного расхода данного вида материальных ценностей; определение норматива оборотных средств в денежном выражении). Фонды обращения (краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, дебиторская задолженность) не нормируются, поэтому являются ненормируемыми оборотными средствами. Аналитический и суммарный методы нормирования Показатели использования и пути ускорения оборачиваемости оборотных средств. Для оценки эффективности использования оборотных средств применяется ряд показателей: коэффициент оборачиваемости оборотных средств. Он определяется отношением стоимости реализованных услуг за определенный период к среднему остатку оборотных средств; коэффициент загрузки, который характеризует сумму среднего остатка оборотных средств, приходящегося на один рубль выручки от реализации; продолжительность одного оборота. Пути ускорения оборотных средств (сокращение неоправданной дебиторской задолженности; устранение отвлечения средств в образование излишних материальных запасов; снижение уровня иммобилизация оборотных средств (отсутствие их движения); - повышение темпов роста объема продаж и уровня рентабельности услуг. Трудовые ресурсы автомобильного производства и показатели эффективности их использования. Производственный персонал АТП как основной (штатный) состав постоянных работников. Среднесписочная численность работников. В соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов весь производственный персонал делят на рабочих, руководителей, специалистов и других служащих. К основным рабочим на АТП относят водителей и рабочих, занятых на техническом обслуживании и ремонте подвижного состава, к вспомогательным – рабочих, занятых на ремонте оборудования. Для характеристики общих размеров движения работающих используется коэффициент общего и необходимого оборота, коэффициент приема кадров, коэффициент стабильности кадров, коэффициент текучести. Производительность труда и факторы ее роста. Производительность труда (выработка) определяется как общий объем продукции (услуг, работ), деленный на количество затраченного на его производство труда. Выработка является наиболее распространенным показателем учета уровня производительности труда. В зависимости от того, в каких единицах измеряется объем выполненных работ и отработанное время, различают несколько методов расчета уровня выработки. При натуральном методе исчисления выработки объем выполненных работ выражается в натуральных единицах (штуках, тоннах, метрах). Трудовой метод измерения производительности труда предполагает, что объем выполненных работ, измеряется в отработанных нормо-часах. Стоимостной метод измерения производительности труда, основанный на использовании стоимостных показателей объема предоставленных услуг, работ. При стоимостном методе производительность труда рассчитывается путем деления объема предоставленных услуг (в рублях) на среднесписочную численность персонала. Классификация факторов роста производительности труда (структурные сдвиги, повышение технического уровня производства, совершенствование управления, организации производства и труда, изменение объема производства и удельного веса отдельных видов работ, услуг). Основы технического нормирования труда. Содержание технического нормирования труда как процесса установления величины затрат рабочего времени в виде нормы труда на выполнение определенной работы в наиболее рациональных организационно-технических условиях для данного производства. Требования к нормированию труда: объективное измерение и оценка трудовых затрат; высокое качество норм, устанавливаемых методами нормирования с применением прогрессивных нормативных материалов (документов); комплексный подход при расчете и установлении норм затрат труда путем учета организационно-технических, психофизиологических и социальных факторов; обеспечение нормальной интенсивности труда работников с целью сохранения их длительной работоспособности. Значение норм заключается в том, что они должны соответствовать наиболее эффективным вариантам организации труда, технологического процесса для условий конкретного рабочего места. Так же нормы труда должны определять те условия, в которых труд работника будет менее утомительным, более производительным и содержательным. Функции нормирования труда: измерительная функция, функция внутрипроизводственного нормирования, рациональной организации труда и производства, эффективности трудовых процессов, вознаграждения за труд. Формирование и классификация затрат на выполнение перевозок. Себестоимость перевозок как стоимостная оценка затрат всех видов ресурсов, используемых для осуществления перевозок автомобильным транспортом. Себестоимость перевозок имеет большое значение при оценке автотранспортной деятельности, поскольку оказывает решающее воздействие на финансовые результаты и финансовое состояние предприятия. Затраты, входящие в состав себестоимости, разнородны по составу, экономическому назначению, роли в выполнении транспортных услуг. В зависимости от перечисленных признаков их классифицируют по элементам, статьям. Элементы затрат: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты. Постатейная группировка затрат: затраты, связанные с перевозками (заработная плата водителей, отчисления на социальные нужды, автомобильное топливо, смазочные и прочие эксплуатационные материалы, техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт, износ и ремонт автомобильной резины, амортизация подвижного состава); общехозяйственные расходы (содержание аппарата управления, сборы и отчисления по страхованию имущества, грузов, пассажиров), общепроизводственные затраты (оплата труда вспомогательных рабочих и учеников, ремонтных рабочих и др.), непроизводительные затраты (оплата простое из-за отсутствия топлива, запасных частей, пособия в связи с производственным травматизмом и др.) Пути снижения себестоимости. Себестоимость определяется условиями труда, степенью технической вооруженности, уровнем производительности труда, организацией производства и управления, условиями снабжения и сбыта автотранспортной продукции, уровнем цен, установленных на средства производства. Общие пути снижения себестоимости: повышения производительности труда, повышение качественных показателей использования подвижного состава, снижение технико-экономических норм, экономия материальных и денежных ресурсов, сокращение административно-хозяйственных расходов. Финансовые результаты деятельности предприятия. К финансовым результатам относят виды прибыли и показатели рентабельности. По порядку формирования в бухгалтерской отчетности различают следующие виды прибыли: валовая прибыль от реализации (брутто-прибыль как это разность между выручкой от реализации (без НДС, акцизов) в отпускных ценах и затратами, включаемыми в производственную себестоимость, в которую включаются только общепроизводственные расходы; прибыль от продаж, которая находится путем вычитания из валовой прибыли текущих (периодических) расходов , к которым относятся коммерческие и общехозяйственные (управленческие) расходы; прибыль балансовая (бухгалтерская прибыль до налогообложения); чистая прибыль, т.е. прибыль после налогообложения, остающаяся в распоряжении предприятия, определяется вычитанием из бухгалтерской прибыли или прибыли отчетного периода текущего налога на прибыль. Текущий налог на прибыль определяется исходя из величины условного расхода по налогу на прибыль, скорректированной на сумму отложенных налоговых активов (они прибавляются) и налоговых обязательств, которые вычитаются. Все показатели рентабельности характеризуют относительную доходность (прибыльность), измеряемую в % к затратам средств или имущества. Рентабельность реализованных услуг, работ определяется отношением прибыли от реализации услуг, работ к сумме выручки от реализации в ценах реализации без НДС и акцизов. Рентабельность продаж определяется отношением балансовой прибыли или чистой прибыли к сумме выручки от продаж. Рентабельность производственных фондов определяется отношением прибыли отчетного периода (балансовой прибыли) к сумме средней стоимости основных фондов и оборотных средств. Рентабельность собственного капитала рассчитывается отношением прибыли отчетного периода (чистой прибыли) к среднегодовой сумме собственного капитала. Финансовые ресурсы и их функции. Формирование финансовых ресурсов осуществляется из разных источников, которые можно разделить на внутренние и внешние. Внутренними источниками финансовых ресурсов является прибыль как разность между доходами и расходами, амортизационные отчисления, которые включаются в себестоимость перевозок и затем в составе выручки от перевозок и других услуг возвращаются на расчетный счет предприятия, а также выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, целевые поступления. К внешним источникам формирования финансовых ресурсов относятся средства от продажи ценных бумаг, кредитные инвестиции, страховые возмещения по рискам, бюджетные ассигнования и др. Организация оплаты труда. Заработная плата представляет собой сумму денежных средств работникам за работу, выполненную по трудовому договору (контракту). Она устанавливается в зависимости от количества и результативности труда и выступает важнейшим источником доходов работников предприятия, куда входят также выплаты по социальным льготам, дивиденды по акциям и др. Заработная плата или доход конкретного работника может принимать форму различных денежных выплат: месячных окладов, часовых тарифных ставок, сдельных тарифов (расценок), премий, комиссионных вознаграждений, компенсаций и т.д. Формы и системы оплаты труда. Повременные тарифные ставки применяются при повременной оплате труда, когда нет возможности для точного учета производительности автомобиля в тоннах или тонно-километрах. Эти тарифные ставки дифференцируются по маркам автомобилей в зависимости от грузоподъемности. При сдельной системе оплаты труда водителе водителей грузовых автомомбилей рассчитывается по сдельным расценкам, которые могут быть установлены за тонну, тонно-километр, рейс, пробег. В расценку входит оплата подготовительно-заключительного времени и выполненную работу. Каждое предприятие самостоятельно устанавливает тарифные ставки. Однако ставка первого разряда должна быть не меньше установленного размера минимальной оплаты труда. Существующие тарифные ставки дифференцируются от сложности и ответственности выполняемых работ, функций в соответствии с тарифной сеткой. Состав фонда оплаты труда работников АТП. Фонд оплаты труда (ФОТ) включает: выплаты заработной платы за выполняемую работу, исходя из тарифных ставок и окладов в соответствии с принятыми на предприятии формами и системами оплаты труда; надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам, включая премии за производственные результаты; выплаты компенсирующего характера, связанные с условиями труда и режимом работы. оплата в соответствии с законодательством очередных, дополнительных и учебных отпусков; - стоимость бесплатно предоставляемых работникам услуг, питания, продуктов, фирменной одежды и т.д.; - оплата труда работников, не состоявших в штате, за выполнение ими работ по заключенным договорам (аутсорсинг). В состав расходов, не включаемых в фонд оплаты труда, относятся премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения и целевых поступлений; вознаграждения по итогам работы за год; оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору отпусков женщинам , воспитывающим детей; материальная помощь работникам; надбавки к пенсиям, единовременные пособия; дивиденды и проценты, выплачиваемые по акциям и вкладам трудового коллектива; оплата путевок на лечение и отдых, оплата жилья. Налогообложение автотранспортной деятельности. Налоги как обязательные, безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Налоги и сборы являются основными источниками формирования государственного и местного бюджетов. Основная функция налогов – регулировать экономику. С помощью рычагов налоговой политики государство оказывает воздействие на состояние хозяйственной конъюнктуры, стимулирует экономический рост. Налоговая система выполняет следующие функции: фискальную, распределительную, регулирующую, стимулирующую, контрольную. Различают следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные налоги. Федеральные налоги и сборы (НДС, акцизы, налог на доходы с физических лиц, водный налог, налог на дарение и наследование и др.). Региональные налоги (налог на имущество юридических лиц, транспортный налог и др.). Местные налоги (земельный налог, налог на имущество с физических лиц). Особенности формирования доходов АТП. В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)». После даты утверждения ПБУ 9/99 изменения в него вносились пятью приказами Министерства финансов Российской Федерации: так от 18 сентября 2006 г. № 116н — была исключена дифференциация прочих доходов организации на операционные, внереализационные и чрезвычайные. Не признаются доходами АТП поступления от других юридических и физических лиц суммы НДС, акцизов, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей; по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п. Доходами АТП следует считать часть поступлений денежных средств и иного имущества, которая поступает на безвозвратной основе; становится собственностью организации; не связана с увеличением имущества за счет вкладов участников или собственников предприятия; включается в финансовую отчетность предприятия «Отчет о прибылях и убытках» и подлежит включению в налогооблагаемую прибыль. Доходы организации, в зависимости от характера, условия получения и направления деятельности организации подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы. Ценообразование на транспортные услуги. Тарифы на перевозку пассажиров. Автомобильные перевозки и маршруты делятся на виды по признаку местонахождения конечного пункта на городские, пригородные, междугородные, межреспубликанские и международные. Тариф - установленная регулирующим органом величина оплаты перевозки пассажиров и багажа, обязательная к применению перевозчиками всех форм собственности. Установление цен и тарифов на автомобильные пассажирские перевозки осуществляется исполнительным органом государственной власти или исполнительным органом местного самоуправления на основании договора с перевозчиком (государственный или муниципальный контракт). Тариф на оплату перевозки пассажиров и багажа устанавливается из учета экономически обоснованного тарифа - рассчитанной регулирующим органом величины на единицу расстояния и времени для конкретного перевозчика (видов перевозок). Размер тарифа рассчитывается затратным способом (основанным на анализе фактических затрат перевозчиков) и (или) нормативным способом (в случае отсутствия достоверных сведений о фактических затратах перевозчиков). Размер тарифа, рассчитанный затратным способом, определяется из расчета фактических затрат прошлого периода, действующих нормативов (лимитов) на расходы автотранспортных предприятий, прогнозного роста цен на период применения тарифа, а также с учетом данных обследования пассажиропотока. Ценообразование на транспортные услуги. Тарифы на перевозку грузов. В практической деятельности по установлению цен на автотранспортные услуги должны учитываться, прежде всего, три основных ориентира - себестоимость предоставления услуги, средние цены рынка и предельная платежеспособность потребителя. Основным ориентиром при реализации подхода на основе установления наценки к себестоимости (издержки плюс прибыль) являются издержки предприятия (фактические или определенные расчетным путем), связанные с предоставлением той или иной услуги. В теории тарифные ставки принято связывать с различными группами издержек предприятия. Разделяют, например, ставку за движенческую операцию (она соответствует издержкам, которые могут быть прямо отнесены на один километр пробега автомобиля), ставку за начально-конечную операцию (соответствует издержкам, условно относимым на один час простоя автомобиля под погрузкой или разгрузкой) и т.д. В практике тарифной ставкой обычно называется установленная предприятием для удобства расчетов с потребителем стоимость условной "единичной услуги" (например, тарифная ставка за выполнение одного тонно-километра перевозки груза (руб./ткм), за погрузку или выгрузку одной тонны груза (руб./т), за один автомобиле-час нахождения автомобиля у потребителя (руб./а-час) и т.д. Современное состояние и стратегические приоритеты развития транспортного комплекса РФ. Приоритетные задачи развития транспортного комплекса России (обеспечение наиболее эффективного решения структурных проблем транспортного комплекса, обеспечение опережающего развития транспортной отрасли по сравнению с другими отраслями, повышение эффективности работы транспорта с целью снижения транспортных издержек в себестоимости перевозимых грузов, концентрация бюджетных средств на решение проблем развития транспортной системы, , повышение технического уровня транспортных средств и оборудования, скоординированное развитие различных видов транспорта и др.). меры государственного регулирования, обеспечивающие решение приоритетных стратегических задач развития транспортного комплекса ()создание стабильной системы финансирования, создание условий для развития транспортных технологий и конкуренции на рынке транспортных услуг, повышение безопасности дорожного движения, повышение устойчивости функционирования транспортных систем и т.д. Правовое регулирование и лицензирование транспортной деятельности. Важным этапом на пути обновления правовой базы автотранспортной отрасли стало введение в действие нового Гражданского Кодекса Российской Федерации. Основой нормативно-правовой базы автомобильного транспорта Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Законы, правительственные постановления, другие нормативные акты, регламентирующие отдельные аспекты автотранспортной деятельности. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» регламентирует правила грузовых перевозок. Допуск к автотранспортной деятельности, осуществляемый Управлением государственного автодорожного надзора РФ - важнейшая функция регулирования автотранспортной отрасли в рыночных условиях. Главными задачами УГАДН являются осуществление государственного контроля за соблюдением транспортного законодательства, правил безопасного функционирования транспорта и экологических требований при его эксплуатации, а также лицензирование отдельных видов деятельности, контроля и надзора за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий в транспортном комплексе Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом « О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 года №99 (с изменениями от 18 июля 2011 года) лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам, либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Лизинг как вид инвестиционной деятельности. Финансирование инвестиционной деятельности является одной из самых актуальных проблем функционирования любого предприятия. Важнейшим финансовым инструментом модернизации производства, быстрого реагирования на изменение конъюнктуры рынка является лизинг. Лизинг помогает развивать бизнес в условиях недостачи собственных средств предприятия. Лизинг позволяет снизить риск устаревания производственных фондов, расширить экономическую свободу малого предпринимательства, реализовать общегосударственные интересы в части привлечения частных инвестиций в экономику страны, увеличить налоговые поступления в бюджет за счет активизации предпринимательства и, тем самым ускорить экономический рост государства. Классический лизинг носит трехсторонний характер взаимоотношений: продавец (поставщик) имущества, лизингодатель, лизингополучатель. Лизинговая операция осуществляется по следующей схеме. Будущий лизингодатель нуждается в некотором имуществе, для приобретения которого у него нет свободных финансовых средств. Тогда он находит лизинговую компанию, которая располагает достаточными финансовыми средствами, и обращается к ней с деловым предложением о заключении лизинговой сделки. Согласно этой сделке, лизингополучатель выбирает продавца, располагающего требуемым имуществом, а лизингодатель приобретает его в собственность и передает лизингополучателю во временное пользование за оговоренную в договоре лизинга плату. По окончании договора в зависимости от его условий имущество возвращается лизингодателю или переходит в собственность лизингополучателя. Инновационная деятельность и ее направления на автомобильном транспорте. Научно-техническая и инновационная деятельность является необходимым условием развития инновационных процессов, и управление этой областью является одной из задач инновационного менеджмента. Инновационный фактор как решающее условие устойчивого развития транспорта и повышения эффективности его функционирования на перспективу. Инновационная деятельность на АТП направлена на решение следующих задач: обеспечение высокого качества транспортных услуг; уменьшение издержек на выполнение услуг. Направления, где наблюдается значительное отставание отечественного транспорта от транспорта зарубежных стран: улучшение структуры транспортного комплекса страны; развитие транспортной сети, повышение ее пропускной способности путем реконструкции и нового строительства; повышение грузоподъемности и скорости движения транспортных средств; совершенствование силовых установок и энергетики; применение инфокоммуникационных технологий. Оценка эффективности реконструкции, технического перевооружения, модернизации производства на транспорте. Понятие реконструкции (проведение строительно-монтажных работ без остановки производства с частичной заменой активной части основных фондов). Перевооружение как комплекс работ по замене и модернизации оборудования без строительно-монтажных работ. Техническое перевооружение никогда не включает в себя реконструкцию, поэтому оценка эффективности проектов технического перевооружения характерны и для реконструкции. Особенности оценки эффективности проектов реконструкции и технического перевооружения по сравнению с новым строительством касаются определения величины капитальных вложений. Общая сумма инвестиций в проект технического перевооружения складывается из суммы капитальных вложений, необходимых для технического перевооружения, неамортизированной стоимости выводимых основных фондов за вычетом стоимости реализации выводимых основных фондов и ликвидационных затрат. Понятие модернизации (частичное улучшение основных средств в целях увеличения производительности, повышения качества услуг, повышение пропускной способности). Объекты модернизации (транспортная инфраструктура, транспортная сеть). Оценка эффективности инвестиционных проектов при реконструкции, техническом перевооружении, модернизации. Система государственного регулирования автотранспортной деятельности. Государственное регулирование рынка автотранспортных услуг является важнейшим внешним фактором, влияющим на коммерческую деятельность предприятия. Оно складывается из двух основных составляющих: комплекса положений и требований нормативных правовых актов, которые непосредственно регламентируют или косвенно влияют на коммерческую деятельность предприятия. В этот комплекс входят федеральные законы Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства, законы субъектов Российской Федерации, а также подзаконные нормативные акты - правила, инструкции и т.д.; решений органов государственного управления, уполномоченных на выполнение соответствующих разрешительных, контрольных и иных функций, так или иначе влияющих на коммерческую деятельность предприятия. |
![]() | Пвгус, утвержденного ученым советом университета (протокол №6 от 27. 01. 2010), Уставом пвгус и Государственным образовательным стандартом... | ![]() | Методическое обеспечение дисциплин, включенных в программу государственного экзамена |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Программа комплексного государственного экзамена утверждена на заседании кафедры Экономических теорий Института экономики, управления... |
![]() | Володиной О. А. на основании Государственного образовательного стандарта: высшего профессионального образования: Государственные... | ![]() | При разработке методических указаний в основу положен Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования... |
![]() | Составители: Н. Ф. Колодина, Л. А. Кошелева, А. С. Свиридова, А. С. Юматов, О. В. Фролов | ![]() | Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 060800 (080502) Экономика и управление... |
![]() | Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 060800 (080502) Экономика и управление... | ![]() | Рабочая программа составлена на основании гос впо и учебного плана мгту по специальности 080502 Экономика и управление на предприятии... |