Лекция 1 2часа. Раздел Введение в экономическую теорию Тема Экономика и её роль в жизни общества Предмет и функции экономической теории






НазваниеЛекция 1 2часа. Раздел Введение в экономическую теорию Тема Экономика и её роль в жизни общества Предмет и функции экономической теории
страница1/10
Дата публикации03.02.2015
Размер1.65 Mb.
ТипЛекция
e.120-bal.ru > Экономика > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Лекция 1 – 2часа.
Раздел 1. Введение в экономическую теорию

Тема 1.1. Экономика и её роль в жизни общества





  1. Предмет и функции экономической теории.

  2. Экономические отношения и типы экономических систем.

  3. Потребности, блага, ресурсы. Кривая производственных возможностей.

  4. Основные этапы развития экономической теории.

  5. Методы экономической теории.


1. Предмет и функции экономической теории

Греческое слово "экономика" в буквальном переводе означает "искусство ведения хозяйства". Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя "новой" науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и пределах крупного региона, страны, всего мира.

Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.

Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. П.Самуэльсон в известном всему миру учебнике "Экономикс" писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся оценить музыкальное произведение.

Экономика сложна, многолика и подвижна. Этим объясняется и подвижность науки, изучающей ее. В разных странах экономическая наука называется по-разному. В 1619 г. французский ученый А. Монкретьен впервые употребил термин "Политическая экономия" и с тех пор это название сохраняет право на свое существование. В учебных планах большинства российских учебных заведений экономическая наука именуется как «Экономика» или как «Экономическая теория», а в некоторых как «Политическая экономия». Одни авторы отождествляют эти две науки, другие - разграничивают. Коренного различия между предметами исследования этих наук нет. И в том, и в другом случаях рассматривается деятельность людей по обеспечению себя жизненными благами.

Существует несколько определений предмета экономической теории, или как ее называли до недавнего времени, политической экономии:

  • это наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми;

  • - это наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств;

  • это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;

  • это наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства;

  • наука о богатстве;

  • это наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных этапах развития общества (Энгельс);

  • А. Маршалл сводит предмет науки к исследованию богатства, стимулов к действию человека и мотивов противодействия;

  • это наука, которая занимается общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства и т.д.


Основы экономической науки в интерпретации современных западных авторитетов определяются следующим образом: экономика - наука, исследующая проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими, с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека (Кэмпбелл Р. Макконелл, Стенли Л. Брю).

Приблизительно такой же взгляд проводится и в определении экономической науки в целом, т.е. политической экономии. "Экономическая наука - это наука об управлении редкими ресурсами". Она изучает формы, которые принимает человеческое поведение при использовании этих ресурсов; она изучает и объясняет, каким образом индивидуум или общество направляет ограниченные средства на удовлетворение своих многочисленных и неограниченных потребностей" (Раймон Бар).

Американский ученый Поль Самуэльсон дает еще более развернутую характеристику экономической теории. В его книге "Экономика" говорится следующее:

1. "экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми;

2. экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины и технические знания) для производства различных товаров (таких, как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления;

3. экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств;

4. экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства;

5. экономическая теория есть наука о богатстве ".

Во всех определениях экономической науки со стороны известных и малоизвестных экономистов красной нитью проходит мысль о экономической жизнедеятельности человека или общества в целом, его организационных и управленческих основах, определяющих эффективность производства как основы предмета этой науки.

Однако расширенное толкование указанного предмета ведет к тому, что экономическая наука включает в себя всю совокупность функционирования как отдельного производственного звена - предприятия, фирмы (микроуровень), так и всего национального или интернационального хозяйства (макроуровень).
Основными функциями экономической теории являются:

1) познавательная, благодаря которой экономическая теория объясняет все многообразие экономических явлений в жизни любого общества; позволяет расширить наши познания в области сложных экономических процессов в постоянно меняющемся мире.

2) методологическая – дает теоретическую основу для исследований в прикладных экономических науках. Например, такая чисто прикладная наука как банковское дело не в состоянии дать толкование всему многообразию проблем, стоящих перед банковской системой и отдельными банками. Это возможно только на основе знаний экономической теории.

3) практическая – позволяет сделать правильный выбор при проведении государственной политики, принять правильное решение в конкретной ситуации.

"Экономическая теория, - говорил выдающийся английский экономист первой половины XX в. Дж. Кейнс, - не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления".

Управленцы предприятия любого уровня обязаны глубоко и систематически изучать рыночную конъюнктуру, проводить тщательный экономический анализ состояния дел на предприятии. Экономическая политика государства, если она не опирается на экономическую теорию, неизбежно заведет общество в тупик, к кризису, а в конечном счете - к социальному взрыву. Практическое значение науки состоит в накоплении знаний, знание ведет к предвидению, а предвидение - к действию.

Дж. Кейнс о практической значимости экономической теории:

«Идеи экономистов и политических мыслителей – и когда они правы и когда ошибаются – имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности именно они и правят миром. Люди-практики, которые считают себя совершенно не подверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого».

4) прогностическая, делающая возможным предвидение в области краткосрочного и долгосрочного экономического развития.

Большинство взаимодействий в обществе направляется и координируется определенными правилами, правилами игры. Экономическая теория пытается объяснить социальные явления, механизм взаимодействия и позволяет предвидеть направленность в экономическом поведении людей.
2.  Экономические отношения и типы экономических систем

В основе экономики лежат потребности людей и экономические интересы, которые вынуждают их действовать тем или иным образом. В результате между людьми возникают отношения по поводу производства, обмена, распределения, потребления благ (товаров и услуг), которые принято называть экономическими отношениями.

Сами законы, действующие в природе, не проявляются в чистом виде, поскольку на их действие оказывают влияние другие законы, которые взаимодействуют в живой и неживой природе. Закон притяжения проявляет себя не одинаково в отношении падающего камня с крыши и перышка птицы. Тоже самое можно сказать и о законах, регулирующих экономические отношения.

Один и тот же товар, обладающий неизменной величиной стоимости (затратами труда - издержками производства) на разных рынках и в разное время, будет иметь неодинаковую, разную цену, поскольку производитель и потребитель вступают в экономические отношения в различных условиях, имея различные позиции и различные интересы. В этих условиях для экономической науки представляет первостепенный интерес не только выявление определенных законов, но и проявление этих законов в определенной системе отношений между участниками производящих и потребляющих материальные блага. Вот почему предмет научных изысканий, закон и объект исследования - экономические отношения - находятся в органической связи друг с другом.

Однако все многообразие отношений и законов, отражающих определенные грани этих отношений, имеют свою основу. Найти эту основу, значит найти начало, общий принцип начала и развития многообразия отношений, законов закономерностей в изучении соответствующей сферы познания, в данном случае сферы экономической жизнедеятельности человеческого общества в целом или в отдельных его частей, структур и т.п.

Найти этот принцип представляет собой одну из главнейших задач любой науки, в том числе и экономической науки, экономической теории. На этот счет известны высказывания многих видных ученых. Вот как относился к этому вопросу К. Маркс: "Всякое начало трудно, - эта истина справедлива для каждой науки... ...Почему так? Потому что развитое тело легче изучать, чем клеточку тела. К тому же при анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заметить сила абстракции".

В исследовании экономических законов капиталистического общества К. Маркс в качестве некого начала взял товарную форму продукта труда, которую (форму) автор "Капитала" назвал формой экономической клеточки буржуазного общества. Слова форма, форма продукта труда, форма стоимости, форма экономической клеточки выражают тот смысл, что за этим словом, своего рода понятием, находится содержание, в котором отражается соответствующее экономическое отношение между участниками производства материальных благ. Таким содержанием может быть купля-продажа вещей, отношение соподчиненности в трудовом процессе, отношение взаимопомощи в достижении поставленной цели и т.п. Эти понятия сами по себе являются абстракциями в том смысле, что сами отношения между участниками производства не воспринимаются ни на глаз, ни на вкус, их можно воспринимать только сознанием, мыслью.

За вещью, которую мы покупаем и называем товаром (телевизор, автомобиль), мы не видим ни процесса производства этой вещи, ни особенностей издержек на создание этой вещи, ни процесса движения этой вещи от производителя к торговой организации, а потом к потребителю. Однако эта вещь все это "знает", а наша задача знать эту вещь в ее содержании как товара, включающего все многообразие отношений между создателями этой вещи от начала ее зарождения до приобретения законченного вида в форме данного продукта, товара.

В целом, экономические отношения могут быть двух типов:

– отношения собственности, связанные с тем, кому принадлежат основные факторы производства и результаты производства;

– отношения по организации и управлению хозяйственной деятельности.

Отсюда различают несколько типов экономических систем.

Экономическая стратегия государства определяется господствующим типом собственности на основные ресурсы: землю и другие природные ресурсы, рабочую силу, капитал.

В качестве стратегических экономических целей современных развитых государств можно выделить следующие:

1) высокие темпы экономического роста и экономическая обеспеченность населения;
2) обеспечение полной занятости трудоспособных граждан;

3) преодоление инфляции и поддержания стабильного уровня цен;

4) достижение экономической эффективности в распределении ресурсов и производстве;

5) справедливое распределение доходов;

6) установление и поддержание экономической свободы для фирм и домашних хозяйств;

7) разумное регулирование платежного баланса и государственного долга.

Это далеко не полный перечень стратегических целей, приоритеты которого могут изменяться в зависимости от данного типа экономической системы. В истории цивилизации существовало множество типов экономических систем, своеобразие которых отражало национальные особенности, природные условия, религиозные устои и др. Обобщая огромное разнообразие этих систем, экономическая теория выделяет три основных типа. Сначала рассмотрим два крайних случая: свободный рынок («чистая» рыночная экономика) и командная (центрально-управляемая) экономика.

В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов. Все решения по поводу распределения ресурсов и товаров принимаются домашними хозяйствами и частными предприятиями (фирмами) на соответствующих рынках. Цены устанавливаются под воздействием спроса и предложения и являются главным инструментом (индикатором) устранения дефицита или избытка товара на рынке. Цены в экономике свободного рынка определяют не только то, что и как производится, но также и для кого.

Полная противоположность экономике свободного рынка – командная экономика. В командной экономике все решения о производстве, распределении и потреблении принимаются государством. Оно распределяет ресурсы между отраслями, определяет точный объем производства, способ, которым осуществляется работа, и способ определения количественных объемов потребления для каждого члена общества.

Командно-административная система применялась в нашей стране в 30-е - 80-е гг. XX века. Государство полностью контролировало деятельность экономики. Все плановые задания предприятиям и колхозам, совхозам направлялись из центра, из министерств. Обмен товарами также планировался в центре и шел через систему предприятий государственной торговли к потребителю. При такой экономике отсутствовала конкуренция, а значит, не было обратной связи между производителем и потребителем. Это приводило к тому, что производителю можно было работать, невзирая на качество продукции, а государству необходимо было принимать меры, чтобы заставить предприятия думать об этом. Директивный план всегда принимался на партийном съезде, потом принимал вид решения съезда депутатов Верховного Совета как законодательного органа и через министерства рассылался на места. Контроль за выполнением плана осуществлялся на основе уголовно-административной и партийной ответственности. Сторонники командно-административной системы утверждают, что она обеспечивает устойчивое развитие без экономических кризисов, низкие цены, отсутствие безработицы, гарантированные (хоть и невысокие) заработки. Ее же критики выделяют следующие негативные черты: отсутствие экономических стимулов у человека к трудовой деятельности (зарплата не служит стимулом к труду); формирование у большинства населения такого общества социального иждивенчества; постоянный дефицит товаров; низкое качество производственной продукции; расточительное отношение к ресурсам; утопические проекты, приносящие вред как природе, так и в целом всему обществу.

Следующий тип экономических систем получил название «смешанная» экономика.

В «смешанной» экономике производство основано в основном на частной собственности на ресурсы и системе свободных рынков, но государство играет гораздо более существенную роль в экономике. Смешанная экономическая система- экономическая система с элементами рынка, команды и традиций. В такой системе и государство и рынок играют важную роль в решении основных экономических вопросов. Все современные развитые страны мира живут в условиях смешанной экономики.

В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей смешанной экономики в развитых странах:

- Либеральная (американская). Для нее характерна приоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономику через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.

- Шведская модель. Характеризуется высоким уровнем социальных гарантий.

- Японская модель. Представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма.
       Наличие разных моделей экономики объясняется различными возможностями, традициями тех или иных стран.

 Американская модель

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики США является государственный (федеральный) бюджет. Бюджетно-налоговое регулирование применяется правительством, прежде всего, для сглаживания остроты кризисных явлений и для создания стимулов по поддержанию темпов экономического роста.

Система государственных финансов США отражает трехступенчатую организацию государственной власти. Соответственно имеется и три уровня финансовой структуры: федеральный бюджет, бюджеты штатов и местных органов управления. Федеральные расходы составляют примерно 60% общегосударственных расходов. Около 40% государственных расходов осуществляется через бюджеты штатов и местные органы власти.

В настоящее время в США возрастает экономическая роль государства с целью создания экономики, базирующейся на современном уровне науки. Для этого она наращивает расходы на НИОКР в области новейших технологий, оказывает финансовую помощь ученым, инженерам.

В порядке помощи мелким фирмам только в виде поддержки 27 центров распространения технологий тратится в общей сложности 50 млн. долларов в год.

Налоговая система в США включает прямые и косвенные налоги (акцизы). По степени пропорциональности к облагаемой сумме они делятся на прогрессивные и регрессивные. На всех уровнях взимаются: индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибыли корпораций, налоги и взносы в фонды социального страхования, налоги на наследство и дарение, акцизы, таможенные пошлины. Штаты и местные органы управления взимают налоги с розничной продажи, налоги на движимую и недвижимую собственность. Применяется льготное налогообложение.

В США развита кредитная система. Ее основным государственным компонентом является Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции центрального банка США. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения.

В США целый ряд отраслей именовался «регулируемыми», потому что в отношении их действовал особый правовой режим. Так, в начале 80-х гг. федеральные органы контролировали параметры ценообразования, производства продукции в отраслях на которые приходилось около 24% ВНП (гражданская авиация, железные дороги, автомобильный грузовой транспорт, телефонная связь были национализированы). Но регулирование отраслей все больше оказывалось направленным в пользу производителей, а не потребителей. Поэтому в США стало осуществляться «дерегулирование», т.е. снятие ограничений на предпринимательскую деятельность.

Японская  модель 

Особенность общегосударственного регулирования в Японии заключается в использовании системы социально-экономических планов и научно-технических программ как инструментов правительственного регулирования экономики. Планирование носит индикативный характер. Планы социально-экономического характера не являются законом, а представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья структуры экономики на достижение общенациональных целей.

Планы-прогнозы, во-первых, дают представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывает проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри страны и за ее пределами, в-третьих, обосновывают рекомендации, как решать эти проблемы.

Цель таких планов-прогнозов заключается в том, чтобы дать правительству и предпринимательским кругам общую ориентировку, рекомендации для руководства экономическим и социальным развитием различных отраслей народного хозяйства и регионов страны.

Стратегию развития экономики определяют управления и министерства совместно с Министерством финансов. Министерство финансов осуществляет контроль за выполнение государственного бюджета и контролирует всю систему финансов.

Детальные планы для всех отраслей промышленности разрабатывает Министерство внешней торговли и промышленности. Для разработки этих планов изучается статистика, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основании данных делается детальный научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономики страны в целом. Правительство концентрирует свои ресурсы в основном на получении принципиально новых знаний, т.е. на фундаментальных исследованиях, и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов.

Вторая особенность общегосударственного регулирования состоит в том, что основным средством достижения социально-экономических целей является технологическое развитие, ориентированное на отраслевую структуру промышленности в зависимости от конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

В последние годы, когда японская промышленность вышла на открытую борьбу с фирмами США и ЕЭС за рынок высококвалифицированных рабочих и продукции, правительство и частный сектор вынуждены были резко увеличить затраты на науку и технологии (в 1989г. они достигли почти 3% от ВНП – больше, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой), притом средства стали направляться прежде всего в базовые исследования.

Особый интерес для нас представляет использование Японией экономических рычагов и стимулов.

Правительство стимулирует исследования и разработки посредством налоговых льгот и ускоренной амортизации. Так, управление по науке и технологии разработало ежегодно обновляемый перечень тематики исследований, номенклатуры новых изделий и услуг, в отношении которых представляются льготы при кредитовании и налогообложении. В частности по предприятиям, выпускающим новую продукцию, налоговые льготы могут достичь 25 или 50%, а в отношении особо важных изделий разрешается производить в первый год амортизационное отчисление до 25% объема продаж. Дополнительно могут применяться и специальные налоговые льготы. Для малых и средних фирм в налоговом кодексе сделана специальная оговорка, которая позволяет им применять 20%-ное снижение дохода, подлежащего налогообложению. Существуют и другие виды налоговых льгот.

Ускоренная амортизация введена для компаний, применяющих энергосберегающее, ресурсосберегающее оборудование и не наносящих вред окружающей среде. Нормы ускоренной амортизации колеблются в пределах от 10 до 50%, однако, наиболее распространенная ставка составляет в среднем 15-18%.

Основной источник финансовых ресурсов для технологического обновления – льготное кредитование. Одним из направлений поддержки рискованных инновационных проектов являются долгосрочные кредиты. Гарантии иногда распространяются на 80% общей суммы займа новой фирмы, но не могут превышать 40 тысяч долларов. В случае успешной реализации поддержанного таким образом проекта фирма выплачивает государству определенное вознаграждение. Особенностью Японии является умелое преодоление кризисных явлений. Темы экономического роста в Японии достаточно высокие (6-10% в год). Но это не означает, что в ходе хозяйственного развития не встречалось никаких проблем. В течение последних 20 лет Японии пришлось столкнуться с двумя крупными проблемами: нефтяным кризисом 1973г. и кризисом «высокой иены» в 1985г.

В первом случае Японии удалось выйти из депрессии через 16 месяцев за счет изменения промышленной структуры, практически исчезли предприятия, занимающиеся выплавкой алюминия, которые требовали чрезвычайно много электроэнергии в процессе производства, и поднялась электронная индустрия.

Выход из второго кризиса был найден через 17 месяцев. Трудности, вызванные ростом курса иены, были преодолены за счет расширения прямых зарубежных инвестиций и повышения производительности труда на основе НТП.

Еще один признак умелого преодоления кризисных явлений – это проведение антидепрессионной политики правительства, которое в период ухудшения общеэкономической конъюнктуры увеличивало ассигнования на общественные строительные работы, снижало налоги и ставку учетного процента банка Японии.

Шведская  модель 

Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

В шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего, сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Экономическое регулирование в Швеции имеет достаточно всеобъемлющий и широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены через антимонопольное законодательство.

Государство превратилось в Швеции в крупнейшего нанимателя рабочей силы, обеспечивая рабочие места примерно для трети экономически активного населения. Около 65% населения Швеции получают почти все свои доходы из общественных фондов: либо как наемные работники правительственных или муниципальных учреждений, либо как получатели социальных пособий или пенсий из государственных пенсионных фондов, и только 35% трудятся в рыночном секторе экономики.

Страна продолжает сохраняться в основных своих чертах, несмотря на смены правительств и изменения внешнеэкономической ориентации. В последние 50 лет у власти находились почти все время социал-демократические правительства. Стабильность социальной направленности шведской экономической системы показывает динамика изменения цен. Например, за период 1980-1990-х гг. цены на акции выросли в 10 раз, на офисные помещения – в 4, в то время как на потребительские товары – только в 2 раза.

Высокая экономическая эффективность промышленности Швеции и высокий уровень благосостояния ее населения основываются на развитом инновационном секторе ее экономики и специализации на производстве наукоемкой продукции. В стране существует около 500 тыс. малых предприятий, на которых работает почти треть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые предприятия делают наибольший вклад в научно-технические разработки и внедрение, создают новые виды товаров, услуг и технологий.

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников, автомобилестроение, черная металлургия, электротехника, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, самолетостроение, фармацевтика, производство специальных сталей.

Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели – полной занятости и равенства – видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохранятся ли специфические черты шведской модели – низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода.

Изучение этих моделей имеет практическое значение для разработки модели развития России. При этом речь идет не о копировании чужого опыта, а о творческом его использовании с учетом конкретных условий, сложившихся в нашей стране.
3. Потребности, блага и ресурсы. Кривая производственных возможностей.

Потребности — это желания потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность (получаемое людьми удовлетворение).

Естественная направленность людей на удовлетворение их растущих потребностей, проявляясь внешне в притязаниях, интересах, целях, выступает как побудительная сила, мотив хозяйственно-экономической деятельности. Удовлетворение возникшей потребности может быть преодолено лишь присвоением таких благ и услуг, которые соответствуют данной потребности. Следовательно, потребности являются той силой, которая стимулирует активность индивидов. Потребности служат внутренним мотивом, побуждающим к действию, имеющему определенную направленность и сконцентрированному на достижении цели. В этой связи потребности представляют собой мощный мотив развития.

Существует множество классификаций потребностей. Наиболее емкой является классификация, предложенная А. Маслоу. Он разделил все многообразие потребностей на пять основных групп.

1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания (потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и т. д.).

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем (потребности в защите от опасности со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем).

3. Социальные потребности (потребности в причастности), принадлежность чему или кому-либо, социальное взаимодействие.

4. Потребности в уважении со стороны окружающих, признании.

5. Потребности самовыражения — потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

В соответствии с другими критериями потребности можно разделить на две части: духовные и материальные потребности. Хотя это деление условно (так, трудно сказать, к духовным или материальным потребностям относится потребность человека в знаниях), однако в большей части оно возможно.

 Материальные потребности можно назвать экономическими потребностями. Они выражаются в том, что мы хотим различных экономических благ. В свою очередь, экономические блага — это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности. Экономические потребности — одна из основополагающих категорий в экономической теории.

На заре человечества люди удовлетворяли экономические потребности за счет готовых благ природы. В дальнейшем абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет производства благ. В рыночной экономике, где экономические блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами (часто просто товарами, продуктами, продукцией).

Средства, служащие для удовлетворения потребностей, называются благами. Особое место среди благ, роль которых в современной экономике возрастает, занимают услуги. Услуги — это деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какую-либо потребность людей.

Для осуществления классификации благ применяется множество критериев. Различают блага настоящие и будущие, прямые и косвенные, долговременные и краткосрочные, взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные), частные и общественные.

Настоящие блага находятся в непосредственном распоряжении экономического субъекта, будущими благами он может распоряжаться лишь в будущем. Как правило, индивиды предпочитают настоящие блага будущим.

Прямые (потребительские товары) удовлетворяют какую-либо потребность непосредственно, их не нужно преобразовывать. Косвенные блага (инструменты, оборудование, сооружения) удовлетворяют некоторую потребность опосредованно.

Недолговременные блага удовлетворяют данную потребность лишь один раз, так как они полностью потребляются в одном акте. Долговременные блага могут использоваться для удовлетворения одной и той же потребности несколько раз, они потребляются постепенно.

Благо является частным, если, будучи потребленным одним лицом, оно не может одновременно быть потребленным другим. Благо является общественным, если, будучи даже потребленным одним лицом, оно при этом доступно для потребления других лиц (например оборона, общественная безопасность, чистый воздух).

Особое значение имеет классификация благ на экономические и неэкономические. К экономическим благам относят те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т. е. которые можно получить в ограниченном количестве относительно соответствующих потребностей. Неэкономические блага существуют свободно в природе и предоставляются индивидам без приложения человеческих усилий (воздух, свет). Экономическое благо, предназначенное для обмена, является товаром.

Как отдельный человек, так и общество ограничены в своих возможностях. Ограничены физические и интеллектуальные способности людей, ограничены блага, которые используются для удовлетворения их потребностей, ограничено время. Поэтому постоянно ощущается недостаток наличных ресурсов, выступающий весьма жестким ограничителем общественного и личного благосостояния и возможностей их роста. Другими словами, экономическая жизнедеятельность людей протекает в условиях редкости, т. е. такой ситуации, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовлетворить в полном объеме потребности и желания каждого. Однако человечество за тысячелетия своей истории существенно раздвинуло рамки этих ограничений. Это говорит о том, что ограниченность ресурсов носит относительный характер.

Для того чтобы произвести любой продукт, необходимо скомбинировать множество редких производственных ресурсов — земли и других природных ресурсов, капитала и труда. Труд включает в себя затраты, совершаемые людьми в процессе производства. Капитал представляет собой те производительные ресурсы (или средства производства), которые созданы людьми (машины, оборудование, инструменты, производственная инфраструктура и т. д.). Процесс производства и накопления этих средств производства называют инвестированием. Инвестиционные товары удовлетворяют потребности людей косвенно, обеспечивая производство потребительских товаров. Природные ресурсы (плодородные земли в сельском хозяйстве, земля для строительства, леса, полезные ископаемые и др.) — это все, что используется в производстве в натуральном виде, без предварительной обработки. Очень часто четвертым фактором производства называют предпринимательство. Однако по этому вопросу среди экономистов до сих пор нет единого мнения. Эти четыре большие группы экономических ресурсов, вовлеченные в процесс производства, называют факторами производства.

Наиболее существенные и устоявшиеся причинно-следственные и функциональные взаимосвязи между потребностями и ресурсами, потреблением и производством отражаются экономическими законами. Наиболее важное значение имеют: закон возвышения потребностей, закон экономии времени, закон редкости, закон возрастающих вмененных издержек производства, законы убывающей предельной полезности и предельной производительности, законы спроса и предложения.

Сочетание двух типичных для хозяйственной жизни ситуаций — безграничность потребностей и ограниченность ресурсов — образует основу всей экономики, экономической теории. В сущности, это наука, «изучающая, каким образом общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает, что, как и для кого производить»,  или, говоря по-другому, она «исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального  удовлетворения материальных потребностей человека».

  Свести только к этому современную экономическую теорию нельзя. Однако противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов образует ту ось, вокруг которой вращается хозяйственная жизнь, и стержень экономики как  науки. Домохозяйству, фирме, всей национальной экономике  приходится постоянно делать выбор, на покупку или производство каких благ следует потратить свои ресурсы, которые почти всегда ограниченны.

 Ресурсы взаимопереплетены. Например, такой экономический ресурс, как знания, используется, когда природные ресурсы стремятся потребить более рационально на основе новых знаний (научных достижений). Знания являются важным элементом такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников, которая зависит прежде всего от полученного ими образования (знаний). Знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала. Наконец, они (особенно управленческие знания) позволяют предпринимателям организовывать производство товаров и услуг наиболее рационально.

Экономические ресурсы мобильны (подвижны), так как могут перемещаться в пространстве (внутри страны, между странами), хотя степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность многих из которых близка к нулю (землю трудно переместить из одного места в другое, хотя и возможно). Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы в мире в заметных размерах. Еще более мобильны предпринимательские способности, хотя часто они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами или/и капиталом (это связано с тем, что носителями предпринимательских способностей являются или наемные управляющие, или владельцы капитала). Наиболее мобильны два последних ресурса — капитал (особенно денежный) и знания.

Переплетение ресурсов и их мобильность отчасти отражают их другое свойство — взаимозаменяемость (альтернативность). Если фермеру нужно увеличить производство зерна, то он может сделать это так: расширить посевные площади (использовать дополнительные природные ресурсы), или нанять дополнительных работников (увеличить использование труда), или расширить свой парк техники и инвентаря (увеличить свой капитал), или улучшить организацию труда на ферме (шире использовать свои предпринимательские способности), или, наконец, использовать новые виды семян (применить новые знания). У фермера есть подобный выбор потому, что экономические ресурсы взаимозаменяемы (альтернативны).

Обычно эта взаимозаменяемость не бывает полной. Например, человеческие ресурсы не могут полностью заменить капитал, иначе работники останутся без оборудования и инвентаря. Экономические ресурсы заменяют друг друга вначале легко, а потом все труднее. Так, при неизменном числе тракторов можно увеличить число работников на ферме, обязав их работать в две смены. Однако нанять еще работников и организовать систематическую работу в три смены будет очень сложно, разве что резко увеличив им заработную плату,

Предприниматель (организатор производства) постоянно встречает и использует указанные свойства экономических ресурсов. Ведь в условиях ограниченности этих ресурсов он вынужден отыскивать наиболее рациональную их комбинацию, используя взаимозаменяемость.

Необходимость постоянного выбора, какие ресурсы и в каких количествах использовать для производства благ, ярко демонстрирует модель под названием «кривая производственных возможностей».

Кривая производственных возможностей является примером моделирования экономики, часто используемого в экономических исследованиях.

Для построения кривой производственных возможностей необходимо принять два допущения: 1) экономика функционирует в условиях полного использования всех имеющихся ресурсов; 2) имеющиеся факторы производства постоянны как по количеству, так и по качеству, а следовательно, предполагается применение неизменной технологии в исследуемом кратковременном периоде.

Любая точка на этой кривой показывает, какое количество товаров и услуг в различных комбинациях способна производить данная страна при полном использовании имеющихся в ней ресурсов.

Любая точка вне кривой производственных возможностей показывает, что ресурсы страны или используются не полностью, или недостаточны для выпуска желаемого количества товаров и услуг.

Кривая производственных возможностей является вогнутой по отношению к началу системы координат. Главная причина — в неполной взаимозаменяемости ресурсов. Не все ресурсы, используемые в производстве предметов потребления, можно с легкостью переключить на производство средств производства. Рабочие, занятые на сборке велосипедов, не будут с той же эффективностью строить здания, а оборудование, используемое для консервирования фруктов, едва ли может быть применено для производства деталей грузовиков. Переход от производства одного товара к производству другого никогда не бывает простым. Понятными поэтому становятся слова директора одного конверсируемого завода: «Мы можем делать холодильники вместо космического корабля "Буран", но стоимость холодильника будет равна стоимости "Бурана"».

С увеличением выпуска данного вида продукции в краткосрочном периоде альтернативная стоимость единицы прироста этой продукции возрастает.

Лекция 2 – 2часа.
Раздел 1. Введение в экономическую теорию (продолжение)

Тема 1.1. Экономика и её роль в жизни общества (продолжение)





  1. Предмет и функции экономической теории.

  2. Экономические отношения и типы экономических систем.

  3. Потребности, блага, ресурсы. Кривая производственных возможностей.

  4. Основные этапы развития экономической теории.

  5. Методы экономической теории.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция 1 2часа. Раздел Введение в экономическую теорию Тема Экономика и её роль в жизни общества Предмет и функции экономической теории iconПрограмма в программе предусмотрена следующая логика изучения экономической...
«Введение в экономическую теорию» освещается место и роль человека в экономике, дается представление об экономической теории как...

Лекция 1 2часа. Раздел Введение в экономическую теорию Тема Экономика и её роль в жизни общества Предмет и функции экономической теории iconКурс. «Экономическая теория» Раздел Введение в экономическую теорию...
А. Маршалл сводит предмет науки к исследованию богатства, стимулов к действию человека и мотивов противодействия

Лекция 1 2часа. Раздел Введение в экономическую теорию Тема Экономика и её роль в жизни общества Предмет и функции экономической теории icon1. Введение в экономическую теорию: предмет, метод, экономический образ мышления
I. введение в экономическую теорию. Теоретические проблемы микроэкономики

Лекция 1 2часа. Раздел Введение в экономическую теорию Тема Экономика и её роль в жизни общества Предмет и функции экономической теории icon1. Экономическая теория: предмет и метод Экономика как сфера жизнедеятельности...
Предмет и функции экономической теории. Разделы экономической теории. Экономические категории. Экономические законы. Экономические...

Лекция 1 2часа. Раздел Введение в экономическую теорию Тема Экономика и её роль в жизни общества Предмет и функции экономической теории iconУчебное пособие введение в экономическую теорию 
В учебном пособии рассматриваются основные положения и краткая история экономической теории. Приводятся описание предмета экономической...

Лекция 1 2часа. Раздел Введение в экономическую теорию Тема Экономика и её роль в жизни общества Предмет и функции экономической теории iconЛекция Сущность экономической теории Экономика и ее роль в обществе
Москвы, Сибири, России, экономика стран Западной Европы, мировая экономи­ка. Наконец, в-третьих, экономикой называют научную дисциплину,...

Лекция 1 2часа. Раздел Введение в экономическую теорию Тема Экономика и её роль в жизни общества Предмет и функции экономической теории iconПрограмма по дисциплине «Экономика»
Предмет экономической теории: многообразие подходов к его определению. Возникновение и эволюция экономической теории как науки. Функции...

Лекция 1 2часа. Раздел Введение в экономическую теорию Тема Экономика и её роль в жизни общества Предмет и функции экономической теории iconТема 1: Введение в экономическую теорию
Экономические ресурсы (факторы), их ограниченность и необходимость эффективного использования

Лекция 1 2часа. Раздел Введение в экономическую теорию Тема Экономика и её роль в жизни общества Предмет и функции экономической теории iconЛекция Предмет и метод экономической социологии Лекция Основные направления...
Зачет ставится в том случае, если студент набирает 4 и более баллов по 10-ти балльной системе

Лекция 1 2часа. Раздел Введение в экономическую теорию Тема Экономика и её роль в жизни общества Предмет и функции экономической теории iconТема Предмет экономической теории и ее методологические основы
Цель изучения: определить предмет экономической теории и ее принципы, показать историю возникновения и становления экономической...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную