Учебное пособие введение в экономическую теорию 






НазваниеУчебное пособие введение в экономическую теорию 
страница1/10
Дата публикации03.02.2015
Размер1.71 Mb.
ТипУчебное пособие
e.120-bal.ru > Экономика > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10





Е.А. ПЛОСКОНОСОВА



"ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ"

Учебное пособие
»ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ»


"ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"


» МИКРОЭКОНОМИКА»


эт



Кемерово 2002
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


КЕМЕРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПИЩЕВОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ


Е.А. ПЛОСКОНОСОВА


"ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ"

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ


»ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ»
"ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"
» МИКРОЭКОНОМИКА»

Кемерово 2002


УДК : 330.1 (075)
Печатается по решению редакционно-издательского совета

Кемеровского технологического института

пищевой промышленности


Рецензенты: кандидат исторических наук, доцент,

зав. кафедрой истории России

В.А. Мирошник


Е.А. Плосконосова. Экономическая теория: учебное пособие./

Кемеровский технологический институт пищевой

промышленности.Кемерово, 2002. 120 с. ISBN 5- 89289-101-1

В учебном пособии рассматриваются основные положения и краткая история экономической теории. Приводятся описание предмета экономической теории, сведения об общих основах и проблемах: экономического развития, рыночной экономики, а также основы микроэкономического анализа.

Предназначается для преподавателей и студентов высших учебных заведений, в первую очередь, студентов заочного отделения.


П 0602000000

У 50(03)-02
ISBN 5- 89289-101-1  Кемеровский технологический

институт пищевой промышленности, 2002


Введение
Настоящее учебное пособие рекомендуется студентам высших учебных заведений как дневной, так и заочной формы обучения всех специальностей для использования в учебном процессе.

Цель учебного пособия  формирование у студентов знаний основ экономической науки, навыков научного анализа, системного подхода к проблемам, объективной оценки реальных событий, что позволит им легче ориентироваться в сложной социально-экономической обстановке, принимать ответственные решения, планировать свои действия.

Учебное пособие включает три раздела: "Введение в экономику, "Общие основы экономического развития", "Микроэкономика". В первых двух разделах рассматриваются краткая история зарождения и развития экономической науки; ее роль и место в системе общественных наук; предмет и метод экономической теории; общие проблемы экономической организации общества; значение собственности и социально-экономических отношений; условия возникновения, сущность и типы рынков; теория спроса и предложения. В третьем разделе рассматриваются предмет и методы микроэкономики, важнейшие категории микроэкономического анализа: спрос, потребительский выбор, издержки производства, предложение. Изучаются особенности поведения фирм на рынках совершенной и несовершенной конкуренции, основные виды рыночных структур и рынков факторов производства, роль и организационно-правовые формы фирм. Исследуется влияние ценообразования на факторы производства (труд, капитал, землю, предпринимательские способности).

Предлагаемое учебное пособие может быть использовано студентами и преподавателями при подготовке и проведении семинарских занятий и лекций по курсу экономической теории, при подготовке к экзаменам и зачетам, написании контрольных работ и иных формах проверки знаний.
Желаем успехов в изучении экономической теории!


Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
1. Понятие о предмете экономической теории.

2. Методология экономической теории.

3. Функции экономической теории и экономическая политика.

4. История экономической теории.
1. Понятие о предмете экономической теории
Предмет экономической теории тесно связан с понятием "экономика". Слово "экономика" имеет древнегреческое происхождение. Оно представляет собой соединение двух греческих слов "хозяйство" и "закон", поэтому экономика в ее первоначальном значении  это наука о домашнем хозяйстве или об управлении домашним хозяйством в соответствии с законами, правилами, нормами. В наше время следует иметь в виду, что слово "экономика" обычно употребляется в нескольких основных смыслах. Приведем, к примеру, три из них: Во-первых, экономика это хозяйство какойлибо страны, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику следует воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования (К примеру, здравоохранение, наука, сельское хозяйство и др.). Во-вторых, экономика это совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей об использовании, разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества.

Для того, чтобы терминологически разделить экономику как хозяйство и как науку слово "экономика" в иностранной литературе разделяется на два: "экономика" и "экономикс". Первое означает хозяйство, то есть экономику в натуральном проявлении, а второе  экономическую науку, а точнее экономическую теорию. Такое разделение способствует большей четкости, определенности понимания экономики. В-третьих, экономика характеризует отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Для того, чтобы четко понять чем занимается экономическая теория, вернемся к первому определению экономики как хозяйства. Весь смысл хозяйственной деятельности связан с основным предназначением экономики создание таких благ, которые необходимы для жизнедеятельности людей. Под благом принято понимать то, что удовлетворяет потребности людей, отвечая их целям и устремлениям. Все разнообразие благ можно подразделить на 2 класса: Неэкономические (нематериальные) блага  это те, которые имеются в достаточном количестве, готовом виде и могут свободно потребляться всеми, их не нужно производить (земля, лес, плоды растений и деревьев, реки и.т.д.). Экономические (материальные) блага  это те, которые имеются в ограниченном количестве, их нужно создавать.

Та сфера жизнедеятельности, в которой создаются экономические блага называется экономикой, а деятельность людей  экономической. В процессе эволюции у людей появляется масса вопросов, их волнуют проблемы, вставшие перед обществом в целом: что нужно сделать для обеспечения экологической безопасности страны? Как решать острую в нашей стране проблему роста народонаселения? Какая хозяйственная система предпочтительнее  дает больше эффекта и лучше служит человеку?.Чтобы найти ответ на подобные вопросы, потребуется выяснить из чего состоит и как действует экономический организм общества. То есть надо проследить весь путь от момента создания всех благ до их конечного потребления. Для этого обратимся к схеме движения продукта труда (общественного богатства). См. рис. 1. Движение богатства идет по такому кругу: производство распределение обмен  потребление.

Производство




Распределение




Потребление




Обмен






Рис. 1. Движение продукта труда
Исходным является производство  процесс создания полезного продукта (товара). Производство имеет решающее значение для экономики. Если не создан продукт, то тогда нечего распределять, обменивать и потреблять. С точки зрения системного анализа (принцип фокусированного действия) любое производство  целенаправленная затрата ресурсов для получения определенных результатов, поэтому экономическая организация производства исходит из принципа экономической целесообразности. Сущность же экономической организации производства состоит в том, что во всех отраслях и на всех уровнях оценка его эффективности исходит из отнесения величины результата к величине затрат. Распределение выявляет долю каждого человека в созданном богатстве. Такая доля в первую очередь зависит от количества создаваемых благ, подлежащих распределению. Доставшиеся при распределении продукты зачастую нельзя израсходовать для личного потребления, когда люди нуждаются в совершенно иных благах. Тогда происходит обмен процесс, во время которого одни продукты обмениваются на другие. Потребление означает использование людьми материальных благ для удовлетворения своих потребностей. Полезные вещи исчезают в процессе потребления, в силу чего их требуется воспроизводить.

В результате трудовой деятельности возникают экономические процессы и явления, которые развиваются, усложняются, превращаются в сложные хозяйственные системы. Экономическая теория призвана все это отразить. Можно сказать, что экономическая теория изучает общественное производство, движение товаров, денег, цен, спрос, предложение и.т.д.Общественное (материальное) производство основа жизни и источник развития человеческого общества. Основная функция производства заключается в деятельности человека, посредством которой он удовлетворяет свои потребности. Следовательно производство  это процесс создания материальных жизненных благ и духовных ценностей, необходимых для существования и развития человеческого общества.

И все же любое производство, в том числе и современное, характеризуется некоторыми общими чертами. Производство всегда имеет общественную форму, которая определяется собственностью на факторы производства, реальными отношениями к факторам производства и производственному продукту. Таким образом, общественное производство имеет две неразрывно связанные между собой стороны производительные силы и производственные отношения. Производительные силы (категория марксистской теории)  это система личностных субъективных и материально-вещественных объективных факторов общественного производства; это совокупность средств производства и людей, обладающих знаниями, производственным опытом, навыками к труду и приводящих средства производства в действие. Производительные силы образуют вещественную сторону общественного производства. Каждой ступени развития производительных сил соответствуют ( согласно марксизму) определенные производственные отношения, выступающие в качестве социально-экономической формы их движения.Производственные отношения это совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе общественного производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Таким образом, предметом экономической теории являются экономические отношения между людьми, закономерности их развития, поведение хозяйствующих субъектов в процессе выбора способов оптимального использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения растущих потребностей индивидов и общества.

Развитие производственных отношений подчиняется экономическим законам, изучение которых также является задачей экономической теории. Чтобы выполнить свои задачи, экономическая теория должна просто регистрировать какие-то экономические явления и факты, а систематизировать их, анализировать и обобщать. Результатом такой работы являются экономические категории, представляющие собой теоретические обобщения явлений и процессов экономической жизни общества. Например, в качестве экономических категорий можно назвать: рынок, цена, деньги, капитал, товар и.т.д. Экономические категории выражают в объектах изучения лишь их общие черты. Например, "деньги" включают рубли, дол., т.е. предметы, различающиеся по многим параметрам, но объединяемые свойством быть деньгами. С помощью экономических категорий отражаются и осмысляются реальные связи между явлениями. Важно определить характер экономической связи, т.к. это главным образом влияет на правильность оценки ситуации. Наиболее глубокими и существенными являются причинно-следственные связи, когда одно явление выступает как причина возникновения другого. Выявление и познание этого типа связей  важнейшая задача экономической теории, т.к позволяет выявить количественные зависимости в экономических процессах. Если в результате экономического анализа удалось выявить прочные причинно-следственные связи, то можно говорить о наличии подчиненности происходящих процессов действию экономических законов. Экономические законы  это прочные, устойчивые, регулярно повторяющиеся причинно-следственные связи между процессами и явлениями экономической жизни общества. По своему характеру экономические законы подразделяются на два типа: объективные и субъективно-психологические (рис. 2).

Экономические законы



Объективные

Субъективно-психологические


Законы


тенденции

Абсолютные


законы

Специфи-


ческие

Общие



Рис. 2 Виды экономических законов
Экономическая теория изучает формы и методы ведения хозяйства, структуру производства и тенденции ее развития, состояние рынка, проблемы управления, вопросы денежной политики общества и многие другие экономические процессы и явления. Овладение экономической теорией и познание экономических законов – необходимое условие эффективного хозяйствования, обеспечение экономической стабильности и снижения риска в масштабах всего общества.

Экономическая теория структурно состоит из двух частей: микроэкономики и макроэкономики. Микроэкономика – раздел экономической науки, изучающий явления и процессы на локальном уровне ( на уровне отдельного человека, предприятия, отрасли): цена, спрос, предложение на отдельных рынках, мотивы действий отдельных экономических субъектов и т.п. В центре внимания микроэкономики находится человек экономический (домохозяйство, фирма) с его потребностями, желаниями и приоритетами, поведение, которого определяет и отражает цена товара. Смысл микроэкономического анализа состоит в том, чтобы выяснить способы эффективного использования данных ограниченных ресурсов для наращивания объёма производства в соответствии с потребностями. Макроэкономика – раздел экономической науки, изучающий категории, явления и процессы на уровне народного хозяйства в целом. В нем исследуются такие совокупные величины, как ВНП, национальный доход, денежная масса, объём инвестиций и сбережений, государственные расходы и др. Основные макроэкономические проблемы – экономический рост, занятость, объём производства в стране, инфляция и пр.

Сложность, многогранность и в то же время целостность такого явления как экономика, обуславливают необходимость рассматривать его как экономическую систему и обеспечивать соответствующий (системный) подход к его изучению. По словам Василия Леонтьева, экономика каждой страны – это большая система, в которой много разных видов деятельности, и каждое звено, компонент системы может существовать только потому, что получает что-либо от других, т.е. находятся во взаимосвязи и взаимозависимости от других звеньев. Система – это совокупность ряда элементов или подсистем и связей между ними, которой свойственны такие признаки целостности, как организованность, наличие интегративных свойств и функций, самодвижение и общая цель. Таким образом, экономическая система – это целостная совокупность прочно связанных между собой хозяйственных отношений, которые устанавливаются в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и нематериальных благ и услуг. Понятие экономической системы многими экономистами трактуется в разных аспектах.

1.Хозяйственная система обладает целостным единством всех её составных частей. В этом мы могли убедиться при рассмотрении экономики как неразрывного круговорота: «производство – распределение – обмен – потребление». В дальнейшем мы обнаружим, что едиными хозяйственными организациями являются домашнее хозяйство, предприятие и национальное хозяйство.

2.Давно замечено парадоксальное свойство систем: всякое целое больше простой механической суммы его составных частей. Т.к. целостность предполагает улучшение внутренней организации и управления всеми звеньями множества. Следовательно, объединение разрозненных рабочих сил в единый технологический процесс порождает дополнительную производственную силу, что является важным качеством многих экономических систем.

3.Экономическая система обычно имеет сложную структуру, в которой её элементы соподчиняются целому. Поэтому каждая часть такой структуры выступает как подсистема – соподчинённая часть более широкой целостности. Известно, что современное производство имеет две подсистемы: сферу материального и сферу нематериального производства. Основными элементами экономической системы, её подсистемами являются: производительные силы; технико-трудовые и организационно-производственные отношения; производственно-экономические отношения; социально-экономические отношения (отношения собственности); хозяйственный механизм. Каждый из данных элементов представляет собой сложную подсистему, состоящую из определённых частей, компонентов со свойственной им совокупностью взаимосвязей, и развивающуюся в соответствии с законами, общими для всей экономической системы, и внутренними, специфическими законами и противоречиями, присущими только данной подсистеме. Разумеется, что успешная хозяйственная деятельность людей во многом зависит от того, насколько они правильно познали характер и тенденции развития тех систем, в которых они действуют. В этом им помогают экономические теории.

Экономическая теория содержательно связана практически со всеми науками об обществе (общественными экономическими и естественно-техническими), являлась в то же время самостоятельной наукой. В методологическом плане экономическая теория опирается на философию, конкретно философию экономики, которая разрабатывает общецивилизационные нормы экономического поведения, раскрывает наиболее общие закономерности хозяйственной жизни. Из социологии экономист берёт данные о функционировании общества как целого, о групповых, личностных, классовых, национальных, общечеловеческих интересах. Неразрывно экономическая теория связана с психологией. Опираясь на данные психологии, экономист стремится объяснить мотивы поведения отдельных людей или групп в тех или иных экономических ситуациях. Тесные связи существуют у экономической теории с исторической наукой. Знание истории той или иной страны, её социальных институтов, исторического опыта, традиций позволяет правильно понять специфику современных экономических отношений. Экономическая теория использует также данные экономической географии, биологии, экологии и других наук. Рассматривая взаимодействие экономической теории с другими науками, следует подчеркнуть, что оно представляет собой не механическую сумму различных знаний, а целостное, системное, органическое единство. Экономическая теория служит общим фундаментом для целого ряда экономических наук. Экономические науки подразделяются на: Конкретные (экономические промышленности, сельское хозяйство, экономика предприятий и другие), посвящённые углубленному изучению особенностей функционирования отдельных секторов экономики. Функциональные (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент и др.), специализирующиеся на детальном анализе важных производств в хозяйстве.Информационно-аналитические (статистика, экономическое моделирование и др.), занятые совершенствованием методов сбора и обработки экономической информации. Исторические (история народного хозяйства, история экономических учений). Все экономические дисциплины оказывают обратное воздействие на экономическую теорию, обогащая её сведениями о развитии отдельных секторов экономики, об идущих в ней процессах, разрабатывают новые методы исследования, снабжают теорию новыми статистическими и историческими фактами.
2. Методология экономической теории.
Метод в переводе с греческого означает «путь (к чему-либо)» или способ достижения цели. Метод – это система способов и приёмов познания объекта. В самом общем философском смысле оно означает способ познания как систему приёмов с целью мысленного воспроизведения изучаемого предмета. Поэтому применительно к экономической теории понятие «Метод» - это путь познания системы экономических отношений в их взаимодействии с развитием производительных сил, путь мысленного воспроизведения такого взаимодействия в теории диалектики. Система приёмов не может быть произвольной. Она должна согласовываться с объективными законами развития самой действительности. Эту задачу призвана решать методология (в переводе с греческого «учение о методах») как наука о системе приёмов, способов познания и преобразования мира.»В любой науке используется определённая сумма методов исследования. Эти методы подразделяются на следующие:

Всеобщие (философские) вооружающие все области познания (метафизический, диалектический и другие). Общенаучные (методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, научной абстракции, системный подход, эмпирический, причинно-следственный и другие).

Специфические (для каждой отрасли науки, например, экономико-математические, экономическая статистика). Таким образом, экономическая теория изучает не застывшую (статичную), а функционирующую (развивающуюся) экономику! Рассмотрим подробнее эти методы.

Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменяемости. Такой подход к изучению экономики допускается в тех случаях, когда приходится тщательно рассматривать какой-то элемент системы в отдельности или выяснять структуру хозяйственных отношений, не принимая во внимание какое-либо их изменение. Главный метод исследования экономической науки – метод диалектики. «…. диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов» (В.И. Ленин). Он представляет собой совокупность законов развития природы, общества и самого человеческого познания и рассматривает экономическую систему как целостную систему категорий и законов в их взаимосвязи и развитии.

Эмпирический метод – первый способ изучения экономических явлений, который заключается в сборе и описании фактов и событий. Им пользовались ещё меркантилисты, и в настоящее время он незаменим в получении исходной информации об экономике.

Статистический метод создал в семнадцатом веке Вильям Петти, особенностью которого является сбор и обработка количественных данных о явлениях и процессах хозяйственной науки. В России сбор статистической информации ведётся государственным комитетом по статистике, выпускающим большое число официальных изданий, главным из которых является «Российский статистический ежегодник». Причинно-следственный метод (он восходит к эпохе классической политической экономии). Суть этого метода заключается в выявлении причинно-следственных связей между отдельными явлениями. Причинно-следственный метод, анализируя сущность явлений с качественной точки зрения, помогает создать логическую иерархию экономических категорий по принципу: из явления А вытекает следствие Б, оно порождает событие В и т.д. Это создаёт предпосылки для объяснения и предвидения экономических событий. Метод научной абстракции.. Д. Рикардо первым в экономической науке чётко сформулировал этот метод, который заключается в выделении наиболее важных, существенных явлений и мысленном отвлечении от второстепенных деталей. Этот метод позволяет расчленить объекты исследования и анализировать основные взаимосвязи в «чистом виде». Этот метод лежит в основе любого моделирования экономического производства. Метод анализа и синтеза. Анализ предусматривает расчленение предмета (явления или процесса) на составные части, отдельные стороны. «Расчлените каждую изучаемую вами задачу на столько частей, сколько это потребуется, чтобы их было легко решить» Р. Декарт. Синтез означает соединение разрозненных частей и сторон в целостность с учётом взаимодействий между ними. Синтез позволяет системно исследовать сущность явлений и процессов.

Метод индукции и дедукции. Эти методы представляют собой не противостоящие, а взаимодействующие методы исследования. Дедукция –это движение в экономическом анализе от общего к частному, от теории к фактам. На основе метода дедукции можно рассчитывать предполагаемый ход развития событий, фактов, делать прогноз. Индукция – это движение от частного к общему, или от фактов к теории. Это означает, что учёный-экономист накапливает факты с целью выведения из них теории или принципов.

Метод единства исторического и логического. Он основан на том, что все общественные явления имеют свою историю и нужно проследить по этапам их историческую цепочку или «жизнь», а затем построить чёткую, логически обоснованную взаимосвязь явлений, отражающую в концентрированном виде исторический процесс возникновения и развития данного явления. Исторический подход помогает конкретно и наглядно представить все особенности каждой системы на разных этапах её исторического развития. Логический метод позволяет правильно применить общепринятые формы мысли (понятия, суждение) и свойства мышления (определения, законы и другие). Это помогает достичь истинности высказанных положений и выводов. Экономический эксперимент – это научный опыт, который осуществляется в хозяйственной практике с целью проверки достоверности полученных экономической теорией выводов и положений. Эксперимент даёт материал для развития теории, а не только для подтверждения или опровержения той или иной гипотезы. Графический (метод графического моделирования) основан на построении моделей с помощью различных рисунков – графиков, диаграмм, схем. Есть также методы математического, компьютерного моделирования

Системный анализ (диалектика системная) – это метод решения проблем познания, управления и проектирования сложных систем в условиях неопределённости и риска. С позиции этого метода система – это объект, разрешающий актуальные противоречия в заданных условиях среды (общество, человек, Россия).

Основными чертами этого метода являются: сложность объектов; акцент на проблемы синтеза интеграции объектов; многовариантность рассмотрения проблем; междисциплинарный характер решаемых проблем; ориентация на оптимальное решение проблемы.. Принципами системного анализа являются: концентрированность действий; комплектность, выделение решающего звена, поэтапность развития, организационная динамичность.
3. Функции экономической теории.

Экономическая теория и экономическая политика.

Современная экономическая теория выполняет следующие основные функции: познавательную, методологическую, прогностическую, практическую, мировоззренческую. Значение экономической теории многогранно и это можно проследить на её функциях. Познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Методологическая функция. С её помощью раскрываются общие закономерности экономической политики, различных экономических систем, экономических отношений. Чтобы глубже познать изучаемые процессы, учёные прибегают к теоретическим обобщениям реальных фактов, открывают тенденции и законы хозяйственного развития. В западной литературе в этом случае пишут о позитивной экономической теории, которая путём анализа фактов и данных выводит научные обобщения о хозяйственном поведении людей. При этом применяются: экономический анализ и экономические принципы, законы, модели. Польза достоверной истории возрастает, если она позволяет лучше предвидеть ход экономического развития. Прогностическая функция ( в переводе с греческого «предвидение, предсказание») заключается в разработке научных основ предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития на будущее. Эта функция связана с разработкой перспективных критериев и показателей.Практическая функция экономической теории состоит в научном обосновании экономической политике государств, выявлении принципов и методов рационального хозяйствования. В литературе в таком случае пишут о нормативной экономической теории или экономической политике – научном направлении, которое определяет, какой должна быть экономика и хозяйственная политика государства. Практическая функция заключается в разработке научных основ управления хозяйственной деятельностью, выявлению наиболее эффективных способов разрешения экономического противоречия. Мировоззренческая функция заключается в формировании нового типа экономического мышления, и на этой основе – современного мировоззрения человека.

Экономическая теория тесно связана с экономической политикой.

Экономическая политика, основываясь на определении экономической теории, направлена на достижение следующих целей: полная занятость: работу необходимо обеспечить всем, кто желает и способен трудиться; стабильность уровня цен: необходимо избегать значительного повышения общего уровня цен, т.е. инфляции; экономическая эффективность: максимальная отдача при минимальных затратах; экономический рост, обеспечивающий более высокий уровень жизни; экономическая свобода: предприниматели, рабочие и потребители должны обладать высокой степенью свободы в своей экономической деятельности; справедливое распределение доходов; социально-экономическая обеспеченность: государство должно обеспечить существование больных, нетрудоспособных, престарелых или других иждивенцев.
4 История экономической науки.
Меркантилизм

Расцвет экономической теории как науки начался в Западной Европе в 15 - 17 вв. в эпоху первоначального накопления капитала. Появилась первая экономическая школа – меркантилизм, которая выражала интересы торговой буржуазии и обосновала экономическую политику протекционизма. Меркантилисты отождествляли богатство нации - с золотыми и серебряными деньгами. Главный лозунг меркантилистов – «много продавать – мало покупать». Представители: Томас Мэн – английский экономист (1571 – 1641) в своей работе «Богатство Англии во внешней торговле» изложил законы меркантилизма: источник богатства кроется не в сфере производства, не в сфере накопления капитала, а лишь в излишке экспорта. Кроме Англии меркантилизм получил развитие во Франции (Ж.Б. Комебер (1619-1683) и Антуан де Монкретьен). Авторы термина «Политическая экономия».

Классическая политическая экономия

Классики исследовали процесс рыночного ценообразования с позиции производителей и их издержек по производству товаров. Потребителя как участника процесса они не рассматривали.

У истоков классической политической экономии стояли английский экономист Вильям Петти (1623 – 1687) и французский Пьер Буагельбер (1646 – 1714). Их заслуга заключалась в постепенном подрыве старой меркантилистской догмы о необходимости постоянного вмешательства в экономику. Они проложили путь для физиократов – экономического течения, сложившегося во Франции в 18 веке. Одной из главных идей, объединивших физиократов, был экономический либерализм («предоставить свободу деятельности, не мешать»), который определил оптимальные отношения государства и экономики. Другой объединившей физиократов идеей было ошибочное представление о том, что богатство создаётся только в сельском хозяйстве. Промышленников они называли «бесполезным классом», не производящим нового богатства, а лишь преобразующим сельскохозяйственный продукт в иную форму.. Лидер физиократов Франсуа Кенэ (1694 – 1774) создал «экономическую таблицу», он показал полный цикл движения продукта: от его создания в сельском хозяйстве, вплоть до потребления. Был сделан первый подход к проблеме воспроизводства.

Представители другой - английской - ветви классической политической экономии пошли дальше физиократов. Богатство они отождествляли со всем разнообразием товаров, безразлично к тому, промышленные они или сельскохозяйственные. А. Смит является самым знаменитым английским (шотландским) экономистом всех времён и народов (1723 – 1790). В своём труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он впервые перешёл от решения отдельных экономических проблем к системе экономических знаний. Его подход включает три основные компонента: Понятие экономического человека. Принцип «невидимой руки». Естественный порядок. Он выдвинул 4 разные теории стоимости. По одной из них стоимость товара определялась трудом. Эта концепция получила название трудовой теории стоимости. Давид Рикардо (1772 – 1823) продолжил и развил традиции классической политической экономии. Он внёс большой вклад в развитие методов экономической науки, используя логические приёмы, научную абстракцию и элементы моделирования. Рикардо углубил и сделал более последовательной трудовую теорию стоимости. Жан Батист Сэй (1767 – 1832) французский экономист и предприниматель. Он сформулировал закон рынка – «закон Сэя», который утверждал совершенную саморегулируемость рыночной системы и даже отрицал возможности кризисов в экономике.

Крутой перелом в науке наступил в результате деятельности великого немецкого экономиста К. Маркса (1817 – 1883). Маркс создал экономическую доктрину, которая повлияла в 20 веке на судьбы человечества и особенно России. Он исследовал экономическое противостояние труда и капитала и сделал вывод о неизбежной победе труда над капиталом и уничтожении последнего. Крупнейшие заслуги К. Маркса связаны с соединением экономических и исторических знаний. До Маркса экономика рассматривалась как статичный объект. Маркс создал одну из первых теорий развития экономики, положив начало перспективному направлению исследований, которое в 20 веке (с немарксистских позиций) было продолжено И. Шумпетером (1883 – 1950).

Маржинальная революция.

Появление следующей крупной научной школы – маржинализма – относится к 70-м годам 19 века и связано с изменениями в экономике и промышленном производстве. Бурное развитие экономики, вызванное промышленной революцией, продолжалось весь 19 век. Австрийская школа. На первом этапе развития маржинализма – в 70-х годах 19 века известность получила австрийская школа, созданная Карлом Менгером (1840 – 1921). Маржиналисты изучили мотивы поведения человека как потребителя и пришли к выводу о связи психологической ценности того или оного блага для потребителя с количеством данного блага, уже имеющегося в его распоряжении. Его заслуга в открытии закона убывающей предельной полезности. Открытие этого закона изменило понятие создаваемого нацией богатства. Оказалось, что достижением производителей можно считать не всё то, что они смогут произвести, а только нужное потребителям количество благ.

Неоклассическая школа. Маржиналистов «второй волны» называют неоклассиками, так как маржиналистов и классиков объединяет подход к рынку как саморегулирующейся системы. Яркий представитель - Альфред Маршалл (1842 – 1924). В своей работе «Принципы экономики» он экономической науке новое название – экономикс, исключив государственный акцент. Маржинальная теория признавала ряд факторов (источников богатств) – капитала, земли, предпринимательской способности, а не единого – труда, как в трудовой теории стоимости. Маршалл создал теории рыночной равновесной цены, в которой показал зависимость свободного рыночного ценообразования и от спроса и от предложения. Этот подход получил название «логики ножниц». Каким лезвием ножниц вы режете бумагу? Обоими. Так и цена на рынке находится под влиянием двух факторов – спроса и предложения – и нельзя сказать, который из них важнее.

Маржинальная школа внесла большой вклад в расширение объекта экономической науки, в которую прочно и навсегда, кроме экономических процессов, вошли психологические аспекты.

Кейнсианская революция

Она связана с именем выдающегося английского экономиста, «спасителя капитализма», Джона Мейнарда Кейнса (1883 – 1946). Джон Кейнс доказал невозможность полноценного действия в новых условиях принципа «невидимой руки» Смита и опроверг «закон Сэя». В своей книге «Общая теория занятости, процентов и денег» (1936) Кейнс обосновал необходимость постоянного присутствия государства в экономике. Он разработал государственную экономическую политику, основными рычагами которой были доходы и расходы бюджета и кредитно-денежные отношения.

Неокейнсианство (Неоклассический синтез).

В 50 – 60-х годах последователи Джона Кейнса – Э. Хансен, Р.Харрод, Е. Домар – продолжили развитие теории государственного регулирования. В их работах рассматривалась регулирующая деятельность государства в условиях не только кризиса, но и подъёма. Государство должно маневрировать расходами, сокращая их в период бума и увеличивая во время депрессии. Они создали теорию экономического роста, связав её с учением об инвестициях. В целом кейнсианские и неокейнсианские рекомендации были направлены на достижение в экономике высокого уровня занятости и высокого государственного регулирования.

Монетаризм

По мнению монетаристов, экономическая функция государства состоит в поддержании стабильного денежного обращения, в частности, в недопущении инфляции. Монетаризм выдвинул цель – достижение стабильности покупательной силы денежной единицы. Наиболее известным представителем этой школы является Милтон Фридмен (1912). Институционализм возник в США в начале 20 века и бунтует против формализма классических и неоклассических традиций, в которых экономические процессы объясняются с помощью небольшого числа формализованных параметров (цена, спрос и др.), а сложная ( часто внеэкономическая) природа поведения человека и закономерности организации человеческого общества не учитываются.Институты – это сформировавшиеся и защищённые законом обычаи. Ими и может быть организация (профсоюзы, политические партии. Согласно взглядам институтов, развитие экономики определяется именно характером существующих в ней институтов. Последствия изменения экономических параметров зависят от институциональной среды, которая сложилась в обществе. Основоположником американского институционализма был Торстейн Веблен. Продолжили направление институционализма неоинституционалисты. В 60-х годах Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу и другие создали теории индустриального и постиндустриального общества, в котором НТР служила основой социального прогресса. В 70 – 80-е годы неоинституционализм представлен теорией прав собственности, создателем которой стал Рональд Коуз, Д. Норт и другие.
Вопросы

1.Что входит в понятие «предмет экономической теории»?

2.Что представляет собой экономические категории и экономические законы? Как они взаимосвязаны между собой?

3. Какие цели преследует экономическая политика и как она взаимосвязана с экономической наукой?

4.Какие методы использует экономическая наука при анализе изучаемых объектов?

5.Раскройте функции экономической теории и покажите их роль в российской практике.

6.Какие этапы прошла в своём развитии экономическая наука?
Раздел 2. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ
Глава 2. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие введение в экономическую теорию  icon1. Введение в экономическую теорию: предмет, метод, экономический образ мышления
I. введение в экономическую теорию. Теоретические проблемы микроэкономики

Учебное пособие введение в экономическую теорию  iconУчебное пособие Курс лекций Для студентов высших учебных заведений...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, но может быть полезно и тем, кто самостоятельно изучает экономическую теорию

Учебное пособие введение в экономическую теорию  iconПрограмма в программе предусмотрена следующая логика изучения экономической...
«Введение в экономическую теорию» освещается место и роль человека в экономике, дается представление об экономической теории как...

Учебное пособие введение в экономическую теорию  icon1. Экономическая система общества
Учебное пособие предназначено для изучающих микроэкономику и экономическую теорию студентов, аспирантов и преподавателей

Учебное пособие введение в экономическую теорию  icon1. Введение в экономическую теорию
Экономическая теория (для студентов неэкономических специальностей): Учебно-методическое пособие/ А. Р. Тумашев, М. В. Тумашева,...

Учебное пособие введение в экономическую теорию  iconУчебное пособие Воронеж 2000 В. Б. Кашкин Кашкин В. Б. Введение в...
Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб пособие. Воронеж: Изд-во вгту, 2000. 175 с

Учебное пособие введение в экономическую теорию  iconТема 1: Введение в экономическую теорию
Экономические ресурсы (факторы), их ограниченность и необходимость эффективного использования

Учебное пособие введение в экономическую теорию  iconЗащита эссе*
Введение в экономическую теорию. Основные принципы функционирования рыночной экономики. Деньги

Учебное пособие введение в экономическую теорию  icon1. Введение в экономическую теорию 12
Рабочая учебная программа дисциплины «Экономическая теория» для специальности «Финансы и кредит» 7

Учебное пособие введение в экономическую теорию  icon1: Введение в экономическую теорию 24
...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную