Лекция I. Предмет и метод общей экономической теории






НазваниеЛекция I. Предмет и метод общей экономической теории
страница1/8
Дата публикации03.02.2015
Размер1.24 Mb.
ТипЛекция
e.120-bal.ru > Экономика > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8

ЛЕКЦИЯ I. ПРЕДМЕТ И

МЕТОД ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

1. Что изучает экономическая теория и каковы ее функции,

2. Методологические принципы курса "Общая экономическая теория."

1. Что изучает экономическая теория и каковы ее функции.

В любой науке одним из первых условий ее самостоятельного ут­верждения служит четкое определение того, чем она занимается и что составляет предмет ее изучения.

Толкование предмета экономической теории представителями оте­чественной науки в настоящее время включает множество взглядов и подходов, которые свидетельствуют о прохождении трудного этапа ста­новления экономической науки в России, учитывая, с одной стороны, традиционную (марксистскую) интерпретацию, с другой, культивируемый на Западе предмет "экономике".

Сутью традиционной интерпретации предмета экономической теории является изучение экономики как системы общественных отношений, формирующихся в процессе производства, распределения, обмена и пот­ребления товарно-материальных ценностей. Считается, что в содержа­нии данного предмета чрезмерно жестко формировались классовые отно­шения. Не ставя перед собой задачи, полной оценки сложившегося поло­жения отметим, что в доперестроечный период действительно имела место крайность подходов в определении роли классовых отношений, доводящая методологическую базу, до одностороннего, конфронтационно направленного противостояния. В тоже время отметим, что попытка полного отказа от традиционного подхода к предмету экономической теории (антитрадиционная "агрессия") чревата другой противоположной крайностью, которая, в сущности, имеет тот же самый тупиковый харак­тер.

Согласно определению, даваемому в "Экономике", предметом эконо­мической - теории является функциональный анализ рыночного хозяйства. По этом главным моментом выступают проблемы редкости (ограничен­ности) ресурсов и выбора, осуществляемого людьми, в процессе исполь­зования ограниченных. ресурсов с целью удовлетворения материальных потребностей и получения экономической выгоды.

Таким образом, "экономике" в содержание своего предмета включает аспект отношения человека к вещи (экономическому ресурсу), а не отношения между людьми по поводу вещей, В частности, английский экономист Л.Роббинс пишет: "Экономика - это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ог­раниченными средствами, допускающими альтернативное использование"1. Отметим при этом, что альтернативное использование - суть проблемы выбора.

Экономическая теория изучает не ресурсы, взятые сами по себе, а экономическое поведение людей по поводу ресурсов; в связи с этим она представляет собой не, техническую, а гуманитарную (обществен­ную) науку.

Сущность предмета экономической теории наиболее полно проявля­ется в ее функциях. К числу основных функций, выражающих назначение и роль рассматриваемого курса относятся методологическая, познава­тельная, прикладная и идеологическая.

Методологическая функция общей экономической теории• состоит в том, что ока выступает в качестве научной основы для конкрет­но-прикладных (специальных, отраслевых, историко-описательных) эко­номических наук, формулирующей общие принципы, формы и методы раз­вития явлений. Она аккумулирует исследования, начатые конкретно -экономическими науками, обобщает их, доводя до познания объективных законов развития общественного производства.

Как и все другие науки, экономическая теория имеет познаватель­ную функцию: она создает научную систему знаний об окружающем нас мире экономических явлений и процессов.

Третья функция - прикладная, направлена на обеспечение экономи­ческой политики, которая представляет собой комплекс мер (организа­ционных, социальных, регулятивных) По-управлению общественным про­изводством. В этой связи экономическая наука выполняет роль "штур­мана", прокладывающего дорогу хозяйственной практике.

И, наконец, идеологическая функция данной науки состоит в том, что она обосновывает и защищает определенные взгляды, идеи, позиции с помощью аргументов и доказательств. Поскольку любая истина рожда­ется в спорах, перерастающих порой в острополемическую борьбу школ и направлений, постольку сохраняется основа для идеологической функции. Поэтому идеология присутствует (в явной или скрытой форме) в любом познании и вряд ли правомерно с диалектической точки зрений, отстаивать получивший в последние годы широкое распространим тезис о некоей "деидеологизации".
2. Методологические принципы курса "Общая экономическая теория".
Методология - это учение о принципах, формах и способах научного познания. Для получения истинных знаний (а не спекулятивных, к кому-то угодных) необходимо использовать диалектический метод, основы которого были заложены еще древними греками, а впоследствии развиты в систему научной методологии Гегелем.

Мыслить диалектически - это значит рассматривать все в разви­тии, в единстве прошлого, настоящего и будущего. Научное познание вопреки непосредственному восприятию всего внешнего (очевидного), должно проникнуть в сущность процессов и явлений, в их взаимосвязь; раскрыть причины и источники развития.

К числу способов научного познания, используемых, в частности, в экономической теории, откосят: научную абстракцию, анализ и син­тез, индукцию и дедукцию, использование статистической информации, позитивное и нормативное. Представленные способы достаточно полно; освещены в учебно-методической литературе, поэтому нет необходимости в их подробной характеристике; остановился коротко на формулировании содержания данных способов.

Метод научной абстракции состоит в выделении наиболее сущест­венных сторон изучаемого явления и отвлечении от всего второстепен­ного, случайного. При этом выявляется наиболее общее в характерис­тике явление, затем совершается постепенный переход к конкретным проявлениям его сущности. Лишь при таком подходе можно раскрыть сущность наиболее глубокого уровня, описать характер и внутренние свойства используемого объекта, сформулировать законы (причин­но-следственные связи), управляющие его развитием.

Составной частью метода экономической теории является способ познания, представленный анализом и синтезом. Расчленение совокуп­ности факторов на простые составляющие, каждая из которых, всесторонне и детально изучается с целью выявления существенного, решаю­щего звена, называется анализом. Если, например, взять все промыш­ленные предприятия в макромасштабе, то они будут отличаться по ряду специфических признаков. Однако все они неразрывно связаны единым признаком – тем, что представляют собой субъектов таких отношений, где решающая роль принадлежит конъюнктуре рынка (спрос, предложение, цена, конкуренция и т.п.).

В связи с этим возникает потребность в синтезе, т.е. в воспро­изведении единства самых разнообразных черт, сторон, когда эти признаки относятся не к отдельным предприятиям, а к их совокупнос­ти. Методы анализа и синтеза органически взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Будучи оторваны, они теряют свое зна­чение в исследовании экономических процессов.

Анализ и синтез широко применяются в экономической теории: "рука об руку" с ними идут методы индукции и дедукции. Индукция представляет такое изучение отдельных явлений, фактов, процессов, которое дает возможность видеть их общие, одинаковые черты. Это способ восхождения от частного к общему, от фактов к обобщениям. Дедукция представляет собой такой способ изучения явлений, который предполагает восхождение от общего к частному, использование общих положений, теоретических выводов для понимания сущности отдельных экономических явлений и процессов. Индукция и дедукция, так же как анализ и синтез, взаимосвязаны, служат основой для применения друг друга.

Управление экономикой, опирающееся на сознательное использова­ние экономических законов, требует, с одной стороны, качественной оценки многочисленных процессов, а с другой - количественного изме­рения экономических величин - объема производства, удельного веса различных отраслей, величин национального дохода и т.д., что воз­можно осуществлять с помощью четко отлаженной системы статистичес­кого наблюдения и экономико-математического моделирования.

Позитивный подход., как метод экономической теории, предполагает изучение явлений и процессов, складывающихся в сфере хозяйственных отношений. Он означает описание того, что было и возможно произой­дет. Нормативный подход означает целеполагание: он отвечает на воп­рос: что должно быть в экономике?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аникин А.В. Юность науки. Гл.1.М., 1985.

2. Аникин А.В. Путь исканий: Социально-экономические идеи в России до марксизма. М., 1990.

3. Макконнелл К.. Брю С. Экономикс. Т.1. Гл.1, м., 1992.

4. Пешехонов В.А. Проблемы, предмета современной экономической тео­рии// Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.6. Экономика. 1994. Вып. 1. N5.

5. Сычев Н. Основы экономической теории и истории экономических учений (лекционный цикл)//Российский экономический журнал. 1994, NN11,12.
ЛЕКЦИЯ 2. ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА, ЕГО ФАКТОРЫ, СОЦИАЛЬНЫЕ ФОРМЫ.
1. Процесс производства товаров и услуг.

2. Факторы производства.

3. Эффективность производства.

4. Социальные формы производства.
Экономическая теория отвечает на вопросы: что, как, кто, для, кого. Все эти вопросы относятся к процессу производства. Поэтому из множества экономических понятий, закономерностей и теорий в первую очередь необходимо познакомиться с сущностью и смыслом процесса производства, его факторами, эффективностью и социальными условия­ми.



  1. Процесс производства товаров и услуг.


Производство - это процесс воздействия человека на природу с целью создания экономических благ. Не всякие блага являются экономически­ми, а только редкие. Например, атмосферный воздух или морская вода в океане являются благами, но не экономическими благами, поскольку они не редки. Редкость - это ограниченное количество блага, это не­обходимость его производить, и распределять. Без принципа редкости процесс производства и вся экономическая теория просто бессмыслен­ны. В жизни, тем не менее, часто пренебрегают этим принципом, что приводит к грубым сшибкам.

Производство может быть или натуральным, или товарным. Нату­ральное производство в течение тысячелетий было присуще хозяйствам, потребляющим всю свою продукцию. Товарное производство осуществляется с целью обмена, продажи продуктов производства.

Переход человечества от натурального хозяйства к товарному про­изводству был. вызван накоплением знаний, производственного опыта. На их основе произошло разделение труда. Из натурального производс­тва выделились: земледелие, скотоводство, ремесло, торговля и.т.д. Возникла необходимость в обмене товарами. Товар - это продукт, про­изведенный для обмена или продажи.

Товару присуще такое важное свойство как полезность. Полезность - это способность товара удовлетворять потребности и предпочтитель­ность по сравнению с другими товарами. Следует обратить внимание на предпочтительность как составную часть полезности, ибо иногда толь­ко предпочтительностью и можно объяснить выбор потребителя.

Различают совокупную полезность и предельную. Совокупная полез­ность - это сумма полезностей всего количества данного товара. Чем больше партия товара, тем больше ее совокупная полезность. Предель­ная полезность - это полезность последней единицы товара из данного количества. Известно такое явление как убывание предельной полез­ности: чем больше потребляется товара, тем меньше его предельная полезность. В самом деле, какую бы мы ни испытывали жажду знойным июльским днем, второй стакан лимонада будет менее предпочтителен первого, а третий - и тем более. Хотя качество лимонада во всех трех стаканах совершенно одинаковое. Яркой иллюстрацией этой зако­номерности является басня И.А.Крылова "Демьянова уха", в которой рассказывается, как Фока сбежал от Демьяна после четвертой тарелки наваристой и душистой ухи, чтобы не есть пятую.

Товары подразделяются на группы. Товары бывают взаимозаменяемые (пальто - шуба, баранина - говядина), в этой группе рост цен одного товара увеличивает спрос на другой. У взаимодополняемых товаров (автомобиль - бензин, магнитофон - кассета) рост цен одного снижает спрос на другой.

Товары делятся на нормальные, и дешевые. Нормальные - это высо­кокачественные, сложные, дорогие товары: спрос на них растет при росте доходов покупателей, и наоборот. Дешевые - простые, по более доступным ценам; спрос как них растет при падении доходов покупате­лей, и наоборот.

До сих пор речь шла о производстве товаров, вещей. Однако про­цесс производства это не только производство предметов, но и оказа­ние услуг. Услуги подразделяются на материальные (транспорт, связь) и нематериальные (консультации, развлечения). В мире происходит из­менение структуры производства товаров и услуг в пользу услуг, как в стоимостном измерении, так и по численности занятых работников. Экономистами высказывается мнение, что в будущем экономика постин­дустриальных стран будет экономикой услуг. Таким образом, услуги также являются экономическим благом и разновидностью товара.


  1. Факторы производства.


Процесс производства заключается в комплексном использовании разнородных экономических ресурсов. Они делятся на факторы произ­водства: природные ресурсы, труд, капитал. Следует подчеркнуть три­единство факторов производства, т.е. необходимость одновременного наличия и использования всех факторов, отсутствие любого из них де­лает невозможным современный процесс производства. Следовательно, не может быть главного и второстепенного фактора, для процесса про­изводства они равны, равнозначны.

Рассмотрим особенности каждого фактора и его роль в процессе производства.

Природные ресурсы - часть природы, пригодная для использования в производстве: земля, ее недра, леса, водоемы. Природные ресурсы бывают возобновляемые и невозобновляемые. Возобновляемые лес, земля, вода. Невозобновляемые - руда, уголь, нефть.Разведанные и учтенные месторождения (запасы) природных ресурсов различаются по количеству, качеству, доступности.

Труд - умственные и физические затраты работников на производстве. Для процесса производства важно такое свойство труда как про­изводительность, т.е. количество продукции на одного работника. Производительность труда при прочих равных условиях зависит от ква­лификации, образования, воспитания, местных традиций и обычаев.

Капитал - это вторичный фактор производства. Вторичность его состоит в том, что он создается в процессе производства, это "ис­кусственный" фактор. Капитал - это средства производства, созданные трудом: инструменты, оборудование, здания, сооружения, машины, сырье, материалы, комплектующие. Капитал создается за счет чьих-ли­бо сбережений, капитал называют "сделкой" настоящего с будущим, "капитал - это решение не обедать". Уже в древнее время затраты на производство инструментов и орудий труда многократно окупали себя за счет резкого роста производительности труда. Это свойство капитала многократно окупать себя получило в экономической теории спе­циальное название - чистая производительность капитала.

Конечно, полная замена одного фактора другим не возможна, но частичное замещение вполне реально. Например, 20 землекопов с лопа­тами могут быть заменены трудом одного экскаваторщика. Возможности частичного взаимозамещения порождает разнообразные варианты соотношений факторов производства, т.е. варианты технологий. Появляется возможность выбора из множества технологий. Но возникает проблема критерия выбора. Важнейшим критерием для принятия экономических ре­шений является эффективность.


  1. Эффективность производства.


Эффективность - основополагающая категория экономической тео­рии. Эффективность процесса производства - это отношение результата к затратам. Чем больше результат и меньше затраты, тем выше эффек­тивность производства. Экономическая теория указывает на несколько видов эффективности.

Технологическая эффективность измеряется в физических, нату­ральных величинах, это отношение объема производства (штуки, тонны) к количеству затраченных факторов производства (станки, гектары, рабочее время).

Экономическая эффективность исчисляется в денежных единицах, это отношение стоимости проданной продукции к стоимости затрат.

Третий вид эффективности показывает стопроцентную полноту расп­ределения ресурсов, полную загруженность производственных мощнос­тей. Этот показатель назван по имени итальянского экономиста: Паре-то - эффективность. При такой эффективности невозможно увеличение в одном без сокращения в другом. Парето - эффективность является сво­еобразным применением принципа редкости.

Основным из этих видов эффективности экономическая эффектив­ность. Технологическая эффективность может быть превосходной, Парето - эффективность тоже несомненной: но если экономическая эффек­тивность окажется низкой, то грош цена такому процессу производства. Причина такой ситуации может быть в ошибочной структуре про­дукции, когда производится продукции много (технологическая эффек­тивность I), рабочие и оборудование не простаивают (Парето - эффек­тивность!), но продукция залеживается на складе, не пользуется спросом или низко ценится покупателем. Поэтому экономическая эффективность - это один из универсальных, обобщающих показателей. Он даёт социально-экономическую оценку производственному процессу.

Но процесс производства - это следствие принятых решений, сде­ланных выборов. Кто и как принимает решения, определяющую экономи­ческую эффективность процесса производства? Это зависит от социаль­ных условий, в которых происходит процесс производства.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция I. Предмет и метод общей экономической теории iconЛекция Предмет и метод экономической социологии Лекция Основные направления...
Зачет ставится в том случае, если студент набирает 4 и более баллов по 10-ти балльной системе

Лекция I. Предмет и метод общей экономической теории iconВопросы к кандидатскому экзамену по экономической теории
Предмет и объект исследования общей экономической теории. Основные этапы и направления развития экономической теории

Лекция I. Предмет и метод общей экономической теории iconВопросы к экзамену по экономической теории на 1 курсе фпэк микроэкономика
Предмет экономической теории. Метод исследования в экономической теории. Основные принципы и допущения, экономическое моделирование,...

Лекция I. Предмет и метод общей экономической теории icon1. Экономическая теория: предмет и метод Экономика как сфера жизнедеятельности...
Предмет и функции экономической теории. Разделы экономической теории. Экономические категории. Экономические законы. Экономические...

Лекция I. Предмет и метод общей экономической теории iconС. В. Дубовский Лекция №1. Предмет, язык и задачи общей теории систем
Причем, эти термины и понятия заимствованы как у «концептуалистов», использующих преимущественно вербальные методы, так и у «формалистов»,...

Лекция I. Предмет и метод общей экономической теории iconКурсовая работа по экономической теории не тему: «Предмет и метод экономической теории»
Но сам термин «политическая экономия» появился почти на три столетия раньше понятия «экономике», введенного в научный оборот в конце...

Лекция I. Предмет и метод общей экономической теории iconПрограмма по дисциплине экономическая теория
Предмет и метод экономической теории. Основные закономерности экономической организации общества

Лекция I. Предмет и метод общей экономической теории iconКурс. «Экономическая теория» Раздел Введение в экономическую теорию...
А. Маршалл сводит предмет науки к исследованию богатства, стимулов к действию человека и мотивов противодействия

Лекция I. Предмет и метод общей экономической теории iconТема Предмет экономической теории и ее методологические основы
Цель изучения: определить предмет экономической теории и ее принципы, показать историю возникновения и становления экономической...

Лекция I. Предмет и метод общей экономической теории iconЛекция Основные понятия экономической теории Предмет экономической...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную