ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
(ОмГУПС (ОмИИТ))
СОГЛАСОВАНО
| УТВЕРЖДАЮ
| Директор института (декан факультета)
| Проректор по научной работе
и инновациям
| ___________ _С. А.__Ветров_________
подпись (И.О.Ф.)
«_____»___марта______ 201 2 г.
____________ ______________________
подпись (И.О.Ф.)
«_____»______________ 201__ г.
____________ ______________________
подпись (И.О.Ф.)
«_____»______________ 201__ г.
____________ ______________________
подпись (И.О.Ф.)
«_____»______________ 201__ г. ___________________________________
подпись (И.О.Ф.)
«_____»______________ 201__ г.
| ___________ _В. Т. Черемисин ______
подпись (И.О.Ф.)
«_____»_____марта____201_2 г.
____________ ______________________
подпись (И.О.Ф.)
«_____»______________ 201__ г.
____________ ______________________
подпись (И.О.Ф.)
«_____»______________ 201__ г.
____________ ______________________
подпись (И.О.Ф.)
«_____»______________ 201__ г. ____________ ______________________
подпись (И.О.Ф.)
«_____»______________ 201__ г.
| Кафедра Экономика транспорта, логистика и управление качеством
(название кафедры) Автор Усманов Юрий Ахкемович, профессор кафедры, к.т.н., доцент.
(ф.и.о. - полностью, должность, ученая степень, ученое звание)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экономика, управление и планирование на железнодорожном транспорте
(название дисциплины)
Специальность научных работников:
08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (транспорт)» (шифр, наименование специальности) Квалификация (степень): кандидат экономических наук
Форма обучения: очная
Одобрена на заседании методической комиссии института (факультета)
« 29 » февраля 2012г. Протокол № 9
«___» _________ 201_ г. Протокол №__
«___» _________ 201_ г. Протокол №__
«___» _________ 201_ г. Протокол №__
«___» _________ 201_ г. Протокол №__
| Одобрена на заседании кафедры « 15 » февраля 2012 г. Протокол № 5
«___» _________ 201_ г. Протокол №__
«___» _________ 201_ г. Протокол №__
«___» _________ 201_ г. Протокол №__
«___» _________ 201_ г. Протокол №__
| Омск 201__ г.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Целями освоения учебной дисциплины «Экономика и управление железнодорожным транспортом» являются углубленное изучение экономических процессов деятельности и управления железнодорожным транспортом с целью проведения исследований по теме диссертации и подготовки к сдаче кандидатского экзамена.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебная дисциплина «Экономика и управление железнодорожным транспортом» относится к циклу «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности».
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Общая трудоемкость дисциплины составляет: 6 зачетных единиц, 216 часов. 3.2. Виды и объемы учебной работы по дисциплине, два семестра, продолжительность семестров – по 15 недель
Вид учебной работы
| Количество часов
| Всего по учебному плану
| Семестры
| 1
| 2
|
| 1
| 2
| 3
| 4
|
| Аудиторные занятия (всего):
| 35
|
| 35
|
| В том числе:
|
|
|
|
| Лекции (лек)
| 24
|
| 24
|
| Лабораторные работы (лаб)
| –
|
| –
|
| Практические, семинарские занятия (прк)
| 8
|
| 8
|
| Контроль самостоятельной работы по реферату (кср)
| 3
|
| 3
|
| Самостоятельная работа (ср) (всего):
| 181
|
| 181
|
| В том числе:
|
|
|
|
| Реферат
| 40
|
| 40
|
| Проработка лекционного материала, подготовка к практическим занятиям
| 141
|
| 141
|
| Промежуточная аттестация (зачет)
| –
| –
| –
|
| ОБЩАЯ трудоемкость дисциплины:
| Часов:
| 216
|
| 216
|
| Зач. ед.:
| 6
|
| 6
|
|
3.3. Разделы учебной дисциплины
Номер семестра
| Номер недели
| Раздел учебной дисциплины
| Краткое содержание раздела
| Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу аспирантов и трудоемкость (в часах)
| Форма итоговой
аттестации
| лек
| лаб
| прк
| ср
| кср
| Всего
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 2
| 27
| Роль железнодорожного транспорта в социально-экономической жизни страны
| Основные понятия экономики железнодорожного транспорта. Значение и особенности транспорта как базы материальной инфраструктуры экономики страны. Железнодорожный транспорт как объект гражданского права. Организационная структура управления железнодорожным транспортом. Показатели работы. Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030г.
| 4
|
|
| 15
|
| 19
| Содержание учебной дисциплины входит в вопросы к кандидатскому экзамену по специальности
| 2
| 28
| Основы методологии экономической оценки эффективности функционирования и развития железнодорожного транспорта
| Железнодорожный транспорт как производственно–экономическая система. Методы оценки уровня конкуренции перевозок. Методы определения экономической эффективности мероприятий и комплексных программ. Сущность, значение и принципы определения экономической эффективности управленческих решений.
| 2
|
| 2
| 20
| 1
| 25
|
| 2
| 29
| Управление и планирование на железнодорожном транспорте
| Система управления железнодорожным транспортом. Особенности, принципы и методы управления. Стратегическое планирование и анализ конкурентных позиций. Экономическое регулирование развития железнодорожного транспорта и управление инвестициями. Оценка инвестиционных проектов. Корпоративное строительство в ОАО «РЖД»
| 4
|
| 2
| 22
|
| 28
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 2
| 30
| Планирование эксплуатационных расходов железных дорог и расчет себестоимости перевозок. Ценовая политика на железнодорожном транспорте. Тарифообразование.
| Состав и структура эксплуатационных расходов. Планирование эксплуатационных расходов. Бюджетное управление как часть системы управления железнодорожным транспортом и его отраслями. Концептуальный подход к постановке бюджетного управления. Себестоимость перевозок различных видов грузов в различных видах подвижного состава, а также – по отдельным участкам и направлениям. Методы построения тарифов на перевозки и их дифференциация. Взаимодействие с собственниками вагонного парка.
| 4
|
|
| 40
| 1
| 45
|
| 2
| 31
| Управление финансами на железнодорожном транспорте
| Финансы и их функции, показатели финансовой устойчивости. Особенности реализации продукции железнодорожного транспорта. Основные и оборотные фонды и показатели их использования. Планирование финансов железных дорог по видам деятельности.
| 4
|
| 2
| 37
|
| 43
|
| 2
| 32
| Экономика труда на железнодорожном транспорте
| Организация труда работников железнодорожного транспорта. План по труду. Организация, планирование и оплата труда на железнодорожном транспорте. Корпоративная система оплаты труда в ОАО «РЖД». Трехуровневая система премирования работников железнодорожного транспорта. Производительность труда, ее сущность и измерение. Основные факторы, влияющие на рост производительности труда. Эффективности ускорения темпов роста производительности труда
| 4
|
|
| 30
| 1
| 35
|
| 2
| 33
| Экономика, качество и регулирование эксплуатационной работы железнодорожного транспорта в условиях рынка.
| Основные итоги реализации структурной реформы железнодорожного транспорта в период 2001–2010 гг. Планирование и экономическое регулирование работы подвижного состава в грузовом движении и пассажирском сообщении. Экономическая эффективность улучшения показателей использования
| 2
|
| 2
| 17
|
| 21
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
|
|
| подвижного состава. Деятельность железных дорог и структурных подразделений по разработке и внедрению систем менеджмента качества на основе международных стандартов серии ISO 9000 и федерального законодательства по техническому регламентированию.
|
|
|
|
|
|
|
| Итого:
| 24
|
| 8
| 181
| 3
| 216
|
| |