Федотов Владимир Александрович; магистрант






НазваниеФедотов Владимир Александрович; магистрант
Дата публикации22.01.2018
Размер80.5 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
ИНСТИТУТЫ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ.
Федотов Владимир Александрович; магистрант
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
В данной статье рассматриваются понятия «экономическая безопасность», «институты» и «институциональный механизм обеспечения экономической безопасности РФ». Проводится анализ структурной составляющей и оценка эффективности взаимодействия различных хозяйствующих субъектов, основной целью которых является обнаружение и предотвращение угроз экономической безопасности.

Ключевые слова: экономическая безопасность, институты, институциональный механизм, оценка эффективности институтов.
В научных трудах многих ученых экономическая безопасность рассматривается, как качественная характеристика экономической системы, которая позволяет оценивать возможность стабильного функционирования субъектов экономической деятельности. Экономическая безопасность является одной из важнейших составных частей структуры национальной безопасности страны, поскольку без соответствующего экономического обеспечения невозможно создать эффективную систему безопасности, а также не представляется возможным выполнение основных задач на внутригосударственном и международном уровне. Экономическая безопасность служит основной жизнедеятельности общества, является гарантом социально-экономической устойчивости и краеугольным камнем стабильного развития государства.

Институциональный подход к оценке экономической безопасности является одним из наиболее сложных элементов оценки экономической безопасности. Прежде чем рассматривать институциональную составляющую экономической безопасности и взаимосвязь институтов между собой необходимо определить само понятие института.

Институты – это система формальных и неформальных правил, определяющих взаимоотношение людей в обществе.

Институты – это привычный образ мысли, руководствуясь которым живут люди.

По способу воздействия институты делятся на формальные и неформальные.

Институты задают систему положительных и отрицательных стимулов, снижают неопределенность и делают социальную среду более предсказуемой. Д. Норт выделяет три главных составляющих в составе институтов1:

• неформальные ограничения (традиции, обычаи и условности);

• формальные правила (законы, административные акты);

• механизмы принуждения, обеспечивающие выполнение правил

(суды, полиция)

Неформальные институты не накладывает жестких ограничений на действия людей в обществе. Нарушение правил неформальных институтов не влечет за собой строгих наказаний. Формальные институты представляют собой определенный свод законов и правил, за нарушение которых предусмотрено строгое наказание. Изучение этих обстоятельств позволяет понять состав институциональных изменений, которые включают совокупность правовых и экономических методов управления и способствуют выявлению опасностей в сфере экономики.

Эффективная институциональная система, реализуя общественные интересы, организует и гармонизирует их в направлении обеспечения национальных интересов высшего порядка, в том числе национальной безопасности. Этим достигается эффективность всего общественного развития страны.

Институтами, поддерживающими долговременный экономический рост, являются законы и правила, формирующие побудительные мотивы и механизмы. Институты, гарантирующие экономическую безопасность, известны: это верховенство закона, независимый и компетентный суд, низкие административные барьеры входа на рынок, отсутствие коррупции и т.п.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что институциональная структура экономической безопасности – это совокупность взаимосвязанных между собой институтов и правил, которые образуют механизм развития экономической безопасности.

Рассмотрим иерархическую составляющую механизмов обеспечивающих экономическую безопасность. Самым главным документом, который устанавливает правила для других правил является конституция Российской Федерации. Затем идут законодательные акты и своды законов ( гражданский кодекс, налоговый кодекс, уголовный кодекс и т.д.), далее следует постановления административных органов власти, постановления и распоряжения местных органов самоуправления, в основании иерархической пирамиды находятся индивидуальные контракты.

На данном этапе хотелось бы рассмотреть структуру институционального механизма обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации. Согласно законодательству РФ возглавляет структуру Президент РФ, который выполняет функцию управления федеральных и региональных ветвей власти и обеспечивает долгосрочное и устойчивое развитие экономики. Ответственность за выполнения поручений Президента РФ принимают  семь полномочных региональных представителей в семи федеральных округах. Помимо этого Президент РФ является председателем Совета Безопасности Российской Федерации. Сам совет безопасности является распорядительным органом. Кроме того, в  составе аппарата СБ РФ помимо  других подразделений действует Управление экономической и промышленной безопасностью.

Законы, сформулированные Президентом РФ «спускаются» в государственную Думу Федерального Собрания РФ и в качестве законов поступает в Правительство РФ. Правительство РФ возглавляет органами исполнительной федеральной и региональных властей комплекс мер по нейтрализации и ликвидации угроз экономической безопасности. С целью выполнения данных мер на многие федеральные агентства и службы возлагается ответственность за исправное функционирование соответствующих сфер хозяйственной деятельности.

Основная нагрузка по выполнению контрольных, административных, надзорных, регулирующих функций возлагается на налоговые, таможенные, контрольно-финансовые и правоохранительные министерства и ведомства РФ. Таким образом, данные структуры являются первоочередными звеньями обеспечения экономической безопасности. Только в финансовом ведомстве РФ действует пять федеральным служб, работа которых непосредственно связана с обеспечением экономической безопасности советующих направлений.

В обязанности Федеральной Налоговой Службы РФ входит контроль за соблюдение Налогового кодекса РФ, своевременная выплата налоговых отчислений, требование соблюдений советующего законодательства, контроль за исполнением данных требований, приостановление операций по счетам у действующих субъектов РФ при выявление нарушений по исчислению налогов, изъятие необходимых документов при выявлении фактов сокрытия доходов.

В структуре построения федеративного механизма обеспечения экономической безопасности необходимо обратить внимание на то, что в каждом субъекте РФ сформирована своя собственная система обеспечения экономической безопасности. В иерархической лестнице они рассматриваются как подсистемы, возглавляемые главами субъектов.

С целью понимания взаимосвязей институционального механизма экономической безопасности в РФ необходимо рассмотреть обеспечение правовой базы. Закрепление и определение основных положений безопасности РФ было принято в ряде нормативных документов. Первый такой документ был принят в 1992 году, это закон «О безопасности», которые вводит основные понятия безопасности, в том числе дает определение безопасности, как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

С целью определения безопасности в области экономической деятельности и поддержания стабильного экономического развития государства, защиты интересов Российской Федерации был издан Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 года «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации». В данном документе описывается единая стратегия для страны, которая позволит обеспечить экономическую безопасность. В частности описывается правовая база, регулирующая экономические отношения в государстве, политические и экономические интересы страны, а также угрозы которые могут возникнуть на пути развития. В данном документе описывается основная цель, которая заключается в целенаправленном развитие экономики, при котором будут созданы социальные условия для развития личности.

В условиях современной России самым главным формальным институтом по обеспечению экономической безопасности в 2009 году была принята и действует до настоящего момента «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.», утвержденная приказом Президента РФ от 12 мая 2009 г. В данном документе были определены основные стратегические развития государства до 2020г. Среди основных стратегических приоритетов развития обороноспособности, информационной и нравственной безопасности, также особое внимание уделяется социально-экономической безопасности общества. В данном документе впервые определена необходимость стратегического планирования, определение критериев и прогнозирование угроз безопасности.

В структуре существующей сегодня институциональной схемы имеют место недостатки и нестыковки, которые влияют на экономическую безопасность РФ. Институты, составляющие основу институционального механизма обеспечения безопасности выполняют функцию регуляторов взаимоотношений субъектов. Они являются основным звеном институционального функционирования и обеспечивают безопасность на различных уровнях хозяйствования. При наличие всех необходимых рычагов для обеспечения безопасности они не увязаны между собой в эффективных механизм. Данный факт можно выявить на примере распределения бюджетных средств среди различных регионов РФ. Во многих регионах не стоит цель сбора максимального объема налоговых отчислений в бюджет, что возможно только при развитой экономической и социально-политической обстановке в регионе.

Многие преобразование и реформы в стране делаются без оглядки на формирование экономической безопасности. Действия Правительства порой идут в разрез с истинными экономическими интересами государства, что также негативно влияет на экономическую безопасность в стране.

Одним из важнейших негативных факторов в развитие институциональной структуры является принижение, а порой и игнорирование мнений негосударственных организаций, занимающихся формированием тех же институтов, что и государственные органы.

Институциональный механизм представляет собой систему правовых и организационным мер воздействия на социально-экономические отношения. Целью данной системы мер является защита экономических отношений от внешних угроз. Основополагающими правовыми принципами институционального обеспечения экономической безопасности являются: законность; соблюдение баланса интересов личности, общества и государства; соблюдение правил международного права. Функционирование механизмов институциональной структуры позволяет дать уверенное развитие экономике РФ в условиях нестабильности макроэкономической системы.
Литература:

1. Г.Г. Петросян Приоритетные направления государственной политики РФ по обеспечению экономической безопасности в современных условиях// "Общество и право", 2009, № 3

2. Валитова А.С. Институциональный механизм обеспечения экономической безопасности страны // СПб.: КультИнформПресс, 2014.161с.

3. Д. Норт Институты, институциональные изменения и функционирование экономики // МОСКВА Фонд экономической книги «НАЧАЛА» 1997. 19-21с.

Водянова В.В. Экономическая безопасность. Системное представление// Монография. М.: ГУУ, 2010. 38-40 с.

4. Сухарев О.С. Институциональная теория и экономическая политика: К новой теории передаточного механизма в макроэкономике. М.// Экономика, 2007. 1328 с.

5. Концепция национальной безопасности РФ (удтв. Указом Президента РФ от 17.12.1997 г. №1300 в редакции указа Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24) // Консльтант Плюс: Версия Проф

6. Информационное письмо высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2000 г. № С5-7/43-119 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Консультант плюс: Версия Проф.

1 Д. Норт Институты, институциональные изменения и функционирование экономики // МОСКВА Фонд экономической книги «НАЧАЛА» 1997. 19-21с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федотов Владимир Александрович; магистрант iconАбаев владимир александрович

Федотов Владимир Александрович; магистрант iconКурс степень факультет/отделение филиал 1 Жиляев Владимир Александрович 5

Федотов Владимир Александрович; магистрант iconТюрнин Владимир Александрович Контактная информация
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, специальность «Политическая экономия», 1979 г

Федотов Владимир Александрович; магистрант iconКатков С. Н., Федотов Н. Г., Абрамова Т. А. Прогнозирование социальных...
Катков С. Н., Федотов Н. Г., Абрамова Т. А. Прогнозирование социальных процессов, основанное на адаптивных моделях. // Проблемы информатики...

Федотов Владимир Александрович; магистрант icon«30 лет Перестройки» Международная научно-практическая конференция
Шамахов Владимир Александрович, директор Северо-Западного института управления ранхиГС, доктор экономических наук, профессор

Федотов Владимир Александрович; магистрант iconМетодическое пособие для учителя Авторы: Земляницин Владимир Александрович
России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе – не представляется возможным...

Федотов Владимир Александрович; магистрант iconПрограмма I международной научно-практической конференции «Экономическая...
Докл. Щукин Владимир Александрович – первый Вице-президент Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области, Председатель Совета...

Федотов Владимир Александрович; магистрант iconЗаслуженные люди визитная карточка деревни Александров Андрей Александрович...
Александров Андрей Александрович родился 2 февраля 1936 года в деревне Старокульчубаево Мишкинского района Башкирской асср в семье...

Федотов Владимир Александрович; магистрант iconАлександр III александрович
Александра II, на престол вступил его сын Александр III. Старший брат Александра III николай умер в 1865 году и после его смерти...

Федотов Владимир Александрович; магистрант iconМагистрант Школы экономики и менеджмента двфу, г. Владивосток Терский М. В
В основе анализа тенденций развития мировых транспортных перевозок лежат следующие критерии [1]






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную