Скачать 161.5 Kb.
|
ДОКЛАД к прогнозу социально-экономического развития муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» на 2014 и на плановый период 2015-2016 годов Уважаемый Президиум Собрания депутатов Горномарийского муниципального района! Уважаемые депутаты и приглашенные! Вашему вниманию предлагается доклад о Прогнозе социально-экономического развития муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» на 2014 год и плановый период 2015- 2016 годов. Прогноз социально-экономического развития Горномарийского муниципального района разработан в соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Республики Марий Эл на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, стратегии долгосрочного социально экономического развития и муниципальных программ Горномарийского муниципального района, а также итогов социально-экономического развития района за отчетный период и прогнозов экономического развития основных системообразующих предприятий района. Прогноз социально-экономического развития района на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов является ориентиром для формирования бюджета района на 2014год, а также хозяйствующих субъектов при принятии конкретных решений в области социально-экономической политики. Сельское хозяйство Основные направления аграрной политики на среднесрочную перспективу закреплены в действующей Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РМЭ на 2013-2020 годы и муниципальной подпрограмме на 2014-2018 годы. Реализация подпрограмм и основных мероприятий Государственной программы позволит привлечь дополнительный объем инвестиций в сельское хозяйство, увеличить объемы производства основных видов сельскохозяйственной продукции будет способствовать устойчивому развитию сельских территорий и улучшению качества жизни сельского населения. По оценке 2013 года объем производства сельскохозяйственной продукции по всем категориям хозяйств составит 3177,0 млн. рублей., индекс физического объема к 2012 году – 90,8%. По прогнозу на 2016 год предусматривается получить продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на сумму 3491 млн. рублей, индекс физического объема составит 100,8% к уровню 2013 года. Из них в 2016 году продукция сельхозпредприятий составит 695 млн. руб. Доля объемов производства сельскохозяйственных организаций в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции к 2016 году составит 19,9 %. Причинами спада объема производства сельскохозяйственной продукции в 2013 году являются низкие цены реализуемой сельскохозяйственной продукции при ее высокой себестоимости, снижение урожайности зерновых культур - в 2013 году на 5,5% (урожайность зерновых культур составила 13,5 ц/га ( в 2012году-14,3 ц/га), снижение поголовья КРС( 390 голов). Мероприятия, проводимые в агропромышленном секторе экономики, позволят в 2014 году стабилизировать процесс спада объемов производства продукции сельского хозяйства, прогнозируемый темп роста производства составит 100,3% к оценке 2013 года в сопоставимых ценах. В развитии растениеводства района на перспективу взят правильный курс по обновлению техники, сортов, закупки удобрений и средств защиты растений, строительству хранилищ (терминала) и новых технологий агротехники. Результаты с учетом климатических факторов неплохие. Иначе складывается ситуация в животноводстве. В 2014 году предусмотрено увеличение производства мяса на 1,4%, молока на 1,2% при условии сохранения поголовья КРС не ниже уровня 2013 года. В настоящее время тенденция сокращения поголовья коров и снижения объемов производства молока негативно сказывается на финансовом положении большинства сельхозтоваропроизводителей и социально-экономическом развитии района в целом. Так на 1 декабря 2013 года поголовье КРС в сельхозпредприятиях составило 910 голов, что составляет 90,7% к АППГ(1003 гол), в ЛПХ снижение составило 9%. ( 300 голов) к АППГ. Спрос населения на молочную продукцию удовлетворяют в основном внешние поставщики: Йошкар-Ола,Чувашия, Татарстан. Небольшие объемы по пакетированному молоку дает ООО «Вива». Наше произведенное молоко вывозится в виде сырья за пределы района и города на переработку. Большого поголовья в районе на сегодня нет, поэтому для успешного развития молочного животноводства необходимо нашим фермерам участвовать в реализации отраслевой программы по созданию семейных молочных ферм, где на развитие семейной фермы можно получить реальную господдержку. Необходимо продолжить работу по привлечению в отрасль животноводства частных инвесторов для организации производства и переработки на территории района, для этого имеются все условия – свободные площадки бывших комплексов с инфраструктурой и земельные ресурсы. Нельзя забывать и о развитие социально значимых отраслей: свиноводства, овцеводства, козоводства, коневодства, кролиководства, разведения гусей обеспечивающих сохранение традиционного уклада жизни и занятости сельского населения. В мясном животноводстве имеется ряд проблем: отсутствие достаточных племенных ресурсов специализированных пород отечественной и зарубежной селекции в скотоводстве и птицеводстве, что вызывает необходимость перевода селекционно-племенной работы на качественно новый технологический и генетический уровень; низкая обеспеченность качественными кормами, при переходе к интенсивным откормочным технологиям мясное животноводство становится весомым потребителем полнорационных комбикормов, что вызывает необходимость увеличения производства зернобобовых культур и белково-витаминных добавок собственного производства; отсутствие в районе единого технологического комплекса: первичных производителей мяса, научного центра, банковского капитала, предприятий комбикормовой промышленности, мясопереработки, торговых сетей и глубокой переработки мясосырья; недостаточный уровень развития инфраструктуры (логистики) мясного рынка, высокая степень износа основных производственных фондов, что приводит к дополнительным издержкам; недостаточная государственная поддержка отрасли. В 2013 году Правительством РМЭ поставлена задача по развитию товарного рыбоводства в муниципальных образованиях. Совместно с Департаментом по охране контролю и регистрации объектов животного мира для нас задача с которой мы начали эту работу - это на конкурсной основе определить арендаторов плотин. По результатам конкурсов в 2013 году предоставлены в аренду Макаркинская и Микряковская плотины Илуткину Сергею Викторовичу, рассматривается конкурсная заявка Матукова В.В. по Чермышевской плотине. В 2014 году своих хозяев должный найти Тамарайкинская, Алдеевская, Якнурская плотины. Проводимая государственная политика поддержки малых форм хозяйствования на селе позволяет расширить возможности доступа субъектов малого сельскохозяйственного предпринимательства к субсидируемым кредитам банков. Но все это небольшие объемы. С реальными инвестиционными проектами инвесторы к нам в район не идут. В сельском хозяйстве имеются все предпосылки для дальнейшего развития. Государственная программа развития сельского хозяйства позволяет активизировать население на самозанятость. Поддерживая сельхотоваропроизводителей, государство возмещает в виде компенсаций часть затрат на приобретение элитных семян, погашение процентной ставки по полученным кредитам, а так же на 1 га посевной площади (400 руб) Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей ежегодно совершенствуется так с 2012 года работает: 1.Программа «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 гг.» призвана помочь начинающим крестьянским (фермерским) хозяйствам закрепиться в аграрном секторе экономики страны Цель программы – стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции (в 2013 году 1 КФХ получило грант на сумму 1,5 млн.руб.) 2.Ведомственная целевая программа – «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских фермерских хозяйств на 2012-2014 гг». В указанных программах в 2004 году изъявили желание участвовать 7 КФХ, из них 4 как начинающие фермеры, 3 по развитию семейных ферм. Промышленное производство Промышленная политика Горномарийского муниципального района в 2014 году и в плановом периоде 2015 -2016 годов будет направлена на дальнейшее создание благоприятных условий для развития эффективных производств, привлечения в них инвестиций. Наибольший удельный вес в отрасли промышленности: на 55,8% занимает производство пищевых продуктов, производство и распределение электроэнергии, газа, воды занимает 29,3 %, деревообработка - 9,2%, переработка сельскохозяйственной продукции - 5,7%,, Ожидаемое выполнение объема промышленного производства в 2013году –178 млн. рублей. Планируемый объем в 2014 году –191млн. рублей, к 2016 году до 232,0 млн. рублей. В 2014 году прогнозируется, что индекс промышленного производства составит 102% к оценке 2013 года. В 2015-2016 годах индекс промышленного производства составит 103% . В 2014-2016 годах формирование объемов промышленного производства будет определяться, в первую очередь предприятиями по производству пищевых продуктов; переработке сельскохозяйственной продукции; производство распределение электроэнергии, газа, воды; и производству продукции деревообработки. Прогноз развития отраслей промышленности в период до 2016 года предусматривает следующие параметры. По прогнозу в обрабатывающих производствах индекс промышленного производства составит 102,0-102,5 процента. В 2014-2016 годах сохранится стабильность в развитии предприятий по производству пищевой продукции, наращивание объемов производства основных видов пищевой продукции, повышение конкурентоспособности продукции, планируется путем внедрения современных технологий и оборудования, совершенствование ассортимента и улучшения качества продукции на предприятиях перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию. Ежегодный прирост производства пищевых продуктов составит не менее 104,0-105,0 процентов. В отрасли промышленности, связанной с обработкой древесины и производством изделий из дерева планируется незначительный прирост производства в связи с продажей производственных мощностей ООО «Лес-П» в Килемарский район. Приоритетной задачей развития предприятий этой отрасли является развитие мощностей по глубокой переработке древесины, в том числе низкосортной. Индекс производства данного вида деятельности составит не менее 100,5 процентов. Основными предприятиями промышленности для проведения мониторинга в 2014 году будут: ООО «Микряково», ООО «Троицкое», ООО «Виловатово» - производство хлебобулочных изделий, кондитерских, кулинарных изделий; ООО «Лес–П», ООО»Леспром» - лесозаготовка, лесопереработка; СПК «ПТФ - «Горномарийская» - производство яичного порошка, производство мясных полуфабрикатов, консервов из мяса птицы; ООО «Вива» - переработка молока. Предприятиям, реализующим перспективные инвестиционные проекты, связанные с модернизацией оборудования, будет оказываться поддержка по республиканским и муниципальным программам. Малое предпринимательство Важнейшее значение для дальнейшего экономического развития района в предстоящие годы будет иметь активность малого и среднего бизнеса. По состоянию на 1 декабря 2013 года в районе зарегистрировано 355 СМиСП , из них средних 2 , малых 81 предприятие, индивидуальных предпринимателей -146 ед.,КФХ-126 ед. Основной причиной оттока ИП явилось увеличение ставок по отчислениям во внебюджетные фонды. Прогноз развития малого предпринимательства на 2014 год и на период 2015-2016 годов предусматривает дальнейшее развитие благоприятного предпринимательского климата в районе на основе повышения качества и эффективности мер государственной и муниципальной поддержки. Сохраняется тенденция преобладания малых предприятий по виду деятельности - розничная торговля, что составляет 66,7 % от общего оборота розничной торговли. По прогнозу оборот малых предприятий в 2014 году составит 753 млн.рублей и возрастет до 798,9 млн. рублей в 2016 году, что выше уровня 2013 года в 1,1 раза. Число занятых на малых предприятиях возрастет с 695 человек в 2014 году до 705 человек в 2016 году . Росту численности индивидуальных предпринимателей способствует Программа содействия занятости безработных граждан РМЭ на 2012-2020 годы. Комплекс мероприятий, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства определен муниципальной программой «Развитие национальной экономики и инвестиционной деятельности на 2014-2018 годы», которая будет содействовать дальнейшему развитию малого предпринимательства, привлечению инвестиций, сохранению и созданию новых рабочих мест. Рынок товаров и услуг. Потребительский рынок представлен в районе объектами торговли, общественного питания, потребительской кооперации, индивидуальными предпринимателями, предприятиями, оказывающими платные услуги населению. В 2014 году и в плановом периоде 2015- 2016 годов сохранится тенденция роста оборота розничной торговли. На увеличение темпов роста розничного товарооборота существенно повлияет увеличение реальных располагаемых доходов населения, а также деятельность торговых фирм по увеличению дорогостоящих товаров в кредит. В среднесрочной перспективе планируется строительство объектов сетевой торговли на территории Горномарийского района, которая создаст дополнительные возможности расширения рынка, повышает прозрачность торговых операций. По прогнозу на 2014 год оборот розничной торговли составит - 975 млн. руб. с темпом роста в сопоставимых ценах 104,9%. К 2016 году оборот розничной торговли достигнет 1240 млн.рублей. Объем платных услуг населению района через все каналы реализации по прогнозу будет ежегодно увеличиваться на 1,2% и составит в 2016 году 138 млн. рублей. На предстоящую перспективу приоритетными направлениями в сфере потребительского рынка являются: обеспечение доступности для всего населения услуг торговли и платных услуг, расширение объемов и продаж и ассортимента продукции местных товаропроизводителей, внедрение современных форм торговли и оказания услуг, создание благоприятного предпринимательского климата для притока инвестиций. Инвестиции Инвестиционная политика в прогнозируемый период будет направлена на сохранение благоприятных условий для привлечения в экономику района инвестиций за счет всех источников финансирования. На развитие экономики и социальной сферы района в 2014 году прогнозируется направить инвестиций в основной капитал в сумме 693 млн.рублей. Ежегодные темпы прироста инвестиций в основной капитал прогнозируются не менее 3-9 процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах. В структуре инвестиций в основной капитал в целом по району наибольший удельный вес затрат занимает строительство зданий и сооружений куда будет направлено 37,0% инвестиций, в жилищное строительство - 36,0%, на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря - 24%. Направлена бюджетная заявка для включения объектов в республиканскую адресную инвестиционную программу на 2014 год, финансируемых в рамках реализации мероприятий ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по Горномарийскому муниципальному району за счет всех источников финансирования на сумму 365,01 млн.руб.
развитие газификации в сельской местности, на сумму 18,7 млн.руб.;
На 2014 год направлена бюджетная заявка для включения объектов района в республиканскую адресную инвестиционную программу на сумму 430,357 млн.руб.. в том числе на коммунальное хозяйство-50,433 млн.руб, газификацию-16,8 млн.руб., общеобразовательные учреждения в сельской местности-291,0 млн. руб., На текущую дату результат о включении заявленных проектов на 2014 год отсутствует. Планируется строительство Чекеевского ФАП модульного типа по линии Минздрава РМЭ и ФОК в с. Виловатово по линии Минспорта РМЭ. В общий объем инвестиций будут включены собственные средства предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей, КФХ, направляемых как правило на приобретение основных средств, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, сооружений. В 2014 году на долю собственных средств планируется направить до 60 % от общего объема инвестиций в основной капитал. Объем работ и услуг по виду деятельности «строительство» прогнозируется в 2014-2016 годах в сумме 22,3-23,7 млн. рублей с ежегодным ростом на 2-3 процента к предыдущему году в сопоставимых ценах. В 2014 году прогнозируется ввести в эксплуатацию индивидуальных жилых домов за счет всех источников финансирования 12,4 тыс.кв.м., в 2015 году-12,5 тыс. кв.м, в 2016 году-12,5 тыс.кв.м.. По республиканской целевой программе «Модернизация и развитие автодорог общего пользования в РМЭ на 2011-2015 годы», в 2013 году введена в эксплуатацию автодорога подъезд к д. Нижнее Сарлайкино протяженностью 2,45 км местного значения. По этой же программе в 2014 году планируется строительство и ввод в эксплуатацию автодорог до населенных пунктов: Емелево-Старые Тарашнуры (2700м), подъезд к д. Якнуры (1700м), в 2015 году а/д Юльялы-Шунангер (800м ), подъезд к д. Этвайнуры (3100 м), а/д Симулино- Крайние Шешмары ( 1300м) Произведены ремонты дорог общего пользования и дворовых территорий. Вновь построены пешеходные дорожки и металлическое барьерное ограждение между автодорогой и пешеходной частью улицы в с. Виловатово. Планируется завершение строительства физкультурно-оздоровительного комплекса в с. Виловатово. Планируется строительство детского сада на 80 мест в с. Микряково Микряковского сельского поселения. Введется строительство пристроя к детскому саду «Петушок» в с. Виловатово Виловатовского сельского поселения на 40 мест. Срок ввода в эксплуатацию 2014 год. Демографические тенденции, занятость и уровень жизни населения Численность постоянного населения района на среднесрочную перспективу с прогнозирована с учетом окончательных итогов Всероссийской переписи населения 2010года предполагает замедление тенденции снижения численности населения. По прогнозу на 2014 год численность населения в районе должна составить 23225 человек. К 2016 году — 22369 человек. В демографической ситуации прогнозируется дальнейшая естественная убыль. Показатель смертности превышает показатель рождаемости в 1,6 раза. На протяжении нескольких лет численность населения имеет тенденцию к снижению. С принятием ряда Федеральных законов направленных на улучшение демографической ситуации, администрацией района ведется пропаганда о необходимости иметь третьего ребенка в каждой семье. В связи с реформированием в сельском хозяйстве, сокращением рабочих мест, низким уровнем оплаты труда, сложная демографическая ситуация и миграция населения в поисках работы «на стороне» сказываются на оттоке рабочей силы в муниципальном образовании. Состояние рынка труда в 2014-2016 годах будет характеризоваться положительными тенденциями развития, обусловленными реализацией мер по обеспечению занятости населения, созданию и модернизации рабочих мест в организациях района, регулированию социально-трудовых отношений. Среднесписочная численность работников организаций района будет иметь тенденцию к незначительному снижению в условиях модернизации производства и инновационного развития, к концу 2016 года по прогнозу численность работников организаций составит 2,78 тыс. человек. По прогнозу 2014 года уровень зарегистрированной безработицы составит 0,57%, к концу 2016 года будет снижен и составит с учетом сезонных колебаний не более 0,55 процентов к экономически активному населению. В 2014-2016 годах прогнозируется дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения района. Увеличение доходов населения в прогнозируемом периоде будет связано с ростом производства в основных секторах экономики, увеличением оплаты труда работающих на предприятиях района, а также с учетом осуществления мер по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы. С учетом всех факторов темп роста среднемесячной заработной платы работающих в 2014-2016 годах составит не менее 107-108 процентов, в 2014 году среднемесячная заработная плата увеличится до 12195,3 рублей. (РМЭ — 20239 рублей), что ниже республиканского уровня на 39,8%. В 2014 году фонд начисленной заработной платы всех работников организаций составит 414,2 млн.рублей, в 2015 году - 440,5 млн.рублей, в 2016 году - 472,3 млн.рублей. Ежегодный темп роста среднедушевых доходов населения по прогнозу в 2014-2016 годах составит 110-110,5 процентов. Ожидаемые в 2013 году среднедушевые месячные денежные доходы населения составят 10191 рубль (В РМЭ 14422 рубля). По прогнозу в 2014 году планируется их увеличение до 11210 рублей с ростом на 10% ( по РМЭ 15936 рублей). Положительная динамика роста денежных доходов населения района в среднесрочной перспективе будет способствовать снижению доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. По прогнозу доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2014 году составит 20,0%, к 2016 году — 18,5%. По РМЭ аналогично. Основными задачами деятельности органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии Горномарийского района на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов будут: 1. Создание благоприятных, комфортных условий проживания населения муниципального образования Горномарийского района. 2. Привлечение большей части экономически активного населения в реальное производство. 3.Выполнение основных показателей экономического и социального развития муниципального образования . 4.Поддержка в развитии основных налогообразующих предприятий, а также малого и среднего предпринимательства. 5. Привлечение инвестиций в экономику района, путем включения муниципального образования в число Федеральных, республиканских и муниципальных программ, поиска частных инвесторов в реальный сектор экономики. 6. Создание новых рабочих мест и повышение занятости населения. 7. Повышение уровня оплаты труда и ее легализация во всех отраслях экономики. 8. Расширение доходной базы бюджета сельского поселения по всем статьям доходной части бюджета. 9.Эффективное использование муниципальной собственности. 10. Проведение мероприятий по стимулированию оценки имущества физических и юридических лиц в соответствии с действующими нормативными актами. 11.Индивидуальная работа с предприятиями - недоимщиками. 12. Развитие материальной базы ЖКХ, образования, культуры и др. отраслей бюджетной сферы. 13.Развитие социальной сферы, дальнейшая газификация села, строительство и реконструкция водопроводных сетей, строительство и ремонт дорог с твердым покрытием, ремонт объектов бюджетной сферы. 14.Обеспечение благоприятной экологической обстановки. 15. Обеспечение противопожарного состояния населенных пунктов сельского поселения. 16. Совершенствование деятельности органов местного самоуправления.
18. Активное внедрение межведомственного взаимодействия и организация работы многофункциональных центров по оказанию муниципальных услуг гражданам района в электронном виде.
|
![]() | ![]() | Структура стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Кизнерский район» | |
![]() | Прогноз социально-экономического развития района на 2014 год и на период до 2016 года, разработан с учетом предлагаемых сценарных... | ![]() | В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 19 Устава муниципального образования «Суоярвский район» Совет депутатов муниципального... |
![]() | В соответствии с Уставом муниципального образования представляю вам годовой отчет о социально-экономическом развитии муниципального... | ![]() | В 2012 году Одинцовский муниципальный район сохранил положительные тенденции в социально-экономическом развитии |
![]() | Социально экономического развития муниципального образования Зональный район Алтайского края на период до 2025 года | ![]() | Основные проблемы социально-экономического развития муниципального образования |
![]() | Администрации муниципального образования Приуральский район в соответствии с постановлением Администрации муниципального образования... | ![]() | Ленинградской области», в целях установления приоритетных целей и задач деятельности органов местного самоуправления муниципального... |