Скачать 232.46 Kb.
|
Рабочая программа по экономике для 10-11 класса Пояснительная записка Программа составлена на основе федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по экономике для средних школ базового уровня, примерной программы по экономике для общеобразовательных учреждений, авторской программы А.Киреева 10-11 классы для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Она конкретизирует содержание предметных тем стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем, раскрывает логику учебного процесса в соответствии с возрастными особенностями учащихся. В ней также определен минимальный набор теоретических знаний, которыми должны овладеть учащиеся, а также практических и контрольных работ, выполняемых ими. Содержание программы разработано с учетом межпредметных связей с другими разделами обществознания, а также с курсами экономической географии, математики, истории и права в старшей школе. Цели изучения экономики. Изучение экономики в старшей школе направлено на развитие экономического мышления, выработку умений находить и критически осмысливать экономическую информацию и анализировать и систематизировать полученные знания, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области экономических отношений, воспитание ответственности за экономические решения. Общая характеристика учебного предмета. Экономика — фундаментальная наука. Она непосредственно изучает свой предмет, используя формальные науки (математику, логику, лингвистику) только в качестве инструментов познания и метанауки (философию, историю, правоведение) как методологические ориентиры. Экономика — прагматическая наука. Как и другие общественные науки, она исследует ценности и цели в поступках людей и их групп-домохозяйств, фирм, государств. В отличие от естественных наук ее теории не могут быть подтверждены экспериментом в контролируемых и неизменных условиях. Задача экономики как науки — объяснить свой предмет — механизм удовлетворения неограниченных потребностей путем производства, распределения и потребления товаров и услуг в условиях относительной ограниченности ресурсов. На этапе среднего (полного) общего образования содержание предмета «Экономика» на базовом уровне представляет собой комплекс знаний по основам экономической науки, необходимых каждому человеку. Изучение основ экономики построено по принципу от простого к сложному и включает следующие содержательные линии (разделы): • принципы экономики; • экономика домохозяйства; • экономика фирмы; • экономика государства; • экономика мира. Принципы экономики содержат основные экономические понятия, которые используются во всех областях экономической деятельности. Экономика домохозяйства посвящена в основном экономике семьи, рациональному потреблению и рынку труда. Экономика фирмы охватывает экономику производства, рыночное поведение предприятий и рынок капитала. Экономика государства рассматривает деятельность государства по производству общественных благ и регулированию экономических процессов. Экономика мира посвящена изучению функционирования национальной экономики в условиях ее взаимодействия с экономиками других стран, особенно через международную торговлю и финансирование. В заключение курса знания в рамках всех содержательных линий сводятся воедино на примере экономики современной России. Предмет «Экономика» ориентирован на формирование у российских школьников широкого представления об общих закономерностях функционирования основных экономических агентов, их взаимодействии регулировании. Эти знания станут основой для более глубокого изучения экономики, решения повседневных экономических проблем семьи, фирмы и государства, участия в предпринимательской деятельности, формирования собственных суждений по экономическим вопросам. Содержание предмета на базовом уровне сохраняет преемственность по отношению ко всем содержательным линиям основной школы и, кроме того, обеспечивает освещение ряда дополнительных проблем, которые не рассматриваются в основной школе, но важны для современного человека. Изучение экономики на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: •развитие экономического мышления: освоение основных понятий экономики, воспитание ответственности за экономические решения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни; •овладение умением оценивать экономические события: использование различных источников информации, анализ и систематизация данных; •воспитание уважения к наемному труду и предпринимательской деятельности: овладение знаниями и навыками, необходимыми для будущей работы в качестве наемного работника и самостоятельного предпринимателя; •решение экономических проблем: применение полученных знаний в решении текущих экономических проблем на примере конкретных домохозяйств, фирм и государств; изучение и предложение путей решения проблем экономики России; •ориентация в выборе будущей профессии: развитие потребности в получении и поддержании экономических знаний, выбор путей дальнейшего образования. Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования в 10 или 11 классах из расчета 1 час в неделю. Предлагаемая программа рассчитана на 36 учебных часов в 10 классе и 34 учебных часа в 11 классе. Она включает 5 крупных тем: «Принципы экономики», «Экономика семьи», «Экономика фирмы», «Экономика государства» и «Экономика мира». Каждая тема состоит из 7 подтем (шесть для обязательного изучения и одну резервную), каждую из которых рекомендуется изучать в течение 1 учебного часа. Общий резерв учебного времени — 5 часов. Резервные часы могут быть использованы для проведения дискуссии по изучаемым вопросам, работы с книгой или практического занятия, а также для проверки знаний через тестирование, решение задач и работу с Интернетом. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются: •объяснение экономической реальности, оценка экономического положения домохозяйства, фирмы, страны и мира в определенный момент; вынесение обоснованных суждений относительно причин и последствий развития экономических явлений; • решение реальных экономических проблем и определение оптимального поведения экономических агентов в конкретных ситуациях; •сбор и анализ экономической информации из устных, письменных и электронных источников; интерпретация устных высказываний на экономические темы, экономических текстов, таблиц, графиков, карт, данных Интернета; отделение основной информации от второстепенной, передача содержания информации адекватно поставленной цели; •использование новейших средств коммуникации: программ компьютерных таблиц, баз данных, мультимедийных ресурсов, Интернета и других компьютерных технологий — для сбора, анализа, передачи и презентации информации; •составление простых прогнозов экономических явлений, альтернативных сценариев развития отдельных экономических показателей и воздействия на них возможных шоков; • приобретение навыков обсуждения, письменных и устных выступлений и дискуссий по экономическим вопросам; умение обосновывать экономические суждения, приводить доказательства и примеры, учитывать и уважать мнение других, достигать компромиссов и находить оптимальные приемлемые решения; •участие в коллективных проектах в качестве рядового члена проекта и его лидера, приобретение навыков руководства коллективными усилиями по решению экономических проблем. Результаты обучения. Результаты изучения предмета «Экономика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует Стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной экономической жизни, позволяющими ориентироваться в экономической информации и событиях. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Ожидаемые общие результаты обучения: • понимание учениками значения основных экономических понятий; • способность ориентироваться в текущей экономической информации и явлениях; • овладение некоторыми элементами экономического анализа; • применение экономических знаний в повседневной жизни. Требования к уровню подготовки выпускников. Данная программа обеспечивает уровень подготовки выпускников, соответствующий Стандарту среднего (полного) общего образования по экономике для средних школ на базовом уровне. В соответствии с ним ученик должен: • знать/понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста; • уметь приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем; описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики; объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли; • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для получения и оценки экономической информации; составления семейного бюджета; оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина. Концептуальные основы образовательного стандарта по предмету «Экономика». Новизна стандарта заключается прежде всего в том, что предмет «Экономика» впервые включена в ФБУП как самостоятельный предмет, что отражает признание важности экономического образования для формирования адекватного мировоззрения и практических навыков людей, которые будут жить в условиях рыночной экономики. Это стало возможным благодаря десятилетнему опыту апробации преподавания различных курсов экономики в школах России. Важно, что содержание экономического образования в стандарте соответствует современному состоянию мировой экономической науки и вместе с тем отличается большим вниманием к практической направленности по сравнению с ранее принятым образовательным минимумом по данной дисциплине. При этом в первую очередь изучение экономики в общеобразовательной школе призвано способствовать формированию у учащихся целостной картины экономического поведения людей и представления об экономической сфере общества. Реализация внутрипредметных связей. Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей культуры и необходимых каждому человеку навыков экономического мышления и поведения и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации; на базовом уровне в содержание образования включается лишь необходимый минимум теоретических концепций и профессиональных терминов. Соответствие содержания стандарта возрастным особенностям учащихся достигается путем отбора тем, актуальных для подростков в возрасте 15-17 лет, применения интерактивных форм обучения. Реализация межпредметных связей обеспечена тем, что при четком разделении материала между предметами в преподавании экономики используются знания из литературы, математики, географии, информатики, истории и технологии Повышение воспитательного потенциала содержания образования основывается на выработке у школьников умения критически осмысливать экономическую информацию, содержащуюся в средствах массовой информации, и вырабатывать собственное аргументированное мнение. Освоение на информационном и практическом уровнях основных социальных ролей, наиболее важных в экономической деятельности (потребителя, работника, собственника), выработка у учащихся ответственного отношения к своим потребностям, понимание связи между свободой выбора и ответственностью за его результаты, формирование у школьников навыков рационального поведения в условиях рыночной экономики – все это существенные элементы воспитания гражданина Личностная ориентация экономического образования достигнута благодаря формированию ценностных ориентиров и выделению личностной компоненты. В центре внимания находится экономическая деятельность человека в качестве потребителя, семьянина, работника и гражданина. Содержанием экономического образования на базовом уровне является в первую очередь то, с чем придется иметь дело каждому выпускнику в повседневной жизни, включая и сферу средств массовой информации. Деятельностный характер образования достигается посредством: работы с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернет); критического осмысления экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; экономического анализа общественных явлений и событий; решения задач, раскрывающих типичные экономические ситуации (вычисления на условных примерах); участия в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; написания творческих работ. Практическая направленность курса экономики достигается тем, что учащиеся осваивают типичные экономические роли потребителя, работника, налогоплательщика, предпринимателя. Кроме того в данном стандарте в курс экономики включен раздел прикладной экономики, что способствует развитию интереса к предпринимательской деятельности и формированию у учащихся практических навыков, необходимых для экономической деятельности Стандарт экономического образования предусматривает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций: в семейно-бытовой сфере: сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет; в сфере трудовой деятельности: знать плюсы и минусы работы по найму и предпринимательской деятельности, выбирать профессии, востребованные на рынке труда, быть способным рассчитать выгоды и издержки любого дела; в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях: грамотно взаимодействовать с государством и другими гражданами в процессе экономической деятельности; в сфере массовой коммуникации: быть способным находить, критически воспринимать экономическую информацию, передаваемую по каналам СМИ. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, статистические справочники, электронные учебные пособия, Интернет-ресурсы и другие базы данных, что повышает их информационную культуру. Приоритетные направления в развитии методики преподавания экономики должны быть ориентированы прежде всего на формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.д. При освоении содержания экономического образования у учащиеся формируются следующие общие учебные умения, навыки и обобщение способов деятельности: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, моделирование); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей; умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу и аксиому; творческое решение учебных и практических задач, самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы; самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения целей и средств); осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Календарно- тематический план 10 класса.
Календарно- тематический план 11 класса.
Учебно – методический комплект для 10-11 классов
|
![]() | Министерства образования и науки РФ №1089 от 5 марта 2004 года с учётом всех изменений | ![]() | Министерства образования и науки РФ №1089 от 5 марта 2004 года с учётом всех изменений |
![]() | Рабочая программа по обществознанию для 8-го класса разработана на основе Примерных программ для общеобразовательных учреждений под... | ![]() | Министерства образования и науки РФ №1089 от 5 марта 2004 года с учётом всех изменений |
![]() | Примерная программа по краеведению для 9 класса(М. Г. Булавинцева, А. А. Василевский, М. С. Высоков, Е. А., М. И. Ищенко, С. М. Первухин.),... | ![]() | Программы курса «История России. XX век для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Н. В. Загладин, Х. Т. Загладина, С. В. Агафонова.... |
![]() | Министерства образования и науки РФ №1089 от 5 марта 2004 года с учётом всех изменений | ![]() | Рабочая программа по Кубановедению для 5 9 класса составлена на основе авторской программы Л. М. Галутво, В. Н. Басий, Ю. А. Болдырева.... |
![]() | Умк «Enjoy English» для учащихся 2-9 классов общеобразовательных учреждений (Обнинск: Титул,2008-2009) | ![]() | Рабочая учебная программа предназначена для общеобразовательных учреждений, разработана для общеобразовательного 3 класса мбоу выездновская... |