Содержание
Введение 2
1 Теоретические основы оценки стоимости предприятия (бизнеса) 3
1.1 Правовое регулирование оценочной деятельности в РФ 3
1.2 Понятие и основные цели оценки стоимости предприятия 6
1.3 Этапы процесса оценки стоимости предприятия 14
1.4 Общая характеристика подходов в оценке бизнеса 21
2 Подходы к оценке стоимости бизнеса 22
2.1 Процедуры и методы оценки бизнеса 22
2.2 Доходный подход 24
2.3 Сравнительный подход 38
2.4 Затратный подход 42
3 Оценка стоимости бизнеса на примере действующего предприятия отрасли связи ОАО «Наука-Связь» 49
3.1 Оценка финансового состояния - необходимый этап оценки стоимости предприятия 49
3.1.1 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия 50
3.1.2 Прогнозирование платежеспособности и финансового состояния предприятия 57
3.2 Доходный подход оценки стоимости бизнеса 59
3.3 Затратный подход оценки стоимости бизнеса 68
Заключение 73
Список использованных источников 74
Приложение А 76
Приложение Б 78
Введение
Вместе с развитием рыночных отношений важнейшим фактором конкурентоспособности предприятий и организаций в долгосрочной перспективе является наличие фундаментальной цели развития бизнеса - прироста его реальной стоимости, и построение эффективной системы управления, ориентированной на достижение этой цели. Опыт развитых стран показывает, что положительная динамика стоимости предприятия (бизнеса) предопределяет долгосрочное и устойчивое его функционирование, способствует росту благосостояния общества и социально-экономического развития страны.
Знание менеджментом компании подходов и методов, применяемых при оценке стоимости бизнеса, позволяет отслеживать и оценивать развитие компании и принимать своевременные меры по недопущению снижения рыночной стоимости компании.
Одним из рычагов управления и регулирования экономики со стороны государства в макроэкономическом аспекте является оценка стоимости, особое значение оценка имеет при управлении государственной и муниципальной собственностью. Недостаточное распространение оценочных услуг в период первичного распределения собственности привело к тому, что огромная масса государственных предприятий была переведена в частную собственность, по намерено заниженным ценам. Государство, продавая экономические объекты по минимальным ценам, потеряло право на присвоение будущих доходов от их деятельности. Все эти факты свидетельствуют о необходимости оценки, в том числе и оценки бизнеса.
В современных условиях особое значение приобретает проблема эффективного управления собственностью предприятий. Поэтому совершенствование системы управления стоимостью компании и исследование закономерностей ее развития являются актуальной проблемой. Ее реализация в практике, на наш взгляд, позволит не только повысить инвестиционную привлекательность предприятия, но и вынуждает руководство компании искать и применять новые методы и приемы управления производством, финансами, кадрами, имиджем и мнением потребителей.
В сфере телекоммуникаций данная тенденция также имеет место. Одно из отличий данной сферы хозяйствования от других – значительная стоимость внеоборотных активов, в частности основных средств.
Предметом исследования дипломной работы являются процессы формирования и развития стоимости предприятия связи и ее оценки.
1 Теоретические основы оценки стоимости предприятия (бизнеса)
1.1 Правовое регулирование оценочной деятельности в РФ
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации. До принятия данного Закона оценочная деятельность регулировалась большим количеством достаточно противоречивых законов и подзаконных нормативных актов не прямого действия.
Оценочная деятельность регулируется также иными федеральными законами, которые, так или иначе, касаются вопроса оценочной деятельности. В качестве примера таких законов можно привести Федеральные законы "Об обществах с ограниченной ответственностью", "Об акционерных обществах", "О рынке ценных бумаг", "О саморегулируемых организациях" и многие другие.
Помимо федеральных законов и международных договоров к нормативным правовым актам Российской Федерации относятся также:
конституция Российской Федерации;
указы Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить ГК РФ и другим законам России;
постановления Правительства Российской Федерации, принимаемые во исполнение Гражданского кодекса и иных законов России, указов Президента России;
акты министерства и иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права, в случаях и пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.
Регулирование оценочной деятельности осуществляется также нормативными правовыми актами, издаваемыми федеральными органами исполнительной власти, прежде всего федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством РФ на осуществление надзора и нормативно-правового регулирования оценочной деятельности и деятельности СРОО (соответственно Минэкономразвития России). К числу таких актов относятся и утвержденные уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования оценочной деятельности, федеральные стандарты оценки, определяющие требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности, а также образовательные программы высшего профессионального, дополнительного профессионального образования и программы профессиональной переподготовки специалистов в области оценочной деятельности.
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" дает определение таких базовых понятий, как "оценочная деятельность" и "рыночная стоимость".
Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
Исходя из данного определения, можно выделить следующие характерные особенности оценочной деятельности:
1 Оценочная деятельность является видом профессиональной деятельности.
2 Оценочную деятельность вправе осуществлять лица, признанные субъектами оценочной деятельности.
3 Целью оценочной деятельности является определение рыночной или иной стоимости объектов оценки.
Следует отметить, что первая особенность оценочной деятельности была закреплена в тексте комментируемого Закона только в редакции Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон ""Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Оценочную деятельность вправе осуществлять лица, признанные в соответствии с Федеральным законом субъектами оценочной деятельности. Понятия "субъект оценочной деятельности" и "оценщик" равнозначны.
Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями комментируемого Федерального закона.
Таким образом, Законом установлены следующие признаки субъекта оценочной деятельности:
является физическим лицом;
членство в саморегулируемой организаций оценщиков;
ответственность данного лица застрахована в соответствии с требованиями ст. 24.7 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Вышеупомянутый закон определяет примерный перечень объектов оценки, в который включены:
вещи;
совокупность вещей, в том числе имущественные комплексы;
имущественные права;
работы, услуги;
информация;
иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте.
Между тем перечень объектов гражданских прав является более широким по сравнению с перечнем объектов оценки:
вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;
работы и услуги;
охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность);
нематериальные блага.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)" к объектам оценки относятся объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте, то есть объекты гражданских прав, не изъятые из оборота.
Гражданские права возникают:
из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также не противоречащих ему;
из соответствующих актов государственных органов и органов местного самоуправления;
из решений судов различных инстанций;
в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;
в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;
вследствие иных действий граждан и юридических лиц;
вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
|